Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Предмет и методы учебного курса «История государства и права зарубежных стран»↑ Стр 1 из 41Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Сажина В.В., Тагунов Д.Е.
«История государства и права зарубежных стран» Курс интенсивной подготовки МИНСК УДК 34(1–87)(091)(076.6) ББК 67.3я7
Рецензент:
доктор юридических наук, профессор М.Ф. Чудаков
Сажина, В.В., Тагунов, Д.Е.
Т 13 История государства и права зарубежных стран [курс лекций] – Мн.: Тетра-Системс, 2006. – 340 с. – Библиогр. с... – экз.
ISBN 985-457-437-7
Курс интенсивной подготовки предназначен для приобретения и совер-шенствования знаний по истории государства и права зарубежных стран и определяет содержание базисных понятий дисциплины. Авторами исследуются общее и особенное в государственном устройстве и правовых системах стран Древнего Востока, государств Античности, Средневековья, а также Новый и Новейший периоды государственно-правовой истории ведущих стран Европы, США, ряда государств Востока. Издание подготовлено в соответствии с республиканской программой учебного курса «История государства и права зарубежных стран» и содержит большой фактический и теоретический материал. Рекомедуется студентам, аспирантам и преподавателям в сфере государственного управления, юриспруденции, политологии, а также широкому кругу читателей, интересующихся историей государства и права различных стран.
УДК 34(1–87)(091)(076.6) ББК 67.3я7 Ó Тагунов Д.Е. ,Сажина В.В., 2006
Введение
История государства и права зарубежных стран является одной из тех общеправовых юридических дисциплин, которые способны разъяснить и закрепить в сознании студента методику познания основ терминологии в области государства и права. Она в высшей степени полезна для понимания государственно-правовой истории, роли законов и права в жизни общества, а также принципов юридической процедуры. Кроме того, учебная дисциплина «История государства и права зарубежных стран» является обязательным составным элементом высшего юридического и управленческого образования в Республике Беларусь. Без знания этого предмета невозможно формирование самостоятельного мышления, столь необходимого грамотному и творчески мыслящему юристу, политологу и т.д. История государства и права зарубежных странимеет и общемировоззренческое значение, т.к. нацелена на формирование у студентов интереса к кризисным периодам в развитии учреждений государства и их законодательного регулирования, а также к особой роли реформаторских усилий в преодолении таких тенденций. Поэтому в данном курсе лекций основное внимание уделено государству и праву тех стран, опыт которых стал заметным вкладом в развитие государственно-правовой культуры мировой цивилизации.
Авторы старались избегать тенденциозных классовых оценок тех или иных событий и правовых документов. В отличие от общепринятого академического стиля учебников здесь шире использованы яркие события, факты, а также персоналии, внесшие большой вклад в государственную, общественную и законотворческую деятельность. Длительный опыт преподавания показывает, что серьезный учебный материал при такой подаче гораздо лучше запоминается. В этой книге также использован опыт преподавания современных учебных курсов "История правовых институтов" и "Всеобщая история права", практикуемый в европейских странах и США в рамках факультативного юридического образования (курса, полностью аналогичного «Всеобщей истории государства и права», зарубежное образование не знает). Между тем, чтобы сделать курс лекций лучше усваиваемым для студентов, в книге сохранена хронологически-страноведческая схема. Методы истории государства и права зарубежных стран. Основными методами изучения истории государства и права зарубежных стран являютсяконкретно-исторический, сравнительно-исторический, структурно-аналитический, структурно-функциональный, культурологический, системно-структурный, cтатистический и формально-юридический методы. Конкретно-исторический метод предполагает рассмотрение государственно-правовых явлений в тех особых и неповторимых условиях, в которых они сложились и получили развитие, т.е. в той социальной среде, которая обусловливает своеобразие, а в ряде случаев и уникальность того или иного государства или же правовой системы. Уже на начальных ступенях своего развития государство и право представляют собой достаточно сложные социальные образования. Поэтому в историко-правовых исследованиях важное значение имеет системный анализ, с помощью которого возможно выделение из всей взаимосвязанной структуры государственно-правовых явлений отдельных ее элементов, в которых наиболее ярко отражаются существенные признаки или же, наоборот, неповторимые особенности конкретных государств или правовых систем.
Сравнительно-исторический методоснован на том, что выявленные исторические факты полнее раскрывают свое значение при сравнении, сопоставлении их с серией других сходных фактов. Использование сравнительного метода позволяет выявить некоторые общие закономерности и совпадающие признаки в развитии государства и права в одно и то же время, но в разных странах (синхронное сравнение) или же в разных временных срезах исторических эпох (диахронное сравнение). Структурно-аналитический метод предполагает изучение отдельных элементов государства и права, выявление их статуса и своеобразия. Применение этого общенаучного метода позволяет выявить взаимосвязи институтов государства и права с другими социальными явлениями. Разновидностью структурного метода является метод структурно-функциональный. Его задача – помочь исследователю уяснить, каким образом функционирует та или иная система, каковы основные механизмы ее развития. В целом структурно-аналитический метод позволяет изучить социальную структуру общества, иерархию его социальных и политических институтов, а также отдельные элементы и их функции. Культурологический метод – предполагает обособленное изучение права и закона. Право в этом случае рассматривается как важнейший элемент социальной и духовной культуры общества, как императив цивилизационного типа, который довольно рельефно отражается в морали и религии. Системно-структурный методэффективен при исследовании самоуправляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов. Их анализ предусматривает: изучение структуры элементов; их внутренние и внешние связи; выявление так называемых системообразующих элементов. Вышеназванным методом осуществляются исследования качественных сторон исторического процесса. Статистический методнаука используетпри исследовании количественных сторон любого исторического процесса. Он помогает отделить необходимое от случайного, выявить закономерность определенных тенденций, связанных с массовыми явлениями. Работа с числовыми показателями позволяет выявить протяженность, распространенность, темпы развития и другие стороны процесса. Формально-юридический метод предполагает изучение событий и фактов, требующих объяснения с помощью юридических терминов, логики и правовых конструкций. Этот метод означает владение техникой обработки законодательных предписаний и других источников права. Лекция 3. Эволюция государственности в Древней Греции
Вопросы: 1. Периодизация государственно-правового развития Древней Греции. Греческий полис. 2. Эволюция древнеафинского государства. 3. Социальная и государственная структура Древней Спарты.
Периодизация государственно-правового развития Древней Греции. Греческий полис. Древняя Греция, а точнее Эллада занимала обширную территорию, которая охватывала юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии, западную береговую полосу Малой Азии, Южной Италии и часть Сицилии. Сами греки называли себя эллинами в честь своего божества Эллина, а греками их впоследствии прозвали римляне.
В конце III тыс. до н.э. Греция подверглась завоеванию племен ахейцев. Микенское царство стало первым государственным объединением различных племен и родов. Наличие централизованной власти, сосредоточенной в руках вождя, единая система налогообложения и административное деление напоминали организацию власти древневосточных протогосударств. Однако под натиском новых (дорийских) завоеваний Миккенская цивилизация пала. Процесс последующего возникновения античных государств имел очень важную особенность. Плутарх, знаменитый древнегреческий историк (I в. н.э.) в своих «Сравнительных жизнеописаниях» полагал, что отцом-основателем Спарты был мифический Ликург, который стал царем по ретре, т.е. по устному договору спартанцев с божествами. Таким же основателем Афин, как полагал Плутарх, был богочеловек – Тесей (сын земной женщины и бога Посейдона, который подарил ему божественную власть), совершивший массу сверхъестественных подвигов. Таким образом, Плутарх считал сверхъестественное происхождение античных государств очевидным фактом. Изучая античную государственность, необходимо учитывать это обстоятельство. Исторические личности часто заменяются легендарными, а взамен обоснованных фактов предлагаются их версии. В науке распространено деление послемикенского этапа древнегреческой государственности на три основных периода: · гомеровский период – XI–IX вв. до н.э.; · архаический период – VIII–VI вв. до н.э.; · классический период – V– V вв. до н.э. Для гомеровского периода (XI–IX вв. до н.э.) характерно господство родоплеменных отношений, когда в традиционном понимании еще не существовало государственного устройства и преобладала первобытная военная демократия. К концу данного периода родоплеменные отношения окончательно разлагаются,и на смену родовому строю приходит строй рабовладельческий. В архаический период создается сильное Афинское государство, речь о котором пойдет ниже. Во времена классического периода происходит расцвет древнегреческого рабовладельческого общества и полисного строя. В V в. до н.э. Греция отстаивала свою самостоятельность в греко-персидских войнах (500–449 гг. до н.э.). Большой вклад в победу над персами внесло объединение греческих полисов (Афин, Коринфа и многих др.) в Делосский морской Союз под главенством Афин. Поэтому союз фактически превратился в афинскую морскую державу – архе, которую некоторые ученые характеризуют как своеобразную античную конфедерацию. Каллиев мир был заключен в 449 г. до н.э. Он стал победным для греков и прекратил греко-персидские войны. Таким образом, первый Афинский морской союз выполнил стоявшую перед ним военно-политическую задачу.
Второй Афинский морской союз был создан в 378 г. до н.э. с целью противостояния Пелопоннесскому союзу, возглавляемому Спартой. Пелопоннесский союз представлял собой группировку греческих полисов, в которых преобладали олигархические порядки, и господствовала аристократия. После поражения в Пелопонесской войне Афины навсегда утратили свою ведущую роль в истории Древней Греции. Заметим, что упомянутые крупнейшие древнегреческие города-государства: Афины, Спарта, Коринф - существовали в полисной форме и представляли собой город с прилегающими сельскими территориями. Для истории государства и права наибольший интерес представляют два полиса – Афины и Спарта – как наиболее яркие представители двух государственно-правовых «моделей». В Афинах классического периода преобладал демократический режим, а в Спарте – олигархический. Что же из себя представлял «полис» как универсальный вид зарождающейся государственности дорийцев, и каков был статус общинников? Полис, по Аристотелю, являлся конечным результатом развития семьи, селения, их объединения. Полис был небольшой замкнутой территорией со сравнительно малой численностью населения. В нем существовал институт гражданства, дающего право на земельный участок в городской черте. Кроме того, в любом полисе имелись органы самоуправления – народные собрания и выборные магистратуры. Как ядро классической цивилизации и часть гражданской общины, древнегреческий полис имел свои характерные признаки и свойства. Экономическую основу его составляло единство города и примыкающих к нему деревень. В период становления полис формировался из территориальных общин; центром были городище, храм, святилище, где часто находилась крепость. Близ нее располагался рынок, – место торговли, там же жили ремесленники. Постепенно это городское поселение превратилось в административный центр. Жители полиса называли себя по имени этого центра. Верхняя часть города называлась акрополем. В ту эпоху любое из государств Эллады было небольших размеров. Население полиса было малочисленным, т.е. редко превышало десять тысяч человек. Полис мог выжить лишь при небольшом населении и ограниченной территории, и чрезмерная рождаемость властями не одобрялась. Со стен городской крепости можно было окинуть взглядом почти все государство, а граждане полиса знали всех в лицо. Формально полис был своего рода социально-политическим союзом всех граждан, независимо от их социального и материального положения. Фактически же внутри него шла жестокая борьба между демосом и эвпатридами. Важная функция полиса – поддержание гражданского мира внутри общины. Поэтому полис – это и своеобразное политико-правовое объединение, граждане которого участвуют в законодательной и судебной власти. Полноправный член такого полиса считал себя ответственным за все дела гражданской общины, был социально активным патриотом своего города-государства. Он был обязан служить в ополчении, защищать общее дело полиса. Главную силу ополчения составляли те, кто заседал в народном собрании. Совпадение политической и военной организации было своеобразной формой, в которой шел процесс формирования рабовладельческого государства. Богатые граждане несли еще и материальную повинность, устраивая за свой счет литургию.
Как упоминалось, все граждане полиса в лице глав семей имели право на участок земли (клер), и в принципе, его размер был для всех равен. Частное владение землей в Греции было известно еще во времена Гомера. Земля делилась на две категории: полисную (общинную) и частную. Античная форма земельной собственности выступает в своеобразной двойственной форме: а) как собственность полиса (поэтому продать или подарить землю можно только гражданину данного полиса) и одновременно б) как собственность частная. Полис запрещал чужакам и иностранцам любые виды сделок с земельной собственностью. Кроме того, община следила за сделками граждан по поводу земельных наделов, утверждала земельный максимум, контролировала справедливость и обоснованность получения земли по наследству, а при отсутствии наследников, забирала в свой фонд выморочные земли и т. д. Утрата участка земли подрывала социальный престиж общинника. Тем не менее, обычаи и традиции полиса не мешали знатным аристократам закабалять общинников-крестьян, присваивать их участки земли. В то же время необходимо учитывать, что самозаклад должника не стал в Аттике распространенным явлением, а реформы Солона в VI в. до н.э. вообще его запретили. Общественное сознание осуждало нищету, разорение своих сограждан так же, как и чрезмерное обогащение. В случае нужды общинник мог рассчитывать на поддержку соплеменников. Стабильность полиса достигалась установлением максимума земельного надела, ограничениями купли-продажи земли, дополнительным обложением богатых граждан. Эти меры имели своей целью не допустить ослабления сплоченности гражданского коллектива; сохранить слой свободных производителей – собственников. Мелкие и средние крестьяне были главной социальной опорой полиса. С другой стороны, богатые граждане имели приоритет при занятии многих должностей в полисе. Итак, наличие земельного надела, а позднее – определенного дохода с земельного участка было главным условием обладания гражданином не только военными, но также политическими и гражданскими правами. К ним относились: · право участвовать в работе народного собрания; · избирать должностных лиц и контролировать их деятельность; · призываться к отправлению правосудия. По внешним признакам полис казался почти идеальной общиной равных людей, но при внимательном анализе обнаруживалось, что полис – это не просто большая община, а весьма устойчивый политический и социальный организм, служивший основой античного общества. Иначе трудно понять причину его живучести на протяжении многих столетий.
Эволюция римского права. Как и у многих других народов, древнейшим источником права у римлян был обычай, сформировавшийся в эпоху родоплеменной организации и отмеченный сакрально-мифологическим характером. Нормы светского права применялись только в составе религиозных запретов. Роль толкователей, комментаторов древнего права принадлежала жрецам-понтификам, являвшимся одновременно и судьями. Важным средством правового регулирования были законы римских «царей», несомненно, обладавших судебными функциями (согласно преданиям самыми первыми являлись законы Ромула, относившиеся к VIII в. до н.э.). Правопорядок в римском обществе регулировался общими предписаниями (fas), имевшими божественное происхождение и не подлежавшими оспариванию, и (jus) – человеческими правоустановлениями. Право того (доклассического) периода характеризовалось влиянием общинных отношений, примитивностью основных институтов, строгим формализмом (малейшее искажение требуемой формы судоговорения приводило к проигрышу дела) и распространялось лишь на исконных граждан Рима – квиритов, почему и называлось квиритским, или цивильным правом. Обычно в литературе выделяют три основных периода развития древнеримского права: ¨ архаический или доклассический (VI – сер. III в. до н.э.); ¨ классический (III в. до н.э.– III в. н.э.); ¨ постклассический (IV–VI вв. н.э.). По мере развития римского общества, трансформации социальной структуры и эволюции государственно-политического строя потребовалось создание правовых источников, отражавших новые реалии. Таким источником стали Законы XII таблиц, созданные в середине V в. до н.э. комиссией патрициев-децемвиров. Законы были начертаны на двенадцати досках и выставлены на центральной площади Рима (Форуме) для всеобщего обозрения. В оригинале они не дошли до нас, поэтому современные исследователи могут анализировать лишь фрагменты двенадцати таблиц, сохранившиеся в сочинениях древниx авторов. Законы отличались формализмом, казуистичностью и наличием религиозно-правовых представлений. Законы XII таблиц содержали постановления, регулирующие сферу процессуальных, семейных и наследственных отношений, а также нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям. Законы стали классическим образцом цивильного (квиритского) права, применявшегося, как говорилось, только к лицам, обладавшим римским гражданством. Борьба плебеев против патрициев завершилась приобщением первых ко всем привилегиям, предусмотренным цивильным правом. Значительная часть статей этого источника посвящалась отношениям собственности, которые являются определяющими в любой системе частного права (собственно римское право делится на публичное (jus publicum) – право, которое, по словам Домиция Ульпиана, знаменитого римского юриста классического периода, относится «к положению римского государства», и частное (jus privatum), относиящееся «к выгоде отдельных лиц»). Важнейшей тенденцией, закрепленной в Законах, стало первоначальное закрепление частной собственности и постепенное признание ее неприкосновенности. Частная собственность уже охранялась Законами, и преступления против нее жестоко наказывались. Однако община в течение длительного времени продолжала сохранять право верховного контроля над имущественными сделками и распределением земельного фонда. Этот пережиток наиболее отчетливо проявлялся в описанном в источнике обряде манципации. Все предметы собственности делились на манципируемые и неманципируемые. Обязательной манципации подлежали рабы, скот и земля. Торжественный обряд совершался в присутствии пяти свидетелей и весовщика с медью. Так совершались сделки купли-продажи, дарения, мены. Покупатель «накладывал руку» на приобретаемую им вещь, в результате чего получал неоспоримое право собственности. Наличие пяти свидетелей символизировало былой контроль общины над имущественными сделками, а использование меди подтверждало то обстоятельство, что обряд этот возник в глубокой древности, когда общество еще не знало чеканной монеты. Остальные вещи переходили путем простой традиции. В архаический период в Риме не было выработано юридической категории для обозначения собственности. Тогда применялся термин dominium, что означало господство. Этим термином характеризовалась ситуация, когда какая-либо вещь находилась в чьей-либо власти. В то время индивидуальное обладание вещами было подчинено общественным интересам. Существовала значительная категория вещей, которые вообще не могли находиться ни в родовом, ни в семейном, ни в индивидуальном обладании – например, предметы божественного права. Основное богатство, которым считалась пахотная земля, считалась общественным достоянием. Особой разновидностью вещного права были сервитуты – фиксированное в обычаях или законе и строго ограниченное право пользования чужой собственностью. Древние сервитуты были связаны с поземельными отношениями и принимали форму разрешения проводить воду через землю соседа, прогонять скот и т.д. Важное место в Законах XII таблиц отводилось регулированию семейно-брачных и наследственных отношений. Брак носил моногамный характер и отличался патриархальностью. Во главе семьи находился глава семейства (pater familias), обладавший практически неограниченной властью над всеми членами семьи (подвластными, которых называли агнатами). Распоряжаться всем имуществом мог только отец. Лишь после его смерти сыновья получали равные доли наследства и могли вести самостоятельное хозяйство. Девушки даже после смерти отца не приобретали самостоятельности, поступая под опеку брата или мужа. Отец мог продать любого члена семьи в рабство или заложить за долги. Сын, проданный отцом трижды, освобождался из-под власти pater familias. Получивший независимость сын или дочь, вышедшая замуж, становились по отношению к отцу когнатами и не могли рассчитывать на получение наследства. Но впоследствии власть главы семьи над детьми постепенно ослабевала. Следствием развития частнособственнических отношений стала разработка обязательственного права. Источником возникновения обязательств могли служить договоры и правонарушения (деликты). Законы XII таблиц регулировали договоры займа, купли-продажи, аренды, найма, поклажи и др. Для действительности договора было необходимо: согласие обязанных сторон, которое не должно быть порождено насилием или обманом; соответствие договора праву (закону). В архаический период договоры носили односторонний характер, то есть правом требования по выполнению условий сделки наделялась только одна сторона (например, кредитор). Особой разновидностью договоров был нексум (договор самозаклада). Согласно условиям договора должник отвечал перед кредитором не только своим имуществом, но и личной свободой (при неуплате долга он превращался в раба кредитора). В течение 60 дней должника три раза выводили на рыночную площадь и выкрикивали сумму долга, которую могли погасить сородичи. Впоследствии долговое рабство превратилось в предмет острой политической борьбы. В 326 г. до н.э. оно было запрещено законом Петелия: теперь ответственность должника ограничивалась только его имуществом. К важнейшим достижениям архаического римского права (несмотря на многие родовые пережитки) можно, таким образом, отнести как минимум преодоление религиозности и мифологизма; появление письменных источников права; легальное закрепление частнособственнических прав; первичную разработку юридической терминологии. Благодаря этим новациям стал возможен расцвет римской юриспруденции в классический период. В Риме в 367 г. до н.э. была учреждена должность претора как помощника консула для решения внутригородских проблем. Жестко скованное традициями цивильное право с IV–III вв. до н.э. стало корректироваться новым источником права – преторскими эдиктами, отражавшими новые отношения, порожденные переходом от древних форм купли-продажи, ссуды и займа к более сложным правоотношениям, вызванным ростом товарного производства, товарообмена, банковских операций и пр. Законы XII таблиц перестали отражать потребности римского общества в правовом регулировании различных сфер жизнедеятельности. А эдикты фактически содержали в себе норму права, предписывая судьям, какое решение следует вынести по тому или иному делу. Каждый последующий претор подтверждал эдикты своего предшественника и создавал новые. Значение претора в судопроизводстве возрастало по мере сокращения компетенции понтификов, и вскоре за ним закрепился статус «лучшего знатока права». Уходит в прошлое юридический формализм, вводятся принципы «равенства сторон», «доброй совести» и «справедливости». В 242 г. до н.э. дополнительно учреждается особая должность перегринского претора – для рассмотрения споров между римскими гражданами и перегринами. Перегринский претор не был скован рамками квиритского права, что позволяло ему создавать новые формы судебных исков, в большинстве случаев опиравшиеся на «право народов», отличавшееся рационалистическим подходом. Роль преторов как создателей новых норм права обусловила название этого периода в истории римского права – преторское право. Так как судебный процесс всецело определялся теперь формулой претора, то он стал называться формулярным – взамен архаичного легисакционного. Официально формулярный процесс был введен в судопроизводство в период с 149 по 123 гг. до н.э., и судьи обязаны были следовать преторскому предписанию. В классический период деление вещей на манципируемые и неманципируемые отступает в прошлое. Разрабатывается категориальный аппарат вещного права. Важнейшей конструкцией вещного права становится владение. Под ним понималось фактическое господство над вещью, соединенное с желанием осуществлять эту власть для себя (то есть пользоваться, извлекать выгоду). Институт владения затрагивал в основном сферу поземельных отношений. Когда фактическое обладание совпадало с правом распоряжения, возникало право собственности. Закон устанавливал и новые сроки давности. При Юстиниане (VI в.) срок давностного приобретения устанавливался в три года для движимых вещей и 10 лет – для недвижимых, если прежний собственник и владелец по давности проживали в одной провинции, или 20 лет, если они проживали в разных провинциях. Еще одной новой категорией вещного право стала держание, представлявшее собой результат договора найма. Новая формула собственности получила название преторской, или бонитарной. Важнейшая роль претора проявилась в том, что он взял на себя функцию защитника плебейской собственности, а также собственности перегринов что способствовало разрешению противоречия в римской конструкции собственности архаического периода, когда легитимными правами собственников обладали только патриции. Классический период также ознаменовался окончательным становлением частной собственности на землю: в 111 г. до н.э. был издан закон, запретивший передел земельной собственности. Римские юристы придавали большое значение способам приобретения собственнических прав. Архаическая манципация уступала место (traditio), что означало передачу фактического владения вещью приобретателю от отчуждателя. В классический период продолжают развиваться различные сервитуты: личные и вещные; городские и сельские; краткосрочные и пожизненные. Распространенной категорией римского вещного права классического периода стал узуфрукт, который означал право пользования вещью и право потребления ее плодов. Узуфруктуарий защищался законом не только от нелегитимных претензий третьего лица, но и от самого собственника. Римское классическое обязательственное право разделяло все договоры на вербальные и литтеральные; реальные и консенсуальные. Вербальный договор был самым старым видом договора, на основе которого еще во времена Законов XII таблиц совершались сделки разнообразных видов – купли-продажи, мены, займа и т. д. Для его действительности требовалось произнесение слов «даю», «сделаю». Вербальное обязательство устанавливалось посредством стипуляции (устного произнесения слов о соглашении в определенном порядке). Позднее возникли литеральные договоры, т.е. письменные обязательства, которые распространились в классическом римском праве. Римские юристы выделили в особую группу реальные договоры, которые характеризуются тем, что обязанность исполнения и связанная с ним ответственность наступают по реальным сделкам не с момента соглашения, а лишь с момента передачи вещи. К таким контрактам, например, относились договоры хранения, договоры займа, договоры ссуды. При консенсуальном же договоре ответственность сторон возникает не при передаче вещи, а немедленно по заключении письменного или устного соглашения. К таким договорам относился, например, договор купли-продажи, а также договор найма. Еще с архаического периода в Древнем Риме были известны три формы заключения брака: · правильный, или брак, совершавшийся в форме священной клятвы и отдававший жену под полную власть мужа. Священный брак представлял собой религиозную церемонию, во время которой жених и невеста съедали жертвенную лепешку в присутствии жреца-понтифика и свидетелей, которых должно было быть не менее десяти человек. · брак в форме покупки невесты, также отдававший жену под власть мужа; · брак sine manu – без власти мужа или «неправильный» брак. «Неправильный» брак всегда предполагал более либеральный статус древнеримской женщины: она имела право распоряжаться своим имуществом и вступать в различные сделки. Но такой брак необходимо было ежегодно возобновлять, для чего жена должна была отлучаться из дома три ночи подряд – иначе брак перерастал в «правильный» с традиционной властью мужа. Именно этот брак становится господствующим в классический период. Обязательным условием установления брачных отношений также признается свободно выраженное согласие брачующихся – как жениха, так и невесты. Развод также стал свободным. Общим правилом стала раздельность имущества супругов. При прекращении брака по вине мужа приданое возвращалось жене. Издержки совместной жизни нес муж, но он был вправе и распоряжаться доходом, который приносило имущество жены. В области семейных отношений наметилось и разложение патриархальной семьи, показателем чего стало ослабление власти отца над подвластными. Убийство детей было признано преступлением; сыновьям еще при жизни отца могло предоставляться особое имущество; был упрощен порядок усыновления внебрачных детей. Радикальные изменения происходят в постклассический период, когда мораль, нравственность, семья становятся индикаторами системного кризиса империи и рабовладельческого строя в целом. Римские императоры предпринимали меры финансового, социального, морального характера в целях укрепления семейных устоев. Император Август пытался законодательно ограничить право развода, установить обязательный брачный возраст (от 25 до 60 лет для мужчин, от 20 до 50 лет для женщин) и ввести налог на безбрачие. Однако этот закон не соблюдался. Впоследствии неженатые мужчины не могли вступать в права наследства, а женатые, но бездетные могли наследовать лишь половину полагавшегося им по закону имущества. Статус женщины в семье становится еще более демократичным: исчезает опека над взрослыми женщинами, и они наделяются рядом дополнительных имущественных прав. Большую самостоятельность приобретают и дети: так, закон запрещает продажу детей в рабство. Согласно нормам наследственного римского правапервыми к наследованию призывались дети – наследники по нисходящей первой очереди. Если их не было – внуки, наследники второй очереди; в третью очередь наследовали братья наследодателя, его дядья и племянники. Если и их не было, претор предоставлял право наследования наследникам четвертой очереди – всем кровным родственникам умершего вплоть до шестого колена. Ближайшая степень родства исключала из ряда наследников следующую степень. Характерной особенностью римского классического и постклассического права были нормы, ограничивавшие свободу завещательных распоряжений. Так, действовал принцип обязательной доли наследования: ближайший родственник умершего, если его в завещании обошли наследством, имел право на одну четвертую часть того имущества, которое он получил бы при отсутствии завещания. Само завещание подлежало составлению в письменной форме и удостоверению семью свидетелями. Уголовное право Древнего Римаскладывалось из множества правовых норм, включая архаичные Законы XII таблиц, постановления народных собраний и сената, а также законы, изданные по инициативе диктаторов и императоров. Законодатель различал умышленные преступления и совершенные по неосторожности. Однако четкого определения преступления не существовало: нередко в тексте законов встречается отождествление преступления и «смертного греха». К видам преступлений в римском праве можно отнести: 1) преступления, непосредственно затрагивавшие интересы римского государства, – присвоение казенного имущества и расхищение государственных средств, взяточничество, подлог, фальшивомонетничество, участие в запрещенных сборищах и объединениях, спекуляция зерном и другими продуктами, неуплата налогов и т. п.; 2) религиозные преступления, число которых значительно возросло после официального признания в IV веке христианства; 3) воинские преступления – измена в бою, дезертирство, утеря оружия, неповиновение командиру и т. п.; 4) преступления против личности; 5) преступления против собственности 6) преступления, относящиеся к сфере семьи и нравственности, – кровосмешение, супружеская измена, полигамия, сожительство с незамужней женщиной, незаконный развод, мужеложство и т. д.; Выбор вида и меры наказания зависел от социального статуса потерпевшего и преступника, размера причиненного ущерба, возраста и пола преступника, наличия злого умысла, времени суток и наличия других отягчающих и смягчающих обстоятельств. Первоначально наказание строилось на принципе возмездия. В классический период оно также преследует цели устрашения, причем в императорском Риме происходит усиление карательной направленности наказания и резкое увеличение числа его видов. Так, восстанавливается смертная казнь по отношению к римским гражданам, которая в поздней республике не применялась. При этом появляются новые виды этой санкции: сожжение, повешение, распятие на кресте, утопление. Каторжные работы на рудниках, принудительные работы на установленный срок, отдача в гладиаторы также являются «знамением времени». Широко практиковались различные виды ссылок и высылок: изгнание из Рима с потерей гражд<
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.96.202 (0.023 с.) |