Статьи конфедерации и вечного союза между штатами 1781 года 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статьи конфедерации и вечного союза между штатами 1781 года



 

В 1781 году конгресс представи­телей штатов, объявивших себя к тому времени суверенными республиками, принял первый в Соединенных Штатах конституционный закон, получив­ший название «Статьи конфедерации и вечного союза между штатами». Этим было положено начало образованию США. Справедливости ради, следует отметить, что по поводу этого нормативного акта в российской конституционно-правовой литературе высказываются два мнения. Часть исследователей полагает, что его можно считать первой американской конституцией, а другие ученые рассматривают Статьи конфедерации как международно-правовой договор тринадцати суверенных и равноправных субъектов об образовании конфедерации.

Согласно ст. 1 Конфедерация получи­ла название «Соединенные Штаты Америки». Штаты, сохраняя полную автономию (право содержать армию и флот, начинать войну, прини­мать и назначать послов, заключать договоры и соглашения), делегиро­вали Конгрессу полномочия в интересах общей пользы. Каждый штат сохранял свою независимость и все права, кро­ме тех, которые передавались конфедерации (ст. 2). Представители штатов учредили конгресс, предназначенный для ведения общих дел. Статья 4 вводила институт «межграждан­ства», что означало – свободные жители одного штата должны пользоваться всеми при­вилегиями и льготами свободных граждан во всех штатах.

Делегаты конгресса согласно статье 5 избирались по квотам от двух до семи представителей от каждого штата, причем каж­дый штат имел в Конгрессе один голос. В период между сессиями конгресса его полномочия были возложены на комитет штатов (ст. 9), в который вошло по одному делегату от каждого штата. Компетенция конгресса штатов, выражавшего совокупную волю субъектов конфедерации, была детально определена девятой статьей конфедерации, причем правомочия, предоставленные отдельным штатам, были весьма обширными – вплоть до права иметь свои армии и даже флотилии.

Примечательно, что для решения наиболее злободневных вопросов конфедерации - объявления войны и заключения мира, заключения междуна­родных договоров, бюджета, торговли, по чеканке общей монеты, по делам индейцев - конгресс должен был располагать девятью голосами из тринадцати (квалифицированным большинством). Последнее обстоятельство сдерживало активную деятельность конфедеративного конгресса, ибо штаты, только что обретшие самостоятельность, не желали «поступаться суверенитетом» в пользу конфедерации. Однажды в приступе раздражения Джордж Вашингтон назвал неэффективно работающий конгресс «веревкой из песка», которой невозможно связать воедино отдельные штаты.

Большинство ученых справедливо полагает, что в Америке к 1781 году был создан временный и малоэффективный союз государств (конфедера­ция), но никак не единое союзное государство. Трудные внешние и внутренние обстоятельства (захват новых земель, дезорганизация спокойного развития штатов повсеместными восстаниями) спо­собствовали изменению умонастроения правящих кругов относитель­но будущего государственного устройства США. Это способствовало осознанию необ­ходимости создания сильного единого государства.

 

Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 года.

Когда конфедерация выполнила свою миссию по первоначальному объ­единению штатов, встал вопрос о необходимости реального создания единого государства. Целью созыва учредительного конвента объявлялось образование «более совершенного союза». Федеральную Конституцию Соединенных Штатов принял Конституционный конвент, который был созван 25 мая 1787 года в Филадельфии. Почти все из 55–ти делегатов имели опыт государственно-правовой работы или предпринимательской деятельности и принадлежали к элите американского общества - среди них было 24 финансиста, 15 рабовладельцев, 11 судовладельцев, 5 представителей интеллиген­ции во главе с Б.Франклином. Видную роль среди них играли А.Гамильтон, Дж.Вашингтон, Д.Мэдисон, Э.Рандольф, У.Уилсон.

17 сентября 1787 года после четырехмесячной работы конвента Конституция США увидела свет. Конституция состояла из преамбулы и семи статей. Она за­крепила республиканскую форму правления в масштабе всей страны и в каждом из штатов, и форму государственного устройства в виде федерации. Государство в США основывалось также на принципе разде­ления властей на законодательную, исполнительную и судебную через систему «сдержек и противовесов», призванную не допустить узурпа­цию власти одной из ее ветвей. Уже впоследствии в 1803 г. для защиты положений федеральной конституции был принят прецедент Marbury v. Madison, в котором было закреплено право Верховного Суда Соединенных Штатов осуществлять конституционный надзор.

Законодательную власть, по Конституции, осуществляет Кон­гресс, состоящий их двух палат – палаты представителей (избирается прямым голосованием на два года, председатель этой палаты именуется спикером) и сената. Сенат избирается на шесть лет, каждые два года обновляется на треть. Председатель этой палаты является вице-президентом страны. В настоящее время выборы в сенат производятся в прямом порядке, а первоначально Сенат избирался законодательными собраниями штатов – легислатурами. Законопроект, принятый обеими палатами, приобретает силу закона после подписания его президентом в течение 10 дней. В случае откло­нения президентом законопроект может стать законом, если на­бирает при повторном голосовании не менее 2/3 голосов в обеих пала­тах.

Исполнительную власть осуществляет президент, который наделяется полномочиями главы государства и правительства. Президент избирается на 4 года косвенным путем – коллегией выборщиков, которые, в свою очередь, избираются населением штатов.

Судебная власть в Соединенных Штатах Америки принадлежит Верховному Суду и тем судам, которые созданы «в соответствии с законом». В сентябре 1789 года Конгрессом принимается Закон о судоустрой­стве, который закладывает юридическую базу федеральной судебной системы. Согласно этому закону Верховный суд состоит из главного судьи и пяти ассоциированных судей (впоследствии численность Вер­ховного суда неоднократно менялась, но с 1869 года она неизменна – девять судей).

Судебная система включает в себя федеральные суды, суды штатов и местные суды. Систему федеральных судов, возглавляемую Верховным судом, составляют районные и окружные (апелляционные) суды. Все судьи федеральных судов назначаются президентом с согласия и одобрения сената. По наиболее важным делам введен суд присяжных. Верховный суд США является судом высшей инстанции по некоторым особо важным делам, осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судов, исполняет функции конституционного надзора. В федеральной системе существуют и специальные суды таможенной, налоговой, военной юрисдикции, по претензиям к правительству и др.

Конституция Соединенных Штатов Америки, принятая в 1787 году, действует в стране до сих пор с внесенными в нее 27-ю поправками. Многие статьи ее носят общий характер – отсюда исключительная важность толкования Конституции, являющаяся прерогативой Верховного суда США.

 

Билль о правах 1791 года.

 

Поскольку текст Конституции 1787 года не содержал в себе отдельного раздела, посвященного гражданским правам и свободам, это вызвало недовольство демократически настроенных слоев населения. Подобные поправки были приняты по требованию ряда штатов, законодательных собраний обративших внимание на отсутствие регулирования прав человека. В июне 1789 года по предложению Д. Мэдисона были внесены первые 10 поправок к Конституции, ставшие известными как Билль о правах, который был ратифицирован необходимым числом штатов к 15 де­кабря 1791 года.

Если кратко проанализировать содержание этого важнейшего документа, то Билль предоставлял право свободного исповедания, сво­боду слова, печати, собраний, обращения к правительству с требова­ниями об исправлениях злоупотреблений. Американцы получили важнейшие права хранить и носить оружие и выполнять функции ми­лиционера для своей защиты. Народ получил право на охрану личнос­ти, частной собственности: жилища, бумаг, иного имущества. При аресте гражданин Соединенных Штатов может хранить молчание, т.е. не давать показания против себя, имеет право на адво­ката, на суд присяжных, на привлечение для дачи показаний свидетелей защиты. Билль запрещал вторичное рассмотрение дела судом при­сяжных, пытки и чрезмерные наказания. Федеральная власть не могла отчуждать права ни у народа, ни у штатов, а должна была действовать в рамках делегированных полномочий.

Детально поправки касались:

33) Первая поправка – о свободе вероисповедания, свободе слова и печати, праве народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями,

34) Вторая поправка – о праве народа хранить и носить оружие,

35) Третья поправка – о запрете принудительного постоя солдат в мирное время в частных домах,

36) Четвертая поправка – о неприкосновенности личности, жилища, бумаг и имущества.

37) Пятая поправка – о суде присяжных, о процессуальных гарантиях, о запрете безвозмездного изъятия частной собственности.

38) Шестая, седьмая поправки посвящены процессуальным принципам и гарантиям; в них определялся круг уголовных и гражданских дел, которые могли рассматриваться с участием присяжных заседателей.

39) Восьмая поправка запрещает чрезмерные налоги и штрафы, а также жестокие и необычные наказания.

40) Девятая поправка установила принцип недопустимости ограничения прав граждан, прямо не упомянутых конституцией.

41) Десятая поправка, посвященная федерализму, не касалась гражданских прав.

Таким образом, Билль о правах как первые десять поправок к федеральной конституции определил основные направления демократического развития амери­канского конституционного права.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 3871; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.009 с.)