Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Третья республика во ФранцииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
После окончания войны с Пруссией встал вопрос о будущем государственном строе страны. Новую конституцию должно было принять Учредительное собрание. 31 августа 1871 г. Национальное собрание, большинство в котором составляли монархисты, принимает закон, по которому оно приобретает учредительные функции. Однако политика Второй империи развеяла монархические надежды крестьянства (а это 70% населения страны). Рабочие были за республику. Монархическому большинству пришлось отказаться от восстановления монархии. В 1875 г. принимается Конституция Третьей республики. Ее составляли 3 закона: Об организации сената (24 февраля 1875 г.); Об организации государственной власти (25 февраля 1875 г.); Об отношениях между государственными властями (16 июля 1875 г.). Эти акты определяли структуру и компетенцию высших органов государства, Устанавливался республиканский строй. Глава государства - президент избирался на 7 лет абсолютным большинством голосов сената и Палаты депутатов. Он мог переизбираться. Президенту предоставлялось право законодательной инициативы, опубликования законов. Президент являлся главнокомандующим вооруженных сил. С согласия сената он распускал Палату депутатов до истечения законного срока ее полномочий. Палата депутатов избиралась на 4 года всеобщим голосованием. Сенат состоял из 75 пожизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались на основе косвенного избирательного права особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет. Сенат являлся постоянно действующим учреждением. Каждые 3 года он обновлялся на 1/3. Заседания палат проходили одновременно, но каждая из них работала самостоятельно. В 1884 г. принимаются поправки к Конституции о запрещении пересматривать республиканскую форму правления; изменении порядка комплектования сената. В начале 30-х годов XX века в ответ на активизацию деятельности партий фашистского толка происходит объединение коммунистических, социалистических, радикальных организаций. Сплотивший антифашистов Народный фронт одерживает победу на выборах 1936 г. С сер. 30-х гг. парламент почти ежегодно наделял правительство чрезвычайными полномочиями. Роль парламента стала заметно снижаться. В сентябре 1939 г. правительство без согласия парламента объявляет войну Германии. В 1940 г. Франция терпит поражение в войне. Управление страной переходит к немецким оккупационным органам. На юге до 1942 г. сохраняются остатки французской власти (правительство Виши). Конституция 1875 года
Национальное собрание после подавления Парижской коммуны вновь взяло полноту власти в свои руки. Формально Собрание было избрано на неопределенный срок (сохранив полномочия до января 1875 г.). Этот период стал временем конституирования новой республики. 31 августа 1871 г. Собрание объявило себя учредительным и в качестве такового постановило, что глава исполнительной власти – Тьер – считается впредь и президентом республики, с правом назначения и смещения министров. Вместе с тем и президент, и министры были сделаны ответственны перед Собранием. В области местного управления была проведена столь настоятельная децентрализация: советам департаментов были предоставлены широкие права выборного самоуправления, а также права избирать мэров. Была проведена важная реорганизация армии, сопряженная с ликвидацией милиционной Национальной гвардии и с созданием регулярной на основе воинской повинности. Конституирование республики было осложнено все нарастающими противоречиями большинства Собрания с президентом. Тьер настаивал на окончательном провозглашении республики, правовое большинство рассчитывало в удобный момент реставрировать монархию в том или другом виде. В марте 1873 г. Собрание приняло ряд процедурных ограничений на законодательную инициативу президента, ему было предложено не входить без предварительного согласования в парламент, сокращены полномочия в управлении министрами. Тьер, оценив все это как «китайские церемонии», пошел на конфликт, в результате которого был вынужден уйти с поста президента. В мае 1873 г. новым президентом был избран приверженец монархического крыла маршал Мак-Магон. Согласно закону 20 ноября 1873 г. срок полномочий президента был установлен в 7 лет (странная цифра была компромиссом двух позиций в собрании: 5 и 10 лет). Тем же законом была организована конституционная Комиссия 30-ти. Одновременно делегация Собрания отправилась в Австрию на переговоры к условному наследнику престола Генриху V по вопросу о реставрации. Переговоры окончились неудачей из-за разногласий о «цвете знамени страны» (белом или трехцветном), но по сути из-за проблемы преемственности наследия Революции. Усиление республиканцев на местных и промежуточных выборах 1873-1874 гг. заставило правительство активизировать решение вопросов государственного строя. После длительных споров о полномочиях и сроке президентской власти, об организации двухпалатного парламента, 30 января 1875 г. Собрание косвенно и большинством всего в один (!) голос признало республику окончательной формой правления. Вслед за этим были приняты три закона: 1)О публичной власти, 25 февраля 1875 г., 2) О Сенате, 24 февраля 1875 г., 3) О взаимоотношениях властей, 16 августа 1875 г., – которые вместе с органическими законами о выборах, законами 1871 и 1873 гг. о власти президента составили новую Конституцию 1875 года (в 34 ст.). Конституция 1875 г. установила странно смешанный строй парламентско-президентской республики, в которой под институтом президентства скрывалась фигура конституционного, но выборного монарха (по типу конституционной монархии Бельгии). Законодательной властью обладали одновременно две палаты – Палата депутатов и Сенат. Палата депутатов избиралась на 4 года всеобщим голосованием согласно установившимся законам и системе. Сенат формировался двояко: 225 его членов избирались на 9 лет особыми избирательными коллегиями по департаментам, 75 членов назначались пожизненно Национальным собранием. Выборные члены каждые три года на 1/3 обновлялись. Полномочия палат были примерно равными: решение вопросов войны и мира, принятие законов, запросы министрам, парламентские расследования; однако бюджетные законы первоначально принимались Палатой депутатов. Верховной властью располагали только обе палаты вместе. Объединившись в Национальное собрание, они избирали на 7 лет президента и единственно могли пересматривать конституцию. Президент был главой республики. Он имел право законодательной инициативы, обнародовал законы, назначал на государственные должности, имел право помилования. При согласии Сената президент имел право распустить Палату депутатов и назначить новые выборы. Однако большинство этих полномочий требовало реализации при посредстве других институтов власти, даже внешнеполитические полномочия требовали такого согласия. Президент не был главой правительства –эта важнейшая новая особенность президентской власти во Франции еще более роднила его с фигурой конституционного монарха. Правительство обладало наиболее значительной реальной властью. Назначал министров президент, но они были солидарно ответственны за политику перед парламентом. Поэтому право президента по закону 1871 г. увольнять министров не могло быть реализовано: парламентский обычай предполагал, что министры назначаются по мнению большинства депутатов. Официально была учреждена также должность председателя Совета министров, хотя президент сохранял право председательствования в собраниях министров. В течение ближайших последующих лет Конституция 1875 г. включила в себя несколько дополнительных важных положений. Большинство из них были приняты в ходе острой политической борьбы, принесшей победу открытым республиканцам. Они постарались закрепить невозможность воссоздания монархии в той или другой форме. Некоторые поправки были незначительными, хотя, и характерными: в 1879 г. столицей был заново признан Париж вместо Версаля. Законом 14 августа 1884 г. было запрещено возбуждать вопрос в парламенте о пересмотре республиканской формы правления. Одновременно были изменены принципы формирования Сената: категория несменяемых сенаторов упразднялась, всех их отныне избирали коммуны. По закону 9 декабря 1884 г. представительство коммун определялось соответственно численности проживавшего там населения, а не механически. Ликвидировались значительные ограничения пассивного права при выборах в Сенат. Вместе с тем члены ранее правивших в стране династий отныне не могли претендовать на пост президента республики. Двойственность общего государственного уклада, установленного Конституцией 1875 г., предопределила важнейшее обстоятельство последующей конституционной истории Третьей республики: преобладающее значение политического режима, который, в свою очередь, зависел от реальной расстановки политических сил. После победы республиканцев на выборах 1876 г., а затем на внеочередных 1877 г., последовала отставка президента Мак-Магона. С нею был положен конец авторитарным устремлениям в государственном укладе. С 1879 г. во Франции на основе законов 1875 г. установился новый республиканско-парламентский режим, в главном просуществовавший до начала Первой мировой войны. Революция 1848 во Франции Буржуазно-демократическая революция, свергнувшая буржуазную Июльскую монархию и установившаяВторую республику во Франции (1848—52). Революция была вызвана как усилившимися противоречиямивнутри французской буржуазии (между финансовой аристократией, сосредоточившей после Июльскойреволюции 1830 власть в своих руках, и торгово-промышленной буржуазией, окрепшей в ходепромышленного переворота и добивавшейся участия в руководстве государственными делами), так икрайне обострившимися классовыми противоречиями между пролетариатом и буржуазией. Назреваниереволюционной ситуации было ускорено неурожаями 1845 и 1846, экономическим кризисом 1847, а также«кризисом верхов», нашедшим отражение в так называемой банкетной кампании либерально-буржуазнойоппозиции, требовавшей на митингах-банкетах избирательной реформы и отставки правительства Ф. П. Г.Гизо. Толчком к революционному взрыву послужил запрет назначенных оппозицией на 22 февраля 1848очередного банкета и демонстрации сторонников реформы в Париже. Несмотря на трусливый призывлибералов подчиниться властям, 22 февраля десятки тысяч парижан вышли на демонстрацию, началисьстычки демонстрантов с войсками. 23—24 февраля произошло народное восстание, решающую роль вкотором сыграли рабочие, поддержанные мелкой буржуазией. Под давлением рабочих-повстанцев,одержавших в уличной борьбе победу над войсками, 24 февраля было образовано Временноеправительство (революционные события 22—24 февраля принято называть Февральской революцией).Победив, вооружённый парижский пролетариат навязал свою волю не только монархической, но иреспубликанской буржуазии, оказавшейся у власти благодаря народу. Но вскоре буржуазия перешла внаступление. Р. 1848, в отличие от Великой французской революции, развивалась по нисходящей линии. Первый, так называемый Февральский период (24 февраля — 4 мая 1848) характеризуетсяперегруппировкой классовых сил, подготовившей учреждение буржуазной республики. Временноеправительство по своему составу было коалиционным, оно явилось «... компромиссом между различнымиклассами...» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 13). Руководящая роль в этомправительстве принадлежала буржуазным республиканцам (А. М. Ламартин, Ж. Ш. Дюпон де л'Эр, И. А.Кремьё, Л. А. Гарнье-Пажес и др.); в него входили мелкобуржуазные демократы (А. О. Ледрю-Роллен, Ф.Флокон) и в качестве представителей рабочего класса — Л. Блан и Альбер. Сначала Временноеправительство вынуждено было считаться с рабочим классом. По требованию рабочих 25 февраля былапровозглашена республика, 28 февраля создана Люксембургская комиссия для разработки мер поулучшению положения рабочего класса, декретом от 4 марта во Франции введено всеобщее избирательноеправо для мужчин. Декрет от 2 марта сокращал рабочий день на 1 ч (до 10 ч в Париже, до 11 ч в провинции).Однако идейная незрелость пролетариата, находившегося под влиянием мелкобуржуазных социалистов,облегчила буржуазии подготовку условий для перехода в контрнаступление на рабочий класс. Довериерабочих к республиканской буржуазии, к Временному правительству усиливало присутствие в нём Блана иАльбера, чья соглашательская политика убаюкивала массы и парализовала революционные действияпролетариата. Стремясь расколоть ряды пролетариата, Временное правительство сформировало издеклассированных элементов и безработной рабочей молодёжи вооруженные отряды так называемоймобильной гвардии, подкупая её высоким вознаграждением; при этом правительство рассчитывалоиспользовать мобильную гвардию против революционного парижского пролетариата. Под знакомобещанного пролетариату «права на труд» в Париже и ряде др. городов были созданы для безработныхНациональные мастерские с расчётом на превращение занятых в них рабочих в опору буржуазии.Временное правительство увеличило (сроком на год) на 45% все прямые налоги, падающие на земельныхсобственников, мотивируя эту меру расходами, вызванными «расточительством» рабочего класса. Этообложение, ударявшее главным образом по крестьянам, вызвало у них разочарование в республике,враждебное отношение к парижскому пролетариату. Оттеснение пролетариата с завоёванных в февральские дни позиций отчётливо выявилось навыборах, в Учредительное собрание (23—24 апреля 1848): победили буржуазные республиканцы, былоизбрано значительное число монархистов и потерпели поражение кандидаты рабочих, передовыедемократы и социалисты. 4 мая 1848 Учредительное собрание начало свою работу. Период учреждения буржуазной республики и Учредительного собрания (4 мая 1848 — май 1849)характеризуется развёрнутым наступлением буржуазии на рабочий класс, разгромом его революционныхсил и переходом власти в руки монархистов. В новое правительство — т. н. Исполнительную комиссию — социалисты не были включены; министрыпринадлежали к самым правым реакционным элементам буржуазно-республиканского лагеря. Народнаядемонстрация в Париже 15 мая, вылившаяся в попытку роспуска Учредительного собрания, окончиласьпровалом и арестом революционных вождей — Л. О. Бланки, А. Барбеса и др. Подстрекаемыемонархистами, буржуазные республиканские министры издали 22 июня 1848 распоряжение о закрытиинациональных мастерских. 23 июня рабочие Парижа вышли на баррикады. Начавшееся восстание былопервым вооруженным выступлением пролетариата против буржуазии (см. Июньское восстание 1848).Подавление этого восстания явилось переломным моментом в истории Р. 1848. Буржуазные республиканцыпошли на ряд значительных уступок монархистам. 4 ноября Учредительным собранием была принятаконституция Второй республики, содержавшая ряд антидемократических статей, в частности она учреждаласильную исполнительскую власть в лице президента республики, наделённого почти королевскимиправами. На президентских выборах 10 декабря 1848 победу одержал ставленник монархической буржуазииЛуи Наполеон Бонапарт (см. Наполеон III), поддержанный голосами многомиллионного крестьянства,видевшего в племяннике Наполеона I «крестьянского императора». Переход правительственной власти вруки монархистов, все течения которых объединились в «партию порядка», породил ряд острых конфликтовмежду президентом и республиканским большинством Учредительного собрания, закончившихсякапитуляцией буржуазных республиканцев, которые, испытывая перед народными массами больший страх,чем перед реакцией, приняли требование монархистов о досрочном роспуске Учредительного собрания.Выборы в Законодательное собрание (13 мая 1849) принесли буржуазным республиканцам полноепоражение; вместе с тем наметился новый подъём сил демократического лагеря; образовался блокмелкобуржуазных демократов и социалистов («Новая Гора», 1849, см. в ст. Гора). Руководство в этом блокепринадлежало мелкобуржуазным демократам, рассчитывавшим победить реакцию легальными средствами,не поднимая массы на революционные действия. Период парламентской буржуазной республики и Законодательного собрания (28 мая 1849 — 2декабря 1851) характеризуется законодательной диктатурой объединённых монархистов. Буржуазнаяконтрреволюция в лице «партии порядка», составившей большинство в Законодательном собрании(начавшем работать 28 мая 1849), превратила Вторую республику в полицейское государство и расчистилапуть к реставрации монархии. Поражение мелкобуржуазной демократии (провал организованной Горой 13июня 1849 демонстрации протеста против нарушения президентом конституции — посылки французскихвойск на подавление революции в Риме) было использовано «партией порядка» для дальнейшейликвидации завоеваний Февральской революции. Законодательное собрание поставило печать, клубы,народные собрания, муниципалитеты, народное образование под надзор полиции и духовенства.Ликвидация последнего крупного демократического завоевания Р. 1848 — всеобщего избирательного права(31 мая 1850) — означала, что французская буржуазия была не в силах обеспечить своё господство присохранении основ буржуазной демократии и республики. В 1850—51 развернулась острая борьба между соперничавшими монархическими группировками. Вэтой борьбе победили бонапартисты, ставленник которых Луи Наполеон, будучи президентом, располагалогромными средствами воздействия на государственный аппарат, армию и политически отсталые массынаселения, особенно крестьянство. 2 декабря 1851 Луи Наполеон произвёл государственный переворот(поддержанный крупной буржуазией, чиновничеством, офицерством, католическим духовенством).Распустив Законодательное собрание и сосредоточив диктаторскую власть в руках бонапартистскойверхушки, он, демагогически объявив о восстановлении всеобщего избирательного права, на деле проводилполитику террора против республиканцев и демократов. Фактически Вторая республика былаликвидирована, а в декабре 1852 официально была восстановлена монархия в форме военно-полицейскойВторой империи. Бонапартистский государственный переворот получил исчерпывающую характеристику вработе К. Маркса «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» и в трудах В. И. Ленина. «Бонапартизм, —указывал Ленин, — есть форма правления, которая вырастает из контрреволюционности буржуазии вобстановке демократических преобразований и демократической революции» (Полное собрание соч., 5 изд.,т. 34, с. 83). Р. 1848 потерпела поражение вследствие контрреволюционности буржуазии в условиях, когдаясное классовое сознание, революционность пролетариата ещё не созрели; крестьянство же, котороерабочий класс не смог привлечь на свою сторону, оставалось резервом буржуазии и в своём большинстве стало опорой бонапартизму.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 647; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.26.221 (0.016 с.) |