Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 20. Соединенные Штаты Америки в Новейшее время

Поиск

Общая характеристика развития капитализма в США. «Новый курс»

Ф. Рузвельта. Основные изменения в государственном строе во второй

половине ХХ – начале XXI в. Современная правовая система США

Общая характеристика развития капитализма в США. Изменения в государственном строе и государственном аппарате США с начала XX в. и по настоящее время связаны, главным образом, с возникновением и развитием государственно-монополистического капитализма (ГМК).

В XIX в. монополистический капитализм в США не поддерживался государством, оно не вмешивалось в экономический процесс. С начала XX в. государство из пассивного наблюдателя превратилось в субъект активного регулирования общественных отношений, и с начала XX в. появился ГМК. Его появление связано с тем, что Первая мировая война вызвала обострение конкурентной борьбы в погоне за высокими военными прибылями. Это, в свою очередь, вызвало анархические тенденции в экономике. Встала задача пресечь эти тенденции исоздать централизующие начала в руководстве экономическими процессами.

Поставленные задачи осуществлялись следующими способами. Во-первых, создавались административные государственные органы, призванные регулировать сферу производства, распределения и потребления.

В 1917-18 гг. были созданы Военно-промышленное управление, Управление военно-трудовой политики, посреднические комиссии при министерстве труда (последние предназначались для разрешения трудовых споров).

Во-вторых, усиливалась власть президента.

Так, в 1917 г. был принят Закон о контроле над производством, сырьем и топливом, предоставлявший президенту США широчайшие права для снабжения вооруженных сил необходимыми средствами, реквизиции промышленных предприятий и их продукции, сбыта продукции и регулирования трудовых отношений.

В 1920 г. в США произошел экономический кризис, в 1922 - 24 гг. отмечалась частичная стабилизация. В период стабилизации преобладали не государственно‑монополистические, а частные методы регулирования общественной жизни. Кстати, в странах Западной Европы государственно‑монополистические тенденции проявлялись с большей силой.

«Новый курс» Франклина Рузвельта. После Первой мировой войны экономический потенциал США и их доля в мировом хозяйстве значительно возросла. Однако мировой экономический кризис 1929 ‑ 1933 гг. потряс экономическую систему США, что вызвало разорение и банкротство многих производств, обнищание народа.

Промышленное производство снизилось до 56%, национальный доход сократился на 48%, обанкротилось 40% банков, потеряло работу около 17 млн. человек.

Правительство Г. Гувера предприняло ряд мер, направленных на поддержание монополий. Однако это не дало положительных результатов. И на очередных президентских выборах победил Франклин Делано Рузвельт – кандидат от Демократической партии.

Ф. Рузвельт и его администрация предложили проведение мероприятий, получивших название «Нового курса» (1933 - 35 гг.). Целью программы было:

1) восстановление расстроенной банковско-финансовой системы;

2) стабилизация промышленности, снятие острых трудовых конфликтов;

3) регулирование сельскохозяйственного производства;

4) формирование социальной политики, ликвидация безработицы.

Для выполнения реформ был принят ряд законодательных актов.

В 1933 г. был принят Закон о банковской деятельности. На его основании в 1934 г. были созданы Федеральная корпорация страхования вкладов, а затем Федеральная корпорация страхования ссуд и сбережений. Это привело к восстановлению доверия к банкам, к притоку в них вкладов частных лиц.

Для восстановления банковско-финансовой сферы был запрещен вывоз золота за границу, проведена девальвация доллара (снижение официальной стоимости доллара относительно других валют), укрупнена банковская система. Крупнейшие банки получили из казны значительные кредиты и субсидии.

Деятельность фондовых бирж регулировалась Законом об обращении ценных бумаг, принятым в 1934 г. и предусматривавшим представление всем участникам торгового рынка равных условий, гарантирующих свободный доступ к важнейшей информации о деятельности компаний. На основании этого закона была создана Федеральная комиссия по ценным бумагам и биржам, наделенная правом регистрации всех ценных бумаг, выпускаемых в обращение. Она также строго следила за предоставлением инвесторам всех интересующих их сведений о деятельности компаний и пр.

Закон о восстановлении промышленности 1933 г. разделил всю промышленность страны на 17 групп, деятельность каждой из которых регулировалась нормативными актами – кодексами честной конкуренции, определявшими квоты выпускаемой продукции, распределявшими рынки сбыта, фиксировавшими цены, условия кредита, продолжительность рабочего времени, уровень зарплаты и т.д. Оздоровление промышленности возлагалось на Национальную администрацию восстановления промышленности.

Закон о регулировании сельского хозяйства, также принятый в 1933 г., предусматривал создание специального административного органа по регулированию аграрного сектора. Он был призван сбалансировать спрос и предложение на продукты сельского хозяйства, поднять на них цены. Был введен одинаковый процент сокращения посевных площадей и поголовья скота для всех фермеров. Специальным законом были сокращены проценты по задолженности фермеров и продлены сроки погашения их долгов.

Закон о трудовых отношениях 1935 г. (Закон Вагнера) впервые признал права профсоюзов, права рабочих по отношению к предпринимателю, в том числе право на забастовку в случае «несправедливой трудовой практики предпринимателя», как об этом было записано в законе.

В 1935 г. был принят первый в истории США Закон о социальном страховании и другие законы помощи бедным. Законом предусматривалась социальная помощь престарелым, безработным и некоторым категориям нетрудоспособного населения. Пенсионный фонд создавался за счет налогов на предпринимателей и самих рабочих. Пенсии по старости назначались с 65 лет, пособия по безработице выплачивались около 10 недель в году.

В 1938 г. был принят Закон о справедливом найме рабочей силы, установивший максимум продолжительности рабочего времени для некоторых категорий трудящихся и минимум зарплаты.

В целом, антикризисные финансово-экономические и социальные меры «Нового курса» 1933-35 гг. стабилизировали американскую экономику, социальную сферу и заложили основы ГМК.

В последующем, в годы Второй мировой войны и в период научно-технической революции в США сложилась целостная система государственно-монополистического регулирования. Одним из ведущих направлений эволюции американского ГМК после Второй мировой войны являлось совершенствование методов государственного регулирования экономики и социальных отношений.

В социальной сфере в 60-е годы президент США Джонсон провозгласил программу создания «великого общества». Одно из главных направлений в этой программе - борьба с бедностью. В соответствие с ним в 1946 г. был принят Закон об экономических возможностях. Он предусматривал профессиональную подготовку молодежи, в том числе безработной, выдачу льготных займов бедствующим фермерам, сельскохозяйственным и другим категориям низкооплачиваемых рабочих. В 1965 г. вышли законы о начальном, среднем и высшем образовании. Также в 60-е годы были приняты программы, направленные на оказание помощи малообеспеченным семьям в аренде квартир, строительстве жилья, субсидировании расходов бедняков на продукты питания.

Программа создания «великого общества» не была выполнена, т.к. она не была в полной мере профинансирована государством. Бюджетный дефицит, вызванный гонкой вооружений в период «холодной войны», войной во Вьетнаме ограничил средства, направленные в социальную сферу. Но в целом государственная политика в социальной области принесла свои плоды.

Приверженность той же политике, направленной на подъем социального уровня трудящихся, можно наблюдать в 70-е годы в период правления Д. Форда.

В 80-е годы с приходом к власти Р. Рейгана начался пересмотр традиционных методов государственно-монополистического регулирования. В 1982 г. администрация президента провозгласила концепцию «нового федерализма». В ней утверждалось, что централизованное государственное вмешательство в общественные отношения перешло «разумные пределы», порождает дефицит бюджета и инфляцию, что оно в принципе порочно, ибо федеральное правительство не в состоянии адекватно учитывать специфику социальных проблем и эффективно находить пути решения каждой из них. В связи с этим республиканская администрация провозгласила необходимость дефедерализации социальной политики. Было предложено аннулировать около 150 социальных программ и передать в руки штатных властей свыше 40 остающихся социальных программ, включая программы помощи.

Закон 1981 г. об оздоровлении экономики с помощью налоговой реформы (акт предусматривал сокращение расходной части бюджета к 1988 г. на 270 млрд. долларов) привел к резкому сокращению социальных расходов, заметному уменьшению федеральных выплат по программам денежной и продовольственной помощи малоимущим.

Основные изменения в государственном и общественном строе США во второй половине ХХ – начале XXI в. Общественный строй. США типичное капиталистическое государство. Господствующей формой предпринимательства является акционерное общество – корпорация, в которых реальная власть принятия важнейших экономических решений принадлежит крупнейшим собственникам и высшим управляющим.

Свыше 90% экономически активного населения США работает по найму. 55% всей занятой рабочей силы составляют лица, занятые нефизическим и умственным трудом. 75% занято в нематериальном производстве. В отраслях агропромышленного комплекса в США занято 17,9% рабочей силы.

Доля состоятельных жителей составляет 3%. Наиболее богатые американцы с ежегодным доходом в размере 100 тыс. долларов и выше составляет около 0,25% всего населения страны. В стране насчитывается около 700 тыс. миллионеров. 0,5% американских семей владеют 22% национального богатства. Они держат под своим контролем коллективную капиталистическую собственность в стране и за ее пределами. Число американцев, живущих ниже официальной «черты бедности», составляет около 13,5% всего населения США (для семьи из 4-х человек «черта бедности» составляет 11200 долларов в год).

В США достаточно разнообразный расово-этнический состав: белые – около 86%, черные – более 11%, индейцы, эскимосы, алеуты – 0,6%, другие этнические группы – 2,4%.

Государственное устройство. В настоящее время США – это федеративная республика. В административном отношении территория страны делиться на 50 штатов и федеральный округ Колумбия.

Официальная статистика США группирует штаты в 9 регионов: Новая Англия; Средне-Атлантические штаты; Северо-Восточный центр; Северо-Западный центр; Южно-Атлантические штаты; Юго-Восточный центр; Юго-Западный центр; Горные штаты и Тихоокеанские штаты.

Каждый штат подразделяется на округа, которых всего 3041. Их называют графствами, а в штате Луизиана – приходами. Сами округа делятся на муниципалитеты (всего 19078) и тауншипы (всего 16734). Муниципалитеты осуществляют местное самоуправление в городах, а тауншипы – в сельской местности (в Новой Англии обе единицы называются таунами).

США принадлежит ряд территорий в Карибском море и Тихом океане: Пуэрто-Рико (в 1898 г. в результате испано-американской войны остров был захвачен США; с 1952 г. ‑ свободно присоединившееся к США государство); Виргинские острова (в 1917 г. купили у Дании); Гуам (в 1898 г. в результате испано-американской войны перешел во владение США); Восточное Самоа (с 1899 г. владение США) и ряд небольших островов в Тихом океане (Уэйк, Мидуэй, Атолл Джонстон). С 1947 г. под управлением США находится подопечная территория ООН – Тихоокеанские острова (Микронезия).

Законодательная власть осуществляется Конгрессом США и законодательными собраниями (легислатурами) штатов. Конгресс состоит из двух палатСената и Палаты представителей.

Палата представителей. Число ее членов зафиксировано в 1912 г. законом и с тех пор не изменялось – 435 депутатов. По Конституции США каждый штат должен быть представлен в палате, по крайней мере, одним членом. Члены Палаты представителей избираются на двухлетний срок, исчисляемый с января следующего после выборов года.

Сенат. Каждый штат представлен в нем двумя членами. Каждый сенатор избирается в своем штате на шестилетний срок. Каждые два года подлежат переизбранию 1/3 сенаторов.

Самые многочисленные группы в обеих палатах образуют юристы. Более 37% палаты представителей являются представителями крупного бизнеса.

Конституционные полномочия Конгресса широки. Он устанавливает единообразные для всей территории страны налоги, пошлины, подати и акцизные сборы, утверждает федеральный бюджет, регулирует внешнюю торговлю. Конгрессу принадлежит важная функция контроля за деятельностью правительственных учреждений и ведомств. Такой контроль осуществляется путем проведения расследований по различным вопросам, проверки расходования бюджетных ассигнований, надзора за организацией и действиями правительственных учреждений. Конгресс имеет право объявлять войну, формировать вооруженные силы и выделять ассигнования на их содержание.

Существуют полномочия, которые может осуществлять только одна из палат. По Конституции все законопроекты о государственных доходах должны исходить только от Палаты представителей. Эта палата имеет определенные преимущества при рассмотрении финансовых вопросов. Важнейшими полномочиями Сената является его участие в принятии США международных обязательств в форме договоров и участие в назначении на высшие должности государственного аппарата.

Партийные фракции. В Конгрессе США представлены только две крупные буржуазные партии страны – Демократическая и Республиканская. В каждой из палат парламента образуются партийные фракции обеих партий, которые в своих действиях не зависят от национального руководства партии, а сами члены Конгресса не связаны фракционной дисциплиной.

Лидер фракции большинства в Сенате является самой важной фигурой, влияющей на ход работы этой палаты. Он формулирует законодательную программу своей партии, определяет порядок работы Сената, осуществляет связь с комитетами, принимает участие в распределении мест в комитетах между сенаторами. Лидер большинства в палате представителей занимает в партийной иерархии второе место после спикера палаты.

Лидеры меньшинства в обеих палатах занимаются в основном формулированием политики оппозиции и организацией поддержки в ее пользу.

Каждая из палат имеет своих должностных лиц:

Спикер Палаты представителей является одним из самых влиятельных деятелей конгресса. Его кандидатура выдвигается фракцией большинства в палате и утверждается на заседании палаты. Он председательствует в палате и руководит фракцией большинства, определяет порядок рассмотрения законопроектов, направляет внесенные законопроекты в комитеты, выносит окончательное решение по всем процедурным вопросам.

Председателем Сената является по должности вице-президент США. Он получает право голоса только в случае, если при голосовании голоса сенаторов разделились поровну. Свои обязанности председателя сената вице-президент исполняет лишь время от времени. Поэтому фракция большинства выдвигает из своего состава, а сенат утверждает временного председателя.

В Конгрессе США существует четыре формы законодательных предложений: законопроект, совместная резолюция, совпадающая резолюция и простая резолюция. Законопроект приобретает силу закона после того, как он принят обеими палатами и подписан президентом. Совместная резолюция также принимается обеими палатами в идентичной форме, затем ее подписывает президент, и она становится законом. Для их принятия достаточно простого большинства членов обеих палат. Совпадающая резолюция принимается в идентичной форме, но ее не подписывает президент, и она не приобретает силу закона. Служит для провозглашения тех или иных принципов и целей. Простую резолюцию принимает одна из палат. Она не имеет силы закона и служит для принятия решения, действие которого распространяется только на данную палату.

Легислатуры штатов по своей структуре и методам работы во многом схожи с Конгрессом. Во всех штатах, кроме Небраски, они состоят из двух палат: палаты представителей и сената. По своему численному составу они существенно различаются – от нескольких сотен до нескольких десятков членов. Также различны и сроки их полномочий: в 46 штатах члены палаты представителей избираются на два года; в четырех штатах – на 4 года; сенаторы в 38 штатах избираются на 4 года, а в 12 штатах на 2 года.

Исполнительная власть в США осуществляется Президентом. На уровне штатов носителями исполнительной власти являются губернаторы. Многие функции исполнительной власти осуществляются органами самоуправления и управления на местах.

Президент США – высшее должностное лицо страны, совмещающее полномочия главы государства и главы правительства. Он избирается на 4 года с возможностью переизбрания еще на один срок. Президентом США может быть гражданин США по рождению, не моложе 35 лет, проживающий на территории США не менее 14 лет.

Полномочия президента весьма широки. Как глава государства он является верховным главнокомандующим вооруженными силами США и верховным представителем США на международной арене. С одобрения и согласия сената он назначает федеральных судей, послов, высших должностных лиц аппарата исполнительной власти. Имеет право созыва чрезвычайной сессии Конгресса и переноса очередных сессий, право отсрочки исполнения приговора и право помилования лиц, осужденных по федеральным законам. При возникновении внутренних и внешних чрезвычайных ситуаций президент может располагать чрезвычайными полномочиями. Велика роль президента в законодательном процессе.

Вместе с президентом на четырехлетний срок избирается вице-президент. Президент и вице-президент не могут быть жителями одного штата. По конституции его полномочия ограничиваются председательствованием в сенате. В соответствии с ХХ поправкой (1933 г.) вице-президент рассматривается как преемник главы исполнительной власти в случае смерти или недееспособности последнего.

Надведомственным органом в США является Исполнительное управление Президента (ИУП). В его структуре действуют следующие подразделения: Аппарат Белого дома (специальные помощники Президента по различным вопросам); Административно-бюджетное управление; Экономический совет при Президенте; Совет национальной безопасности; Управление по разработке политики; Управление по вопросам политики в области науки и техники, Совет по качеству окружающей среды; Управление представителя США на торговых переговорах, Отдел административной поддержки; Аппарат вице-президента.

Как совещательный орган при Президенте функционирует Кабинет министров. В его состав входят главы 12 федеральных министерств, именуемые в США секретарями и генеральный атторней (министр юстиции и Генеральный прокурор). Президент может включать в состав кабинета и других должностных лиц.

Министерства. Государственный департамент (основан в 1789 г.) – министерство иностранных дел США. Предоставляет Президенту рекомендации в области разработки и проведения внешней политики, ведет по его поручению международные переговоры, представляет США в международных организациях, организует работу дипломатической и консульской служб.

Министерство обороны (образовано в 1947 г. в результате реорганизации военного министерства США) – ведает вопросами, имеющими отношение к вооруженным силам США, несет ответственность за их боевую готовность и материально-техническое обеспечение.

Кроме того, существуют министерство финансов, министерство юстиции, министерство внутренних дел (ведает вопросами землепользования, освоения природной среды и ее ресурсов), министерство сельского хозяйства, министерство торговли, министерство труда, министерство здравоохранения и социальных служб, министерство образования, министерство жилищного строительства и городского развития, министерство транспорта, министерство энергетики.

1 марта 2003 г. США создали Министерство внутренней безопасности ‑ это первая такого рода реорганизация администрации США, проведенная после 1947 г. Министерство, в котором ныне работает 183 тыс. человек, ответственно не только за контроль за въезжающими в США иностранцами и проверку их прошлого, но и за подготовку США к возможным террористическим атакам. На него возложена ответственность за координацию действий различных профильных структур и агентств, обеспечение соответствующих служб инструкциями, техникой и оборудованием, обучение персонала и т.д.

После атак террористов на Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября 2001 г. стало очевидно, что США фактически беззащитны перед атаками террористов. Границы страны охранялись плохо. Кроме того, отсутствовали действенные системы контроля за иностранцами, которые въезжали в США через 360 морских портов, более 400 коммерческих аэропортов и 180 наземных пунктов пересечения границы. Границу США ежегодно пересекают 11.2 млн. грузовиков и 2.2 млн. железнодорожных вагонов. Рейсы в США совершают ежегодно более 7.5 тыс. судов, которые, в общей сложности, совершают 51 тыс. заходов в американские порты.

Министерство стало центром куда стекается и где анализируется информация о возможных террористических атаках, полученная от разведслужб США. На основе этой информации Министерство информирует власти и население об уровне террористической угрозы. Бюджет этой структуры увеличивается каждый год: в 2005 финансовом году в него заложено $33.8 млрд., что на $3.6 млрд. больше, чем в 2004.

До 11 сентября 2001 г. на федеральном уровне функционировало около 130 агентств и проектов, имеющих отношение к вопросам национальной безопасности. Координация их деятельности была практически невыполнимой задачей. После терактов система претерпела значительные изменения. Однако из упомянутых 130 федеральных агентств и проектов, занимавшихся вопросами национальной безопасности до 11 сентября, только 22 вошли в состав Министерства Национальной Безопасности.

К федеральному правительственному аппарату относятся также административные ведомства: агентства и корпорации, органы государственного регулирования экономики.

Изменения в государственном строе США в новейшее время сводились к централизации государственной власти, росту государственного аппарата, милитаризации государственного аппарата США.

Централизация государственной власти в XX в. становится закономерной и обусловлена концентрацией производства и капитала, усилением государственно-монополистического регулирования общественных отношений и влиянием военно-промышленного комплекса. Централизация проявляется, во-первых, в значительном расширении полномочий федеральных органов.

а) расширяются границы законодательной деятельности Конгресса. Он стал принимать законодательные акты по вопросам, которые согласно Конституции относятся к компетенции штатов (в области трудовых отношений, сельского хозяйства, по вопросам промышленного производства). Т.е. можно констатировать вторжение федерального органа в сферу полномочий законодательных органов штатов. Активную роль в этом сыграл Верховный Суд США, создав доктрину так называемых «подразумеваемых полномочий»;

б) усиливается контроль со стороны федеральной администрации над административной деятельностью штатов за счет усиления их финансовой зависимости от центра.

Сейчас около 30% бюджета штатов составляют субсидии федерации. Предоставление федеральных субсидий оговаривается определенными условиями, несоблюдение которых влечет за собой автоматическое прекращение выплат. А это открывает широкие возможности для вмешательства федеральных властей в местные дела.

в) унифицируется законодательство штатов. Для этой цели из представителей штатов создаются национальные конференции по выработке типовых законопроектов, которые предлагаются штатам федерацией.

г) центральная администрация осуществляет активное вмешательство не только в дела штатов, но и в деятельность органов местного, особенно городского самоуправления, минуя посредничество штатов.

Во-вторых, наряду с централизацией государственной власти по вертикали в США отмечается централизация (концентрация) государственной власти по горизонтали - в руках президента.

Расширение полномочий президента идет по пути:

а) возрастания законодательных полномочий;

- хотя у президента нет права законодательной инициативы, его послания с законодательными предложениями всегда становятся предметом обсуждения Конгресса;

- использование президентского вето. Формально вето может быть преодолено повторным принятием законопроекта в обеих палатах Конгресса 2/3 голосов. Фактически это сделать невозможно, за исключением тех случаев, когда вето применяется в демагогических целях. Президентское вето из относительного все более превращается на практике в абсолютное. Достаточно констатировать, что Г. Трумен за период с 1945 по 1951 гг. применял вето 222 раза, а преодолено оно было всего 12 раз;

- активное использование «карманного вето». Суть этой процедуры сводится к тому, что неугодный законопроект задерживают в одной из палат Конгресса до последних дней сессии. После принятия он отсылается в Белый дом, но к этому времени до окончания сессии остается менее 10 дней. Это дает президенту право не решать судьбу законопроекта до следующей сессии Конгресса, т.е. как говориться «спрятать в карман»;

- определение законодательной повестки дня Конгресса в подавляющем большинстве Белым домом. Это достигается ежегодным предоставлением президентом Конгрессу проекта федерального бюджета. А в бюджете четко определяются внесение в конгресс социально-экономических программ, влекущих важные внутриполитические последствия («новый курс», «великое общество» др.).

б) возрастания полномочий во внешнеполитической сфере;

В соответствии с конституционным положением ему принадлежит конституционное право «с совета и согласия Сената заключать международные договоры при условии их одобрения 2/3 присутствующих сенаторов; с совета и согласия Сената назначать послов и иных полномочных представителей и консулов».

Международно-правовые полномочия президента сложились таким образом, что он не только подписывает договоры с иностранными государствами, но фактически сам ведет переговоры, используя для этого своих представителей и каналы государственного департамента.

Особо неконституционной формой международно-правового документа, который длительное время не нуждался в одобрении его Сенатом являлось исполнительное соглашение. Много раз делались попытки ограничить внешнеполитическую практику президентских исполнительных соглашений. И лишь в 1972 г. был принят законопроект об обязательном предоставлении текстов всех исполнительных соглашений правительством в Конгресс в течение 60 дней. Таким образом, было законодательно закреплено право Конгресса на контроль за деятельностью правительственной администрации в области заключения международных договоров.

в) возрастания полномочий в области регулирования экономики, признания права производить реорганизацию государственного федерального аппарата;

Это положение подтверждалось в период «нового курса» Рузвельта (1933-1935 гг.), т.е. в годы, когда ликвидируются негативные последствия мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.

г) расширения президентских прерогатив в военной сфере.

В настоящее время Конституция США закрепляет, что право объявлять войну имеет Конгресс. Президент может начать военные действия без объявления войны Конгрессом, если нападение совершено на одного из многочисленных союзников США по военным блокам. Так было не всегда.

До Второй мировой войны считались допустимыми президентские войны, если нападение осуществлялось на собственно территорию США. После Второй мировой войны были развязаны и велись войны без согласия Конгресса: в Корее в 1950 г.; во Вьетнаме в 1965 г., позднее в Лаосе, Камбодже. Без согласия Конгресса осуществлялась военная оккупация Гренады. США более 200 раз использовали вооруженные силы и лишь в 5 случаях война объявлялась Конгрессом.

В 1973 г. Конгресс принял решение об использовании военной силы исполнительной властью. Согласно ему, для использования военной силы в кризисной ситуации президент должен получить предварительную или немедленную санкцию Конгресса. Если нет такой кризисной ситуации, то президент может начать военные действия. Если нет на это решения Конгресса, то они должны быть прекращены через 60 дней (в случае защиты войск США этот срок может быть продлен еще на 30 дней).

Судоустройство. В США отсутствует единая, общенациональная судебная система. Существуют организационно обособленные, параллельные судебные системы в каждом из штатов и федеральная судебная система. Согласно ст. 3 Конституции, судебная власть в США предоставляется Верховному Суду и нижестоящим федеральным судам, учреждаемых Конгрессом.

В силу Х поправки к Конституции каждый штат имеет право создавать собственные судебные органы.

Федеральную судебную систему образуют четыре группы судов:

1. Окружные суды США – федеральные суды общей юрисдикции. Они по первой инстанции рассматривают все дела, основанные на федеральном законодательстве, кроме тех, которые отнесены к компетенции специальных федеральных судов. Всего в США 94 окружных суда;

2. Специальные суды: претензионный суд США, рассматривающий денежно-имущественные претензии граждан к правительству США; суд США по делам внешней торговли, рассматривающий споры, возникшие на основе федеральных законов об импортных торговых операциях и таможенных правил; налоговый суд США, для решения конфликтов, возникающих в связи с решениями федеральных налоговых ведомств;

3. Специальные апелляционные суды: апелляционный суд США по федеральному округу, который рассматривает жалобы на решения претензионного суда, суда по делам внешней торговли и на решения некоторых федеральных административных ведомств; временный чрезвычайный апелляционный суд – рассматривает жалобы на решения окружных судов США по делам, связанным с применением правовых актов о стабилизации экономики. Решения этих двух судов могут обжаловаться в Верховном Суде США;

4. Апелляционные суды – промежуточные апелляционные инстанции между федеральными судами первой инстанции и Верховным Судом.

Возглавляет федеральную судебную систему Верховный Суд США – высший орган в федеральной судебной иерархии, конечная апелляционная инстанция. В качестве суда первой инстанции он рассматривает дела послов и иных официальных представителей иностранных государств, а также споры, в которых стороной выступает штат. Численность Верховного Суда – 9 человек. Члены федеральных судов назначаются президентом по совету и с согласия Сената. Смещение федерального судьи возможно только в порядке импичмента.

В штатах имеется три группы судов:

1. Ограниченной и специальной юрисдикции;

2. Общей юрисдикции;

3. Апелляционной юрисдикции.

Таким образом, в ХХ веке в общественном и государственном строе США произошли существенные изменения. Общая тенденция этих изменений: усиление роли государства в экономике и других сферах жизни общества, рост влияния и значения исполнительной власти.

Современная правовая система США. Правовая система США формировалась под воздействием английских правовых традиций, и исторически является производной от английской правовой системы. Её специфика обусловлена федеративным устройством государства, наличием Конституции США и конституций штатов, особенностями политического и социально-экономического развития США.

Источники права. Американская правовая система коренится в английской системе общего (прецедентного) права, т.е. права, создаваемого судами. При разбирательстве дела суд должен следовать ранее установленным судебным решениям по аналогичным делам. Но в США принцип следования прецеденту не считается судами абсолютным и судебная практика идет по пути гибкого применения этого принципа.

Свод норм, создаваемых судебными прецедентами, дополняется и развивается законодательством. Правовые нормы, устанавливаемые законодательными органами, образуют статутное право. Но толкование законов и правил их применения определяется нормами общего права.

Большую и постоянно возрастающую роль в американском праве играет административное нормотворчество органов исполнительной власти, осуществляемое на основе полномочий, делегируемых им законодательными органами. Административные акты – приказы, правила, директивы, инструкции, цель которых конкретизировать, детализировать законы, часто подменяют их, поскольку фактически имеют равную юридическую силу.

Обычай сыграл большую роль в становлении и развитии правовой системы США. Его влияние особенно заметно в сфере функционирования институтов государственной власти. Такие важные государственно-политические институты, как кабинет министров, постоянные комитеты палат Конгресса, политические партии, не предусмотрены Конституцией и не созданы законодательным путем.

Немаловажное место в американской правовой системе занимают некоторые институты права справедливости. В США, по примеру Англии, в некоторых штатах существовали «суды справедливости», облекающие свои решения в форму приказов. По мере развития правовых систем штатов право справедливости утратило самостоятельность. Судебные же приказы, запрещавшие или предписывающие какое-либо действие, сохранились и являются одной из важных форм реализации властных полномочий суда, судебного нормотворчества.

Таким образом, основными источниками американского права являются: судебный прецедент; законодательство; административные нормы; обычаи и право справедливости.

Несмотря на общность источников права, общенациональной правовой системы в США нет. Существует 50 правовых систем штатов и отдельно – федеральная правовая система. Вместе с тем Конституция США содержит положения, позволяющие до некоторой степени унифицировать законодательство и судебную практику штатов.

В ст. 4 указывается, что в каждом штате должны оказывать полное доверие и уважение нормативным актам и судебным решениям всякого другого штата. Этот принцип действует и по вертикали. Ст. 6 Конституции устанавливает принцип верховенства федерального права по отношению к нормативным актам штатов.

Среди отраслей американского права центральное место занимают те, которые регулируют отношения, возникающие по поводу собственности, и частное предпринимательство. Это - договорное, торговое, финансовое, налоговое, авторское и патентное право; корпоративное право; право, регулирующее порядок наследования и распоряжения собственностью; антитрестовское законодательство.

Важное значение имеют такие отрасли права, как конституционное, международное, административное, трудовое, семейное, уголовное и уголовно-процессу



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 2638; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.214.244 (0.014 с.)