Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Государство и право в странах Древнего Востока

Поиск

 

Вопросы:

1. Закономерности становления государственной организации на Древнем Востоке и типологические черты восточной деспотии.

  1. Государственный строй в странах Древнего Востока: общее и особенное.
  2. Общественный строй в странах Древнего Востока: общее и особенное.

4. Право древневосточных государств.

 

1. Закономерности становления государственной организации на Древнем Востоке и типологические черты восточной деспотии.

 

Термин«Древний Восток» условно применяется к большой географической зоне, включающей Египет, Междуречье, Китай, Индию. В древности здесь сложились благоприятные условия для появления первых государственных образований. К числу таких условий следует отнести оптимальную экологическую среду: субтропический климат с жарким сухим летом и мягкой зимой. Бассейны великих рек – Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы – образуют районы с плодородной почвой.

Однако продуктивное земледелие, позволявшее накапливать избыточный продукт, становилось возможным только при создании единой ирригационной системы. Необходимость коллективного освоения земель во многом предопределила не только формы хозяйственной деятельности, но и политической организации. Потребность в консолидации усилий общин усложнила управленческие функции и привела к формированию надобщинных структур. В IV – III тыс. до н.э. древневосточные родоплеменные структуры уже трансформируются в протогосударства. В своем государственном развитии страны Древнего Востока прошли в целом типичный путь – от небольших племенных образова­ний (номовых городов-государств) к гегемониям-царствам, а затем к относительно централизованным империям, создаваемым за счет за­воеваний своих соседей и аннексий.

В Древнем мире мощным государствообразующим фактором выступали военные завоевания. Зачастую именно завоеватели ускоряли процесс создания централизованного государства: прекращали межплеменные столкновения, борьбу родоплеменной знати за власть и занимали место правящей элиты. Так, вторжение на Индостан индо­ариев во II тыс. до н.э. положило начало древнеиндийской цивилизации в долине Ганга. В Древнем Китае возникновение раннего государства было связано с завоеванием военно-политического союза Шан-Инь на рубеже XII–XI вв. до н.э. племенем Чжоу, которое сумело подчинить разноплеменное население и наладить эффективную административную систему. Итогом завоевательной политики Саргона Аккадского (2316–2261 гг. до н.э.) стало объединение всей Месопотамии в крупнейшую державу – Шумеро-Аккадское царство.

Важным обстоятельством в процессе образования государств Древнего Востока стало появление феномена «власть–собственность»: ведь особенностью древневосточных цивилизаций являлось отсутствие полной частной собственности на землю и множественность владельческих прав на нее. Верховным собственником земли считалось государство в лице правителя, что нашло отражение в праве государства распоряжаться ею, контролировать земледелие и взимать с общинников ренту – налог. В странах Древнего Востока сложился мощный государственный сектор – царские и храмовые хозяйства. Часть земель передавалась аристократии, должностным лицам, воинам с правом распоряжения ими вплоть до продажи. Однако частное землевладение было обусловлено выполнением повинностей в пользу государства. Коллективным же наследственным владельцем большинства земель выступала община, которая распределяла наделы между общинниками. Таким образом, земля и право на доходы от нее распределялись в соответствии с объемом власти и административным статусом между правителем, чиновниками, общиной в лице старейшин и непосредственных владельцев. Это привело к тому, что административный аппарат одновременно занял положение и социальной элиты.

Впоследствии совершенствование системы государственного управления, активная завоевательная политика неизбежно приводили к превращению древневосточных государств в империи. Как известно, империя– это сложное политическое образование, объединяющее население под началом жесткой централизованной власти. Для стран Древнего Востока характерна к тому же ранняя централизация государственной власти, что привело к формированию особой формы государства – так называемой «восточной деспотии» (в переводе с древнегреческого – неогра­ниченная, жестокая власть одного правителя). Как показывает история, в то время она являлась самым стабильным государственным ре­жимом. Действительно древние государства в неизменном виде существовали тысячеле­тиями и в глазах народа были незыблемыми. Например, Египетское царство возникло в VI тыс. до н.э. и прекратило свое существование только в 525 г. до н.э. после завоевания персами.

Деспотия представляет собой неограниченную монархию со специфической системой административных и правовых отношений. Характерные особенности всех деспотических государств - это:

1) сосредоточение всей полноты власти (законодательной, исполни­тельной и судебной) у единоличного главы государства;

2) сакральный характер власти правителя или обожествление монарха;

3) наличие подчиненного деспоту разветвленного административного бюрократического аппарата, осуществляющего всеохватывающий надзор за бесправными подданными;

4) постоянный приток рабов как результат завоевательных войн;

5) привлечение в массовом масштабе рабов и крестьян – общинни­ков к работам общегосударственного значения (рытье каналов, возве­дение дамб и др.);

6) отсутствие гарантированного права собственности;

7) отсутствие свобод, полное подавление личности, безграничная власть человека, ею облеченного, и бездействие закона.

Бесспорно, что в том или ином виде отмеченные черты прослеживались и в исто­рии императорского Рима, и в феодально-абсолютистской Европе[4].

Вся полнота власти в древневосточных государствах принадлежала наследственному монарху. Он единолично управлял страной, обладая огромной законодательной и судебной властью. Столь обширные полномочия деспота вытекали из административно-хозяйственных функций, которые изначально являлись основными для древневосточных государств. Государство в лице правителя организовывало общественные работы, связанные с сооружением системы искусственного орошения, со строительством дворцово-храмовых комплексов и обработкой царского земельного фонда.

Степень концентрации власти в руках деспота была различной и зависела от сложившихся в том или ином регионе условий. Так, наибольшей властью обладали египетские фараоны и китайские ваны (императоры). Деспотия в Древней Месопотамии и Древней Индии была весьма ограничена. Например, в Месопотамии наиболее полной царская власть была лишь в эпоху Древневавилонского Царства, когда царю Хаммурапи (1792–1750 гг. до н.э.) удалось создать подлинную империю. Но даже тогда можно говорить об автономии древневавилонской общины (действовали общинные органы управления, выполнявшие административно-финансовые и судебные функции).

Для древнеиндийской цивилизации, в свою очередь, характерно существование слабых и кратковременных государств. При радже всегда действовал постоянный совещательный орган из брахманской и кшатрийской аристократии – паришад. Ограниченность монархической власти в Древней Индии связана с варновой системой и автономностью общин, чьи жесткие внутренние религиозно-нравственные установки являлись альтернативой эффективной администрации и государственному принуждению. Только династии Маурьев в IV в. до н.э. удалось создать империю с централизованной системой управления. Однако даже при Маурьях лишь часть империи находилась под непосредственным управлением царя, т.к. ряд полуавтономных областей сохранял свои органы управления и обычаи.

В древневосточных государствах существовали как минимум три основных адми­нистративных ведомства:

· финансовое (изыскивало средства, необхо­димые для содержания разветвленного управленческого аппарата, пропитания людей, занятых на работах государственного значения, и т.п.);

· военное (поставляло в страну рабов–иностранцев);

· ведомство общественных работ (обеспечивало строительство, поддержание оросительных систем, прокладку дорог, возведение храмов и пр.).

Все три ведомства состав­ляли основу государственного бюрократически организованного аппарата власти.

Функция массового устрашения была основной в древневосточном государстве. Египтяне, например, по словам Геродота, будучи самыми набожными из людей, верили, что все на свете принадлежит богам. Куда бы ни обращал свои взоры египтянин, всюду он видел творения бога: сама жизнь казалась ему божественной тайной. Небесные тела с их загадочным движением, плодородная земля, дающая урожай, благословенный Нил воспринимались жителем Египта как творение могущественных божеств.

В этой связи восточная деспотия может быть также охарактеризована как теократическая монархия. Правитель считался ставленником или потомком богов, выступая в качестве посредника между миром людей и сверхъестественных сил. Именно обожествление личности монарха определяло неограниченный характер его власти и укрепляло принадлежавшие ему полномочия. Главным же является обожествление древневосточного пра­вителя в массовом сознании.

Так, в Египте фараон считался прямым избранником верховного бога Солнца Ра. Его личность была священной, его имя запрещалось произносить, т.к. это могло нанести правителю вред. Уход фараона из жизни обставлялся как величайшее событие для людей и богов. В III тыс. до н.э. зародился ритуал торжествен­ного погребения фараонов, и строительство загробного жилища фараона – пирамиды – рассматривалось как важнейшая общественная обязанность египтян. Только одна пирамида фараона Хеопса возводилась в течение 20 лет при участии 100 тыс. человек.

Шумеро-аккадские цари также придали своей власти сакральный характер: покровителем царя считался царь богов Энлиль. Царь Нарам-Суэн (Нарамсин) даже велел именовать себя «Богом Аккада». В Вавилоне лугаль (царь) принимал власть якобы прямо «из рук» верховного бога Мардука. В Китае ван (царь) считался сыном Неба.

В Индии и Китае обожествление в древности власти монарха имело философское обоснование и отличалось рационализмом, который выражался в приоритете административных потребностей над религией. Так, в Древней Индии считалось, что царь мог реализовать свои божественные начала, но мог, однако, и уклониться от своих обязанностей (и привести тем самым, народ к гибели). В то же время Брахма, создатель Вселенной, превознес над другими людьми варну кшатриев, из которых происходили раджи (цари).

В Древнем Китае после чжоуского завоевания в XI в. для легитимизации власти новых правителей была сформулирована концепция «Мандата Неба». Предполагалось, что верховное божество (Небо) вручило права на управление Поднебесной добродетельному и мудрому правителю, получавшему титул «сына Неба». Рационализм усилился с появлением конфуцианства: сравнение государства с большой семьей добавило правителю авторитет «отца и матери» перед своими подданными.

Заметим, что важнейшей опорой деспотии являлся развитой бюрократический аппарат. Многочисленная администрация была строго организована и поделена на ранги на трех уровнях управления – центральном, региональном и местном (общинном). Жесткая иерархическая система предполагала соблюдение субординации, подчинения нижестоящих чиновников вышестоящим. Место в служебной иерархии определяло и социальное положение. Однако внутри аппарата отсутствовало разграничение между выполнением государственных обязанностей и выполнением личных поручений деспота. Как правило, функции государственного управления совмещались с обслуживанием личных и хозяйственных интересов правителя. Характерными методами отбора бюрократии было назначение правителем на чиновничьи посты родственников, приближенных по собственному усмотрению или же по рекомендации влиятельных лиц, а то и предоставление должности по праву знатности.

Классическим образцом подготовки чиновников стал Древний Китай, где в основу формирования правящей элиты был положен принцип меритократии (принцип индивидуальной заслуги). Конфуций предложил систему этического воспитания чиновников. Чиновник должен был, обладая особыми качествами и достоинствами, накапливать знания – средство создания гармоничного благополучного государства. Нормой политической культуры стала обязанность служащего при необходимости наставлять правителя, предостерегать его от ошибки. Китайский министр Шан-Ян ввел новую систему из 20-ти чиновничьих рангов, соответственно которым чиновники занимали должности и получали жалование. В основу бюрократического контроля была положена система взаимной слежки и круговой поруки. Чиновники отвечали за проступки своих коллег: им вменялось в обязанность донести на провинившегося.

Таким образом, коллективные формы производства, незыблемость социальной структуры, огромная роль религии и бюрократии предопределили традиционность древневосточных обществ, а также особую роль государственных институтов. Государство оформилось в восточную деспотию.

 

2. Государственный строй в странах Древнего Востока: общее и особенное

 

Еще в период Раннего царства (XXX–XXVII вв. до н.э.) в Древнем Египте начинает формироваться государственный аппарат. В этот период во главе государства находился царь, которого окру­жал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и при­служников. Уже тогда значение царской власти подчеркивалось изначальным обожествлением ее носителя. В дальнейшем особенность государственного строя Древнего царства (XXVII–XXII вв. до н.э.) заключается в усилении централизации управления. Вся законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточивалась в руках фараона, и все важные дела государства – мероприятия по ороше­нию, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и осво­бождение от них, военные походы, государственное строительство – проводились под руководством главы государства.

После царя главным лицом в государственном аппарате был верхов­ный сановник – визирь. В его компетенцию входили: управление деятель­ностью верховных судебных органов, руководство государственными мастерскими, управление частью областей и госу­дарственными хранилищами. Начало эпохи Среднего царства (XXI–XVIII вв. до н.э.) характеризуется почти неограниченной властью местных правителей – номархов. Это объясняется так называемым «первым переходным периодом» в истории Древнего Египта, который существовал примерно в XXII в. до н.э. и характеризовался крайней раздробленностью страны. Объединению государства и укреплению централь­ной власти способствует замена независимых правителей областей новыми, подчинен­ными царской власти.

Основной чертой государственного строя в период Нового царства (XVI–XI вв. до н.э.) ста­новится укрепление системы централизованного бюрократического управ­ления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, каждым из которых руководил особый наместник фараона. Административные округа по-прежнему делились на области – номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон. Первым и высшим сановником оставался визирь. Другими важными чиновниками были главный казначей и начальник всех царских работ. Многочисленные чиновники-писцы записывали приказы, надзирали за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывали доходы, поступавшие в казну.

Древневавилонское царство во II тыс. до н.э. было также централизованным государством. Законодательная, исполнительная и судебная власти находились в руках царя. Глава государства считался наместником бога-защитника. Царские полномочия ограничивались зажиточными слоями богатых городов и сильным жречеством, которое выступало блюстителем неприкосновенности прав городов. Большими городами управляли наместники царя. В Вавилонии три города занимали привилегированное положение: Вавилон, Ниппур, Сиппар (льготные грамоты, которыми обладали эти города, лишали царей права отправлять в тюрьму их граждан, требовать у них солдат, работников для храмовых хозяйств). Возвышались уме­лые и опытные чиновники-писцы, что способствовало вытеснению ими родовой знати. К высшим сановникам государства относились: визирь, дворецкий, казначей, кравчий, главный военачальник. В системе государственных органов управления различались полномочиями центральные и местные. На местах сохранялись органы общинного самоуправления, осуществляв­шие административную, финансовую и судебную власть.

Для магадхо-маурийского периода в Древней Индии (вторая половина I тыс. до н.э.) характерны усиление монархической власти и падение роли институтов племенного управления. Главой государства там являлся царь. Царь возглавлял государственный аппарат и обладал законодатель­ной властью, был главой фискальной администрации, верховным судь­ей, издавал нормативные акты, назначал крупных государственных чиновников. При смене власти строго соблю­дался принцип наследования: еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником престола. Важное место при дворе занимал царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду. При царе действовали различные советы.

В эпоху Маурьев (IV–II вв. до н.э) древнеиндийское государство имело следующее административно-территориальное деление: главные провинции; обычные провинции; области; округа; деревни.

В древнекитайском государстве Шан (Инь) во II тыс. до н.э. на раннем этапе сохра­нялись черты родоплеменной военной демократии. В дальнейшем же наблюдается переход всей полноты власти к царю – вану, возглавлявшему государ­ственный аппарат. Высшие должности занимали по назначению царя его близкие родственники, а более мелкие должности – профессиональ­ные чиновники (писцы), сборщики налогов, судьи и т. п. Должностные лица подразделялись на категории: высших гражданских чиновников, военных чиновников, советников, прорицателей.

В период Западного Чжоу (1122–742 гг. до н. э.) в Китае укрепляется строй рабовла­дельческого государства, усложняется его система правления. Общество этого периода характе­ризуется уве­личением численности рабов, развитием крупного землевладения. Верховная власть принадлежала наследственному царю (вану), однако централизованное государство в течение всего периода Чжоу не сложилось. Ван непосредственно управлял только столичной областью, а большей частью страны управляли владетельные князья. Территории княжеств подразде­лялись на мелкие административные единицы, сложившиеся на базе прежнего родоплеменного деления. Низшей административно-тер­риториальной единицей была сельская община.

Государственный аппарат, которым руководил высший сановник (сян), состоял из приближенных, личных слуг вана и доверенных рабов. Сян был главой административного аппарата и ближайшим помощником вана по управлению страной. Система управления в царстве Чжоу была дворцовой: служащие являлись одновременно и должностными лицами, обладающими разнообразной компетенцией. Высшие чиновники разделялись на три класса: старшие, средние, младшие.

Примечательно, что в этот период в Древнем Китае собственником земли формально считался царь, однако рабовладельческая аристократия могла вполне свободно распоряжаться своими владениями. С течением времени право крупных рабовладельцев на владение землей окончательно заменяется правом собственности на землю.

 

3. Общественный строй в странах Древнего Востока: общее и особенное

 

Древнеегипетское государство в период Раннего царства представляло собой племенной союз, где основную массу населения составляли свободные крестьяне-общинники. В Египте раньше, чем в других странах, сложилось классовое рабо­владельческое общество: уже в период Раннего царства в результате многочисленных войн появились пленники-рабы, труд которых широко ис­пользовали в крупных хозяйствах.

В период Древнего царства развитие хозяйства достигло высокого уровня. Социальное и имущественное расслоение населения было четко определено. Крупная рабовладельческая знать, обладавшая огромными земельными владениями, находилась на верху общественной лестницы, занимая важные должности при дворе и в государственном управлении. Крестьяне-общинники составляли основную рабочую силу государ­ства. Хотя рынок рабов в эпоху Древнего царства уже существовал, но он не удовлетворял хозяйственных потребностей – рабов было мало (патриархальное рабство).

Особое положение в египетском обществе занимали жрецы. Они были окру­жены всеобщим почитанием ввиду того, что только они обладали зна­ниями о загробном мире, владели искусством врачевания, возведения сложных архитектурных сооружений, умели вычислять площади земель­ных участков. Жрецы служили опорой царской власти, обожествляя и прославляя фараонов.

Эпоху Среднего царства характеризуют значительное возрастание численности рабов в частных хозяйствах при укреплении экономического положения землевладельцев, а также расслоение сельских общин, из которых выделяются мел­кие собственники – неджесы. Слой неджесов, в свою очередь, разделился на бедных, или маленьких неджесов (мелких крестьян) и сильных неджесов – их разбога­тевших представителей, становившихся писцами, торговцами и землевладельцами. Основная масса общинников-земледельцев беднела. В целях наложения различных дополнительных повинностей на непривилегированный слой населения ежегодно проводился их учет.

В период Нового царства рабовладельческие отношения охватили все общество, хотя сохранялся их патриархальный характер. Труд рабов не только широко использовался в домашнем хозяйстве: из их среды выходили также ремесленники, каменотесы, кузнецы, ткачи, строители и работники других профессий. В то же время продолжалось социально-экономическое возвышение жречества, которое превратилось в замкнутую наследственную касту. Возросшее богатство высшего жречества укрепляло его независимость от центральной власти.

Что касается Древнего Вавилона, то низший общественный слой там составляли рабы – вардум. Ими становились военнопленные, а также порабощенные и став­шие бесправными бывшие свободные граждане. Рабы подразделялись на: царских, храмовых и частновладельческих. Все эти группы рабов не обладали правосубъектностью и рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной соб­ственности хозяина.

Свободное население Древнего Вавилона делилось на две группы: полноправных (авилум) и неполноправных (мушкенум). Основную массу населения составляли полноправные свободные гражда­не – авилум. Они обладали полной правосубъектностью: могли владеть землей, исполняли имущественные и личные повинности, могли занимать высшие государственные должности. Жители покоренных городов и обла­стей, не являвшиеся членами древневавилонской общины – мушкенумы, были вынуждены арендовать землю у храма, государства либо авилума на условиях несения службы в пользу арендодателей. Но это не означало, что мушкенум не мог обладать собственным имуществом: в его хозяйстве даже зачастую использовался труд собственных рабов.

Наряду с делением по сословиям древневавилонское общество подразделялось и по профессиональным занятиям: первое место занимали придворные служащие – царские телохранители и высшее жречество; далее следовали военнослужащие (редум, баирум, декум, лубуттум). В соответствии с важным государственным значением религии и храмов почетное положение среди профессий занимали храмовые служители. Немногим уступало им по положению в обществе и светское чиновничество – писцы. На низших ступенях профессионально-служебной лестницы находились крупные купцы, предприниматели, врачи, ремесленники.

В Древней Индии разложение первобытнообщинного строя и развитие общественного и имущественного неравенства привело к появлению самобытных сословий – варн. Все свободные граждане стали делиться на группы, не равные по обществен­ному положению, правам и обязанностям. С оформлением рабовладельческого государства деление всех свобод­ных на четыре варны было объявлено извечно существующим поряд­ком и освящено религией. В соответствии с Законами Ману были легитимированы:

· брахманы – члены жреческих родов;

· кшатрии – военная и светская аристократия;

· вайшьи (вайшии) – лично свободные полноправные общинники;

· шудры – низшая варна, неполноправные члены общины.

Образ жизни каждой варны был определен специальными законоустановлениями (дхармами). В компетенцию первых двух варн входило государственное управление в самом широком значении. Вайшьям предписывалось заниматься земледелием, ското­водством, ремеслом и торговлей. Шудры должны были находиться в услужении у трех высших варн. С течением времени сословия становились все более замкнутыми. Это­му способствовали: преимущественная эндогамность – заключение браков между представителями од­ной варны; определенная, наследственно закрепленная профессия; поклонение одним и тем же богам.

Первоначально переход из одной варны в другую строго запрещался (ограничивалась возможность смешанных браков). Устанавливалось разное материальное возмещение за убийство человека в зависимости от его принадлежности к определенной варне: за проступки члена высшей варны по отноше­нию к члену низшей полагалось более мягкое наказание и наоборот. Впоследствии с превращением свободных общинников в зависимых крестьян, вайшьи стали по значению приближаться к шудрам, а две первые варны окончательно обособились от двух низших. С началом I тысячелетия новой эры варны плавно преобразуются в касты – профессионально замкнутые корпорации.

Рабство Древней Индии отличалось неразвитостью и крайней патриархальностью: наряду с ра­бовладельческими отношениями продолжали сохраняться пережитки первобытнообщинного строя. Древнеиндийские рабы могли иметь семьи, соб­ственность, обладали правами наследования, собственности на получае­мые дары. Свободный человек, становясь рабом, не утрачивал своих семейных, ро­довых и варновых связей. В праве древнеиндийского государства отсутствует отчетливое противо­поставление свободных и рабов; хотя государство и было в целом рабовладельческим, но варны подменяли типичные для Древнего Востока сословия. Тем не менее, Законы Ману выделили виды рабов: захваченные под знаменем (военнопленные); рабы за содержание; рабы, рожденные в доме хозяина; купленные; подаренные; доставшиеся по наследству; рабы в силу наказания.

Однако рабский труд не играл сколь-нибудь значительной роли в экономике Древней Индии, и отличительной чертой древнеиндийского рабовладения было наличие развитого законо­дательства, направленного на ограничение произвола хозяина по от­ношению к рабу.

 

4. Право древневосточных государств

 

Источниками права в Древнем Египте первоначально были обычаи, а с развитием государства – также законодательная деятельность фараонов.

Наша малая информированность о египетской право­вой системе объясняется тем, что, к сожалению, большинство памятников египетского права не сохранилось. Самые первые законы были якобы написаны Миной (Менесом), основателем первой династии фараонов. Имеются данные о фараонах, которые состав­ляли сводные законоположения по различным отраслям управления (Сасихис, Бокхорис, Амасис). Но эти ценнейшие памятники права не сохранились и вероятно мало шансов найти их. Наличие свода законов косвенно подтверждается в речении Ипусера (XVIII в. до н.э.): «Свитки законов судебной палаты выбро­шены, и по ним ходят на перекрестках...». Ипусер был огорчен гибелью за­конности и правопорядка. Народное восстание, свидетелем которого он был, до основания разрушило весь государственный правовой механизм («Начальники повержены, спасаются бегством»).

В типичной восточной деспотии – Древнем Египте – право верховной собственности на весь земельный фонд было закреплено за фараоном. С его одобрения совершались различные формы земельных пожалований отдельным субъектам. Еще в древности египетские законы содержали детальные предписа­ния о праве собственности, его формах (царская, храмовая, общинная, частновладельческая), владении и распоряжении недвижимым имуще­ством. Сделки с землей, скотом, рабами заключались по ритуалу, с уча­стием свидетелей, в том числе жреца, и обычно в суде. Из-за особой ценности земли в Египте был создан особый порядок пере­хода ее из рук в руки, предусматривающий совершение трех действий:

· первое – достижение соглашения между продавцом и покупателем о предмете договора и производстве платежа;

· второе – клятва продавца перед лицом богов, подтверждавшая договор;

· третье – ввод покупателя во владение, что вело к переходу права собст­венности на землю.

В Египте существовали следующие виды земельных владений: государственные; храмовые; частные; общинные. Самыми крупными землевладельцами были храмовые хозяйства и царские вельможи. Они могли свободно совершать различные сделки с землей – да­рить, продавать, передавать по наследству. Движимое имущество (рабы, рабочий скот, инвентарь) могло нахо­диться в личной и иной собственности более широкого круга лиц и быть предметом различных сделок. Отметим виды договоров, наиболее типичных для древнеегипетского права: договор займа; договор найма; договор купли-продажи; договор аренды земли; договор поклажи; договор товарищества.

Египетское право содержало нормы о браке и семье. Родители и близкие принимали самое активное участие в подборе жениха и невесты. Согласия молодых не всегда спрашивали. Браки между кровными родственниками запреща­лись, но фараоны могли жениться на сестрах и даже дочерях. Судья как-то сказал: «Никакой закон не разрешает браки с сестрами, но закон дозволяет фараону делать все, что он хочет». В Древнем Египте существовали гаремы. А Рамзес II за 67 лет царство­вания имел пять главных жен, «великих царских супруг», и много жен рангом ниже. У него было 162 сына.

Бракв Древнем Египте заключался на основе договора между мужем и женой. Имущество, принесенное женой в виде приданого, оставалось собствен­ностью жены, что также определялось договором. Замужняя женщина могла распоряжаться своим имуществом.

Развод осуществлял­ся свободно для обеих сторон. Если развод начинался по инициативе мужа, жене возвращалась часть приданого и часть иму­щества, нажитого совместно. Жене полагалась доля приданого и в том случае, если она покидала мужа по своей воле. Вдова могла пользоваться всем имуществом, но продать или подарить могла только свою долю. Как видим, древнеегипетские законы последовательно охраняли имущественные интересы женщины.

Вместе с тем законы и обычаи фиксируют превосходство главы семьи, мужа, брата. Муж мог избить палкой жену, однако в «разумных пределах»: увечья наказывались. Виновный должен был до­казывать, что больше не тронет свою жену, иначе мог получить сто палоч­ных ударов и лишиться прав на совместно приобретенное имущество.

Женитьба, размеры приданого, рождение ребёнка, смерть фиксиро­вались в Доме жизни. При таком акте присутствовали свидетели. В отличие от греков, египтяне не целовались, а прикасались друг к другу носами. Супруги затем вместе ходили в храмы, причем муж мог держать жену за талию даже в общественных местах. Неверность мужа не наказывалась, ему разрешалось иметь наложниц. Неверность жены каралась смертью. Жена, «которая обманывала и поедом ела своего мужа», была сожжена, – говорится в одной из надписей. В другой сказано, что за неверность муж убил жену и бросил собакам.

Египетское право разрешало наследование как по закону, так и по за­вещанию. Наследниками по закону были дети обоих полов. Завещание могли составить и муж, и жена.

Древнеегипетское право признавало преступлениями широкий круг деяний, которые можно условно объединить в следующие группы:

· посягательства на государственный и общественный строй – измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны. Эти преступле­ния считались наиболее тяжкими, и в случаях их совершения ответ­ственность наряду с непосредственным виновником несли все члены его семьи;

· преступления религиозного характера – убийство священных животных, чародейство;

· преступления против личности – убийство, членовредительство;

· имущественные преступления – кража; обвешивание, обсчет покупателя;

· преступления против чести и достоинства – прелюбодеяние, изнасило­вание.

В числе древнеегипетских преступлений также упоминаются: восстания против фараона; не­повиновение властям; отказ участвовать в общественных работах; ограб­ление; взятки; чародейство; убийство кошки, льва, крокодила, совы, лету­чей мыши, если они считались священными животными в данной мест­ности.

Законы и обычаи особо охраняли культовые сооружения. «Кто ограбит или повредит статую, роспись, надпись или любой предмет погребального культа, того ждет проклятье...». «Кто содеет подобное, да сожрет его кро­кодил, да укусит его змея. Никто не нальет им воды, не совершит погре­бальных церемоний, сыновья не займут их место, будут голодать, их боги не получат хлеба. Их жен будут насиловать на их глазах».

Целью наказаний было устрашение. Преступников ставили к столбу, избивали палками, пытали, отправляли на каторгу в рудники, каменоломни, хоронили живьем – однако не помогало: в начале цар­ствования XXI династии все гробницы в Долине царей и Долине цариц были вскрыты и ограблены. Установлен исторический факт сговора стражников с грабителями, низшими жрецами, чиновниками. Распространенным наказанием была смертная казнь. Кроме того, применялись членовредительские наказания, избиение палками, заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы. Вид наказания зависел от положения преступника и тяжести пре­ступления. Участники восстания подлежали поголовному истреблению. За другие тяжкие преступления могли сослать в рудники. Жестокие казни предусматривались по отношению к грабителям царских гробниц, а за хищение храмового имущества взыскивался штраф в 100–кратном размере (обычная кража требовала компенсации в 2–3-кратном размере). Подделка документов каралась отсечением руки. Лишение чести считалось одним из тяжелых и позорных наказаний и применялось за дезертирство из армии, неподчинение начальнику. Уголовное наказание грозило тому, кто давал в залог мумию своего предка.

На начальном этапе существования Древнего царства преступления против родствен­ников разбирал глава семьи, позднее эта функция перешла к судье. Пре­дания содержат нелестные отзывы о представителях судейского сословия за их крючкотворство, пристрастность. Судебный п роцесс проходилодинаково как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны (частное производство). В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, клятвы. При следствии весьма обычным было применение пытки. Делопроизводство в целом носило письменный характер.

Законы Хаммурапи в Древнем Вавилоне. Знаменитый и уникальный в своем роде свод норм древнего права был составлен в XVIII в. до н.э. по указанию и, возможно, с участием самого Хам­мурапи. Законник обнаружили французские археологи в 1901 году. Черный базальтовый столб, на котором высечен текст законов, сохра­нил изображение Хаммурапи.

По мнению ученых, Законник подвел итоги деятельности правителя. Законы написаны на живом разговорном вавилонско-аккадском языке. Формулировки закона четкие, ясные. Законник отражает многовековой итог юридической мысли и прак­тики, в нем заметно влияние древних законов Шумера и Аккада. Он со­стоит из трех условных частей: введения, перечня 282 статей и зак



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 2108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.186.153 (0.016 с.)