Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 21. Государственные институты и правовая система современной

Поиск

Великобритании

Изменения в общественном и государственном строе Великобритании

в Новейшее время. Развитие правовой системы Великобритании

в Новейшее время

Изменения в общественном и государственном строе Великобритании в Новейшее время. Изменения в общественном строе. Основная тенденция в общественном развитии Великобритании в Новейшее время – это появление и развитие государственно-монополистического капитализма (ГМК). ГМК - механизм, соединяющий государственный аппарат и аппарат монополий в одно целое для поддержки монополий, пресечения негативных явлений в экономической и общественной жизни и стабильного функционирования государственного механизма.

К исследуемому периоду закономерно изменилась социальная структура общества.

В настоящее время в руках 1% богатейшей части населения страны сосредоточено около 50% частного капитала. 100 крупнейших компаний контролируют свыше 50% выпуска промышленной продукции. В промышленности, строительстве и на транспорте занято около 47%, а в сельском хозяйстве ‑ 1,6% экономически активного населения. 2/3 земельных угодий принадлежит крупным помещикам (лендлордам), сдающим ее в аренду фермерам. Преобладает среднее и мелкое фермерство. Безработные составляют около 9% всего трудоспособного населения.

Составной частью экономического и научно-технического развития Великобритании в ХХ веке стало движение к гражданскому обществу, т.е совокупности отношений в экономике, культуре и других сферах, развивающихся в рамках демократических ценностей независимо, автономно от государства. Атрибутами экономической сферы гражданского общества являются естественная интеграция, конкуренция, свободные, но регулируемые обществом рыночные отношения. В социальной сфере – это институциональное оформление интересов граждан и их общностей, выражение интересов в цивилизованной форме, без насилия. В политической сфере – это создаваемые по инициативе граждан политические партии, общественные движения, клубы, организации, призванные выражать их интересы, защищать политические права и свободы. В духовной сфере – это наличие свободы слова, мысли, совести, реальных возможностей публично высказывать свое мнение.

В настоящее время интересы основных классов и социальных групп в Англии выражают политические партии, профсоюзы. В ХХ в. здесь сохранилась двухпартийная система, сущность которой заключается в господстве на выборах двух основных партий. Главным средством сохранения такого порядка вещей является избирательная система, в основе которой лежит принцип избрания одного депутата от каждого избирательного округа. В результате представители других партий оказываются в невыгодном положении, им трудно получить место в парламенте.

До 1923 г. основными партиями Англии были Консервативная и Либеральная. Консерваторы организационно оформились в XIX в. на основе партии тори. В настоящее время выражают интересы крупных промышленных и финансовых собственников. Партия пользуется также поддержкой высшего офицерства и чиновничества, части интеллигенции, служащих и рабочей аристократии. Насчитывает около 1,5 млн. членов. Либералы также образовались на основе партии виги в XIX в. Они опирались на средний класс, но постепенно потеряли свою социальную базу.

С 1923 года место Либеральной партии заняла одна из ведущих партий Социалистического интернационала – Лейбористская. Она была основана в 1900 г. для представительства в парламенте интересов рабочего класса. Первоначально – это партия реформистского рабочего характера. В настоящее время по своему социальному составу и идейно-теоретическим установкам это партия скорее буржуазно-либеральная. Численность – около 300 тыс. индивидуальных членов и свыше 5 млн. коллективных членов от профсоюзов и различных обществ.

В общественном развитии Великобритании в Новейшее время выделяют несколько этапов:

1) I мировая война и послевоенное время до начала 20-х годов. В годы войны был создан разветвленный аппарат непосредственного военно-государственного регулирования социально-экономических процессов.

После войны экономика Англии вступила в полосу кратковременного оживления. Государство провело частичный демонтаж механизма государственно-монополистического регулирования экономики, сложившегося еще в военное время. Но оно не отказалось от осуществления программ помощи безработным, жилищного строительства, развертывания системы народного образования.

2) 20-е годы - начало 30-х годов. В сфере экономики государственно- монополистические тенденции проявились в косвенных формах государственного регулирования экономики, выразившиеся в использовании различных методов налогово-бюджетного и кредитно-финансового регулирования.

В социальной сфере деятельность государства расширилась. Лейбористское правительство (Макдональда) разработало план государственного финансирования строительства жилья для рабочих, повысило размеры пособий для безработных, усовершенствовало систему страхования для безработных.

3) 30-е годы - начало 40-х годов. Усилилось вмешательство государства в экономическую и социальную сферы. Это было связано с мировым экономическим кризисом 1929-1933 гг., который достиг критической точки в Англии в 1932 г., когда производство упало на 23 % по сравнению с 1929 г.

Экономические меры сводились к отмене в 1931 г. золотого стандарта фунта стерлинга и принятие закона об обложении таможенными пошлинами в размере не менее 10 % стоимости всех ввозимых в Англию товаров. Защищенность внутреннего рынка позволила государству переориентировать капиталовложения. Основной поток инвестиций государство направило в военное производство, жилищное и дорожное строительство.

Этому способствовала финансовая политика правительства. Для стимулирования притока частных вкладов оно проводило политику дешевого кредита. Размер банковского процента во второй половине 30-х годов не поднимался выше 2 %.

Правительство также активно субсидировало сельскохозяйственное производство. Были установлены гарантированные цены на сельхозпродукцию.

Политика правительства в социальной сфере состояла в сокращении бюджета за счет трудящихся. На 10 % были сокращены пособия безработным; часть лиц были лишены пособий (замужние женщины, все те, кто находился на иждивении семьи, сезонные рабочие и некоторые другие), было сокращено жалование государственным служащим.

Кроме отмеченных средств, государство использовало огромные ресурсы колониальной империи. Все это позволило к 1934 г. стабилизировать экономику. К началу II мировой войны отмечался подъем промышленного производства, в основе которого лежало увеличение капиталовложений в промышленность и ускоренное расширение военного производства за счет роста военных расходов.

4) 1945 г. - вторая половина 50-х гг. Тенденция к усилению государственного регулирования в послевоенное время стала необратимой. ГМК окончательно превратился в систему, регулировавшую основные сферы экономики и социальных отношений.

Государственное регулирование экономики шло, прежде всего, по пути создания государственного сектора экономики.

Так, в период с 1945 по 1947 гг. в собственность государства перешли Английский банк, около 800 угольных компаний, железнодорожный, внутренний водный транспорт, электроэнергетика, ряд авиакомпаний, часть радио- и телекоммуникаций страны. Характерно, что национализации подверглись основные отрасти инфраструктуры, обеспечивавшие нормальное функционирование производящих отраслей - наиболее убыточных отраслей экономики. Поэтому такая национализация для государства влекла значительные убытки.

В 1948 г. правительство внесло в парламент билль, предусматривавший национализацию 107 металлургических компаний (эти компании производили около 97 % чугуна и стали). В 1949 г. билль стал законом.

Национализация, во-первых, позволила создать довольно прочный государственный сектор экономики, объединявший в разные годы от 1/5 до 1/4 всей английской промышленности. Во-вторых, государство сосредоточило в своих руках огромный прибавочный продукт, равный 30 - 40 % национального дохода. Экономический курс правительства способствовал концентрации производства и капитала, предоставлял монополиям военные заказы, финансировал программы развития и научных исследований, регулировал экспорт и импорт капитала.

Также возросла роль государства в регулировании социальных процессов. Здесь важно отметить введение в 1948 г. новой системы социального страхования (это выплата государственных пособий по безработице, по болезни, при потере трудоспособности, на похороны, на рождение и воспитание ребенка т.д.).

В общем страховом фонде около 1/4 – была доля взносов государства. В 1946 г. был принят Закон создании национальной службы здравоохранения. Он ввел принцип бесплатной медицинской помощи населению. Государство активно взялось за решение жилищной проблемы, позитивно подошло к решению многих вопросов народного образования.

5) 50-е - 60-е гг. Политика государства базировалась на теории неокейнсианства (Джон Кейнс - английский экономист и публицист). Суть этой теории сводилась к обеспечению высоких и устойчивых темпов экономического роста путем:

- инвестиционной активности государства;

- стимулирования эффективного спроса;

- поощрения государством капиталовложений.

В соответствии с «Пятилетним национальным экономическим планом», принятым в 1965 г., государство финансировало реконструкцию старых и создание новых отраслей производства, развитие транспорта и т.п. К началу 70-х годов доля государства в сумме капиталовложений достигала 46 %.

Государственное регулирование экономики сочеталось с предоставлением многомиллионных субсидий и налоговых льгот крупным корпорациям.

Социальная политика в конце 50-х гг. сводилась к увеличению поступлений в бюджет от прямого и косвенного налогообложения трудящихся. Результатом таких мер явилось падение реальной заработной платы, усиление стачечной борьбы.

Так, в 1962 г. общее число стачек превысило их общее количество за предшествующие 5 лет.

Эта же социальная политика была продолжена лейбористским кабинетом Вильсона, сформированным после победы лейбористов на выборах 1966 г. (ограничение заработной платы, замораживание зарплаты, государственное регулирование отношений между трудом и капиталом, сокращение расходов на нужды просвещения и жилищного строительства, повышение прямых и косвенных налогов и т.д.).

6) 70-е - 80-е гг. Эволюция ГМК в этот период связана с экономическими кризисами 1974 ‑ 1975 гг. и 1982 ‑ 1984 гг. Раньше упор делался на рост государственных расходов, снижение налогов и удешевление кредитов, но это вело к инфляции. Теперь государство пошло по пути сторонников неоконсерватизма (вместо неокейнсианства), что выразилось в: ослаблении государственного регулирования, сокращении социальных расходов, ограничении денежной массы и более энергичном использовании рыночного механизма.

Социально-экономический курс государства осуществлялся в соответствии с принятым консерваторами в середине 70-х г. программным документом «Правильный подход». Этот курс активно проводился с приходом к власти правительства Маргарет Тэтчер. Элементами курса консерваторов были:

1) сокращение предпринимательской деятельности государства с целью усиления рыночных факторов в экономике: были уменьшены размеры субсидий и займов, предоставляемых государственному сектору, начала осуществляться продажа в частные руки активов государственных предприятий и компаний.

Например, в первой половине 80-х годов были денационализированы национальные нефтяная и газовая корпорации, Национальная корпорация грузовых перевозок и другие государственные компании.

2) перемещение активной деятельности государства из сферы производства в сферу обращения. Основным элементом регулирования экономики стал бюджет.

В середине 70-х годов около 9/10 всех поступлений в бюджет составляли налоги; при этом около 1/3 составляли прямые и 2/3 косвенные налоги (прямые налоги - налоги, которыми облагаются доходы и имущество; косвенные - налоги, увеличивающие цены товаров).

3) сужение социальной политики, как следствие, снижение уровня жизни населения, жесткий курс в отношении профсоюзов.

Например, в двух законах о занятости (1980 и 1982 гг.) существенно затрагивались профсоюзные права.

4) ужесточение государственного контроля над ростом денежной массы в обращении. Оно сводилось к снижению цен, что вело к уменьшению денежной массы. Темпы роста цен снизились с 18 % в 1980 г. до 5 % в 1983 г.

В послевоенные годы одной из важнейших тенденций развития западноевропейских государств являлось стремление к экономической, политической и военной интеграции.

В последние годы возросло значение международного сотрудничества. Подтверждением этого является подписание в 1991 г. документов о валютно-экономическом и политическом союзе государств, входящих в Европейское Экономическое Сообщество. Этот договор предполагал переход стран ЕЭС с 1999 г. к единой денежной единице, проведение единой социальной политики, формирование общей европейской обороны.

Следует отметить, что Великобритания по многим вопросам занимает «особую позицию». Она, в частности, оговорила себе право не присоединяться к единой валюте. В экономической области Англия выразила несогласие с вопросами, касающимися единой социальной политики.

Таким образом, можно констатировать, что в новейшее время в Великобритании возросла роль государства. Государственно-монополистический капитализм окончательно превратился в систему, регулирующие основные сферы экономических и социальных отношений.

Государственный строй. Официальное название государства: Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. По форме правления – парламентарная монархия. Глава государства с 1952 г. королева Елизавета II. Высший орган законодательной власти Великобритании – парламент, который состоит из короля, палаты лордов и палаты общин. Политический режим – либеральная демократия. Государственное устройство: состоит из Англии, Шотландии, Уэлса и Северной Ирландии. В состав Великобритании также входят 12 зависимых заморских территорий (Антильские острова, Бермуды, Гибралтар и др.).

Великобритания является центром Содружества – политического и экономического объединения в составе Великобритании и 49 ее бывших колоний, получивших независимость. Оформлено Вестминстерским статутом 1931 года. Бывшие доминионы признают главой государства английского монарха (Австралия, Канада, Новая Зеландия и др.). Входит также ряд других стран, имеющих своего главу государства (Гана, Кения, Шри-Ланка и др.).

Изменения в государственном строе Великобритании сводятся, прежде всего, к усилению роли кабинета министров и относительному падению роли парламента, что проявляется в следующем:

Во-первых, парламент предоставил правительству право издавать нормативно-правовые акты. Если раньше правительство издавало второстепенные по своей значимости акты, то в новейшее время эти акты изменяют действующее законодательство или существенно дополняют его.

Акты, исходящие от правительства и издаваемые с разрешения парламента, образуют так называемое «делегированное законодательство».

Примером делегированного законодательства является большое число изданных правительством в 1927 г. после всеобщей забастовки постановлений. Характер актов делегированного законодательства чрезвычайно разнообразен. Это акты в области финансов, налогового обложения, труда и др. Так, в 1931-1932 гг. правительство получило право на издание делегированного законодательства по вопросам денежного обращения и налогов.

Усиление роли правительства происходит в порядке предоставления правительству «чрезвычайных полномочий».

Так, в 1920 г. парламент принял «Акт о чрезвычайных полномочиях». Согласно этому акту в случаях «непосредственной угрозы действием» снабжения общества важно необходимыми средствами (продовольствием, энергией, транспортом и т.п.) правительство имеет право издавать указы о чрезвычайном положении. В таких указах правительственные органы могли предусмотреть применение любых мер для поддержания «нормальной жизни общества». Законодательство о чрезвычайных полномочиях было применено, например, для ликвидации последствий всеобщей забастовки шахтеров в 1926 г.

В мае 1940 г. принят «Закон о чрезвычайных полномочиях», который предоставлял правительству возможность контролировать экономическую жизнь страны. Согласно Закону правительство имело право устанавливать контроль под любым имуществом, брать в свое распоряжение любые промышленные предприятия и руководить их работой.

Серия чрезвычайных законов была принята в Англии в 1973-1979 гг. Это было связано прежде всего с обострением внутриполитической обстановки в стране, главным образом в Северной Ирландии (закон о Северной Ирландии от 25 июня 1973 г. и др.). В эту группу входят законы о предупреждении терроризма 1974, 1975, 1979 гг.

Во-вторых, как следствие, падение роли парламента связано с почти полным переходом законодательной инициативы к правительству.

Из 100 рассматриваемых в парламенте законопроектов 80 - 90 принадлежит министрам. Если же законопроект выдвинут депутатом и не поддержан правительством, то нет никаких шансов на то, чтобы он был принят.

В-третьих, падение роли парламента происходит за счет потери парламентом контроля над деятельностью правительства. Т.к. правительство формируется лидером партии, получившей большинство мест в палате общин, то партийная дисциплина, как правило, обязывает депутатов парламентского большинства поддерживать предложения правительства.

Этим, в частности, объясняется девальвация такой формы парламентского контроля, как обсуждение программного заявления премьер-министра после сформирования нового правительства.

В-четвертых, кризис парламентаризма обусловлен существенным снижением эффективности интерпеляций, т.е. запросов к правительству или отдельным министрам по конкретным проблемам. Внесение таких запросов обусловлено, как правило, сложными формальностями. Нередко члены правительства уходят от ответа под предлогом соблюдения государственной тайны, соображений безопасности и т.п.

В-пятых, изменение структуры парламентского механизма. Как Конгресс США, английский парламент оброс разного рода комитетами, комиссиями и подкомиссиями. Последние зачастую действуют от имени всего парламента, хотя многие парламентарии не знают о применяемых ими мерах и тем более не имеют возможности влиять на них.

Не удивительно, что в среде буржуазных ученых все чаще отзываются о парламенте как о «месте для разговоров», некоей «регистрационной палате» или «нотариальном учреждении». Английский ученый М. Белофф, например, считает, что вера англичан в традиционные институты «британской демократии» оказалась серьезно подорванной.

В-шестых, падение роли парламента проявляется в создании процедурного механизма его работы, который ограничивает его влияние на правительство.

Например, ограничение свободы прений по законопроектам. Один из них называется «гильотина». Он заключается в том, что заранее устанавливается время прекращения прений по различным разделам законопроекта. Как только оно наступает, раздел законопроекта ставится на голосование. В итоге депутаты успевают обсудить лишь несколько первых статей раздела, а оставшаяся часть, нередко наиболее важная, голосуется без обсуждения.

Помимо указанных, действуют неформальные воздействия на парламент, например, лоббизм - воздействие в интересах крупных банков и монополий групп лиц на законодательство в обход обычной процедуры.

У правительства - органа, в принципе, подотчетного парламенту есть и такой важный рычаг воздействия на него, как право досрочного роспуска парламента.

Например, в течение нынешнего века палата общин только дважды (в 1924 и 1979 гг.) принимала решение о вотуме недоверия правительству, в то время как последнее 21 раз досрочно распускало палату.

Необходимо отметить, что усиление правительственного аппарата, а также иных «неформальных» звеньев механизма власти не ведет к полной утрате английским парламентом его значения в государственно-политической системе. Ведь любой законопроект, исходящий от правительства, очень тщательно рассматривается в парламенте с участием оппозиционных сил. И лишь после такого рассмотрения правительственный законопроект становится законом.

Определенные измененияпроизошли в правительственном аппарате и методах его работы. Это: рост правительственного аппарата (к середине 60-х годов этот аппарат насчитывал более 100 министерств); изменение формы работы правительства (возрастает роль премьер-министра, который может без консультаций с членами кабинета принимать решения по государственным вопросам, о созыве и роспуске палаты общин, назначать и перемещать должностных лиц внутри кабинета);

В отличие от большинства других государств в Великобритании различаются понятия «правительства» и «кабинета». Кабинет действует внутри правительства, в его состав входят премьер-министр и основные министры. Состав правительства гораздо шире (если число членов Кабинета 18-25 человек, то в правительстве около 100 человек).

Правительство никогда не собирается в полном составе на заседания и практически все вопросы внутренней и внешней политики решаются на заседаниях Кабинета, который осуществляет высшую исполнительную власть.

Место и роль правительственного аппарата в системе государственных органов определяется принципами его организации и деятельности: а) строгим подбором служащих аппарата (осуществляется специальной независимой комиссией); б) профессионализмом чиновников; в) несменяемостью чиновничьего аппарата; г) подконтрольностью (подотчетностью) в деятельности парламенту; д) государственные служащие не имеют права быть депутатами Палаты общин и занимать выборные посты в партийных организациях.

Особое место в системе государственных органов Великобритании занимает король (королева), который является главой государства. Он считается верховным носителем исполнительной власти, главой судебной системы, верховным главнокомандующим армией, светским главой англиканской церкви. За британским монархом формально сохраняется право роспуска парламента и назначения премьер-министра, право председательствовать на заседаниях Тайного совета, заслушивать доклады премьер-министра и т.д. Он обладает правом абсолютного вето, но 300 лет этого права не применял. Таким образом, власть короны носит, скорее, формальный характер и определяется политическими обычаями. Ныне здравствующая королева Елизавета II - 42 монарх в Великобритании и 6-ая по счету королева. Королевский трон передается по наследству старшему сыну (если нет сыновей, то старшей дочери).

Судоустройство. Высшим центральным судебным органом Великобритании является Верховный суд правосудия, в состав которого входят: Высокий суд (рассматривает гражданские споры), Суд короны (специализируется по уголовным делам), Апелляционный суд. Высшая судебная инстанция в Великобритании – палата лордов. Она является апелляционной инстанцией и судом первой инстанции для пэров, обвиняемых в уголовных преступлениях.

На местах правосудие осуществляют мировые судьи. В Англии и Уэльсе имеются магистратные суды (по уголовным делам), выездные суды – суды ассизов, суды графств (по гражданским делам). В Шотландии уголовные дела рассматриваются полицейскими судами в городах и мировыми судьями в графствах, а также шерифскими судами. В Северной Ирландии первая инстанция по уголовным и гражданским делам – суды графств и суды суммарной юрисдикции.

В Великобритании существуют также специальные суды – коронерские, административные, военные и др.

Полиция состоит из отдельных местных формирований, находящихся в ведении местных выборных органов. Общее управление ею осуществляет министерство внутренних дел. Кроме регулярной полиции, существуют особые резервные подразделения, призываемые в случае чрезвычайных обстоятельств.

Вооруженные силы. Верховным главнокомандующим армией считается монарх. Ответственность за подготовку страны к войне и за состояние вооруженных сил несут премьер-министр и кабинет министров. Высшее руководство вооруженными силами осуществляет Комитет обороны и внешней политики. В мирное время способ комплектования вооруженных сил Великобритании – вербовка добровольцев. В периоды первой и второй мировой войны вводилась обязательная воинская повинность.

Местное управление. Выборными органамиместного самоуправления во всех административно-территориальных единицах Великобритании является Совет. В состав советов графств, городов-графств и муниципальных городов входят старейшины-олдермены. Председатель совета – мэр, избираемый из числа членов совета.

Для деятельности органов местного управления в новейшее время характерна постепенная ликвидация самостоятельности, установление опеки центральной власти.

Зависимость местных органов управления устанавливается с помощью финансового механизма. В соответствие с законодательным актом 1929 г. размер дотации, направляемой органам местного управления, зависит от характера деятельности того или иного местного органа. Акт 1933 г. определял структуру и деятельность местных органов. В 70-х годах органы самоуправления в графствах были лишены административной и финансовой самостоятельности. Она лишь сохранилась за органами управления в округах. Чуть позднее были упразднены Совет Большого Лондона и муниципалитеты крупных промышленных городов.

Изменения в избирательном праве. Избирательные реформы XIX в. в Англии (1832 г. - первая, 1867 г. - вторая, 1884 – 1885 гг.- третья) расширили избирательный корпус. Тем не менее, значительная часть граждан в силу различных цензов не могла участвовать в выборах.

В начале XX в. вновь был поставлен вопрос о проведении избирательной реформы (см. таблицу).

Последовательные изменения в избирательном праве вело к увеличению числа избирателей. В избирательной кампании 1929 г. приняло участие 26 млн. избирателей, а по результатам реформы 1969 г. избирательный корпус увеличился на 3 млн. чел.

В настоящее время активным избирательным правом пользуются все правоспособные британские подданные обоего пола, достигшие 18 лет и проживающие в избирательном округе в течение 3 мес. Действует мажоритарная избирательная система относительного большинства, а также возможность голосовать списком и по доверенности.


Таблица



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 652; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.237.218 (0.013 с.)