Изменения в избирательном праве Великобритании




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменения в избирательном праве Великобритании



Избирательные законы и основные изменения, внесенные в избирательное прав «О представительстве населения 1918 г.» «Об уравнении мужчин и женщин в отношении парламентских и местных выборов 1928 г.» «О народном представительстве 1948 г.» «Акт о народном представительстве 1969 г.»
1. Ввел единое избирательное право в городской и сельской местности. 2. Установил всеобщее мужское избирательное право и частично женское. 1. Уравнял в правах женщин с мужчинами; 2. Изменил ценз оседлости 1. Установил единый ценз оседлости 2. Отменил "двойной вотум" Изменил возрастной ценз
пол и возрастной ценз   Мужчины и женщины, не ограниченные в правах. Мужчины - с 21 года Женщины - старше 30 лет.   --//--//--//-- Все с 21 года   --//--//--//-- --//--//--//--   --//--//--//-- Все с 18 лет
ценз оседлости и имущественный ценз   Для мужчин - 6 месяцев или владение «помещением для деловых занятий». Для женщин - если они или их муж владеют земельным участком или строением, приносящим доход свыше 5 фунтов ст. либо жилым домом.   3 месяца в Англии и Шотландии и 6 месяцев в Северной Ирландии Имущественный ценз отменен.   3 месяца везде     --//--//--//--   --//--//--//--
двойной вотум (обладание 2-мя голосами) а) лица, владевшие недвижимой собственностью имели право голоса по месту нахождения собственности; б) лица, закончившие университет, имели право голоса в университетских избирательных округах. Сохранен Отменен --//--//--//--

Развитие правовой системы Великобритании в Новейшее время. В источниках английского права происходятследующие изменения:

1.Проводятся крупные работы по консолидации законодательства, т.е. издания сводных нормативно-правовых актов.

Мощный поток консолидированных актов английского права порождает афоризм Аллен-Мотае: «Книга по праву устаревает раньше, чем она выйдет из типографии».

В 1949 г. в Англии издается «Акт о процедуре консолидации законодательства». Консолидированными называются такие законодательные акты, которые лишь суммируют несколько изданных прежде по данному предмету законов, не изменяя в чем-либо существенном их содержание и не стремясь к единой логической конструкции. В структуру вновь образованного консолидированного акта, как правило, входят отдельные однопрофильные статьи, главы, параграфы, расположенные в определенной последовательности.

В странах англо-саксонской правовой семьи в ХХ столетии принимаются своды нормативно-правовых актов, которые периодически переиздаются.

2. Возрастает значение актов исполнительных органов государственной власти (подробнее см. выше).

3. Возникают противоречивые процессы, связанные с ролью и значением судебной практики и прецедентного права. В Англии роль прецедентов падает, с другой стороны определенное влияние приобретает статутное право, т.е. акты, принимаемые законодательными органами.

4. Появляется возможность принятия чрезвычайного законодательства, которое имеет как положительные, так и отрицательные моменты (подробнее см. выше).

В Новейшее время наблюдается постепенное сближение кодифицированного и прецедентного права, унификация источников права, что обусловливает и отраслевые изменения.

Право собственности.В основном институте гражданского права - праве собственности важное место занимают нормы права справедливости. Широкое распространение получают новые формы собственности, в частности, доверительная собственность, регулирующая добровольно принятое на себя обязательство добросовестно владеть и управлять имуществом в интересах другого лица, от которого доверитель не может самовольно отказаться.

После Второй мировой войны отмечается особенно активное вторжение государства в сферу права частной собственности: увеличивается доля государственной собственности; в 50-60 годы получают распространение смешанные формы собственности, где акционерами являлись государство и частный сектор; активизируется государственное вмешательство в право частных собственников путем введения новых сервитутов.

Договорное право. Здесь также определенное значение имеет право справедливости. Например, злоупотребление влиянием при заключении договора одной из сторон может привести к признанию такого договора недействительным.

В Новейшее время произошел существенный отход от ряда классических принципов: равенства сторон в договоре, стабильных условий и т.д.

Акционерные общества в ХХ веке стали ведущими формами предпринимательства. Законы об акционерных обществах в Англии были приняты в 1929, 1948, 1985 гг. Новое законодательство об акционерных обществах предусматривает создание новых форм объединения капитала, устанавливают дополнительные льготы при образовании и деятельности акционерных обществ.

Антитрестовское законодательство. Законы о монополии и ограниченнойторговой практике приняты в Англии в 1948, 1956, 1965, 1976 гг.

Право наследования. В Англии - полная свобода завещаний. При наследовании по закону в Англии все имущество распределяется следующим образом - 1/3 движимого и недвижимого имущества наследует переживший супруг, остальные - поровну между детьми.

Семейное право. С 1923 г. в Англии наблюдается облегчение условий развода. Семейное право было обновлено и систематизировано в 1964-1969 гг.

Законодательство в области социально - трудовых отношений. В настоящее время в Великобритании действует 491 отраслевой профсоюз. Крупнейшее профобъединение – Британский конгресс тред-юнионов – объединяет 108 профсоюзов, в которых состоит около 10 млн. человек.

Как правило, указанное законодательство принималось в условиях острой социально экономической обстановки.

Так, после всеобщей стачки 1926 г., в июле 1927 г. британский парламент принял закон «О трудовых (промышленных) конфликтах и профессиональных союзах» объявивший всеобщие стачки незаконными. Впоследствии он был отменен в 1946 г. В 1966 г. лейбористское правительство Англии утвердило «Закон о ценах и доходах», основное содержание которого заключалось, в частности, в ликвидации свободы коллективных договоров и в резком ограничении права на забастовку. В 1970 г. парламентом принят статус «Об индустриальных отношениях», которым определялось, что профсоюзные деятели, в судебном порядке признанные виновными в организации «несправедливых забастовок», наказывались штрафом или могли быть осуждены и лишены свободы.

Уголовное право. Основные изменения в уголовном праве и процессе Англии связаны в общемировыми тенденциями развития этих отраслей права (см. предыдущую тему).

В Англии, как и большинстве ведущих стран мира отменена смертная казнь как высшая мера наказания с 1965 г.

Английский закон об уголовном праве 1977 г. внес изменения в существующий уголовный и уголовно - процессуальные нормы, порядок отправления правосудия. Он по-новому определил преступный сговор, порядок возбуждения уголовного преследования и др. вопросы. В уголовном праве Англии принята следующая система классификации преступных деяний: измена, уголовные преступления и наказуемые проступки.

Расширению полицейского усмотрения в Англии в 70-е годы способствовало законодательство о «чрезвычайном положении».

 

Литература

 

Барабашев Г.В. Муниципальные органы современного капиталистического государства (США, Великобритания). ‑ М., 1971.

Богдановская И.Ю. Закон в английском праве. М., 1987.

Гарнер Д. Великобритания: центральное и местное управление. – М.: Прогресс, 1984.

Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. М., 2002.

Лисс Л.Ф. Английский конституционализм – история и современность: Учеб. пос. – Новосибирск, 2001.
Политическая система Великобритании. М., 1984.

Шервуд Е.А. От англосаксов к англичанам. М., 1989.

 

Контрольные вопросы

 

1. Эволюция британского общественного и государственного строя в XX веке: общая характеристика, основные тенденции.

2. Кризис парламентаризма.

3. Избирательная реформа начала XX века.

4. Трансформация источников английского права. Современное состояние и проблемы.

5. Государственное регулирование социально-трудовых отношений в Англии.

 

 

Тема 22. Государство и право Франции в Новейшее время

Развитие государства во Франции в ХХ веке. Развитие права Франции

в современных условиях

Развитие государства во Франции в ХХ в. Историю Франции в Новейшее время можно разделить на несколько периодов.

I период - (начало ХХ в. – 1940 г.). К началу ХХ в. было практически завершено формирование французской колониальной империи. Франция в составе Антанты приняла активное участие в первой мировой войне, которая завершилась выгодным для нее Версальским мирным договором 1919 г.

В январе 1936 г. на основе единого рабочего фронта (Французская коммунистическая партия и Социалистическая партия – СФИО) был создан Народный фронт. Было сформировано правительство во главе с лидером СФИО Л. Блюмом. В него вошло 11 социалистов и 9 левых радикалов. Коалиция получила поддержку ФКП. Правительство Народного фронта приняло некоторые социальные меры в интересах трудящихся. Были введены: 40-часовая рабочая неделя, оплачиваемый отпуск, повышена заработная плата рабочим, профсоюзы получили право заключать коллективные договоры и пр. Правительство национализировало военную промышленность, запретило фашистские организации. Однако в 1938 г. Народный фронт распался.

Пришедшее к власти правое правительство совместно с правительствами других европейских стран стало проводить политику «умиротворения» фашистских агрессоров, что, в конечном счете, привело к развязыванию 2-й мировой войны.

II период - (1940 – 1944 гг.). Результатом поражения Франции в войне с гитлеровской Германией летом 1940 г. стало падение Третьей республики. После капитуляции большая часть Франции управлялась немецкими оккупационными властями.

В южной, не оккупированной зоне, власть формально находилась в руках прогерманского правительства маршала Петэна, получившего название «правительство Виши». Конституция 1875 г. формально отменена не была, однако республика фактически перестала существовать. Рядом декретов Петэн отменил должность президента республики и возложил на себя функции главы государства, обладавшего всей полнотой государственной власти.

Осенью 1942 г. немцы ввели свои войска и в южную часть Франции, тем самым фактически ликвидировав остатки государственности.

С первых дней оккупации страны было организовано Движение Сопротивления. В 1940 г. в Лондоне был образован правительственный комитет «Свободная Франция» (с 1942 г. – «Сражающаяся Франция») во главе с генералом Шарлем де Голлем, имевший целью объединить французские силы для борьбы за освобождение страны. Летом 1943 г. был создан единый Французский комитет национального освобождения, позже реорганизованный во Временное правительство Франции, которое также возглавил Ш. Де Голль. Тогда же сформировалась Консультативная ассамблея, состоящая из представителей всех политических партий и групп, борющихся или выступающих за освобождение Франции.

Летом 1944 г. англо-американские войска высадились на севере Франции, и в результате их совместных с Движением Сопротивления действий, к концу года страна была в основном освобождена.

III период -(1944-1958 гг.). После освобождения Франции важнейшим стал вопрос будущего государственного строя, проблемы новой конституции.

Получив на выборах в Учредительное собрание в октябре 1945 г. наибольшее число депутатских мандатов, коммунисты, социалисты и католическая партия МРП образовали новое, трехпартийное Временное правительство, добились выработки проекта конституции на основе своих программ. В те годы были восстановлены многие прогрессивные социальные законы, принятые в период Народного фронта, национализированы ряд важнейших отраслей промышленности, созданы производственные комитеты на предприятиях.

Однако внутренним правым силам при поддержке западных правительств коалицию удалось развалить и провалить новую конституцию на референдуме. В 1947 г. вследствие начавшейся «холодной войны» коммунисты были удалены из правительства. Этот акт был поддержан и социалистами.

Второй проект был разработан в 1946 г. новым составом Учредительного собрания, где большинство уже было у правых партий. После утверждения на референдуме этот проект стал Основным законом Франции.

В преамбуле Конституции 1946 г. торжественно подтверждались права и свободы человека и гражданина, данные Декларацией 1789 г. Кроме того, провозглашались:

- равные права всех граждан не зависимо от пола;

- право убежища для лиц, борющихся за свободу;

- обязанность работать и право на получение должности вне зависимости от происхождения, взглядов, вероисповедания;

- право на организацию профсоюзов и проведение стачек; право на заключение коллективных договоров;

- социальная помощь детям, матерям, инвалидам;

- обязательство республики не вести завоевательные войны.

Конституцией учреждалась парламентская республика. Парламент – высший законодательный орган, состоял из двух палат. Национальное собрание избиралось на пять лет на основе всеобщего и прямого избирательного права. Законодательной инициативой наделялись члены парламента и председатель Совета министров. Совет республики избирался коммунами и департаментами на основе всеобщего и косвенного избирательного права. Он рассматривал законопроекты, принятые Национальным собранием. Свое заключение по ним Совет представлял в двухмесячный срок. Национальному собранию принадлежало право преодоления вето Совета и вынесения окончательного решения.

Высшим представителем государственной власти по Конституции 1946 г. был президент республики. Он избирался парламентом на 7 лет и мог быть переизбран еще на один срок. Президент информировался относительно международных переговоров, подписывал и ратифицировал договоры с иностранными государствами, осуществлял обнародование законов, утверждал важнейшие правительственные декреты. Действовал принцип котрассигнатуры –каждый акт президента скреплялся подписью председателя Совета министров и одним из министров, по чьему ведомству был этот акт.

Органом, возглавлявшим непосредственное государственное управление страной был Совет министров. Кандидат на пост председателя Совета министров представлял на рассмотрение Национального собрания программу будущего кабинета. Если он получал вотум доверия при открытом голосовании большинством голосов, то производилось назначение президентом его и министров. Председатель Совета министров обеспечивал исполнение законов, непосредственно руководил всем государственным аппаратом, осуществлял общее руководство вооруженными силами.

Летом 1955 г. коалиционное правительство страны возглавил социалист Ги Молле. В области внутренней политики оно провело ряд социальных реформ, но в области внешней политики проводило противоречивый курс. Была предоставлена независимость Марокко и Тунису, но в отношении Алжира продолжались карательные акции. Франция вместе с Великобританией и Израилем приняла участие в агрессии против Египта.

IV период -(1958 – наше время). Начальный этап периода характеризуется кризисом режима Четвертой республики к которому привели: тупик колониальной политики в Алжире; крах суэцкой авантюры; финансовые трудности, вызванные военными расходами; разрыв с традициями ростовщичества, переориентация экономики на преимущественно промышленные методы получения прибыли; научно-техническая революция в индустрии и в сельском хозяйстве.

В мае 1958 г. в обстановке антиреспубликанского мятежа в Алжире парламент призвал к власти генерала Ш. Де Голля и наделил его правительство чрезвычайными полномочиями. Правительство подготовило проект новой конституции, который, минуя парламент, был передан в сентябре 1958 г. на референдум и получил одобрение большинства избирателей.

Новая Конституция 1958 г. расширила права президента, исполнительной власти в ущерб власти законодательной. По Конституции Франция – буржуазная унитарная республика со смешанной президентско-парламентской формой правления.

В административном плане страна была разделена на 96 департаментов. Кроме метрополии в ее состав входили 5 заморских департаментов и 5 заморских территорий: Гваделупа, Французская Гвиана, Мартиника, Реюньон, Сент-Пьер и Микелон, Южные и Антарктические территории, Новая Каледония, Французская Полинезия, Уоллис и Футуна.

Глава государства – президент, избирается на 7 лет прямым всеобщим голосованием и обладает широкими полномочиями. В исполнительной сфере:

- назначает и смещает премьер-министра и членов правительства;

- председательствует на заседаниях правительства, в Совете и Комитете национальной обороны, в Высшем совете магистратуры;

- имеет полномочия главы вооруженных сил, право назначения на высшие военные и гражданские должности.

В законодательной сфере имеет право:

- подписывать и обнародовать законы, требовать от парламента нового обсуждения закона или отдельных его статей;

- оспаривать принятый парламентом законопроект и передавать его в Конституционный совет;

- передавать законопроекты на референдум, минуя парламент;

- обращаться к парламенту с посланиями, не подлежащими обсуждению;

- принимать ордонансы, имеющие силу закона.

Президенту отводится роль «высшего арбитра», призванного обеспечивать нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства. Он не несет политической ответственности ни перед кем и никем не контролируется. Президент имеет право роспуска Национального собрания, представлять Францию в международных отношениях при обладании значительными прерогативами в области внешней политики. Особое значение имеет право президента объявлять чрезвычайное положение.

Исполнительная власть наряду с президентом принадлежит правительству – Совету министров, в состав которого входят государственные министры, министры и государственные секретари.

Премьер-министр, согласно Конституции, является вторым лицом в государстве. Он скрепляет своей подписью акты президента и несет за них политическую ответственность перед парламентом. Также руководит деятельностью правительства, обеспечивает исполнение законов, по поручению президента может председательствовать на заседаниях правительства.

Высший орган законодательной властипарламент. Он состоит из:

Ø Национального собрания – избирается прямым голосованием граждан;

Ø Сената – избирается по департаментам косвенным голосованием.

Парламент собирается на две очередные сессии в году, общая продолжительность которых не может превышать 170 дней. Чрезвычайные (внеочередные) сессии собираются президентом по требованию премьер-министра или большинства членов Национального собрания. Предусматривается парламентская неприкосновенность депутатов. Законодательная компетенция парламента ограничивается вопросами, указанными в Конституции.

Органом конституционного надзора является Конституционный совет. Он решает вопросы правильности выборов президента, депутатов и сенаторов, проведения референдумов, а также соответствия Конституции нормативных актов, принятых парламентом. Совет состоит из 9 членов, полномочия которых длятся 9 лет и не подлежат возобновлению. Они назначаются поровну председателями палат и президентом. Председатель Конституционного совета назначается только президентом, его голос является решающим в случае, если голоса разделились поровну. В состав Совета пожизненно входят бывшие президенты страны.

Местное управление. В департаментах центральная власть представлена префектами, назначаемыми президентом. Они руководят всеми службами центральных ведомств в департаменте, а также полицией, осуществляют контроль над муниципальными службами и т.п.

Имеется также орган самоуправления – генеральный совет, избираемый населением. В коммунах избирается муниципальный совет, из состава которого избирается мэр.

Судебная система включает суды низшей инстанции и суды второй (большой) инстанции. Имеются также исправительные суды, апелляционные суды и суды ассизов.

Высшая судебная инстанция – Кассационный суд. Существуют также специальные суды: суд государственной безопасности, торговые суды, трудовые суды, суды по делам несовершеннолетних.

Общественный строй.Во Франции достаточно развитое гражданское общество. Между основными слоями населения проводится политика социального партнерства. В экономике господствуют крупные финансово-промышленные группы. Велика доля государственного и иностранного капитала. В промышленности занято около 30%, а в сельском хозяйстве – 11% экономически активного населения. В аграрном секторе преимущество за крупными предприятиями, хотя численно преобладают средние и мелкие фермерские хозяйства. Значительное количество населения занято в сфере услуг и управления. Безработные составляют около 10%.

Во Франции действует ряд политических партий и общественных движений, крупные профсоюзные объединения. Основные политические партии:

Ø Объединение в поддержку Республики (ОПР) – создано в 1976 г. на базе голлистской партии Союза демократов за Республику. Отражает интересы крупной и средней буржуазии, высших и средних чиновников, части армейских кругов, а также националистически настроенной мелкой буржуазии. В настоящее время - правящая партия. Лидер - Ж.Ширак;

Ø Союз за французскую демократию (СФД) – образовался в 1978 г. в качестве блока правоцентристских политических партий и группировок в поддержку бывшего президента Франции В. Жискар де Эстена. Социальная опора партии – крупная промышленная и финансовая буржуазия, высшие государственные чиновники, часть средней и мелкой буржуазии, а также верхушка научно-технической интеллигенции. Часто выступает в союзе с ОПР;

Ø Французская социалистическая партия (ФСП) – одна из основных политических сил страны. Выражает интересы населения, занятого квалифицированным трудом. Численность около 900 тыс. человек. Была правящей партией с 1981 по 1995 гг.;

Ø Французская коммунистическая партия (ФКП) – создана в декабре 1920 г. Выражает интересы рабочих, трудовой интеллигенции, крестьянства, других людей наемного труда. В 1981-1984 гг. ее представители входили в состав правительства Ф.Миттерана.

Таким образом, Франция в Новейшее время пережила ряд крупных изменений в государственном и общественном строе. Основная тенденция в развитии – усиление роли и влияния исполнительной власти, а в общественно-экономический сфере ‑ государственного, частного и иностранного капитала. Во Франции достигнут достаточно высокий уровень развития гражданского общества.

Развитие права Франции в современных условиях. В ХХ веке в праве Франции проявились те же тенденции, что и в правовых системах других стран.

В источниках права происходит:

1. Замена кодифицированного материала, т.е. на смену ранее действующим приходят новые кодексы.

В 1986 году во Франции принимается новый Гражданский кодекс (вместо ГК 1804 г.), а в 1994 г. Уголовный кодекс (вместо УК 1810 г.).

2. Проведение крупных работ по кодификации и консолидации законодательства, т.е. издания сводных нормативно-правовых актов.

Во Франции с 1951 по 1956 гг. в действие вводится 19 кодексов: трудовой, аграрный, избирательный, пенсионный и т.д.

3. Рост и значение актов исполнительных органов государственной власти. Это проявляется в общем падении роли представительных учреждений; в издании большого количества декретов, приказов, регламентов министерств, ведомств.

Во внутреннем строении права происходят следующие изменения:

1. Появляются новые (наряду с традиционными) отрасли права – авторское, банковское, страховое, экологическое и др.;

2. Проявляется тесная связь и переплетение гражданско-правовых и административных методов правового регулирования.

3. Появляются комплексные отрасли права. Во Франции - экономическое право.

4. Усиливается единообразие права различных правовых систем в различных странах, в т.ч. во Франции, что связано с образованием «единой Европы», созданием экономико-политических и военных альянсов.

5. Усилением воздействия международно-правовых норм на внутреннее законодательство Франции.

Право собственности.В рассмотренный период большое значение приобретают относительно новые формы собственности. Так, развитие получает государственная собственность.

После второй мировой войны во Франции доля государства составила примерно 20% от совокупности промышленной продукции. В 30-е годы французское правительство национализировало авиалинии, железные дороги, часть нефтеперерабатывающей промышленности.

Большое распространение в 50-60 гг. получили смешанные формы собственности, где акционерами выступили государство и частный сектор. После Второй мировой войны рост государственной происходил за счет государственных вложений в малорентабельные предприятия.

Обязательственное право.В договорном праве произошли изменения, характерные в целом для рассматриваемого периода: отход от ряда классических принципов, таких как: равенства сторон в договоре, стабильных условий и т.д. (Подробнее см. Тему 17).

В частности, для отхода от принципа безусловной силы договора через ссылки на чрезвычайные хозяйственные затруднения, чрезвычайную обстановку во Франции Государственный совет и суды использовали средневековую доктрину «о непредвиденных обстоятельствах».

Субъекты гражданского права. Как известно, во Французском гражданском кодексе 1804 г. отсутствовало понятие юридического лица. Но в праве Новейшего времени наблюдается утрата позиций физических лиц, и юридические лица становятся в центре гражданского права. Акционерные общества стали ведущими формами предпринимательства. Так, во Франции законы об акционерных обществах приняты в 1930, 1940, 1965, 1985 гг.

В целях государственного контроля над монопольными объединениями во Франции практикуется антитрестовское законодательство, получившее распространение после Второй мировой войны. Ордонансы о монополии и ограниченной торговой практике были приняты во Франции в 1945 и 1986 гг.

В наследственном и семейном праве Франции в ХХ в. существенных изменений не произошло.

Французское законодательство 1907 г. разрешило женщине распоряжаться своим заработком, правом на профессиональную деятельность, а с 1965 г. дало право заниматься профессиональной деятельностью независимо от воли мужа.

Общесоциальная функция современного французского права нашла свое реальное воплощение в регулировании и закреплениисоциально-трудовых отношений.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.51.78 (0.019 с.)