Тема 1. Предмет и методы учебного курса «История государства и права зарубежных стран» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет и методы учебного курса «История государства и права зарубежных стран»



Сажина В.В., Тагунов Д.Е.

 

«История государства и права зарубежных стран»

Курс интенсивной подготовки

МИНСК


УДК 34(1–87)(091)(076.6)

ББК 67.3я7

 

 

Рецензент:

 

доктор юридических наук, профессор М.Ф. Чудаков

 

 

Сажина, В.В., Тагунов, Д.Е.

 

Т 13 История государства и права зарубежных стран [курс лекций] – Мн.: Тетра-Системс, 2006. – 340 с. – Библиогр. с... – экз.

 

ISBN 985-457-437-7

 

 

Курс интенсивной подготовки предназначен для приобретения и совер-шенствования знаний по истории государства и права зарубежных стран и определяет содержание базисных понятий дисциплины. Авторами исследуются общее и особенное в государственном устройстве и правовых системах стран Древнего Востока, государств Античности, Средневековья, а также Новый и Новейший периоды государственно-правовой истории ведущих стран Европы, США, ряда государств Востока. Издание подготовлено в соответствии с республиканской программой учебного курса «История государства и права зарубежных стран» и содержит большой фактический и теоретический материал.

Рекомедуется студентам, аспирантам и преподавателям в сфере государственного управления, юриспруденции, политологии, а также широкому кругу читателей, интересующихся историей государства и права различных стран.

 

 

УДК 34(1–87)(091)(076.6)

ББК 67.3я7

Ó Тагунов Д.Е. ,Сажина В.В., 2006

 


Введение

 

История государства и права зарубежных стран является одной из тех общеправовых юридических дисциплин, которые способны разъяснить и закрепить в сознании студента методику познания основ терминологии в области государства и права. Она в высшей степени полезна для понимания государственно-правовой истории, роли законов и права в жизни общества, а также принципов юридической процедуры. Кроме того, учебная дисциплина «История государства и права зарубежных стран» является обязательным составным элементом высшего юридического и управленческого образования в Республике Беларусь. Без знания этого предмета невозможно формирование самостоятельного мышления, столь необходимого грамотному и творчески мыслящему юристу, политологу и т.д.

История государства и права зарубежных странимеет и общемировоззренческое значение, т.к. нацелена на формирование у студентов интереса к кризисным периодам в развитии учреждений государства и их законодательного регулирования, а также к особой роли реформаторских усилий в преодолении таких тенденций. Поэтому в данном курсе лекций основное внимание уделено государству и праву тех стран, опыт которых стал заметным вкладом в развитие государственно-правовой культуры мировой цивилизации.

Авторы старались избегать тенденциозных классовых оценок тех или иных событий и правовых документов. В отличие от общепринятого академическо­го стиля учебников здесь шире использованы яркие события, факты, а также персоналии, внесшие большой вклад в государственную, общественную и законотворческую деятельность. Длительный опыт преподавания показывает, что серьезный учебный материал при такой подаче гораздо лучше запоминается.

В этой книге также использован опыт преподавания современных учебных курсов "История правовых институтов" и "Всеобщая история права", практикуемый в европейских странах и США в рамках факультативного юридического образования (курса, полностью аналогичного «Всеобщей истории государства и права», зарубежное образование не знает). Между тем, чтобы сделать курс лекций лучше усваиваемым для студентов, в книге сохранена хронологически-страноведческая схема.


Методы истории государства и права зарубежных стран.

Основными методами изучения истории государства и права зарубежных стран являютсяконкретно-исторический, сравнительно-исторический, структурно-аналитический, структурно-функциональный, культурологический, системно-структурный, cтатистический и формально-юридический методы.

Конкретно-исторический метод предполагает рассмот­рение государственно-правовых явлений в тех особых и не­повторимых условиях, в которых они сложились и получи­ли развитие, т.е. в той социальной среде, которая обуслов­ливает своеобразие, а в ряде случаев и уникальность того или иного государства или же правовой системы. Уже на начальных сту­пенях своего развития государство и право представляют собой достаточно слож­ные социальные образования. Поэтому в историко-правовых иссле­дованиях важное значение имеет системный анализ, с помо­щью которого возможно выделение из всей взаимосвя­занной структуры государственно-правовых явлений отдельных ее элементов, в которых наиболее ярко отра­жаются существенные признаки или же, наоборот, непов­торимые особенности конкретных государств или правовых систем.

Сравнительно-исторический методоснован на том, что выявленные исторические факты полнее раскрывают свое значение при сравнении, сопоставлении их с серией других сходных фактов. Исполь­зование сравнительного метода позволяет выя­вить некоторые общие закономерности и совпадающие при­знаки в развитии государства и права в одно и то же вре­мя, но в разных странах (синхронное сравнение) или же в разных временных срезах исторических эпох (диахронное сравнение).

Структурно-аналитический метод предполагает изучение отдельных элементов государства и права, выявление их статуса и своеобразия. Применение этого общенаучного метода позволяет выявить взаимосвязи институтов государства и права с другими социальными явлениями. Разновидностью структурного метода является метод структурно-функциональный. Его задача – помочь исследователю уяснить, каким образом функционирует та или иная система, каковы основные механизмы ее развития. В целом структурно-аналитический метод позволяет изучить социальную структуру общества, иерархию его социальных и политических институтов, а также отдельные элементы и их функции.

Культурологический метод предполагает обособленное изучение права и закона. Право в этом случае рассматривается как важнейший элемент социальной и духовной культуры общества, как императив цивилизационного типа, который довольно рельефно отражается в морали и религии.

Системно-структурный методэффективен при исследовании самоуправляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих эле­ментов. Их анализ предусматривает: изучение структуры элементов; их внутренние и внешние связи; выявление так называемых системообразующих элементов. Вышеназванным методом осуществляются исследования качественных сторон исторического процесса.

Статистический методнаука используетпри исследовании количественных сторон любого исторического процесса. Он помогает отделить необходимое от случайного, выявить закономерность определенных тенденций, связанных с массовыми явлениями. Работа с число­выми показателями позволяет выявить протяженность, распространен­ность, темпы развития и другие стороны процесса.

Формально-юридический метод предполагает изучение событий и фактов, требующих объяснения с помощью юридических терминов, логики и правовых конструкций. Этот метод означает владение техникой обработки законодательных предписаний и других источников права.

Лекция 3. Эволюция государственности в Древней Греции

 

Вопросы:

1. Периодизация государственно-правового развития Древней Греции.

Греческий полис.

2. Эволюция древнеафинского государства.

3. Социальная и государственная структура Древней Спарты.

 

Периодизация государственно-правового развития Древней Греции.

Греческий полис.

Древняя Греция, а точнее Эллада занимала обширную территорию, которая охватывала юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии, западную береговую полосу Малой Азии, Южной Италии и часть Сицилии. Сами греки называли себя эллинами в честь своего божества Эллина, а греками их впоследствии прозвали римляне.

В конце III тыс. до н.э. Греция подверглась завоеванию племен ахейцев. Микенское царство стало первым государственным объединением различных племен и родов. Наличие централизованной власти, сосредоточенной в руках вождя, единая система налогообложения и административное деление напоминали организацию власти древневосточных протогосударств. Однако под натиском новых (дорийских) завоеваний Миккенская цивилизация пала.

Процесс последующего возникновения античных государств имел очень важную особенность. Плутарх, знаменитый древнегреческий историк (I в. н.э.) в своих «Сравнительных жизнеописаниях» полагал, что отцом-основателем Спарты был мифический Ликург, который стал царем по ретре, т.е. по устному договору спартанцев с божествами. Таким же основателем Афин, как полагал Плутарх, был богочеловек – Тесей (сын земной женщины и бога Посейдона, который подарил ему божественную власть), совершивший массу сверхъестественных подвигов. Таким образом, Плутарх считал сверхъестественное происхождение античных госу­дарств очевидным фактом. Изучая античную государствен­ность, необходимо учитывать это обстоятельство. Исторические личности часто заменяются легендарными, а взамен обоснованных фактов предлагаются их версии.

В науке распространено деление послемикенского этапа древнегреческой государственности на три основных периода:

· гомеровский период – XI–IX вв. до н.э.;

· архаический период – VIII–VI вв. до н.э.;

· классический период – V– V вв. до н.э.

Для гомеровского периода (XI–IX вв. до н.э.) характерно господство родоплеменных отношений, когда в традиционном понимании еще не существовало государственного устройства и преобладала перво­бытная военная демократия. К концу данного периода родоплеменные отношения окончательно разлагаются,и на смену родовому строю приходит строй рабовладельческий.

В архаический период создается сильное Афинское государство, речь о котором пойдет ниже.

Во времена классического периода происходит расцвет древне­греческого рабовладельческого общества и полисного строя. В V в. до н.э. Греция отстаивала свою самостоятельность в греко-персид­ских войнах (500–449 гг. до н.э.). Большой вклад в победу над персами внесло объединение греческих полисов (Афин, Коринфа и многих др.) в Делосский морской Союз под главенством Афин. Поэтому союз фак­тически превратился в афинскую морскую державу – архе, которую некоторые ученые характеризуют как своеобразную античную конфедерацию. Каллиев мир был заключен в 449 г. до н.э. Он стал победным для греков и прекра­тил греко-персидские войны. Таким образом, первый Афинский морской союз вы­полнил стоявшую перед ним военно-политическую задачу.

Второй Афинский морской союз был создан в 378 г. до н.э. с целью противостояния Пелопоннесскому союзу, возглавляемому Спартой. Пе­лопоннесский союз представлял собой группировку греческих полисов, в которых преобладали олигархические порядки, и господствовала арис­тократия. После поражения в Пелопонесской войне Афины навсегда утратили свою ведущую роль в истории Древней Греции.

Заметим, что упомянутые крупнейшие древнегреческие го­рода-государства: Афины, Спарта, Коринф - суще­ствовали в полисной форме и представляли собой город с прилегающими сельскими территориями. Для истории государства и права наибольший инте­рес представляют два полиса – Афины и Спарта – как наиболее яркие представители двух государственно-правовых «моделей». В Афинах классического периода преобладал демократический режим, а в Спарте – олигархический.

Что же из себя представлял «полис» как универсальный вид зарождающейся государственности дорийцев, и каков был статус общин­ников? Полис, по Аристотелю, являлся конечным результатом развития семьи, селе­ния, их объединения. Полис был небольшой замкнутой территорией со сравнительно малой численностью населения. В нем существовал институт гражданства, дающего право на земельный участок в городской черте. Кроме того, в любом полисе имелись органы самоуправления – народные собрания и выборные магистратуры.

Как ядро классической цивилизации и часть гражданской общины, древнегреческий полис имел свои характерные признаки и свойства. Экономическую основу его составляло единство города и примыкающих к нему деревень. В период становления полис формировался из территориальных общин; центром были городище, храм, святилище, где часто находилась крепость. Близ нее располагался рынок, – место торговли, там же жили ремесленники. Постепенно это городское поселение превратилось в административный центр. Жители полиса называли себя по имени этого центра. Верхняя часть города называлась акрополем.

В ту эпоху любое из государств Эллады было небольших размеров. Население полиса было малочисленным, т.е. редко превышало десять ты­сяч человек. Полис мог выжить лишь при не­большом населении и ограниченной территории, и чрезмерная рождаемость властями не одобрялась. Со стен городской крепости можно было окинуть взглядом почти все государство, а граждане полиса знали всех в лицо. Формально полис был своего рода социально-политическим союзом всех граждан, независимо от их социального и материального положения. Фактически же внутри него шла жестокая борьба между демосом и эвпатри­дами.

Важная функция полиса – поддержание граж­данского мира внутри общины. Поэтому полис – это и своеобразное политико-правовое объединение, граждане которого участвуют в законодательной и судебной власти. Полноправный член такого полиса считал себя ответственным за все дела гражданской общины, был социально активным патриотом своего города-государства. Он был обязан служить в ополчении, защищать общее дело полиса. Главную силу опол­чения составляли те, кто заседал в народном собрании. Совпадение поли­тической и военной организации было своеобразной формой, в которой шел процесс формирования рабовладельческого государства. Богатые граждане несли еще и материальную повинность, устраивая за свой счет литургию.

Как упоминалось, все граждане полиса в лице глав семей имели право на участок земли (клер), и в принципе, его размер был для всех равен. Частное владение землей в Греции было известно еще во времена Гомера. Земля делилась на две категории: полисную (общинную) и частную. Античная форма земельной собственности выступает в своеобразной двойствен­ной форме:

а) как собственность полиса (поэтому продать или подарить землю можно только гражданину данного полиса) и одновременно

б) как собственность частная.

Полис запрещал чужакам и иностранцам любые виды сделок с земельной собственностью. Кроме того, община следила за сделками граждан по поводу зе­мельных наделов, утверждала земельный максимум, контролировала справедливость и обоснованность получения земли по наследству, а при отсутствии наследников, забирала в свой фонд выморочные земли и т. д. Утрата участка земли подрывала социальный престиж общинника. Тем не менее, обычаи и традиции полиса не мешали знатным аристократам закабалять общинников-крестьян, присваивать их участки земли. В то же время необходимо учитывать, что самозаклад должника не стал в Аттике распространенным явлением, а рефор­мы Солона в VI в. до н.э. вообще его запретили. Общественное сознание осуждало нищету, разорение своих сограж­дан так же, как и чрезмерное обогащение. В случае нужды общинник мог рассчитывать на поддержку соплеменников. Стабильность полиса достигалась установ­лением максимума земельного надела, ограничениями купли-продажи земли, дополнительным обложением богатых граждан. Эти меры имели своей целью не допустить ослабления спло­ченности гражданского коллектива; сохранить слой свободных про­изводителей – собственников. Мел­кие и средние крестьяне были главной социальной опорой полиса. С другой стороны, богатые граждане имели приоритет при занятии многих долж­ностей в полисе.

Итак, наличие земельного надела, а позднее – определенного дохода с земельного участка было главным условием обладания гражданином не только военными, но также политическими и гражданскими правами. К ним относились:

· право участвовать в работе народного собрания;

· избирать должностных лиц и контролировать их дея­тельность;

· призываться к отправлению правосудия.

По внешним признакам полис казался почти идеальной общиной равных людей, но при внимательном анализе обнаруживалось, что полис – это не просто большая община, а весьма устойчивый политический и социальный организм, служивший основой античного общества. Иначе трудно понять причину его живучести на протяжении многих столетий.

 

Эволюция римского права.

Как и у многих других народов, древнейшим источником права у римлян был обычай, сформировавшийся в эпоху родоплеменной организации и отмеченный сакрально-мифоло­гическим характером. Нормы светского права применялись только в составе религиозных запретов. Роль толковате­лей, комментаторов древнего права принадлежала жрецам-понтификам, являвшимся одновременно и судьями. Важным средством правового регулирования были законы римских «царей», несомненно, обладавших судебными функциями (согласно преданиям самыми первыми являлись законы Ромула, отно­сившиеся к VIII в. до н.э.). Правопорядок в римском обще­стве регулировался общими предписаниями (fas), имевшими божественное происхождение и не подлежавшими оспарива­нию, и (jus) – человеческими правоустановлениями. Право того (доклассического) периода характеризовалось влиянием общинных от­ношений, примитивностью основных институтов, строгим формализ­мом (малейшее искажение требуемой формы судоговорения приводило к проигрышу дела) и распространялось лишь на исконных граждан Рима – квиритов, почему и называлось квиритским, или цивильным правом.

Обычно в литературе выделяют три основных периода развития древнеримского права:

¨ архаи­ческий или доклассический (VI – сер. III в. до н.э.);

¨ классический (III в. до н.э.– III в. н.э.);

¨ постклассический (IV–VI вв. н.э.).

По мере развития римского общества, трансформации социальной струк­туры и эволюции государственно-политического строя потре­бовалось создание правовых источников, отра­жавших новые реалии. Таким источником стали Законы XII таблиц, созданные в середине V в. до н.э. комисси­ей патрициев-децемвиров. Законы были начертаны на двенадцати дос­ках и выставлены на центральной площади Рима (Форуме) для всеобщего обозрения. В оригинале они не дошли до нас, поэтому современные исследователи могут анализировать лишь фрагменты двенадцати таблиц, сохранившиеся в сочинениях древниx авторов.

Законы отличались формализмом, казуистичностью и наличием религиозно-правовых представлений. Законы XII таблиц содержали постановления, регулирующие сферу процессуальных, семейных и наследственных отношений, а также нормы, отно­сящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям. Законы стали классическим образцом цивильного (квиритского) права, применявшегося, как говорилось, только к лицам, обладавшим римским гражданством. Борьба плебеев против патрициев завершилась приобщением первых ко всем привилегиям, предусмотренным цивильным правом.

Значительная часть статей этого источника посвящалась отно­шениям собственности, которые являются определяющими в любой системе частного права (собственно римское право делится на пуб­личное (jus publicum) – право, которое, по словам Домиция Ульпиана, знаменитого римского юриста классического периода, относится «к положению римского государ­ства», и частное (jus privatum), от­носиящееся «к выгоде отдельных лиц»).

Важнейшей тенденцией, зак­репленной в Законах, стало первоначальное закрепление частной собственно­сти и постепенное признание ее неприкосновенности. Частная собственность уже охранялась Законами, и преступле­ния против нее жестоко наказывались. Одна­ко община в течение длительного времени продолжала сохра­нять право верховного контроля над имущественными сдел­ками и распределением земельного фонда. Этот пережиток наиболее отчетливо проявлялся в описанном в источнике об­ряде манципации. Все предметы собственности делились на манципируемые и неманципируемые. Обязательной манципации подлежали рабы, скот и земля. Торжественный обряд совершался в при­сутствии пяти свидетелей и весовщика с медью. Так совер­шались сделки купли-продажи, дарения, мены. Покупатель «накладывал руку» на приобретаемую им вещь, в результате чего получал неоспоримое право собственности. Наличие пяти свидетелей символизировало былой контроль общины над имущественными сделками, а использование меди подтвер­ждало то обстоятельство, что обряд этот возник в глубокой древности, когда общество еще не знало чеканной монеты. Остальные вещи переходили путем простой традиции.

В архаический период в Риме не было выработано юриди­ческой категории для обозначения собственности. Тогда при­менялся термин dominium, что означало господство. Этим термином характеризовалась ситуация, когда какая-либо вещь находилась в чьей-либо власти. В то время индивидуальное обладание вещами было подчинено общественным интересам. Существовала значительная категория вещей, которые вообще не могли находиться ни в родовом, ни в семейном, ни в инди­видуальном обладании – например, предметы божественного права. Основное богатство, которым считалась пахотная земля, считалась обществен­ным достоянием. Особой разновидностью вещного права были сервитуты – фиксированное в обычаях или законе и строго ограниченное право пользования чужой собственностью. Древние сервиту­ты были связаны с поземельными отношениями и принимали форму разрешения проводить воду через землю соседа, прогонять скот и т.д.

Важное место в Законах XII таблиц отводилось регулированию семейно-брачных и наследственных отношений. Брак носил моногамный характер и отличался патриархальностью. Во главе семьи находился глава семейства (pater familias), обладавший практически неограниченной властью над всеми членами семьи (подвласт­ными, которых называли агнатами). Распоряжаться всем имуще­ством мог только отец. Лишь после его смерти сыновья полу­чали равные доли наследства и могли вести самостоятельное хозяйство. Девушки даже после смерти отца не приобретали самостоятельности, поступая под опеку брата или мужа. Отец мог продать любого члена семьи в рабство или заложить за долги. Сын, проданный отцом трижды, освобождался из-под власти pater familias. Получивший независимость сын или дочь, вышедшая замуж, становились по отношению к отцу когнатами и не могли рассчитывать на получение наследства. Но впоследствии власть главы семьи над детьми постепенно ослабевала.

Следствием развития частнособственнических отношений стала разработка обязательственного права. Источником воз­никновения обязательств могли служить договоры и правона­рушения (деликты). Законы XII таблиц регули­ровали договоры займа, купли-продажи, аренды, найма, по­клажи и др. Для действительности договора было необходимо: согласие обязанных сторон, которое не должно быть порож­дено насилием или обманом; соответствие договора праву (закону). В архаический период договоры носили односторонний характер, то есть правом требования по вы­полнению условий сделки наделялась только одна сторона (например, кредитор). Особой разновидностью договоров был нексум (договор самозаклада). Согласно условиям договора должник отвечал перед кредитором не только своим имуще­ством, но и личной свободой (при неуплате долга он превра­щался в раба кредитора). В течение 60 дней должника три раза вы­водили на рыночную площадь и выкрикивали сумму долга, которую могли погасить сородичи. Впоследствии долговое рабство превратилось в предмет острой полити­ческой борьбы. В 326 г. до н.э. оно было запрещено законом Петелия: теперь ответственность должника ограничивалась только его имуществом.

К важнейшим достижениям архаического римского права (несмотря на многие ро­довые пережитки) можно, таким образом, отнести как минимум пре­одоление религиозности и мифологизма; появление письменных источни­ков права; легальное закрепление частнособственнических прав; первичную разработку юриди­ческой терминологии.

Благодаря этим новациям стал возможен расцвет римской юриспруденции в классический период. В Риме в 367 г. до н.э. была учреждена должность претора как помощника консула для решения внутригородских проблем. Жестко скованное традициями цивильное право с IV–III вв. до н.э. стало корректироваться новым источником права – преторскими эдик­тами, отражавшими новые отношения, порожденные переходом от древних форм купли-продажи, ссуды и займа к более сложным право­отношениям, вызванным ростом товарного производства, товаро­обмена, банковских операций и пр. Законы XII таблиц перестали отражать потребности римского обще­ства в правовом регулировании различных сфер жизнедея­тельности. А эдикты фактически содержали в себе норму права, предписывая судьям, какое решение следует вынес­ти по тому или иному делу. Каждый последующий претор подтверждал эдикты своего предшественника и со­здавал новые. Значение претора в судопроизводстве возрастало по мере сокращения компетенции понтификов, и вскоре за ним закрепился статус «лучшего знатока права». Уходит в прошлое юридический формализм, вводятся принципы «равенства сто­рон», «доброй совести» и «справедливости».

В 242 г. до н.э. дополнительно учреждается особая должность перегринского пре­тора – для рассмотрения споров между римскими гражданами и перегринами. Перегринский претор не был скован рамка­ми квиритского права, что позволяло ему создавать новые формы судебных исков, в большинстве случаев опира­вшиеся на «право народов», отличавшееся рационалистическим подходом. Роль преторов как создателей новых норм права обусло­вила название этого периода в истории римского права – преторское право.

Так как судебный процесс всецело опреде­лялся теперь формулой претора, то он стал называться фор­мулярным – взамен архаичного легисакционного. Официально формулярный процесс был введен в судопроизводство в период с 149 по 123 гг. до н.э., и судьи обязаны были следовать преторскому предписанию.

В классический период деление вещей на манципируемые и неманципируемые отступает в прошлое. Разрабатывается категориальный аппарат вещного права. Важнейшей конструкцией вещного права становится владение. Под ним понималось фактическое господство над вещью, соединенное с желанием осуществлять эту власть для себя (то есть пользо­ваться, извлекать выгоду). Институт владения затрагивал в основном сферу поземельных отношений. Когда фактическое обладание совпадало с правом распоряжения, возникало пра­во собственности. Закон устанавливал и новые сроки давности. При Юстиниане (VI в.) срок давностного приобретения устанавливался в три года для движимых вещей и 10 лет – для недвижимых, если прежний собственник и вла­делец по давности проживали в одной провинции, или 20 лет, если они проживали в разных провинциях. Еще одной новой категорией вещного право стала держание, пред­ставлявшее собой результат договора найма. Новая формула собствен­ности получила название преторской, или бонитарной. Важнейшая роль претора проявилась в том, что он взял на себя функцию защитника плебейской собственности, а также собственности перегринов что спо­собствовало разрешению противоречия в римской конструк­ции собственности архаического периода, когда легитимны­ми правами собственников обладали только патриции. Классический период также ознаменовался окончательным ста­новлением частной собственности на землю: в 111 г. до н.э. был издан закон, запретивший передел земельной собственнос­ти. Римские юристы придавали большое значение способам приобретения собственнических прав. Архаическая манципация уступала место (traditio), что означало передачу факти­ческого владения вещью приобретателю от отчуждателя.

В классический период продолжают развиваться различные сервитуты: личные и вещные; городские и сельские; краткосрочные и пожизненные. Распространенной категорией римского вещного права классического периода стал узуфрукт, который означал пра­во пользования вещью и пра­во потребления ее плодов. Узуфруктуарий за­щищался законом не только от нелегитимных претензий тре­тьего лица, но и от самого собственника.

Римское классическое обязательственное право разделяло все договоры на вербальные и литтеральные; реальные и консенсуальные. Вербальный договор был самым старым видом договора, на основе которого еще во времена Законов XII таблиц совершались сделки разнообразных видов – купли-продажи, мены, займа и т. д. Для его действительности требовалось произнесение слов «даю», «сделаю». Вербальное обязательство устанавливалось посредством стипуляции (устного произнесения слов о соглашении в определенном порядке). Позднее возникли литеральные договоры, т.е. письменные обязательства, которые распространились в классическом римском праве.

Римские юристы выделили в особую группу реальные договоры, которые характеризуются тем, что обязанность исполнения и связанная с ним ответственность наступают по реальным сделкам не с момента соглашения, а лишь с момента передачи вещи. К таким контрактам, напри­мер, относились договоры хранения, договоры займа, договоры ссуды. При консенсуальном же договоре ответственность сторон возникает не при передаче вещи, а немедленно по заключении письменного или устного соглашения. К таким договорам относился, например, договор купли-продажи, а также договор найма.

Еще с архаического периода в Древнем Риме были известны три формы заключения брака:

· правильный, или брак, совершавшийся в форме священной клятвы и отдававший жену под полную власть мужа. Священный брак представлял собой религиозную цере­монию, во время которой жених и невеста съедали жертвен­ную лепешку в присутствии жреца-понтифика и свидетелей, которых должно было быть не менее десяти человек.

· брак в форме покупки невесты, также отдававший жену под власть мужа;

· брак sine manu – без власти мужа или «неправиль­ный» брак.

«Неправильный» брак всегда предполагал более либеральный ста­тус древнеримской женщины: она имела право распоряжаться своим иму­ществом и вступать в различные сделки. Но такой брак необхо­димо было ежегодно возобновлять, для чего жена должна была отлучаться из дома три ночи подряд – иначе брак пере­растал в «правильный» с традиционной властью мужа. Именно этот брак становится господствующим в классический период. Обязательным условием установления брачных отноше­ний также признается свободно выраженное согласие брачующихся – как же­ниха, так и невесты. Развод также стал свободным. Общим правилом стала раздельность имущества супругов. При прекращении брака по вине мужа приданое возвращалось жене. Издержки со­вместной жизни нес муж, но он был вправе и распоряжаться доходом, который приносило имущество жены. В области семейных отношений наметилось и разло­жение патриархальной семьи, показателем чего стало ослаб­ление власти отца над подвластными. Убийство детей было признано преступлением; сыновьям еще при жизни отца могло предоставляться особое имущество; был упрощен порядок усы­новления внебрачных детей.

Радикальные измене­ния происходят в постклассический период, когда мораль, нравственность, семья становятся индикаторами системного кризиса импе­рии и рабовладельческого строя в целом. Римские императо­ры предпринимали меры финансового, социального, мораль­ного характера в целях укрепления семейных устоев. Император Август пытался законодательно ограничить право развода, установить обязательный брачный возраст (от 25 до 60 лет для мужчин, от 20 до 50 лет для женщин) и ввести налог на безбрачие. Однако этот закон не со­блюдался. Впоследствии неженатые мужчины не могли вступать в права наследства, а женатые, но бездетные могли наследовать лишь половину полагавшегося им по закону имущества. Статус женщины в семье становится еще более демократич­ным: исчезает опека над взрослыми женщинами, и они наделяются рядом дополнительных имущественных прав. Большую самостоя­тельность приобретают и дети: так, закон запрещает прода­жу детей в рабство.

Согласно нормам наследственного римского правапервыми к наследованию призывались дети – наследники по нисходящей первой очереди. Если их не было – внуки, наследники второй очереди; в третью очередь наследовали братья наследодателя, его дядья и пле­мянники. Если и их не было, претор предоставлял право наследования наследни­кам четвертой очереди – всем кровным родственникам умершего вплоть до шестого колена. Ближайшая степень родства исключала из ряда наследников следующую степень. Характерной особенностью римского классического и постклассического права были нормы, ограничивавшие сво­боду завещательных распоряжений. Так, действовал принцип обязательной доли наследования: ближайший родствен­ник умершего, если его в завещании обошли наследством, имел право на одну чет­вертую часть того имущества, которое он получил бы при отсутствии завещания. Само завещание подлежало составлению в письменной фор­ме и удостоверению семью свидетелями.

Уголовное право Древнего Римаскладывалось из множества правовых норм, включая архаичные Законы XII таблиц, постановления народных собраний и сената, а также законы, изданные по инициативе диктаторов и императоров. Законодатель различал умышленные преступления и совер­шенные по неосторожности. Однако четкого определения пре­ступления не существовало: нередко в тексте законов встре­чается отождествление преступления и «смертного греха». К видам преступлений в римском праве можно отнести:

1) преступления, непосредственно затрагивавшие интересы римского го­сударства, – присвоение казенного имущества и расхищение государ­ственных средств, взяточничество, подлог, фальшивомонетничество, участие в запрещенных сборищах и объединениях, спекуляция зерном и другими продуктами, неуплата налогов и т. п.;

2) религиозные преступления, число которых значительно возросло пос­ле официального признания в IV веке христианства;

3) воинские преступления – измена в бою, дезертирство, утеря оружия, неповиновение командиру и т. п.;

4) преступления против личности;

5) преступления против собственности

6) преступления, относящиеся к сфере семьи и нравственности, – крово­смешение, супружеская измена, полигамия, сожительство с незамуж­ней женщиной, незакон­ный развод, мужеложство и т. д.;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.56 (0.068 с.)