Конституции и конституционные реформы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституции и конституционные реформы



в государствах Восточной Европы

Как известно, конституция — это ведущий кодифицированный акт национального законодательства, обладающий наивысшей юридической силой и регулирующий принципиальные и политически значимые отношения между гражданином, обществом и государством.

После Второй мировой войны Восточная и Центральная Европа оказалась в зоне советского влияния, и в конце 40-х гг. государства этого региона приступили к социалистическим преобразованиям, как правило, копируя ту модель политического и государственного строительства, которая утвердилась в Советском Союзе. В ГДР, Венгрии, Польше, Чехословакии происходили массовые выступления граждан, направленные против насаждавшихся авторитарными методами социалистических порядков или, применяя тогдашнюю политическую лексику, против народно-демократического строя.

Конституции социалистических стран закрепляли руководящую и направляющую роль коммунистической (рабочей) партии, ставили задачи построения социализма и коммунизма, развития социалистической демократии, абсолютизировали роль государственного планирования экономического и социального развития, государственной собственности, отрицали принципы политического плюрализма и разделения властей. На первые конституционные акты этих государств огромное воздействие оказала Конституция Союза ССР 1936 г.

В конце 1980-х – начале 1990-х гг. под влиянием множества объективных и субъективных факторов усилились кризисные явления, подорвавшие незыблемость некогда единой и могущественной социалистической системы и приведшие к мирной трансформации общественного строя. На смену социалистическим, предельно идеологизированным конституциям пришли новые, демократические. Это действующие Конституции, принятые в 1991 г. в Болгарии, Словении, Хорватии, в 1992 г. в Чехии, Словакии, Союзной Республики Югославии, в 1997 г. в Польше, в 1998 г. в Албании. В связи с реорганизацией в 2002 г. бывшей Югославии в новое государственное образование «Сербия и Черногория» были подготовлены конституционные акты временного характера. В 2006 г. в результате проведенного референдума Республика Черногория получила полную государственную самостоятельность и стала суверенным государством. В Румынии в 2003 г. была принята вторая постсоциалистическая Конституция, заменившая весьма декларативную Конституцию 1991 г.

В Венгрии применяется старый (как иногда говорят, сталинский) Основной Закон 1949 г. (в редакции 1989 г., с многочисленными изменениями и дополнениями). При разработке конституционных документов использовались такие общепризнанные международно-правовые документы, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международные пакты 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и протоколы к ней.

Основные направления конституционных реформ, проводимых с 1989 г. и по настоящее время, выражены в следующем.

1. В конституционных нормах воплотились либерально-демократические идеалы и ценности. Провозглашен курс на создание демократического и правового государства (ч. 1 ст. 4 Конституции Болгарии, ч. 2 § 2 разд. 1 Конституции Венгрии, ст. 2 Конституции Польши и др.).

2. Установлены параметры нового постсоциалистического строя, который соответствует европейской традиции и утвердился в государствах Западной Европы (социальное государство, рыночное хозяйство, многообразие форм собственности, поддержка конкуренции и свободы экономической деятельности и др.).

3. Закреплены положения о политическом, идеологическом плюрализме и многопартийности. Во всех государствах Восточной Европы утвердилась многопартийная политическая система.

4. Признан принцип уважения и обеспечения прав и свобод граждан. Ограничение прав и свобод возможно только на основании конституционных и законодательных норм.

5. Установлена республиканская форма правления — чаще всего парламентская республика. Сразу после войны были ликвидированы монархии в Албании, Болгарии, Венгрии, Румынии, Югославии.

6. Выбрана унитарная форма государственного устройства. Федеративная форма утвердилась только в Боснии и Герцеговине и временно в Союзной Республике Югославии (с 2002 по 2006 г. — Сообщество «Сербия и Черногория»). В 1992 г. распалась Чехословацкая федерация.

7. Осуществляется более совершенная модель государственной власти, выразившаяся в появлении института единоличного главы государства (например, в Болгарии, Венгрии, Польше, Союзной Республике Югославии, Чехии, Словакии, Словении), создании бикамерального парламента в таких унитарных государствах, как Польша, Румыния, Чехия, Словакия, утверждении судебного конституционного контроля (надзора).

Список рекомендуемой литературы

Вашкевич А. Основы конституционного права Республики Польша. Минск, 2007.

Златопольский Д.Л. Новые конституции в странах Восточной Европы: некоторые аспекты // Очерки конституционного права иностранных государств: учебное и научно-практическое пособие / отв. ред. Д.А. Ковачев. М., 1999. С. 45–58.

Ильинский И.П. Основные тенденции конституционного развития стран Восточной Европы // Государство и право. 1992. № 6.

Конституции государств Восточной Европы / отв. ред. Д.А. Ковачев. М., 1996.

Конституции государств Центральной и Восточной Европы / отв. ред. Н.В. Варламова. М., 1997.

Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Особенная часть / отв. ред. Б.А. Страшун. М., 2008. Гл. VI.

Микульский К.И. Постсоциалистическое общество: варианты развития // Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 12.

Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2008. Гл. 15.

Новые конституции стран Восточной Европы и Азии (1989–1992) / под ред. Д.Л. Златопольского. М., 1996.

Овчинникова О.Г., Селянин А.В., Торопов С.В. Конституционное право зарубежных стран: конспект лекций. Ростов н/Д, 2004. С. 380–398.

Стратегия развития России и стран Восточной Европы в условиях трансформации социально-экономических систем / отв. ред. С.Ю. Наумов. Саратов, 2004.

Страшун Б.А. Конституционные перемены в государствах Восточной Европы. М., 1991.

 

2. Конституция Польской Республики:

общая характеристика

После более чем векового перерыва Польша вновь обрела независимость в ноябре 1918 г. в результате освободительной борьбы поляков и распада Российской, Германской и Австро-Венгерской империй. В 1944–1945 гг. Польша была освобождена Советской Армией от немецко-фашистских оккупантов и приступила к социалистическим преобразованиям. Вплоть до 1989 г. ведущей и наиболее могущественной политической силой в стране были коммунисты — члены и активисты Польской объединенной рабочей партии (ПОРП). В то же время существовала формальная и ограниченная многопартийность, поскольку легально действовали 2 небольшие (по сравнению с ПОРП) и маловлиятельные партии — Объединенная крестьянская и Демократическая.

Типичной социалистической Конституцией был польский Основной Закон 1952 г., принятый Законодательным сеймом. В первоначальный текст Конституции вносились многочисленные изменения и дополнения. Радикальному реформированию Конституция подверглась в 1989 г., когда начался форсированный процесс смены общественного строя, затронувший узловые вопросы экономики, политики, культуры. Тогда же было установлено новое официальное название государства — Польская Республика — вместо Польской Народной Республики.

С 1989 г. велась работа по подготовке нового Основного Закона, которая завершилась через 8 лет. Действующая Конституция была принята парламентом — Национальным собранием Польши 2 апреля 1997 г. и одобрена на всенародном референдуме 25 мая 1997 г. За ее принятие высказалось 56,8% поляков. Вступила в силу 17 октября 1997 г.

Структура Конституции Польши такова: преамбула, 243 статьи, объединенные в 13 разделов, включая последний «Переходные и заключительные предписания».

Новая Конституция закрепила:

характер польской государственности как демократический и правовой, осуществляющий принципы социальной справедливости;

форму государства в виде парламентско-президентской республики;

принцип разделения властей;

политический, идеологический плюрализм;

широкий круг личных, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод;

статус двухпалатного Национального собрания, состоящего из Сейма и Сената;

унитарную природу государства (в стране 12 воеводств, 307 уездов и большое число низовых административно-территориальных единиц — волостей).

В Польше утвердилась многопартийная политическая система европейского типа, активно представлены многочисленные партии разнообразной политической ориентации. В то же время конституционные нормы запрещают существование политических организаций, которые обращаются в своей деятельности к тоталитарным методам и приемам, проповедуют расовую и национальную ненависть, насилие, используют нелегальные формы функционирования. Сегодня у власти находится правоцентристская парламентская коалиция во главе с партией «Гражданская платформа», существенные позиции занимает партия «Право и справедливость». Большим влиянием пользуется независимый профсоюз «Солидарность».

Список рекомендуемой литературы

Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: учебное пособие. М., 2001. С. 481–500.

Андреева И.А. Современное конституционное право Польши // Современное конституционное право зарубежных стран / отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1991. С. 242–268.

Ильинский И.П. Основные тенденции конституционного развития стран Восточной Европы // Государство и право. 1992. № 6.

Иностранное конституционное право / под ред. В.В. Маклакова. М., 1996. С. 393–404.

Конституции государств Центральной и Восточной Европы / отв. ред. Н.В. Варламова. М., 1997. С. 197–262.

Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Особенная часть / отв. ред. Б.А. Страшун. М., 2008. Гл. VI.

Крук М. Корни современной конституции: опыт Польши // Конституция как символ эпохи: в 2 т. / под ред. С.А. Авакьяна. М., 2004. Т. 2.

Осятыньский В. Краткая история Конституции // Конституционное право: Восточно-европейское обозрение. 1997. № 3 (20), 4 (21).

Якушев А.В. Конституционное право зарубежных стран: курс лекций. М., 1999. С. 180–186.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.42.208 (0.015 с.)