Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конституции и конституционные реформыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
в государствах Восточной Европы Как известно, конституция — это ведущий кодифицированный акт национального законодательства, обладающий наивысшей юридической силой и регулирующий принципиальные и политически значимые отношения между гражданином, обществом и государством. После Второй мировой войны Восточная и Центральная Европа оказалась в зоне советского влияния, и в конце 40-х гг. государства этого региона приступили к социалистическим преобразованиям, как правило, копируя ту модель политического и государственного строительства, которая утвердилась в Советском Союзе. В ГДР, Венгрии, Польше, Чехословакии происходили массовые выступления граждан, направленные против насаждавшихся авторитарными методами социалистических порядков или, применяя тогдашнюю политическую лексику, против народно-демократического строя. Конституции социалистических стран закрепляли руководящую и направляющую роль коммунистической (рабочей) партии, ставили задачи построения социализма и коммунизма, развития социалистической демократии, абсолютизировали роль государственного планирования экономического и социального развития, государственной собственности, отрицали принципы политического плюрализма и разделения властей. На первые конституционные акты этих государств огромное воздействие оказала Конституция Союза ССР 1936 г. В конце 1980-х – начале 1990-х гг. под влиянием множества объективных и субъективных факторов усилились кризисные явления, подорвавшие незыблемость некогда единой и могущественной социалистической системы и приведшие к мирной трансформации общественного строя. На смену социалистическим, предельно идеологизированным конституциям пришли новые, демократические. Это действующие Конституции, принятые в 1991 г. в Болгарии, Словении, Хорватии, в 1992 г. в Чехии, Словакии, Союзной Республики Югославии, в 1997 г. в Польше, в 1998 г. в Албании. В связи с реорганизацией в 2002 г. бывшей Югославии в новое государственное образование «Сербия и Черногория» были подготовлены конституционные акты временного характера. В 2006 г. в результате проведенного референдума Республика Черногория получила полную государственную самостоятельность и стала суверенным государством. В Румынии в 2003 г. была принята вторая постсоциалистическая Конституция, заменившая весьма декларативную Конституцию 1991 г. В Венгрии применяется старый (как иногда говорят, сталинский) Основной Закон 1949 г. (в редакции 1989 г., с многочисленными изменениями и дополнениями). При разработке конституционных документов использовались такие общепризнанные международно-правовые документы, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международные пакты 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и протоколы к ней. Основные направления конституционных реформ, проводимых с 1989 г. и по настоящее время, выражены в следующем. 1. В конституционных нормах воплотились либерально-демократические идеалы и ценности. Провозглашен курс на создание демократического и правового государства (ч. 1 ст. 4 Конституции Болгарии, ч. 2 § 2 разд. 1 Конституции Венгрии, ст. 2 Конституции Польши и др.). 2. Установлены параметры нового постсоциалистического строя, который соответствует европейской традиции и утвердился в государствах Западной Европы (социальное государство, рыночное хозяйство, многообразие форм собственности, поддержка конкуренции и свободы экономической деятельности и др.). 3. Закреплены положения о политическом, идеологическом плюрализме и многопартийности. Во всех государствах Восточной Европы утвердилась многопартийная политическая система. 4. Признан принцип уважения и обеспечения прав и свобод граждан. Ограничение прав и свобод возможно только на основании конституционных и законодательных норм. 5. Установлена республиканская форма правления — чаще всего парламентская республика. Сразу после войны были ликвидированы монархии в Албании, Болгарии, Венгрии, Румынии, Югославии. 6. Выбрана унитарная форма государственного устройства. Федеративная форма утвердилась только в Боснии и Герцеговине и временно в Союзной Республике Югославии (с 2002 по 2006 г. — Сообщество «Сербия и Черногория»). В 1992 г. распалась Чехословацкая федерация. 7. Осуществляется более совершенная модель государственной власти, выразившаяся в появлении института единоличного главы государства (например, в Болгарии, Венгрии, Польше, Союзной Республике Югославии, Чехии, Словакии, Словении), создании бикамерального парламента в таких унитарных государствах, как Польша, Румыния, Чехия, Словакия, утверждении судебного конституционного контроля (надзора). Список рекомендуемой литературы Вашкевич А. Основы конституционного права Республики Польша. Минск, 2007. Златопольский Д.Л. Новые конституции в странах Восточной Европы: некоторые аспекты // Очерки конституционного права иностранных государств: учебное и научно-практическое пособие / отв. ред. Д.А. Ковачев. М., 1999. С. 45–58. Ильинский И.П. Основные тенденции конституционного развития стран Восточной Европы // Государство и право. 1992. № 6. Конституции государств Восточной Европы / отв. ред. Д.А. Ковачев. М., 1996. Конституции государств Центральной и Восточной Европы / отв. ред. Н.В. Варламова. М., 1997. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Особенная часть / отв. ред. Б.А. Страшун. М., 2008. Гл. VI. Микульский К.И. Постсоциалистическое общество: варианты развития // Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 12. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2008. Гл. 15. Новые конституции стран Восточной Европы и Азии (1989–1992) / под ред. Д.Л. Златопольского. М., 1996. Овчинникова О.Г., Селянин А.В., Торопов С.В. Конституционное право зарубежных стран: конспект лекций. Ростов н/Д, 2004. С. 380–398. Стратегия развития России и стран Восточной Европы в условиях трансформации социально-экономических систем / отв. ред. С.Ю. Наумов. Саратов, 2004. Страшун Б.А. Конституционные перемены в государствах Восточной Европы. М., 1991.
2. Конституция Польской Республики: общая характеристика После более чем векового перерыва Польша вновь обрела независимость в ноябре 1918 г. в результате освободительной борьбы поляков и распада Российской, Германской и Австро-Венгерской империй. В 1944–1945 гг. Польша была освобождена Советской Армией от немецко-фашистских оккупантов и приступила к социалистическим преобразованиям. Вплоть до 1989 г. ведущей и наиболее могущественной политической силой в стране были коммунисты — члены и активисты Польской объединенной рабочей партии (ПОРП). В то же время существовала формальная и ограниченная многопартийность, поскольку легально действовали 2 небольшие (по сравнению с ПОРП) и маловлиятельные партии — Объединенная крестьянская и Демократическая. Типичной социалистической Конституцией был польский Основной Закон 1952 г., принятый Законодательным сеймом. В первоначальный текст Конституции вносились многочисленные изменения и дополнения. Радикальному реформированию Конституция подверглась в 1989 г., когда начался форсированный процесс смены общественного строя, затронувший узловые вопросы экономики, политики, культуры. Тогда же было установлено новое официальное название государства — Польская Республика — вместо Польской Народной Республики. С 1989 г. велась работа по подготовке нового Основного Закона, которая завершилась через 8 лет. Действующая Конституция была принята парламентом — Национальным собранием Польши 2 апреля 1997 г. и одобрена на всенародном референдуме 25 мая 1997 г. За ее принятие высказалось 56,8% поляков. Вступила в силу 17 октября 1997 г. Структура Конституции Польши такова: преамбула, 243 статьи, объединенные в 13 разделов, включая последний «Переходные и заключительные предписания». Новая Конституция закрепила: характер польской государственности как демократический и правовой, осуществляющий принципы социальной справедливости; форму государства в виде парламентско-президентской республики; принцип разделения властей; политический, идеологический плюрализм; широкий круг личных, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод; статус двухпалатного Национального собрания, состоящего из Сейма и Сената; унитарную природу государства (в стране 12 воеводств, 307 уездов и большое число низовых административно-территориальных единиц — волостей). В Польше утвердилась многопартийная политическая система европейского типа, активно представлены многочисленные партии разнообразной политической ориентации. В то же время конституционные нормы запрещают существование политических организаций, которые обращаются в своей деятельности к тоталитарным методам и приемам, проповедуют расовую и национальную ненависть, насилие, используют нелегальные формы функционирования. Сегодня у власти находится правоцентристская парламентская коалиция во главе с партией «Гражданская платформа», существенные позиции занимает партия «Право и справедливость». Большим влиянием пользуется независимый профсоюз «Солидарность». Список рекомендуемой литературы Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: учебное пособие. М., 2001. С. 481–500. Андреева И.А. Современное конституционное право Польши // Современное конституционное право зарубежных стран / отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1991. С. 242–268. Ильинский И.П. Основные тенденции конституционного развития стран Восточной Европы // Государство и право. 1992. № 6. Иностранное конституционное право / под ред. В.В. Маклакова. М., 1996. С. 393–404. Конституции государств Центральной и Восточной Европы / отв. ред. Н.В. Варламова. М., 1997. С. 197–262. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Особенная часть / отв. ред. Б.А. Страшун. М., 2008. Гл. VI. Крук М. Корни современной конституции: опыт Польши // Конституция как символ эпохи: в 2 т. / под ред. С.А. Авакьяна. М., 2004. Т. 2. Осятыньский В. Краткая история Конституции // Конституционное право: Восточно-европейское обозрение. 1997. № 3 (20), 4 (21). Якушев А.В. Конституционное право зарубежных стран: курс лекций. М., 1999. С. 180–186.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.72.254 (0.009 с.) |