Эволюция конституционной монархии в Англии в XVIIIв.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция конституционной монархии в Англии в XVIIIв.



Эволюция конституционной монархии в Англии в XVIIIв.

К началу XVIII в. в Англии были приняты три важных конституционных закона (Хабеас корпус акт, Билль о правах, Акт об устроении), составивших писаную часть английской конституции. Особенность ее заключается в том, что она не представляет собой единого законодательного акта. Наряду с отдельными писаными законами важную часть английской конституции составляют неписаные, условные правила, которые утвердились в практике и стали конституционным прецедентом. Именно установление этих правил и определяет развитие английской конституции в XVIII в. К основным из них относятся: непосещение королем заседаний кабинета министров; формирование правительства из членов партии, победившей на выборах; коллегиальная ответственность кабинета министров; отказ короля от права вето.

В конституционном развитии Англии XVIII в. можно выделить два основных направления: возвышение парламента и становление кабинета министров. Как и прежде, парламент Англии двухпалатный. Верхняя палата (палата лордов) состояла из лиц, занимающих места либо по наследству, либо по должности, либо по назначению короля. Нижняя палата (палата общин) формировалась на основе избирательного права. Обе политические партии (тори и виги) стремились ограничить круг избирателей, однако виги отстаивали имущественный ценз вообще, а тори – ценз земельный.

В течение XVIII в. кабинет министров Великобритании становится обособленным от короля высшим органом управления государственными делами, состоящим из основных должностных лиц государства – лидеров партии большинства в парламенте и коллективно ответственным перед палатой общин. Такое правительство носит название ответственного правительства. Его существование является отличительным признаком парламентской системы, которая и сложилась в Англии к концу XVIII в.

 

Английская буржуазная революция и изменения в государственном строе 1640-1649гг.

Английская буржуазная революцияэтопроцесс перехода в Англии от абсолютной монархии к конституционной, при которой власть короля ограничена властью парламента, а также гарантированы гражданские свободы.

Революция приняла форму конфликта исполнительной и законодательной властей (король против парламента), вылившегося в гражданскую войну, а также форму религиозной войны между англиканами и пуританами. В Английской революции был замечен, хотя играл и второстепенную роль, также элемент национальной борьбы (между англичанами, шотландцами и ирландцами).

В лагере противников короля, объединившихся под религиозными знаменами, в ходе революции выделились три главных течения: пресвитериане, индепенденты и левеллеры.

Пресвитериане выступали за реформу англиканской церкви, очищение ее от католицизма с тем, чтобы церковные дела решались на собраниях церковных старост (пресвитеров), а, вместе с тем, и за ограничение власти короля.

Индепенденты выдвинули более радикальные требования: полная независимость церковных общин, установление в стране конституционной монархии, позже — республики со свободой слова и совести.

Левеллеры настаивали на провозглашении республики с избирательным правом для всего мужского населения, с ежегодным избранием парламента и выборностью чиновников, а также возвращении общинам отнятых у них земель.

В итоге Англия была провозглашена республикой. Кромвель (офицер парламентской армии) взял титул «лорда-протектора», то есть защитника парламента, а по существу стал военным диктатором.

 

Хабеас Корпус акт 1679г.

Хабеас корпус — это существовавшее издревле понятие права, которым гарантировалась личная свобода. Любой задержанный человек может подать прошение о выдаче постановления хабеас корпус, имеющего силу судебного предписания, которым повелевается доставить задержанного человека в суд вместе с доказательствами законности задержания. Фактически, этим устанавливается презумпция незаконности задержания. Все это делается для того, чтобы судья после ознакомления с причинами задержания и заключения мог уяснить, является ли задержание законным, и в противном случае отпустить задержанного на свободу. В Великой хартии вольностей статья 39 специально оговаривала неприкосновенность личной свободы.

Отказ в приводе в суд или в освобождении под залог предусмотрен актом 1679 г. для лиц, обвиняемых в государственной измене и другом тяжком преступлении, а также для тех, кто заключен в тюрьму за долги или по другому гражданскому делу. Если в разбирательстве дел об измене и тяжком преступлении имели место проволочки, то во избежание таких проволочек предусмотрено послабление тягот для заключенного: его обязаны в этих случаях выпустить на свободу или на поруки, однако с последующим судебным разбирательством. Освобожденному по приказу "хабеас корпус" не могут предъявить ордер на арест за то же самое преступление иначе как по закону и предписанию суда.

 

Избирательные реформы Англии нового времени.

Избирательная реформа 1832 года. Реформа сделала необходимой. борьбу, за голоса избирателей, чем раньше пренебрегала. Избирательная реформа 1832 позволила ликвидировать ряд феодальных пережитков в избирательной системе, обеспечив представительство промышленной буржуазии в парламенте. Однако, несоразмерность представительства крупных индустриальных центров и захолустных местечек, высокий имущественный ценз и отсутствие вместе с этим широкого избирательного права приводили к дальнейшей борьбе за демократизацию избирательной системы.

Избирательная реформа 1867г. предусматривала:

1. Новое перераспределение мест в парламенте

2. Снижение имущественного ценза.

3. Ценз оседлости был увеличен до 1 года. Главным итог реформы - увеличение числа избирателей почти в 2 раза за счет мелкой буржуазии и наиболее обеспеченной части рабочего класса. Сохранение неравномерности в представительстве от индустриальных городов и небольших селений, отсутствие тайного голосования, непредоставление избирательных прав огромной массе населения неизбежно вели к необходимости дальнейшего совершенствования избирательной системы.

Третья избирательная реформа 1884-1885 гг. Существенными нововведениями реформы явилось:

1. Снижение и упорядочивание имущественного избирательного ценза - установлено единое избирательное право для домовладельцев и квартиронанимателей всех графств и городов

2. Введение избирательных округов с равным представительством от одинакового количества населения.

Проведение реформы расширило избирательный корпус, четко определило территориальные единицы, избиравшие депутатов в палату общин, но при подведении итогов голосования сохранилась мажоритарная избирательная система относительного большинства, в соответствии с которой избранным считался кандидат, получивший относительно большинство голосов по округу по сравнению с другими кандидатами.

 

Протекторат Кромвеля.

Лорд-протектор Содружества Англии, Шотландии и Ирландии — таков был титул главы государства в период Протектората. Его носил Оливер Кромвель и его сын Ричард Кромвель. Оливер Кромвель имел ряд прерогатив, свойственных прежде королям: он исполнял обязанности протектора пожизненно, назначал и смещал государственных чиновников, учреждал титулы лордов (которые республика не отменила), имел право назначить своего преемника (причём выбор пал на его старшего сына).

Режим протектората был тесно связан с лично и авторитетом Кромвеля. Как только он скончался (1658 г.), режим попал в тяжелое кризисное состояние безвластия. Назначенный преемником отца Ричард Кромвель не сумел удержать власть, его вынудили отречься от звания и восстановить условную республику.

Важную сторону протектората Кромвеля составляли войны, которые вела Англия против Ирландии, Шотландии, Испании и т.д. Эти войны были направлены и против феодальных, контрреволюционных сил, однако имели и более широкое значение: в ходе войн решались задачи утверждения нового строя, нового государственного порядка, силы и авторитета главы государства и преодоления революционного брожения в стране.

В 1658 г. Кромвель умирает. Он в немалой степени способствовал утверждению в Англии буржуазных порядков, однако не мог добиться стабилизации нового строя и нового государственного порядка. После его смерти в Англии происходит восстановление монархии.

 

Образование Тайпинского государства. Изменения в государственном аппарате Китая.

В конце XVIII — начале XIX в. Китайская империя переживала период упадка, ухудшения экономического положения народа, и в результате этого, а также в июне 1850 г. началась крестьянская война, известная как Тайпинское восстание. Началось формирование его государственных органов. Тайпинское руководство обнародовало так называемую Земельную систему небесной династии, представлявшую собой программу преобразования китайского общества и государства. Создавалось «Небесное государство великого благоденствия». При дворе главы государства функционировал многочисленный бюрократический аппарат. Каждый из имел свою правительственную канцелярию, состоявшую из служб по налогам, военным делам и т. д. Сколько-нибудь четкого разграничения полномочий между отдельными органами власти не было.

Продолжающаяся война с цинским правительством вынуждала строить управление Тайпинским государством на военный лад. Сельской администрацией руководили уездные начальники, возглавлявшие уездные управления. Над ними стояли начальники округов и окружные управления. Должностные лица на уровне округов назначались правительством, прочие — вышестоящими органами. Каждое должностное лицо было одновременно командиром соответствующего территориального военного подразделения.

В июле 1864 г. столица тайпинов Нанкин была штурмом взята цинскими войсками.

Билль о правах 1791г. США.

Билль о правах — это общее название первых десяти поправок к Конституции, которые гарантируют отдельные личные права граждан и соответственно ограничивают полномочия государственных органов. Поправки были предложены Джеймсом Мэдисоном на первом конгрессе США в 1789 году.

Билль о правах был принят по инициативе тех политиков и публицистов (Томаса Джефферсона), которые считали недостатком Конституции отсутствие перечня базовых прав личности, которое в будущем могло стать основанием для ущемления прав. Оппоненты возражали, что принятие подобного документа — это практика прошлых столетий, когда короли даровали подданным хартии, в которых перечислялись только некоторые права, что означало возможность покушения на права, не указанные в хартии.

Первоначально Билль о правах не применялся к законодательству штатов. Первая поправка прямо касается только законодательных полномочий конгресса, но не легислатур штатов, что позволяло некоторым штатам издавать законы, устанавливающие официальную религию штата. Подобная ситуация сохранялась до того, как была принята Четырнадцатая поправка, которая одновременно с отменой рабовладения в частности установила, что ни один штат не должен издавать или применять законы, которые ограничивают привилегии и льготы граждан США; равно как ни один штат не может лишить какое-либо лицо жизни, свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры либо отказать какому-либо лицу в пределах своей юрисдикции в равной защите закона.

 

Образование США. Американская революция и Декларация независимости 4 июля 1776г.

Американская революция (1775—1783) — это война между Великобританией и лоялистами (приверженцами британской короны) с одной стороны и революционерами 13 английских колоний (патриотами) с другой, которые провозгласили свою независимость от Великобритании, как самостоятельное союзное государство, в 1776 году.

Цели войны за независимость:

· Уничтожение английского колониального господства, которое мешало развитию экономики английских колоний

· Ликвидация феодальных пережитков

Итоги Войны за независимость:

· Завоевание независимости и образование США

· Были ликвидированы элементы феодализма

· В штатах Севера и на западе США ликвидировано рабство

Декларация независимости США— исторический документ, в котором британские колонии в Северной Америке объявили независимость от Великобритании, принят единогласно Вторым Континентальным конгрессом 4 июля 1776 г.

 

Образование болгарского государства. Тырновская Конституция 1879г., её основные черты.

Когда началась русско-турецкая война 1877—78. Действия русской армии сопровождались вооруженной национально-освободительной борьбой болгарского народа. Победа русской армии в войне 1877—1878 обеспечила освобождение Болгарии от османского ига.

В 1879 г. было образовано Болгарское княжество, сохранявшее вассальную зависимость от Турции. В Тырново в 1879 было созвано Учредительное собрание, принявшее одну из наиболее передовых конституций того времени. Тырновская конституция содержала значительные по тем временам ограничения княжеской власти (правительство было ответственно перед парламентом, депутаты неприкосновенны), допускала избрание князя. Требовала в случае вакансии престола коллективное регентство из трёх человек. Предусматривала разделение властей. Устанавливала равенство граждан перед законом, упраздняла деление на сословия, предусматривала избирательное право для мужчин, достигших 21 года, самоуправление общин, неприкосновенность личности и имущества. Вводила однопалатный парламент. Также собрание избрало на болгарский трон принца Баттенберга. Сначала он продолжал осуществлять консервативную политику и при поддержке России приостановил действие конституции, но позднее восстановил конституционное правление и пытался противостоять влиянию России.

Партийная система Англии.

Партийная система зародилась в стенах парламента, имеет и другие следствия. В отличие от ряда других стран, деятельность партий не распространяется на все сферы общественной жизни.

Еще одним следствием является то, что наибольшим влиянием в партии пользуются обычно те ее члены, которые входят в парламент. Рядовые члены партии могут влиять на ее деятельность двумя путями. Во-первых, они имеют возможность высказать свое мнение на ежегодной партийной конференции. Три крупнейшие партии Великобритании проводят такие конференции осенью; продолжается конференция примерно неделю. Второй рычаг влияния — выдвижение кандидатов от округов на парламентские выборы. Однако эти рычаги сильно ограничены необходимостью демонстрировать свою сплоченность. Основные партии всегда представляют свою политику как политику потенциального правительства, а лидеры партии рассматриваются как потенциальные министры. Для того чтобы выглядеть реальным потенциальным правительством, свои разногласия нужно тщательно скрывать. А поскольку на партийных конференциях обычно присутствует телевидение, то их деятельность сводится обычно не к обсуждению насущных вопросов, а к демонстрации единства и динамичности. По этой же причине крайне редко бывает так, что местная партийная организация решает не выдвигать на очередные выборы действующего депутата. Поэтому члены парламента обычно уверены, что на следующих выборах местные партийные организации выдвинут именно их кандидатуры.

 

Образование независимых государств в Латинской Америке.

В первой четверти XIX в. произошла целая серия революций в Европе и Латинской Америке.

Колонизация стран Латинской Америки, сопровождавшаяся безудержным насилием и разграблением их богатств метрополиями, вызывала сопротивление коренного населения. Помещики и торговцы возмущались произволом колониальных чиновников, налогами и запретом вести торговые связи с другими странами. В колониях не прекращалась борьба коренного населения, а также рабов против колонизаторов. Цели борьбы участников во многом не совпадали, но их объединяло стремление сбросить чужеземный гнет.

В 1810 г. началось массовое движение за освобождение в Мексике, завершившееся в 1821 г. провозглашением самостоятельности государства. Аргентина была освобождена революционными войсками под командованием Хосе Сан-Мартина в 1816 г. Освободительная война под руководством Симона Боливара провозгласила независимость Венесуэлы в 1819 г. В 1822 г. от португальского ига освободилась Бразилия, а в 1924 г. Перу.

Итогом освободительных войн первой четверти XIX в. в Латинской Америке стало образование независимых государств. По своему характеру эти войны явились незавершенными буржуазными революциями, которые не разрешили многие стоящие перед ними вопросы, в тем числе земельный. Помещики сохранили огромные поместья и политическую власть. В ряде стран до середины 50-х гг. XIX в. продолжало существовать рабство, а в Бразилии – вплоть до 80-х гг. Все это тормозило капиталистическое развитие стран Латинской Америки, но национально-освободительное движение расширялось.

 

Образование германской империи. Конституция 1871г., её основные черты.

В ходе революции в Германии был выдвинут вопрос о национальном объединении страны, об устройстве единой Германии.

После победной войны с Францией прусское юнкерство (крупные земельные собственники) в объединительном процессе выступило господствующей силой, в которой огромную роль играла политика милитаризма. Те немецкие государства, которые оставались вне Северо-Германского союза, были подчинены Бисмарком Пруссии. Германская империя объединила 22 германские монархии и три вольных города Любек, Бремен и Гамбург. В апреле 1871 г. была принята конституция Германии, утверждавшая федеративное государственное устройство страны. В Конституции нет ни декларации, ни главы, посвященной правам и свободам немцев. Вместе с тем самая обширная глава XI посвящена "военному делу империи", в которой закрепляются всеобщая воинская обязанность, требование немедленного введения по всей империи прусского военного законодательства и подготовки всеобщего имперского военного закона с целью создания единой германской армии.

Национальное объединение Германии было прогрессивным явлением, способствующим дальнейшему развитию капитализма в стране. Однако форма объединения во главе с Прусской монархией была реакционной и опасной для народов Европы.

Датой объединения Германии считается 18 января 1871 года, когда была провозглашена Германская империя, и прусский король Вильгельм I принял присягу в качестве германского императора.

Кодекс Наполеона.

Кодекс Наполеона, официально Гражданский кодекс французов — масштабный кодекс гражданского права Франции, разработанный группой юристов во время правления первого консула Французской республики (затем императора) Наполеона Бонапарта.

Введён указом Наполеона 21 марта 1804 года, ещё при консульстве, незадолго до провозглашения Наполеона императором. Кодекс закрепил завоевания Французской революции, стал первым подобным правовым документом европейской буржуазной эпохи. При разработке особое внимание обращалось на чёткость и непротиворечивость формулировок. Содержит фундаментальные положения о праве частной собственности, возмещении ущерба, договорном праве и др.; многие из этих статей за 200 лет ни разу не подвергались поправке.

Документ был принят в имперскую эпоху, когда страна выходила из революционной смуты, а перед Бонапартом стояла задача стабилизировать государство и дать твердую юридическую базу новому порядку. Кодекс отменил всё предшествовавшее гражданское законодательство, гарантировал гражданские свободы, включая свободу вероисповедания, и закрепил равенство всех перед законом.

Кодекс Наполеона оказал огромное влияние на разработку и кодификацию гражданского права в Европе. Помимо этого, он действовал во французских колониях.

В разработке кодекса принимали участие опытные французские юристы той поры. Они создали творческую компиляцию из римского права, правовых обычаев населения, королевских ордонансов, революционных законов и судебной практики старых парламентов, а также на основе анализа юридических теорий других европейских стран.

 

48.

Мексиканская революция 1910—1917 годов (иногда датой окончания считается 1920 год) — период в истории Мексики, во время которого в стране шла гражданская война, являющаяся одной из самых кровопролитных в истории человечества (потери в ней, по разным источникам, составляют от 300 тысяч до 2 миллионов погибших, при этом население страны в 1910 году составляло 15 миллионов человек). Началась как восстание против диктатуры Порфирио Диаса.

После того, как Диас был в очередной раз выбран президентом Мексики, лидер демократической оппозиции Франсиско Мадеро призвал мексиканский народ к вооружённому восстанию, начало которого было намечено на 20 ноября 1910 года. В мае 1911 года диктатура Диаса была свергнута, сам он бежал во Францию, временным президентом страны стал Франсиско Леон де ла Барра; в октябре 1911 года президентом Мексики был официально избран Мадеро.

Новое правительство столкнулось с серьёзными проблемами — с одной стороны, в стране оставалось большое число сторонников старого режима, с другой, повстанцы на юге страны во главе с Эмилиано Сапатой сочли проводимую Мадеро политику предательством революции и начали восстание против него. 18 февраля 1913 года генерал Викториано Уэрта произвёл переворот, в ходе которого Мадеро и его заместитель Суарес были лишены своих должностей и арестованы (вскоре они были убиты). Уэрта был провозглашён президентом Мексики.

Против Уэрты выступили единые силы повстанцев во главе с крестьянскими вождями Сапатой и Франсиско Вильей и либерально-помещичьими лидерами Венустиано Каррансой и генералом Альваро Обрегоном. Режим Уэрты был поддержан Германией; чтобы лишить Уэрту германской помощи, США предприняли интервенцию в Мексику и оккупировали порт Веракрус.

8 июля 1914 года под нажимом США Уэрта ушёл в отставку, временным прездентом был назначен Франсиско Карбахал. Войска повстанцев продолжали наступление на Мехико; в августе 1914 года Карбахал бежал из страны, а Мехико занят Каррансой и Обрегоном. Карранса был провозглашён первым руководителем Мексики. В декабре произошла встреча Каррансы и Обрегона с Сапатой и Вильей, в ходе которой лидеры двух различных группировок восставших не смогли прийти к единому мнению; с этого момента борьба велась прежде всего между Каррансой и крестьянскими повстанцами во главе с Сапатой и Вильей. В апреле 1915 года правительственные войска Обрегона смогли нанести тяжёлое поражение войскам Вильи в районе Селайи.

В течение 1915 года Карранса был признан президентом Мексики сначала всеми латиноамериканскими странами, затем США. После того, как повстанцы Вильи 9 марта 1916 года перешли границу США и совершили нападение на город Колумбус (штат Нью-Мексико), США во второй раз предприняли интервенцию в Мексику, которую возглавил генерал Джон Першинг; американцы вели войну и с повстанцами, и с правительственными войсками. Только в феврале 1917 года экспедиционный корпус США был выведен из страны.

В декабре 1916 года в городе Керентаро было созвано учредительное собрание, которое 5 февраля 1917 года приняло новую конституцию страны (которая действует до сих пор). Тем не менее, борьба правительственных войск с повстанцами продолжалась ещё несколько лет.

· Первый этап революции (ноябрь 1910 — май 1911), главной целью которого было свержение диктатуры Порфирио Диаса. На этом этапе революционные силы выступали единым фронтом — от либеральных помещиков и предпринимателей до рабочих и крестьян под политическим руководством либерально-демократических лидеров.

· Второй этап (май 1911 — февраль 1913), когда у власти находились либеральные демократы. В этот период единство революционных сил было нарушено, что облегчило захват власти контрреволюционерами.

· Третий этап (февраль 1913 — июль 1914), главной целью которого вновь стало свержение диктатуры и восстановление конституционного режима. Революционные силы вновь выступили единым фронтом. Но на данном этапе особенно возросла роль крестьянских масс, которые все больше выходили из-под контроля умеренных сил.

· Четвертый, последний этап революции (июль 1914 — февраль 1917), основным содержанием которого явилась гражданская война между радикальным, революционным крестьянством и умеренными либералами. Победа досталась умеренному крылу. Но решающая роль в революции широких народных масс повлияла на ее результаты и последующее развитие страны. В тексте конституции нашли отражение их требования.[1]

Мексиканская революция 1910—1917 годов была направлена против империалистической и интервенционистской политики со стороны США и других индустриальных держав, против привилегий иностранных компаний, и являлась борьбой за национальный суверенитет, за развитие национальной экономики и преодоление периферийного зависимого положения в мировой экономике.Шесть лет в стране продолжалась народная революционная война. В результате были уничтожены 35-летняя диктатура генерала Порфирио Диаса, политическое господство помещичье-буржуазной олигархии, ориентировавшейся на тесные связи с иностранным капиталом. Была принята демократическая конституция, предусматривавшая проведение глубокой аграрной реформы, разработку передового трудового законодательства, защиту национальных богатств и суверенитета страны.[2]

Текст документа в основном повторял положения конституции 1857, но добавлял к ним три принципиально важных статьи. Статья третья предусматривала введение всеобщего бесплатного начального образования; статья 27 объявляла все земли, воды и недра на территории Мексики национальной собственностью, а также декларировала необходимость раздела крупных латифундий и устанавливала принципы и процедуру проведения аграрной реформы; статья 123 представляла собой обширный кодекс законов о труде.

Конституция 1917 г. заложила основы принципиально нового регулирования имущественных и других экономических отношений. Мексика стала первой в Латинской Америке страной, где конституционно была закреплена возможность экспроприации частной собственности. Статья 27 Конституции 1917 г. положила начало внедрению принципа социальной функции собственности в сферу охраны прав частных лиц на недвижимое имущество, в частности, земли. Допуская экспроприацию частной собственности, ст.27 подчеркивает, что она "может быть произведена только по соображениям общественной пользы и при условии уплаты возмещения".
Конституция 1917 г. в соответствии со сложившейся мексиканской традицией отнесла регулирование гражданско-правовых отношений к юрисдикции штатов. В результате страна кроме федерального Гражданского кодекса имеет еще и гражданские кодексы в каждом из 31 штата, хотя существенных различий между ними нет, поскольку кодексы штатов, как правило, следуют федеральной модели. Местные особенности касаются лишь отдельных положений наследственного права, допустимых размеров семейной собственности и порядка перехода к государству имущества, оставленного собственником.

 

Первая империя

Нестабильная внутриполитическая обстановка в стране заставила термодорианцев искать опору в режиме военной диктатуры. 9-10 ноября 1799 года генерал Наполеон Бонапарт с помощью войск разогнал Законодательный корпус и упразднил Директорию.

Упраздняется выборное местное самоуправление. Вся полнота власти в департаменте вручается назначаемому правительством префекту, а в дистрикте - супрефекту. Так же назначались мэры и члены совещательных советов коммун и городов. Установлена строгая иерархическая подчиненность всех должностных лиц 1-му консулу.

Во время второй не изменилось.

Третья ИМПЕРИЯ.

Республика сохранила прежнее административно-территориальное деление, унаследованное от первой империи. Всей полнотой власти в департаменте обладал префект. Он назначался директором Президента по представлению Министра внутренних дел. Во главе округа находился супрефект, назначаемый Министром внутренних дел и подчиненный префекту. Выборные местные органы: департаментские генеральные советы, окружные советы, муниципалитеты в коммунах ведали вопросами местного благоустройства, раскладки налогов и т.п. Незначительность их роли усугублялась еще и тем, что префект всегда мог приостановить и опротестовать их решение.

 

50. Образование буржуазного государства в Румынии

Князь Куза пользовался поддержкой России и Франции. В его правление был осуществлен ряд важных реформ: издана новая конституция, отменено крепостное право, часть земли предоставлена за выкуп крестьянам, крестьянство получило избирательные права. В политических действиях Куза стремился подражать Наполеону III. Все это вызвало недовольство как консерваторов, так и либералов, объединившихся в «Чудовищную коалицию». В 1866 оппозиция свергла Кузу и сформировала временное правительство. На княжеский престол был избран немецкий принц Карл Гогенцоллерн-Зигмаринген, родственник короля Пруссии

Новая конституция 1866, разработанная либералами Румынии, предусматривала создание правительства, ответственного перед парламентом, но резко ограничивала избирательные права крестьянства. В мае 1877, заключив союз с Россией, Румыния объявила о своей полной независимости от Османской империи. Сан-Стефанский мирный договор, завершивший новую российско-турецкую войну, а также Берлинский конгресс 1878 подтвердил этот акт. Румыния получила Северную Добруджу и порт Констанцу, но должна была передать России Южную Бессарабию. По данным посольства Румынии это вызвало недовольство румынских властей и охлаждение отношений с Россией. Румыния стала все больше сближаться с Германией и Австро-Венгрией. В 1883 страна вступила в Тройственный союз.

51. Американский федерализм

После гражданской войны в США на первый план вышла про­блема создания единого экономического пространства. Спор между федерацией и ее субъектами стал фо­кусироваться на интерпретации одного из положений Кон­ституций (ст. 1, разд. 8) о праве федерального конгресса регулировать торговлю между штатами. Возникла доктри­на "двухстороннего федерализма", которая исходила из того, что сферы деятельности национального правительства и штатов должны быть разграничены, но торговля между шта­тами должна регулироваться в соответствии с конституци­ей федеральным конгрессом и только внутри штатов - штатами.

Тенденция централизации "по вертикали", перетекания полномочий от штатов к центру наиболее ярко прояви­лась в период "нового курса" Рузвельта, в условиях концентрации средств для выхода из кризиса, осуществления федеральных экономических и социальных программ, зна­чительного усиления власти президента, роста числа мно­гочисленных федеральных регулирующих ведомств.

Она сохранялась и после 30-х гг., когда Верховный суд не столько выяснял отношения федерации и штатов, сколь­ко обосновывал политическую линию их сотрудничества во имя решения общих социально-экономических задач. Это позволило федеральным властям регулировать многие направления экономической деятельности в стране. В резуль­тате к 40-м гг. не только сельское хозяйство, но и промыш­ленность оказались в ведении федеральных властей, что и было поддержано в решении Верховного суда 1942 г., ут­вердившего общее правило, что конгресс может принять закон, конституционность которого не может быть подверг­нута сомнению, если он касается регулирования почти лю­бого типа экономической деятельности, в любом районе стра­ны.

Усиление контроля со стороны федерации над штата­ми происходило и за счет роста их финансовой зависимости от центра. Если до XX в. федеральные субсидии штатам, местным органам были небольшими и малочисленными, то затем их масштабы стали резко увеличиваться. С 1960 г. федеральная помощь штатам удваивалась каждые пять лет.

Попытки Р. Никсона в 1979 г. передать штатам в соот­ветствии с политикой"нового федерализма" больше пол­номочий в вопросах создания, управления и финансирова­ния программ не дали ожидаемых результатов. Решитель­ное наступление на чрезмерную централизацию повела в 80-х гг. республиканская администрация во главе с Р. Рейганом, действующая под лозунгами "поисков жизнеспособного партнерства", "возвращение штатам функций, которые они могут осуществлять лучше".

Новый план Р. Рейгана по совершенствованию межпра­вительственных отношений был инкорпорирован в общую стратегическую линию оздоровления экономики (Economic Recovery Plan) и предусматривал следующие цели: а) умень­шение влияния федеральных органов на местные дела на основе усиления доверия к местным властям, б) замену це­левых федеральных субсидий "блоковыми", выделяемыми на ряд программ нескольким штатам, в) поэтапную переда­чу штатам ответственности за финансирование многих про­грамм вместе с передачей им определенных финансовых средств, налоговых поступлений с соответствующим сокра­щением статей федерального бюджета, направленных на финансирование социальных программ.

В осуществлении политики "нового федерализма" Р. Рей­ган аннулировал ряд программ, таких, как Корпус по тру­доустройству молодежи и созданию государственных рабо­чих мест.

Политика "нового федерализма" не изменила, однако, кардинально отношений центра и штатов. И в настоящее вре­мя федеральное правительство является основным действую­щим лицом в осуществлении социальных программ.

54.СТО ДНЕЙ РЕФОРМ

-период умеренных бурж. реформ в Китае в кон. 19 в. Начался 11 июня 1898 с издания маньчжурским имп. Цзай Тянем (назв. годов правления - Гуансюй) указа "Об установлении основной линии государственной политики" и окончился 21 сентября того же года, когда вдовствующая императрица Ехонала (Цыси) произвела дворцовый переворот и отменила реформы. Продолжался фактически 103 дня. Императорский указ от 11 июня, изданный по настоянию кит. буржуазно-помещичьей партии реформ, руководимой Кан Ю-вэем, конкретно призывал лишь к проведению преобразований в области просвещения; тем не менее в нём выражалась решимость бороться с консервативными сановниками и проводить политику реформ. Цзай Тянь привлёк группу молодых реформаторов - учеников и единомышленников Кан Ю-вэя для разработки серии указов о реформах. В общей сложности было издано св. 60 указов, к-рые касались системы образования, стр-ва жел. дорог, з-дов и ф-к, модернизации с. х-ва, развития внутр. и внеш. торговли, реорганизации вооружённых сил, чистки гос. аппарата и т. д. Эти реформы объективно были направлены на создание условий для капиталистич. развития Китая. Однако указы издавались в большой спешке, не разъяснялись населению, саботировались придворными кругами и феод, бюрократией и пс сулеству остались на бумаге. Чтобы сломить сопротивление реакционной маньчжуро-китайской придворной клики, руководитель лев. крыла реформаторов Тань Сы-тун с ведома Цзай Тяня готовил устранение её лидеров, однако заговорщиков предал ген. Юань Ши-кай. Цзай Тянь был арестован, а руководители реформаторов казнены без суда и следствия, за исключением Кан Ю-вэя, Лян Ци-чао и Ван Чжао, к-рым удалось скрыться за границу. Суровые репрессии обрушились на всех участников движения за реформы. После поражения реформаторов стало быстро развиваться революц.-демократич. направление нац.-освободительной борьбы кит. народа, руководимое Сунь Ят-сеном.

 

55. Нестабильность Веймарской республики стала следст­вием не только вышеуказанных обстоятельств. Она была связана также с глубоким неприятием республики большин­ством немцев, считавших ее порождение



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.203.87 (0.016 с.)