Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Периодизация Арабского халифата.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
На огромном пространстве Аравийского полуострова проживали многочисленные арабские племена, среди которых преобладали скотоводы-кочевники, называемые бедуинами. В V–VI веках арабы находились в стадии первобытнообщинных отношений и жили в условиях родоплеменного строя, основанного на кровнородственных связях. Равенства между людьми не было: из богатой знати выдвигались шейхи (главы племен) и сейиды (племенные старейшины). Глава племени осуществлял внутреннее и внешнее руководство, разбирал споры между соплеменниками, председательствовал на собраниях знати, в некоторых случаях исполнял обязанности служителя религиозного культа. Между племенами велись постоянные войны, а в VII веке началось разложение родоплеменных отношений. Появились состоятельные люди – купцы, ростовщики, владельцы обработанных земель, крупных стад и рабов. Однако рабовладельческий уклад в Аравии не развился – преобладал ранеефеодальный способ производства. Арабский халифат как средневековое феодальное государство сложился в результате кризиса рабовладельческих отношений на территории Аравии, разложения первобытнообщинного строя и возникновения классовых противоречий в арабских племенах, а также необходимости противостоять внешним завоевателям. Характерной чертой формирования государства у арабов в VII веке была религиозная окраска этого процесса, тесная связь между образованием феодальной государственности и возникновением новой монотеистической религии – ислама «покорность Богу». Пророк Мухаммед (570–632), имя которого означает «дар Божий», стал основателем новой государственности и нового образа жизни. Он призвал людей к исламу (покорности, миру с богом, Аллахом) - ведь древнесемитское слово «ал» означает единый всемогущий бог. Мусульмане (покорные) должны были теперь верить в единого бога, служить ему в ожидании конца света и судного дня. Основой ислама стал Коран – священная книга и свод законов мусульман (от араб. al koran – чтение вслух). Текст Корана был поведан пророку самим Аллахом через Джебраила (аналог библейскому архангелу Гавриилу). Джебраил читал Мухаммеду начертанные на небе письмена – откровения, а Мухаммед передавал их через проповеди людям. Проповеди записывались секретарями-писцами, приверженцами Мухаммеда на пальмовых листах, плоских костях, камнях, еще чаще заучивались наизусть и произносились речитативом. Было записано 114 сур (сура – глава), состоящих из аятов (чудо, знамение, стих). Призывы раннего ислама к социальной справедливости (ограничение ростовщичества, установление милостыни беднякам, освобождение рабов, честность в торговле) вызвали недовольство племенной купеческой знати «откровениями» Мухаммеда. Примечательно, что Мухаммед лично не стремился к богатству и роскоши, но впоследствии обеспечил членов своего рода, постановив (Коран, гл. 8, стих. 42), что с любой военной добычи пятая часть принадлежит богу, посланнику его, (т.е. Мухаммеду), родственникам его, а также сиротам воинов, погибших в «священной войне», нищим и странникам. В 622 году пророку пришлось бежать с группой ближайших сподвижников из Мекки в Ясриб (позднее – Медина, «город пророка»). В Медине проповеди и деятельность Мухаммеда имели большой успех. Люди толпами обращались в ислам[8]. Здесь пророку удалось заручиться поддержкой различных социальных групп, включая бедуинов. Здесь же была возведена первая мечеть, определен порядок мусульманского богослужения: каждый истинно верующий в Аллаха должен был совершать пять молитв в день. Мечеть во главе с имамом (т.е. стоящим впереди) стала местом проповедей, молитв, богослужения, культурным и образовательным центром. С помощью новой религии и военных отрядов началась борьба с противниками новой социально-политической структуры. Если в Мекке Мухаммед был непризнанным и гонимым религиозным проповедником, то в Медине он проявил талант дипломата и военного вождя, вокруг которого объединились широкие слои населения Аравии. Здесь сложилось учение первоначального ислама, причем учение об ангелах, антихристе, о воскрешении умерших и Страшном суде, загробном воздаянии за добрые и злые дела, о дьяволе и об аде почти не отличается от христианского учения. В то же время в Медине произошло окончательное размежевание мусульман с «людьми писания» – сначала с иудеями, а потом с христианами. 8 июня 632 года. Мухаммед умер и был погребен в Медине. Отличительной чертой ислама является учение о «священной войне за веру» – джихаде, возникшее в огне войн мусульман с «идолопоклонниками» Мекки и иудеями Медины. Религия, таким образом, сыграв в Арабском халифате объединительную роль, способствовала не только сплочению арабов в единое государство, но и стала основной целью завоевательных походов. Если в других государствах Древнего Востока, Античности, Средневековья религия была вспомогательным фактором при покорении иных народов, то у арабов ислам оказался фактором определяющим. Так, тридцатилетнее правление первых четырех халифов: Абу Бекра (632–634 гг.), Омара I ибн аль-Хаттаба (634–644 гг.), Османа ибн Аффана (644–656 гг.) и Али ибн Абу Талиба 1 (656–661 гг.) – было периодом обширных арабских завоеваний. Неслучайно этих халифов назвали «праведными», а период их правления изобразили как счастливое время господства исламского правоверия и чистой теократии. Исследователи, кроме того, считают, что ислам – самая последовательная монотеистическая религия. В Коране Аллах выступает как единственный, высший, всемогущий, мудрый, всемилостивейший творец всего сущего и верховный судья – он есть недетерминированная воля. Таким образом, ислам – классическая теократия[9]. При этом сам Мухаммед не отвергал учения Авраама, Моисея и Христа, а считал себя их продолжателем; кроме того, он провозгласил арабов единым народом, независимо от их племенного происхождения. Первыми идеи ислама восприняли бедняки, движение приобрело народный характер, и уже к 20–30 годам VII века завершилось первоначальное оформление религиозной мусульманской общины (уммы) во главе с Мухаммедом. Она стала основой исламской государственности, суть которой – равенство перед Аллахом; соответственно все были равны перед властью халифа. Такой принцип организации уммы способствовал ее быстрому расширению за счет новообращенных в ислам. Именно ислам стал идеологическим стержнем нового государства, а община верующих – основой государственной организации. Историю раннефеодального Арабского халифата специалисты условно подразделяют на два больших периода: · Дамасский, или период правления династии Омейядов (661–750 гг.), · Багдадский, или период правления династии Абассидов (750–1258 гг.).[10] Под руководством халифов в VII–VIII веках были завоеваны обширные территории, включая Ближний Восток, Среднюю Азию, Закавказье, Северную Африку и Испанию. Арабы попытались захватить всю континентальную Европу, но в битве при Пуатье (Франция) в 732 году были остановлены ополчением государства франков под руководством Карла Мартелла. Между тем уже к IX веку обнаружился различный уровень экономического развития входивших в состав Халифата стран, и отчетливо стала видна слабость хозяйственных связей между ними. Произошла концентрация земельной собственности в руках военной и землевладельческой феодальной знати, в связи с чем возникла борьба внутри класса феодалов. Она усугубилась народно-освободительными и антифеодальныеми восстаниями (например восстание Абу-Хабра в 841 году), в различных частях Халифата. Все эти факторы в совокупности обусловили распад единого государства и привели к возникновению фактически самостоятельных феодальных государств. В начале IX века отделился Кордовский эмират в Испании, затем Тунис и Марокко, а в середине того же века и Египет. Халиф же сохранил свою власть над частью Месопотамии и Аравии. В ХШ веке восточный Халифат был уничтожен монгольскими завоевателями и Хулагу, последний халиф бывшего могущественного Халифата, был убит. А в западной части Халифата духовная власть халифа сохранялась вплоть до начала XVI века.
2. Государственное и общественное устройство Арабского халифата
Государство в Арабском халифате приобрело форму централизованной теократической монархии. Халифу принадлежала высшая неделимая духовная (имамат) и светская (эмират) власть. Главным советником и высшим должностным лицом при халифе был везир (визирь). В раннем Халифате везиры имели ограниченные полномочия и только исполняли приказания халифа, а важными сановниками они стали позже, при Омейядах. Центральными органами государственного управления в мусульманской монархии были специальные ведомства. При Омейядах и Аббасидах они стали называться диванами (при первом преемнике Мухаммеда Омаре, правившем в 634–644 годах, слово «диван» означало список распределения доходов государством, а также место хранения этих списков). К этим ведомствам относились: · военный диван, ведавший оснащением и вооружением · диван внутренних дел, т.е. налогово-финансовое ведомство; · диван почтовой службы, который, кроме своих основных функций (доставка почты, строительство и ремонт дорог, караван-сараев и колодцев), исполнял также функции тайной полиции. Территория Халифата была разделена на провинции, управляемые военными наместниками – эмирами (по-арабски «повелитель», «князь»). Эмиры назначались халифом из своих приближенных, а также из представителей местной знати. Эмиры были ответственны только перед халифом и возглавляли местные вооруженные силы, а также местный административно-финансовый и полицейский аппарат. Эмиры имели заместителей – наибов. Мелкие административные подразделения (города, селения) управлялись должностными лицами различных рангов и наименований. Часто эти функции возлагались на руководителей религиозных местных мусульманских общин (старейшин-шейхов). Что касается организации судопроизводства, отделенного в халифате от административных функций, то Мухаммед и назначенные им управители территорий, сами рассматривали важнейшие судебные дела. Позже суд стали вершить знатоки шариата – мусульманского права, которые составили группу профессиональных судей (кади). Кади, не будучи связанным определенным порядком судопроизводства, осуществлял надзор за передачей наследства, установлением опеки, проверял законность землепользования, наблюдал за исполнением судебных решений и осуществлял надзор за местами заключения. Судебные решения и приговоры кади, как правило, являлись окончательными и обжалованию не подлежали. Общественный строй Арабского халифата формировался при религиозно-государственной регламентации всех сфер общественной жизни и явном доминировании государственной собственности на землю. Индивидуальная земельная собственность – мульк (похожа на западноевропейский аллод) не получила в халифате распространения. Зато повсеместно практиковались земельные пожалования аристократии на условиях несения военной службы – икта (аналог западноевропейскому бенефицию). В халифате широко применялся рабский труд, особенно в хозяйственных государственных структурах – в рудниках, ирригационных сооружениях. Крестьяне платили ренту – налог в пользу правящей верхушки. Вообще специфика арабского феодализма кроется в устойчивой многоукладной экономике, когда ведущий феодальный уклад соседствовал с патриархально-родовыми и рабовладельческими отношениями. Естественно, что широкое использование рабского труда замедляло темпы развития феодализма. Правовое положение человека определялось в Халифате, прежде всего, его вероисповеданием. Безусловно, важнейшим легальным критерием разграничения населения была принадлежность к исламу, т.е. деление на мусульман и немусульман (зиммиев). Мусульмане имели более высокий правовой статус, чем немусульмане. Если поначалу отношение к немусульманам было терпимым, то с развитием основ мусульманского права религиозная вражда стала очевидной. Очень скоро зиммии утратили самоуправление, им запрещалось вступать в браки с мусульманами, налогообложение их было весьма тяжелым. Хотя первоначально жители завоеванных стран сохраняли самоуправление, свой язык и собственные суды, то со временем их гражданские права были существенно ограничены. Зиммии находились в приниженном положении и были обязаны уплачивать тяжелый государственный налог, причем принявший ислам освобождался от него. Но другие виды налогов немусульмане платили под страхом смертной казни. Их взаимоотношения с мусульманами регламентировались только шариатом – зиммии не могли вступать в браки с мусульманами, должны были носить отличающую их одежду, снабжать арабское войско продуктами, уплачивать поземельную и подушную подать (харадж)[11]. Характерной чертой общественного строя Арабского халифата являлось отсутствие у городского населения особого правового статуса, а также реальных свобод и привилегий. По исламу, наряды, рабы, лошади принадлежали послу божьему – пророку. Кроме того, налогоплательщики обязаны были платить часть урожая с пальм, часть рыбного улова и часть того, что могли выпрясть женщины. Укрывавшие налоги и подати подвергались суровым наказаниям: их пытали, сажали на кол, вешали, распинали, зашивали в сырую бычью шкуру, которая, высыхая, причиняла человеку невыносимые муки, и он умирал.
3. Возникновение и развитие мусульманского права – шариата. Его источники и общая характеристика отраслей.
Шариат – это целостная система религиозного права. Шариат (мусульманское право) состоит из религиозной догматики, этики и практических норм, которые находятся в неразрывном единстве. Все мусульмане обязаны жить по шариату. Шариат исходит от Корана, который позволяет постигать божественные истины и включает нормы государственной, гражданской, уголовной и процессуальной отраслей, опираясь на ортодоксальные источники – Коран и Сунну. Коран – священная книга мусульман – считается важнейшим источником шариата. Коран состоит из 114 глав (сур), разделенных на 6219 стихов (аятов). Большая часть Корана имеет мифологический характер. Лишь около 500 стихов содержат предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман, и не более 80-ти из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила о браке и семье); остальные относятся к религиозному ритуалу. Составление Корана растянулось на несколько десятилетий. Канонизация его содержания и составление окончательной редакции произошло при халифе Османе (644–656 гг.). Коран предписывал арабам покинуть «обычаи отцов» в пользу правил, установленных исламом. В самом Коране его правовая значимость определяется следующим образом: «Итак, мы ниспослали его как арабский судебник». Существуют пять основных критериев шариатского образа жизни: 1) признание единого Бога и его пророка; 2) пятикратная ежедневная молитва; 3) пост в месяц рамазан (рамадан); 4) обязательная, узаконенная очистительная милостыня с имеющих постоянный доход; 5) хадж – паломничество к святыням (это, по сути, второе духовное рождение). В Коране понятие «священной войны» появилось впервые. По учению Мухаммеда, должно торжествовать на земле «дело божье», а оно торжествует через добровольную преданность и вынужденную покорность неверных. Добрые убеждаются проповедью посланника божьего, злые принуждаются к повиновению его мечом. Важнейший институт шариата – малый джихад, который обязывает мусульман вести священную войну за распространение ислама, в том числе с оружием в руках. «Сражайтесь с врагами, доколе не утвердится ислам», – говорится в 11-й суре Корана. Большой же джихад обязывает вести газават – оборонительную войну против неверных, покушающихся на шариатский образ жизни. Вообще все права мусульман связаны с выполнением религиозного долга, а невыполнение долга влекло потерю всех прав, в том числе права собственности. Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права была, как упоминалось, Сунна («священное предание»), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. Окончательное редактирование хадисов было осуществлено в IX веке, когда были составлены ортодоксальные сборники Сунны, наибольшую известность из которых получил сборник Бухари. Третье место в иерархии источников мусульманского права занимала иджма, складывавшаяся как «общее согласие мусульманской общины». Наряду с Кораном и Сунной она относилась к наиболее авторитетным источникам шариата. Практически иджма включала коллективные мнения по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда (их насчитывалось более 100 человек) или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами (имамами, муфтиями, муджтахидами). Иджма развивалась как в виде интерпретаций текстов Корана или Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухаммедом. Правомерность иджмы как одного из основных источников шариата выводилась из указаний Мухаммеда: «Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает». Большая роль иджмы в развитии шариата состояла в том, что она позволяла правящей религиозной верхушке Арабского Халифата создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества и учитывающие специфику завоеванных стран. В VIII–IX веках в связи с широким распространением метода амостоятельного толкования мусульманское право активно развивалось доктринальным путем. Поэтому к иджме в качестве источника права, дополнявшего шариат, примкнула фетва – решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам. В X веке рядом авторитетных теологов-юристов были проведены работы по систематизации накопленного к тому времени обширного правового материала. Источником мусульманского права, вызывавшим острые разногласия, был кияс – решение правовых дел по аналогии. В качестве суждения по аналогии, представляющего собой нечто среднее между европейской аналогией права и аналогией закона, он был признан дополнительным источником мусульманского права. Согласно киясу правило, установленное в Коране, сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс не только позволил быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата от теологического налета. Однако в руках мусульманских судей кияс часто становился орудием откровенного произвола. Производным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов – фирманы. Впоследствии с развитием законодательной деятельности в мусульманских государствах в качестве источника права стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы – кануны. Фирманы и кануны также не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его, прежде всего, нормами, которые регламентировали деятельность государственных органов и административно-правовые отношения государственной власти с населением. Шариат, особенно поначалу допускал в качестве источника права и местные обычаи, не вошедшие непосредственно в мусульманское право в период его становления, но не противоречащие его принципам и нормам. При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф), а также у многочисленных народов, покоренных арабскими завоевателями или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права (адаты). Переходя к характеристике отдельных отраслей шариата, отметим, что он не имеет четкого деления на отрасли, институты и т.п. Впрочем, это не препятстсует тому, что гражданско-правовые отношения, связанные, в частности, с вещным правом, получили в мусульманском праве достаточно широкое развитие. Важное место в шариате занимали нормы, регулировавшие отношения собственности. Прежде всего, большое внимание уделялось классификации вещей, особенно земельного имущества. Праву частной собственности приписывалось божественное происхождение. Оно рассматривалось как постоянное и неограниченное, а собственник имел абсолютную свободу распоряжения своим имуществом. В особые группы выделялись государственные земли, а также земли, принадлежавшие отдельным частным лицам, непригодные для обработки, брошенные участки и т.д. Частная феодальная собственность (мульк) в Арабском Халифате вообще была в подчиненном положении по отношению к государственной собственности и общинному землепользованию и не получила широкого распространения. В отличие от феодальной собственности в странах Европы она не имела иерархической структуры, не связывалась условиями службы. Особую категорию составляли вещи, которые не могли находиться в частной собственности, а рассматривались как общее достояние. Это воздух, море, пустыня, мечети, водные пути и т.п. Согласно первоначальному толкованию Корана пресная вода считалась общим достоянием, но постепенно колодцы, пруды и мелкие озера перешли в собственность крупных землевладельцев. Лишь большие реки и озера по-прежнему входили в систему общинной и государственной собственности, что определялось необходимостью проводить совместные ирригационные работы, осуществляемые под контролем должностных лиц. Не признавалась шариатом собственность и на так называемые «нечистые» вещи – вино, свинину, книги, запрещенные исламом, которые в ходе арабских завоевательных походов нередко подвергались массовому уничтожению. С ростом государственного земельного фонда и развитием феодальных отношений появились условные формы земельных владений. Часть захваченных земель – икту получали отдельные представители феодальной верхушки за военную или государственную службу. Владелец такой земли – иктадар имел право собирать в свою пользу подати с подвластного населения, ибо земля, как правило, давалась не в собственность, а во владение, но вместе с проживающими на ней крестьянами. И феодал стремился выжать из икты как можно больше выгоды. Со временем икта стала передаваться по наследству. По своему фактическому положению она приблизилась к землям, закрепленным на правах собственности. Знаменитый арабский законодатель Ал-Мавердий, разрабатывая теорию государственного устройства, писал о том, что поголовная подать и харадж (поземельная подать) – это два права, дарованные богом мусульманам по отношению к многобожникам. Оба этих налога взимаются с многобожника в знак его унижения и презренности. Причем налоги Халифатом рассматриваются не иначе как военная добыча. Кроме того, существовал еще налог – ушур, т.е. взимание подати в пользу Халифата с имущества, предназначенного для продажи. Подробно в шариате определялись способы возникновения права собственности, причем завоеванные земли, по общему правилу, рассматривались как собственность государства и поступали в распоряжение халифов и эмиров. Иное имущество, захваченное силой у неприятеля, делилось на доли: одна из них переходила в собственность добытчика, вторая должна была передаваться государству, третья – мечетям. Широкое распространение имели такие способы приобретения права собственности, как наследование, договор, находка. Подробную разработку получил и вопрос о гражданской дееспособности, которая считалась необходимым условием для приобретения имущественных прав. В полном объеме дееспособность предоставлялась лицам, достигшим совершеннолетия и находящимся в здравом рассудке. Право устанавливать факт достижения совершеннолетия в каждом отдельном случае осуществлялось судьей, который решал этот вопрос по своему усмотрению. Было известно понятие ограниченной дееспособности для малолетних, слабоумных, лиц, находящихся в состоянии опьянения, и т.д. Обязательства делились на: возмездные и безвозмездные; двух- и односторонние; срочные и бессрочные. По поводу обязательственных отношений в Коране сказано: «Блаженны те, которые блюдут врученное им на хранение и договоры» (сура 23 «Верующие», аят 8). Договор по шариату воспринимался как правовая и одновременно божественная связь, возникающая из взаимного соглашения сторон. Однако в условиях имущественного неравенства согласие экономически более слабой стороны на вступление в договор обычно носило чисто формальный характер. Условия договора могли быть выражены в любом виде: в документе, неофициальном письме, устно. Заключенные договоры были незыблемы, однако в случае обнаружения скрытых недостатков в приобретенных вещах покупатель мог требовать возврата уплаченной суммы. Обязанность соблюдать свои договоры являлась священной. Недействительными считались договоры, заключенные с безнравственными целями или с использованием «нечистых» либо изъятых из оборота вещей. Кроме того, в шариате подробно регламентировались различные виды договоров, таких, как: купля-продажа, заем, дарение, наем, ссуда, хранение, товарищество, союз и т.д. В связи с развитием торговли одним из наиболее разработанных стал договор купли-продажи, которая допускалась только в отношении уже существующих вещей. В случае обнаружения скрытых недостатков в купленных вещах (болезнь у раба, животного и т.п.) покупатель мог расторгнуть договор. В шариате содержались положения, которые формально осуждали ростовщичество, но на практике они часто нарушались. Запрещалось обращать должника в рабство за неуплату долгов, но его можно было заставить отработать свой долг кредитору. Такая форма долговой ответственности в полной мере соответствовала развитию феодальных форм эксплуатации. Большое внимание в мусульманском праве уделялось отношениям имущественного найма, особенно аренде земли. Было известно несколько видов найма, причем детально разрабатывались вопросы размера и порядка взимания арендной платы в пользу собственника. Широкое распространение в арабском обществе получили договоры союзов и товарищества. Эта правовая форма использовалась для совместного орошения земли, снаряжения торговых караванов. Шариат рассматривает брак как религиозную обязанность мусульманина. Коран признает за мусульманином право иметь до четырех жен одновременно (при условии, что он может достойно их содержать). Для заключения брака требуется согласие сторон, в том числе и невесты. Волю невесты вправе выразить и ее родители, поэтому брак часто выступает как торговая сделка между отцом невесты и женихом. Фактически отец распоряжался судьбой своих дочерей, стремясь при этом получить максимально высокий выкуп. Так как согласно преданию Мухаммед женился на Айше, когда ей исполнилось девять лет, этот возраст был признан достаточным для вступления женщин в брак, а для мужчины необходимо было достижение возраста половой зрелости. Ислам закрепил зависимое положение женщины в семье. Жена не участвует самостоятельно в имущественном обороте; она обязана вести домашнее хозяйство и воспитывать детей. Целомудренная девушка, потом женщина в браке должна пройти три стадии: 1) благоговейный страх; 2) уважение; 3) любовь[12]. Муж обязывается предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду, которые должны соответствовать его положению в обществе. На практике содержать несколько жен, а тем более специальные гаремы с невольницами могли лишь представители верхушки феодального общества. Жена не участвовала в расходах по дому, которые возлагались на мужа, но была обязана вести домашнее хозяйство, воспитывать детей. Коран разрешал мужу применять к женам различные наказания, включая телесные. Развод в мусульманском праве известен в нескольких видах. Однако муж, обладая широким правом на развод, должен исходить из положения Корана о том, что развод – одно из самых неприятных для Аллаха действий, совершаемое в крайних случаях. В шариате подробно определялись поводы к разводу и его процедура. Любой из четырех браков можно было расторгнуть; число последующих браков и разводов не регламентировалось. Шариат знал несколько видов разводов, различавшихся как по самому порядку, так и по юридическим последствиям. Например, был возможен временный развод, предусматривавший своеобразный испытательный срок. В случае развода муж должен был выделить жене необходимое имущество «согласно с обычаем». Муж мог развестись путем простого произнесения ритуальных фраз «ты отлучена» или «соединись с родом», либо трижды сказанного слова «талак». Разведенная женщина в течение трех месяцев оставалась в доме бывшего мужа, чтобы можно было определить, не является ли она беременной. В случае рождения ребенка он должен был остаться в доме отца. Жена могла требовать развода только через суд (жалуясь кади) лишь по строго определенным основаниям. Такими основаниями были: физические недостатки мужа; невыполнение супружеских обязанностей; жестоко обращался с женой; отказ в средствах на ее содержание. По шариату сложным и запутанным было наследственное право. Наследование осуществляется по принципу патриархальности, причем наследственная доля женщины была значительно меньше, чем мужчины (половина доли мужчины). На получение наследства не имели права вероотступники, разведенные супруги, лица, виновные в смерти наследодателя. Характерными чертами наследования по завещанию были следующие: 1) завещание не могло составляться в пользу законных наследников; 2) завещание не могло затрагивать более трети имущества завещателя; 3) составление завещания требовало присутствия двух свидетелей. Нормы уголовного права в Арабском халифате представляли собой наименее разработанную часть шариата: они отличались архаичностью, отражая примитивный уровень юридической техники. Все преступления по шариату доктринально считались преступлениями против религии. Отсутствовало общее понятие преступления, слабо были разработаны такие институты, как: покушение, соучастие, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства, хотя в ряде случаев принимались во внимание такие факторы, как незнание законов, раскаяние, рецидив и т.п. По одной из классификаций в мусульманском праве преступленияподразделяются на три группы. Первую из них составили преступления, которые были определены согласно мусульманской доктрине самим Мухаммедом. Они трактовались как посягательства на права Аллаха и не допускали прощения. К таким составам, прежде всего, относилось отступничество от ислама, каравшееся смертной казнью. Также карались наиболее дерзкие преступления против порядка управления – бунт и сопротивление государственным властям. К той же группе преступлений, объявленных тяжким религиозным грехом, относились кражи, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние, а также ложное обвинение в прелюбодеянии. Вторую группу преступлений составляли противоправные действия, которые рассматривались как посягательства на права отдельных лиц. Нормы, регулировавшие их, восходили к обычаям родоплеменного строя, сохраняли следы непосредственной расправы потерпевшего над обидчиком. Так, умышленное убийство или смертельное ранение влекло за собой кровную месть со стороны родственников убитого. В шариате, правда, уже предусматривалась возможность замены кровной мести денежным выкупом, если родственники убитого прощали убийцу. За умышленное убийство устанавливался выкуп, который сопровождался двухмесячным постом и отпуском на волю раба-мусульманина. За другие преступления данной группы, в частности, за телесные повреждения, ответственность наступала также по принципу возмездия, т.е. талиона. Наконец, в третью группу преступлений входили действия, которые не упоминались в основных источниках шариата. Это такие проступки, как: неуплата налога в пользу бедных; несоблюдение поста; легкие телесные повреждения; оскорбления; хулиганство; обвешивание и обмеривание; взяточничество; растрата государственных средств; азартные игры и др. Мера наказания по таким делам зависела от судейского усмотрения. В шариате на начальном этапе предусматривались типичные для феодализма устрашающие наказания: · смертная казнь в различных видах; · членовредительские и телесные наказания; · лишение свободы (тюремное заключение, домашний арест, помещение в мечеть); · имущественные санкции (конфискации, штрафы); · позорящие наказания: бритье бороды, лишение права носить чалму, публичное осуждение и т.д.; · ссылка и высылка (за мелкие преступления). Некоторые наказания носили особо жестокий характер. Смертная казнь обычно проводилась публично путем повешения или четвертования, затем тело казненного выставляли на всеобщее обозрение и поругание. Применялись также утопление и закапывание заживо в землю. Кораном предписывалось за воровство отрубать руку мужчинам и женщинам: за первую кражу отсекали правую руку, а за повторную – левую. Тюремное заключение в Арабском халифате применялось обычно для содержания преступников до суда, но постепенно стало использоваться и как мера наказания, причем в отдельных случаях назначалось пожизненное заключение. Широко использовался принцип талиона: «душа – за душу, и око – за око, и нос – за нос, и ухо – за ухо, и зуб – за зуб, и раны – отмщение». Но по соглашению сторон возможны были материальное возмещение ущерба и прощение. В Коране сказано: «Если же кто-либо откажется от возмездия, то это послужит искуплением ему за прошлые грехи» (сура 5 «Трапеза», аят 45). Для судебного процесса по шариату характерен обвинительный характер, но с элементами состязательности. Относительно суда в Коране говорится: «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, – они и есть неверные» (сура 5, аят 42, 444, 49). Дела возбуждались заинтересованными лицами, а не государственными органами (кроме преступлений, относящихся к первой группе, – против основ религии и государства). Стороны должны были сами вести дело под руководством назначенных халифом судей – кади. Мусульманский кади должен судить строго по шариату. При вынесении решений кади, прежде всего, руководствовались Кораном и решали дела на основе его самостоятельного толкования. Истец, ответчик, свидетели и участвовавшие в судебном разбирательстве были равны перед Аллахом. Дело решалось в одно заседание и бесплатно. Процесс проходил усто, письменное делопроизводство не применялось. Основными доказательствами были признания сторон, показания свидетелей, клятвы. Кади был не вправе отменить вынесенное им решение. Дела в Халифате не разделялись на уголовные и гражданские, не предусматривались также самостоятельные обвинение и защита. Заметим в заключение, что историческое значение мусульманского права в том, что в относительно короткие исторические сроки появился феномен, который обозначается понятием «мусульманский правовой мир» (в настоящее время 1 млрд. из 6 млрд. населения всей планеты – мусульмане).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 2059; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.100.40 (0.016 с.) |