Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изменения в конституционном праве Великобритании в Новейшее времяСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные изменения в политической системе Великобритании на рубеже XIX–XX веков были обусловлены действием двух противоречивых тенденций. С одной стороны, появляются первые признаки упадка традиционного английского парламентаризма. С другой стороны, британская буржуазия в стремлении завершить оформление своего политического лидерства в блоке с крупными землевладельцами осуществила ряд мер по демократизации государственного аппарата: были приняты новые избирательные законы, проведены реформы парламента. Важное место в государственно-политической жизни страны занято двумя партиями современной Великобритании (принцип двухпартийной системы). Напомним, что до 1923 года основными партиями Англии были консерваторы и либералы, образованные в середине XIX века. Консервативная партия оформилась на основе партии тори, и в настоящее время выражает интересы крупных промышленных и финансовых собственников; либеральная партия, опирающаяся на средний класс, возникла на основе партии вигов. С 1923 года ее место заняла лейбористская партия – одна из ведущих партий Социалистического интернационала, возникшая в 1901 году как результат подъема европейского социал-демократического движения и появления в Англии социалистических групп и организаций (социал-демократической федерации, фабианского общества и др.). С 1918 года в уставе лейбористской партии появился пункт о создании общественной собственности на средства производства. А в 1924 году лидер лейбористов Р. Макдональд сформировал первое лейбористское правительство (второе было создано в 1929 году). С середины XX века ситуация с правящими партиями выглядела следующим образом: · 1945–1951 гг. – страной управляли лейбористы; · 1951–1964 гг. – консерваторы; · 1964–1970 гг. – лейбористы; · 1970–1974 гг. – консерваторы; · 1974–1979 гг. – лейбористы; · 1979–1996 гг. – консерваторы (период правления Маргарет Тэтчер); · с 1997г. до настоящего времени – лейбористы (Энтони Блэр). В Хартии партии лейбористов 1947 года уже фигурировала идея «построения государства всеобщего благоденствия». Практические установки партии подразумевали расширение национализации промышленности, усиленное налогообложение богатых (тогда как консерваторы, напротив, выступали за укрепление свободного частного предпринимательства и сокращение разных видов социальной помощи государства). По партийному уставу 1950 года коллективное членство (главным образом, тред-юнионов) обеспечило массовость партии (свыше 6,5 млн. коллективных и до 0,3 млн. индивидуальных членов к концу XX в.). Нынешние установки лейбористов во многом совпадают с консервативными. В 1989 году лейбористы приняли новую программу. В ней, в частности, сказано: «Мы живем в капиталистическом обществе, и наша цель – не привести его к социализму, а заставить капитализм работать лучше». Партия перестала называться партией рабочих, она стала партией среднего класса. В обеих партиях действует хорошо отлаженный механизм, позволяющий корректировать политический курс до выборов. Каждый член лейбористской партии может претендовать на пост председателя партии и потребовать партийного референдума. Ежегодно после «тронной речи» в течение 28 дней любой депутат-консерватор, заручившись поддержкой двух своих коллег, может спровоцировать перевыборы председателя партии. Конечно, в британской политической жизни участвуют и другие партии, например, коммунистическая, партия «зеленых», но двухпартийная система сохраняется как один из неписаных английских конституционных обычаев. Кроме того, в XX веке значительно возросла роль лидера партии. На выборах 1951 года выдающийся лидер консерваторов Уинстон Черчилль обратился к одному из избирателей: «Вы поддержите меня?», на что тот ответил: «Я скорее проголосую за дьявола». Черчилль парировал: «Но если ваш друг не будет баллотироваться, тогда вспомните обо мне». К слову, выборы 1951 года консерваторы выиграли. Отметим далее, что с начала XX века в Великобритании, как и в других индустриально развитых странах, наблюдается тенденция к падению роли парламента («кризис парламенского верховенства») в публично-правовой жизни. Парламент Великобритании Новейшего периода истории – это уже не тот орган, о котором говорилось, что он «может всё, только не может переделать мужчину в женщину и наоборот». Принцип парламентского верховенства с начала XX века подвергается постоянному сомнению из-за права исполнительной власти издавать предписания, имеющие силу закона – акты делегированного законодательства. В Великобритании в конце XX века каждый год издавалось около 80 статутов. За это же время выходило примерно 2500 актов делегированного законодательства. Наряду с масштабным делегированным правотворчеством в современной Великобритании появилась доктрина «исполнительной парламентской власти», которая предполагает широкое участие исполнительной власти в делах власти законодательной. Министры Великобритании не только не лишены возможности заседать в парламенте, а, напротив: для членов кабинета в палате общин существует своеобразная квота в 95 мест, которая почти покрывает число (100) министерств и ведомств всей страны. Поэтому практически только правительство обладает в палате общин законодательной инициативой: ни один законопроект не будет принят палатой, если он не пользуется правительственной поддержкой. В этой связи парламент современной Великобритании иногда называют «учреждением при правительстве». Идея разделения властей при таком положении дел не существует в Великобритании в чистом виде. Об этом еще в XIX веке говорил У. Бэйджгот, автор «Английской Конституции». Великобритания гарантирует правопорядок в стране слиянием исполнительной и законодательной властей в парламенте и реальной властью кабинета министров в процессе принятия ответственных решений. Внутренняя эволюция парламента в главном характеризовалась возрастанием значения палаты общин по сравнению с палатой лордов. Это был объективный процесс повышения веса демократически избранных депутатов, отражающих позиции массовых партий, и следствие ряда принятых законов. Закон о парламенте 1911 года установил законодательный приоритет палаты общин: любой признанный финансовым законопроект палаты общин впредь не требовал одобрения лордов. По этому же Закону не требовалось согласия лордов и на любой другой законопроект, если он был одобрен палатой общин на трех сессиях подряд. Отменялось право полного законодательного вето со стороны палаты лордов – за ней сохранилось лишь право отсрочить введение закона на два года. После Второй мировой войны законодательные полномочия лордов стали еще более регламентированными. С 1945 года установлено, что палата лордов обязана утверждать любой билль, принятый общинами во исполнение предвыборной программы победившей партии. Наконец, с 1949 года право отлагательного вето за палатой лордов сохранялось лишь на один год. Такое очевидное снижение веса палаты лордов вызвало в обществе (особенно на рубеже 70-х годов XX века) стремление вообще преобразовать палату, сократить вдесятеро число наследственных лордов. Это и произошло 11 ноября 1999 г., когда был принят Акт о Палате лордов, сокративший число наследственных пэров до 90. Работой палаты общин руководит спикер, выбираемый на четыре года. После избрания спикер оставляет свою партийную принадлежность, он становится «общим голосом», и в его отсутствие палата пребывает в полном молчании (значительную роль спикера подчеркивает и его внешний вид: черная мантия, расшитая золотом, парик, парламентский молоток в руках). Спикер определяет очередность обсуждения резолюций и законопроектов и голосования, может потребовать от премьера и любого члена кабинета ответа на любой вопрос, приостановить деятельность правительства и назначить чрезвычайные дебаты. Важная функция спикера – обеспечение соблюдения культуры, этики в общении членов палаты, в процессе ее работы, т.к. «великая политика не может быть сформулирована низкими словами» (с 1871 года в палате используется нормативный справочник, в который заносятся грубые слова, сказанные каким-нибудь депутатом и запрещенные к употреблению). Спикер не подотчетен: он руководствуется своей совестью и вековыми парламентскими традициями, и по окончании полномочий он становится пожизненным лордом-пэром Англии (членом палаты лордов). Развитие избирательной системы Великобритании в Новейшее время было с середины XX века отмечено новыми демократическими преобразованиями в английском избирательном праве. Так, до 1948 года в Великобритании существовало правило о «двойном вотуме», при котором право голосовать дважды имели, например, профессоры Оксфорда и Кембрижда: они голосовали в соответствующих университетах и по месту жительства. Для демократизации избирательного права Акт о народном представительстве 1948 года полностью ликвидировал такой «двойной вотум». Снижение возрастного ценза для участия в выборах до 18–ти лет произошло после принятия очередного Акта о народном представительстве (1969). Консолидированный же Акт о народном представительстве (1983) свел воедино все вышеперечисленные изменения в избирательном праве Великобритании, происшедшие в XX веке. Среди государственных институтов Великобритании Новейшего времени важное место продолжает занимать правительство: его влияние явно превосходит влияние парламента. К тому же Новейшее время характеризуется дальнейшим снижением роли монарха в государственных делах и усилением власти премьер-министра. Последний приобрел самостоятельный конституционный статус; с 20-х годов XX века он избирается только из членов палаты общин. Премьеру как лидеру преобладающей в палате общин партии принадлежит право решать вопрос о роспуске парламента, и монарх (по конституционному обычаю) должен следовать этой его просьбе. По личному представлению премьера производятся награждения большинством британских орденов, присвоения титулов, а также определяется персональный состав правительства (в соответствии с пожеланиями партий). На протяжении XX века все разнообразнее становится состав правительства. В него входят, как минимум, четыре категории членов: 1) главы ведомств, т.е. государственные секретари и лорды; 2) министры «без портфеля» (появились в 1915 г.), и лорды специальных поручений; 3) государственные министры – заместители министров первой категории (учреждены в 1969 году); 4) младшие министры, или парламентские секретари. Примерно 20–22 члена правительства традиционно составляют кабинет, на который возложены полномочия по окончательному определению политики, руководству всем исполнительным аппаратом, постоянной координации работы министерств и ведомств. Акт о министрах Короны 1937 года определил размеры жалованья высшим должностным лицам государства, и премьер-министр наряду с другими министрами стал получать жалованье из государственной казны. Корона Великобритании по-прежнему считается символом стабильности «старой, доброй Англии» и поддерживается как институт большинством англичан. При отсутствии писаной конституции власть монарха определяется установившимися политическими обычаями – например, за ним формально сохраняется право абсолютного вето, роспуска парламента и назначения премьер-министра. Королева председательствует на заседаниях Тайного совета и раз в неделю заслушивает доклад премьер-министра. Кроме того, она остается главой Содружества, насчитывающего около 50 стран, в основном бывших колоний Великобритании. Важное значение в модернизации судебной системы Великобритании сыграл Закон о судах 1971 года, который ликвидировал ряд средневековых судебных инстанций (суды ассизов), унифицировал деятельность судов соответствующих округов, а главное – создал Суд Короны, вошедший в систему высших судов страны. Верховный суд Великобритании стал включать в себя: Высокий суд (гражданские дела), Суд Короны (уголовные дела и часть гражданских дел) и Апелляционный суд (гражданское и уголовное отделения). Их структура и юрисдикция регулируются, в частности, Законом 1981 года о Верховном суде, Законом о судах графств 1984 года, Законом о судах и юридических услугах 1999 года. Таким образом, развитие государственно-политической системы Великобритании в рассматриваемый период свидетельствует о большом политическом весе правительственных институтов исполнительной власти даже – при наличии устойчивой системы партийно-политического представительства. 2. Гражданское право Великобритании: источники и тенденции развития
Структура англшийского гражданского права сложная, и, в отличие от стран романо-германской правовой семьи, состоит из гораздо большего числа крупных правовых массивов (в терминологии, привычной для наших юристов – подотраслей права). Традиционно к ним относятся: 1. Право собственности. Это часть гражданского права, связанная с правовыми нормами, определяющими режим собственности на движимое и недвижимое имущество, аренду, а также на обращение товаров. 2. Контрактное право (его нормы определяют, подлежит ли принудительному обеспечению выполнение обязательства, добровольно взятого на себя тем или иным лицом). 3. Обязательства из причинения вреда. Этот комплекс правовых норм (деликтное право) регламентирует обязательства по возмещению ущерба, возникающие вследствие невыполнения лицом общих обязанностей, лежащих на каждом (например – обязанность воздерживаться от нарушения границ частной собственности). 4. Акционерное право. Нормы этого правового массива охватывают отношения, складывающиеся в связи с созданием и деятельностью акционерных обществ, отношения акционерных обществ с их директорами, акционерами, кредиторами и служащими. 5. Коммерческое право. Эта область гражданского права регулирует порядок заключения и расторжения контрактов. 6. Трудовое право регламентирует договорные отношения в процессе труда между работодателем и работником. 7. Семейное право охватывает нормы, регулирующие вступление брак, развод, опеку и попечительство, признание законности рождения. Источниками гражданского права Великобритании в Новейшее время, в первую очередь, являются статуты, принятые в XIX–XX веках. Ими регулируются отношения собственности, найма на работу, семейно-брачные отношения. Характерной чертой английского гражданского права является отсутствие кодификации. Однако повсеместно практикуется консолидация соответствующих норм. Именно поэтому иерархию нормативных актов в сфере гражданского права возглавляют консолидированные статуты. Из наиболее известных можно выделить Закон о собственности (1925), Закон о продаже товаров (1980), Закон о компаниях (1985). Прецеденты (судебная практика) в английском гражданском праве регулируют в настоящее время преимущественно сферу договорных и деликтных обязательств. Делегированное законодательство (Приказы Короны в Совете, приказы и постановления министров и др.) также выполняет роль источника гражданского права Великобритании. Обычай в гражданском праве Великобритании применяется в новой форме – как торговое обыкновение. Именно торговым обыкновением урегулированы реквизиты письменных сделок, совершаемых в различных частях страны. Основные тенденции развития английского гражданского права в новейшее время – это: 10) тенденция ограничения прав отдельных собственников в пользу государства и крупных кампаний. Так, если прецедент 1843 года установил, что собственник владеет всем над- и под своим земельным участком, то Закон 1949 года о гражданской авиации постановил, что воздушное пространство должно быть использовано в публичных целях. А Законы 1981 года о принудительном выкупе земли и о приобретении земли постановили, что в Великобритании реальна возможность принудительного выкупа земель у частных лиц, корпораций и муниципалитетов, если таковая производится в общенациональных интересах; 11) тенденция к социализации собственности. Когда после Второй мировой войны лейбористское правительство столкнулось с тем, что доля государственной собственности в совокупной промышленной продукции страны составила не более 20%, оно осуществило национализацию ряда убыточных предприятий. В основе национализации был социальный компромисс, при котором собственникам предприятий выплачивалась крупная компенсация, позволившая им сделать капиталовложения в более оснащенные и прибыльные отрасли британской экономики; 12) тенденция к внедрению в архаичную доктрину английского обязательственного права современных общепризнанных принципов договорных обязательств – свободы воли сторон, их равенства, незыблемости исполнения обязательств и т.д.
3. Уголовное право Великобритании: источники и тенденции развития
Уголовное право в английской правовой системе представлено большим количеством консолидированных нормативных актов. Примечательно, что они включают в себя нормы как уголовного материального, так и уголовно-процессуального права. Как и в гражданском, в современном английском уголовном праве преобладают статуты (законы), которыми регулируется эта отрасль. В Великобритании неоднократно предпринимались попытки принятия Уголовного кодекса, которые до сих пор не увенчались успехом в силу значительного «юридического традиционализма» законодателей. Если давать общую характеристику английского уголовного права, то оно отличается важной чертой. Компаративисты справедливо отмечают, что «среди действующих уголовных законов подавляющую часть составляют акты, принятые в ходе реформы 1830–1880 годов и после нее, хотя имеются и более ранние (старейший из действующих – Закон о государственной измене 1351 г.). Законодательство в области уголовного права в соответствии с нормами общего права ныне охватывает почти все основные институты Общей части, за исключением определения конкретных форм виновности и критериев невменяемости, сформулированных в судебных прецедентах...»[40]. Консолидированные статуты, таким образом, заменяют английский Уголовный кодекс. Основными из них являются: 13) Закон об уголовном праве 1957 года, в котором определена классификация преступлений. 14) Закон о компетенции уголовных судов 1973 года, регламентирующий вопросы назначения наказания. ● Закон о присяжных 1974 года. Отметим, что важное место в XX веке в английской суд ебной системе и в уголовном процессе по-прежнему занимает суд присяжных. Реформой судов 1971 года была предпринята попытка централизовать подбор присяжных, который осуществляется теперь не шерифами, как это было раньше, а чиновниками, назначенными лорд-канцлером. С 1972 года в отношении присяжных заседателей отменен имущественный и снижен возрастной цензы (все указанные изменения были консолидированы Законом 1974 года о присяжных). Однако в общем, количестве судебных дел роль суда присяжных в уголовном процессе Англии в последние десятилетия снижается за счет расширения числа дел, рассматриваемых судьями единолично – в так называемом суммарном порядке. 15) Закон об исправлении правонарушителей 1974 года, излагающий проблемы целей и применения наказаний. 16) Закон об уголовном праве 1977 года, с последующими дополнениями, определяющий ответственность за сговор и решающий некоторые другие вопросы Общей части. 17) Закон о преступном покушении 1981 года, изменивший порядок привлечения к ответственности за предварительную преступную деятельность. 18) Закон об уголовной юстиции 1982 года. 19) Закон о наказаниях за преступления 1997 года, усиливший уголовную ответственность за совершение особо тяжких преступлений. Прецедентами также регулируется английская уголовно-правовая отрасль, хотя в настоящее время судья не может создать прецедентом новый состав преступления или установить ответственность за него. Делегированное законодательство в отдельных случаях также может служить источником уголовного права Англии. Следует учесть, что даже в настоящее время в Великобритании не выработано общее определение преступления. По последним данным, общее количество составов преступлений насчитывает там более 7 тысяч. Ответственность за совершение конкретных преступлений определяется в ряде статутов, в числе которых: Закон о преступлениях против личности 1861 года; Закон об убийстве 1957 года; Закон о преступном причинении ущерба имуществу 1971 года; Закон о расовых отношениях 1976 года; Закон о похищении детей 1984 года; наконец, Закон о государственной измене 1351 года, действующий до сих пор. Поэтому, хотя в Великобритании с 1970 года смертная казнь отменена, но теоретически она может быть применена за государственную измену (а также за пиратство и поджог королевских доков). В Новейшее время в Великобритании утратила популярность старая классификация преступных деяний на фелонии и мисдиминоры. Все преступления классифицируются по нескольким критериям. Первый – это арестные и неарестные преступления. Неарестные – это менее тяжкие уголовные преступления. Арестными же являются преступления, за совершение которых назначается наказание в виде лишения свободы на срок свыше 5 лет. Это тяжкие преступления (убийство, государственная измена); преступления, касающиеся терроризма, и транспортные преступления, повлекшие смерть человека, а также все другие преступления, совершение которых привело (должно было привести) к ущербу для государства, публичного порядка и отправления правосудия; любое преступление, содержащее угрозу наступления тяжких последствий. Арест по таким преступлениям допускается без приказа судьи (на основании ст. 116 Закона о полиции и доказательствах по уголовным делам 1984 г.). Второй критерий – суммарные преступления и преступления, преследуемые по обвинительному акту. Суммарные преступления – это те, дела о которых рассматриваются магистратскими судами в упрощенном порядке. Следовательно, это категория менее тяжких преступных посягательств. Что касаетсяпреступлений, преследуемых по обвинительному акту, то они разбираются в Суде Короны с участием присяжных заседателей и относятся к тяжким (особо тяжким) преступлениям. Отдельно выделяются деяния «смешанной юрисдикции», которые могут преследоваться в любом из вышеназванных порядков. Общие тенденции в развитии уголовного права Великобритании – это гуманизация и оптимизация наказания. Наказания, в основном, выступают в форме штрафов или лишения свободы (от 1 года до пожизненного заключения). Кроме того, в современном уголовном праве Англии существует широкая возможность использования суммарного производства, которое к тому же часто осуществляется заочно. Особенностью английского уголовно-процессуального права является то, что процессуальная сторона деятельности английских судов характеризуется отсутствием завершенной и целостной законодательной базы. Законодательство по процессу в европейском понимании здесь просто отсутствует, так как все процессуальные и процедурные вопросы деятельности судов и других участников процесса регламентируются нормами прецедентного права и актами делегированного законодательства, издаваемыми Верховным судом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1473; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.147 (0.011 с.) |