ТОП 10:

Государство США в XIX -начале XX вв.



С конца войны за независимость в 1783 г. до начала Гражданской войны в 1861 г. территория США увеличилась в несколько раз. В ходе "индейских войн" происходил захват земель коренного населения - индейцев.

В 1803 г. Т. Джефферсон за 15 млн. долларов купил у Наполеона Луизиану - территорию к западу от реки Миссисипи, почти удвоив первоначальную территорию США.

По договору 1819 г. Испания вынуждена была уступить США Флориду, фактически присоединенную к США еще раньше.

В результате американо-мексиканской войны 1846 - 1848 гг. Мексика уступила США Техас, Калифорнию, Аризону, Нью-Мексико, Неваду, Юту и часть Колорадо.

В 1846 г. США приобрели у Великобритании большую часть Орегона.

В 1867 г. царь Александр II продал американцам Аляску за 7,2 млн. долларов.

В результате испано-американской войны 1898 г. США захватили Пуэр­то-Рико, о. Гуам, Филиппины, оккупировали Кубу. Порядок создания новых штатов определялся Ордонансом 1787 г.

Когда население вновь осваиваемой территории достигало определенной чис­ленности, Конгресс США объявлял ее автономной. Через некоторое время автономия получала право на реорганизацию в штат при условии введения республиканской формы правления, признания Конституции и других конституционных законов США.

Выбирался конвент, который составлял конституцию штата, утверждавшуюся голосованием. Созда­вались соответствующие органы власти и управления. -Конгресс США принимал постановление о приеме в союз нового штата. К началу XX в. число штатов достигло 48. .

В процессе острой политической борьбы в Соединенных Штатах Аме­рики образовались партии федералистов и республиканцев (80-е гг. XVIII в.). Федералисты (политическая группировка, возглавляемая А. Гамильто­ном) выражали интересы промышленного Севера - крупной торговой буржуазии, банкиров, крупных землевладельцев. Они выступали за прин­цип усиления централизованной власти и ограничения буржуазно-де­мократических свобод. Во внешней политике ориентировались на Вели­кобританию.


Республиканцы (они же демократические республиканцы, или антифедералисты, во главе с Т. Джефферсоном) опирались на рабовладельческие штаты Юга - на плантаторов, фермеров, сельских предпринимате­лей, городскую мелкую буржуазию. Требовали облегчить фермерам до­ступ к земле, демократизировать конституцию, предоставить штатам более широкие права. Во внешней политике ориентировались на под­держку революционной Франции.

После англо-американской войны 1812 - 1814 гг. партия федералистов практически перестала существовать; власть находилась в руках респуб­ликанцев. Их правительства частично осуществили аграрную реформу и приняли ряд важных мер по развитию промышленности. В 1828 г. на смену республиканцам пришла Демократическая партия, в создании которой решающую роль сыграл президент Э. Джексон (1829 -1837 гг.). К 40-м гг. она из партии, первоначально объединявшей планта­торов, фермеров и часть буржуазии, полностью превратилась в партию рабовладельцев и связанной с ними банковской и торговой буржуазии.

В 1854 г. от этой партии откололось "северное крыло". В 30-х гг. на основе партии федералистов возникает новая политическая организация буржуазии Севера - виги. Впоследствии она распалась, и в 1854 г. была создана Республиканская партия. Вскоре в ней образовалось два течения: правое и либерально-демократическое.

В 1820 г. между промышленными северными штатами и рабовладельчес­кими южными был достигнут Миссурийский компромисс, сущность ко­торого сводилась к тому, что впредь рабовладельческие штаты не мог­ли создаваться к северу от 36 градусов 30 минут северной широты. Географическое ограничение рабства не устранило противоречий, а лишь отсрочило столкновение Севера и Юга.

С начала 30-х гг. в США развернулось массовое общенациональное дви­жение аболиционизма - движение за немедленную отмену рабства. В 1860 г. президентом США был избран представитель либерально-де­мократического крыла республиканской партии А. Линкольн - выходец из простой фермерской семьи, известный аболиционист.

В феврале 1861 г. рабовладельцы южных штатов объявили сецессию - от­деление южных штатов и образование самостоятельного государства, Конфедеративных штатов Америки, в состав которого вошло 11 шта­тов. Конституция Конфедеративных штатов Америки провозгласила раб­ство краеугольным камнем всего государственного здания. В апреле 1861г. конфедераты развязали Гражданскую войну.

На первом этапе войны (1861 - 1862 гг.) северяне потерпели ряд тяже­лых поражений ввиду плохой вооруженности и обученности армии. Затем их командование направило основное внимание на формирование большой армии и оборонительных сооружений.

Перелом наступил ле­том 1863 г. Поражения северян и недовольство народа привели к решительным мерам.

Президент Авраам Линкольн решился на издание декларации об освобождении негров и так называемого гомстед-акта, по которому каждому желающему было предоставлено право занять участок величиной в 160 акров за счет неосвоенных земель Запада.

Боевые действия северян в 1864 - 1865 гг. носили решительный и маневренный характер. К лету 1865 г. войска южан были разгромлены, и Конфедерация южных штатов прекратила свое существование. В феврале 1865 г. Конгресс принял Тринадцатую поправку к Конститу­ции, отменявшую рабство по всей стране. В 1866 году принимается Четырнадцатая поправка, по которой негры наделяются гражданскими правами. Всякий, кто родился в США или был натурализован, признавался гражданином США и того штата. Где он проживал. Поправка запрещала штатам ущемлять, ограничивать права граждан, лишать их жизни, свободы, собственности без надлежащего судопроизводства. За отказ выполнять положения поправки число депутатов от штата в палате представителей могло быть уменьшено.

Эта поправка создала юридические условия для освобождения негров и урав­нения их в правах с белыми гражданами.

Однако даже после победы Севера и отмены рабства в США действовали расовые законы. В 1865г. плантаторы создали замаскированную организацию Ку-Клукс-Клан – орган террора против негров.

Гражданская война 1861 - 1865 гг. и последовавший за ней период Рекон­струкции Юга 1865 - 1877 гг. привели к завершению буржуазно-демократи­ческих преобразований в стране.

На большей части территории США окон­чательно победил фермерский путь развития капитализма в сельском хозяйстве; вся полнота власти перешла в руки буржуазии.

Важное значение для правовой и политической системы США имела принятая в 1868 г. Четырнадцатая поправка к Конституции, которая запретила штатам принимать законы, ограничивающие льготы и привилегии граждан США, а также лишать кого-либо свободы или соб­ственности без надлежащей правовой процедуры или отказывать кому-либо в пределах своей юрисдикции в равной защите законов.

Эта по­правка создала юридические условия для освобождения негров и урав­нения их в правах с белыми гражданами. Последствием Гражданской войны было усиление президентской власти при А. Линкольне, что оказало влияние на развитие этого института в течение всей дальнейшей истории США. В последней четверти XIX в. страна превратилась из аграрной республи­ки, какой она была в 60-х гг., в мощную индустриальную державу. Про­изошли изменения во всех сферах жизни общества.

Быстрыми темпами росли крупные промышленные города: Нью-Йорк, Чикаго, Питсбург, Кливленд, Детройт. В состав союза было принято 12 новых штатов. Экономический процесс концентрации производства и капитала сопровож­дался консолидацией политической власти в руках складывавшейся финансовой олигархии, внутри которой играли главную роль предста­вители буржуазии Севера.

 

 

Разработка и принятие Конституции США 1787 года

Формирование США, как независимого госу­дарства, занимает сравнительно небольшой ис­торический отрезок времени. С момента образо­вания на территории современного государства первых английских переселенческих колоний в первой половине XVII века и до юридического оформления США в единое федеративное государ­ство после принятия Конституции в 1787 году прошло чуть более полутора веков.

Но именно в тот период были заложены основы американской государственности, созданы предпосылки для появления на свет юридического документа но­мер один в истории Соединенных Штатов Америки - Конституции 1787 года. Процесс ее разработки неотделим от истории борьбы за государственную независимость, свободу и объединение штатов в единое госу­дарство.

А воплощением в ней традиции закла­дывалось еще первыми поселенцами, принесшими на новые земли идеалы естественного права, английское “общее право”, суд присяжных за­седателей и другие прогрессивные правовые ин­ституты того времени, ставшие первоосновой при формировании колониальных органов управ­ления.

Так, уже в период становления первых колоний, непременным условием считалось при­знание свободы религии, невмешательство вла­стей в дела культа, право граждан выбирать должностных лиц, носить оружие, создавать по своей воле военные отряды, участвовать в налогообложении и т.д.

С течением времени, в процессе укрепления ко­лоний и их борьбы за независимость, зарож­дается и развивается специфическая американ­ская практика компромиссов, сыгравшая впо­следствии решающую роль в процессе принятия Конституции 1787 года.

Суть ее состояла в том, что при совместном рассмотрении политических вопросов штатами нередко принимались компромиссные решения, отвечающие, в первую очередь, соображениям рациональности и практической пользы для сто­рон ( даже если эта “польза” вступала в про­тиворечие соображениям существующей морали).

Например, традиционно республиканский, промышленный Север пошел на военный союз с рабо­владельческим, плантаторским Югом, когда этого потребовали интересы борьбы с британ­ским господством.

В ходе совместной вооруженной борьбы за неза­висимость, длившейся с 1775 по 1783 год, и превратившейся в, своего рода, буржуазную революцию, ликвидировавшую многие феодальные пережитки, штаты прошли путь от добровольного военного союза до конфедерации, созданной в 1781 году. Необходимо отметить, что в этот период были созданы юридические документы, оказавшие влияние не только на ход событий того вре­мени, но и на развитие американских демокра­тических традиций в будущем.

Это, прежде всего, Декларация независимости Соединенных Штатов 1776 года, главным автором которой яв­ляется Т. Джефферсон, а также Статьи Конфеде­рации 1781 года, ставшие фактически первой Конституцией образовавшегося межгосударственного союза. Нельзя не вспомнить в этой связи и о первом проекте федерации, созданном еще в 1748 году Б. Франклином.

Все эти документы в большой степени оказали влияние на содержание Конституции 1787 года. Таким образом закладывалась ее юридическая база. А тем временем необходимость принятия новой Конституции в процессе существования конфедерации стано­вится все более очевидной. Время показало низкую жизнеспособность и уязвимость этого государственного образования. Экономические потребности стремительно разви­вающегося капитализма, внутренние и внешнепо­литические интересы страны требовали создания более прочного союза, который мог бы обеспечить единое экономическое пространство, об­легчить движение товаров, колонизацию новых земель, укрепить ее обороноспособность, под­нять международный авторитет.

Слабость центральной власти таила в себе и другую опас­ность. Обострение социальной напряженности после окончания освободительной войны, недо­вольство в армии и народе политикой, проводи­мой правительством Конфедерации, грозили взорвать страну изнутри. Власть понимала ограниченность своих возможностей противосто­ять этому взрыву. Политические перемены назрели, их необходимо было претворить в жизнь.

Правящими кругами было принято решение преодолеть приближающийся кризис путем изме­нения государственного устройства объединив­шихся колоний. В этом процессе сыграть ре­шающую роль была призвана новая Конституция, закрепившая федеративное устройство страны.

Осуществление этих планов было поручено Учре­дительному конвенту, собравшемуся в 1787 году под председательством Д. Вашингтона. Непо­средственное участие в разработке текста Кон­ституции приняли ведущие юристы Америки и об­щественные деятели государства: Д. Медисон, Т.Джефферсон, Б.Франклин, А. Гамильтон и др.

Основополагающим принципом конституции был провозглашен принцип разделения властей, который предполагает организационную незави­симость трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной и разграничение функций между ними. Анализируя исторический опыт, авторы Конституции пришли к выводу что если в одном органе или у одного лица сосредотачивается вся полнота власти, то это неминуемо ведет к возникновению тирании. Чтобы этого не произошло, власть должна быть разделена между различными органами госу­дарства таким образом, чтобы они взаимно кон­тролировали и сдерживали друг друга. В ре­зультате каждая из основных властей получала значительную независимость.

Особое внимание при разработке конституции было обращено на создание действенной системы взаимных сдержек и противовесов.

Джеймс Медисон, один из глав­ных “архитекторов” Конституции США, по этому поводу говорил, что до тех пор, пока органы государственной власти “... не будут связаны и переплетены до такой степени, чтобы предо­ставить каждому из органов конституционный контроль над другими, максимально требуемый уровень разделения, как сущность свободного правительства, иногда на практике не сможет быть организован надлежащим образом.” (цитата по: Карнентэр Д. “Познаем Америку” - Санкт-Петербург, 1995 г. с. 28).

Фундаментальной основой государственно-тер­рито-риального устройства США был провозгла­шен принцип федерализма, который определил правовой статус и гарантии равноправия субъ­ектов федерации, а также основы разграничения полномочий и предметов ведения федеральных органов власти и органов власти штатов. Кон­ституция не ликвидировала административную и, отчасти, политическую автономию штатов, но противопоставила ей сильную центральную власть.

Таким образом, Конфедерация превраща­лась в федерацию. Действующей в государстве легитимной формой правления была выбрана пре­зидентская республика. Депутаты конвента при­шли к выводу, что именно такая форма правле­ния наиболее соответствует принципу разделе­ния властей, интересам развития страны. Они поддержали авторов Конституции в их стремле­нии четко определить через основной закон страны, что есть фактически Соединенные Штаты Америки и каковы их федеральные органы управ­ления.

Эти основные положения легли в основу вырабо­танной конвентом Конституции. Итогом работы конвента стал предельно краткий по объему и емкий по содержанию юридический документ, со­стоящий из преамбулы и четырех частей (статей), уникальность которого состоит в том, что просуществовав более 200 лет, он является и сегодня основным законом США.

Однако, в отличии от разработки, процесс принятия Конституции шел значительно сложнее и затянулся на несколько лет. Конституция могла вступить в силу не иначе, как после ее ратификации штатами ( по меньшей мере девя­тью из тринадцати). Между тем, законодатель­ные собрания штатов обратили внимание на от­сутствие Билля о правах. Во многих местах ра­тификация Конституции была поставлена в тес­ную связь с поправками, трактующими о граж­данских свободах. Утверждение Конституции было под угрозой срыва. Для предотвращения конфликта первый конгресс, созванный в 1789 году, пошел на компромисс, оставив содержание Конституции в прежнем виде, он занялся вопро­сами “о поправках”.

В результате, Билль о правах, состоявший из 10-ти статей в качестве первых десяти поправок к Конституции, был сначала оформлен обеими палатами Конгресса, а после его ратификации - штатами в 1791 году получил силу закона. Направленные на защиту прав и свобод граждан, эти поправки законода­тельно закрепили американские демократические традиции, решающим образом повлияли на ход ратификации Конституции штатами.

Впоследствии, еще не раз в США будут приниматься по­правки к Конституции, диктуемые насущными по­литическими обстоятельствами (касающиеся прав негров, избирательного права, взаимодей­ствия ветвей власти и др.).

Но на данном этапе они имели решающее значение для устранения препятствий на пути утверждения Конституции 1787 года в качестве основного закона Соединенных Штатов. В результате, принятая Конституция стала прочным фундаментом государственного уст­ройства США, основой для разработки и при­нятия конституций штатов. С ее помощью Соеди­ненные Штаты Америки добились упрочения своих позиций как внутри государства, так и на международной арене.

 

 

2. Конституция США 1787 г. Билль о правах 1791 г.

Конституция Соединенных Штатов Америки, принятая" в 1787 г., действует в стране до сих пор - с внесенными в нее 27 поправками. Ее принятие было обусловлено экономическими, политическими, социальными и идеологическими обстоятельствами: экономические трудности послевоенного периода, угроза новой, гражданской войны, необходимость сплочения штатов и централизации власти - все это требовало создания единого государства.

Конституцию принял Конституционный конвент, который был созван в 1787 г. в Филадельфии и на который штаты прислали 55 своих делегатов. Почти все делегаты имели опыт государственно-правовой работы или предпринимательской деятельности.

Видную роль среди них играли А.Гамильтон, Дж. Вашингтон, Д.Мэдисон, Э. Рандольф, Д. Уилсон. Конституция США построена по принципу разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Она весьма лаконична, мно­гие ее статьи носят общий характер; отсюда исключительная важность ее толкования, являющаяся Прерогативой Верховного суда США.

Законодательная власть в Соединенных Штатах Америки принадлежит парламенту - Конгрессу, который состоит из двух палат:

• сената - избирается на шесть лет, каждые два года обновляется на треть. Председатель этой палаты является вице-президентом страны. В настоя­щее время выборы в сенат производятся в прямом порядке, первона­чально избирался законодательными собраниями штатов - легислатурами;

• палаты представителей - избирается на два года. Председатель этой па­латы именуется спикером.

Полномочия обеих палат считаются равными, однако сенат имеет ис­ключительное право ратифицировать международные договоры и ут­верждать назначения президента на должности. Законодательная инициатива принадлежит членам обеих палат. К основным функциям Конгресса относятся следующие:

• первоочередная - принятие законов и утверждение бюджета;

• регулирование торговли с иностранными государствами и между шта­тами;

• осуществление внешней и внутренней политики - он имеет право объяв­лять войну, заключать договоры о займах, набирать и содержать армию и флот и т. д.

Исполнительная власть в Соединенных Штатах Америки принадлежит президенту, который наделен правомочиями главы государства и главы правительства.

Президент избирается косвенным путем - коллегией вы­борщиков, которые, в свою очередь, избирались населением штатов. Как глава государства и правительства президент:

• имеет право отлагательного вето в отношении законопроектов, приня­тых парламентом;

• направляет послания Конгрессу, в которых предлагает законодатель­ную программу;

• разрабатывает проект бюджета;

• является верховным главнокомандующим вооруженными силами;

• заключает международные договоры и исполнительные соглашения (со­глашения - без согласия и одобрения парламента);

• принимает решение о начале фактических военных действий;

• руководит текущим управлением страной с помощью подчиненного ему государственного аппарата, издавая административные распоряже­ния;

• назначает на высшие должности;

• имеет право помилования и отсрочки исполнения приговоров и т. д.

Многие депутаты предлагали сделать президентуру пожизненной, чтобы в максимальной степени приблизить ее к положению конституционного короля. Первый президент США Д.Вашингтон согласился выставить свою кандидатуру во второй раз, но не более, создав тем самым прецедент, затем закрепленный в законе, два срока президентства являются максимальными.

Судебная власть в Соединенных Штатах Америки принадлежит Верховно­му суду.

Судебная система включает в себя федеральные суды, суды штатов и местные суды. Систему федеральных судов, возглавляемую Верховным судом, составляют районные и окружные (апелляционные) суды. Все судьи федеральных судов назначаются президентом с согласия и одоб­рения сената.

По наиболее важным делам введен суд присяжных. Верховный суд США является судом высшей инстанции по некоторым важным делам, осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судов, а также исполняет функции конституционного надзора. В федеральной системе существуют также специальные суды - тамо­женный, налоговый, военный, по претензиям к правительству и т. д.

В США Биллем о правах называются первые десять поправок к Кон­ституции 1787 г.:

• первая поправка - о свободе вероисповедания, свободе слова и печати, праве народа мирно собираться и обращаться к правительству с пе­тициями;

• вторая поправка - о праве народа хранить и носить оружие, так как «для безопасности свободного государства необходимо хорошо организованное свободное ополчение». В то время армия была незначительной, войны с индейцами шли постоянно, а агрессия со стороны колониальных держав казалась вполне возможной.;

• третья поправка - о запрете принудительного расквартирования солдат в мирное время;

• четвертая поправка - о неприкосновенности личности, жилища, бумаг и имущества;

• пятая поправка - о суде присяжных и процессуальных гарантиях, о зап­рете безвозмездного изъятия частной собственности;

• шестая, седьмая и восьмая поправки посвящены процессуальным прин­ципам и гарантиям, в них определялся круг уголовных и гражданских дел, которые должны были рассматриваться с участием присяжных за­седателей. Эти же поправки запрещают чрезмерные налоги и штрафы, а также жестокие и необычные наказания;

• девятая поправка устанавливала принцип недопустимости ограничения прав граждан, прямо не упомянутых конституцией. Десятая поправка не касалась гражданских прав.

Поскольку текст Конституции 1787 г. не содержал в себе отдельного раздела, посвященного гражданским правам и свободам, это вызвало недовольство демократически настроенных слоев населения, и в июне 1789 г. по предложению Д. Мэдисона были внесены 10 поправок к Кон­ституции, ставших известными как Билль о правах. К декабрю 1791 г. поправки были ратифицированы и вступили в силу.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.62.41 (0.013 с.)