Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Так, во Франции право на забастовку и объединение в профсоюзы было закреплено еще в 1917 Г.

Поиск

В уголовном и уголовно-процессуальном праве Франции произошли ряд изменений, продиктованные, в том числе, современным общественным развитием.

Если во французском законе 1960 г. по 16 составам преступления в качестве единой меры наказания признавалась смертная казнь, а по другим ‑ пожизненное заключение или тюремное заключение на срок от 10 до 20 лет, то позднее, в 1981 г., во исполнение общеевропейской тенденции гуманизации наказания, смертная казнь как высшая мера наказания была отменена. Также предусмотрено широкое использование условного осуждения, условно-досрочно освобождения, «реадаптация» (перевоспитание) преступников.

В то же время наблюдается ужесточение мер, применяемых к лицам, которые уже многократно отбывали наказания с лишением свободы. Дополнительное наказание к основному или превентивное тюремное заключение прямо предусмотрены французским уголовным законодательством.

В первые десятилетия ХХ в. усилия исполнительных органов Франции были направлены на ликвидацию суда присяжных, пересмотр и даже отход от принципа презумпции невиновности, усиления предварительного следствия за счет судебного и т.д. Тем не менее, в настоящее время уголовно-процессуальное право во Франции, как и в большинстве развитых стран, основывается на гуманных демократических принципах и институтах.

 

Литература

 

Герасимов А.П. Местное самоуправление и местная полиция во Франции / Ред. В. М. Мякишева – М.: Акад. МВД РФ, 1992.

Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. М., 2002.

Дюкло Ж. Голлизм, технократия, корпоративизм. М., 1964.

Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. М., 2002.

Одинцова А. Территориальное управление во Франции // Вопросы экономики. – 1991. – № 5.

Рождение французской буржуазной политико-правовой системы / Под ред. А.И.Королева. Л., 1990.

Филип Ардан. Франция: государственная система. ‑ М., 1994.

 

Контрольные вопросы

 

1. Периодизация истории Франции в Новейшее время, характеристика этапов.

2. Конституционное строительство. Конституции 1946 и 1958 гг.: основное содержание.

3. Развитие и состояние общественного строя.

4. Трансформация источников и внутреннего строения французского права. 5. Изменения в уголовном и уголовно-процессуальном праве Франции.

 

 

Тема 23. Современное государство и право Германии

Веймарская республика в Германии. Гитлеровская Германия.

Государственно-правовое развитие Германии после Второй мировой войны

Веймарская республика в Германии. К осени 1918 г. в Германии сложилась революционная ситуация, а 3 ноября началась революция, вошедшая в историю как ноябрьская революция. Эта революция была косвенным результатом войны, которую вела Германия. Война истощила людские и материальные ресурсы страны, и Германия вступила в полосу глубокого экономического и политического кризиса (сменила 4-х канцлеров за один год).

Уже к февралю 1917 г. немецкие потери на фронте составили 1,5 млн. чел. убитыми, 3 млн. искалеченными и раненными, полмиллиона пропавшими без вести. Народ устал от войны и бедствовал. В тылу и на фронте царил голод. Зима 1916 ‑ 1917 гг. вошла в историю как «брюквенная», так как единственной пищей для трудящихся в то время была брюква и репа.

3 ноября 1918 г. восстали военные моряки в г. Киле, 9 ноября -трудящиеся Берлина. Кайзер Вильгельм II отрёкся от престола и бежал в Голландию. Во всех немецких землях правящие династии были лишены власти.

10 ноября было созвано собрание представителей рабочих и солдат, которое сформировало правительство республикиСовет народных уполномоченных. Правительство возглавил лидер правых социал-демократов Макс Эберт. В течение ноября почти на всей территории Германии были образованы Советы рабочих и солдатских депутатов.

В декабре 1918 г. состоялся первый Всегерманский съезд Советов. Большинство делегатов на нём были правыми социал-демократами, поскольку съезд отверг предложение объявить германию социалистической республикой и передать власть в руки Советов. Было принято решение о передаче исполнительной и законодательной власти в руки правительству М. Эберта. После съезда правительство Эберта приняло меры к подавлению революционного движения. Руководящий центр последовавшего восстания берлинских рабочих – Революционный комитет Берлина объявил правительство М.Эберта низвергнутым и принял на себя функции правительства. Однако контрреволюция стянула к Берлину верные войска и расправилась с восставшими.

Январскими боями 1919 г. вБерлине революция в Германии фактически была закончена. Вскоре были подавлены революционные выступления и в других промышленных центрах Германии (Рейнско-Вестфальской области, Саксонии, Баварии и др.).

Германская революция по своим результатам явилась буржуазно-демократической и привела к изменению формы государственного правления. Была ликвидирована монархия и создана буржуазная республика. При этом руководящее положение в государстве перешло от юнкеров-помещиков к промышленной и финансовой буржуазии. В январе 1919 г. состоялись выборы в Учредительное собрание. Буржуазные партии получили около 16 млн. голосов, социал-демократы – 13,5 млн.

Создание буржуазной парламентской республики было закреплено в Веймарской Конституции, принятой Учредительным собранием 31 июля 1919 г. и вступившей в силу 11 августа 1919 г. Веймарская конституция закрепила неприкосновенность частной собственности – основы капиталистических производственных отношений (ст. 153).

Конституция оформила создание мощного государственного аппарата, ввела всеобщее избирательное право, «народное представительство» для империи и земель, самоуправление для общин, усилила единство страны на демократических принципах, ввела институт народного голосования и т.д.

Структура Веймарской конституции или как она называлась официально Конституция Германской Империи состояла из двух больших частей: I часть - «Устройство и задачи империи» и II часть - «Основные права, и обязанности немцев». Конституция включала 181 статью.

Ст. 1 Конституции провозгласила Германию республикой. В вопросе о государственном устройстве был сделан шаг вперёд по сравнению с бисмарковской конституцией 1871 г. Страна перестала быть федеральной монархией, объединяющих властителей союзных немецких государств, и стала федеральной республикой. По Конституции в состав Германии входили 18 земель, каждая из которых имела свою конституцию, созывала ландтаг и укомплектовывала правительство.

Однако Германская федерация мало чем отличалась от унитарного государства. Подтверждением этому является усиление роли центральныхорганов, дальнейшая централизация власти. Конституция закрепила за империей практически неограниченные полномочия в области налогов, внешних сношений, колониальных дел, организации обороны, гражданского, уголовного права и во многих других вопросах. Землям было дано право решать лишь отдельные культурные и хозяйственные вопросы.

Конституция закрепила следующую систему органов власти и управления. Общеимперским законодательным органом был рейхстаг. Депутаты рейхстага избирались населением сроком на 4 года «всеобщей, равной, прямой, и тайной подачей голосов на началах пропорционального представительства».

Носителем федеральных начал, органом представительства земель в германской республике был рейхсрат ‑ имперский совет, депутаты которого назначались правительством земель из своей среды в количестве пропорциональном численности населения. В соответствии с этим положением 26 голосов (то есть 40%) в рейхсрате имели представители Пруссии (В прошлом в бундесрате у Пруссии было даже меньшее число голосов: 17 из 58, то есть около 30%.).

Рейхсрату давалось право опротестовывать законы, приняты рейхстагом. Если же рейхстаг настаивал на своём законе большинством голосов в 2/3 голосов, то решающий голос имел президент, который обязан был либо опубликовать в 3-х месячный срок, вторично одобренный рейхстагом законопроект, либо ставить вопрос о проведении референдума по спорному вопросу.

Исключительно большая власть вручаласьглаве государства – президенту и назначаемому им правительству. Анализ статей конституции показывает, что президент пользовался огромной властью, из чего следует его явное превосходство над парламентом. Он мог распустить рейхстаг, опротестовать принятые им законы, пользовался правом назначения и отзыва чиновников и офицеров. Также представлял государство в международных отношениях, заключал договоры с другими государствами, являлся верховным главнокомандующим вооружёнными силами, имел право помилования. Президент был независим от парламента, поскольку избирался населением.

Наконец, президент на основании статьи 48 конституции мог вводить в стране чрезвычайное положение и применять вооружённую силу, а также отменять действие тех статей конституции, которые декларировали демократические права и свободы. Это положение по сути дела означало, что в Веймарской республике конституционные органы получили конституционное основание для осуществления открытого произвола в стране.

В годы экономического кризиса часто использовался механизм чрезвычайных полномочий президента, что способствовало его превращению в одно из средств фашизации страны. Чрезвычайные мероприятия осуществлялись на основе декретов, которых было так много, что чрезвычайное законодательство явно вытесняло обыкновенное.

Например, забегая вперед, в сентябре 1923 г. президент ввёл на территории Германии осадное положение. Приостанавливалось действие тех статей конституции, которые декларировали права и свободы. Была введена смертная казнь за так называемые «антигосударственные преступления», вводились чрезвычайные суды с упрощённым судопроизводством. Аналогичная ситуация наблюдалась в марте 1930 и 1931 гг., когда были приняты чрезвычайные законы. Всё это расчищало дорогу фашизму.

Монополисты активно поддерживали национал-социалистическую рабочую партию – фашистскую партию. Фашистская партия была создана в 1919 г. К концу 20-х начала 30-х гг. она выдвинулась на первое место среди буржуазных партий и получила огромную поддержку от монополий.

Используя антикапиталистические настроения в стране и апеллируя к национальным чувствам немцев, среди которых было распространено недовольство условиями Версальского мирного договора 1919 г., фашистская партия приняла в 1920 г.демагогическую программу из 25 пунктов. Эта программа имела цель привлечь на свою сторону рабочих, крестьян, мелких предпринимателей. Фашисты обещали покончить с условиями Версальского мирногодоговора и восстановить былую силу и мощь Германии. Также они обещали огосударствить тресты и ликвидировать безработицу, провести аграрную реформу, ликвидировать зависимость мелких собственников от банкиров, муниципализировать крупные универсальные магазины и передать в аренду мелким предпринимателям.

Благодаря лозунгам национал-социалистов оликвидации парламентаризма, демократического политического режима, проведении ревизии военных границ Германии в условиях обострившегося экономического кризиса, а также общего революционного настроя народа, промышленный и финансовый капитал оказывал существенную финансовую помощь социалистам.

Идеология фашизма. Национальные идеологи упорно пытались создать впечатление, будто их мировоззрение, является законным наследником, чуть ли не всего возвышенного и высокого. К своим наследникам они причисляли крупных философов от Гегеля до Ницше, известных деятелей культуры Вагнера, братьев Гримм и других. На самом деле национал-фашистская идеология много взяла из расовой теории иностранного происхождения француза де Лягут, англичанина Ж. Гобин (1816 – 1882 гг.). Пересадил на немецкую землю расовую теорию англичанин Стюард Чемберлен. Он женился на дочери великого Вагнера, который был противником еврейского духа, противник христианской религии, как католической, так и протестантской.

Опыт истории показывает, что фашизм – явление многовариантное. Возникнув в начале 20-х гг. в Италии (с 1922 г. – до конца второй мировой войны), он утвердился затем в Португалии (с 1926 г. до 1974 г.), а затем в Германии и Испании (с 1939 г. режим Франко до 1975 г.). Фашистские методы управления широко использовались в межвоенный период реакционными антинародными режимами в некоторых странах Латинской Америки. Но наиболее завершенную форму фашизм обрел в Германии.

60 лет прошло с тех пор, когда советский народ разгромил фашизм. 12 лет, в течение которых фашизм находился у власти, явились годами неисчислимых бедствий для многих стран и народов. Только во второй мировой войне было убито 50 – 55 миллионов чел., ранено 34 – 35 миллионов чел. Из них 20 – 25 миллионов остались инвалидами. От голода и эпидемий погибло 8 - 12 миллионовчел., а 18 миллионов граждан Европы прошли через фашистские лагеря различного назначения; в СССР – 20 миллионов чел.

Неисчислимы материальные разрушения, в которых повинен фашизм. Только СССР понес потери на сумму 128 млрд. руб., что составило около 30% национального богатства.

Гитлеровская Германия. Некоторые причины установления фашистской диктатуры в Германии. Мировой экономический кризис 1929 – 1933 г.г. затронул и Германию. Он повлек резкий промышленный спад, рост безработицы. Уровень германской промышленной продукции снизился наполовину, армия безработных достигала 9 млн. чел. Правительство приняло ряд законов, направленных на снижение заработной платы, пенсий и пособий, возросли цены на продукты, выросли налоги.

Всё это привело к обострению классовой борьбы и переходу большинства населения на сторону Коммунистической партии Германии. Выборы в Рейхстаг 6 ноября 1932 г. показали, что влияние коммунистической партии среди народа возросло. Чтобы не провоцировать установление революционной ситуации и, как следствие, социальное потрясение и смену государственного строя, монополисты сразу же после выборов 6 ноября 1932 г. обратились с петицией к главе государства с просьбой передать руководство правительством «фюреру крупнейшей национальной группы», то есть А. Гитлеру. Под петицией стояли подписи всех влиятельных представителей тяжелой индустрии, банковского мира и торгового капитала. Через 10 недель после этого президент Гинденбург назначил Гитлера главой правительства.

Одной их причин установления фашизма явилось отсутствие социального протеста среди мелкой буржуазии, бюргерства, мелкого крестьянства при приходе к власти Гитлера.

Итак, 30 января 1933 г. с назначением Гитлера главой правительства к власти пришла фашистская партия, в Германии была установлена фашистская диктатура.

Отличие фашистских движений от других реакционных политических движений состоит в том, что они применяют специфичный набор средств в борьбе за влияние в народе: разнузданную социальную и национальную демагогию, бандитско-террористические методы, антисемитизм, в частности, и расизм вообще. После захвата власти гитлеровское правительство начало ликвидацию буржуазно-демократических прав и свобод, беспощадный террор против коммунистической партии, профсоюзов и других организаций. Для осуществления своего курса фашисты использовали законодательство.

На основе чрезвычайного декрета от 4 февраля 1933 г. с демократическим наименованием «В защиту немецкого народа» власти получили право запрещать любые собрания и митинги, а также закрывать газеты. Полиция получила указания применять оружие против нарушителей порядка.

28 февраля фашисты устроили провокационный поджог рейхстага. Обвинив КПГ в поджоге и подготовке «коммунистического восстания», они создали видимость «законных оснований» для применения очередных чрезвычайных декретов.

Спустя несколько часов после поджога рейхстага, был опубликован чрезвычайный декрет президента «О защите народа и государства», отменивший все статьи Веймарской конституции о свободе личности, слова, собраний, союзов, печати, неприкосновенность жилища, охране тайны корреспонденции и телефонных разговоров. Власти получали неограниченные права в производстве обысков, арестов и конфискации имущества. Основными наказаниями, предусмотренными этим декретом, были смертная казнь и бессрочная каторга. В преамбуле декрета указывалось, что он направлен против коммунистической деятельности.

С 1 марта власти запретили всю коммунистическую прессу, все проводимые КПГ собрания и демонстрации. Фактически коммунистическая партия была вынуждена перейти на нелегальное положение, хотя гитлеровцы не решились запретить её выборы в рейхстаг.

Учитывая, что в рейхстаге, избранном в ноябре 1932 г. нацисты не имели большинства и не могли провести ликвидацию буржуазно-демократического государственного аппарата законным путём, Гитлер добился роспуска рейхстага. Выборы в новый рейхстаг были назначены на 5 марта 1933 г.

Незадолго до выборов в рейхстаг были проведены массовые аресты коммунистов. Только в ночь на 28 февраля было арестовано более 10 тысяч коммунистов. 3 марта был брошен в тюрьму лидер КПГ Эрнст Тельман.

5 марта состоялись выборы в рейхстаг. Так как нацисты не получили в рейхстаге абсолютного большинства, Гитлер решился на новую преступную акцию – лишил коммунистов в рейхстаге депутатской неприкосновенности и арестовал их.

Добившись таким путём большинства голосов, 24 марта нацисты пролоббировали «Закон по устранению бедствий народа и государства». Этот закон явился основанием для ликвидации политической системы Веймарской республики. Согласно этому закону правительство получило право издавать законы без согласия рейхстага. Этим решением был фактически ликвидирован сам рейхстаг.

26 мая был издан закон о конфискации всего имущества принадлежащего КПГ. 23 июня социал-демократическая партия была объявлена организацией «враждебной государству и народу» и деятельность её запрещена. Вслед за этим объявили о роспуске всех буржуазных политических партий Германии, интересам которых отвечала гитлеровская политика. 14 июля был опубликован закон, запретивший образование политических партий.

С января 1933 г. началась реализация расовых проектов фашистов. Это создание для евреев условий, которые вынудили бы их покинуть Германию. Было издано специальное циркулярное письмо Гитлера, в котором были определены способы реализации этой политики: инспирация антиеврейских эксцессов; избиение и погромы; запрещение занимать государственные должности, связанные с обслуживанием арийцев. В 1935 г. были изданы антиеврейские законы (практически лишили евреев германского гражданства), а преступлением признавались интимные отношения между евреями и арийцами. 9-10 ноября 1938 г. произошли еврейские погромы, а с начала войны начался геноцид.

Таким образом, в начале 30-х гг. с приходом фашистов к власти в Германии был завершён процесс ликвидации буржуазной демократии и осуществлён поворот к открытой реакции.

Государственное устройство. Германский фашизм отказался от традиционного разделения законодательной и исполнительной власти.

Закон от 24 марта 1933 г. предоставил правительству право издавать законы под подписью рейхсканцлера. Принятый 30 января 1937 г. закон «О новой структуре рейха», предоставил Гитлеру как фюреру фашистской партии и главе имперского правительства полномочия по «созданию нового конституционного права». То есть в распоряжение Гитлера был передан законодательный механизм государства.

В августе 1934 г. должности президента и рейхсканцлера были объединены. Гитлер стал именоваться фюрер и рейхсканцлер, являлся также верховным главнокомандующим и верховным судьей. Это означало не только смешение конституционных полномочий трех постов (главы государства, правительства и верховного судьи), из которых один – фюрер – вообще не был законодательно очерчен, но получение Гитлером прерогатив, выходящих за рамки прежнего германского государственного права. Таким образом, в Германии была установлена тоталитарная диктатура в виде так называемого «государства фюрера».

Господствующее положение в государственном механизме стала игратьфашистская партия. Фактически она стала частью государственного аппарата и осуществляла общее руководство государственным механизмом. Подтверждением этого являются положения закона «Об охране единства партии и государства» от 1 декабря 1933 г., объявившего фашистскую партию субъектом публичного права, «носительницей немецкой государственной жизни».

По распоряжению Гитлера в 1937 г. было введено положение, согласно которому всякое назначение на государственную должность, произведенное без согласия соответствующих партийных органов считалось недействительным.

Органы фашисткой партии стали выполнять государственные функции в центре и на местах, принцип фюрерства был распространен на весь государственный аппарат. Так, заместитель Гитлера по руководству партией входил в состав правительства. Руководители партии в территориальных округах являлись имперскими наместниками в соответствующих административно-территориальных единицах.

Управление государством осуществлялось разветвленным чиновничьим аппаратом. С 1933 по 1939 гг. численность бюрократического аппарата возросла в 2 раза. Чиновничий аппарат состоял из лиц арийского происхождения. В соответствии с законом от 7 апреля 1933 г. лицам не арийского происхождения запрещалось служить в госсекторе.

Чиновники были поставлены под контроль фашистской партии. Закон от 26 января 1937 г. предписывал чиновникам оказывать «верность и послушание» фюреру и лицам, им назначенным.

Местное управление. В 1933-34 гг.формируется процесс централизации государственного управления на основе пересмотра взаимоотношений имперских и провинциальных органов, внедрения унитарной формы государственного устройства, ликвидации традиционных элементов федерализма.

Были ликвидированы органы местного самоуправления, местная автономия земель. Земли превращались в административно-территориальные единицы. Управление на местах поручалось наместникам - чиновникам, которых назначало правительство. Одновременно с этим был ликвидирован рейхсрат как орган представительства земель. Германия стала строго унитарным бюрократически централизованным государством.

С первого дня прихода к власти фашисты стали готовиться к войне. Для этого был создан всеобъемлющий и разветвленный механизм руководства экономикой:

- в 1933 г. создаются «Генеральный совет германского хозяйства», определяющий всю экономическую политику государства; «Совет государственной обороны», занимавший разработкой мероприятий, связанных со строительством вооруженных сил и мобилизацией страны к войне;

- в 1934 г., в соответствии с «Законом о новой структуре хозяйства», было организовано 6 имперских хозяйственных групп. Одновременно создавалась и региональная структура управления;

- в 1936 г. в связи с усиленной подготовкой к войне Германией был провозглашен «четырехлетний план развития экономики» и создан «штаб по осуществлению четырехлетнего плана»;

- в 1939 г. на базе Совета государственной обороны был создан новый орган руководства экономикой - Совет министров по обороне империи;

- в 1942 г, создан «Совет вооружений» для руководства всей экономикой Германии.

За 6 предвоенных лет затраты Германии на военные цели составили огромную сумму – свыше 92 млрд. марок; эта цифра не учитывает частные инвестиции немецких и иностранных монополий в военную экономику. Большая часть средств (54,5 млрд.) были затрачены на строительство новых предприятий.

В 1933-1936 гг. было построено 300 военных заводов, в том числе 55-60 авиационных; 45 автомобильных и танковых; 70 химических; 15 судостроительных. Накануне Второй мировой войны производство оружия и техники возросло в 12,5 раза

Спецификой фашистского режима была особая форма организации государственного управления, характеризовавшееся абсолютным контролем над всеми сферами общественной и личной жизни граждан, массовым террором и насилием над противниками этого режима.

Система органов государственной власти и управления фашистской Германии. Аппарат террора включал «Штурмовые отряды» (СА), «Охранные отряды» (СС), полицию, тюрьмы и концентрационные лагеря.

Штурмовые отряды – возникли в 1921 г. из небольшой организации для охраны митингов и собраний НСДАП. Вскоре они превратились в своеобразные партийные вооружённые силы, использовавшиеся национал-социалистами, с одной стороны, для фашистского переворота; с другой – для осуществления террора, направленного против политических противников. 1928 г. – 30-60 тысяч; 1933 г. – 500 тысяч; 1935 г. – 3.543.099 чел.

С 1933 г. штурмовые отряды осуществляли довоенную подготовку кадров и переподготовку резерва. После событий 30 июня 1934 г. из штурмовых отрядов организационно выделились отряды СС, ранее находившиеся в подчинении командования штурмовых отрядов.

Охранные отряды СС возникли в 1923 г. из преданных Гитлеру членов штурмовых отрядов (в 1923 г. эта группа вместе с национальной партией была распущена за участие в попытке государственного переворота). Собственно СС возникли в 1925 г.; в 1934 г. они уничтожили лидеров СА, выделились из этой организации и были возведены в ранг самостоятельной организации.

ЗадачиСС охрана Гитлера, собраний, кровавые погромы демократических организаций. Эта организация превратились в своеобразную внутреннюю партийную полицию, в задачи которой входила борьба против подрывной деятельности в самой партии, то есть против оппозиционных партийных групп. Для осуществления этой функции Гимлером была создана собственная контрразведка – служба безопасности – СД (1937 г. – 210 тысяч, 1939 г. – 260 тысяч чел.). Основа организации СД:Общее Главное управление; Главное управление имперской безопасности; Главное управление по расовым и поселенческим вопросам; Главное управление полиции порядка; Главное административное и хозяйственное управление; Главное управление по делам фольксдейче.

Общему управлению подчинялись 4 группы эсэсовских соединений: общие отряды (нацистская элита, откуда черпались офицерские кадры для полиции и карательных органов); караульные отряды (отряды «Мёртвая голова»), созданные для охраны концлагерей и расправы над их узниками, эти отряды выполняли также карательные функции на территории других государств; части спец назначения (переименованные в войска СС в 1939 г); отряды для поручения (личное войско Гитлера, его преторианская гвардия).

В годы Второй мировой войны войска СС являлись ядром вооружённых сил. В 1939 г. они насчитывали 4 полка (18 тысяч чел.), а в 1944 – 38 дивизий (около 100.000 чел.).

Главное Управление имперской безопасности (РСХА) было провозглашенное Указом Гесса от 9 июня 1934 г. как единственная разведывательная служба национал-социалистической партии. В последующем она превратилась во всепроницающую систему тотального шпионажа как внутри страны, так и за рубежом.

Главным исполнительным и карательным органом РСХА являлось гестапо (тайная полиция). РСХА имело собственные формирования – отряды СД. В мае 1941 г. были созданы оперативные группы и команды СД (зондеркоманды). Их задача состояла в очищении армейских тылов: уничтожение пленных комиссаров, политических деятелей, партизан, евреев.

Общая численность служащих гестапо в 1943-45 гг. составила 40-45 тысяч чел. 75 % сотрудников являлись членами СС.

Полицейские силы: полиция порядка (охранная полиция, жандармерия, муниципальная полиция, административная полиция); полиция безопасности (тайная полиция и уголовная полиция).

Тюрьмы и концлагеря. Были созданы концлагеря, куда гитлеровцы без суда и следствия, бессрочно бросали своих противников. Всю страну охватила сеть «лагерей смерти», главным назначением которых было физическое уничтожение.

К началу войны через концлагеря прошли около 1 миллиона чел., за 12 лет фашизма – около 12 миллионов чел.

Судебные органы. Орудием террора в период фашистской диктатуры являлись судебные органы. В дополнение к общим судам фашисты создали «чрезвычайные судебные органы».

Так, с 1933 г. в каждом судебном округе, где функционировал земский суд, создавался «чрезвычайный суд» для рассмотрения дел о политических преступлениях.

В 1934 г. в силу закона от 24 апреля фашисты создали так называемый «народный суд». Состав суда назначался Гитлером, ему были подсудны дела о политических преступлениях. Приговоры этого суда как высшего судебного органа обжалованию не подлежали. Характерно то, что судьи при рассмотрении дела не были связаны законом и выносили приговор по собственному усмотрению.

Закон от 16 сентября 1939 г. разрешил чрезвычайным судам рассматривать уголовные дела вторично, если решение обычного суда признавалось нацистами неудовлетворительным.

Аппарат организационного воздействия на население обеспечивал контроль фашистского государства (НСДАП) над всеми формами общественной деятельности. К нему относились: Национал ‑ социалистическая рабочая партия (НСДАП)и организации, примыкающие к НСДАП.

НСДАП была построена по принципу крайнего централизма и представляла собой эффективный инструмент массового воздействия. 1928 г. насчитывала 100000 чел., 1933 г. – 1435530 чел. Подразделениями НСДАП были: СС; СА; Студенческий союз; Моторизованный союз; Женская национал-социалистическая организация.

Организации, примыкающие к НСДА: Немецкий трудовой фронт (включал более 20 млн. чел., состоял, в обязательном порядке, всех рабочих и служащих Германии); Имперский союз немецких чиновников; Национально-социалистический союз немецких врачей; Союз юристов национал-социалистов; Союз учителей.

Эти организации, в свою очередь, опекали другие союзы: гитлеровская молодёжь (детские организации 10-14 лет, подростки 14-18 лет); союз девочек (10-14 лет); союз немецких девушек (14-21 г.).

Аппаратом по пропагандистской обработке населения (возглавлял Геббельс) было Министерство пропаганды. Оновозглавлялось имперской палатой культуры. На него замыкались: а) пресса; б) радио; в) книжные издательства; г) музыка; д) изобразительное искусство.

Вооружённые Силы фашистской Германии. Первое крупное увеличение германской армии было осуществлено осенью 1934 г. Численность её возросла втрое и составила 240 тыс. чел. Тем самым была создана необходимая база для комплектования вермахта на основе всеобщей воинской повинности, введенной 16 марта 1933 г. в соответствии с «Законом о создании Германских Вооружённых Сил».

Этот закон предусматривал, что германская армия мирного времени, будет состоять из 12 корпусов или 36 дивизий. Гитлеровцы, конечно, не помышляли ограничить численность вермахта 36 дивизиями. Уже к осени 1936 года немецкая армия насчитывала 42 дивизии. В 1938 г. она стала самой многочисленной в Западной Европе. К моменту нападения Германии на Советский Союз численность вооружённых сил Германии была доведена до 8,5 миллионов чел. Число дивизий к тому времени возросла до 214.

21 мая 1935 г. был принят «Военный закон», который определял призывной контингент, срок службы в армии, обязанности военнослужащих. Военная служба состояла из: действительной военной службы (срок службы 2 года, призыв с 18 лет); службы в запасе. К началу Второй мировой войны вооружённые силы Германии организационно делились на 3 вида; сухопутные войска; военно-воздушные силы; военно-морские силы. Особое место занимала военная разведка, контрразведка. Управление этой разведкой осуществлял Абвер. При генеральном штабе сухопутных войск создан Отдел иностранных армий Востока.

В одностороннем порядке Германия аннулировала Версальский мирный договор 1919 г. и начала подготовку к мировой войне. 1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу и в десять дней уничтожила ее как военную державу. Затем Германия нанесла поражение Франции и ряду других стран Европы. 22 июня 1941 г. фашисты вторглись на территорию Советского Союза.

Несмотря на мощный механизм, созданный фашистской Германией для подчинения других народов и господства над ними, развязанная гитлеровцами война закончилась их полным разгромом. Это явилось непосредственным политическим итогом Второй мировой войны. Разгром фашизма антигитлеровской коалицией был осуществлён при решающей роли в этом Советского государства и его вооружённых сил.

Государственно-правовое развитие Германии после второй мировой войны. После разгрома фашизма союзники – СССР, США и Великобритания – выработали дальнейшую политику в отношении Германии. 5 июня 1945 г. был образован Союзный контрольный совет, призванный решать текущие вопросы, имеющие значение для всей Германии.

Летом 1945 г. в Потсдаме состоялась конференция глав правительств СССР (И.В. Сталин), США (Г. Трумэн) и Великобритании (У. Черчилль, с 27 июля К. Этли). Союзники договорились установить в Германии временный оккупационный режим и принять меры по ликвидации опасности возрождения фашистского милитаризма:

Ø распустить немецкие вооруженные силы и ликвидировать генеральный штаб германской армии;

Ø арестовать и предать суду военных преступников;

Ø произвести чистку немецкого государственного аппарата от военных преступников;

Ø ликвидировать военно-промышленный потенциал Германии;

Ø восстановить действие демократических институтов – местное самоуправление, свободы слова, собраний, печати.

Управление страной сосредоточилось в Союзном контрольном совете.

В декабре 1946 г. было создано сепаратное управление сначала двумя западными зонами (Бизония), а затем всеми тремя (Англия, США, Франция). Следствием этого стало разделение Германии и возникновение двух германских государств: Федеративной Республики Германии на Западе (1949 г.) и Германской Демократической Республики на Востоке (1949 г.).

Правящие круги ФРГ сразу же заявили о своем непризнании границ в Европе, сложившихся в результате разгрома фашистской Германии, объявили ФРГ единственным «законным» германским государством и выдвинули притязания на территорию ГДР, Польши, Чехословакии и Австрии. В 1955 г. ФРГ вступает в военно-политический блок НАТО. Была создана собственная армия – бундесвер.

В конце 60-70-х гг. в ФРГ произошли важные внутриполитические изменения. С 1969 по 1982 гг. правительство ФРГ формировалось на основе коалиции социал-демократов и свободных демократов, придерживавшихся более реалистического курса. В 1970 г. ФРГ заключило договоры с СССР и Польшей, в которых подтверждалась нерушимость существующих европейских границ, и содержался отказ от применения силы или угрозы силой при решении спорных вопросов. Правительство ФРГ признало факт существования двух суверенных германских государств и подписало Договор об основах отношений между ФРГ и ГДР, а также Договор о нормализации отношений с Чехословакией, установило дипломатические отношения с СССР, Болгарией, Венгрией. В 1973 г. ФРГ одновременно с ГДР было принято в ООН.

ФРГ была федерацией 10 земель. Главой государства был президент. Законодательная власть осуществлялась бундестагом (палата депутатов), избираемым на 4 года, и бундесратом (палата земель), назначаемым из членов земельных правительств. Исполнительная власть принадлежала правите



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.28.90 (0.019 с.)