Форма государства в развивающихся странах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форма государства в развивающихся странах



Большинство государств этой группы являются республиками, как правило, президентскими или полупрезидентскими. Существуют и монархии, такие как Бутан, Иордания, Камбоджа, Малайзия, Таиланд, Бахрейн, Бруней, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Саудовская Аравия, Лесото, Марокко, Свазиленд. Многие из указанных монархических государств расположены в Азии. Одна монархия существует в Океании — Королевство Тонга.

В 1976–1979 гг. монархическая форма искусственно была установлена в Центральноафриканской империи, сегодня — Центральноафриканская Республика. В первой половине 90-х гг. ХХ в. Республика Кампучия была трансформирована в традиционную форму государства — в Королевство Камбоджа.

В конце 2007 г. парламент Непала, в то время монархического государства, под влиянием множества внутриполитических факторов (в том числе из-за непопулярности правящего монарха) принял решение о переходе к республиканской форме правления, что и было сделано в течение 2008 г.

Специфическими монархиями выступают отдельные государства — ранее бывшие британскими колониями, а в настоящее время суверенные государства — члены Содружества (Барбадос, Багамские острова, Бермудские острова, Гренада, Маврикий, Ямайка и др.). Они не имеют своего национального монарха. Главой этих государств является английский монарх. На постоянной основе его представляет генерал-губернатор, назначаемый, как правило, из числа местных жителей и пользующийся авторитетом в стране и у британских властей.

Центральное место в государственной системе институтов власти принадлежит главе государства — президенту или монарху. Парламентские формы правления не получили распространения по объективным и субъективным факторам (одно из исключений — Республика Индия).

В ряде государств (Бруней, Катар, Оман, Саудовская Аравия) сохраняются абсолютные монархии, дающие главе государства всю полноту исполнительной, законодательной и судебной власти. Это не только с антидемократических позиций характеризует национальную государственность и политический режим, но и представляет собой безусловный анахронизм в современных условиях.

Во многих государствах президент или монарх возвышается над другими ветвями власти и государственными институтами. Именно главой государства (или ближайшим окружением, но с его санкции) принимаются ответственные государственные решения, определяется курс внутренней и внешней политики. Отсутствие системы сдержек и противовесов, деформации в осуществлении принципа разделения властей приводят к авторитаризму, созданию режима личной власти и нередко к культу вождя (лидера государства и нации).

В государствах «третьего мира» преобладают унитарные формы государственного устройства. Государственная территория обычно делится на административно-территориальные единицы. Система управления характеризуется жесткой централизацией и унификацией. Центральные органы государственной власти решают многие местные (региональные) проблемы, они вправе отменять акты представительных и исполнительных органов государственной власти, принятые на местах. Местное самоуправление ограничено, если только речь не идет об особых традиционных (аборигенных) территориях.

Небольшое число государств выбрало федеративную форму: Индия, Камерун, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан, Папуа — Новая Гвинея. Организация государственной власти в субъектах федерации строится обычно на основе президентской или, крайне редко, парламентской (Индия) модели правления. Реальная самостоятельность членов федеративного государства намного меньше, чем в развитых странах Запада. В данном случае можно говорить о существовании централизованных федераций.

Попытки создания конфедеративных государств в 50–80-е гг. ХХ в., предпринимавшиеся в одном случае Египтом, Сирией, Ливией, в другом — Сенегалом и Гамбией, не были должным образом подготовлены и закончились неудачей. В современный период значительные элементы конфедеративного устройства присущи небольшому государству Персидского залива — Объединенным Арабским Эмиратам, созданному в 1971 г. и состоящему из 7 эмиратов (княжеств). Последние обладают большой самостоятельностью в решении социально-экономических и культурных вопросов.

Список рекомендуемой литературы

Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2007. Гл. 22.

Васильев Л.С. История Востока: в 2 т. М., 1993. Т. 2.

Заворнов Н.А. Государственное право развивающихся стран: учебное пособие. М., 1989.

Конституционное право развивающихся стран: государственные институты / под ред. В.Е. Чиркина. М., 1991.

Федерализм: энциклопедия / отв. ред. К.С. Гаджиев, В.И. Коваленко, Э.Г. Соловьев, Й. Траут. М., 2000.

Хачим Ф.И. Конституционное право стран Ближнего Востока (Иран, Египет, Израиль, ОАЭ, Ирак). М., 2001.

Чиркин В.Е. Государственная власть в развивающихся странах. М., 1990.

Чудаков М.Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Минск, 2001. С. 64–71.

 

3. Статус главы государства и правительства

Чаще всего главой государства является президент, а не монарх. Институт монархии утвердился в Саудовской Аравии, Иордании, Марокко, Кувейте, Катаре, Брунее, Лесото и некоторых других государствах Азии, Африки и Океании. В Малазийской Федерации существует выборный монарх (верховный правитель), избираемый сроком на 5 лет Советом султанов в порядке очередности. В него входят руководители 9 княжеств (султанатов), образующих Малазийское государство. Выборная монархия — большая редкость в современном мире.

При республиканской форме правления глава государства избирается населением (избирательным корпусом) или парламентом сроком на 5–7 лет. В ряде государств президент может избираться неоднократно, без каких-либо временных ограничений. Так, в Индонезии генерал Сухарто избирался на президентский пост в условиях установленного им авторитарного режима 6 раз в 60–90-е гг. ХХ в. и вынужден был покинуть его в 1997 г. в результате народных волнений и под давлением мирового общественного мнения. В сентябре 2005 г. Президентом Египта стал лидер правящей Национально-демократической партии Хосни Мубарак, возглавляющий это крупное арабское государство с 1981 г. Впервые он был избран в ходе альтернативного голосования и получил более 88% голосов избирателей. Срок его полномочий — 6 лет.

В последней трети ХХ в. в ряде государств сложился институт пожизненного президентства (Заир, Индонезия, Малави, Уганда, Тунис, Центральноафриканская Республика), являвшийся основой антидемократических режимов и по своей сути близкий к самым одиозным монархическим формам правления. В этом случае глава государства занимал свой пост десятилетия, часто даже без формальных избирательных процедур и обладал неограниченной властью, нередко приводящей к разнообразным злоупотреблениям. Ему не известны какие-либо цивилизованные ограничения в процессе осуществления властных полномочий, для него характерна практически полная политическая и конституционно-правовая безответственность.

Статусу главы государства присущи следующие черты.

1. В большинстве афро-азиатских стран он обладает обширными полномочиями в самых разных сферах жизнедеятельности общества. Это центральная фигура (первое лицо) не только в государственном аппарате (включая Вооруженные силы), но и в общественно-политической сфере, поскольку возглавляет правящую политическую партию или движение.

2. Чаще всего он стоит во главе исполнительной власти или, по крайней мере, контролирует ее.

3. В отдельных странах функции лидера государства может осуществлять высшее должностное лицо, являющееся председателем Государственного (революционного) совета и командующим Вооруженными силами (или как вариант — сухопутными войсками). В Фиджи — маленьком островном тихоокеанском государстве — президента избирают не граждане, а специальный орган государственной власти — Большой совет вождей после консультаций с премьер-министром. Срок полномочий — 5 лет.

В парламентской республике глава государства обладает в целом ограниченными полномочиями, а систему центральных исполнительных органов государственной власти возглавляет глава правительства (премьер-министр). Типичный пример — Индийский Союз, представляющий парламентскую республику, в которой доминирующая роль в жизни страны принадлежит парламенту и формируемому им правительству. Глава государства — Президент Индии, избираемый специальной коллегией выборщиков на 5 лет с возможностью неоднократного переизбрания. Это одно из немногих государств «третьего мира», в котором утвердился демократический политический режим и такой его атрибут, как выборность центральных, региональных (штатных) и местных органов власти.

Правительство чаще всего ответственно перед главой государства, а не перед парламентом и работает под его контролем.

В некоторых афро-азиатских странах главой государства может быть не монарх или президент, а другое должностное лицо, например, в Корейской Народно-Демократической Республике (КНДР) — председатель Национального комитета обороны или в Ливии — председатель Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии.

 

Список рекомендуемой литературы

Васильев Л.С. История Востока: в 2 т. М., 1993. Т. 2.

Володин А.Г. Индия: становление институтов буржуазной демократии. М., 1989.

Зубов А.Б. Политическая демократия и политическая традиция Востока. М., 1990.

Кашкин С.Ю. Политический режим в современной Индии: сущность, основные особенности и тенденции развития // Государство и право. 1995. № 4.

Конституционное право развивающихся стран: государственные институты / отв. ред. В.Е. Чиркин. М., 1991.

Конституция Индии // Конституции зарубежных государств: учебное пособие / сост. В.В. Маклаков. М., 2005.

Прозоровский А.С. Модернизаторский авторитаризм в Индонезии и Южной Корее // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 7.

Сапронова М.А. Арабский Восток: власть и конституции. М., 2001.

Чиркин В.Е. Государственная власть в развивающихся странах. М., 1990.

4. Высшие представительные органы государственной власти

В большинстве государств «третьего мира» существуют высшие представительные органы государственной власти — национальные парламенты, обладающие законодательной властью. В том или ином виде они формируются на основе выборности и выражают конкретные социально-политические интересы, однако далеко не всегда обладают реальной властью, а в Саудовской Аравии, Омане, Сомали их вообще нет. Объясняется это слабостью демократических традиций, невысокой политической и правовой культурой граждан (подданных), гипертрофированным развитием исполнительной или верховной (монаршей) власти. Многие традиционные полномочия парламента находятся в вдении не представительных органов, а главы государства, правительства.

Типичные наименования парламента — народный (национальный) конгресс, народный или государственный совет, меджлис.

Парламенту присущи следующие характерные черты.

1. Чаще всего имеет уникамеральную (однопалатную) структуру. Бикамеральный парламент существует в Индии, Пакистане, Малайзии, Нигерии, Намибии, на Ямайке и в небольшом числе других государств.

2. Обладает представительным характером и формируется, как правило, путем прямых всеобщих выборов. Верхние (вторые) палаты парламента комплектуются нередко путем косвенных (многоступенчатых) выборов. Допускается назначение части членов верхней палаты. Численность парламента — обычно до 150–200 депутатов.

3. Срок полномочий парламента — 4 года или 5 лет. Очередные парламентские выборы проводятся до истечения полномочий депутатов предыдущего созыва.

4. Правовой статус депутата во многом напоминает статус парламентария развитых стран Запада. Члены парламента действуют на основе общенационального (свободного) мандата, императивный мандат и право отзыва обычно не предусмотрены. Парламентарии чаще всего являются профессиональными политиками или активистами политических партий и занимают депутатские мандаты не один срок. За депутатскую деятельность предусмотрено солидное материальное вознаграждение. На первом заседании представительного органа депутаты приносят присягу.

5. Законодательные, то есть традиционно парламентские полномочия, как правило, ограничены. Во многих афро-азиатских странах парламент может принимать законы по ограниченному кругу вопросов и только с санкции главы государства или правительства.

6. Контрольные полномочия невелики и обычно ограничиваются финансово-бюджетной сферой.

В то же время в таких странах, как Индия, Египет, Малайзия, Иран, Сенегал, парламент обладает значительными полномочиями и политическим авторитетом.

 

Список рекомендуемой литературы

Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: учебное пособие. М., 2001. С. 609–614.

Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран. М., 2007. Гл. 13, 14 и 16.

Васильев Л.С. История Востока: в 2 т. М., 1993. Т. 2.

Володин А.Г. Индия: становление институтов буржуазной демократии. М., 1989.

Зубов А.Б. Политическая демократия и политическая традиция Востока. М., 1990.

Кашкин С.Ю. Политический режим в современной Индии: сущность, основные особенности и тенденции развития // Государство и право. 1995. № 4.

Конституционное право развивающихся стран: государственные институты / отв. ред. В.Е. Чиркин. М., 1991.

Мартынова М.Ю. Основы конституционного государственного права стран–членов ОПЕК: учебное пособие. М., 2008.

Сапронова М.А. Высшие органы государственной власти арабских республик. М., 2007.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ РЕФОРМЫ

В ГОСУДАРСТВАХ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ.

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

ПОЛЬСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

План

1. Конституции и конституционные реформы в государствах Восточной Европы.

2. Конституция Польской Республики: общая характеристика.

3. Сейм и Сенат. Органы государственного контроля и охраны права Польши.

4. Статус Президента и Совета министров Польской Республики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.028 с.)