Тема 24. Современное государство и право стран Центральной и Юго-Восточной Европы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 24. Современное государство и право стран Центральной и Юго-Восточной Европы



Создание и развитие национальных государств. Послевоенное государственно-правовое развитие стран региона. Постсоциалистическая эволюция государства и права стран Центральной и Юго-Восточной Европы

Создание и развитие национальных государств. Независимые государства Чехословакия, Венгрия, Югославия возникли вследствие распада Австро-Венгерской империи, ускоренного поражением в Первой мировой войне, и нарастающего революционного движения. Последующие политические процессы в странах Восточной и Центральной Европы формировались на почве авторитарных режимов трех империй: Австро-Венгерской, Германской и Российской, что не могло не отразиться на построении национальной государственности этих стран.

Национальное определение Чехии и Словакии произошло в октябре 1918 г., когда Пражским и Словацким Национальными комитетами было объявлено о создании независимого государства Чехии, а затем о присоединении независимой Словакии и образовании Чехословацкого государства. Также в 1918 г. было провозглашено независимое Королевство сербов, хорватов и словенцев, которое включило Черногорию, Сербию, часть Македонии, Герцеговину, Боснию, Хорватию, Словению, Воеводину, Долмацию. С 1929 г. государственное образование получило название Югославии. В ноябре была провозглашена республика в Венгрии, затем – в Австрии. Независимая Польская республика была создана в результате признания за польским народом права на самоопределение и единство, провозглашенного Декретом от 24 августа 1918 г., что явилось прямым следствием Октябрьской революции 1917 г. в России.

После создания независимых государств началось их конституционное самоопределение. В Чехословацкой республике Временная конституция была утверждена в ноябре 1918 г. В ней устанавливалось, что Национальное собрание есть высший, избираемый на основе всеобщего избирательного права законодательный орган, главой государства является президент, а также «временное оставление в силе всех существовавших ранее земских и имперских законов». Конституция 1920 г. провозглашала демократические права и свободы: право избирать и быть избранными, свободу слова, печати, собраний, совести, которые, впрочем, могли ограничиваться в случаях «осадного положения». Высшие органы государственной власти были представлены Национальным собранием, состоящим из двух палат (законодательная власть), президентом и правительством – Советом министров (исполнительная власть), Верховным судом и независимым судьям (судебная власть).

На конституционные законы восточноевропейских стран оказали влияние, в большей или меньшей степени, действующие в то время конституции других буржуазных стран.

Например, наличие положений о праве конституционного контроля посредством Конституционного суда в чехословацкой Конституции обусловливались влиянием американской конституции, из австрийской конституции было почерпнуто положение о Постоянном комитете, которому вверялось право издавать законы в перерывах заседаний парламента, подобно швейцарской конституции в Конституции Чехословакии права президента были ограничены подотчетным парламенту правительством, которому принадлежало право законодательной инициативы.

Польша начала конституционное строительство с принятия в 1919 г. Малой конституции, которая закрепила концентрацию власти в руках Учредительного сейма и «начальника государства». Ю.Пилсудский занял этот пост, став исполнителем решений сейма и главнокомандующим армией. В марте 1921 г. сеймом была принята Конституция, названная Майской. Конституция провозглашала представительскую демократию, принцип разделения властей, ответственность правительства перед парламентом, унитарную форму государственного устройства. Законодательной властью обладал двухпалатный парламент, состоящий из сейма и сената. Последний, впрочем, имел право лишь вносить поправки в принятые сеймом законы. Президент был главой государства, представлял государство в международных делах, назначал и распускал правительство, с согласия сейма мог объявлять войну и заключать мир, с согласия 3/5 членов сената созывать и распускать сейм, издавать исполнительные распоряжения и постановления. Премьер-министр обладал, наряду с традиционными, полномочием контрасигнации актов президента. В Конституции нашли отражение демократические и социальные права и свободы граждан.

В Болгарии, Югославии и Румынии была сохранена монархическая форма правления, но демократическим изменениям подверглось избирательное право, были провозглашены некоторые демократические права и свободы. Конституция Югославии, принятая в день святого Витта в 1921 г. получила название Виттовдановской. Она закрепляла значительные полномочия короля и лишала избирательных прав женщин. Конституция Румынии 1923 г. также закрепляла монархическую форму правления, остальные изменения по сравнению с предыдущей конституцией 1866 г. были незначительны: сохранялось помещичье землевладение и привилегии знати. В Конституции был закреплен принцип народного суверенитета. Законодательная власть осуществлялась королем и национальным представительством в составе палаты депутатов и сената. Наследственный король обладал огромными полномочиями. Формальное закрепление в Конституции гражданских прав и свобод не скрывали её авторитарный характер. Тем более, что последовательным принятием антидемократических законов в 1923 г. (о защите государства) и в 1926 г. (о формировании палаты депутатов) эти права практически нивелировались.

Кратковременные демократические сдвиги в 20-е гг. в странах Центральной и Восточной Европы не привели к созданию в них либерально-демократической идеологии, наподобие стран Западной Европы, что впоследствии выразилось в воссоздании авторитарных или военно-авторитарных режимов, просуществовавших до второй мировой войны.

Помимо конституционного строительства в странах региона были проведены аграрные реформы. Однако реформы не затронули крупного помещичьего землевладения. По закону 1919 г. в Чехословакии и 1921 г. в Румынии отчуждению за выкуп подлежали излишки помещичьей земли, превышающей 250-500 га в Чехословакии и 500 га в Румынии. Только в Болгарии в результате реформ 1919-1920 гг. максимальный размер землевладения был установлен в 30 га.

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. отразился и на странах региона: проявились тенденции кризиса парламентаризма, вмешательства государственно-бюрократического аппарата во все сферы жизнедеятельности общества, ущемления конституционных прав и свобод. В Болгарии установился диктаторский военно-авторитарный режим, авторитарные принципы и институты были закреплены в конституциях Югославии 1931 г., Польши 1935 г., Румынии 1938 г. В результате государственных переворотов конца 20-х – 30-х гг. были установлены авторитарные режимы в Югославии, Венгрии, Польше.

Характерной чертой предвоенных государств была их почти полная зависимость от фашистских Германии и Италии. Прямая же зависимость установилась в годы второй мировой войны: Албания, Польша, Чехия и Югославия были оккупированы, Болгария, Венгрия, Румыния и Словакия были превращены в полуколонии и присоединены к гитлеровской коалиции. В Болгарии, Югославии, Польше, Чехословакии, Венгрии, Румынии в разное время были созданы и действовали антифашистские силы (1941 г. – Единый национально-освободительный фронт Югославии, 1942 г. – Отечественный фронт в Болгарии, движение Сопротивления в Польше, 1943 г. - Национально-освободительный фронт Чехословакии, Патриотический антифашистский фронт в Румынии, 1944 г. – Национальный фронт в Венгрии), на базе которых во многом в послевоенные годы строилась народно-демократическая власть.

Послевоенное государственно-правовое развитие стран региона.

Международная обстановка после второй мировой войны, экстремальные условия, вызванные войной, экономическая разруха стали причинами волны революций, прокатившихся в странах Центральной и Восточной Европы в середине 40-х гг. Определяющим фактором в революционном движении стал также рост левых тенденций, укрепление позиций народных, отечественных фронтов и складывание на их основе своеобразной общественной коалиции компромиссного характера для разных слоев населения.

Поскольку органы власти и управления во время войны находились в руках захватчиков, после войны процесс восстановления государственного аппарата шел форсированными темпами. Но, тем не менее, для каждой страны были присущи особенности в сломе старых и создании новых органов государственной власти.

Создание нового государственного аппарата во всех странах базировалось на центральных и местных органах народных фронтов, которые выполняли функции органов власти на освобожденных территориях. Но местные органы власти и временные правительства отличались партийной неоднородностью, а первоочередность строительства и реформирования того или иного звена госаппарата диктовалась политической обстановкой конкретной страны.

Так, в Польше и Венгрии в первые революционные правительства вошли 4 партии, в Болгарии, Югославии, Румынии – 5, в Чехословакии – 6 партий. Народная милиция была создана в Польше в 1945 г., что обусловливалось нестабильностью внутренней ситуации. Летом 1945 г. в Восточной Германии была перестроена система судов, т.к. фашистская судебная структура ликвидировалась.

При формировании органов власти использовались и образцы старых структур, и старые конституции с парламентским учреждениями, правиласми формирования правительств партиями, располагавшими большинством мест в парламенте и т.п. В Чехословакии сохраняла действие Конституция 1920 г., в Польше – 1921 г. Тем не менее, старые конституции подвергались некоторым изменениям. Так, упразднялись верхние палаты парламента в Польше, ликвидировался сенат в Чехословакии. Первое время сохранялась монархия. Республиканская форма правления утвердилась в Югославии в ноябре 1945 г., в Албании, Венгрии, Болгарии – в 1946 г., в Румынии – в 1947 г.

Для первых послереволюционных выборов (1945-1947 гг.) использовались старые демократические избирательные законы с соответствующими изменениями. Ограничения избирательного права были минимальны и касались только, например, лиц, сотрудничавших с оккупантами и осужденных народными судами (Чехословакия). А в новом законе о выборах Болгарии от 1945 г. существенно снизился возрастной ценз (с 21 до 19 лет для избирателей и с 30 до 23 лет для избираемых).

Дальнейшее государственное развитие стран Восточной и Центральной Европы происходило в прямой зависимости от военного, политического и идеологического доминирования СССР в этом регионе, сопровождалось необольшевистским поворотом в сторону строительства социализма.С учетом этого принципа строилось конституционное законодательство.

Послевоенное конституционное строительство в странах региона происходило в два этапа. Первые конституции были приняты во второй половине 40-х – первой половине 50-х гг. В Албании и Югославии – в 1945 г., в Болгарии – в 1947 г., в Румынии и Чехословакии – в 1948 г., в Венгрии и ГДР – в 1949 г., в Польше, а также вторая конституция в Румынии – в 1952 г. Характерной особенностью этих конституций была ярко выраженная классовая сущность и нетерпимость. Все конституции исходили из организационно-правового принципа единовластия и формального полновластия Советов (в т.ч. Национальных собраний) в центре и на местах. На деле «полновластие Советов» сводилось к законодательному оформлению решений Политбюро правящих партий, которые регулировали многие аспекты общественной жизни, исключая политический плюрализм.

Государственный аппарат Польши и Венгрии строился в т.ч. на основе переходных законов, принятых раньше конституций. Например, Закон о государственном строе 1946 г. в Венгрии объявил о ликвидации монархии, создании Венгерской Народной Республики (ВНР), но не затрагивал социально-экономические основы. Конституция 1949 г. закрепила социалистическую собственность на средства производства. В Польской республике принципы организации законодательного сейма и его компетенция определялась законом от 1947 г. о структуре и компетенции высших органов Польской Республики. Ярко социалистическую окраску имела принятая позже Конституция 1952 г.

Второй этап конституционного строительства с начала 60-х гг. связан со становлением административно-командных систем управления, монополией на политическую власть коммунистических партий, что вызвало замену старых конституций на новые или внесением существенных изменений в первые. В 1960 г. была принята новая Конституция Чехословакии (поправки вносились в 1968 и 1970 гг.), в 1965 г. – Румынии, в 1968 – ГДР, в 1971 – Болгарии, в 1974 –Югославии, в 1972 и 1983 гг. была существенно обновлена Конституция Венгрии 1949 г. С 50-х по 80-е гг. неоднократно вносились поправки в Конституцию Польши 1952 г.

Несмотря на то, что в ряде конституций, например, ГДР, Болгарии, Чехословакии, Польши, провозглашалась многопартийность, общей тенденцией всех конституционных законов было закрепление места марксистско-ленинских коммунистических и рабочих партий как главных политических институтов, единственной «руководящей и направляющей силы» общественной и государственной жизни. Провозглашалась экономическая основа социалистического общества в виде общественной собственности на средства производства в государственной (общенародной) и кооперативной форме.

На основе новых конституций были изменены органы государственной власти. Президенты (Болгария, Румыния) заменялись президиумами (ГДР), государственными советами, состав которых, как и кандидатуры президентов, где они оставались, автоматически одобрялся парламентом, т.к. выдвигался руководящими органами компартий. За президиумами и госсоветами признавалось право нормотворчества в форме актов, имеющих силу закона, с их последующим утверждением законодательными органами.

Роль госсоветов увеличивалась, как, например, в Болгарии, где он в качестве постоянно действующего органа наделялся широкими полномочиями по управлению страной и осуществлению задач, вытекающих из решений Народного собрания. Согласно венгерской конституции 1972 г. Государственный совет обсуждал и утверждал правительственные программы, принимал отчеты об исполнении государственных бюджетов, имел право ратификации международных договоров.

Провозглашенные в конституциях права и свободы граждан корреспондировались широкому кругу обязанностей: соблюдать конституцию и законы, охранять Родину и социалистическую собственность, выполнять общественные поручения и т.д. Главными правами и свободами являлись социально-экономические права на труд, бесплатную медицинскую помощь, образование, свободу творческой деятельности. Однако в основном права и свободы граждан носили формальный характер, не подкрепленные реальными гарантиями. Это относилось, например, к отсутствию гарантий многих свобод – слова, печати, свободы художественного творчества и т.п. Также не решены были межнациональные проблемы во многих государствах.

Так, в Болгарии в 80-х гг. многие турки бежали в Турцию из-за попытки их насильственного обращения в «болгар».

Проводимые в странах Восточной и Центральной Европы социально-экономические преобразования требовали активных действий в области аграрного сектора. В Польше земельная реформа началась в 1944 г., в Албании, Венгрии, Восточной Германии, Румынии, Чехословакии, Югославии – в 1946 г. На первом этапе в пользу государства экспроприировалась земельная собственность фашистов и их пособников, поощрялось кооперирование крестьян, частная собственность еще не была отменена. В дальнейшем аграрная реформа в конкретных странах зависела от их особенностей.

Так, в Польше безвозмездно экспроприировалась земля оккупантов, а также излишки помещичьих земель с последующей передачей безземельным или малоземельным крестьянам. В Чехословакии помещичье землевладение было сначала ограничено, а ликвидировано только по закону 1948 г., предусматривавшего конфискацию всех земель свыше 50 га. В Румынии крупное помещичье землевладение сохранялось до 1949 г. После ликвидации монархии в собственность перешли земли королевской семьи. Болгарский закон ограничивал право собственности на обрабатываемую землю 20-ю га.

С конца 40-х гг. началось массовое кооперирование крестьян в трудовые сельскохозяйственные кооперативы. Оно было завершено в Болгарии в конце 50-х гг., в Венгрии, Восточной Германии и Чехословакии – в конце 60-х гг., но везде сопровождалось негативными последствиями. При формальном сохранении прав крестьян на землю, полная реализация этих прав стала невозможной.

В восточноевропейских странах была также проведена национализация промышленности и банков, ускоренная послевоенной разрухой. С конца 40-х – начала 50-х гг. главной целью экономической политики стала индустриализация промышленности на основе общегосударственного планирования. На начальном этапе такая политика имела положительные результаты, особенно в части создания новых отраслей промышленности, связанных с оборонными предприятиями. Но это не сопровождалось ростом уровня жизни населения. Экстенсивная экономика исчерпала свои возможности к середине 60-х гг. Административно-командная система управления экономикой привела к усугубляющемуся экономическому и политическому кризису. Провал всех предпринимаемых попыток реанимации указывал на невозможность выхода из тупика без полного устранения тоталитарных экономических и политических порядков. Позднее, в сочетании с засильем партийно-бюрократической верхушки, коррупцией, несоизмеримыми привилегиями партноменклатуры это породило социальную напряженность, народное движение протеста, что и привело в конце 80-х – начале 90-х гг. к новым революционным выступлениям в восточноевропейских странах.

Постсоциалистическая эволюция государства и права стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Общественно-экономические и политические перемены, являвшиеся, по сути, демократическими революциями, стали следствием революционных событий конца 1989 г. в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. В большинстве стран революции носили мирный, компромиссный характер.

Революционные события в Польше, нараставшие с начала 80-х гг., завершились легализацией оппозиционного движения «Солидарность» и уступками со стороны правящей партии. В июле 1989 г. были проведены свободные выборы, по итогам которых к власти пришла оппозиция.

После неудавшегося революционного выступления 1956 г. в Венгрии, на протяжении тридцати лет произошла относительная либерализация политического режима. К концу социалистической эпохи здесь существовала многопартийность, относительные свободы слова и печати, деятельности профсоюзов, частных предприятий. Процедура создания политических партий и их деятельности была значительно упрощена с принятием в 1989 г. закона о многопартийности и деятельности партий. Вместе с тем, за финансовой и хозяйственной деятельностью партий был установлен жесткий контроль. В соответствии с поправками октября 1989 г. к Конституции 1949 г. в Венгрии были приняты принципы социально ориентированной рыночной экономики с равноправием общественной и частной собственности, признавалось и поддерживалось предпринимательство и свобода конкуренции.

Правящая партия Чехословакии отказалась от монополии на власть после массовых выступлений и демонстраций в декабре 1989 г. «Гражданский форум» - общественное движение, сыгравшее одну из главных ролей в революции стал базой в формировании Федерального правительства национального согласия. Впоследствии один из его лидеров, Вацлав Гавел стал президентом страны. Коммунистическая партия страны утратила свой вес с практическим проигрышем выборов в июле 1990 г.

Наиболее радикальным оказалось революционное выступление в Румынии. Авторитарный режим Н.Чаушеску потерпел поражение, а сам лидер был казнен вместе с женой на основании приговора от декабря 1989 г. В мае 1990 г. выборы выиграл Фронт национального спасения, возглавлявший ранее восстание румынского народа.

В Албании позже, чем в других государствах к власти пришел некоммунистический лидер – президент Сали Бериша. Только в 1992 г. здесь прошли вторые по счету выборы, которые выиграла Демократическая партия, в отличие от первых 1991 г., где победила правящая ранее Албанская партия народа.

Закономерные изменения коснулись конституционного законодательства стран региона. В начале 1990 г. были приняты новые конституции или существенным образом изменены старые.

В 1991 г. была принята новая конституция Республики Болгария. Венгерская конституция после ряда поправок, последние от 1990 г. практически стала новой Конституцией 1990 г. После ряда изменений 1989 г. и 1992 г. была создана фактически новая Конституция Польши. Ноябрь 1991 г. ознаменован принятием новой Конституции Румынии. После раздела Чехословакии в 1992 г. в сентябре того же года была принята Конституция Словакии, а в декабре - Конституции Чешской Республики. Конституция Союзной Республики Югославии, состоящей из Сербии и Черногории (после выхода из состава Боснии и Герцеговины) принята 27 апреля 1992 г.

Все государства провозгласили создание нового государства на основе демократии и общечеловеческих ценностей. Государства по форме характеризовались как социальные, правовые, демократические, федеральные или унитарные, в подавляющем большинстве – с парламентарно-республиканской формой правления. Провозглашался принцип разделения властей в построении органов государственной власти. Принцип политического плюрализма лег в основу отношений между государством и политическими партиями.

Логичным продолжением государственного реформирования стали преобразования в экономике, имевшие целью приватизацию госсобственности переход на рыночные рельсы. В разных странах это происходило разными темпами: в Польше методом «шоковой терапии», в Чехословакии и других странах – поэтапно. Переход к рыночной экономике не везде прошел гладко: как и в нашей стране, он сопровождался безработицей, инфляцией, значительным повышением цен на товары первой необходимости. А разгосударствление земельной собственности привело к падению сельскохозяйственного производства и в Чехословакии, и в Болгарии, и в других странах.

Но, тем не менее, по признанию специалистов, наиболее продуманная программа экономических реформ была принята в Чехословакии. Её успех во многом строился на достижениях предыдущих лет: относительной конкурентоспособности продукции, не совсем устаревшей индустриальной базы, квалифицированной рабочей силы, относительной стабильности сельского хозяйства. Не последнюю роль сыграло грамотно разработанное правовое обеспечение процесса.

В настоящее время страны Центральной и Юго-Восточной Европы являются развитыми государствами, органично влившимися в объединяющееся европейское пространство.

 

Литература

 

Ильинский И. П. Основные традиции конституционного развития стран Восточной Европы // Государство и право. 1992. №6.

Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира: справочник. М., 1993.

Топорнин Б.Н. Право европейских сообществ. М., 1998.

Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие / Под ред. З.М.Черниловского. Сост. В.Н.Садиков. М., 1994.

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: Учебное пособие / Сост. В.Н.Садиков. М., 2002.

 

Контрольные вопросы

 

1. Образование Чехословацкого государства. Конституция 1920 г.

2. Конституционное строительство стран Центральной и Юго-Восточной Европы в 20-х гг. ХХ столетия. Предвоенное положение стран региона и действие антифашистских сил.

3. Причины и государственно-правовые последствия революций 40-х гг.

4. Этапы послевоенного конституционного строительства стран региона.

5. Общественно-экономические и политические перемены постсоциалистического периода развития.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 719; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.046 с.)