ТОП 10:

ПрезидентыП пятой республики



 

Президент Годы президентства
Шарль де Голль 1958-1969
Жорж Помпиду 1969-1974
Валери Жискар д'Эстен 1974-1981
Франсуа Миттеран 1981-1995
Жак Ширак 1995-…

 

В 1974 г. после неожиданнойсмерти Помпиду, президентом был избран Валери Жискар д'Эстен. В период егоправление было завершено перегруппировка политических сил. Голлисты создалиОбъединение в поддержку республики (ОПР), независимые - Союз за французскуюдемократию (СФД), различные социалистические группировки объединились в рядахФранцузской социалистической партии (ФСП), которая вместе с ФКП составила левую оппозицию.

В конце 70-х годов во Франциирезко изменилась экономическая конъюнктура, что повлекло обострениесоциальных проблем. Однако кризис 70-х годов из ведущих стран мира наименеепоразила Францию: структура ее экономики и энергетическая независимость сделали еестойкой к повышению цен на нефть 70-х годов. Это позволило левым силамодержать победу на президентских, а затем и на парламентских выборах 1981Президентом Франции стал социалист Франсуа Миттеран. Правительство, сформированное левымисилами, попытался выйти из кризиса путем расширения государственного вмешательства. ВФранции состоялась третья волна национализации: национализувався рядфинансово-промышленных групп. Расширялись социальные программы и вводилась5-недельный отпуск. Такие меры еще более усилили инфляцию. Тогда правительство ввелогосударственный контроль над ценами и заработной платой, что сразу вызвалонедовольство населения.

В 1984 г. произошел резкийповорот в политике Миттерана. Он назначил премьер-министром лидера ОПР ЖакаШирака, который осуществил преобразования в духе консервативной революции. Былообъявлено о приватизации государственного сектора, который составлял до 30%, ослабилгосударственное регулирование бизнеса, начал борьбу с инфляцией. Последнее означаловведение режима строгой экономии, что сразу привело к сокращению социальныхпрограмм. На фоне растущей безработицы это вызвало недовольство населения. Этимумело воспользовался Миттеран и на выборах 1988 г. он вновь получилпобеду. Затем левые победили и на парламентских выборах. Левые продолжилиполитику, начатую Ж. Шираком, что обеспечило стабильное развитие страны. Но,проводя политику правых, левые ярко доказали, что их идеология переживаеткризис. Это позволило правым шаг за шагом отвоевывать позиции и напарламентских выборов 1993 г. одержать победу. Миттеран назначилпремьер-министром представителя ОПР. На этот раз им стал Эдуар Балладюр.

Левые силы - ФСН и ФКП охватилакризис. На президентских выборы 1995 г. победу одержал Жак Ширак.Победа не была легкой - левые нашли в себе силы и даже набралибольшинство в первом туре. Жак Ширак, став президентом, сразу объявил овосстановление Францией ядерных испытаний, чем навлек на себя волну протестов какв самой Франции, так и за рубежом.

Социально-экономическая политикаЖ. Ширака в 1996-1998 гг не была однозначной. Безработица достигла наивысшихпоказателей после Второй мировой войны, экономический рост равнялось почтинулю, государственный сектор работал все менее эффективно, рос государственный дефицит.Государство едва справлялась со своими социальными обязательствами (одной из причинпадение рождаемости и старение населения). Попытки ограничить государственные расходыза счет социальных программ неизменно вызывали волну митингов и протестов

Ж. Ширак решился распуститьпарламент и назначил новые выборы с целью обеспечить себе поддержку впроведении непопулярных реформ. Но надежды не оправдались. На выборах1997 победу одержали социалисты и Шираку пришлось назначитьпремьер-министром социалиста Л. Жоспена. Однако и новое правительство не сумел сразусправиться с проблемами, которые накапливались длительное время. В январе 1998 г.произошел новый социальный взрыв, который с большим трудом удалось погасить.Большие надежды правительство возлагает на продолжение интеграционных процессов,приватизации государственного сектора, сокращение военных расходов за счеткоренного реформирования армии. Сокращается численность армии с 500 до 350тыс., меняется структура, военная доктрина, происходит возврат к военнымструктур НАТО. Важным элементом военной реформы является сокращение носителейядерного оружия на 28% (снимаются с боевого дежурства наземные баллистическиеракеты). Реформы Жоспена (1997-1999) дали положительный результат: после скромныхтемпов экономического роста 1990-1997 гг в среднем 1,3% в год, в1997-2000 г. - 4%, в 2001-2003 гг - 2%. Удалось достичь успехов вборьбе с безработицей за счет широких программ по трудоустройству молодежи,сокращением рабочей недели с 39 часов до 35. Так безработицы сократилось с 12,6%в 1997 г. до 8,5% в 2001 г. В 2000-2001 гг - Были сокращены налоги.Главные надежды в дальнейшем развитии Франции полагаются на углублениеинтеграционных процессов в рамках ЕС.

Президентские выборах 2002 г.стали важным рубежом в развитии Франции. Франция оказалась перед выбором:продолжить свой «особый путь» (широкие социальные программы, «жесткий»государственный контроль над бизнесом и т.д.) или подражать англо-саксонскую (США,Англия и др.) модель (либерализация социально-экономических процессов), котораясовпадает более рекомендациям институтов ЕС.

Результаты первого турапрезидентских выборов были шоком для французского и мировой общественности. Ввторой тур президентских выборов вышли Ж. Ширак и лидер французских националистовЛе Пен, за которого голосовала треть избирателей. Хотя Ширак победил во втором туре(За проголосовало 82% избирателей), сам факт популярности ультраправых идей,откровенно расистских, шовинистических в стране с устойчивыми демократическимитрадициями свидетельствует о серьезных проблемах в развитии Франции. Среди основныхпроблем современной Франции можно выделить следующие: безработица, обеспечениестабильного развития, преступность, нелегальная эмиграция и т.д.

Серьезной проблемой стало старениенаселения Франции и соответственно сокращение численности трудоспособного населения,которое уже неспособно обеспечивать бюджет для осуществления растущих социальныхвыплат. Попытка изменить возраст выхода на пенсию вызвало бурю социальныхпротестов.

Во внешней политике Ж. Ширакпродолжает традиционный курс, начатый де Голлем. Франция является одним изглавных двигателей европейской интеграции. Стремится ограничить влияние США в регионе.Серьезные разногласия между США и Францией вспыхнули относительно войны с Ираком. Франциявыступает за расширение ЕС и НАТО за счет восточноевропейских стран ипродолжает играть решающую роль в регионах традиционного влияния (особеннов Африке). Французские вооруженные контингенты играют значительную роль в миротворческихоперациях ООН. Правительство Ширака заинтересовался и перспективами развития отношений сУкраина. Хотя главным партнером на просторах бывшего СССР Франция считаетРоссию, с которой иногда совместно выступает в вопросах внешней политики.

Итоги

За период со Второй мировой войны Франция прошласложный путь развития. Четвертая республика оказалась не той моделифранцузского государства, которая бы способствовала преодолению проблем и обеспечила продвижениестраны. Распад французской колониальной империи потянул за собой и кризисЧетвертой республики. Выдающуюся роль в становлении новой модели французскойгосударства принадлежит Ш. де Голлю. Заложенные им основы П пятой республикивыдержали испытание временем. В настоящее время Франция одна из ведущих странмира, один из главных движителей европейской интеграци

 

49. Мировой экономический кризис 1929—1932 гг. и «Новый Курс» Ф.Д. Рузвельта


В годы первой мировой войны США потеснили своих конкурентов на основных мировых, в том числе и европейских рынках, большинство стран мира оказалось их должниками. Решения Вашингтонской конференции вновь открыли США рынки Китая. После кризиса 1923 г. вокруг проблемы репараций в Германии финансовый капитал США сумел занять особые позиции и в этой стране.

Американский банкир Ч. Дауэс (в 1925—1929 гг. — вице-президент США) предложил план решения проблемы репараций, принятый в 1924 г. на конференции держав-победительниц в Лондоне. Было установлено, что в течение пяти лет Германия будет выплачивать по 1 — 1,75 млрд. золотых марок в год, затем увеличит платежи. В обмен на гарантии уплаты репараций Франция обязалась вывести войска из Рура. США предоставили Германии кредит в 200 млн. долл. на покрытие первых платежей, что открыло им широкий доступ на германские рынки. В начале 1929 г. также по инициативе США условия выплаты репараций для Германии были вновь облегчены, их общая сумма была уменьшена до 112 млрд. марок, а срок выплат увеличен до 1988 г. Международный контроль над финансами и экономикой Германии был отменен.

Даже с СССР, хотя до 1933 г. у США с ним не было дипломатических отношений, американский капитал сумел наладить торгово-экономические связи, получить концессии.

В итоге Соединенные Штаты в послевоенные годы укрепили свою роль основного мирового финансового и промышленного центра, на их долю в 1929 г. приходилось свыше 40% мировой промышленной продукции. В промышленность внедрялась самая передовая технология, широкое распространение получило конвейерное, массовое, крупносерийное производство, позволившее значительно понизить себестоимость продукции, в несколько раз повысить производительность труда.

Значительно вырос уровень жизни основной массы населения. Так, в середине 1920-х гг. квалифицированный рабочий мог позволить себе купить автомобиль всего за три месячные зарплаты. Многие наемные работники приобретали акции промышленных компаний, получая определенную долю от их прибыли. Широкое распространение получила практика сотрудничества профсоюзов с предпринимателями, вложения профсоюзных средств в расширение производства, в акции корпораций.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.96.39 (0.005 с.)