Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гдр: создание и эволюция до объединения Германии 3 октября 1990 годаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В октябре 1949 года в ответ на создание Основного закона ФРГ (Боннской конституции) в Германской Демократической Республике (ГДР) при деятельном участии конституционных экспертов из СССР была принята социалистическая Конституция. Она имела определенное сходство с Боннской конституцией, поскольку оба этих закона основывались на Веймарской конституции 1919 года. Однако курс на строительство социализма, взятый руководством ГДР с начала 50-х годов XX века, сопровождался несоблюдением многих демократических положений Конституции 1919 года. Это касается замены в 1952 года федеративного политико-территориального устройства унитарным: вместо пяти земель как субъектов восточногерманской федерации были образованы 16 округов. Еще в июне 1953 года в Восточном Берлине и ряде других городов ГДР население вышло на улицы, требуя «демократии и воссоединения страны», однако это выступление было жестко подавлено войсками Советской Армии. В контексте начавшейся «холодной войны» правительство ГДР 19 августа 1961 года построило вдоль всей границы Западного Берлина вначале заграждение, а затем широко известную стену (ставшую символом тоталитаризма на все последующие годы). Только в 1990 году в 160-километровой берлинской стене, заложенной 13 августа 1961 года, обошедшейся в 870 млн. марок и унесшей впоследствии жизни 80 человек, сохранявшейся 28 лет и 88 дней, было пробито более 100 проходов. Власти ГДР учредили 1 декабря 1967 года Конституционную комиссию, призванную выработать новую, последовательно социалистическую конституцию. Темпы работы комиссии впечатляют: уже 31 января 1968 года первый проект конституции был готов. Исследователи связывают такую скорость работы с тем, что проект был заранее заготовлен в недрах Коммунистической партии ГДР. В проекте была предпринята попытка увязать доктрину процветающего индустриального общества с реалиями германского социализма. Как и в любых конституциях Новейшей истории, в ней были подробно перечислены права человека, однако трактовались они своеобразно: в ущерб правам индивида должно было действовать так называемое «народное» (коллективное) волеизъявление, и конституция поддерживала именно эти коллективные права. Была признана и руководящая роль в обществе одной из пяти формально действовавших партий – Социалистической единой партии Германии (СЕПГ), по своей сути – партии коммунистической. Референдум по поводу принятия конституции ГДР, проведенный 6 апреля 1968 года проходил в обстановке сильнейшего идеологического давления на избирателей. Свыше 94 % граждан ГДР проголосовало «за» социалистические нормы и принципы Конституции, в частности, за «плановую» экономику (ст. 9). Глубокий социально-экономический и политический кризис в ГДР предопределил объединение Германии. Он назревал в течение многих лет и привел к стремительным темпам объединения ГДР и ФРГ в течение одного года – с октября 1989 года по октябрь 1990 года, когда на политической карте Европы появилось новое объединенное государство Германии с 78 млн. населением. Суперцентрализованная система управления выявила полную неспособность обеспечить динамичное развитие экономики ГДР. Начались перебои с поставкой промышленных товаров, росла инфляция. Немцы рвались в соседнюю обеспеченную Западную Германию. Все настойчивее звучавшие требования открытия границ, сопровождавшиеся массовыми демонстрациями, стали началом революционных перемен в стране. Истинно необратимый кризис в ГДР начался после событий 1985–1986 годов в СССР (реформы Горбачева), в частности, когда было убедительно доказано, что итоги муниципальных выборов в Восточной Германии 7 мая 1989 года были полностью фальсифицированы. После выборов начался «исход» граждан ГДР на территорию ФРГ через третьи страны, причем посольства ФРГ в этих странах (Венгрии, Чехословакии и др.) способствовали этому явлению. Так, 11 сентября 1989 года Венгрия полностью открыла свои границы для граждан ГДР, и началось массовое бегство восточных немцев через Венгрию за границу. Начало реальному объединению было положено 9 октября 1989 года, когда произошло эпохальное событие Новейшей истории Германии – падение Берлинской стены. Народ Восточной Германии буквально хлынул на сопредельную территорию, опасаясь возврата к прежнему порядку, поскольку СССР тогда еще не определил своей позиции в данном вопросе. В Германии в связи с этим возникла масса социально-политических, демографических, экономических проблем, решать которые следовало безотлагательно. В результате этих событий после бессменного 18-летнего правления был снят со своего поста Председатель Государственного совета и Генеральный секретарь СЕПГ Э. Хоннекер. Самая массовая в истории начавшихся мирных революций в Восточной Европе демонстрация в ГДР в начале ноября 1989 года, в которой приняли участие 1 млн. человек, привела к удовлетворению требования об открытии границы: 9 ноября 1989 года ГДР официально сделала свои границы открытыми. В результате правительство полностью потеряло контроль над экономикой ГДР, и без того ослабленной в это время. Тогда же на повестку дня встает новое, более радикальное требование – объединение с ФРГ. Ответом на эти массовые требования (в условиях полного невмешательства Москвы в немецкие события) стало выступление канцлера ФРГ Г. Коля в западногерманском бундестаге с программой, посвященной развитию отношений между обоими германскими государствами. Эта программа состояла из перечня постепенно осуществляемых мер укрепления сотрудничества двух немецких государств, обещания конкретной незамедлительной помощи ГДР в гуманитарной сфере. Осуществление программы оговаривалось рядом условий: если в ГДР будут в обязательном порядке решены и необратимо начаты «принципиальные перемены политической и экономической системы». Это означало достижение руководством ГДР соглашения с оппозиционными группами об изменении Конституции, о новом демократическом законе о выборах с участием несоциалистических партий и пр. Планы «многоразового объединения» обоих государств были выдвинуты и новым премьер-министром ГДР Х. Модровым. Одной из последних инициатив объединения Германии стало предложение аккумулировать все лучшее, что имелось в ГДР и ФРГ, и создать действительно новое государство Германии. Указывалось при этом на положительный опыт системы всеобщей трудовой занятости в ГДР, на достижения в сфере народного образования, в спорте. Мыслилось, что переходный период продлится 2–3 года. При согласии четырех держав (США, Великобритании, Франции и СССР) создание новой единой Германии опиралось на договоры между ГДР и ФРГ. Так, в мае 1990 года был оформлен валютный и социально-экономический союзы, в августе 1990 года – государственно-политический. 3 октября 1990 года ГДР перестала существовать как отдельное государство. В соответствии с Боннской конституцией прежние округа ГДР получили статус федеральных земель. На территории бывшей ГДР вступила в силу Конституция ФРГ 1949 года, ставшая общегерманской. Народная армия ГДР, службы безопасности, полиция ликвидировались, частично влившись в соответствующие институты ФРГ. В ноябре 1991 года обе законодательные палаты ФРГ создали Совместную конституционную комиссию, разработки которой позволили внести в Основной закон ряд изменений, относящихся к федеративному устройству, участию в Европейском союзе. Эта комиссия пришла к выводу, что новую Конституцию не следует разрабатывать, поскольку Основной закон 1949 года за 40 с лишним лет вполне оправдал себя в качестве демократической Конституции Германии. Объединение сделало Германию наиболее мощным западноевропейским государством, которое стало играть определяющую роль не только в Европе, а фактически приобрело статус мировой державы. Современная Германия – республика, где провозглашен партийный плюрализм (ст.21 Основного закона 1949 года); установлен примат норм международного права над внутринациональными нормами (ст.25); гарантирован широкий спектр прав человека (раздел I Основного закона).
4. Источники уголовного и гражданского права современной Германии Система источников права на федеральном уровне Германии включает в себя следующие нормативные правовые акты: 1) Основной закон; 2) федеральные законы; 3) нормативные акты федерального президента (приказания, распоряжения); 4) нормативные акты федерального правительства (федеральные предписания). Дополнительный характер носит правовой обычай. Судебная практика доктринально не признается официальным источником права Германии. В отрасли уголовного права можно специально отметить ст.102 Основного закона 1949 года, отменившую смертную казнь. Уголовный кодекс ФРГ действует в редакции 1987 года. Помимо УК, существуют несколько десятков дополнительных законов в уголовно-правовой отрасли, часть из которых является своего рода «малыми кодексами»: таков, например, Закон 1968 года (в редакции 1975 г.) о нарушениях порядка. Отметим, что в гражданско-правовой отрасли прямым источником гражданского права является, например, ст.14 Основного закона ФРГ, посвященная собственности и наследованию. Гражданский кодекс ФРГ (ГГУ), принятый в 1900 году, с многочисленными поправками действует и в наши дни. Отдельные федеральные законы, например, Закон 1961 года о сделках с землей или Закон 1974 года о возрасте брачного совершеннолетия, также являются источниками гражданского права Германии в Новейший период истории. Правовой обычай был предусмотрен целым рядом статей ГК 1900 года (ст.157), поэтому он играет роль дополнительного источника гражданского права современной Германии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.121.79 (0.011 с.) |