Революция 4 сентября 1870 Г. Установление третьей Республики во Франции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Революция 4 сентября 1870 Г. Установление третьей Республики во Франции.



1. Утверждение Третьей республики После окончания войны с Пруссией основной политической проблемой являлся будущий государственный строй страны.
Новую конституцию должно было принять Учредительное собрание. Однако решение конституционных вопросов взяла в свои руки политическая реакция. Законом от 31 августа 1871 года Национальное собрание, где большинство принадлежало монархистам, присвоило себе учредительные функции. Однако во Франции уже не было достаточной социальной базы для монархии. Политика Второй империи развеяла монархические иллюзии крестьянства, составлявшего около 70% населения страны. Рабочие придерживались республиканских убеждений. Это вынудило монархическое большинство в собрании отказаться от восстановления монархии. Собранию пришлось наделить главу исполнительной власти титулом "президент Республики".
2. Конституционные законы 1875 г. Конституция Третьей республики, принятая Учредительным собранием в 1875 г., не представляла собой единого документа, а складывалась из трех законов:
• Закон от 24 февраля 1875 года об организации Сената;
• Закон от 25 февраля 1875 года об организации государственной власти;
• Закон от 16 июля 1875 года об отношениях между государственными властями.
Конституционные акты определяли структуру и компетенцию высших органов государственной власти.
Отсутствие единого конституционного нормативного акта давало возможность обойти вопрос об общих принципах государственного строя. Ни одна статья прямо не утверждала республику, но в целом три конституционных закона устанавливали республиканский строй во главе с президентом, парламентом как высшим органом законодательной власти и парламентским правительством.
Главой государства являлся президент, который избирался на 7 лет абсолютным большинством голосов Сената и Палаты депутатов, соединенных для этой цели в единое Национальное собрание. Он мог быть переизбран. Ему было предоставлено право законодательной инициативы, опубликования законов, наблюдения за их исполнением. Он мог отсрочить заседания палат, потребовать повторного обсуждения законопроекта, уже согласованного палатами. С согласия Сената он распускал Палату депутатов до истечения законного срока ее полномочий. Президент являлся главой вооруженных сил. Ему предоставлялось право назначения на все высшие военные и гражданские должности. Законодательная власть осуществлялась Палатой депутатов, избираемой на 4 года всеобщим голосованием, и Сенатом, состоявшим из 75по-жизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет. Сенат как верхняя палата парламента был постоянно действующим учреждением. Он не мог быть распущен и каждые 3 года обновлялся на одну треть. Как и Палата депутатов, он обладал правом законодательной инициативы, разработки законов, контроля за деятельностью правительства. Лишь финансовые законы должны были в первую очередь представляться в нижнюю палату и приниматься ею. Заседания палат проходили одновременно, но каждая из них работала самостоятельно. На единое Национальное собрание они созывались в случае избрания президента или пересмотра конституции. Конституция 1875 г. предусматривала создание Совета министров, но его правовой статус детально разработан не был.
3. Развитие государственной системы Государственный строй Третьей республики, созданный в соответствии с Конституцией 1875 г., претерпел существенные изменения в связи с дальнейшим развитием французского общества и обострением борьбы консервативных и либерально-демократических сил. В 1884 г. были приняты важные поправки и дополнения к Конституции 1875г.: запрещалось пересматривать республиканскую форму правления;
• представители династий, правивших во Франции, лишались права избираться на пост президента;
• был изменен порядок комплектования сената.
Развитие государственной системы Третьей республики проявилось в существенном сокращении власти президента. Начиная с 80-х гг. президент на практике перестал использовать свои наиболее значимые конституционные полномочия (право роспуска палаты, отсрочки сессий и т. д.). Во избежание политических конфликтов по молчаливому соглашению основных политических партий на пост президента стали выбираться заведомо безынициативные и маловлиятельные политические деятели. Официальные конституционные полномочия президента оставались резервом на случай кризисной или чрезвычайной обстановки. Эволюция Третьей республики нашла свое отражение и в деятельности палат французского парламента. По мере ужесточения внутрипарламен-тской партийной борьбы внутренний регламент Палаты депутатов все больше ограничивал свободу прений - председатель по своему усмотрению определял порядок дня, прерывал заседания и т. д. Создавалась система комиссий Палаты депутатов и Сената, куда переносилось обсуждение наиболее важных или политически острых вопросов.

Билет 3.
1. Научно-технический прогресс и новые тенденции в развитии европейской культуры XIX в.

В культуре нового времени 19 век занимает особое место. В этот период происходит ряд значимых изменений. Буржуазная цивилизация достигает своей зрелости, и впоследствии вступает в кризисную стадию, что сопровождается соответствующими изменениями в художественной культуре и в духовной жизни общества.
В данной работе будут рассмотрены главные тенденции социокультурного развития в различных областях. Будет рассмотрена культура в таких областях как наука, в техника, политическая культура, религия и мораль.
Предметом исследования является культура Европы в 19 столетии. Объектом исследования являются те изменения в культуре, те течения социально-культурной жизни Европы, который происходили на протяжении 19 столетия, и которые оказывали влияние на формирование общественного сознание людей.
1. Европейская культура 19 века
Культура 19 века в своей основе базируется на тех же самых ценностях, что и вся культура Нового времени. Это рационализм, антропоцентризм, европоцентризм, сциентизм и так далее. При решении каких-либо мировоззренческих фундаментальных вопросов она старается удержать себя в рамках культурной парадигмы нового времени. Однако к 19 веку мир становится иным по качеству, и культура встает на путь переоценки ценностей.
Произошел грандиозный культурный переворот, который можно сравнить по масштабам и по значимости с переходом от древности к средневековью, и от средневековья к Новому времени. По этому поводу известный философ Хосе Ортега-и-Гассет написал: «Мы действительно стоим перед радикальным изменением человеческой судьбы, произведенным 19 веком…Три фактора сделали возможным создание этого нового мира: демократия, экспериментальная наука и индустриализация. Второй и третий можно объединить под именем «техника». Ни один из этих факторов не был созданием века, они появились на два столетия раньше. 19 век провел их жизнь».
Эта ситуация является следствием трех эпохальных событий, значение которых очень велико для европейской культуры. Этими событиями являются: Великая французская буржуазная революция, промышленный переворот в Англии, Война за независимость североамериканских колоний. Именно эти события сопровождали основные социокультурные процессы 19 века.
Промышленный переворот, который начался в Англии в последней трети 19 столетия, стал важнейшим содержанием экономического развития стран Запада. В результате промышленной революции образовалось индустриальное общество, в котором производство и труд становятся идеалом. Вместе с демократией, образованием, и наукой превращаются в доминанты культурного процесса, по мнению Й. Хейзинга. Вся общественная жизнь теперь моделировалась по образу и подобию Машины. Например, А. де Сен-Симон метал об обществе, которое было бы организовано как большая фабрика во главе с учеными и промышленниками.
Отличительными чертами индустриальной цивилизации являются:
o Фабрика сменила мануфактуру, что привело к росту производительности общественного труда. Внедрялось большое количество технических новшеств, что приводило к укрупнению предприятий и переходу к выпуску массовой стандартизованной продукции. В свою очередь массовое производство приводит к урбанизации и росту городов.
o Существенно повысился уровень благосостояния и качества жизни в городах. Появились телефон, телеграф, кинематограф, фотография, новые транспортные средства как паровоз, автомобиль, трамвай и метро.
o Формируется средний класс по признаку устойчивого материального положения. Именно он придает устойчивость обществу, которое постепенно становиться массовым.
o Складывается новая система ценностей. Главной ценностью становится технический прогресс, который смог обеспечить человечеству благосостояние. В обществе доминируют такие ориентиры как комфорт, польза и достаток.
Технический прогресс воспринимался как определяющая черта цивилизации, что неминуемо вело к противопоставлению передовой западной цивилизации отсталым странам.
Роль Войны за независимость североамериканских колоний также очень велика. Декларация независимости, принятая 4 июля 1776 года, определив Европу, воплотила в буржуазное законодательство принципы либерализма. Тем самым она стала образцом для французской Декларации прав человека и гражданина, а также и для конституций практически всех европейских государств (Кузнецова Т.Ф. Культурология. История мировой культуры [Текст]: учеб. Пособие – М.: Издательский центр Академия, 2003. – 65с. [1]).
Поражение в войне первой промышленной державы Европы способствовало развитию национального самосознания других народов. Таким образом, войны за независимость (1810-1826), прокатившись под влиянием американской революции по Латинской Америке, разрушили старейшую колониальную империю. Несмотря на то, что на протяжении всего 19 века происходил раздел мира, появлялись новые колониальные империи, и итоги национально-освободительной борьбы желали лучшего, все же судьба колониализма была предрешена.
Перспективу ускоренного развития по пути капитализма, минуя феодализм ранее зависимых народов, продемонстрировали США. Капитализм начал выходить за пределы Европы. Процесс образования мировой капиталистической системы, мирового рынка охватил оба полушария. Теперь он стал более однородным и всеохватывающим. Начинался процесс превращения истории в мировую историю, и формирование культуры как единства многообразия национальных культур. В этот процесс постепенно стали включаться и традиционные общества, придавая яркость проблеме диалога культур.
В то время как лидеры американской революции вдохновлялись идеалами французского и английского Просвещения, то классическим политическим переворотом стала Французская буржуазная революция 1789-1793 годов. Непосредственно она обозначила кризис культуры Просвещения, который выражался в неспособности обеспечить адаптацию человеческой деятельности к новым формам реальности.
Декларация прав человека и гражданина, принятая 26 августа 1789 года провозглашала, что человек рождается свободным и все люди равны в правах. Важнейшими среди этих прав являются собственность, сопротивление угнетению и безопасность. Однако. Вскоре обещанное царство разума сошло на нет, и равенство свелось к формальному равенству перед законом. Безопасность личности растоптала якобинская диктатура, свобода вылилась в свободу капиталистической эксплуатации. Революционное братство распалось, и враждующие классы разошли по разным сторонам.
Революционные события, а точнее их ход, опровергал рационалистический взгляд на мир. Теперь общественное сознание волнует не только проблема соотношения идеала и действительности, но и поиск исторической необходимости в происходящем. Именно это противопоставление идеала и действительности становится движущей силой культурного развития в 19 веке.
Франция превратилась в своего рода политический полигон Европы. Именно здесь опробовались самые разные формы политического устройства, начиная от классической буржуазной республики. Заканчивая революционно-демократической диктатуры мелкой буржуазии. Огромную роль Французская революция сыграла в формировании духовной и политической атмосферы в Европе. Все политические движения испытывали влияние ее идей. Случилась трансформация общественного сознания.
Несмотря на то, что формирование правового государства и индустриального общества шло по всему миру, Европа в 19 веке была неоднородна в социальном и политическом отношении. Наряду с Англией, обладавшей превосходством в индустриальном развитии, есть еще Франция и Германия, которые были обременены избытком крестьян и неэффективностью сельского хозяйства. Ни демократический, ни промышленный перевороты не коснулись Испании, которая превратилась в одну из отсталых стран Европы. И наоборот, благодаря преобразованиям вперед вырывается США и Германия. Европа от общества свободной конкуренции переходит к капитализму монополий и трестов. Возникает борьба за передел уже поделенного мира. В конце 19 века термин «империализм» стал применяться для обозначения нового этапа в развитии капитализма – монополистического
2. Наука и техника
Главной целью индустриальной цивилизации, которая установилась в Европе в 19 веке, стали считать научно-технический прогресс. И это неспроста. По подсчетам Сорокина П. за один только 19 век открытий было сделано больше, чем за все предшествующие столетия.
В 19 веке наука вступила в золотой век. Взлет естественных наук, который начался еще в 18 веке, уже в 19 столетии завершился революцией в естествознании. В связи с ошеломляющими открытиями в области физики, рухнула вся ньютоновская система с ее твердыми атомами. Бурный технический прогресс 19 века основывался на двух положениях западноевропейской культуры: вера в человека-преобразователя (Возрождение) и вера в активную роль его разума (Просвещение).
Одно за другим следовали открытия в области химии, физики, астрономии, биологии, геологии и медицине. М. Фарадей (1791-1868) открыл явление электромагнитной дуги, затем Д. Максвелл (1831-1879) исследует электромагнитные поля и разрабатывает электромагнитную теорию света. П. Кюри и А. Беккерель поставили под сомнение прежнее понимание закона сохранения энергии (Драч Г.В. Культурология [Текст]: учеб. Пособие – Ростов, 2006. – 54 c.[3]).
Также развиваются междисциплинарные исследования, такие как физическая химия, биохимия, химическая фармакология. В 1869 году Менделеев сформулировал периодический закон химических элементов, который установил зависимость между их атомными весами. А теперь с помощью междисциплинарных исследований, было открыто внутреннее строение атома, выявившее связь между порядковым номером элемента и числом электронов в слоях оболочки атома.
В биологии появились теории клеточного строения Т. Шванна, генетической наследственности Г. Менделя. Опираясь на них Т. Морган и А. Вейсман, создали основы генетики. Основываясь на исследованиях в области физиологии, И.П. Павлов разработал теорию условных рефлексов. Подлинную революцию в науке произвели книги Ч. Дарвина «Происхождение видов», «Происхождение человека», которые опровергали божественное творение мира.
Достижения в области химии и биологии дали толчок развитию медицины. Бактериолог Л. Пастер разработал метод предохранительных прививок против бешенства, а также механизм стерилизации, заложив основы учения об иммунитете. В арсенале врачей появились новые лекарственные препарат и инструменты. Стали применяться аспирин, пирамидон, был изобретен статоскоп и рентгеновские лучи.


Прогресс в естественных науках повлиял и на гуманитарные науки. Многие из них переходят на позиции редукционизма. Это коснулось этнологии и психологии. В философской полемике сталкивались различные теории и течения, такие как прагматизм, неокантианство, позитивизм, интуитивизм и другие. Стали широко распространяться оккультизм, мистика и восточные религии.
Помимо количественного роста научных открытий, в 19 веке в науке происходили и качественные изменения. Речь идет, прежде всего, об изменениях в соотношении функций науки – познавательной, прикладной и воспитательной. Если ранее была значительнее роль воспитательной функции, то теперь в 19веке значимость приобрели познавательная и прикладная функции. Техническое применение знаний и их объем растут, а воспитательная ценность их падает. Таким образом, связь научного и технического прогресса становится нераздельной. Современники называли 19 век и машинным веком, так как именно тогда началось производство машин. Также 19 век называют веком железных дорог. Так как протяженность железнодорожных путей увеличилась за столетие с 50 километров до 1090000 километров. Помимо революции транспортных средств, также развивались и морские сообщения. Благодаря пару, плавание перестало зависеть от силы ветра, и преодоление морского пространства совершалось в боле короткие сроки.
Также 19 век – это век электричества. После открытия Петровым явления электрической дуги, Морзе изобрел электрический телеграф, а Белл – телефон (1876). Появились радиоприемники А. Попова, появилось электрическое освещение городов, появились трамваи.
Вследствие сделанных открытий и изобретений, техническое господство значительно возросло. Начался рост цивилизации, духовный мир человека осваивал новые территории и пласты прошлого. Вместе с тем, возникли новые способы преодоления времени и пространства – новая техника, средства связи. Таким образом, мир качественно преобразился



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.008 с.)