Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 19. Эволюция избирательного права в Англии и США в XIX- начале XX В.

Поиск

 

Вопросы:

1. Политико-правовые предпосылки избирательных реформ в Англии.

2. Реформы английского избирательного законодательства в 1832, 1862, 1867, 1884-85 гг.

3. Парламентские реформы в Англии начала XX века

4. Избирательное право в США в XIX веке.

 

1. Политико-правовые предпосылки избирательных реформ в Англии

 

В конце XVIII – начале XIX века избирательное право Англии в своей основе все еще регулировалось законом 1414 года. Специфическими чертами архаичного английского избирательного права было отсутствие четко определенных избирательных округов и периодичности проведения выборов. Основная масса депутатов нижней палаты парламента выдвигалась от маленьких городов и деревень, получивших в давние времена по каким-либо причинам соответствующие привилегии.

В первой половине XIX века в Англии остро назрела необходимость избирательных реформ, поскольку со средневекового периода активное избирательное право принадлежало лишь фригольдерам с доходом в сорок шиллингов в год, т.е. нескольким процентам населения. В сельских избирательных округах вопрос об избрании того или иного кандидата обычно решался крупным лендлордом, от которого зависели и которому не решались противоречить сосе­ди – средние фригольдеры, сквайры. Почти половина «депута­тов» вообще не избиралась, а приходила в парламент из так называемых «гнилых» местечек названных так потому, что они были давно оставлены жителями, или там проживало лишь несколько десятков жителей. Были и населенные пункты, которые находились в собственности лорда – такие относились к «карманным», и крупный землевладелец бесцере­монно делегировал «своего» депутата в парламент, обычно продавая угодному лицу этот пост за 1,5 – 2 тыс. фунтов стерлингов.

Но если кандидату приходи­лось бороться за место с конкурентом, он обращался к прямому подкупу избирателей, благо таковых было немного. Избиратели на­столько привыкли получать взятки, что считали их вполне за­конным источником дохода. Сюжет остроумной сатирической комедии Генри Филдинга, одного из крупнейших английских писателей XVIII в., «Дон Кихот в Англии» на том и построен, что избиратели пришли в ужас: на предстоящих выборах ожидается лишь один кандидат, и при отсутствии конкурентов он не станет давать взятки. В Англии того времени недаром говорили о парламентариях: «У каждого из этих людей есть своя цена»[36]. А еще в XVII веке Джон Локк в работе «Два трактата о правлении» писал: «Следование обычаю, когда смысла в нем уже нет…, одно лишь название города, от которого ничего не осталось, кроме руин, где почти что нет никаких строений, кроме овчарни, и нет жителей, кроме пастуха. А этот город посылает столько же представителей в великое собрание законодателей, как и целое графство, густонаселенное и обладающее большими богатствами».

Как выше отмечалось, правом посылать представителя в палату общин располагали свободные земельные держатели (рыцари) с доходом не менее 40 шиллингов в год (было подтверждено в 1746 г.), проживающие в графстве к моменту обнародования указа (writ) о выборах. Аналогичные требования касались и городских избирателей. Но города пользовались правом посылать депутатов только по мере пожалования им статуса «бург» (местечка) от короны. Списки избирателей составлялись шерифами, которым за возможные злоупотребления закон угрожал наказаниями в виде штрафа и года тюремного заключения. Ситуация с местечками «Гатон» и «Олд Сарум» была вполне реальной, но в общем-то анекдотичной, потому что в каждом из них всего лишь один избиратель избирал двух депутатов.

Однако и этого хватало для полного состава нижней палаты. В конце XVIII века в газетах часто встречались объявления о приглашении стать депутатом за 2 тыс. фунтов стерлингов – так как вступление в палату общин требовало уплаты взноса от 2 до 5 тысяч. Необходимо учесть, что депутаты не получали вообще никакого жалования от лендлордов или корпораций (что делало их еще более зависимыми).

Вследствие этих проблем английское правительство объявило о необходимости реформы избирательного права еще в 1782 году. Однако только спустя пятьдесят лет под давлением ряда обстоятельств и в интересах более широких слоев имущего населения была проведена реформа.

 

2. Реформы английского избирательного законодательства 1832, 1862, 1867, 1884-85 гг.

 

В 1832 году по инициативе либералов (вигов) был принят Акт о народном представительстве, согласно которому «гнилые местечки» - маленькие избирательные округа, население в которых составляло менее двух тысяч человек, лишались представительства в палате общин британского парламента. Примерно 30–ти небольшим городам с населением менее четырех тысяч человек были уменьшены квоты представительства в парламенте от двух депутатов до одного. Еще часть городов после реформы взамен четырех депутатских мандатов получила по два. Всего было высвобождено 143 депутатских мест, которые перераспределили между новыми избирательными округами. Также в Акте 1832 года были сформулированы общие ограничения для избирателей Великобритании. До участия в выборах в палату общин парламента страны допускалось все мужское население, достигшее 21 года, обладавшее цензом оседлости в шесть месяцев, уплачивавшее налог на бедных и имевшее 10 фунтов стерлингов дохода с земельного участка в графстве либо с недвижимости в городе. Но, хотя избирательный корпус по реформе удвоился, он по-прежнему составлял лишь около 5 % всего населения. Кроме того, избирательная реформа 1832 года отказалась от представительства корпораций и перешла к территориальному представительству населения, проживающего в городах. Общее количество мест в палате общин оставалось прежним, но было сделано перераспределение: 56 «гнилых местечек» были полностью лишены представительства, еще для 72 – представительства было сокращено или изменено.

Итак, согласно проведенной избирательной реформе некоторым крупным городам места в палате общин были предоставлены заново в зависимости от количества жителей. Вводились новые избирательные цензы – достижение гражданского совершеннолетия, уплата налога для бедных. Условием участия в выборах стало проживание не ме­нее шести месяцев в данном избирательном округе. Был приведен в соответствие с финансовой деятельностью исходный имущественный ценз – правом избирать стали обладать собственники земли или недвижимости в городах, приносящей доход не менее 10 фунтов в год (200 шиллингов). Впервые предоставлялось избирательное право и держателям земли – копигольдерам (арендаторам), но с более высоким имущественным цензом – в 50 фунтов.

В итоге реформы количество избирателей возросло в полтора раза, но все равно значительная часть потенциальных избирателей была лишена парламентского представительства и влияния на политику. Вскоре участниками чартистского движения были выдвинуты более радикальные требования. Так, в 30–40-х годах XIX века в Народ­ной хартии этого движения предусматривалось:

55) всеобщее (мужское) избирательное право. Каждое лицо, представившее клерку, в приходе которого прожито более шести месяцев, дока­зательство того, что ему 21 год от роду или больше, имело право на занесение его имени в списки избирателей. Время для реги­страции – с 1 января до 1 марта;

56) равное представительство. Соединенное королевство должно быть разделено на 200 избирательных округов с возможно равным числом жителей в каждом: каждый округ посылает в парла­мент одного представителя;

57) отмена имущественного ценза. Для кандидатов в палату общин не должно быть никаких имущественных цензов. Если 200 из­бирателей представят клерку своего прихода письменное заяв­ление в пользу какого-нибудь кандидата, то последний офици­ально признается в этом качестве. Список всех признанных кандидатов округа вывешивается на дверях церкви каждого при­хода, дабы избиратели имели возможность составить себе суж­дение о пригодности кандидатов;

58) подача голосов путем закрытой баллотировки. Каждый избира­тель должен подавать голос в том приходе, где он имеет посто­янную оседлость. Каждый приход должен иметь столько балло­тировочных ящиков, сколько в приходе предложено кандидатов, а в приходской церкви должно быть устроено временное поме­щение для тайной подачи голосов;

59) ежегодные парламенты. 24 июня каждого года должны были происхо­дить общие выборы, а если место в палате общин оказывалось вакантным среди года, то оно должно быть занято не позже двух недель после освобождения. Время голосования – от шести ча­сов утра до шести часов вечера;

60) сессии и вознаграждение депутатов. Депутаты занимают свои места в первый понедельник октября, ближайший после их из­брания, и продолжают заседать ежедневно (за исключением воскресенья), пока все дела сессии не будут закончены, но не позже 1 сентября следующего года. Каждому члену палаты общин должно выплачиваться из государственной казны (по чет­вертям года) вознаграждение в 400 фунтов стерлингов в год.

61) ведающие выборами должностные лица избираются путем всеобщего голосования.

Невзирая на логичность и адекватность выдвинутых программных положений, требования чартистов в 1838 году были отклонены английским парламентом[37].

На избирательную реформу 1862 года значительное влияние оказало движение «чартистов» 1830–1840 годов, поэтому в ходе реформы еще 38 местечек были лишены представительства. Кроме того, были увеличены квоты для крупных городов. В графствах вводились избирательные округа, которые пользовались правом на собственную квоту депутатских мест. Был снижен имущественный ценз до 5 фунтов для собственников или арендаторов земли, а также предоставлено избирательное право собственникам или арендаторам жилых домов, нанимателям квартир определенного имущественного качества. Сохранились цензы оседлости (1 год) и необходимости уплаты налога для бедных. Однако в целом количество избирателей было увеличено довольно существенно. В социальном отношении право представительства получили отныне не только земельные собственники, но и предприниматели, зажиточные служащие, интеллигенция, рабочие, городские торговцы. По университетским округам избирательное право предоставлялось лицам, имевшим ученые звания («master»).

Следующая крупная реформа избирательного права Великобритании состоялась в 1867 году. Она продолжила перераспределение депутатских мест в парламенте в пользу крупных промышленных центров Англии: Бирмингема, Ливерпуля, Лидса, Манчестера и др. Теперь все арендаторы городских квартир, платившие не менее 10 фунтов стерлингов за аренду в год, получили доступ к избирательному процессу. Следствием данной реформы стало двукратное увеличение городского электората. И, поскольку организация выборов окончательно перешла от пра­вительства к партиям, принцип партийного правления получил свое окончательное оформление: выборы, как правило, вели к смене кабинета.

В 1872 году в стране сложилась возможность для перехода к системе тайной подачи голосов (бюллетенями), что, конечно же, в большей степени отвечало идее свободной демократии (до этого голосование было открытым и письменным). В то же время закрытость голосования открывала дорогу большим фальсификациям, пришедшим на место открытого давления на избирателей.

Итогом избирательных реформ в Великобритании XIX века стало принятие Акта о народном представительстве 1884 года и Акта о перераспределении мест 1885 года. Эти нормативные акты подытожили проведенные изменения в избирательном праве страны. Так, до участия в избирательной процедуре были допущены мужчины старше 21 года, имевшие квалификацию домовладельцев либо квартиронанимателей. Кроме того, голосовать имели право те мужчины, которые владели в графстве или городе землей или помещением, приносившим ежегодный доход не менее 10 фунтов стерлингов. В ст. 6 Акта 1884 года была впервые предпринята попытка отмены так называемого «двойного вотума», когда британский избиратель мог голосовать дважды – в месте постоянного проживания и по месту нахождения его земельной собственности.

В итоге избирательной реформы 1884 года было сделано окончательное продвижение по пути признания всеобщего мужского избирательного права. Право голосовать было предоставлено всем собственникам земли или другой недвижимости (с доходом от них не менее 10 фунтов) и практически всем квартиронанимателям (сохраняющиеся ограничения касались служебной подчиненности или использования офисов под жилье). По реформе избирательное право распространилось в равной степени и на жителей графств и городов.

В Акте 1885 года было окончательно установлено новое правило о нарезке избирательных округов и о квотах представительства в них. Уравнение в правах населения городов и графств довершилось совершенствованиями избирательной системы в 1885 году. Были сформированы избирательные округа с представительством строго пропорционально численности населения: типовой округ – от 15 до 65 тыс. жителей – посылал двух депутатов, большой (свыше 65 тыс.) – трех. Одновременно частично был ограничен принцип «двойного вотума»: отныне избиратель, владеющий собственностью в городе, не мог голосовать в графстве (принцип сохранился только для университетов). Победившие на выборах депутаты от округа определились теперь по мажоритарной системе относительного большинства: мандаты доставались кандидатам, набравшим относительное большинство голосов, хотя бы это большинство было далеко от большинства вообще избирателей и даже от числа участвовавших в голосовании.

Таким образом, реформа 1884 года увеличивала избирательный корпус с 3 до 5,5 млн. человек. В городах имущественный ценз был отменен, а в графствах право участвовать в выборах приобрели мелкие арен­даторы (причем на тех же условиях, которые предъявлялись к городским избирателям по реформе 1867 г.), а также все налогоплательщики, прожившие в округе шесть месяцев. Вмес­те с тем сохранялся «двойной вотум» – право голосовать не только по месту проживания, но и по месту нахождения не­движимой собственности. А по реформе 1885 года было проведено очередное перераспреде­ление округов с таким расчетом, чтобы от 50–54 тыс. жителей избирался один депутат. Однако сохранение мажоритарной си­стемы выборов, при которой для победы в округе было достаточ­но относительного большинства голосов, существенно искажало волю избирателей в масштабе страны.

В последней четверти XIX века был утвержден закон о наказании за подкуп избирателей (1886). Все вышеозначенные избирательные реформы существенно расширили контингент лиц, имеющих право избираться в парламент. Премьер-министр Великобритании Дизраэли так оценил значение этих реформ: «Мы урегулировали давнюю и мучительную тяжбу между капиталом и трудом. Она надолго сохранит для тори любовь рабочего класса».

 

3. Парламентские реформы в Англии начала XX века

 

В конце XIX – начале XX века партийная система Великобритании претерпела значительные изменения. Консервативная партия начала превращаться в партию крупных промышлен­ных и финансовых собственников. Либеральная партия, состоя­щая в основном из средних слоев, постепенно лишалась соци­альной базы и теряла политические позиции, что ускорило обра­зование в 1906 году новой партии – лейбористов[38]. Лейбористская партия возникла как результат подъема рабочего движения и по­явления в Англии социалистических групп и организаций. В это время английский парламент превра­щается в орудие правительства, располагающее большинством голосов в палате общин. Организационная структура и партий­ная дисциплина, выработанные главными партиями примени­тельно к британской системе парламентаризма, предопределили подчинение депутата каждой партии своему лидеру. За поддер­жанием партийной дисциплины и обеспечением нужного пра­вительству исхода голосования следили так называемые парла­ментские кнуты.

Снижению роли парламента способствовало также ограни­чение свободы прений. Еще в 1882 году, после того как ирландские депутаты использовали свободу прений для срыва чрезвычай­ных законов, палата общин приняла Билль о правах прекраще­ния прений. Это нововведение давало возможность правитель­ству в любое время поставить вопрос о прекращении прений, если они развертывались в неугодном для него направлении. В итоге правительство, располагавшее большинством в палате общин, используя право законодательной инициативы, систему «кнутов» и правила прекращения прений, определяло направление работы палаты общин и подчиняло своим интере­сам деятельность законодательного органа.

18 августа 1911 года был принят Акт о парламенте, ограни­чивший полномочия палаты лордов (поводом для его приня­тия послужила политика верхней палаты в отношении правительственного законопроекта о бюджете). Со­гласно этому Акту финансовый законопроект, принятый пала­той общин, но не утвержденный в течение месяца палатой лор­дов, представлялся королю и становился законом. В отношении биллей, не касающихся финансов, был установлен следую­щий порядок – если такой билль принимался палатой общин в трех последующих сессиях, и каждый раз отвергался палатой лордов, то он представлялся королю на утверждение. Но между чтениями билля на первой и третьей сессиях должно было пройти не менее двух лет, что сохраняло за палатой лордов возмож­ность в течение длительного времени саботировать принятие нефинансовых биллей. Одновременно Акт о парламенте сокра­тил срок полномочий палаты общин с семи до пяти лет.[39]

Развитие избирательной системы на протяжении XX века было отме­чено ее демократизацией и последовательным установлением всеобщего избирательного права. Так, избирательная реформа была проведена непосредствен­но после Первой мировой войны, в 1918–1919 годах, и ввела единое для городской и сельской местности избирательное право. Право голоса получили все лица мужского пола, достигшие 21 года и удовлетворяю­щие требованиям ценза оседлости (6 месяцев), либо владеющие поме­щением для деловых занятий (каким-либо коммерческим строением). Женщины получили право голоса, если достигли возраста 30 лет и вла­дели недвижимостью с годовым доходом не менее 5 фунтов, стерлин­гов либо состояли в супружестве с лицом, отвечающим последнему условию. Таким образом, вводилось всеобщее мужское и частичное женское избирательное право.

В 1928 году женщины были уравнены в избирательных правах с мужчинами: к выборам допускались все подданные Короны (при ус­ловиях срока оседлости в 3 месяца, владения недвижимостью или пред­приятием).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1095; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.68.161 (0.013 с.)