Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сейм и Сенат. Органы государственного контроляСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
И охраны права Польши Конституция 1997 г. закрепила базовый принцип разделения властей и модель смешанной (парламентско-президентской) республики. Законодательную власть осуществляют Сейм и Сенат — самостоятельные палаты польского парламента. Заседая совместно, они образуют Национальное собрание Республики. Нижняя палата — Сейм включает 460 депутатов, избираемых по мажоритарно-пропорциональной системе. Верхняя палата — Сенат состоит из 100 сенаторов. Срок полномочий палат — 4 года. Активное избирательное право по выборам в парламент — 18 лет. Пассивное избирательное право по выборам в Сейм предоставляется с 21 года, в Сенат — с 30 лет. Кандидатов в депутаты и сенаторы могут выдвигать как политические партии, так и избиратели. По законодательству Польши нельзя одновременно быть кандидатом или членом Сейма и Сената. Действительность (легитимность) парламентских и президентских выборов подтверждает Верховный суд Польши. Палаты самостоятельны и заседают раздельно. Действует принцип свободного депутатского мандата. Многие важные законодательные и организационно-контрольные полномочия находятся в ведении Сейма. Его депутаты выбирают из своего состава Маршала Сейма (председателя палаты) и вице-маршалов (заместителей председателя палаты). Рабочие органы — постоянные комиссии. Сейм может также образовывать следственные и чрезвычайные комиссии. Тщательно регламентированы процедуры трех чтений законопроекта. Законодательная инициатива принадлежит депутатам, Сенату, Президенту Республики и Совету министров. Предусмотрен институт народной законодательной инициативы. Сейм принимает законы простым большинством голосов в присутствии не менее половины законного числа депутатов, если Конституция не предусматривает иное большинство. Закон, принятый нижней палатой, Маршал Сейма передает Сенату. Последний в течение 30 дней со дня передачи закона может принять его без изменений, принять поправки или отклонить в целом. Если Сенат в течение 30 дней со дня передачи закона не примет соответствующего постановления, закон считается принятым в редакции Сейма. Председатель этой палаты по окончании законодательной процедуры в парламенте представляет принятый закон Президенту для подписания. Глава государства подписывает закон в течение 21 дня со дня представления. Важными полномочиями обладает Верховная контрольная палата — высший орган государственного контроля, подчиняющаяся Сейму, которая контролирует деятельность органов правительственной администрации, Национального банка, государственных юридических лиц, иных структур с точки зрения законности, экономичности, целесообразности и добросовестности. Председатель Верховной контрольной палаты назначается Сеймом с согласия Сената на 6 лет и может быть назначен повторно только один раз. С парламентом взаимодействует омбудсмен — Защитник гражданских прав, который стоит на страже прав и свобод человека и гражданина. Он назначается Сеймом с согласия Сената сроком на 5 лет. Защитник гражданских прав самостоятелен в своей деятельности, независим от других государственных органов и ответствен только перед нижней палатой. К органам государственного контроля и охраны права относится также Всепольский совет радиовещания и телевидения, призванный стоять на страже свободы слова, права на информацию, а также публичного интереса в электронных средствах массовой информации. Члены Всепольского совета назначаются Сеймом, Сенатом и Президентом Республики. Список рекомендуемой литературы Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: учебное пособие. М., 2001. С. 506–515, 531–533. Андреева И.А. Современное конституционное право Польши // Современное конституционное право зарубежных стран / отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1991. С. 255–258. Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран. М., 2007. Гл. 19, § 2. Иностранное конституционное право / под ред. В.В. Маклакова. М., 1996. Гл. 13. Конституции государств Европы: в 3 т. М., 2001. Т. 2. С. 675–732. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Особенная часть / отв. ред. Б.А. Страшун. М., 2008. Гл. VI. Мазур Я. Верховная контрольная палата Республики Польша // Государство и право. 1995. № 6. Трещетенкова Н.Ю. О парламентском контроле в Польской Республике // Журнал российского права. 2000. № 10. Статус Президента и Совета министров Польской Республики В современной Польше должность единоличного главы государства была учреждена в 1989 г., до этого в течение нескольких десятилетий существовал коллегиальный глава государства — Государственный совет ПНР. Президент избирается на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании сроком на 5 лет. Он может быть избран повторно только один раз. Главой государства может стать польский гражданин, который достиг возраста 35 лет и в полной мере пользуется избирательными правами. Избранным признается кандидат, который получил более половины поданных действительных голосов. Если ни один из претендентов не получил требуемого большинства, то через 2 недели проводится повторное голосование (так было осенью 1995 г. и 2005 г.). Предпоследние президентские выборы, на которых вторично победил представитель левоцентристских сил — А. Квасьневский, состоялись в октябре 2000 г. На выборах 2005 г. в результате второго тура победил лидер консервативной партии «Право и справедливость» Л. Качиньский, набравший 54% голосов (при явке чуть более 50%), обещавший отстаивать «традиционные католические ценности» и проводить активную социальную политику. Президент является верховным представителем государства и гарантом непрерывности государственной власти. Согласно конституционным положениям он «заботится о соблюдении Конституции, стоит на страже суверенитета и безопасности государства, а также нерушимости и неделимости его территории» (ч. 2 ст. 126). Президент осуществляет традиционные полномочия: представляет Польшу на международной арене; назначает и отзывает польских полномочных представителей в других государствах и при международных организациях; принимает верительные и отзывные грамоты послов и посланников; предоставляет гражданство и дает согласие на отказ от польского гражданства; награждает орденами и медалями, присваивает воинские звания; осуществляет помилование и др. Он является верховным главнокомандующим Вооруженными силами. В отношении ряда официальных президентских актов действует институт контрасигнатуры. Если Президент временно не может исполнять свои обязанности, он уведомляет об этом Маршала Сейма, который на ограниченный срок принимает на себя обязанности главы государства. Существенной особенностью статуса главы государства в Польше является то, что согласно основным нормам (ч. 2 ст. 10) исполнительная власть осуществляется Президентом и Советом министров, а не только правительством, как в ряде зарубежных стран. Правительство (Совет министров) является высшим органом исполнительной власти и осуществляет традиционные полномочия этой ветви власти. В польской конституционной доктрине действует презумпция полномочий правительства, то есть его ведению подлежат все вопросы, не закрепленные за другими государственными органами и органами местного самоуправления (ч. 2 ст. 146 Конституции Польши). Правительство состоит из Председателя, Вице-председателя, министров, председателей комитетов. Председатель и Вице-председатель могут выполнять также функции министра. В 1996 г. принят Закон об организации и порядке работы Совета министров. Правительство формируется совместно Президентом и Сеймом. Глава государства назначает Председателя Совета министров и по его предложению — министров. Вновь назначенный Председатель Совета министров должен в течение 14 дней представить Сейму программу своей деятельности и получить вотум доверия депутатов. Для получения вотума доверия необходимо добиться абсолютного большинства голосов. Предусмотрен также конструктивный вотум недоверия правительству, характерный для ряда стран Европы. Глава правительства обязан заявить об отставке Совета министров на первом заседании вновь избранного Сейма. Члены Совета министров несут перед Сеймом солидарную ответственность за деятельность правительства. Судебная власть принадлежит судам и трибуналам. Правосудие осуществляют Верховный суд, общие, административные, военные суды. Высшей судебной инстанцией является Верховный суд Польши, которому подсудны все дела, за исключением дел, рассмотренных Государственным трибуналом. Последний представляет собой специальный государственный судебный орган для суда над высшими должностными лицами, включая Президента Республики. Органом, осуществляющим конституционный контроль (надзор), является Конституционный трибунал, который, однако, не рассматривается как орган, осуществляющий правосудие (ст. 188–197 Основного Закона Польской Республики). Список рекомендуемой литературы Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: учебное пособие. М., 2001. С. 515–525. Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран. М., 2007. Гл. 19, § 2. Вашкевич А. Эволюция института омбудсмена в Республике Польша // Сравнительное конституционное обозрение. 2006. № 1. Гарлицкий Л. Реформа конституционного судопроизводства в Польше // Конституционное право: Восточно-европейское обозрение. 1999. № 2 (28). Иностранное конституционное право / под ред. В.В. Маклакова. М., 1996. Гл. 13. Кашлев Ю.Б. Президентские выборы в Польше // Международная жизнь. 1996. № 1. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Особенная часть / отв. ред. Б.А. Страшун. М., 2008. Гл. VI. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2008. Гл. 15. Централизм, демократия, децентрализация в современном государстве: конституционно-правовые вопросы: материалы международной научной конференции (Москва, 7–9 апреля 2005 г.) / под ред. С.А. Авакьяна. М., 2006. С. 394–402. Якушев А.В. Конституционное право зарубежных стран: курс лекций. М., 2005. С. 182–186.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ (РЕФЕРАТА) для студентов всех форм обучения
В соответствии с учебным планом студенты могут выполнить курсовую работу по конституционному праву зарубежных стран по одной из предлагаемых тем. Курсовая работа — одна из важнейших форм самостоятельной работы студента, способствующая углубленному изучению актуальной проблемы иностранного конституционного права. Подготовку курсовой работы следует начать с изучения соответствующих разделов учебников (курсов), если, разумеется, нет концептуальных расхождений с новым конституционным законодательством, теоретическими оценками современного состояния общественного развития в зарубежных странах. Получив общее представление о содержании избранной темы, студенту необходимо уделить серьезное внимание подбору и изучению рекомендованной литературы по теме (прежде всего, монографий), нормативных актов и практики их применения. При этом нужно помнить, что курсовая работа выполняется по отраслевой правовой дисциплине — конституционному праву, основной целью которой является изучение норм данной отрасли права. Поэтому без анализа содержания конституционного законодательства, без ссылок на конкретные его положения задачи курсовой работы выполнены не будут. При написании работы следует широко использовать имеющуюся по теме литературу. Основные теоретические положения необходимо подтвердить ссылками на законодательство, проиллюстрировать статистическими данными, примерами из практики, в том числе судебной. Работа должна характеризоваться самостоятельностью. Необходимо избегать описательности и повторов. Не допускается механическое переписывание текста из учебников и других источников, использование устаревших нормативных актов, статистических и фактических данных. Проект плана, составленный студентом, обязательно утверждается научным руководителем. Курсовая работа должна иметь титульный лист (приложение 3), план (оглавление) работы. Как правило, в ней выделяется и рассматривается 3–4 узловых вопроса темы. Завершает работу список использованных источников. Работа должна быть написана логически последовательно, грамотно, аккуратно, иметь единую нумерацию страниц и поля. Каждый вопрос плана необходимо выделить в тексте. При цитировании следует приводить ссылки на источники. Целесообразно давать постраничную нумерацию сносок. Объем курсовой работы не должен превышать 30–35 страниц. Не забудьте в конце поставить свою подпись и дату выполнения. В обязательном порядке работа должна быть сброшюрована (подшита) и в установленные сроки сдана преподавателю или лаборанту кафедры. По согласованию с научным руководителем лучшие курсовые работы могут быть представлены как реферат (доклад) и защищены на заседании студенческого научного кружка. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ (РЕФЕРАТОВ) для студентов всех форм обучения
1. Понятие и сущность конституции в зарубежных странах. 2. Конституционный надзор и контроль в зарубежных странах. 3. Характерные черты и особенности послевоенных конституций стран западной демократии. 4. Гражданство в зарубежных странах. 5. Права человека в конституционном праве зарубежных стран. 6. Политический режим в зарубежных странах: понятие и виды. 7. Современные авторитарные политические режимы. 8. Избирательные системы в зарубежных странах: понятие и виды. 9. Правовое положение депутатов парламентов в зарубежных странах. 10. Парламент в зарубежных странах. 11. Понятие и виды партийных систем в зарубежных странах. 12. Европейские социал-демократические партии. 13. Федерация в зарубежных странах. 14. Государственный аппарат современных зарубежных стран. 15. Президент США: конституционно-правовой статус. 16. Политическая система Великобритании. 17. Государственный строй Франции. 18. Государственный строй Германии. 19. Государственный строй Италии. 20. Государственный строй Японии. 21. Сущность и характерные черты конституций развивающихся стран. 22. Форма государства в развивающихся странах. 23. Политический режим в развивающихся странах. 24. Государственный строй Индии. 25. Конституционная реформа в государствах Восточной Европы. 26. Эволюция системы органов государства в странах Восточной Европы. 27. Государственный строй КНР. 28. Политическая система КНР. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 658; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.134.92 (0.011 с.) |