ТОП 10:

Этапы и особенности англосаксонской системы права



В целом англосаксонское право имеет следующие признаки:

- основным источником права является судебный прецедент

- такое решение суда по конкретному делу, которое в установленном порядке приобретает значение общеобязательного правила поведения;

- наряду с юридическим прецедентом определённое значение имеет законодательство;

- в англосаксонской правовой семье в ряде государств отсутствуют писаные конституции;

- большое значение в прецедентном праве имеет процессуальное право (доказательственное), которое по многим позициям предопределяет формирование норм материального права;

- ведущую роль в формировании права играет судебная практика, соответственно велико значение судов в системе других органов государства;

- отсутствует деление права на частное и публичное Борисов Г. А. Теория государства и права : учебник / Г. А. Борисов. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. - С. 149-150..

Современный период развития англосаксонского права -- период кардинальной правовой реформы, суть которой состоит в активизации законодательной деятельности, унификации искового производства, слиянии судов общего права и права справедливости. В данный период существенно повысилась роль законодательного регулирования, возросло значение закона среди других источников права. Законодательное "наступление" привело к модификации структуры и содержания права, а также самого юридического мышления, правовой доктрины и образования. Если раньше английские юристы обучались главным образом на практике, то в настоящее время приоритет получило университетское образование. При выработке законопроектов учитывается опыт зарубежных стран, в том числе относящихся к романо-германскои семье права, идут заимствование и унификация других правовых ценностей. Таким образом, наблюдается постепенное сближение названных правовых систем.

Прецедентное право Англии существенно повлияло на правовое развитие многих стран мира. В сферу его воздействия попали США, Канада, Австралия, Индия, Новая Зеландия, другие страны. Однако в самой Великобритании господство общего права не повсеместно. Оно применяется лишь в Англии и Уэльсе. В Шотландии и Северной Ирландии, а также ряде островных территорий оно не получило распространения. В рамках стран англосаксонской системы издавна идет конструктивное правовое сотрудничество, многие прецеденты, выработанные английскими судами, стали достоянием других государств либо учитывались их судьями, и наоборот.

Вместе с тем в последнее время несколько стран (в том числе Канада и Австралия) заявили о своей правовой автономии. В Соединенных же Штатах Америки правовой "суверенитет" начал складываться гораздо раньше -- еще в XVIII в., со времен борьбы за независимость. Но сам по себе процесс правовой суверенизации государств, входящих в систему англосаксонского права, еще не означает их "ухода" из сложившейся правовой семьи, так как влияние английского права не ограничивается прецедентами, оно обусловливает общий тип юридического мышления, характер и особенности правовой деятельности, используемые категории, понятия, конструкции и другие юридические элементы Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф.В. М. Корельского и проф. В. Д. Перевалова. -- 2-е изд., изм. и доп. -- М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА * М), 2002. С. 307-308..

Судебная власть Англии отличается силой, не уступающей законодательной и исполнительной властям. Высшие суды обладают обширными полномочиями: участвуют в создании общего права и права справедливости; им принадлежит существенная роль в утверждении прав и свобод; в их компетенции находятся любые споры; они сами регламентирую порядок своей работы; высшие инстанции вправе отдавать по определенным вопросам приказы администрации, а также приговаривать к тюремному заключению за неуважение к суду. Главным источником английского права продолжает оставаться судебный прецедент - решение одной из высших судебных инстанций, имеющее обязательную силу как для них самих, так и для нижестоящих судебных инстанций. Один из главных принципов судебного прецедента, состоит в том, что сходные дела решаются сходным образом Электронное учебное пособие «Теория государства и права». Бошно С.В..

Правовая картина современного мира складывается из множества существующих и функционирующих на данном этапе развития общества национальных правовых систем. Все они в той или иной мере взаимосвязаны, взаимозависимы и оказывают, хотя и в разной степени, воздействие друг на друга.

Разная степень их взаимосвязи и взаимодействия обусловлена тем, по всей видимости, что одни национальные правовые системы имеют больше общих признаков и черт, чем остальные, другие же, наоборот, отличаются доминирующим характером специфических черт и особенностей по отношению друг к другу, имеют между собой гораздо меньше общего, чем особенного.

Сравнивая современную правовую культуру, лежащую в основе двух основных правовых семей - англосаксонской и романо-германской, западные исследователи на примере США и Франции указывают, в частности, на то, что если американцы как представители англосаксонской правовой семьи, будучи "прямыми наследниками древнего англосаксонского легализма и религиозного пуританизма", в большинстве своем с особым трепетом и уважением относятся к правовым догмам, непосредственно затрагивающим их интересы, отдельным правовым институтам и нормам, так же как в целом и к самому праву, то во Франции с отношением к праву дело обстоит несколько иным образом Чекин А.Н., Акимов А.Н. Правовая культура на примере стран романо-германской и англосаксонской правовых семей // История государства и права. 2006. № 10. С. 1..

Принципиальное отличие англосаксонской правовой системы в том, что главным источником права в ней является норма, сформулированная судьями, а правовое регулирование строится на юридической практике, прецедентах. Такой подход делает нормы права более гибкими и менее абстрактными, чем нормы права романо-германской системы, а также придает праву большую казуистичность и меньшую определенность. Деление права на частное и публичное отсутствует, нет кодексов европейского типа. Отрасли права выражены не столь четко, как в континентальных правовых системах.

В подготовке и квалификации юристов в данной правовой семье также имеются особенности. Если в романо-германской правовой семье правосудие всегда осуществляется судьями с университетским юридическим образованием, то в англосаксонской семье судьи приобретали свою квалификацию, работая адвокатами и изучая практику судопроизводства. Университетский диплом, а также профессиональные экзамены лишь недавно стали предпосылкой для того, чтобы стать адвокатом или судьей.

Еще одним отличительным признаком этой семьи служит ориентация норм англосаксонского права на разрешение одной, отдельно взятой проблемы вместо общего правила поведения, призванного урегулировать будущие подобные ситуации Там же..

28.1.Еще Кромвель собирался отменить средневековые формы пред­ставительства в парламенте нации, однако их восстановление про­изошло отчасти при самом Кромвеле (в 1657 г. была восстановлена палата лордов), отчасти при последних Стюартах. В течение XVIII столетия из 658 депутатов парламента мелкие города и селения, даже «гнилые местечки» (заброшенные деревни) выбирали 467 депутатов. Реально же это представительство контролировалось знатными зем­левладельцами при помощи специальной процедуры. Голосование было открытым. Депутатов называли заранее (это делали местные лендлорды), и тех, кто их не поддерживал, наказывали. Подсчитано, что примерно 424 депутата из числа парламентариев были фактиче­ски назначены местными землевладельцами.

Лондон с полумиллионным населением имел представительство в четыре депутата, тогда как в малонаселенных и брошенных селени­я х, так называемых карманных местечках, проживали п о 3 — 4 изби­рателя на одно депутатское место. Депутатским местом нередко при­торговывали, оценивая его примерно в 2 тыс. ф. ст. Однако рост но­вых городов, усиление влияния на политику промышленного и торгово-финансового сословий, а также реформаторская активность партии вигов приблизили проведение давно назревшей избиратель­ной реформы, что и произошло в 1832 г.

В ходе этой реформы, как и последовавших за ней в течение XIX в. еще двух реформ, были осуществлены перемены в двух на­правлениях: произведено перераспределение избирательных округов и расширен круг самих избирателей. Были лишены представительст­ва 56 местечек, сокращены квоты еще 30 местечкам. Высвобожден­ные таким образом 1 4 6 мест были переданы в пользу городов, графств и регионов Шотландии, Ирландии и Уэльса. За счет измене­ния избирательного ценза был увеличен на треть корпус избирателей. В графствах избирателями стали собственники и арендаторы земли с доходом 10 ф. ст. в год, в городах — собственники и аренда­торы домов и других строений с тем же размером годового дохода. Таким образом,

 

главным цензом, делающим возможным участие в политической жизни, стал размер собственности.

В 1835 г. в Лондоне возникла ассоциация рабочих, которая вы­двинула радикальные требования по дальнейшему реформированию избирательной системы: всеобщее избирательное право для мужчин, тайное голосование, отмена имущественного ценза для кандидатов в депутаты, уравнение избирательных округов, вознаграждение за труд депутатов и ежегодные перевыборы парламента. В поддержку подоб­ных перемен развернулось целое движение, известное под названием Чартизм (требования его участников были изложены в виде петиции парламенту о Народной хартии прав). Те же требования после спада чартистского движения были подхвачены профсоюзами {тред-юнио­нами), Которые надеялись с помощью избирателей-рабочих обрести влияние на политику палаты общин. В этой обстановке с инициати­вой проведения реформы избирательной системы были вынуждены выступать обе соперничающие политические партии, однако непо­средственным исполнителем замысла стал кабинет консерваторов во главе с Дизраэли, который представил проект реформы, утвержден­ный затем с поправками.

Это случилось в 1867 г. Вновь было уменьшено представительст­во местечек и мелких городов. Города с населением от 4 до 10 тыс. получили только по одному депутатскому месту. В городах Избирате­лями Стали все владельцы и съемщики домов, уплачивающие налог в пользу бедных, и квартиросъемщики, уплачивающие в год не мень­ше 10 ф. ст. арендной платы. В графствах этот ценз был понижен до 5 ф. ст. годового дохода землевладельца. Налоговый ценз — уплата налога в пользу бедных — отныне засчитывался не только домовла­дельцам, но и многочисленным нанимателям небольших квартир, которые считались уплачивающими этот налог, поскольку его дейст­вительно выплачивал квартиросдатчик (домовладелец). В итоге со­став избирателей сильно пополнился за счет городских ремесленни­ков и рабочих.

В промежутке между второй и третьей избирательными реформа­ми по инициативе либерального правительства вигов принимается Закон о тайном голосовании (1872), целью которого было устране­ние подкупа избирателей. В 1883 г. в развитие этой политики был принят закон, который ограничил суммы расходов на ведение изби­рательной кампании и обязывал организаторов этих кампаний пред­ставлять публичную отчетность. Одновременно был уточнен пере­чень наказаний за нарушение правил проведения избирательных кампаний.

Третья избирательная реформа 1884—1885 гг. уменьшила пестро­ту избирательных цензов и продолжила политику перераспределения округов в пользу крупных городов. Отныне города с населением от 15 до 50 тыс. человек выбирали только по одному депутату, а в круп­ных городах такая же квота устанавливалась для округов в 50 тыс. Практиковалась Мажоритарная система выборов (побеждал тот, кто собирал относительное большинство голосов). Реформа не смогла устранить всех диспропорций между числом избирателей и квотой депутатских мест.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.184.196 (0.007 с.)