Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальное назначение государства↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ст. 2 конституции провозглашает, что права и свободы человека являются высшей ценностью.
1. Главное предназначение государства – служение обществу. Гос-во должно выступать интегрирующей силой для сплочения общества в целом. Гос-во должно добиваться мира и согласия, гармонии в обществе, заботится во развитии культуры, образования, здравоохранения. 2. Обеспечение социального мира и стабильности. При столкновении находить механизмы для разрешения возникающих противоречий. 3. Обеспечивать безопасность общества от преступных посягательств внутри страны и от внешней агрессии из вне. Каждое государство ориентируется на демократические институты и принципы (верховенство закона, гласность, правосудие)
Типология государств Типология – классификация гос-в, отражающая совокупность общих наиболее устойчивых черт и признаков государства одной классификационной группы. Аристотель делил государства на правильные (демократия) и неправильные (деспотия) Сократ делил государства на горные и равнинные по географическому признаку
Г. Гегель – продуманная классификация государств. В основу был положен принцип свободы граждан в государстве. А) восточные – свободен 1 – деспот Б) греческие и римские – некоторые свободны, некоторые нет В) германское – в этом государстве свободны все.
Владик СумбатовичНерсесянц – д.ю.н., академик Государства древнего мира индивиды являются свободными людьми по этническому признаку (свободными гражданами в Афинах были лишь представители древних афинских родов, в Риме признавались свободными те, которые имели 3 поколения свободных родственников).
б) Преодоление рабства ведет к формированию нового типа государств – сословия. Принадлежность к определенному типу государств обеспечивает наделение определенными правами и обязанностями. - феодалы - дворяне - торговцы - ремесленники - крестьяне
в) Государство развивается, наступают буржуазные революции, в результате которых сословия отметаются. Наступает период индивидуального типа государств (каждый достигает того, что из себя представляет в жизни). Современное государство является правовыми государствами. Этот тип государства и права называл гуманно-правовым, так как в этих государствах человек наделен такими правами и свободами, которыми наделен от рождения.
В середине 20 века широкое распространения получила теория УолдаРостоу Стадийная типология государств В основу его классификации он положил б) уровень развития культуры Ростоу написал «Некоммунистический манифест» 1. Традиционное общество – общество живет тем, что дает природа. Присваивающая экономика. 2. Стадия сдвига – человечество начинает производить больше производить, чем может потребить. 3. Переходное общество – общество от первобытно-общинного к современному. 4. Стадия зрелости – в этот период человечество обладает такими энергоносителями как ядерная энергия, солнечная и т.д. 5. Стадия всеобщего потребления – ч-во производит столько товаров потребления, что все удовлетворяют свои потребности.
А. Тойнби – английский философ, историк. Написал 12ти томную работу «Постижение истории» Вначале у него получилось 200 цивилизаций. 1. Восточно-китайская 2. Европейская 3. Германо-романская и т.д.
Форма государства Понятие формы государства Форма правления Форма территориально-государственного устройства Форма государственного режима Понятие формы государства. Всякое содержание оформлено и всякое содержание имеет определенную форму.
В Юриспруденции вопрос о форме государства рассматривается с давних времен. Древние сводили форму государства к форме правления.
Т. Гоббс – английский юрист и социолог. Написал работу «Левиафан», понимая под этим чудищем государство. Ш. Монтескье – обращал внимание на государственно-правовой режим. Важным методы управления, которые входят в понятие государственного режима.
Подходы: 1. Классический – Внешнее выражение содержания (формы гос-ва: поликратические, сегментарные, монократические) б ) Поликратические – многовластие. Преобладают демократические способы управления. Принцип разделения властей. Политический и идеологический прюрализм. в) Сегментарные (сегмент – отрезок целого) – сосредоточение элементов как монократических, так и поликратических. Решающая роль принадлежит исполнительной власти. Роль парламента принижена. Права человека провозглашаются, но не обеспечиваются. Государственная власть реализуется, но не доступна для населения. Общество не способно влиять на государственную власть. 2. Формы как разновидность государств (гос-ва в форме диктатуры пролетариата (Парижская коммуна – просуществовала 72 дня, Советы, Народная демократия)) 3. Форма как организация государственной власти – отражает внутреннюю организацию государственной власти. Рассматривается способ устройства гос. власти, содержание гос. власти, распределения территории. Форма государства = форма правления + форма государственно-территориального устройства + государственно-правовой режим.
Форма правления
Ф.П. – способ организации и взаимоотношения органов государственной власти между собой, а так же с населением. А) абсолютная 1) абсолютная власть монарха (законодательная, исполнительная, судебная власть) 2) престол наследуется от отца к сыну (династическое наследование власти) 3) пожизненность правления 4) отсутствие ответственности 1) наряду с монархом существую законодательные органы с законодательными и контрольными функциями. 2) исполнительная власть возглавляется монархом, который назначает министров и так управляет страной В ) конституционная (парламентская) – существует во все монархических государствах Европы (Испания, Англия, Швеция). В Азии – Япония. Монархии давно утратили ключевую роль в реализации политики государства. «Монархии царят, но не правят». 1) власть ограничена во всех сферах гос. жизни 2) законы принимаются парламентом, НО подписываются монархом 3) монарх не обладает правом ВЕТО 4) исполнительная власть осуществляется правительством 5) правительство ответственно перед парламентом 6) главой правительства становится лидер партии, победившей на выборах - республиканскуюф.п. – правит коллегиальный орган. Все государственные органы выборные. Наиболее распространенная форма в мире. Характерны следующие черты: верховная власть и власть на местах осуществляется выборными органами. Избираются на определенный срок.
А) президентская (США) 1. В руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства. 2. Президента избирают на всеобщих выборах. 3. Президент, обладая значительными полномочиями, формирует правительство, которое несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом. 4. Президент является главнокомандующим. 5. Президент не может распустить парламент, но и парламент не может отлучить президента от должности. 6. Парламент может выдвинуть президенту импичмент (отлучение от должности главы государства). «+» Оперативность принятия решений, так как огромная власть сосредоточена в руках главы государства
Б) парламентская (Финляндия, Германия, Италия, Турция, Индия) 1. Верховная власть принадлежит парламенту 2. Президент избираться не всем народом, а парламентом 3. Правительство формируется парламентом, а не президентом 4. Правительство формируется из числа депутатов, получивших большинство в парламенте 5. Правительство ответственно не перед президентом, а перед парламентом 6. Главой правительства становится лидер партии, победивший на выборах 7. Правительство формируется коалиционным путем 8. Характеризуется сильной законодательной властью 9. Президент не обладает правом вето «+» Более демократична В) смешанная – сочетание элементов президентской республики и парламентской (Польша, Болгария, Португалия, Уругвай, Перу) 1. Президент является главой правительства, при этом есть должность председателя правительства. 2. Членов правительства назначает президент, но члены правительства несут ответственность перед парламентом. «+» создается определенная стабильность правительства
Формы государственного или территориального государственного устройства. Государственное устройство предполагает территориальное распределение государственной власти. То есть соотношения государства как целого и его составных частей. Его составными частями могут быть различные образование: области, республики, края, автономным образование в виде округов и административно-территориальные единицы: районы. 2) Власть централизована 3) Допускаются автономные образование. Автономия – самоуправление определенной территории, которое отличается нац. особенностями населения, бытовыми, культурно-историческими особенностями, географическими особенностями. Автономии: Унитарные государства делятся на: - Централизованные – чиновники в административно-территориальные образования назначаются сверху
Состоит или из государств, обладающих самостоятельностью, обладающие правом сецессии (право выхода), или государственных образование, т.е. субъектов федерации (штаты, земли, кантоны и т.д.) Федеративные государства можно классифицировать по различным основаниям. По пути создания: По субъектам, их составляющим: Все субъекты, независимо от того как они сформировались, имеют общие признаки: 4) Есть конституции федерации и конституционные акты субъектов федерации 6) В федерации всегда есть 2ая палата в парламенте 7) Субъекты федерации всегда принимают решения через членов государственной думы
Государственно-правовой режим – существенная сторона, которая затрагивает интересы каждого гражданина. Государственно-правовой режим -Совокупность методов, приемов осуществления государственной власти. Виды режимов: Мы рассмотрим демократический и авторитарный режимы: Демократический – с политической точки характеризуется тем, что обеспечивается свобода слова, участие граждан в формировании гражданами государственных органах, контроль за деятельностью органов со стороны общества, обеспечивается многопартийность в политической системе, действует разделение ветвей власти и это разделение не иллюзорное (не создающее иллюзию), действует система сдержек и противовесов, когда ни одна из ветвей власти не может доминировать над другой веткой власти; хорошо развито местное самоуправление, методы принуждения в таких государствах строго ограничены законом, в таких государствах присутствует социально-политическая активность граждан. Власть избирается народом и подконтрольна ему. В духовной сфере это многообразие мнений. США, гос-ва Западной Европы, Австралия Авторитарный – Сирия, Кения, Индонезия и ряд других государств. Среди авторитарных режимов выделяют тоталитарный режим! В тоталитарном государства доминирует над обществом. Оно полностью контролирует все сферы деятельности. В конце 30ых годов 20 века профессор Чикагского университета США Д. Хейес дал научное обоснование понятию тоталитарный. Т.О. государственно-правовой режим является важной частью государства. 3 составляющие являются составными частями формы государства.
Понятие функций имеет несколько значений. В Философии под функциями понимают жизнедеятельность, по средствам которой живая жизнь проявляет сама себя. Под понятием функциями понимают основные направления деятельности государствапо реализации целей и задач, стоящих перед ним на определенном конкретно историческом отрезке времени. Функции государства характеризуются: Функции в своем развитии наполняются новым содержанием и расширяется их количество, их спектр. Функции Древнего Рима: Феодальное государство: При переходе от феодального к капиталистическому: На функции влияет развитие самого общества и государства, сказываются национальные моменты, любое государство, особенно многонациональное, должно проводить функции укрепления взаимоотношений.
Классификация – разделение по определенному основанию. По принципу разделению властей: 1) Исполнительная По продолжительности действия: Наиболее распространенная классификация: Вот такая классификация создается к 60ом годам 20 века Николаем Владимировичем Черноголовкиным. 4) Создание условий для самоорганизации народа
В настоящее время государство не планирует контрольные цифры экономического р-я об-ва 1) Выработка экономической политики в развитии общества (рынок выправит и разрешит все, рыночные отношения регулировать не следует, нужно создавать условия для развития).
1) Обеспечение благополучия, достойной жизни людей, создание условия для развития каждого члена общества. Налогообложение и финансовыйконтроль 1) рыночная эк-ка используется налоги и пошлины в качестве инструмента экономической и социальной политики. Экологическая функция 1) рациональной использование природных ресурсов Защита прав и свобод личности, обеспечение правопорядка 1) создание условий для реализации прав и свобод людей (ст. 2 Конституции) Внешние функции государства Функция обороны Функция сотрудничества с другими государствами в различных сферах 1) решение глобальных проблем (Глобалистика – наука, изучающая процессы, происходящие в приповерхностной оболочке земного шара). Виды глобальных проблем:
К понятию формы реализации функций государства есть разные подходы:
Правовые и неправовые. Под правовыми формами понимается весь механизм правового регулирования, которым пользуется государство. Неправовые – контроль за исполнением решений, сбор и изучение различной информации, рассмотрение писем и заявлений граждан. Данная классификация страдает какой-то нечеткостью определений. Михаил Иванович Байтин классифицирует формы на правовые и организационно-правовые. Среди правовых форм он выделяет законотворческую, управленческую или исполнительно-распорядительную форму, судебную форму, то есть, деятельность государства по изданию. Исполнению и применению юридических актов. Например, подбор кадров. В соответствии с ФЗ «О государственной службе РФ» госслужба подразделяется на гражданскую и военную. Подбор кадров должен производиться согласно соответственным принципам.
Методы
Методы: метод убеждения, метод принуждения. В современном мире: метод кредитования, прогнозирования, стимулирования, планирования, метод инвестирования, метод государственного субсидирования, метод защиты прав потребителей.
Л. А. Морозова: Можно назвать следующие укрупненные группы методов, с помощью которых государство осуществляет свои функции: Метод нормативного правового регулирования;
Метод принуждения, используемый при нарушении общеобязательных государственных предписаний;
Метод рекомендаций, т.е. ориентация на конкретный вариант поведения или действий, желательных с точки зрения государства, и метод поощрения, побуждающий следовать этому варианту, стимулирующий общественно полезную деятельность;
Метод договорного регулирования, приобретающий в условиях демократически устроенного государства универсальное значение, поскольку распространяется на сферу не только частных, но и публичных интересов. Например, договорный метод применяется для распределения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, между различными регионами, властными структурами и т.д. Так, в ч. 4 ст. 66 Конституции РФ установлено, что отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться не только федеральным законом, но и договором между органами государственной власти округа и органами государственной власти края или области;
Методы надзора и контроля. Государство, в частности, лицензирует отдельные виды предпринимательской деятельности, а также некоммерческих организаций, стандартизирует продукцию, работы, услуги, выдает сертификаты, удостоверяющие их качество. В выполнении функции охраны прав и свобод личности, обеспечения законности и правопорядка большую роль играет прокурорский надзор за исполнением действующих законов и других нормативных правовых актов гражданами, государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями и всеми субъектами права;
Метод информационного влияния на общество посредством оповещения населения о принятых государственных решениях, путем ведения идеологической работы, целенаправленного регулирования информационных потоков и т.д. Информационное влияние относится к косвенным методам воздействия на сознание и поступки людей, формируя информационное поле вокруг отдельных политических процессов, мероприятий, событий, институтов, политических и государственных деятелей. Посредством информационного влияния возможно ускорить развитие социальных и юридических конфликтов, а также локализовать, смягчить их
В юридической литературе используются различные критерия для способа их классификации (по объему полномочий – федеральные, региональные, по принципу разделения властей) Впервые теория разделения властей была сформулирована англ. Ученым Дж. Локом в его работе «2 трактата о государственном правлении», изданном в 1690 году. Разделение властей можно рассматривать в трех аспектах: Цель законодательной – издание законов. Еще эту ветвь называют представительной, так как избирается народом. В законодательной власти нет иерархии. Парламенты большинства стран мира состоят из 2 палат. в РФ: Деление на 3 ветви не нарушает единства власти. Главой государства, обеспечивающим единство власти, является президент, но остались и монархи. Исполнительная власть осуществляется правительством в рамках федерации, которое непосредственно управляет страной. В федеративном государственную власть осуществляет как государственное правительство, так и правительство (администрация) субъектов федерации. Судебная власть В настоящее время набирает силу еще одна ветвь власти – контрольно-надзорная. (раздел 5 АдмКодекса).
По объему власти и полномочий 1) Федеральные По широте компетенции 1) Органы общей компетенции – правительство, администрации, правительства По способу решения вопроса 1) Коллегиальные – правительство, зак. Орган По времени создания 1) Постоянные Государственных механизм достаточно сложен, но тем не менее его формирование предопределяются теми функциями, которые возникают на различном этапе исторического развития.
Принципы:
Закон о Системе государственной службы в РФ от 14 мая 2003 года (о государственной гражданской службе, военной и правоохранительной) Принцип законности, федерализма, равный доступ граждан к государственной службе, единства правовых и организационных основ государственной службы, взаимосвязи государственной и муниципальной службы, открытости государственной службы, доступности государственной службы общественному контролю, транспорентнасти (открытость, прозрачность)
2) Частные принципы
Реализация государственной власти осуществляется чиновниками. Все государственные органы состоят из чиновников, их называются государственными служащими, т.е. бюрократией. Рациональная бюрократия – ввел в оборот немецкий социолог, экономист Макс Вебер. Марксистко-ленинское понимание. Негативное отношение к бюрократии. Чиновники являются паразитами на здоровом теле общества. Восточная бюрократия (Китайская) – основана на том, что в Китае была сильная императорская власть. Служение характеризуется высокой преданностью служащих своему начальнику. Принципы Веберовской теории: В дальнейшем Веберовская теория модернизировалась, обогатилась новыми идеями.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.233 (0.016 с.) |