Вторая республика во Франции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вторая республика во Франции



23 апреля 1848г. в стране прошли выборы в Учредительное собрание. Большинство мест в нем (500 из 880) получили правые республиканцы. Учредительное собрание подтвердило незыблемость республиканского строя во Франции, но одновременно решительно отклонило предложение о создании Министерства труда. Рабочим депутациям было запрещено появляться в зале заседаний, а принятый новым правительством закон грозил тюремным заключением за организацию на улицах города вооруженных сходок. На пост военного министра был назначен противник демократии генерал Кавеньяк, получивший опыт расправы с массовыми восстаниями при колониальной войне в Алжире в 30-е годы.

15 мая в Париже состоялась 150-тысячная демонстрация, которой были выдвинуты требования к депутатам Учредительного собрания о поддержке национально-освободительного восстания в Польше. Однако правительственные войска разогнали парижан. Революционные клубы были закрыты, их лидеры - Альбер, Распайль, Бланки - арестованы. Официально была закрыта и Люксембургская комиссия. Кавеньяк усиливал парижский гарнизон, стягивая в город новые войска.

Политическая обстановка все более обострялась, весь ход событий вел к неминуемому взрыву. 22 июня правительство издало распоряжение о роспуске национальных мастерских. Работавшим в них холостым мужчинам в возрасте от 18 до 25 лет предлагалось вступить в армию, остальных должны были отправить в провинцию, на земельные работы в болотистых местностях с нездоровым климатом. Указ о роспуске мастерских вызвал стихийное восстание в городе - См.: История государства и права зарубежных стран. Часть 2. Учебник для вузов - 2-е изд., стер. Под общ. ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А. - М.: Издательство НОРМА, 2001. С.50.. Восстание началось 23 июня, охватив рабочие кварталы и предместья Парижа. В нем приняло участие 40 тыс. человек. Восстание вспыхнуло стихийно и не имело единого руководства. Боями руководили члены революционных обществ, бригадиры национальных мастерских. На следующий день Учредительное собрание, объявив осадное положение в Париже, передало всю полноту власти генералу Кавеньяку. Правительство имело огромный перевес в силах, против восставших были стянуты 150 тысячная регулярная армия, мобильная и национальная гвардии. Для подавления восстания была использована артиллерия, уничтожавшая целые кварталы. Сопротивление рабочих доилось четыре дня, но к вечеру 26 июня восстание было подавлено. В городе начались расправы. 11 тыс. человек было расстреляно без суда и следствия. Более 4,5 тыс. рабочих за участие в восстании были сосланы на каторжные работы в заморские колонии.

Июньское восстание парижских рабочих стало переломным моментом в ходе революции 1848г. во Франции, после чего она резко пошла на спад. После подавления восстания Учредительное собрание избрало главой правительства генерала Кавеньяка. В Париже сохранялось осадное положение, революционные клубы были закрыты. По требованию предпринимателей Учредительное собрание отменило декрет о сокращении рабочего дня на 1 час, распустило национальные мастерские в провинции. В то же время декрет о 45-сантимном налоге на собственников и арендаторов земли оставался в силе.

В ноябре 1848г. Учредительное собрание приняло Конституцию Второй республики. Конституция не гарантировала право на труд, обещанное после Февральской революции, но провозглашала основные гражданские права и свободы. После подавления Июньского восстания французская буржуазия нуждалась в сильной власти, способной противостоять революционному движению. С этой целью была введена должность президента, наделенного чрезвычайно широкими полномочиями. Президент избирался на 4 года и был полностью независим от парламента: он сам назначал и снимал министров, высших чиновников и офицеров, командовал вооруженными силами и руководил внешней политикой. - См.: Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Издание третье, исправленное. Т. 2 - М.: ТОН - Остожье, 2000. С.99.

Законодательная власть предоставлялась однопалатному парламенту - Законодательному собранию, которое избиралось на три года и не подлежало досрочному роспуску. Делая независимыми друг от друга президента и парламент, конституция порождала неминуемый конфликт между ними, а наделяя президента сильной властью, давала ему возможность расправиться с парламентом.

Конституция предусматривала учреждение Государственного совета, назначаемого на 6 лет Национальным собранием. Создание этого совета также ослабляло позиции парламента. В компетенцию Государственного совета входило предварительное рассмотрение законопроектов, исходящих как от правительства, так и от самого Национального собрания. К его ведению были отнесены также контроль и наблюдение за администрацией и разрешение возникающих в ходе ее деятельности административных споров, т. е. функции административной юстиции.

Слабости конституционной системы Второй республики, проистекающие прежде всего из нереальности ее социальных обещаний и уязвимой организации государственной власти, немедленно обнаружили себя в условиях нового послереволюционного соотношения политических сил, быстрого распространения консервативных и даже монархических настроений.

В декабре 1848г. президентом Франции был избран Луи Наполеон Бонапарт, племянник Наполеона I. На выборах он набрал 80% голосов, - См.: Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. -Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. С.153. заручившись поддержкой не только буржуазии, стремившейся к сильной власти, но и части рабочих, которые голосовали за него, чтобы не прошла кандидатура генерала Кавеньяка.

За Бонапарта проголосовали и крестьяне (самый многочисленный слой населения), верившие; что племянник Наполеона I будет так же защищать интересы мелких землевладельцев.

Луи Бонапарт являлся типичным политическим авантюристом, не пренебрегавший никакими средствами в борьбе за власть.

Он умело использовал вновь возродившуюся в смутной политической обстановке популярность своего великого дяди, приложил много усилий для привлечения на свою сторону мелкособственнического сельского населения, поверившего в легенду о том, что Наполеон 1 был “крестьянским императором”, и уверенного в том, что республиканский строй принес во Францию много экономических и политических бед. - См.: История государства и права зарубежных стран. Часть 2. Учебник для вузов - 2-е изд., стер. Под общ. ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А. - М.: Издательство НОРМА, 2001. С.50.

Став президентом, Бонапарт ужесточил политический режим. Республиканцы были изгнаны из государственного аппарата, а большинство мест в избранном в мае 1849г. Законодательном собрании получили монархисты, объединенные в «Партию порядка». Спустя год Законодательное собрание приняло новый избирательный закон, который устанавливал трехлетний ценз оседлости. Около 3 млн. человек было лишено избирательных прав.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИМПЕРИИ

Ускорителем процесса стал конфликт между Национальным собранием и президентом по законодательным вопросам и о существе президентских полномочий. Монархисты в собрании повели законодательную атаку на наиболее важные гарантии республиканского строя, а вместе с тем и на президентскую власть. Особые опасения вызвало возрастание роли левых депутатов при довыборах 1850 г. В ответ на это Собрание утвердило новый избирательный закон 31 мая 1850 г., которым в нарушение конституции вводился повышенный ценз оседлости (в 3 г.) и восстанавливался имущественный ценз. Количество избирателей тем самым сократилось более чем на 3 млн. (30 %). В июле 1850 г. были приняты ограничительные меры против свободы печати: денежные залоги, особые регистрационные сборы. Под давлением Национального собрания было распущено более 120 муниципалитетов, переизбрано до тысячи мэров. Особым законом народное образование было поставлено под контроль католической церкви. Господствовавшая в Собрании «партия порядка» практически превратила страну в полицейское государство. Группировка легитимистов стала выдвигать на престол внука низложенного Карла Х.

Борьба между «партией порядка» и президентом окончилась политической неудачей для первых. На сторону президента стали финансовые и промышленные круги. В 1851 г. Генеральный совет земледелия, мануфактур и торговли выступил с заявлением о том, что «недостает безопасности в настоящем и доверия к будущему». Пассивная оппозиция Собранию и правительственной политике охватила широкие круги. На этом фоне Луи-Наполеон воспользовался ситуацией для изменения соотношения власти в стране. 2 декабря 1851 г. президент опубликовал декрет, которым Национальное собрание распускалось, избирательный закон 1850 г. отменялся, восстанавливалось всеобщее избирательное право и предлагались изменения в конституцию. По сути, это был государственный переворот, но в пользу начал конституции. Декретом предлагалось продлить полномочия президента до 10 лет, сделать министров ответственными перед ним, увеличить значение Государственного совета, восстановить Сенат. Переворот прошел при опоре на армию, что вызвало возмущение в стране, вплоть до вооруженной борьбы в Париже в пользу сохранения якобы республики. Несмотря на поддержку крестьянства, переворот был встречен волнениями и в провинции. В итоге репрессий до 30 тыс. чел. были арестованы, до 10 тыс. депортированы в колонии, 84 депутата были изгнаны из Собрания. Военная атмосфера переворота придала новому режиму старый облик цезаризма.

В конце декабря 1851 г. переворот был легитимирован. Плебисцит по вопросу о поддержке народом президента и о даровало» ему необходимых полномочий для восстановления конституции принес убедительную победу Луи-Наполеону: свыше 7 млн. «да» против 650 тыс. Итоги преобразований были закреплены в новой Институции.

Конституция 14 января 1852 г. возродила уклад цезаризма, воспроизведя принципы конституции VIII года (1799). Основой государственности стала власть президента, избиравшегося на 10 лет всеобщим голосованием. Президент приобрел прямое участие в законодательстве, стал главой правительства. Единственно президент назначал на все должности, определял все вопросы внешней политики, выступал с законодательной инициативой.

Значение законодательной власти было сокращено воссозданием системы трех учреждений. Государственный совет (члены которого — 40–50 — назначались президентом) составлял и обсуждал законопроекты. Законодательный корпус (из 251 депутата, избиравшихся всеобщим голосованием на 6 лет, но под руководством президента, который выдвигал т. н. официальных кандидатов по округам) только вотировал предложенные ему законы. Сенат (150 членов, пожизненно назначаемых президентом из числа «известных лиц») был своего рода конституционным гарантом, мог отменять или изменять законы под предлогом их несоответствия конституции, а также изменять саму конституцию по согласованию с президентом.

Конституция содержала также Декларацию гражданских прав, составленную во многом исходя из документа 1789 г. Но права и свободы были даже юридически обставлены значительными оговорками. Всеобщее избирательное право нисколько не препятствовало установлению режима полумонархической диктатуры.

Общественная поддержка режиму Луи-Наполеона склонила правительство к открытому возрождению цезаристской монархии. 7 ноября 1852 г. республика, существовавшая уже только номинально, была упразднена и тем же сенатус-консультом воссоздана империя. Принц-президент был провозглашен императором под именем Наполеона III. В конце ноября 1852 г. новый плебисцит одобрил (7,8 млн.: 253 тыс.) конституционные перемены.

Установившийся строй Второй империи (1852–1870 гг.) по форме был конституционной монархией. На деле, по крайней мере в 1852–1860 гг., режим отличался значительным авторитаризмом, умалением прав Законодательного корпуса и усилением роли правительства. В 1853 г. императору было предоставлено право даже составлять государственный бюджет в отсутствие Законодательного корпуса. Существенно были ограничены свободы печати и собраний. Представительные учреждения были по большей части фиктивными. Законодательный корпус заседал не более 3 месяцев в году, заседания были практически закрытыми для прессы и для публики; это приглушало возможную оппозицию. Национальная гвардия распущена. Существенно повысил правительственные полномочия закон 14 января 1858 г. (принятый после неудавшегося покушения на императора) об общественной безопасности: властям было предоставлено право превентивных арестов. Оппозиционеров и ранее принадлежавших к «тайным обществам» чисто административными решениями ссылали в Алжир и заморские колонии.

За годы политической, хотя и консервативной стабилизации страна сделала значительный шаг в экономическом и финансовом развитии, выросло значение среднего класса. Это стало основой возрождения либерально-республиканской оппозиции, заявившей о себе на выборах 1857 г. Начиная с 1860 г. правительство, и в особенности лично император, стали на путь существенной либерализации режима при сохранении начал Конституции 1852 г. Были расширены права Законодательного корпуса (1860), разрешена публикация парламентских отчетов. Сделаны послабления в отношении свободы печати и собраний.

С 1866 г. в составе Законодательного корпуса стало все более возрастать значение республиканской оппозиции. Неудачи монархии во внешнеполитической сфере, в отношениях с Римской церковью, наконец в мексиканской войне вызвали обострение общественной обстановки. Свою роль сыграл и новый экономический кризис 1867–1868 гг. Проекты либеральных реформ — «более решительных», как заявил Наполеон III в Совете министров (январь 1867 г.), — растворялись в бюрократической практике. Выборы 1869 г. принесли существенный успех республиканской оппозиции, превращавшейся в самостоятельную политическую партию. В марте 1870 г. император предложил очередную конституционную реформу в либеральном духе, утвержденную сенатус-консультом 20 апреля 1870 г. Реформа получила одобрение, хотя уже не столь единодушное, на очередном национальном плебисците. Согласно обновленной конституции. Сенат и Законодательный корпус реорганизовывались в двухпалатное Собрание с законодательными правами; император сохранял участие в законодательной власти и возглавлял правительство. Провозглашался принцип ответственного правительства. Однако неудачные правительственные решения вовлекли Францию в войну с Пруссией, которая окончилась разгромом Франции и одновременно крахом Второй империи.

Развитие государственного строя Франции в 1814–1870 гг. характеризовалось борьбой авторитарного начала с республиканским, которые в равной мере одновременно были порождены Революцией XVIII в. Преобладающее значение авторитаризма предопределило господство форм реализации власти (политического режима) над чисто конституционным распределением полномочий. Это сформировало одну из важнейших особенностей французского государственного порядка на все последующее время.

39. Обязательственное право

Доктрина ГК была сугубо индивидуалистической. Частной сделке, отвечающей воле сторон, в нем был также придав почтя абсолютный характер. Ничто и почти никак не могло ограничивать частных лиц. Поэтому главное место среди обязательств уделялось договорным (о второй группе — внедоговорных — говорилось лишь примерно в 20 статьях). Как правило, субъектом договора мог быть собственник, имевший все права распоряжения вещами. Другим случаям (например, рабочему найму, сложным коммерческим сделкам) почти не уделялось внимания.

Одним из краеугольных принципов договорного права закреплялась свобода договора. Под этим подразумевалось, что никто не может быть принужден к заключению соглашения, не соответствующего его намерениям, и что содержание соглашения определяется только по воле заключивших его сторон. Ничто не могло быть основанием для одностороннего отказа от сделки: ни допущенные при ее заключении обман, ошибки (если только все это не превосходило определенную меру выгодности и нормальности и не грозило вообще уничтожить коммерческий оборот). Никакое вмешательство в сделку частных лиц не допускалось, если только она не противоречила закону, добрым нравам и общественному порядку. В истолковании последствий сделок и их выполнимости признавалась большая роль судьи.

Вторым краеугольным принципом договорного права было положение об обязательной силе соглашений. Это означало, что законно заключенные соглашения не могут быть расторгнуты односторонними действиями и что соглашения обязывают и ко всем последствиям, которые могут вытекать из обычая или обыкновений коммерции. Принцип обязательной силы договоров был заново сформулирован в ГК (это сделал Порталис). В нем как нельзя более отражалось представление составителей о всемогуществе частной воли, индивидуализм кодекса.

Помимо общих положений договорного права (возможности вступать с вещью в любые сделки — "дать что-либо, сделать или не делать что-либо"), в кодексе предусматривались 8 типичных и распространенных договоров: продажа, мена, наем вещей, работы или услуг, товарищество, ссуда, хранение, договор вероятной прибыли, залог. Архаичность в наибольшей степени проявилась в договоре найма: здесь предусматривалась только возможность для личного услужения и мелкой работы в сельском хозяйстве. Однако за договором вероятной прибыли (или рисковым) были видны реалии игры на бирже, азартные игры, финансовые операции с чисто денежными ценностями, подчиненные особым условиям выполнимости и возможных потерь.

Вторым по важности источником обязательств признавалось причинение ущерба. Основной идеей ответственности за гражданский деликт (причинение ущерба, связанное с нарушением права) в ГК была виновность. Причинивший ущерб отвечал за деликт в случае как прямого умышленного действия в отношении чужой вещи или прав, так и в случаях небрежности и непредусмотрительности (ст. 1383). Хотя и здесь кодекс сохранял существенные архаические черты: так, лица, пребывающие в услужении или под присмотром других, не отвечали за содеянное — за них отвечали хозяева. Этим закреплялось как бы внутреннее подразделение на полную и неполную правоспособность (что было продолжением конституционных ограничений на политические права лиц, находящихся в услужении или не имевших самостоятельного заработка).

Семейное право

Самым важным новшеством в области брачно-семейного права было закрепление института только гражданского брака, заключавшегося государственными административными органами по правилам регистрации актов гражданского состояния. Брак был чисто светским, хотя потом не запрещалось проводить желаемые религиозные церемонии. Брачный возраст устанавливался в 18 лет для мужчины и в 15 лет для женщины. До достижения этого возраста браки могли заключаться только по особому разрешению главы государства. Однако до 25 лет мужчины и до 21 года женщины могли вступать в брак только при согласии родителей или семейного совета.

Так же порывая с традицией канонического предреволюционного права, ГК признавал право на развод. Развод допускался в случае супружеской измены (хотя и по-разному понимаемой для мужа и для жены), в случае грубого обращения или взаимных оскорблений, в случае приговаривания одного из супругов к позорящему наказанию. Основанием для развода могло быть взаимное согласие супругов, проживших в браке от двух до двадцати лет. (Это правоположение вызвало особенно резкие нападки клерикальных кругов, и после восстановления официального значения католической церкви в период Реставрации было отменено — в 1816 г.) Для Наполеона, по требованию которого было внесено это положение, оно было одним из показателей гражданского равенства.

Центральное место в семейном праве занял весьма консервативный по своему смыслу институт главы. Жена и дети в семье обязаны были выказывать послушание мужу в обмен на его "покровительство". Отец имел все права пользования имуществом не достигших совершеннолетия детей, на пользование имуществом жены или дохода с него (в зависимости от установленного брачным договором режима). Власть отца семейства могла приобретать и административный характер. За непослушание члены семьи могли быть подвергнуты заточению в тюрьму или в исправительный дом. Жену, уличенную в супружеской измене, муж мог единственно по личному усмотрению поместить в тюрьму на несколько месяцев. В качестве своего рода промежуточной меры перед разводом (или заменявшей его) — сохранялось католическое правило "отлучения от стола и ложа" — в виде "раздельного жительства". В случае ограничения или полного лишения жены дееспособности муж всегда оставался опекуном.

От кутюмного права в кодекс был перенесен еще один институт — семейного совета. Некоторые вопросы (заключение брака, воспитание, наказание детей) требовали согласования с дедами и бабками. Они, например, в случае смерти мужа, оставившего беременную жену, назначали ей "попечителя чрева", который участвовал в управлении имуществами.

Предпочтение интересов семьи (причем законной) оказало влияние и на наследственное право. Признавая традиционное деление на наследование по закону и по завещанию, кодекс значительно ограничил права завещателя распорядиться своими имуществами. В зависимости от состава семьи завещатель мог распорядиться лишь от 1/2 до 3/4 принадлежавшей ему собственности. Незаконнорожденные и не признанные при жизни дети практически устранялись от прав наследования, и, даже будучи признанными, имели право на меньшую долю, чем законные.

38. 2. Общая характеристика книги I "О лицах". Статус физических лиц по ФГК. Брачно-семейное право

гражданский семейный наследственный собственность

Первая книга "0 лицах" переводила такие общие принципы буржуазного права, как равенство и свобода, на конкретный язык гражданско-правовых норм. Согласно ст. 8 ГК, "всякий француз пользуется гражданским правом". Таким образом, принцип формального равенства лиц в частноправовой сфере проводился законодателем с наибольшей последовательностью, ибо это было условием функционирования самого капиталистического способа производства. В ст. 7 специально подчеркивалось, что осуществление гражданских прав не зависит от "качества гражданина", которое определяется в конституционном законодательстве. Гражданские права, предусмотренные кодексом, не распространялись лишь на иностранцев. Характерной чертой ГК Наполеона было то, что в нем отсутствовало понятие юридического лица. Это объяснялось тем, что в начале XIX в. тенденция к централизации производства и капитала еще не получила своего полного развития, и буржуа выступал в имущественном (гражданском) обороте, как правило, индивидуально. Более того, сам законодатель испытывал определенное недоверие ко всякого рода объединениям, опасаясь, что под их видом возродятся цеховые и иные феодальные корпорации.

Делая шаг назад по сравнению с революционным законодательством, кодекс восстановил "гражданскую смерть" (как меру уголовного наказания), в соответствии с которой осужденный терял собственность на все имущество, "как если бы он умер естественным образом", устанавливал ряд ограничений в гражданских правах для женщин. Так, женщины не могли быть свидетелями при составлении актов гражданского состояния.

В первой книге закреплялись также основные принципы семейного права. Самым важным новшеством в области брачно-семейного права было закрепление института только гражданского брака, заключавшегося государственными административными органами по правилам регистрации актов гражданского состояния. Брак стал чисто светским, хотя потом не запрещалось проводить желаемые религиозные церемонии. Брачный возраст устанавливался в 18 лет для мужчины и в 15 лет для женщины. До достижения этого возраста браки могли заключаться только по особому разрешению главы государства. Однако до 25 лет мужчины и до 21 года женщины могли вступать в брак только при согласии родителей или семейного совета.

Так же порывая с традицией канонического предреволюционного права, ГК признавал право на развод. Титул VI первой книги кодекса (о разводе) по-разному определяет право супругов требовать развода по причине неверности одного из них. По статье 229 в случае прелюбодеяния жены муж мог требовать развода. Статья же 230 дает такое право жене только в случае, "если он держал свою сожительницу в общем доме" (было отменено в 1884 г). Развод допускался так же в случае грубого обращения или взаимных оскорблений, в случае приговаривания одного из супругов к позорящему наказанию. Основанием для развода могло быть взаимное согласие супругов, проживших в браке от двух до двадцати лет. Для Наполеона, по требованию которого было внесено это положение, оно было одним из показателей гражданского равенства. Правда, в 1816 г., после реставрации Бурбонов, в условиях католической реакции развод был отменен и восстановлен лишь в 1884 г.

При этом кодекс отказался от ряда завоеваний революционного периода, когда были декларированы равенство личных и имущественных прав женщин, ослаблена отцовская власть над детьми и т. д.

По кодексу Наполеона мужчина занимал в семье господствующее положение. Он, в частности, определял местожительство семьи. Жена и дети в семье обязаны были выказывать послушание мужу в обмен на его "покровительство". Отец имел все права пользования имуществом не достигших совершеннолетия детей, на пользование имуществом жены или дохода с него (в зависимости от установленного брачным договором режима). По общему правилу предусматривался режим общности для имущества мужа и жены. При таком режиме распоряжение семейным имуществом полностью предоставлялось мужу, который мог действовать без участия и согласия жены. Кодекс предусмотрел и возможность режима раздельного владения. Но и в этом случае жена, пользуясь своим имуществом и доходами от него, не могла отчуждать без согласия мужа свою недвижимость. Жена, без согласия мужа, не могла выступать в суде, "хотя бы она была купцом, или не обладала общностью имущества с мужем, или хотя бы была установлена раздельность имущества жены". При этом жена могла совершать завещание без такового согласия.

Власть отца семейства могла приобретать и административный характер. За непослушание члены семьи могли быть подвергнуты заточению в тюрьму или в исправительный дом. Жену, уличенную в супружеской измене, муж мог единственно по личному усмотрению поместить в тюрьму на несколько месяцев. В качестве своего рода промежуточной меры перед разводом (или заменявшей его) — сохранялось католическое правило "отлучения от стола и ложа" — в виде "раздельного жительства". В случае ограничения или полного лишения жены дееспособности муж всегда оставался опекуном.

От кутюмного права в кодекс был перенесен еще один институт — семейного совета. Некоторые вопросы (заключение брака, воспитание, наказание детей) требовали согласования с дедами и бабками. Они, например, в случае смерти мужа, оставившего беременную жену, назначали ей "попечителя чрева", который участвовал в управлении имуществами.

Кодекс допускал возможность признания отцом своих внебрачных детей. Запрещено было отыскание отцовства, что ухудшало положение детей, родившихся вне брака, даже по сравнению с дореволюционным законодательством. Отыскание материнства кодекс разрешал.

3.Общая характеристика книги II "Об имуществах и различных видоизменениях собственности". Основные институты вещного права по ФГК

Вторая книга "Об имуществах и различных видоизменениях собственности" посвящена регламентации вещных прав и также исходит из классической римской классификации: право собственности, узуфрукт, узус и др. Кодекс выделял три вида собственности в зависимости от субъекта права: индивидуальная, государственная, или общественное обладание, и общинно-коммунальная. Преобладающее внимание уделялось частной собственности. Однако оговаривалось, что некоторые объекты могут быть только в государственной (порты, крепости и т. п.) или только в коммунальной собственности.

В титуле I (о различии имуществ) этой книги дается, в частности, определение движимому и недвижимому имуществу с подробным описанием различных видов такового. Все вещи делились на 4 группы. Ранее господствовавшее в праве Франции подразделение на наследственные и на благоприобретенные теряло силу. Важным было новое деление на вещи движимые и недвижимые, однако по-прежнему значение сохранял порядок приобретения и отчуждения вещи. Первой группой признавалась собственно недвижимость (земля, дом — любой стоимости и размера). Второй — принадлежащие недвижимости в силу своего предназначения (мебель и убранство в доме, скот для обработки земли и т. п., висящие на деревьях плоды). Третьей группой были прочие движимые вещи. Четвертую составили особо ценные движимые вещи (деньги, драгоценности, частные бумаги, предметы роскоши, коллекции). Подразделение вещей было существенным для разных требований в отношении отчуждения и разных операций с ними.

Собственники недвижимости располагали большими преимуществами. Статья 522 предусматривала: "Собственность на землю включает в себя собственность на то, что находится сверху, и на то, что находится снизу". Практически это означало, что собственник земли становился полным и абсолютным хозяином всех природных богатств, обнаруженных на его участке. Он имел неограниченные права использования своего участка, его обустройства, разработки недр. Такая статья оказалась неудобной и невыгодной для промышленников, а также для буржуазного государства в целом, и уже в 1810 г. она была отменена специальным законом, предусмотревшим, что рудники могут эксплуатироваться лишь на основании концессии, предоставленной государством.

Недвижимость подвергалась только особой форме заклада ее — антикрезу, причем должник сохранял право пользования даже в случае просрочки платежа. Недвижимость занимала привилегированное положение при сделках с нею: если продавец терпел значительный ущерб в силу бедственных условий (свыше 60% стоимости), то сделку можно было расторгать в одностороннем порядке. Такие гарантии в особенности должны были обеспечить права мелких земельных собственников — крестьян, которые были главной фигурой социальной жизни той эпохи.

Вторым по важности видом вещных прав стал узуфрукт (буквально пользование плодами). Институт этот был разработан еще в римском праве. Однако в ФГК он означал, по сути, особое право, примерно равнозначное наследственной аренде дореволюционной эпохи. Узуфруктуарий не был собственником, его права ограничивались использованием земли или вещи (например, сада, дома). Но он мог продать свой узуфрукт, заключать с ним другие сделки, передавать его по наследству, завещать. Права узуфруктуария охранялись даже перед собственником, который не мог произвольно лишить пользователя его права. Если собственник продавал весь объект в целом, то право-пользование сохранялось и при новом собственнике. Такая замаскированная аренда также была архаичным институтом (особенно, когда под узуфруктом понималось право пользования гражданскими доходами, т. е. по сути земельной ренты).

Третьим видом вещных прав было пользование вещью. Конкретное число случаев было невелико; сельскохозяйственная аренда и проживание в доме. В отличие от узуфрукта это право не могло быть ни переуступлено, ни сдано в поднаем. Пользователь имел право использовать свое право только в личных интересах или для семьи, но не для коммерческого оборота и обогащения.

Хотя владение не фигурировало в качестве самостоятельного права, во многих случаях оно охранялось отдельно. Такое охраняемое законами владение могло быть только добросовестным и только в случае, если обладатель добросовестно заблуждался относительно своих прав на вещь. Обладание вещами первой и второй группы при наличии добросовестности могло стать способом приобретения собственности на эти вещи (если проходили установленные ФГК сроки исковой давности). Обладание движимыми вещами приравнивалось к праву собственности, если только вещь не была украдена.

4. Общая характеристика книги III "О различных способах, которыми приобретается собственность". Наследственное, обязательственное право

В третьей, наиболее значительной по объему книге ФГК "0 различных способах, которыми приобретается собственность" указывалось, что собственность на имущество приобретается и передается путем наследования, путем дарения, по завещанию или в силу обязательств (ст. 711). ФГК подтвердил произведенную еще в период революции отмену феодальных принципов наследования. Наследниками умершего становились в определенной, указанной в законе последовательности дети и иные нисходящие, а также восходящие и боковые родственники до 12-й ступени родства. Наследственные права внебрачных детей по кодексу были значительно сужены по сравнению с правом эпохи революции. Такие дети могли наследовать только в том случае, если были признаны в законном порядке, причем только имущество отца и матери, но не иных родственников. Кодекс расширил свободу завещаний и дарений, которые нередко использовались для обхода законного порядка наследования. Однако французский законодатель занял в этом вопросе компромиссную позицию, не последовал примеру английского права, признавшего полную свободу завещания. Дарение или завещание не могли превышать половины имущества, если лицо, совершавшее завещательное распоряжение, оставляет после смерти одного законного ребенка, 1/2 имущества - если оставалось двое детей, 1/4 - трое или более детей. При таком порядке наследования за законными детьми резервировалась большая часть имущества, которая делилась между ними поровну вне зависимости от возраста и пола. Статьи ФГК о наследовании способствовали дроблению имуществ и в значительной степени предопределили сохранение большой прослойки мелких и средних собственников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 926; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.209.69.180 (0.051 с.)