Основные черты американского права нового времени 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные черты американского права нового времени



А мериканское право в процессе исторического развития приобрело своеобразные и даже уникальные черты. В нем зародилось немало новых прецедентов (например, в праве корпораций, договорном праве), которые были ориентированы на само­регулирующиеся силы в экономике.

Общее право в широком смысле слова, как "пра­во, созданное судьями" (judge-made law), сохраняет важное место в современной правовой системе США. Оно выступа­ет не столько как совокупность прецедентов, сколько как своеобразный судейский метод регулирования обществен­ных отношений, как особый стиль юридического мышле­ния, которому присуща высокая степень правотворческой активности судов.

В США еще в колониальный период, т. е. значительно раньше, чем в Англии, произошло слияние общего права с правом "справедливости". Последнее было поглощено в по­давляющем большинстве штатов и в правовой системе федерации судами общей юрисдикции. Например, американские суды широко использовали в своей практике за­претительные приказы ("инджанкшн") - одну из право­вых форм, выработанных в системе "справедливости" на­ряду с другими процессуальными формами.

Таким образом, право справедливости и общее право составили в США единую систему казуального прецедент­ного права (case law).

Принципиальное значение для формирования федераль­ного общего права имело решение Верховного суда 1938 г. по делу Erie Railroad v. Tompkins. Это решение содержит основу для урегулирования отношений между общим пра­вом штатов и федеральным правом. В нем Верховный суд указал, что федеральные суды не могут создавать "незави­симый свод национальных доктрин в сфере общего торгово­го права", а должны в случае коллизии законов применять общее право штатов.

Действие в США общего права является одним из фак­торов, затрудняющих кодификацию права. В некоторых его сферах (например, деликтная ответственность) сложная система прецедентов прямо препятствовала проведению кодификационных работ. Однако в XX в. предпринимаются попытки по систематизации общего права. Результатом та­кой работы стало подготовленное Институтом американского права (негосударственной организацией) многотомное изда­ние "Обновленное изложение права", впервые вышедшее в свет в 1952 г. В этом издании дается систематизированное изложение обработанного американского общего права..

Систематизации подверглись главным образом те пра­вовые институты, которые слабо урегулированы законода­тельством: гражданские деликты, договоры, коллизия за­конов, доверительная собственность и т. д. Это издание не является официальным, но пользуется большим авторите­том у американских судей, которые используют ссылки на него в судебных решениях.

 

 

37. Вторая республика во Франции. Конституция 1848 г. (если мало времени, диктуй то что желтым)

Сформиро­ванное в результате февральской революции временное правительство, состоявшее в основном из умеренных поли­тических деятелей, под прямым давлением народных масс Парижа 25 февраля 1848 г. провозгласило Францию рес­публикой. Революционная обстановка вынудила временное правительство, которое не склонно было к скоропалитель­ным решениям до выборов Учредительного собрания, пойти на некоторые социальные уступки: принять декрет о сокра­щении на один час рабочего дня, организовать националь­ные мастерские для безработных. Из государственного ап­парата были удалены откровенные монархисты и реакцио­неры, выведены войска из Парижа. Но в своей основе полицейско-бюрократическая машина Июльской монархии ос­талась нетронутой. Стремясь сохранить эту машину, не до­пустить нового революционного обвала государственной вла­сти, временное правительство поспешило провести выборы в Учредительное собрание, призванное разработать консти­туцию республики.

Принятая 4 ноября 1848 г. Конституция Второй рес­публики была документом, отразившим противоречия сво­ей эпохи. В ней закреплялись интересы буржуазии уме­ренной и даже консервативной, превратившейся в господствующую силу в обществе и государстве, принявшей на себя ответственность за конституционный порядок.

Основываясь на доктрине народного суверенитета и рассматривая народ в качестве источника власти, консти­туция совместила эту доктрину с католическими догматами о божественном предопределении. В ней подчеркивалось, что она принята "перед богом и от имени французского народа".

Конституция 1848 г., закреплявшая республиканский строй и систему республиканских институтов, не могла про­игнорировать недавнее монархическое прошлое Франции. В ней особо декларировалось, что "публичная власть не может передаваться по наследству" (ст. 18). Она закрепила также всеобщее избирательное право, которое рассматри­валось общественным мнением как один из основных показателей демократического характера Второй республики.

Конституция уже не делала акцент на естественные права человека и связанный с ними инди­видуализм. Кон­ституция 1848 г. сделала первый шаг в признании права на труд. В ней предусматривалось, что общество "организует через посредство государства, департаментов или коммун общественные работы, предназначенные доставлять безработным занятия".

Система государственных органов Второй республики по Конституции 1848 г. строилась на принципе разделения властей ("разделение властей является первейшим услови­ем свободного правления" - ст. 19). Однако центральное место в этой системе было отведено исполнительной вла­сти, которая делегировалась народом "гражданину, кото­рый получает звание президента республики". Президент не зависел от парламента и избирался на 4 года непосред­ственно населением. Президент наделялся широкими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отла­гательного вето, правом помилования и т. д. Он назначал и смещал министров, а по совету последних - дипломатов, главнокомандующих флота и армии, префектов, правите­лей Алжира и колоний, а также ряд других должностных лиц. Правда, президент не мог быть переизбран сразу на второй срок, не имел право роспуска Национального собра­ния, но в силу своей независимости от представительного органа он мог бесконтрольно распоряжаться всеми рычага­ми исполнительной власти: министрами, могущественным полицейско-бюрократическим аппаратом, армией.

Национальное собрание, избираемое на 3 года посред­ством тайного голосования французами старше 21 года на основе всеобщего избирательного права, т. е. без имущественного ценза, было наделено законодательной властью. Оно насчитывало 750 депутатов, не делилось, как это было предусмотрено большинством предшествующих конституций, на две палаты. Национальное собрание не имело реальных возможностей воздействовать на политику исполнительно­го аппарата и тем самым было обречено превратиться в орган, не имеющий авторитета и политической силы.

Конституция предусматривала учреждение Государст­венного совета, назначаемого на 6 лет Национальным соб­ранием. Создание этого совета также ослабляло позиции парламента. В компетенцию Государственного совета вхо­дило предварительное рассмотрение законопроектов, исходящих как от правительства, так и от самого Национально­го собрания. К его ведению были отнесены также контроль и наблюдение за администрацией и разрешение возникаю­щих в ходе ее деятельности административных споров, т. е. функции административной юстиции.

Слабости конституционной системы Второй республи­ки, проистекающие, прежде всего из нереальности ее соци­альных обещаний и уязвимой организации государственной власти, немедленно обнаружили себя в условиях нового по­слереволюционного соотношения политических сил, быст­рого распространения консервативных и даже монархиче­ских настроений.

 

38. Государственный строй Франции периода Реставрации Бурбонов. Конституционные хартии 1814 и 1830 гг.

Реставрация Бурбонов — восстановление власти монархов-представителей династии Бурбонов во Франции на период с 1814 по 1830 годы, характеризующееся противоречивыми приказами монархов, неустойчивой политической ситуацией в стране.

Все послереволюционное развитие французской государственности (правление Директории, авторитарный режим Наполеона) способствовало компрометации респуб­ликанских институтов в общественном сознании Франции, подводило его к поискам "исторической справедливости" и к реставрации монархии с Бурбонами во главе.

Конституционные основы легитимной монархии (так именовался режим Реставрации) были определены в коро­левской Хартии 1814 г., дарованной Людо­виком XVIII французскому народу после его вступления на престол. Таким образом, в отличие от Конституции 1791 г., источником этого конституционного документа считался ко­ролевский, а не народный суверенитет.

В Хартии содержались прямые ссылки на "божествен­ное провидение" и декларировалось, что "вся власть сосре­доточивалась во Франции целиком в особе короля".

В Хартии предусматривалось возвращение титулов ста­рому дворянству и сохранение их за новой послереволюци­онной аристократией, которая, однако, была в значитель­ной мере истреблена во время "белого террора". Король по­лучил право жаловать дворянство "по своему усмотрению". Однако сам сословный строй в его дореволюционном виде (с дворянским землевладением) уже не мог быть восстанов­лен.

Хартия была призвана обеспечить политическое доми­нирование в государстве дворянской аристократии и новой буржуазной элиты. Она не затрагивала систему отношений собственности, сложившуюся в результате революции, в том числе крестьянское землевладение.

В Хартии нашли свое отражение также либеральные идеи. В ней говорилось о равенстве французов перед зако­ном.

В обстановке революционного подъема новый король

издал конституционную Хартию (Хартия 1830 г.), которая являла собой несколько видоизмененную Хартию 1814 г., но она в большей степени учитывала реалии нового капиталистиче­ского общества. Она давала основания трактовать француз­ское государство как ограниченную и представительную монархию, связанную рамками конституционной законно­сти.

 

39. Судоустройство и судопроизводство Японии нового времени

Конституция 1889 г. определила лишь общие принципы будущей перестройки судов в Японии, формально установив несменяемость судей, деят-ость кот-ых осуществлялась «от имени императора и согласно законам». Компетенция общих судов была ограничена, они не могли рассматривать жалобы на действия администрации. Сатья 60 рассматривала создание особых, административных судов, деятельность чиновников была выведена за рамки судебного контроля.

Старая судебная система и судопроизводство в Японии перестраивались медленно. Еще до приянтия конституции японскими пол-ми деятелями, юристами было проведеноширокое изучение судебных и правовых систем западных стран.

С 1872 года в суды стали допускаться представители прессы, были запрещены пытки при разрешении гражданских дел, формально уничтожены сословные различия, запрещена кровная месть. В 1874 году на основе Закона об организации судов происходит упорядочение судебной системы Японии, создаются местные окружения, аппеляционные судебные инстанции. Из судей апелляционных судов и большого суда правосудия образовались коллегии административных судов.

Закон в соот-ии с конституцией формально закрепил принцип несменяемости и независимости судей, предусмотрев возможность смещения, понижения судей в должности только в случаях привлечения его к уголовной ответственности или наказания в дисциплинарном поряке. С этой целью в этом же году был принят Закон о дисциплинарной ответственности судей.

Для замещения должности судей, согласно Закону 1890 г., требовались юридические знания и проф-ый опят. Судьями стан-ись лица, сдавшие соответствующие экзамены и успешно прошедши испыт-ый срок службы в органах суда и прокуратуры в течение трех лет.

Законом 1890 г. предусматривалось создание Высшего публичного департамента прокуратуры со штатом местных прокуроров, подчиняющихся строгой субординации.

1893 г. принят Закон об адвокатуре. Адвокаты стали участвовать в работе суда.

40. Политический режим кайзеровской Германии на рубеже ХIХ-ХХ

Политический режим кайзеровской Германии отличался неустойчивостью. У полуабсолютистского государства Германии БЫЛ агрессивный внешнеполитический курс. Особую роль в Слож­ных социально-экономические процессах играл ее канцлер (министр-президент Пруссии) О. Бисмарк ("революция сверху", "государственный социализм", "реакци­онный милитаризм", "бонапартизм" и пр.)

Не слу­чайно последнюю треть XIX в. в Германии называют вре­менем грюндерства (gründen - основать, учредить). Значительно усиливается политический вес немецкой буржуазии в стране и за рубежом, хотя по-прежнему задает тон консервативное юн­керство.

Для первых лет канцлерства Бисмарка характерно пре­обладание либеральных методов и средств осуществления го­свласти. Создается общеимперская партийная система, растут рабочие организации, партийная печать.

Ведущей буржуазной партией, задающей оппозицион­ный тон деятельности рейхстага, становится партия либе­ральной буржуазии - Национально-либеральная, под влия­нием которой находилась в это время и значительная часть рабочего класса. Слева примыкала к ней мелкобуржуазная Прогрессистская партия, которая в 1884 г. сливается с ле­вым крылом Национально-либеральной партии, образуя Немецкую свободомыслящую партию. Особое место в поли­тической системе занимает разношерстная Католическая партия (Центра). Резко настроенная против Пруссии, она преследует партикуляристские цели.

Вместе с ростом промышленного пролетариата в 1869 г. возникает и первая рабочая Социал-демократическая пар­тия (СДРП). В 1875 г. в результате объединения в Готе СДРП и Всегерманского рабочего союза (эйзенахцев и лассальян­цев) формируется реформистская Социалистическая еди­ная партия Германии (СЕПГ). Социал-демократы избираются в рейхстаг. Социалистическая идеоло­гия становится господствующей среди рабочего класса, рас­ширяется круг социалистических партийных изданий и пр.

Правительство Бисмарка выдвигает проекты кардинальной финансово-экономической реформы, пере­хода к протекционизму.

Поводом для начала наступления на социал-демократов стали два покушения на императора Вильгельма II в 1871 г. и 1878 г. Бис­марк называл социалистов в печати не иначе как "бандой убийц". После первого покушения в 1871 г. он распускает рейхстаг и начинает массированную атаку против инакомыс­лия. В 1878 г. под угрозой очередного роспуска, манипулируя с помощью мифа "о красном при­зраке" (обвинений социалистов в покушении на собственность, в подрыве веры в Бога и пр.), он добивается принятия рейхстагом закона названного впоследст­вии "исключительным законом против социалистов".

Закон запрещал все организации которые стремились свергнуть существующий государственный и общественный строй.Нарушение закона угрожало денежным штрафом, тю­рьмой и т.д.

На основании закона в 1878 г. было введено "малое осадное положение" в Берлине, в 1880 г. - в Гамбурге, в 1881 г. - в Лейпциге. СЕПГ фактически была распу­щена, но ее фракция в рейхстаге оставалась действующей.

Чтобы лишить социал-демократов опоры в массах, Бисмарк вслед за продлением действия закона 1878 г. в 1881 г. вводит ком­плекс тщательно разработанных законов о социальном страховании. Политика социального маневрирования (бонапартизма).

1889-1890 гг. стали рекордными по количеству рабочих за­бастовок (более 1100чел). Вильгельм II отменил в 1890 г. исключительный закон против социалистов, что стало причиной отставки "железного канцлера".

Прусско-германский милитаризм создал в Европе тот тип международных отношений, который вошел в историю XIX - начала XX в. под именем "вооруженного мира", сущ­ностью которого стала систематическая подготовка к локаль­ным войнам, а затем и к мировой войне.

закон 1874 г. о се­милетнем сроке своего невмешательства в эту спорную сфе­ру (правило септената).

В 1916 году, после назначения начальником генерального штаба фельдмаршала Гинденбурга (будущего президента Гер­мании) и его заместителем - генерала Людендорфа, в условиях усилившейся конкуренции гражданских и военных властей, когда монарх лишился фактически всяких реальных полно­мочий, в Германии установилась фактически военная дикта­тура.

Закон 1916 г. "О вспомогательной службе Отечеству", на основании которого вводилась обяза­тельная трудовая повинность для мужчин от 16 до 60 лет, а властям предоставлено было право проводить принудитель­ную мобилизацию населения на любую работу, завершил про­цесс полной милитаризации труда в Германии.

 

41. Оформление Конституционной монархии в Англии

смерть Кромвеля ускорила соглашение низших слоев с феодальной аристокра­тией в целях возвращения к "законной власти". Это нашло свое выражение в реставрации в 1660 г. монархии Стюар­тов. По замыслу правящей группировки джентри и бур­жуазии, эта монархия должна была быть конституционной и гарантировать незыблемость главных завоеваний рево­люции. В Бредской декла­рации 1660 г. новый король Карл II обещал, что вопросы о содержании армии, о землях роялистов будут поставлены на разрешение парламента. Восстанавливались англиканская церковь, Тайный совет и другие дореволюционные органы го­сударства (за исключением наиболее ненавистных Звезд­ной палаты и Высокой комиссии).

Представители придворной аристократии и часть джен­три, ориентирующаяся на Стюартов, а также духовенство составили партию "тори". Оппозиция - купцы, финансовая буржуазия и верхушка джентри, обогатившаяся в ходе ре­волюции, которых поддерживала промышленная буржуа­зия, - образовала партию "вигов".

Определенным успехом оппозиции в борьбе с проявле­ниями королевского произвола стало принятие Акта о луч­шем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями 1679 г. Закон был призван ограничить возможности тайной расправы короля со сторонниками оппозиции, но приобрел более общее значение. Лицо, освобожденное по приказу "habeas corpus", нельзя было вновь заключить в тюрьму и арестовать до суда за то же преступление.

Во-пер­вых, ущемлялись права лиц, обвиненных в тяжких уголов­ных преступлениях или соучастии в них. Во-вторых, для ос­вобождения на поруки до суда требовался денежный залог, сумма которого могла быть очень значительной. В-третьих, действие закона могло быть приостановлено парламентом, что впоследствии неоднократно происходило на практике.

Политика Стюартов привела к кратковременному объедине­нию вигов и тори. Дворцовый переворот 1688 г. с целью замены Якова II более "удобным" монархом. Этот переворот получил название "Славная революция". Политическая власть в центре и на местах остава­лась в основном в руках знатных землевладельцев в обмен на гарантии соблюдения интересов финансовой верхушки буржуазии. Важнейшим политическим результатом такого компро­мисса стало утверждение в Англии конституционной мо­нархии, получившей закрепление в двух актах парламента: Билле о правах 1689 г. и Акте об устроении 1701 г.

Билль о правах определил положение парламента в системе государственных органов. Билль провозгласил незаконным: 1) приоста­новление действия законов или их исполнения без согласия парламента; 2) взимание налогов и сборов в пользу короны без согласия парламента. Билль устанавливал свободу слова и прений в парла­менте, свободу выборов в парламент, право обращения под­данных с петицией к королю. Срок полномочий парламента был определен сначала в 3 года, а за­тем - 7 лет.

Акт об устроении, именуемый также Законом о престолонаследии. Лица, вступившие на англий­ский трон, обязаны были присоединиться к англиканской церкви. Запрещалось совмещение членства в палате общин с занятием должности королевского минист­ра (это положение было вскоре отменено). Акт предусмот­рел правило, согласно которому все акты исполнительной власти, помимо подписи короля, нуждались в подписи соот­ветствующих королевских министров (контрасигнатура), по совету и с согласия которых они приняты. Важным установ­лением было лишение короля права помилования своих ми­нистров, осужденных парламентом в порядке импичмента.

Верховенство парламента в облас­ти законодательной власти, признание за парламентом ис­ключительного права вотировать бюджет и определять во­енный контингент, а также принцип несменяемости судей. Дуализм власти продолжал сохраняться. Представление о триедином парла­менте (король и две палаты) оставалось теоретически неиз­менным. Никакой ответственности перед парламентом ко­роль не нес, как не несли политической ответственности ни Правительство Его Величества, ни так называемый каби­нет, который выделился из Тайного совета в составе колле­гии из 5-7 наиболее важных министров-советников коро­ля.

СЛЕДУЮЩИЕ АБЗАЦЫ МОЖЕТ НЕ НУЖНЫ Т.К. ЭТО УЖЕ ЭВОЛЮЦИЯ К.МОНАРХИИ

Главными направления­ми эволюции были ограничение королевской власти и утверждение новых принципов взаимоотношений исполнитель­ной и законодательной власти - становление "ответствен­ного правительства".

Право короля отвергать законы, принятые парламентом (аб­солютное вето), перестало применяться с 1707 г. Король Ге­орг I (1714-1727), не знавший английского языка, перестал являться на заседания кабинета, что повлекло за собой важ­ные политические последствия. Кабинет стал действовать от имени "Его Ве­личества", но практически самостоятельно. Положение мо­нарха в дальнейшем было определено максимой, гласившей, что "король царствует, но не управляет".

Первым шагом к возникновению новой системы взаимоотношений кабинета и парламента были акты 1705- 1707 гг. о должностях, которые, отменив соответствующие положения Акта 1701 г., открыли министрам возможность избираться в нижнюю палату парламента и тем самым пред­ставлять в ней кабинет. В 1708-1715 гг. стал утверждаться принцип формирования кабинета на однопартийной (тори или виги), а не на смешанной основе. В конце XVIII в. на­чинают устанавливаться еще два важных правила. В слу­чае утраты кабинетом доверия парламента он либо уходил в отставку в полном составе (солидарная ответственность), либо мог распустить палату общин и назначить новые вы­боры.

Активным избирательным правом со времен сословно-представительной монархии обладали в графст­вах только фригольдеры с 40 шиллингами годового дохода. Что же касается права быть избранным, то здесь имущест­венный ценз был неимоверно высоким. По Акту 1710 г. пас­сивным избирательным правом наделялись лица, которые имели от земельной (недвижимой) собственности доход в размере 600 ф. ст. в год в графствах и 300 ф. ст. в городах. Изменить такую избирательную систему были призваны избирательные реформы XIX в.

 

42. Источники права США ХХв

В результате применения и толкования положений английского права в США постепенно создавалось свое прецедентное право. Английское правило прецедента (stare decisis) действует и в США, однако Верховный суд США и верховные суды штатов не обязаны следовать своим решениям.

Более четкое правило существует в отношении связанности нижестоящих судов решениями вышестоящих. Хотя формально нижестоящие суды не могут отвергнуть решение вышестоящих судов, они используют многочисленные противоречивые решения вышестоящих судов, что приводит к практически не ограниченному судейскому усмотрению.

Еще большие, чем в Англии, сложности, связанные с прецедент-ным правом, возникли в связи с федеральным устройством США.

Заимствованное общее право развивалось в судах США — как в федеральных, так и в судах отдельных штатов. В связи с этим возник вопрос, является ли общее право правом федерации или существует общее право каждого отдельного штата. В 1938 году Верховный суд США дал на него совершенно однозначный ответ:

общее право — это право отдельного штата, федерального общего права не существует. Суды каждого штата осуществляют свою юрисдикцию независимо один от другого, и поэтому решениям, принятым в судах одного штата, не обязаны следовать суды других штатов.

Прецедентное право не является единственным источником гражданского права США. Так же как и в Англии, многие институты (в особенности относящиеся к предпринимательской деятельности) урегулированы в законодательном порядке.

Законодательная деятельность в США в области гражданского права в основном относится к компетенции штатов. Лишь вопросы патентного права, права на товарный знак, авторского права, правила о несостоятельности, а также вопросы международной торговли и торговли с иностранцами находятся в ведении федерации. В настоящее время в сфере гражданского права наблюдается тенденция к усилению роли федерации. Возрастанию роли федерации в значительной мере способствовали развитие государственно-монополистического капитализма, усиление вмешательства государства в экономику страны.

В связи с тем, что нормы права (как статутного, так и пре-цедентного), применяемые при регулировании гражданских и торговых отношений,— это нормы отдельных штатов, а не федерации, особое значение в условиях США приобретают нормы коллизионного права (law of conflict of laws), которые отвечают на вопрос о том, нормами какого штата (или федерации) следует руководствоваться суду, когда спорное правоотношение выходит за рамки одного штата. Коллизионные нормы в каждом штате также весьма разнообразны, что приводит к дополнительным трудностям.

Пестрота, раздробленность, а подчас и неопределенность многих правовых предписаний противоречат интересам развитого капиталистического оборота, в особенности интересам крупных фирм, распространяющих свою деятельность на всю территорию США. Поэтому примерно с конца прошлого столетия в США были приняты меры для частичной унификации правовых норм и внесения в них некоторой ясности и определенности.

В 1958 году был выработан проект Единообразного торгового кодекса, содержавший нормы по основным вопросам делового оборота. В течение десяти лет Единообразный торговый кодекс (ЕТК) (Uniform Commercial Code) становится законом всех штатов (за исключением Луизианы, Виргинских островов и федерального округа Колумбия).

 

Развитие дирижистских тенденций в США, как и в Англии, влечет за собой рост значения закона; развитие права отныне в многочисленных и очень важных областях направляется законодательством. Однако этот феномен, относительно недавно проявившийся в Англии, не новость для США; он проявлялся в США в целой серии фактов, способствовавших после завоевания независимости укреплению роли Писаного права. Наиболее важным из таких фактов является существование федеральной Конституции, созданной на базе Декларации прав — основы основ американских институтов и публичных свобод в США. Юристы США, как и английские юристы, считают нормами права в собственном смысле слова только правила судебной практики, сформулированные в связи с конкретными делами. Если же посмотреть, какую роль играют судебные решения как источники права, то можно отметить важные различия между английским и американским правом.

 

43. Судоустройство и судопроизводство США нового времени

по отдельным штатам. Дуализм законодательства (федерации и штатов).

В пер­вые десятилетия истории США уголовное право развива­лось в значительной степени под воздействием английского общего права.

Фелонии и мисдиминоры были в свою очередь разделены на несколько классов. В уголовном праве США фелонии по сравнению с мисдиминорами - это тяжкие преступления, которые влекут за собой лишение свободы на срок более года. Соответст­венно группу мисдиминоров составляют менее тяжкие дея­ния.

Основными видами наказаний в XX в. в США на феде­ральном и штатном уровне выступают смертная казнь, ли­шение свободы, пробация и штраф. В качестве дополнитель­ных наказаний судом назначаются конфискация имущества, установление обязанности возместить причиненный ущерб, лишение прав (например, на вождение машины) и т. д.

С 1967 г. в США, по существу, был установлен мораторий на исполнение смертных приговоров, что привело к образова­нию своеобразной "очереди смертников". Суд ограничил возможность ее применения некоторыми условиями: совершение тяжко­го убийства или убийства, последовавшего в результате дру­гого тяжкого преступления. Применение смертной казни не допускалось к лицам, не достигшим к моменту преступле­ния 16 лет. При вынесении приговора суду присяжных долж­на была быть предоставлена возможность выбора между смертной казнью и пожизненным заключением.

К началу 90-х гг. XX в. смертная казнь (электрический стул, газовая камера и т. д.) продолжала сохраняться как мера наказания в 36 штатах. Комплексный закон о контроле над преступностью 1984 г. предписывает федеральным судам устанавли­вать точные сроки лишения свободы для лиц, совершивших преступление с применением насилия, а также для рециди­вистов.

Пробация не предполагает тюремного заклю­чения, но ставит осужденного на определенный срок под жесткий контроль специальной службы наблюдения.

Дуализм законодательства (федерации и штатов).

Раздел 18 Свода законов США. В 1948 г. в этот раз­дел была включена особая вторая часть "Уголовный про­цесс". Некоторые важные положения процессуального пра­ва нашли свое отражение и в разделе 28 Свода ("Судоуст­ройство и судебная процедура").

В штатах предвари­тельное расследование осуществляется прежде всего поли­цией графств, городов и т. д., не имеющих единого центра и действующих часто изолированно и не всегда скоординиро­ванно. Важную роль в расследовании преступлений штатов играет атторнейская служба.

Если полицейские и другие должностные лица штатов расследуют преступления, не выходящие за пределы шта­та, то федеральные органы расследуют преступления, пре­дусмотренные федеральным законодательством.

Здесь большую роль в раскрытии преступлений играет Федеральное бюро расследований (ФБР), формально под­чиненное генеральному атторнею США, но фактически дей­ствующее самостоятельно. Функции расследования по уголовным делам осущест­вляют и некоторые другие федеральные службы и должно­стные лица, прежде всего федеральные атторнеи, которые помимо всего контролируют действия полицейских.

В расследовательской деятельности федеральные ат­торнеи, имеющие свой небольшой аппарат детективов, дей­ствуют независимо даже от генерального атторнея. Они на­делены правом возбуждать уголовные дела и предъяв­лять обвинение. В основном сами же расследования престу­плений проводятся полицией.

Полицейские и атторнеи могут со­бирать данные о самом факте преступления, разыскивать скры­вающихся преступников, производить аресты подозреваемых и допрашивать их и т. д. Но аресты, обыски и некоторые дру­гие следственные действия осуществляются полицией, как правило, с предварительной санкцией суда. Верховный суд США в 60-е гг. (дело Гедеона) закрепил за обвиняемым при допросе в полиции право на присутствие адвоката.

Второй стадией в уголовном процессе является реше­ние вопроса о предании обвиняемого суду. Здесь важная роль принадлежит атторнеям федерации и штатов.

Во многих штатах обвинитель (атторнеи или должно­стное лицо полиции) может сам предъявить обвинение и направить дело в суд. В федеральной системе, а также в некоторых штатах все серьезные обвинения должны быть представлены Большому Жюри, состоящему из постоянных заседателей. Последние могут вынести вердикт о привлече­нии обвиняемого к уголовной ответственности и о передаче дела в суд.

Третья стадия уголовного процесса - судебное разби­рательство дела. Традиционной чертой американского уго­ловного судопроизводства является то, что подсудимый имеет право на суд присяжных, если ему угрожает больше чем 6-месячное заключение. Жюри присяжных в большин­стве американских штатов состоит из 12 человек, отобран­ных из представителей разных слоев общества.

Судебное заседание начинается с общей инструкции, которую дает судья присяжным. Затем обе стороны в про­цессе дают краткое изложение своей позиции.

Действует презумпция невиновности подсуди­мого. Доказательства, добытые с нарушением процессуаль­ных правил, особенно в результате таких процессуаль­ных действий, как обыск и арест, не могут быть исполь­зованы обвинением и отвергаются судьей.

Заключительной стадией уголовного процесса являет­ся решение главного вопроса о виновности или невиновно­сти обвиняемого. Право решать этот вопрос принадлежит жюри присяжных, а не судье.Вердикт (приговор), который выносит жюри, должен быть единогласным. Если такого единогласия не удается достигнуть и судья не может повлиять на позицию присяж­ных, то он объявляет суд недействительным по причине отсутствия единогласия присяжных. В большинстве штатов вынесение приговора осуществ­ляется судьей.

 

 

44. Основные черты английского буржуазного права

 

Основными источниками права в Англии и после революции остались традиционные

конструкции "общего права" и права справедливости, а также закон. Их применение

на практике было связано с использованием судебного прецедента.

Так, важнейший институт гражданского права - право собственности -сохранил

средневековое деление на "реальную" и "персональную" (личную) собственность.

К реальной собственности относились земли, растения, здания, документы,

дающие право на все вышеперечисленное. К личной собственности помимо

личных вещей относились и права на иски (напр., авторское право, патентное и

т.д.).

Большим своеобразием отличалось право собственности на землю. Вся земля в

Англии рассматривалась как собственность короля, а отдельные лица

рассматривались как держатели земли. Но фактически это право держания не

отличалось от права собственности. Оно было бессрочным, предусматривало

свободное распоряжение и отчуждение земли, хотя сама форма передачи права на

землю имела сложную процедуру.

В XVIII-XIX вв. широкое распространение получила доверительная собственность

(траст), известная еще феодальному праву. Доверительный собственник

распоряжается названным имуществом не совсем свободно, а в соответствии с

целями, которые определил учредитель. Учредитель называл и пицо,

которое будет пользоваться доходами от этого имущества.

Скандальные спекуляции на лондонской бирже заставили английский парламент еще в

начале XVIII века издать специальный акт "О мыльных пузырях", по

которому образование акционерных компаний без специального государственного

разрешения не допускалось. В 1844-1867 гг. в Англии принимается ряд законов,

давших четкую регламентацию образования компаний.

Эти законы определили торговые товарищества, выпускающие свои акции, как

самостоятельные юридические лица, не совпадающие со своими учредителями и

акционерами.

В 1908 г. консолидированный Акт о компаниях, объединивший все предыдущие

законы, определил два вида компаний: публичные и частные. Публичные

компании могли беспредельно расширять свой капитал путем эмиссии и продажи

акций, но обязаны были вести публичную отчетность. Частные компании

могли объединять не более 50 человек, сами формировать весь свой капитал, не

могли продавать посторонним лицам свои доли, но не были связаны публичной

отчетностью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 665; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.233.176 (0.192 с.)