Партийная система и основные политические партии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Партийная система и основные политические партии



Франции

Эта страна наряду с Великобританией является родиной современных политических партий и имеет вековые традиции плюрализма и свободомыслия.

В послевоенный период характер многопартийности несколько раз существенно менялся. В 1958–1981 гг. во Франции существовала доминантно-партийная система, основанная на привилегированном положении влиятельной партии «Объединение в поддержку республики» (ОПР)[1]. Это буржуазная центристская партия, организованная в 1958 г. ближайшими соратниками генерала де Голля (1890–1970 гг.). Она проповедует традиционные либеральные ценности, выступает за ускоренную европейскую интеграцию при учете интересов Франции. Партийными документами поставлена задача создания массовой и авторитетной политической организации, имеющей поддержку в различных слоях общества, под популистским лозунгом «Быть везде!». Последовательно отстаивается идеология величия Франции и ее культуры, а также идея сильной президентской власти и политической стабильности. Члены партии ОПР отличались активным политическим поведением и вели работу среди различных слоев избирателей. Все это характерно для их преемников и последователей — новых французских правых XX в. В 1995 и 2002 гг. лидер неоголлистов Ж. Ширак избирался на высшую должность Пятой республики — Президента, причем последний раз на 5-летний срок.

Наследником неоголлистов сегодня является новая политическая партия «Союз за народное большинство», созданная накануне проведения очередных президентских выборов 2002 г. В создании этой новой мощной правоконсервативной организации приняли участие традиционные неоголлисты в лице ОПР, партия «Либеральная демократия», а также значительная часть членов правоцентристского Союза за французскую демократию. Впервые в политической истории Республики произошло реальное слияние трех влиятельных правых организаций, что обеспечило победу на парламентских и президентских выборах 2002 и 2007 гг. «Союз за народное большинство» — правящая и влиятельная политическая партия. Официальная политическая программа новых идейных наследников де Голля: активная внешняя политика Франции, всесторонняя европейская интеграция при обязательном учете национальных интересов, развитие регионов на основе децентрализации. Партия выступает за активное военное сотрудничество с военным блоком НАТО. С 2007 г. Президентом Франции является один из руководителей Союза на народное большинство Н. Саркози.

Со второй половины ХIХ в. на французской политической сцене заметно присутствие социалистических организаций. Видная роль принадлежала им и в первый послевоенный период, до конца 50-х гг. Однако современная Французская социалистическая партия (ФСП) была создана в 1971 г. на базе объединения ряда небольших социал-демократических организаций под руководством популярного политика Ф. Миттерана — Президента Франции с 1981 по 1995 г. ФСП выступает под лозунгами демократического социализма, за справедливое распределение под контролем государства произведенного общественного продукта, в защиту лиц наемного труда и мелких предпринимателей. С конца 80-х гг. партия переживает серьезный идейно-политический кризис, который еще не преодолен. На парламентских выборах 1997 г. ФСП добилась крупного успеха и образовала в Национальном собрании левоцентристскую коалицию, однако потерпела поражение на выборах 2002 и 2007 гг. Сегодня это ведущая и влиятельная оппозиционная партия.

На левом фланге действует Французская коммунистическая партия (ФКП), основанная в 1920 г. В 30–50-е гг. она была популярна не только среди лиц, занятых индустриальным или сельскохозяйственным производством, но и в среде интеллектуалов. Весома роль коммунистов и в Движении сопротивления (1939–1945 гг.). В последние годы усилились кризисные явления в идеологии и партстроительстве. ФКП теряет свой традиционный электорат и былое влияние, уменьшается членская масса. В целом коммунисты полностью или частично солидаризуются со многими социал-демократическими лозунгами. В 1997–2002 гг. они входили в левоцентристское правительство во главе с социалистами.

В стране существует несколько активных буржуазных партий, блоков и движений: Центр социальных демократов, Республиканская партия, Республиканская партия радикалов и радикал-социалистов. На крайне правых позициях стоит группировка «Национальный фронт», широко эксплуатирующая внешне привлекательный, но политически опасный лозунг «Франция только для французов!».

Статус политических партий определен в самом общем виде в Конституции Пятой республики. В стране отсутствует подробная законодательная регламентация партийной деятельности. Партии образуются свободно и не обязаны проходить государственную регистрацию, однако должны уважать принципы национального суверенитета и демократии.

Список рекомендуемой литературы

Алебарстрова И.А. Конституционное право зарубежных стран. М., 2007. Гл. 15.

Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран. М., 2007. Гл. 7.

Выборы в России и Франции: уроки для политической науки. М., 2005.

Иностранное конституционное право / под ред. В.В. Маклакова. М., 1996. Гл. 3.

Ковлер А.И. Франция: партия и избиратели. М., 1984.

Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Особенная часть / отв. ред. Б.А. Страшун. М., 2008. Гл. II.

Конституционное право зарубежных стран / под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М., 2008. Гл. 16.

Политические институты на рубеже тысячелетий / отв. ред. К.Г. Холодковский. Дубна, 2001. С. 310–329.

Островская Е.П. Политическая жизнь Франции в свете выборов 2002 года // Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 3.

Преображенская А.А. Голлисты на рубеже XXI века // Французский ежегодник 2003: Правые во Франции. М., 2003.

Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2009. Гл. 17.

 

5. Партийная система и основные политические партии

Германии

Современная партийная система возникла в конце 1940-х гг. после освобождения Германии от фашистского ига. Кроме немецких антифашистов в ее становлении участвовали представители оккупационных властей, которые учли прошлый трагический опыт и внедряли в общественно-политическую жизнь идеалы демократии, свободомыслия, политического плюрализма, поэтому были созданы условия для предотвращения пропаганды фашизма и тоталитаризма. Деятельность нацистской партии, распространение фашистской идеологии, восхваление Гитлера и Третьего рейха запрещены законом.

Правовой статус партии регламентируется Основным Законом (ст. 9, 21) и федеральным законодательством, в том числе Законом о политических партиях 1967 г., с последующими изменениями и дополнениями.

Немецкие партии содействуют формированию политической воли народа. Они образуются свободно, на основе индивидуального добровольного членства. Их внутренняя организация должна соответствовать демократическим конституционным принципам. Партии равны перед законом. Политические партии, которые по своим целям или действиям стремятся причинить ущерб основам свободного демократического строя или поставить под угрозу существование Федеративной Республики, антиконституционны. Вопрос о конституционности партии решает Федеральный конституционный суд.

Существует государственное финансирование партий во время избирательных кампаний.

В современных условиях нельзя с достаточной определенностью выявить тип партийной системы. Можно с большой долей уверенности утверждать, что она по-прежнему является «двухсполовинной», то есть в общественно-политической жизни доминируют две основные партии — Христианско-демократический союз (ХДС) (в Баварии — Христианско-социальный союз (ХСС)) и Социал-демократическая партия Германии (СДПГ). Они правят, как показывает опыт прошедших десятилетий, образуя парламентские коалиции с одной из двух небольших партий — Свободной демократической партией Германии (СвДПГ) или с партией «Союз-90 – Зеленые». После сентябрьских выборов 2005 г. ввиду примерного равенства политического влияния ХДС/ХСС и СДПГ эти партии образовали большую парламентскую коалицию при некотором главенстве христианских демократов, которые получили ответственную должность Федерального канцлера. В результате успешных выборов 2009 г. в бундестаг христианские демократы (ХДС–ХСС) вновь образовали традиционную для них парламентскую коалицию с либералами — Свободной демократической партией и заняли главенствующее положение в правительстве и бундестаге.

Особую роль играет ХДС–ХСС — ведущая буржуазная центристская политическая организация, формально состоящая из двух частей — собственно ХДС и ХСС. Последняя действует только в одной, но крупной и экономически развитой земле — Баварии. Эти партии находятся в парламентской и организационно-идеологической унии, в федеральном парламенте существует единая фракция ХДС–ХСС. Эта ведущая правая партия в современном виде оформилась к началу 1950-х гг., через некоторое время после окончания войны. В ее создании приняли активное участие сторонники католической партии Центра, действовавшие во время Веймарской республики и преследовавшиеся нацистами.

Социальная база — широкие слои мелкой, средней и крупной буржуазии, государственные служащие. Лидеры христианских демократов сыграли выдающуюся роль в создании новой послевоенной Германии и ее объединении в 1990 г. Большинство федеральных президентов и канцлеров, начиная с 1949 г., были активистами или руководителями ХДС.

ХДС–ХСС проповедует традиционные либерально-консервативные ценности, учитывая, однако, германскую специфику (свобода личности, незыблемость частной собственности и частного предпринимательства, особая роль христианского учения, доктрина «социально ориентированного рыночного хозяйства», стремление к построению единой Европы, приоритет отношений с США и др.). На парламентских выборах 1998 и 2002 гг. блок ХДС–ХСС понес серьезные потери, но с осени 2005 г. является правящей партией.

Давним союзником христианских демократов выступает небольшая центристская Свободная демократическая партия Германии (СвДПГ), созданная в 1948 г. Она расширила свое влияние в 1990-е гг., однако все еще уступает по «политическому весу» ХДС–ХСС и СДПГ. Партия пропагандирует учение немецкого либерализма и по большинству внутриполитических вопросов, как правило, блокируется с христианскими демократами.

Либералы образовывали правительственные коалиции не только с ХДС–ХСС, но даже с социал-демократами (1968–1982 гг.). Ее (СвДПГ) социальную основу составляют мелкие и средние предприниматели, часть крестьянства, квалифицированных рабочих и ремесленников. СвДПГ удачно провела парламентскую кампанию 2009 г. Это правящая партия, она вновь находится в политическом союзе с христианскими демократами и входит в состав правительства. Ее позиции сильны в земельных парламентах.

Влиятельной и старейшей политической силой является СДПГ. Свое начало она берет еще с 1869 г., когда была создана первая немецкая организация социалистов-рабочих — СДРП. Среди духовных вождей — известные теоретики рабочего движения Ф. Лассаль, А. Бебель, В. Либкнехт. Партия вела активную антифашистскую борьбу и преследовалась нацистами. Восстановлена в западных землях Германии в 1946 г.

В послевоенный период партия выступает не с узкоклассовых (пролетарских), а с общенародных позиций, проповедует концепцию демократического социализма и такие традиционные ценности демократического общества, как свобода, гуманизм, справедливость, солидарность. СДПГ поддерживает лозунги социального партнерства, выступает за активную государственную социальную и экологическую политику. В своей практической деятельности исходит из опыта немецкого и международного рабочего движения. Ее традиционная социальная опора — квалифицированные рабочие, профсоюзный актив, часть государственных и муниципальных служащих, мелких предпринимателей. СДПГ победила на выборах в бундестаг в 1998 и 2002 гг., но на выборах 2005 г. набрала меньше голосов, чем христианские демократы. В 2009 г. эта партия проиграла парламентские выборы и находится в оппозиции.

С 1970-х гг. в ФРГ действует несколько самостоятельных экологических политизированных организаций. Наиболее крупные из них после объединения Германии создали новую партию «Союз-90 – Зеленые». Она представлена в федеральном парламенте и в 1998 г. вошла в парламентскую левоцентристскую коалицию, возглавляемую социал-демократами, и, соответственно, в состав правительства. В центр своей деятельности эта партия ставит вопросы охраны окружающей среды и устойчивого социально-экономического развития, лозунги экологического гуманизма. Среди ее членов распространены антивоенные настроения и пацифизм. Партия не имеет устойчивой социальной базы.

В восточных землях заметным влиянием пользуется Левая партия, организованная в июне 2005 г. (накануне парламентских выборов) на базе Партии демократического социализма (ПДС) при участии ряда активистов социал-демократического движения, выступавших с умеренно-радикальных позиций. В свою очередь, ПДС (возникла в 1990 г.) — правопреемница бывшей правящей партии ГДР — Социалистической единой партии Германии (СЕПГ). Левая партия признает многие традиционные социалистические и демократические ценности, выступает за расширение форм демократического волеизъявления граждан, против засилья в экономике крупных немецких и иностранных (преимущественно американских) концернов, в защиту рядовых налогоплательщиков и работников наемного труда.

Левая партия широко использует концепцию «третьего пути» между капитализмом и социализмом, которая, однако, едва ли может быть реализована. Среди ее активистов много членов бывшей партии восточно-германских коммунистов — СЕПГ. Социальная база Левой партии — квалифицированные рабочие, часть служащих, мелких предпринимателей, фермеров, сельскохозяйственных рабочих, безработные. На региональном (земельном) уровне она сотрудничает с социал-демократами и «зелеными». В 1990-е гг. партия (ПДС) достигла некоторых успехов на федеральных и земельных выборах. Удачно новая Левая партия выступила на парламентских выборах 2005 и 2009 гг. Ее влияние на западе Германии достаточно ограниченное.

На крайнем правом фланге действуют небольшие общественно-политические организации — Республиканская, Национал-демократическая партии, Германский народный союз, проповедующие откровенно националистические взгляды. Многие их лидеры и активисты привлекались к различным видам юридической ответственности за нарушение законов и экстремистские действия (преследование иностранцев, восхваление Гитлера и Третьего рейха и т.д.). По данным печати, в ФРГ на учете спецслужб находится 130 небольших праворадикальных организаций. Число их сторонников приближается к 50 тысячам. Влияние последних невелико.

 

Список рекомендуемой литературы

Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: учебное пособие. М., 2006. С. 355–357.

Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран. М., 2007. Гл. 6, § 2.

Бубе М. Роль партий в формировании политической системы послевоенной Германии // Политические исследования. 2004. № 6.

Громыко А.А. Победы и поражения современной социал-демократической Европы // Политические исследования. 2000. № 3.

Диманис М.Д. Либеральная партия ФРГ: поиск выхода из «кризиса идентичности» // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 1.

Конституционное право зарубежных стран / под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М., 2009. С. 448–504.

Политические институты на рубеже тысячелетий / отв. ред. К.Г. Холодковский. Дубна, 2001. С. 284–309.

Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2009. Гл. 18, § 3.

Партийная система



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.026 с.)