Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственный строй Франции по Конституции 1791 г.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Согласно Конституции 1791 г. высшим органом законодательной власти становилось однопалатное Национальное собрание. Оно избиралось на два года и не могло быть распущено королем. Депутаты наделялись правом неприкосновенности; для преследования их за уголовные преступления требовалось согласие Национального собрания. Законопроект, принятый собранием, подлежал утверждению королем, хотя королевское вето носило лишь отлагательный Характер. В компетенцию Национального собрания входили следующие вопросы: • в области финансов - ежегодное составление и утверждение бюджета, установление налогов, контроль за расходованием государственных средств; • в области административного управления - учреждение и упразднение государственных должностей; • в области юстиции - привлечение к уголовной ответственности перед Верховным судом министров и других высших должностных лиц, возбуждение уголовного преследования лиц, подозреваемых в заговоре против безопасности государства; • в области военных дел - издание ежегодных постановлений о численности и составе вооруженных сил, определение их денежного содержания, объявление войны; • в области внешних отношений - ратификация договоров с иностранными государствами. Король должен был осуществлять исполнительную власть с помощью назначаемых им министров: • руководить внутренним управлением и внешними отношениями; • утверждать назначение высших чиновников; • возглавлять вооруженные силы, назначая часть командного состава. Он имел право действовать лишь в рамках законов, принятых Национальным собранием; его распоряжения приобретали законную силу лишь после подписания их соответствующим министром. Местное управление возлагалось на выборные органы, деятельность которых контролировали руководившие ими министры. Если решения местных властей противоречили законам и постановлениям правительства, король мог отменить их, а в случае неповиновения - отстранить чиновников от должности, поставив об этом в известность Национальное собрание. Судебная система предусматривала создание: • Верховного суда, призванного разбирать правонарушения министров, а также преступления, угрожающие безопасности государства; • суда присяжных для рассмотрения уголовных дел; • кассационного суда, который, не рассматривая дела по существу, мог отменить приговор нижестоящего суда, вынесенный с нарушением порядка судопроизводства или содержащий явное нарушение закона. Он должен был принимать решения по жалобам на приговоры, вынесенные судами в последней инстанции, и некоторым другим заявлениям. Судьи выбирались на определенный срок и могли быть смещены только в случаях совершения преступления и в строго установленном порядке. Жирондистская республика (Первая республика) Принятие французской Конституции 1791 г. не означало окончания политической борьбы в стране. Новая система государственных органов отражала лишь временное равновесие. К лету 1791 г. совершился раскол третьего сословия. Окончательно оформились три основные политические группировки: • фельяны (фейяны) - консерваторы, представители крупной конституционно-монархической буржуазии и либерального дворянства (получили название по имени монастыря ордена фельянов в Париже, где собирались их сторонники); • «жирондисты» - центристы, представители более радикальной торгово-промышленной средней буржуазии (многие депутаты этой группы были избраны от департамента Жиронды); • якобинцы - радикалы, выражавшие интересы мелкой, средней буржуазии, ремесленников, крестьянства (заседания проходили в библиотеке монастыря св.Якоба). В это же время подготовка европейских монархий к интервенции против революционной Франции приняла открытый характер. В 1792 г. в войну с Францией вступили Австрия, Пруссия и Сардиния, в 1793 г. - Великобритания, Нидерланды, Испания и др. Измена многих генералов французской армии облегчила интервентам проникновение на территорию Франции, а затем наступление на Париж. Король и дворяне - тайные '' союзники интервентов - связывали с иностранным вторжением свои надежды на будущее. Слухи о заговоре короля подтолкнули народные массы к восстанию I августа 1792 года. Мощное восстание свергло монархию и сбросило стоявшую у власти партию фельянов - партию крупной буржуазии. На втором этапе революции (10 августа 1792 года - 2 июня 1793 года): власть сосредоточилась в руках жирондистов, являвшихся самой влиятельной политической силой в Законодательном собрании. Из их представителей был сформирован Временный исполнительный совет. Специальным декретом Законодательное собрание объявило о созыве нового органа государственной власти - Национального Учредительного ', конвента. Выборы в Конвент завершились в сентябре 1792 г. Были избраны 783де-путата, из них около 200 жирондистов и около 100 якобинцев. Большинство депутатов не принадлежали ни к одной из группировок и составляли политический центр. В ночь с 21 на 22 сентября 1792 года Конвент своим декретом утвердил упразднение королевской власти и отмену Конституции 1791 г., а также принял на себя подготовку новой Конституции. Декретом от 25 сентября 1792 года Франция объявлялась единой и неделимой республикой. Дальнейшее развитие событий определилось острой борьбой между жирондистским правительством в Конвенте и якобинской оппозицией. Падению авторитета жирондистов способствовало несколько обстоятельств: • придя в качестве правящей партии- на смену фельянам и переходя на консервативные позиции, жирондисты стремились остановить революцию; • отменив Конституцию 1791 г., они не смогли дать Франции новый республиканский конституционный документ; • оставался нерешенным вопрос об окончательной и полной ликвидации феодальных отношений в деревне; • резко ухудшилось экономическое и в особенности продовольственное положение вследствие войны. Непоследовательная центристская политика жирондистского Конвента привела республику на грань гибели. Около двух третей территории страны оказалось в руках иностранных войск и контрреволюционеров. Народ голодал, росла инфляция, англичане распространяли фальшивые ассигнации. Попытка жирондистов противопоставить Парижу провинцию, где их позиции были сильны, а также сближение жирондистов с открыто контрреволюционными элементами сделали неизбежным новое народное восстание 31 мая - 2 июня 1793 года. Якобинская республика Восстание вооруженных граждан и национальных гвардейцев завершилось 2 июня 1793 года изгнанием жирондистов из Конвента и переходом власти к якобинцам. Наступил третий этап революции - утверждение Якобинской республики (2 июня 1793 года - 27 июля 1794 года). Серией декретов, принятых в июне - июле, Конвент, где теперь преобладали якобинцы, передал крестьянам общинные и конфискованные у контрреволюционеров земли (отчасти бесплатно, отчасти по льготной цене) и полностью ликвидировал все оставшиеся феодальные права и привилегии. Принятые решения стали немедленно претворяться в жизнь. Одновременно с этим проводились преобразования в государственном строе. Вместо отмененной цензовой Конституции Конвентом 24 июня 1793года была принята новая Конституция ("Конституция первого года республики"), гораздо более демократическая. Она, как и предыдущая, состояла из Декларации прав человека и гражданина и собственно Конституционного акта. Новая Декларация прав' человека и гражданина заявляла о том, что целью общества является "общее счастье", что правительство должно обеспечивать человеку пользование его естественными и неотъемлемыми правами. Однако если в первой Декларации в качестве естественных и неотъемлемых прав провозглашались свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению, то вторая к числу таковых отнесла: • равенство (юридическое - в полном объеме); • свободу; • безопасность; • собственность. В Декларации последовательно проводился принцип законности. Закон определялся как выражение общей воли. Верховенство закона неразрывно связывалось с понятием "суверенитет народа", введенным взамен понятия "суверенитет нации". Демократические принципы Декларации были конкретизированы в Конституционном акте 1793 г., устанавливавшем государственный строй. Актом торжественно подтверждалось установление республики. Верховная власть объявлялась принадлежащей суверенному народу. Избирательное право было всеобщим, а не цензовым, но только для мужчин. Возможность избирать предоставлялась всем гражданам, имеющим постоянное место жительства не менее шести месяцев. Каждый француз, пользующийся правами гражданства, мог быть избран на всем пространстве республики. Органом законодательной власти объявлялся постоянно действующий Законодательный корпус (Национальное собрание). Он состоял из одной палаты и избирался на один год. Принятый Национальным собранием законопроект приобретал силу закона лишь в том случае, если 40 дней спустя после его рассылки в департаменты в большинстве из них одна десятая часть первичных собраний не отклоняла данный законопроект. По ряду вопросов Национальное собрание могло издавать декреты, имеющие окончательную силу. Высшим правительственным органом республики являлся Исполнительный совет, на который было возложено руководство деятельностью всех ведомств (министерств). Его члены избирались Национальным собранием из кандидатов, выдвинутых списками от первичных и департаментских собраний. Совет нес ответственность перед Национальным собранием. Критическое положение республики в связи с внутренними и международными условиями вынудило Конвент отсрочить введение в действие конституционного режима и заменить его режимом диктатуры - системой правления, наделенной исключительными правомочиями. Полнотой власти в этой системе обладали: • Конвент, имевший право издания и истолкования законов; • Комитет общественного спасения, ставший фактически главным органом правительства; • Комитет общественной безопасности. На местах они опирались на созданные по всей стране революционные комитеты и "народные общества". Чрезвычайными полномочиями наделялись комиссары Конвента, подотчетные Комитету общественного спасения. Судопроизводство осуществлял революционный трибунал, применявший смертную казнь в качестве единственной меры наказания. За один год якобинская диктатура разрешила главные задачи революции, остававшиеся нерешенными в течение четырех предшествовавших лет. Уже к октябрю 1793 г. якобинское правительство добилось перелома в ходе военных операций, а к лету 1794 г. в результате побед революционной армии военная опасность исчезла и новый республиканский строй стал политической реальностью. Однако упрочение республики привело к распаду единства и к усилению внутренних разногласий в якобинском блоке. Режим, созданный для борьбы с контрреволюцией, ради претворения в жизнь идеалов демократии, начал превращаться в авторитарный. Принятые в феврале - марте 1794 г. вантозские декреты (согласно которым надлежало конфисковать собственность лиц, признанных врагами революции, и распределить ее между неимущими патриотами) не были проведены в жизнь вследствие сопротивления крупнособственнических элементов в аппарате якобинской диктатуры. Якобинцев перестали поддерживать: • сельская беднота и плебейские элементы - потому, что ряд их социальных требований не был удовлетворен; • зажиточное крестьянство (а с ним и среднее) и буржуазия - потому, что не желали мириться с ограничительным режимом и политикой реквизиций. 27 июля 1794 года в результате заговора против возглавлявшегося Робеспьером правительства произошел переворот, свергнувший якобинскую республику. Установился режим Директории
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 977; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.165.149 (0.014 с.) |