Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальное назначение государства

Поиск

Ст. 2 конституции провозглашает, что права и свободы человека являются высшей ценностью.

 

1. Главное предназначение государства – служение обществу. Гос-во должно выступать интегрирующей силой для сплочения общества в целом. Гос-во должно добиваться мира и согласия, гармонии в обществе, заботится во развитии культуры, образования, здравоохранения.

2. Обеспечение социального мира и стабильности. При столкновении находить механизмы для разрешения возникающих противоречий.

3. Обеспечивать безопасность общества от преступных посягательств внутри страны и от внешней агрессии из вне.

Каждое государство ориентируется на демократические институты и принципы (верховенство закона, гласность, правосудие)

 

Типология государств

Типология – классификация гос-в, отражающая совокупность общих наиболее устойчивых черт и признаков государства одной классификационной группы.

Аристотель делил государства на правильные (демократия) и неправильные (деспотия)

Сократ делил государства на горные и равнинные по географическому признаку

 

Г. Гегель – продуманная классификация государств. В основу был положен принцип свободы граждан в государстве.
Гос-ва:

А) восточные – свободен 1 – деспот

Б) греческие и римские – некоторые свободны, некоторые нет

В) германское – в этом государстве свободны все.

 

Владик СумбатовичНерсесянц – д.ю.н., академик
Типология:
а) В основе лежит свобода
Свобода – осознанная необходимость.

Государства древнего мира индивиды являются свободными людьми по этническому признаку (свободными гражданами в Афинах были лишь представители древних афинских родов, в Риме признавались свободными те, которые имели 3 поколения свободных родственников).

 

б) Преодоление рабства ведет к формированию нового типа государств – сословия. Принадлежность к определенному типу государств обеспечивает наделение определенными правами и обязанностями.
Сословия:

- феодалы

- дворяне

- торговцы

- ремесленники

- крестьяне

 

в) Государство развивается, наступают буржуазные революции, в результате которых сословия отметаются. Наступает период индивидуального типа государств (каждый достигает того, что из себя представляет в жизни).
Человек является субъектом права как самостоятельный индивид.

Современное государство является правовыми государствами.

Этот тип государства и права называл гуманно-правовым, так как в этих государствах человек наделен такими правами и свободами, которыми наделен от рождения.

 

В середине 20 века широкое распространения получила теория УолдаРостоу

Стадийная типология государств

В основу его классификации он положил
а) уровень развития производительных сил

б) уровень развития культуры

Ростоу написал «Некоммунистический манифест»
Типология:

1. Традиционное общество – общество живет тем, что дает природа. Присваивающая экономика.

2. Стадия сдвига – человечество начинает производить больше производить, чем может потребить.

3. Переходное общество – общество от первобытно-общинного к современному.

4. Стадия зрелости – в этот период человечество обладает такими энергоносителями как ядерная энергия, солнечная и т.д.

5. Стадия всеобщего потребления – ч-во производит столько товаров потребления, что все удовлетворяют свои потребности.

 

 

А. Тойнби – английский философ, историк. Написал 12ти томную работу «Постижение истории»

Вначале у него получилось 200 цивилизаций.
На последнем этапе 20:

1. Восточно-китайская

2. Европейская

3. Германо-романская и т.д.

 

 

Форма государства

Понятие формы государства

Форма правления

Форма территориально-государственного устройства

Форма государственного режима

Понятие формы государства.

Всякое содержание оформлено и всякое содержание имеет определенную форму.

 

В Юриспруденции вопрос о форме государства рассматривается с давних времен.

Древние сводили форму государства к форме правления.

 

Т. Гоббс – английский юрист и социолог. Написал работу «Левиафан», понимая под этим чудищем государство.

Ш. Монтескье – обращал внимание на государственно-правовой режим. Важным методы управления, которые входят в понятие государственного режима.

 

 

Подходы:

1. Классический – Внешнее выражение содержания (формы гос-ва: поликратические, сегментарные, монократические)
а) Монократические – государства, управляемые одним или несколькими суверенными людьми. Вся власть в руках физического или юридического лиц. (Фюрер, Пожизненный президент в Уганде, Может управлять коллегия)

б ) Поликратические – многовластие. Преобладают демократические способы управления. Принцип разделения властей. Политический и идеологический прюрализм.

в) Сегментарные (сегмент – отрезок целого) – сосредоточение элементов как монократических, так и поликратических. Решающая роль принадлежит исполнительной власти. Роль парламента принижена. Права человека провозглашаются, но не обеспечиваются. Государственная власть реализуется, но не доступна для населения. Общество не способно влиять на государственную власть.

2. Формы как разновидность государств (гос-ва в форме диктатуры пролетариата (Парижская коммуна – просуществовала 72 дня, Советы, Народная демократия))

3. Форма как организация государственной власти – отражает внутреннюю организацию государственной власти. Рассматривается способ устройства гос. власти, содержание гос. власти, распределения территории.

Форма государства = форма правления + форма государственно-территориального устройства + государственно-правовой режим.
Выбор зависит от многих факторов: исторического развития, географических причин, экономических причин, политических факторов.

 

Форма правления

 

Ф.П. – способ организации и взаимоотношения органов государственной власти между собой, а так же с населением.
Ф.П. показывает, кто правит государством, кто осуществляет государственную власть.
Т.О. различают
- монархическуюф.п. – правит один

А) абсолютная

1) абсолютная власть монарха (законодательная, исполнительная, судебная власть)

2) престол наследуется от отца к сыну (династическое наследование власти)

3) пожизненность правления

4) отсутствие ответственности
Б) дуалистическая (Бруней, Монаква, Бутан, Марокко)

1) наряду с монархом существую законодательные органы с законодательными и контрольными функциями.

2) исполнительная власть возглавляется монархом, который назначает министров и так управляет страной

В ) конституционная (парламентская) – существует во все монархических государствах Европы (Испания, Англия, Швеция). В Азии – Япония. Монархии давно утратили ключевую роль в реализации политики государства. «Монархии царят, но не правят».

1) власть ограничена во всех сферах гос. жизни

2) законы принимаются парламентом, НО подписываются монархом

3) монарх не обладает правом ВЕТО

4) исполнительная власть осуществляется правительством

5) правительство ответственно перед парламентом

6) главой правительства становится лидер партии, победившей на выборах

- республиканскуюф.п. – правит коллегиальный орган. Все государственные органы выборные. Наиболее распространенная форма в мире. Характерны следующие черты: верховная власть и власть на местах осуществляется выборными органами. Избираются на определенный срок.

 

А) президентская (США)

1. В руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства.

2. Президента избирают на всеобщих выборах.

3. Президент, обладая значительными полномочиями, формирует правительство, которое несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом.

4. Президент является главнокомандующим.

5. Президент не может распустить парламент, но и парламент не может отлучить президента от должности.

6. Парламент может выдвинуть президенту импичмент (отлучение от должности главы государства).

«+» Оперативность принятия решений, так как огромная власть сосредоточена в руках главы государства
«-» В руках главы государства сосредоточена огромная власть =>злоупотребление.

 

Б) парламентская (Финляндия, Германия, Италия, Турция, Индия)

1. Верховная власть принадлежит парламенту

2. Президент избираться не всем народом, а парламентом

3. Правительство формируется парламентом, а не президентом

4. Правительство формируется из числа депутатов, получивших большинство в парламенте

5. Правительство ответственно не перед президентом, а перед парламентом

6. Главой правительства становится лидер партии, победивший на выборах

7. Правительство формируется коалиционным путем

8. Характеризуется сильной законодательной властью

9. Президент не обладает правом вето

«+» Более демократична
«-» Отсутствие оперативности в принятии решений

В) смешанная – сочетание элементов президентской республики и парламентской (Польша, Болгария, Португалия, Уругвай, Перу)

1. Президент является главой правительства, при этом есть должность председателя правительства.

2. Членов правительства назначает президент, но члены правительства несут ответственность перед парламентом.

«+» создается определенная стабильность правительства
«-» такое государство может отойти от демократических методов управления и скатиться к авторитаризму.

 

Формы государственного или территориального государственного устройства.

Государственное устройство предполагает территориальное распределение государственной власти. То есть соотношения государства как целого и его составных частей. Его составными частями могут быть различные образование: области, республики, края, автономным образование в виде округов и административно-территориальные единицы: районы.

а) Унитарные государства
1) Состоит из административно-территориальных единиц, которые не имеют собственного законодательства

2) Власть централизована

3) Допускаются автономные образование.
Унитарные государстве без автономным образований называются простыми (Болгария, Польша, Прибалтийские республики, Турция), а в которых есть называется сложным (Украина, Франция, Португалия)

Автономия – самоуправление определенной территории, которое отличается нац. особенностями населения, бытовыми, культурно-историческими особенностями, географическими особенностями.

Автономии:
- Политическая – обладает правом создания собственной системы законодательства (Гренландия в Дании, Аланские острова в Финляндии)
- Административная – преподавание в школах на языке населения автономии, издание газет, журналов на местном языке, радио и теле вещание на местном языке, некоторые полномочия во внешнеполитической деятельности (Китай)

Унитарные государства делятся на:

- Централизованные – чиновники в административно-территориальные образования назначаются сверху
- Децентрализованные – чиновники избираются народом.


б) Федеративные государства

Состоит или из государств, обладающих самостоятельностью, обладающие правом сецессии (право выхода), или государственных образование, т.е. субъектов федерации (штаты, земли, кантоны и т.д.)
В мире 24 федерации.

Федеративные государства можно классифицировать по различным основаниям.

По пути создания:
1) Договорные - на основании договора ранее самостоятельных образований (США)
2) Конституционные - на основании государственного акта, закона, как правило, конституции, который разделяет территории страны на определенные субъекты (Германия, Пакистан)
3) Конституционно-договорные – действует конституция и договоры между федеральным центром и субъектами (РФ).

По субъектам, их составляющим:
1) административно-территориальные федерации (США, Бразилия, Мексика)
2) национально-территориальные федерации (Бельгия, Индия).

Все субъекты, независимо от того как они сформировались, имеют общие признаки:
1) Все субъекты имеют законодательные органы
2) Имеют свои правительства (администрации)
3) Есть система законодательства субъектов федерации

4) Есть конституции федерации и конституционные акты субъектов федерации
5) В конституциях записано размежевание полномочий между фед. центром и субъектами

6) В федерации всегда есть 2ая палата в парламенте

7) Субъекты федерации всегда принимают решения через членов государственной думы

 

 

Государственно-правовой режим – существенная сторона, которая затрагивает интересы каждого гражданина.

Государственно-правовой режим -Совокупность методов, приемов осуществления государственной власти.


Виды режимов:
1) Деспотические
2) Теократические
3) Монархические
4) Аристократические
5) Военные
6) Абсолютистские
7) Просвещенного абсолютизма
8) Авторитарные
9) Тоталитарные

Мы рассмотрим демократический и авторитарный режимы:

Демократический – с политической точки характеризуется тем, что обеспечивается свобода слова, участие граждан в формировании гражданами государственных органах, контроль за деятельностью органов со стороны общества, обеспечивается многопартийность в политической системе, действует разделение ветвей власти и это разделение не иллюзорное (не создающее иллюзию), действует система сдержек и противовесов, когда ни одна из ветвей власти не может доминировать над другой веткой власти; хорошо развито местное самоуправление, методы принуждения в таких государствах строго ограничены законом, в таких государствах присутствует социально-политическая активность граждан. Власть избирается народом и подконтрольна ему.

С точки зрения экономической, можно сказать, что в таких государствах развит средний класс (70%). Люди, имеющие высокий благосостояния, социально активные, работающие и т.д. Многообразие форм собственности, государственная частная собственность, кооперативная.

В духовной сфере это многообразие мнений.

США, гос-ва Западной Европы, Австралия

Авторитарный –
1) преобладают методы насилия
2) оппозиционные партии запрещены
3) выборы высших органов государственной власти во многом носят формальный характер
4) роль парламента принижена, доминирует исполнительная власть
5) если главой государства является президент, а не монарх, то сроки его пребывания не ограничены

Сирия, Кения, Индонезия и ряд других государств.

Среди авторитарных режимов выделяют тоталитарный режим!
Впервые понятие тоталитарный ввел Муссолини в 1925 году.
Он говорил о том, что тогдашняя власть носит тотальный характер, то есть полностью контролирует все.

В тоталитарном государства доминирует над обществом. Оно полностью контролирует все сферы деятельности.
При этом опирается на насилие и угрозу его применения.

В конце 30ых годов 20 века профессор Чикагского университета США Д. Хейес дал научное обоснование понятию тоталитарный.
Он определили как тоталитарные некоторые тенденции развития Германии и Италии того периода. При этом Хейес определил рамки понятия тоталитарный на эти государства.
В середине 50ых годов 20 века американец З. Бжезинский распространил термин тоталитарный на СССР.
Т.О. уравнял национал-социализм и социализм в советском союзе.
Ко 2ой половине 80ых годов прошлого века, когда в СССР было заметное определение, то определение тоталитаризма стало появляться в Советской литературе, хотя в западной литературе определение тоталитаризма относительно СССР пошло на убыль.

Т.О. государственно-правовой режим является важной частью государства.

3 составляющие являются составными частями формы государства.


Функции государства:

1. Понятие функции государства
2. Классификация функций государства
3. Формы и методы осуществления функций государства

Цели и задачи определяют направление деятельности государства.

Понятие функций имеет несколько значений.

В Философии под функциями понимают жизнедеятельность, по средствам которой живая жизнь проявляет сама себя.
Э. Кант «Ум – есть функция мозга». Мозг проявляется себя по средствам умственной деятельности.
Функция – какая-то деятельность.

Под понятием функциями понимают основные направления деятельности государствапо реализации целей и задач, стоящих перед ним на определенном конкретно историческом отрезке времени.

Функции государства характеризуются:
1. Определенная стабильность – относительно устойчивая деятельность. Если это направление избрано гос-вом, то оно реализуется на достаточно продолжительном отрезке времени.
2. Динамизм – подвержены эволюции, развитию. Исчезают одни функции, другие появляются.
3. Функции развиваются
4. Функции определяются целями и задачами (захват народов, их уничтожение)
5. Осуществляются в определенных организационно-правовых формах (законодательной, правоприменительной, право-исполнительной, контрольно-надзорной). Прежде че решим вопрос о приватизации, издается сначала закон.
6. Реализация функций определенными методами (убеждения и принуждения)

Функции в своем развитии наполняются новым содержанием и расширяется их количество, их спектр.

Функции Древнего Рима:
1) Захват территорий
2) Порабощение захваченного населения
3) Сохранение и поддержание рабовладельческого строя

Феодальное государство:
1) Сохранение и поддержание феодальных отношений
2) Поддержание абсолютного монарха, его власти и властного механизма

При переходе от феодального к капиталистическому:
А. Смит написал книгу «Очерки о природе и причинах богатства народов» 1776 год. Разработал теорию богатства.
К. Маркс – разработал теорию прибавочной стоимости
Д. Кейнс
– когда началась «Великая депрессия», разработал теорию повышения роли государства и осуществлении производства.
Функции капиталистического гос-ва.
1) Оборона
2) Обеспечение свободы каждого гражданина, которую надо создать в одинаковых условиях для каждого члена общества
3) Обеспечения правосудия, которое одинаково относится ко всем гражданам
4) Организация учреждений, которые не могут быть созданы отдельными лицами.

На функции влияет развитие самого общества и государства, сказываются национальные моменты, любое государство, особенно многонациональное, должно проводить функции укрепления взаимоотношений.
На функции оказывает влияние НТП. Государство должно способствовать развитию фундаментальных и прикладных наук, законодательно сдерживать негативные последствия.
Государство должно учитывать экологические факторы.


Классификация функций государства

Классификация – разделение по определенному основанию.

По принципу разделению властей:

1) Исполнительная
2) Законодательная
3) Судебная

По продолжительности действия:
1) Постоянные (во время ВОВ – функция отражения военной агрессии)
2) Временные (восстановление народного хозяйства)

Наиболее распространенная классификация:
1) Внутренние – функции, реализуемые внутри государственных границ.
2) Внешние – за пределами границ.

Вот такая классификация создается к 60ом годам 20 века Николаем Владимировичем Черноголовкиным.
В 1960 году защитил диссертацию «Функции Советского государства»
А в 1979 году защитил диссертация на тему «Теория функций социалистического государства»
Вот это разделение функций на общие и внешние получило всеобщее признание.

Политическая функция
(Политика – деятельность, связанная с разрешение противоречий между различными слоями населения)
1) Выявление и реализация волеизъявления народа (опросы, организация выборов)
2) Обеспечение государственного суверенитета
3) Обеспечение правового положения территорий

4) Создание условий для самоорганизации народа
5) Организация контроля со стороны общества за деятельностью государственных органов
6) Деятельность по обеспечению конституционного строя, осуществляемая как специальным органом (Конституционным судом, так и самим народом).
Деятельность государства очень сложна и разнообразно. Она является ключевой, так как если не организовать население, трудно рассчитывать на успех в других отраслях.


Экономическая функция
– зависит от того, в каких условиях реализуется эта функция (план или рынок)

В настоящее время государство не планирует контрольные цифры экономического р-я об-ва

1) Выработка экономической политики в развитии общества (рынок выправит и разрешит все, рыночные отношения регулировать не следует, нужно создавать условия для развития).
2) Создание условия для развития рыночных отношений (выработка ценовой политики, создание правовых основрыночной политики).
3) Управление предприятиями, которые находятся в собственности государства.
4) Регулирование внешнеэкономический отношений


Социальная функция

1) Обеспечение благополучия, достойной жизни людей, создание условия для развития каждого члена общества.
2) Развитие и поддержание тех сфер, который 1 человек (даже самый богатый) не сможет содержать (образование, культура, здравоохранение)
3) Поддержание тех слоев общества, которые нуждаются в государственной поддержке

Налогообложение и финансовыйконтроль

1) рыночная эк-ка используется налоги и пошлины в качестве инструмента экономической и социальной политики.
2) перераспределение доходов среди населения (пенсии, социальные пособия)
3) перспектива развития (финансирование образования, культуры)

Экологическая функция

1) рациональной использование природных ресурсов
2) бережное отношение к природе

Защита прав и свобод личности, обеспечение правопорядка

1) создание условий для реализации прав и свобод людей (ст. 2 Конституции)
2) охрана здоровья, жизни, чести и достоинства людей, а также их имущества.

Внешние функции государства

1) интеграция национальной экономики в мировую экономику
2) равноправие всех объединяющихся экономик и государств
3) свобода выбора интеграционных схем

Функция обороны
В большинстве демократических государств функция обороны базируется на принципе необходимой достаточности (не на избыточном формировании ВС, а формировании таких ВС, которые были бы необходимы и достаточны для того, чтобы отразить внешнюю агрессию)
1) отражение внешних агрессий и территориальных притязаний
2) выполнение международных обязательств

Функция сотрудничества с другими государствами в различных сферах

1) решение глобальных проблем (Глобалистика – наука, изучающая процессы, происходящие в приповерхностной оболочке земного шара).

Виды глобальных проблем:
а) проблемы, которые имеют естественный характер (защита прав и свобод жителей планеты, освоение космоса, формирование и совершенствование информационной сети)
б) несут в себе угрозу уничтожения человечества (демографическая, энергетический кризис, ядерная угроза)


Формы и методы реализаций функций государства:


Формы и методы реализации функций государства. Всякое государство реализует свои функции в присущих ему формах и определенными методами. Под формой реализации функций государства понимается внешнее выражение деятельности государства. То есть, в чем материализована эта деятельность, как она внешне выражена. Методы представляют собой совокупность приемов, способов, средств, используемых государством при его функционировании, деятельности.

 

К понятию формы реализации функций государства есть разные подходы:

 

Правовые и неправовые. Под правовыми формами понимается весь механизм правового регулирования, которым пользуется государство. Неправовые – контроль за исполнением решений, сбор и изучение различной информации, рассмотрение писем и заявлений граждан. Данная классификация страдает какой-то нечеткостью определений.

Михаил Иванович Байтин классифицирует формы на правовые и организационно-правовые. Среди правовых форм он выделяет законотворческую, управленческую или исполнительно-распорядительную форму, судебную форму, то есть, деятельность государства по изданию. Исполнению и применению юридических актов. Например, подбор кадров. В соответствии с ФЗ «О государственной службе РФ» госслужба подразделяется на гражданскую и военную. Подбор кадров должен производиться согласно соответственным принципам.

 

Методы

 

Методы: метод убеждения, метод принуждения.

В современном мире: метод кредитования, прогнозирования, стимулирования, планирования, метод инвестирования, метод государственного субсидирования, метод защиты прав потребителей.

 

Л. А. Морозова:

Можно назвать следующие укрупненные группы методов, с помощью которых государство осуществляет свои функции:

Метод нормативного правового регулирования;

 

Метод принуждения, используемый при нарушении общеобязательных государственных предписаний;

 

Метод рекомендаций, т.е. ориентация на конкретный вариант поведения или действий, желательных с точки зрения государства, и метод поощрения, побуждающий следовать этому варианту, стимулирующий общественно полезную деятельность;

 

Метод договорного регулирования, приобретающий в условиях демократически устроенного государства универсальное значение, поскольку распространяется на сферу не только частных, но и публичных интересов. Например, договорный метод применяется для распределения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, между различными регионами, властными структурами и т.д. Так, в ч. 4 ст. 66 Конституции РФ установлено, что отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться не только федеральным законом, но и договором между органами государственной власти округа и органами государственной власти края или области;

 

Методы надзора и контроля. Государство, в частности, лицензирует отдельные виды предпринимательской деятельности, а также некоммерческих организаций, стандартизирует продукцию, работы, услуги, выдает сертификаты, удостоверяющие их качество.

В выполнении функции охраны прав и свобод личности, обеспечения законности и правопорядка большую роль играет прокурорский надзор за исполнением действующих законов и других нормативных правовых актов гражданами, государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями и всеми субъектами права;

 

Метод информационного влияния на общество посредством оповещения населения о принятых государственных решениях, путем ведения идеологической работы, целенаправленного регулирования информационных потоков и т.д. Информационное влияние относится к косвенным методам воздействия на сознание и поступки людей, формируя информационное поле вокруг отдельных политических процессов, мероприятий, событий, институтов, политических и государственных деятелей. Посредством информационного влияния возможно ускорить развитие социальных и юридических конфликтов, а также локализовать, смягчить их

 

В юридической литературе используются различные критерия для способа их классификации (по объему полномочий – федеральные, региональные, по принципу разделения властей)

Впервые теория разделения властей была сформулирована англ. Ученым Дж. Локом в его работе «2 трактата о государственном правлении», изданном в 1690 году.
В последующем эта теория получила наиболее глубокое развитие у французского мыслителя Шарля Монтескье в его романе «Персидские письма (1721г.) и «О духе законов».
«Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице, то свободы не будет. Нужно будет опасаться, что тиранический монарх будет издавать тиранические законы».

Разделение властей можно рассматривать в трех аспектах:
1) Институциональном
2) В персональном
3) Функциональном – функции разные у разных ветвей власти.
В соответствии с этой теорией, единая государственная власть разделяется на 3 самостоятельные ветви: законодательную, исполнительно-распорядительную, судебную.

Цель законодательной – издание законов. Еще эту ветвь называют представительной, так как избирается народом.
Законодательные органы имеют родовое понятие – парламенты.
Именно парламентам предоставлено право принимать законы, как акты, обладающие высшей юридической силой, поскольку они принимаются коллегиальным органом, избранным всенародно.
Законодательная власть отрешена от исполнения принимаемых её законов.

В законодательной власти нет иерархии.

Парламенты большинства стран мира состоят из 2 палат.
Однопалатные парламенты лишь в небольших государствах: Дания, Финляндия, как правило, унитарные государства.

в РФ:
Нижняя палата – государственная дума, избираемая населением по числу избирателей в округе (450 депутатов)
Совет федерации – 166 сенаторов, по 2 сенатора от субъекта федерации.

Деление на 3 ветви не нарушает единства власти.

Главой государства, обеспечивающим единство власти, является президент, но остались и монархи.

Исполнительная власть осуществляется правительством в рамках федерации, которое непосредственно управляет страной.
Правительство состоит из председателя правительства, его заместителей и членов правительства.

В федеративном государственную власть осуществляет как государственное правительство, так и правительство (администрация) субъектов федерации.

Судебная власть
Её положение в структуре власти наиболее своеобразное.
В демократических государствах судебная власть в определенной степени является противовесом между исп и зак властью.
В демократических государствах наиболее эффективно защищает права и свободы человека.
И судебная власть защищает своих граждан от возможного произвола двух других ветвей власти.
В демократических государствах судьи независимы.
Законодательно закреплено, что все равны перед судом и законом.
Обеспечивается участие присяжных в судебном процессе, обеспечивается право обвиняемого на защиту и т.д.

В настоящее время набирает силу еще одна ветвь власти – контрольно-надзорная. (раздел 5 АдмКодекса).
Возглавляет прокуратура.
Относится еще счетная палата – контроль за грамотным исполнением федерального бюджета.


По способу образования

1) Первичные
– те органы, которые получаются власть непосредственно от народа.
2) Производные
– создаются путем формирования первичными органами (вся исполнительная власть)

По объему власти и полномочий

1) Федеральные
2) Местные
– к государственным органам не относятся муниципальные органы (органы местного самоуправления)

По широте компетенции

1) Органы общей компетенции – правительство, администрации, правительства
2) Субъектов

По способу решения вопроса

1) Коллегиальные – правительство, зак. Орган
2) Единоличные – президент

По времени создания

1) Постоянные
2) Временные

Государственных механизм достаточно сложен, но тем не менее его формирование предопределяются теми функциями, которые возникают на различном этапе исторического развития.

 


Принципы –
основные идеи, которые положены в основу государства для реализации его деятельности.
Принципы – требования, которые предъявляются при формировании государства.

Принципы:
1) Общие
а) Конституционные
б) Принципы, содержащиеся в ФЗ


Конституционные принципы
формирования и деятельности механизма государства:
Эти принципы закреплены в Конституции
а) принцип народовластия – ст. 3. Реализация власти через референдум и свободные выборы
б) принцип гуманизма власти – ст. 2
в) принцип разделения властей – ст. 10
г) принцип федерализма – ст. 11 ч. 3. РФ предполагалась как симметричная федерация, но равноправия (ст. 5) не получается.
д) принцип законности – ст. 15. Многоаспектный принцип. В первую очередь должен соблюдаться, государственными органами.
«Нарушение закона должностными лицами есть юридической убийство»


Принципы, содержащиеся в ФЗ и ФКЗ

Закон о Системе государственной службы в РФ от 14 мая 2003 года (о государственной гражданской службе, военной и правоохранительной)
ст. 3 – основные принципы построения государственной службы

Принцип законности, федерализма, равный доступ граждан к государственной службе, единства правовых и организационных основ государственной службы, взаимосвязи государственной и муниципальной службы, открытости государственной службы, доступности государственной службы общественному контролю, транспорентнасти (открытость, прозрачность)


Принцип обязательности обязательности для государственных служащих решения государственных органов.
Ответственности служащих за неисполнение своих обязанностей.

2) Частные принципы


Понятие бюрократии

Реализация государственной власти осуществляется чиновниками. Все государственные органы состоят из чиновников, их называются государственными служащими, т.е. бюрократией.
Бюрократия
– это понятие в середине 18 века ввел в оборот франц. Экономист В. Де Гурней.
С течением времени понятие бюрократ несколько раз меняло свое содержание.

Рациональная бюрократия – ввел в оборот немецкий социолог, экономист Макс Вебер.
Веберовская теория бюрократии легла в основу теории современной рациональной бюрократии.
Этот подход наиболее плодотворный.

Марксистко-ленинское понимание. Негативное отношение к бюрократии. Чиновники являются паразитами на здоровом теле общества.

Восточная бюрократия (Китайская) – основана на том, что в Китае была сильная императорская власть. Служение характеризуется высокой преданностью служащих своему начальнику.

Принципы Веберовской теории:
1) Гос. Власть должна реализовываться профессиональными управленцами, без которых не может существовать ни одно общества в её государственно-организованной форме. Слой компетентных людей, которые заняты управлением государственными делами.
2) В веберовском понимании бюрократическая организация – рациональное решение сложных задач управления в обществе. Ведение дел осуществляется компетентными, беспристрастными государственными служащими, которые исполняют свои обязанности в соответствии с законами и другими н.а.
3) Это очень организованное делопроизводство. Наличие обязательных регламентных процедур, соблюдение которых абсолютно необходимо для каждого чиновника. Отступление от этих процедур рассматривается как должностной проступок.
4) Бюрократия – иерархическая организация, основанная на строгой субординации.
5) Бюрократия – внутриорганизационная деятельность, осуществляемая в письменной форме, которая подлежит хранению.
6) Все чиновники должны быть профессионально подготовленными.
7) Свобода собственных субъективных мнений. Обезличенность функционирования.
Вильсон президент США исповедовал рациональную бюрократию.

В дальнейшем Веберовская теория модернизировалась, обогатилась новыми идеями.


Марксистская теория исходи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.233 (0.016 с.)