Местное управление Франции нового времени 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Местное управление Франции нового времени



Первая империя

Нестабильная внутриполитическая обстановка в стране заставила термодорианцев искать опору в режиме военной диктатуры. 9-10 ноября 1799 года генерал Наполеон Бонапарт с помощью войск разогнал Законодательный корпус и упразднил Директорию.

Упраздняется выборное местное самоуправление. Вся полнота власти в департаменте вручается назначаемому правительством префекту, а в дистрикте - супрефекту. Так же назначались мэры и члены совещательных советов коммун и городов. Установлена строгая иерархическая подчиненность всех должностных лиц 1-му консулу.

Во время второй не изменилось.

Третья ИМПЕРИЯ.

Республика сохранила прежнее административно-территориальное деление, унаследованное от первой империи. Всей полнотой власти в департаменте обладал префект. Он назначался директором Президента по представлению Министра внутренних дел. Во главе округа находился супрефект, назначаемый Министром внутренних дел и подчиненный префекту. Выборные местные органы: департаментские генеральные советы, окружные советы, муниципалитеты в коммунах ведали вопросами местного благоустройства, раскладки налогов и т.п. Незначительность их роли усугублялась еще и тем, что префект всегда мог приостановить и опротестовать их решение.

 

50. Образование буржуазного государства в Румынии

Князь Куза пользовался поддержкой России и Франции. В его правление был осуществлен ряд важных реформ: издана новая конституция, отменено крепостное право, часть земли предоставлена за выкуп крестьянам, крестьянство получило избирательные права. В политических действиях Куза стремился подражать Наполеону III. Все это вызвало недовольство как консерваторов, так и либералов, объединившихся в «Чудовищную коалицию». В 1866 оппозиция свергла Кузу и сформировала временное правительство. На княжеский престол был избран немецкий принц Карл Гогенцоллерн-Зигмаринген, родственник короля Пруссии

Новая конституция 1866, разработанная либералами Румынии, предусматривала создание правительства, ответственного перед парламентом, но резко ограничивала избирательные права крестьянства. В мае 1877, заключив союз с Россией, Румыния объявила о своей полной независимости от Османской империи. Сан-Стефанский мирный договор, завершивший новую российско-турецкую войну, а также Берлинский конгресс 1878 подтвердил этот акт. Румыния получила Северную Добруджу и порт Констанцу, но должна была передать России Южную Бессарабию. По данным посольства Румынии это вызвало недовольство румынских властей и охлаждение отношений с Россией. Румыния стала все больше сближаться с Германией и Австро-Венгрией. В 1883 страна вступила в Тройственный союз.

51. Американский федерализм

После гражданской войны в США на первый план вышла про­блема создания единого экономического пространства. Спор между федерацией и ее субъектами стал фо­кусироваться на интерпретации одного из положений Кон­ституций (ст. 1, разд. 8) о праве федерального конгресса регулировать торговлю между штатами. Возникла доктри­на "двухстороннего федерализма", которая исходила из того, что сферы деятельности национального правительства и штатов должны быть разграничены, но торговля между шта­тами должна регулироваться в соответствии с конституци­ей федеральным конгрессом и только внутри штатов - штатами.

Тенденция централизации "по вертикали", перетекания полномочий от штатов к центру наиболее ярко прояви­лась в период "нового курса" Рузвельта, в условиях концентрации средств для выхода из кризиса, осуществления федеральных экономических и социальных программ, зна­чительного усиления власти президента, роста числа мно­гочисленных федеральных регулирующих ведомств.

Она сохранялась и после 30-х гг., когда Верховный суд не столько выяснял отношения федерации и штатов, сколь­ко обосновывал политическую линию их сотрудничества во имя решения общих социально-экономических задач. Это позволило федеральным властям регулировать многие направления экономической деятельности в стране. В резуль­тате к 40-м гг. не только сельское хозяйство, но и промыш­ленность оказались в ведении федеральных властей, что и было поддержано в решении Верховного суда 1942 г., ут­вердившего общее правило, что конгресс может принять закон, конституционность которого не может быть подверг­нута сомнению, если он касается регулирования почти лю­бого типа экономической деятельности, в любом районе стра­ны.

Усиление контроля со стороны федерации над штата­ми происходило и за счет роста их финансовой зависимости от центра. Если до XX в. федеральные субсидии штатам, местным органам были небольшими и малочисленными, то затем их масштабы стали резко увеличиваться. С 1960 г. федеральная помощь штатам удваивалась каждые пять лет.

Попытки Р. Никсона в 1979 г. передать штатам в соот­ветствии с политикой "нового федерализма" больше пол­номочий в вопросах создания, управления и финансирова­ния программ не дали ожидаемых результатов. Решитель­ное наступление на чрезмерную централизацию повела в 80-х гг. республиканская администрация во главе с Р. Рейганом, действующая под лозунгами "поисков жизнеспособного партнерства", "возвращение штатам функций, которые они могут осуществлять лучше".

Новый план Р. Рейгана по совершенствованию межпра­вительственных отношений был инкорпорирован в общую стратегическую линию оздоровления экономики (Economic Recovery Plan) и предусматривал следующие цели: а) умень­шение влияния федеральных органов на местные дела на основе усиления доверия к местным властям, б) замену це­левых федеральных субсидий "блоковыми", выделяемыми на ряд программ нескольким штатам, в) поэтапную переда­чу штатам ответственности за финансирование многих про­грамм вместе с передачей им определенных финансовых средств, налоговых поступлений с соответствующим сокра­щением статей федерального бюджета, направленных на финансирование социальных программ.

В осуществлении политики "нового федерализма" Р. Рей­ган аннулировал ряд программ, таких, как Корпус по тру­доустройству молодежи и созданию государственных рабо­чих мест.

Политика "нового федерализма" не изменила, однако, кардинально отношений центра и штатов. И в настоящее вре­мя федеральное правительство является основным действую­щим лицом в осуществлении социальных программ.

54. СТО ДНЕЙ РЕФОРМ

-период умеренных бурж. реформ в Китае в кон. 19 в. Начался 11 июня 1898 с издания маньчжурским имп. Цзай Тянем (назв. годов правления - Гуансюй) указа "Об установлении основной линии государственной политики" и окончился 21 сентября того же года, когда вдовствующая императрица Ехонала (Цыси) произвела дворцовый переворот и отменила реформы. Продолжался фактически 103 дня. Императорский указ от 11 июня, изданный по настоянию кит. буржуазно-помещичьей партии реформ, руководимой Кан Ю-вэем, конкретно призывал лишь к проведению преобразований в области просвещения; тем не менее в нём выражалась решимость бороться с консервативными сановниками и проводить политику реформ. Цзай Тянь привлёк группу молодых реформаторов - учеников и единомышленников Кан Ю-вэя для разработки серии указов о реформах. В общей сложности было издано св. 60 указов, к-рые касались системы образования, стр-ва жел. дорог, з-дов и ф-к, модернизации с. х-ва, развития внутр. и внеш. торговли, реорганизации вооружённых сил, чистки гос. аппарата и т. д. Эти реформы объективно были направлены на создание условий для капиталистич. развития Китая. Однако указы издавались в большой спешке, не разъяснялись населению, саботировались придворными кругами и феод, бюрократией и пс сулеству остались на бумаге. Чтобы сломить сопротивление реакционной маньчжуро-китайской придворной клики, руководитель лев. крыла реформаторов Тань Сы-тун с ведома Цзай Тяня готовил устранение её лидеров, однако заговорщиков предал ген. Юань Ши-кай. Цзай Тянь был арестован, а руководители реформаторов казнены без суда и следствия, за исключением Кан Ю-вэя, Лян Ци-чао и Ван Чжао, к-рым удалось скрыться за границу. Суровые репрессии обрушились на всех участников движения за реформы. После поражения реформаторов стало быстро развиваться революц.-демократич. направление нац.-освободительной борьбы кит. народа, руководимое Сунь Ят-сеном.

 

55. Нестабильность Веймарской республики стала следст­вием не только вышеуказанных обстоятельств. Она была связана также с глубоким неприятием республики большин­ством немцев, считавших ее порождением "позорного" Вер­сальского мирного договора.

Основной массе населения, его консервативному массо­вому сознанию трудно было смириться и с тем, что Веймар­ская республика разрушила старый, привычный порядок кайзеровской империи, казавшийся таким прочным и на­дежным.

Демократический фасад Веймарской республики не опирался на прочный фундамент демократических госу­дарственных институтов не только в силу сохранения ста­рого государственного аппарата, но и изъянов самого кон­ституционного порядка, придуманного в Веймаре без глу­бокого учета обстановки в стране.

Роковой ошибкой республики было то, что она не ли­шила власти реакционную военщину, не реорганизовала бюрократический аппарат.

Слабость политической воли Веймарского государства была связана также с отсутствием единства действий его высших органов власти. Рейхстаг не стал проводником де­мократии, конституционного порядка, так как в нем, осо­бенно в последние годы Веймарской республики, в силу ост­рого партийного противоборства сложилась ситуация пол­ной невозможности образования позитивного большинства, способного предложить народу умеренную программу вы­хода из кризиса. Находившиеся на диаметрально противо­положных флангах партии, имевшие в нем большинство мандатов, резко критически настроенные против правитель­ства, в силу полной противоположности своих целей не были готовы и не были в состоянии взять на себя правительст­венную ответственность.

Частые и необоснованные, особенно в последние годы Веймарской республики, роспуски парламента (парламент мог быть распущен даже из-за не утвержденного им прези­дентского указа, как это имело место в 1930 г.), внушаемые немцам прессой представления о его полном бессилии все настойчивее склоняли массовое сознание к поиску "сильной руки" фюрера.

56.

История конституционных институтов в Италии насчитывает более полутора веков. За этот период страна прошла через режим конституционной монархии, тоталитарную фашистскую диктатуру, а после того, как в 1946 году в результате референдума была отвергнута монархическая форма правления, в Италии была принята одна из самых демократических конституций послевоенной Европы.

В марте 1848 г. в Королевстве Сардиния впервые был принят конституционный закон, так называемый “Альбертинский статут", названный так по имени короля Карла Альберта. После полного объединения Италии в 1870 году, Альбертинский статут стал Конституцией всей страны.

По своему характеру Альбертинский статут — типичная дарованная "сверху" конституция.

В стране был установлен однопартийный режим, а глава партии — вождь (дуче) — одновременно являлся главой всей исполнительной власти в стране. Институт монархии при фашизме сохранился. Такое положение короны облегчило ликвидацию фашистского режима в 1943 году после поражения Италии во второй мировой войне, в которой она участвовала на стороне Германии и Японии.

На референдуме 2 июня 1946 г. большинством в 54,3% голосов была отвергнута монархическая форма правления и одновременно было избрано Учредительное собрание. 18 июня 1946 г. Италия была официально провозглашена Республикой.

Новая Конституция Италии была принята на торжественном заседании Учредительного собрания 22 декабря 1947 г. 453 голосами, против было подано 83 голоса. 27 декабря 1947 г. Конституция была промульгирована Временным главой государства И. Бономи а с 1 января 1948 г. она вступила в силу. Состоит из основных принципов (статьи 1—12) и двух частей. В целом насчитывает 134 статей (изначально 139, 5 исключены). Также к конституции приложены переходные и заключительные положения. Изменялась 15 раз. Устанавливает парламентскую республику, признаёт Латеранские соглашения как основу особых отношений с римско-католической церковью.

 

57.

В 1920 г. на Севере страны итальянские рабочие захватывают отдельные промышленные предприятия, организуя на них производство под руководством своих коми­тетов. Батраки и беднейшие крестьяне на Юге начинают захватывать необработанные помещичьи земли. Правитель­ство, не надеясь на поддержку армии, не решается приме­нить к ним вооруженную силу.

Падает влияние старых буржуазных партий: либера­лов - партии крупной буржуазии, "пополяри" - католи­ческой партии, предшественницы христианско-демократической партии, национальной партии аграриев. Социалисти­ческая партия раскалывается на фракции. В 1921 г. из нее вышло левое крыло, образовавшее коммунистическую пар­тию. Но ее влияние на трудящиеся массы было еще незна­чительным, и правительству удалось скоро снизить накал борьбы путем частичных уступок рабочим, которые возвра­тили захваченные предприятия. Крестьянам также пришлось возвратить земли помещиков.

В условиях социального кризиса активизируется фа­шистское движение. Еще в 1915 г. бывший член социали­стической партии Бенито Муссолини основал первые фа­шистские организации - "фашии революционного дейст­вия", выступавшие за участие Италии в войне. Для при­влечения народных масс на свою сторону фашизм широко использовал социальную демагогию. В программе, провоз­глашенной в 1919 г., содержались требования экономиче­ских реформ: установление 8-часового рабочего дня, га­рантированного минимума заработной платы, введение рабочего контроля на производстве, конфискация "непроиз­водительного капитала". Выдвигались лозунги борьбы про­тив "эксплуататоров нации" и требования передачи "зем­ли тем, кто ее обрабатывает". В политической области про­грамма выступала за созыв Учредительного собрания, упразднение монархии и сената, установление твердой власти, национального единства и классового мира. Во внеш­ней политике все сводилось в конечном счете к борьбе за "Великую Италию", т.е. за захват новых территорий и ко­лоний.

Опираясь на финансовую поддержку магнатов капитала и защиту правительства, фашистская партия укрепляет свои ряды. Вдохновителями фашизма становятся образовавшиеся к этому времени "Конфиндустрия" - ассоциация промышленников и "Конфагрикультура" - ассоциация аграриев. В ответ на это Муссолини в октябре 1922 г. организовал "поход на Рим" нескольких тысяч вооружен­ных фашистов, который правящие круги Италии объявили проявлением "воли народа". Требования Муссолини о пере­даче власти "представителям нации, способным навести по­рядок" было официально поддержано "Конфиндустрией", пославшей королю соответствующую телеграмму. Высшее офицерство армии также требовало передачи власти фа­шистам. 30 октября 1922 г. король назначил Муссолини гла­вой правительства.

Чтобы укрепить свое положение, фашисты провели в 1923 г. избирательный закон, по которому Италия объяв­лялась единым избирательным округом, в котором голосо­вание проводилось по партийным спискам, и партия, спи­сок которой собирал относительное большинство (но не менее 1/4 всех поданных голосов), получала 2/3 мест в парламенте.

Исключительные законы 1926-1927 гг. о "защите государства" запретили существование всех политических партий, кроме фашистской. Их депутаты были исключены из парламента, активные антифашисты брошены в тюрьмы.. Восстанавливается смертная казнь за политические преступления, устанавливаются внесудеб­ные репрессии (административная высылка на острова), создаются чрезвычайные трибуналы, по приговору которых за попытку восстановить запрещенные партии или пропа­ганду в их пользу грозило тюремное заключение сроком от 5 до 10 лет.

Все это приводит к установлению террористической фашистской диктатуры и началу многолетней борьбы про­тив нее демократических сил страны.

 

 

58.

 

Стройное и законченное выражение уголовно-правовая программа нового времени (классическая школа уголовного права) получила во французском Уголовном кодексе 1810 г., разработанном при Наполеоне IСтруктура УК 1810 г., хотя и была более сложной, в принципе следовала структуре УК 1791 г. Краткие предва­рительные положения, а также книги первая и вторая были посвящены общим вопросам наказаний, их видам, уголов­ной ответственности. Они представляли собой своеобразную общую часть Кодекса, в которой излагались основные по­нятия и принципы уголовного права. В третьей и четвертой книгах содержался конкретный перечень преступных дея­ний и определялись в каждом отдельном случае вид и мера наказания (особенная часть).

В УК 1810 г. в соответствии с идеями классической школы уголовного права особо подчеркивалось, что престу­плениями являются деяния, которые запрещены законом (ст. 1), что уголовный закон не имеет обратной силы (ст. 4). В Кодексе говорилось об ответственности соучастников пре­ступления, предусматривалось освобождение от ответствен­ности лиц, действующих в состоянии безумия или под при­нуждением силой.

В УК упомина­лось покушение, но оно полностью приравнивалось к закон­ченному преступлению, если преступное действие преры­валось не по воле покушавшегося.

УК 1810 г. ввел трехчленную классификацию преступ­ных действий, которые в зависимости от характера наказа­ния делились на 3 группы. К первой относились наиболее тяжкие преступные деяния - преступления (crimes), кото­рые карались мучительными или позорящими наказания­ми. Вторую группу составляли проступки (délicts), наказывав­шиеся исправительными мерами. Для третьей группы - полицейских правонарушений (contraventions) - были пре­дусмотрены наказания полицейского характера.

В нем восста­навливались пожизненная каторга, смертная казнь с предварительным отсечением руки, депортация в колонии, гра­жданская деградация. В качестве дополнительного наказа­ния предусматривалось также клеймение.Исправительными наказаниями, по терминологии Ко­декса (ст. 9), могли быть: тюремное заключение в исправи­тельном заведении, временное лишение некоторых полити­ческих, гражданских и семейных прав, а также штраф.

Сурово наказывались кражи, которые во многих случаях влекли за собой каторжные работы, иногда - пожизненные. Кодекс запрещал коалиции и стачки рабо­чих, вводил уголовную репрессию против нищих и бродяг, не имевших определенного места жительства и средств к существованию.

В особенной части УК 1810 г. на первое место выноси­лись преступления против публичных интересов.

Близок по духу к УК 1810 г. и Уголовно-процессуальный кодекс (УПК), принятый в 1808 г. и подводивший ито­ги послереволюционных преобразований в области уголов­ного процесса. УПК ввел во Франции так называемый сме­шанный процесс. В период расследования дела до суда со­хранялось тайное и письменное производство, которое вос­ходило еще к дореволюционному процессу. Ведение следст­вия осуществлялось особыми следственными судьями, пол­номочия которых по УПК были весьма широки. Заключительная часть процесса - судебное разбира­тельство уголовных дел - строилась на принципах гласно­сти, устности и состязательности. УПК предусматривал раз­граничение следствия и обвинения. Последнее на суде под­держивал не следственный судья, а прокурор. После вы­ступления на суде прокурора слово имел адвокат. В случае последующей реплики прокурора адвокат имел право на ответ.

В соответствии с УПК председательствующий в судеб­ном заседании судья получил возможность давления на присяжных. Перед вынесением вердикта он обращался к присяжным с речью, в которой резюмировал дело, фикси­ровал основные доказательства, формулировал вопросы, на которые должны были дать ответ присяжные. Напутствен­ное резюме нередко выливалось в обвинительную речь, оно было отменено в 1881 г.

В течение всего XIX в. УК и УПК активно использова­лись сменяющими друг друга правительствами для поддер­жания необходимого публичного порядка. В 1881 году специальным законом о печати устанавли­валась уголовная ответственность за широкий круг престу­плений и проступков, "совершаемых путем печати".

В 1885 году специальным законом было введено услов­ное освобождение, которое применялось к лицам, отбыв­шим не менее половины срока заключения (для рецидиви­стов - две трети срока). Для условного освобождения тре­бовалось, чтобы администрация места заключения засвиде­тельствовала "хорошее поведение" заключенного, а также возможность его "честного существования" после выхода из тюрьмы. Однако условное освобождение не применялось к лицам, присужденным к депортации, к каторге в колони­ях, к пожизненному заключению.

В 1981 году в результате длительной борьбы демокра­тических сил из уголовных наказаний была исключена смертная казнь.

В июле 1992 г. результатом предшествующего широко­го реформирования уголовного права стало принятие ново­го Уголовного кодекса Франции, который вступил в силу в 1994 г. и полностью заменил собой УК 1810 г.

Новый Кодекс существенно отличается от предшест­вующего как по своей структуре, сложившейся из четырех взаимосвязанных, но самостоятельных законов, так и по своим основных принципам, предполагающим усиление борь­бы с социально опасными преступлениями, но сохраняю­щим в целом демократическую и гуманистическую направ­ленность.

К наказаниям за преступления относится также зато­чение или заключение на длительные сроки (до 30 лет, до 20 лет и т.д.), но продолжительность срочного тюремного заключения не может быть менее 5 лет.

Наказание в виде лишения свободы не исключает воз­можности назначения и дополнительных наказаний (штраф, ограничение правоспособности, конфискация какого-либо предмета, закрытие незаконного заведения и т.д.).

Перечень исправительных наказаний, назначаемых за совершение уголовного деликта, более широк. Для физиче­ских лиц может быть назначено тюремное заключение по шкале, где максимальная продолжительность - не более 10 лет, а минимальная - не менее 6 месяцев.

 

59.

Важнейшей демократи­ческой акцией послевоенного периода явилось принятие но­вой Конституции Японии 1946 г., которая вступила в силу в 1947 г.

Работа над проектом будущей японской конституции началась весной 1946 г. Она была поручена оккупационны­ми властями дворцовым кругам. Политические партии, с их диаметрально противоположными идейными позициями, подготовили свои проекты, центральное место в которых занял вопрос об отношении к императорской власти.

Подготовленный в марте 1946 г. официальный проект конституции был основан на проекте оккупационных вла­стей. в Конституцию было включено положение о праве граждан требовать возмещения от государства в случае причинения им ущерба незаконными действиями властей (ст. 17, 40), а также о праве японских граждан на "минимальный уровень здоровья и культурной жизни" (ст. 25).

Формально Конституция была принята японским пар­ламентом и утверждена Тайным советом как измененная старая Конституция. Возможность такого изменения была предусмотрена в ст. 7 Конституции 1889 г. Но это была прин­ципиально новая конституция, впервые в истории государственного развития страны построенная на принципах пар­ламентской демократии.

В преамбуле Конституции был закреплен принцип на­родного суверенитета, но наследственная императорская власть была сохранена. Конституция сохраняла династийную преемственность императорского трона. Согласно ст. 1, император является "символом государства и единства народа".

Согласно ст. 3, при совершении "государственных дел" император должен руководствоваться "советами" и получать предварительное "одобрение" кабинета, который и несет от­ветственность за его действия.

Согласно ст. 88, имущество императорской фамилии было передано государству.

Было ликвидировано и старое Министерство императорско­го двора. Вместо него было создано Управление император­ского двора, действующее при канцелярии премьер-мини­стра, которое занимается решением вопросов, связанных с повседневным ведением дел императора и императорского дома, организацией придворного церемониала, содержанием и охраной императорской собственности. Начальник этого управления, в ведении которого находится штат, превышаю­щий тысячу человек, назначается премьер-министром с со­гласия императора.

Японский парламент - двухпалатный орган, состоящий из палаты представителей и палаты советников. Первая (ниж­няя) палата переизбирается целиком каждые 4 года, но мо­жет быть распущена досрочно. Срок полномочий членов па­латы советников (верхней) - 6 лет, с переизбранием через каждые 3 года половины из них. Установленный Конститу­цией порядок выборов палаты советников (ст. 45, 46) делает ее состав более стабильным по сравнению с нижней палатой.

Обе палаты создаются на основе всеобщих и прямых выборов при сохранении относительно высокого возрастно­го ценза (активное избирательное право предоставляется японским гражданам с 20 лет, пассивное - с 25 лет в ниж­нюю и с 30 лет - в верхнюю палату), ценза оседлости, а также требования внесения залога кандидатом в депутаты. Эти условия вместе с мажоритарной системой выборов.

. Премьер-министр от имени Кабинета выступает в парламенте по во­просам внутренней и внешней политики, вносит в парла­мент проект бюджета, руководит всеми звеньями исполни­тельной власти и контролирует их.

В Конституции закреплена система "парламентских ка­бинетов". Парламент избирает главу Кабинета министров, высшего исполнительного органа власти. Им становится ли­дер победившей на выборах партии. Премьер-министр на­значает Кабинет министров, который ответственен перед парламентом и в силу этого должен уходить в отставку в случае выражения ему недоверия.

С обязанностью премьер-министра докладывать пар­ламенту об "общем состоянии государственных дел и внеш­них сношений" связано право премьер-министра на законо­дательную инициативу.Среди особых полномочий Кабинета следует выделить его право на издание правительственных указов в целях проведения в жизнь Конституции и законов.

Во главу су­дебной системы Японии поставлен Верховный Суд, состоя­щий из Главного судьи и установленного законом числа су­дей. Все судьи, кроме Главного, назначаются Кабинетом, Главный - императором по представлению Кабинета. Су­дьи независимы, действуют "согласно голосу своей совести" (ст. 76) и подчиняются только закону. Исполнительные органы не вправе вмешиваться в деятельность судей. Об­щегражданские суды распространяют свою компетенцию и на представителей исполнительной власти, дела которых находились ранее в ведении административных судов. Ка­кие бы то ни было "особые суды" запрещаются.

Конституция содержит широкий перечень демократи­ческих прав и свобод.

Японская Конституция провозгласила также в качест­ве важной социальной обязанности государства "прилагать усилия для подъема и дальнейшего развития общественно­го благосостояния, социального обеспечения, а также на­родного здравия" (ст. 25). При этом право собственности закреплено в Конституции "в границах закона, с тем, чтобы оно не противоречило общественному благосостоянию" (ст. 29).

Принципиально новым явлением в практике буржуаз­ного конституционализма является включение в Конститу­цию декларации об отказе Японии от войны (ст. 9), а также "от угрозы или применения вооруженной силы как средст­ва разрешения международных споров".

Конституция впервые в истории Японии закрепила так­же автономию местных органов управления. Органы мест­ного самоуправления приобрели право в пределах своей компетенции издавать постановления, взимать налоги, управ­лять своим имуществом и делами.

Районные административные бюро, заменившие в пер­вые послевоенные годы генеральные комиссариаты, сеть сель­ских групп и ассоциаций - оплот консерватизма и фашизма на селе - были ликвидированы вместе с Министерством внутренних дел. Губернаторы префектур, мэры городов и деревенские старосты должны избираться на основе всеоб­щего избирательного права. Губернатором может стать гра­жданин, достигший 30 лет, мэром и старостой - 35 лет.

60.

О японском праве начала XIX века писал русский мореплаватель и писатель В.М.

Головнин (1776-1831 гг.). В 1811 г. Го­ловнин, занятый описанием Курильских

островов, был захвачен японцами и три года пребывал в плену. Его

"Записки...", вышедшие в 1816 г. в СПб., содержат фрагмент о японском праве:

"Японцы гово­рят, что их законы подобны железной пирамиде, которую ни

кли­мат, ни бури, ни время ни сокрушить, ни даже изменить не мо­гут".

Правительство, по свидетельству Головнина, видит недостатки в праве, в том

числе его жестокости, но переменить страшится и "делает это постепенно и

весьма медленно". Страх же от того, чтобы переменами не вызвать в народе

презрение к законам оте­чества и стремление переменить свои законы на другие.

Через столетие власти оказались перед необходимостью замены старого права и

из Франции был приглашен цивилист Буассонад.

В 1880 году серьезные новшества коснулись судебного ве­домства. С помощью

иностранных консультантов были созданы и введены в действие уголовный и

уголовно-процессуальный кодек­сы, копировавшие западноевропейские образцы.

 

61.

Смена гитлеровских "этапов" нашла непосредственное отражение в законодательстве и изменениях в механизме фашистской диктатуры. 24 марта 1933 г. рейхстаг принима­ет Закон "Об устранении бедственного положения народа и государства", на основании которого правительство получа­ет законодательные права, в том числе и по вопросам бюд­жета. Допускалось также, что нормы законов, принятых пра­вительством, могут прямо уклоняться от норм Конституции 1919 г.,

После смерти президента Гинденбурга 1 августа 1934 г. по постановлению правительства должность президента была упразднена, а вся власть сконцентрирована в руках Гитле­ра. Вслед за запрещением Коммунистической партии в марте 1933 г. в мае того же года были распущены все проф­союзы, в июне 1933 г. вне закона была объявлена Социал-демократическая партия. Другие действовавшие до прихо­да к власти Гитлера партии "самораспустились". В июле 1933 г. было запрещено законом существование каких бы то ни было политических партий, кроме фашистской и руко­водимых ею организаций

Каторга грозила тому, кто своим деяни­ем наносил "тяжелый ущерб империи".

В декабре 1933 г. издается Закон "Об обеспечении един­ства партии и государства", объявляющий фашистскую пар­тию "носительницей немецкой государственной мыслиВ целях дальнейшей концентрации власти, или "уни­фикации политического режима в империи и областях", Законом от 7 апреля 1933 г. "О слиянии областей с импе­рией" во все земли стали назначаться, как правило, из гауляйтеров нацистской партии, наместники (штатгальте­ры), облеченные всеми властными полномочиями. 30 янва­ря 1935 г. был принят новый Закон "Об имперских наместниках".

Ландтаги земель сначала были отстранены от форми­рования земельных правительств, а 30 января 1934 г. были законодательным путем ликвидированы. Правительства зе­мель были подчинены имперскому правительству, а наме­стники перешли в ведение министерства внутренних дел. Законом "О ликвидации рейхсрата" от 14 февраля 1934 г. был упразднен и орган представительства земель в имперском парламенте - рейхсрат.

Так, наряду с продолжающим существовать имперским правительством в фашистской Германии были созданы Совет министров по вопросам обороны империи, Тайный кабинет, Коллегия трех уполномоченных, в которую входили начальник партийной канцелярии, начальник имперской канцелярии, начальник штаба верховного командования вооруженных сил, в зада­чу которого входило проведение тотальной мобилизации и решение с этой целью обширного круга экономических и военных вопросов. Все эти учреждения, подчиняющиеся непосредственно Гитлеру, обладали законодательными пол­номочиями.

Германия была разделена на 32 партийные области во главе с партийными гауляйтерами, но сохранялось и старое административное деление на земли и провинции, админи­страция которых продолжала существовать и играть боль­шую роль в проведении в жизнь нацистских планов.

Культурная политика "Третьего рейха" была направлена на создание "идейно од­нородного общества в расовом и мировоззренческом пла­не", на превращение литературы и искусства "в боевое ору­жие партии". Особое внимание уделялось обработке в духе милита­ризма, шовинизма и расизма молодежи, контроль над умо­настроением которой осуществлялся фашистскими молодеж­ными организациями (Юнгфольк, "Гитлерюгенд" и др.). Ли­дер "Гитлерюгенда" официально именовался "лидером мо­лодежи Германского рейха" и нес персональную ответст­венность перед Гитлером как фюрером и как рейхсканцле­ром.

В 1921 г. "служба порядка" получила название "штурмовых отря­дов" (СА). В отряды СА привлекались деклассированные элементы, уволенные из армии солдаты и офицеры, разо­рившиеся лавочники, которым импонировала нацистская пропаганда.

Наряду с погромной деятельностью отрядам СА отво­дилась не последняя роль в распространении фашистской идеологии. В 1932 г. в СА были созданы специальные мото­ризованные пропагандистские отрядыВ состав СС (Службу безопасности) входили "общие отряды", включающие руководство нацистской партии, пред­ставителей крупного капитала, юнкеров, военщины, верхуш­ку фашистской интеллигенции, а также вооруженные "спе­циальные отряды", созданные для выполнения особых за­дач фюрера. Их основой стал полк личных телохранителей Гитлера и подразделений "мертвая голова", осуществляющих разнообразную деятельность по подавлению против­ников фашистского режима.

Войскам СС вверялась и охрана концлагерей. Всего фашистами было создано 23 концлагеря и 2 тыс. их филиа­ловВ апреле 1933 г. в Пруссии была создана тайная госу­дарственная полиция (гестапо), которая в 1936 г. была объ­единена с уголовной полицией (КРИПО) в полицию безо­пасности (ЗИПО). Полиция безопасности вместе с полицией порядка (ОРПО), включающей охранную полицию и жан­дармерию, а также со специальной службой порядка (СД) находились в ведении рейхсфюрера СС Гиммлера.

В 1939 г. было создано Главное управление имперской безопасности, подведомственное Гиммлеру, как рейсхфюреру СС, который вместе с министром внутренних дел Фликом планировал осуществление террористических акций, как в своей стране, так и на оккупированных территориях.

. Обвинение в государственной измене сле­довало за любой вид оппозиционной режиму деятельно­сти. Кроме обычных судов в каждом судебном округе еще в 1933 г. были созданы особые суды для расправы с про­тивниками фашистского режима. В 1934 г. сложилась еще одна форма исключительного суда, так называемый На­родный трибунал по вопросам государственной измены, и котором не требовалось даже обязательного предваритель­ного следствия.

62. Конституция 1919 г., вошед­шая в историю под названием Веймарской (по месту ее при­нятия), стала одной из самых демократических конститу­ций, известных в это время буржуазным странам. Она раз­рабатывалась в условиях, когда революция в Германии еще не была подавлена, что и нашло отражение в демократиче­ском, сугубо компромиссном содержании ее положений, в призывах к "гражданскому миру", "сотрудничеству всех классов", к "свободе" и "справедливости".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.212 (0.076 с.)