ТОП 10:

ТЕРРИТОРИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ



Правовой режим Арктики.

Арктика – район земного шара, расположенный вокруг Северного полюса. В нее входят окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с находящимися в его пределах островами, кроме прибрежных островов Норвегии, а также прилежащие части Атлантического и Тихого океана.

На побережье Северного Ледовитого океана выходят пять стран: РФ, США (Аляска), Канада, Дания (Гренландия) и Норвегия. В соответствии с «теорией секторов» каждое приарктическое государство обладает особыми правами в своем полярном секторе – треугольнике, основанием которого является побережье соответствующего государства, а сторонами – линии, проходящие по меридианам к Северному полюсу. Особенно активно в пользу теории секторального деления Арктики выступала Канада, которая в ряде законодательных актов в 20-х гг. ХХ в. и официальных заявлениях отстаивала свой суверенитет на земли, острова и даже морские пространства к северу от канадского побережья.

В свою очередь Россия и Советский Союз тоже принимали меры по защите своих законных интересов в Арктике. В ноте Министерства иностранных дел России в 1916 г., повторенной впоследствии меморандумом Советского правительства 1925 г. было заявлено о включении в состав России всех земель, являющихся продолжением на север Сибирского континентального плоскогорья. Постановлением Президиума ЦИК и СНК СССР 1926 г. «Об объявлении территорией СССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане» в пределах между меридианами 32° 04¢ 35¢¢ восточной долготы и 168° 49¢ 30¢¢ западной долготы было провозглашено право СССР на все земли и острова, как открытые, так и еще не открытые. Исключение было сделано лишь для восточных островов архипелага Щпицберген, который согласно Парижскому договору 1920 г. был передан Норвегии. Договор обязывает Норвегию не создавать и не допускать создания какой-либо морской базы, не строить никаких укреплений в тех же местностях, которые «никогда не должны быть использованы в военных целях».

Три остальных приарктических государств не установили собственных секторов и не поддержали секторального деления Арктики в целом. Что касается морских районов Арктики, то здесь действуют правовые режимы, установленные нормами международного морского права, определяющими статус и режим морских пространств, а также законами прибрежных государств.

Важное значение имеет образование Международного арктического научного комитета, основной функцией которого является содействие сотрудничеству государств в научном исследовании Арктики.

19 сентября 1996 г. в Оттаве создан Арктический Совет: Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США, а также «постоянные участники» - Совет саамов, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока РФ.

Международные реки.

Международные реки –это реки, протекающие по территории нескольких государств или разделяющие их территории (а также озера).

Принято различать:

1) собственно международные реки – судоходные реки, имеющие выход в море;

2) трансграничные (многонациональные) – протекающие по территориям нескольких государств и не имеющих выхода к морю, как правило, несудоходные или судоходство по которым имеет местное значение;

3) пограничные – такие реки, по которым проходит граница между прибрежными государствами.

К числу основных международно-правовых документов, определяющих статус и правовой режим международных рек относятся:

* Парижский мирный договор 1814 г. (провозглашает свободу судоходства по Рейну);

* Женевская конвенция 1923 г. о гидроэнергии водных потоков, имеющих значение для нескольких государств.

Универсальных конвенций, кодифицировавших бы основные принципы и нормы международного «речного» права нет. Единственным документом общего характера являются Хельсинские правила использования вод международных рек 1966 г., которые носят рекомендательный характер. Этот вопрос в основном решается в двусторонних и многосторонних соглашениях граничащих государств.

В качестве образца рассматривается Конвенция о режиме судоходства по Дунаю 1948 г. Согласно ст. 1, навигация по Дунаю объявлена свободной и открытой для граждан, торговых судов и товаров. Плавание военных кораблей всех непридунайских стран запрещено. Плавание военных, полицейских, таможенных судов придунайских стран может происходить лишь в пределах границ своей страны, а на остальных участках – лишь с согласия соответствующих прибрежных государств.

Если в прошлом режим международных рек касался только судоходства, то сегодня растущее значение приобретает регулирование использование рек в хозяйственных целях: для получения электроэнергии, для обеспечения нужд промышленности и сельского хозяйства. Здесь действует принцип – любые способы использования не должны наносить ущерба законным интересам других прибрежных государств, а также прибрежные государства должны принимать меры для сохранения реки.

 

Вопрос № 3. Понятие, источники и принципы

Архипелажные воды

Архипелаг – это группа островов, включая части островов, соединяющие их воды и другие природные образования, которые настолько тесно взаимосвязаны, что такие острова, воды и другие природные образования составляют единое географическое, экономическое и политическое целое или исторически считаются таковыми (ст. 46 Конвенции 1982 г.).

Государство - архипелаг - означает государство, которое состоит полностью из одного или более архипелагов и может включать другие острова. В мире более 30 государств – архипелагов: Индонезия, Филиппины, Багамские острова, Фиджи, Тонга.

Архипелажные воды состоят из вод, расположенных между островами, входящими в состав государства – архипелага, которые отграничиваются от других частей моря вокруг государства - архипелага прямыми исходными линиями, соединяющими наиболее выдающиеся в море точки самых отдаленных островов и обсыхающих рифов архипелага. Длина таких линий не должна превышать 100 морских миль, и лишь 3% их общего числа могут иметь максимальную длину 125 морских миль. От этих линий в сторону моря отсчитываются территориальные воды государства - архипелага. Соотношение между площадью воды и площадью суши внутри этих линий от 1:1 до 9:1.

На архипелажные воды, а также на их дно и недра, ресурсы, распространяется суверенитет государства - архипелага. Суда всех государств пользуются правом мирного прохода через архипелажные воды, как он установлен применительно к территориальному морю.

Иной правовой режим устанавливается в пределах архипелажных вод морских путей, обычно используемых для международного судоходства. В этом случае осуществляется право архипелажного прохода.

Архипелажный проход представляет собой осуществление права нормального судоходства и пролета единственно с целью непрерывного, быстрого и беспрепятственного транзита из одной части открытого моря или исключительной экономической зоны в другую часть открытого моря или исключительной экономической зоны.

Для осуществления архипелажного прохода и пролета государство – архипелаг может устанавливать морские и воздушные коридоры шириной 50 морских миль. Если нет, то право архипелажного прохода осуществляется по путям, обычно используемым для международного судоходства.

Прилежащая зона –район открытого моря, прилегающей к внешней границе территориального моря. Прилежащая зона учреждается, когда это необходимо, прибрежным государством для осуществления контроля за соблюдением иностранными судами таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных правил в его внутренних морских водах и территориальном море. Суверенитет прибрежного государства на прибрежную зону не распространяется. Согласно Конвенции 1982 г., прибрежное государство вправе осуществлять лишь контроль, необходимый для предотвращения нарушения таможенных, санитарных и других правил.

Ширина прилежащей зоны не должна превышать 24 морские мили, которые отсчитываются от исходных линий, используемых для измерения ширины территориального моря (Индия, Гана), 18 миль – Саудовская Аравия, Бангладеш.[4]

Прилежащая зона – полоса открытого моря, прилегающая к территориальному морю государства, в которой оно осуществляет специализированную юрисдикцию. Дело в том, что быстроходность современных судов не дает возможность обеспечить надежный контроль за ними в пределах территориальных вод. Поэтому прибрежному государству предоставляется право контроля в дополнительной полосе для предотвращения нарушений его таможенных, фискальных, иммиграционных норм в пределах его территории. Ширина прилежащей зоны определяется государством, но не может быть больше 24 миль, которые отсчитывается от тех же исходных линий, что и территориальные воды (в США – 12 миль).

Континентальный шельф –по Конвенции 1958 г. о континентальном шельфе – поверхность и недра морского дна районов, примыкающих к берегу, но находящихся за пределами территориального моря до глубины 200 метров или до такой глубины, которая позволяет вести разработку природных ресурсов данных районов.

Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в отношении разведки и разработки природных ресурсов. Последние включают минеральные ресурсы и его недра, а также живые организмы, относящиеся к «сидячим видам» (губка, жемчуг, кораллы). Права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ними. Все государства вправе прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе. При этом определение трассы для их прокладки осуществляется с согласия прибрежного государства. Научные исследования на континентальном шельфе в пределах 200 морских миль могут производиться с согласия прибрежного государства.

Исключительная экономическая зона –представляет собой район, прилегающий к территориальному морю, шириной не свыше 200 миль, для которого международное право устанавливает особый правовой режим.

Смысл особого режима в том, что права прибрежного государства и права других государств определяются международным правом. Прибрежное государство обладает суверенными правами на разведку и разработку естественных ресурсов (живых и не живых, в том числе улов рыбы, создание и использование искусственных островов, установка сооружений).

Юрисдикция прибрежного государства в исключительной экономической зоне состоит в том, что в рамках осуществления предоставленных ему прав оно может производить досмотр, инспекцию, арест, судебное разбирательство, но при этом арестованное судно и его экипаж подлежат немедленному освобождению после внесения залога. Налагаемые наказания не могут включать тюремное заключение или другую форму личного наказания. Иное положение может быть установлено только договорами. В соответствии с соглашением между Россией и Японией российская сторона в случае задержания японского судна, занимающегося незаконным ловом рыбы, передает его японским властям, которые обязаны произвести судебное или административное разбирательство. В случае ареста или задержания иностранного судна прибрежное государство немедленно уведомляет государство флага судна о принятых мерах.

Открытое море образуют все части моря, которые не входят в исключительную экономическую зону, в территориальное море или внутренние воды государств. Свобода открытого моря означает, что оно открыто для всех стран. Свобода полетов, судоходства. Национальность судна определяется его флагом, причем связь между государством и судном должна быть реальной, а не фиктивной.

Некоторые государства за плату весьма просто предоставляет свой флаг (Либерия, Панама), не обеспечивая элементарного контроля за деятельностью судов. В таких случаях возникают трудности в решении юридических вопросов. В начале 1998 г. у берегов Великобритании сел на мель танкер «Си Экспресс», из которого вытекло около 70 тысяч тонн нефти. Утечка была отнесена к 10 наиболее тяжким катастрофам. Оказалось, танкер перевозил английскую нефть. Судно было построено в Испании, принадлежавшей норвежской компании, зарегистрирован на Кипре, управлялся шотландской компанией, действующей по соглашению с французской фирмой, укомплектовано русским экипажем и плавает под либерийским флагом.

Арест либо задержание судна в открытом море возможны по распоряжению властей государства флага. Состоящие на службе государства корабли вправе подвергнуть иностранное судно досмотру, если есть основания полагать, что оно занимается работорговлей, несанкционированным вещанием, не имеет национальной принадлежности либо отказывается поднять флаг. Если подозрения оказались необоснованными, осмотренному судну возмещаются понесенные убытки. Допускается преследование по «горячим следам».

Международный район морского дна –это морское дно и его недра, расположенные за пределами исключительных экономических зон и континентального шельфа прибрежных государств («дно морей и океанов и его недра за пределами действия национальной юрисдикции»-ст. 1 Конвенции 1982 г., ч. XI “Район”).

Район и его ресурсы являются общим наследием человечества. Ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права либо осуществлять их в отношении какой-либо части Района или его ресурсов, ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может присваивать какую-либо их часть. Все права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Международный орган по морскому дну, включающий Совет из 36 человек избираемых Ассамблеей. Половина его членов избирается в соответствии с принципами справедливого географического представительства, другая половина – по иным основаниям: от развивающихся стран, от стран – импортеров и т.д. Место пребывания Органа и главной конторы Предприятия – Ямайка. Однако промышленно развитые страны не ратифицировали Конвенцию 1982 г. из-за неприемлемости части XI «Район». Поэтому в 1994 г. на сессии Генеральной Ассамблеи ООН было принято Соглашение об осуществлении части XI Конвенции по морскому праву, с уменьшением размера финансовых отчислений, которые индустриальные государства должны делать в пользу Органа.

Проливы – естественные морские проходы, соединяющие между собой части одного и того же моря или отдельные моря и океаны.

В Конвенции речь идет о международных проливах, т. е. которые используются для международного судоходства и ведут из одной части открытого моря или исключительной экономической зоны в другие. В них «все суда и летательные аппараты пользуются правом транзитного прохода, которому не должно чиниться препятствий». Конвенция не затрагивает проливов, статус которых определяется специальной Конвенцией. Режим Черноморских проливов определяется Конвенцией, подписанной в Монтре в 1936г., он предусматривает свободу невоенного судоходства для судов всех стран. Общий тоннаж военных кораблей всех нечерноморских государств, находящихся в транзите через проливы, не должен превышать 15 тысяч тонн, а их общее число не более девяти. При этом они проходят с уведомлением Правительства Турции за 15 суток и могут находиться в Черном море не более 21 суток. В случае участия Турции в войне или нахождении ее под угрозой непосредственной военной опасности ей предоставляется право по своему усмотрению разрешать или запрещать проход через проливы любых военных кораблей.

Международные каналы –гидротехнические сооружения, соединяющие моря и океаны и используемые для международного судоходства (Кильский, Панамский, Суэцкий).

Особенностью правового режима международных каналов является то, что они, будучи частью территории государства - владельца канала, подпадают под действие соответствующих международных договоров, существенно ограничивающих правомочия данного государства.

Общие принципыправового режима международных каналов:

1) уважение суверенных прав собственника канала и невмешательство в его внутренние дела;

2) свобода судоходства по каналу для судов всех государств какой бы то ни было дискриминации;

3) обязанность пользователей соблюдать нормы международного права и национального законодательства государства – владельца канала.

Такой режим фиксируется в соответствующих договорах.

Панамский канал,открытый для плавания в 1914 г., соединяет Атлантический и Тихий океаны, находится на территории Панамы и подчиняется ее суверенитету. Основными международно–правовыми актами, устанавливающими режим судоходства по Панамскому каналу были Договоры между США и Панамой 1901 и 1903 гг. В соответствии с ними канал открыт для военных и невоенных судов всех стран. Зона Панамского канала находится под управлением США. В 1977 г. между США и Панамой были подписаны два Договора: о Панамском канале и о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала.

С 1 января 2000 г. канал станет собственностью Панамы, которая будет эксплуатировать канал и содержать в зоне канала военные силы, оборонительные укрепления и сооружения.

Кильский канал, открытый для плавания в 1895 г., соединяет Балтийское и Северное моря, находится на территории ФРГ и подчиняется ее суверенитету. Режим судоходства определяется национальным законодательством Германии. По каналу могут проходить невоенные суда всех стран в любое время. Для прохода иностранных военных кораблей необходимо разрешение.

Суэцкий канал, соединяющий Средиземное море и Индийский океан, является собственностью Египта и находится под его суверенитетом, открыт для плавания в 1869 г.

Международно-правовой режим судоходства по каналу регламентируется Константинопольской конвенцией относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу 1888 г.

Канал в мирное и военное время всегда свободен и открыт для прохода всех военных кораблей и невоенных судов без различия флагов. Блокада канала запрещается. Военные действия не допускаются ни в канале и его входных портах; в пределах канала государства не могут высаживать или принимать на борт войска, выгружать или погружать оружие или военную технику.

Египетское правительство обязано принимать меры, необходимые для осуществления свободы судоходства по каналу. Управление и эксплуатация канала осуществляется администрацией Суэцкого канала на основании Египетского закона 1957 г. О предполагаемом проходе иностранных военных кораблей в Министерство иностранных дел Египта направляется уведомление не менее, чем за 10 дней до даты прибытия в один из входных портов.

Правовой статус космонавтов

Согласно Договору по космосу, космонавты рассматриваются как «посланцы человека в космос».

Государства обязаны оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия, вынужденной посадки. В этих ситуациях космонавты должны быть в безопасности и незамедлительно возвращены государству, в регистр которого занесен их корабль.

Государства обязаны срочно информировать об установленных ими явлениях в космическом пространстве, которые могли бы представлять опасность для жизни или здоровья, космические объекты, обнаруженные вне пределов территории запустивших их государства, должны быть ему возвращены, но это требование не является безусловным, т.к. необходимо, чтобы данное государство попросило, и предоставило по требованию опознавательные данные.

 

ТЕРРИТОРИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

Территория является одним из необходимых признаков государства. На протяжении всей истории велись непрерывные войны за территорию. Защита территории – одна из главных задач государства. В современном международном праве утвердились такие важнейшие принципы, как неприменение силы, территориальная целостность, нерушимость границ. Государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности любого государства. Территория государства не может быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения.

Развитие науки и техники дали возможность широко использовать пространства и ресурсы, лежащие за пределами государственных границ. Они приобрели большое значение для экономики, транспорта, связи и безопасности, что обусловило развитие международно-правового регулирования в соответствующих областях.

Изучающие международное право должны иметь отчетливое представление о таких отраслях, как международное морское, воздушное и космическое право.

 

Вопрос № 1. Территории в международном праве

В широком смысле под территориейв международном праве понимаются различные пространства земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушными пространствами, а также космическое пространство и находящиеся в нем космические тела.

По основным видам правового режима вся территория подразделяется на 3 типа:

1) государственная территория;

2) территория с международным режимом;

3) территория со смешанным режимом.

Государственной территориейявляется такая территория, которая находится под суверенитетом определенного государства, т.е. принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство. Принадлежность и верховенство являются двумя основными признаками государственной территории. В ее состав входят суша и воды с находящимися под ними недрами и лежащее над сушей и водами воздушное пространство, пределы которого определяются государственной границей.

Территориальный принцип имеет и экстратерриториальный аспект. Власть государства распространяется на его граждан в международных пространствах, например, в Антарктике. Морские, воздушные и космические корабли в международных пространствах рассматриваются как территории государства их флага.

Территориальное верховенство государства охватывает и юрисдикцию государства, т.е. право его судебных и административных органов рассматривать и разрешать все дела на своей территории. Причем эти органы и лица должны соблюдать законы своей страны и за рубежом, в том числе и в отношении своих граждан, разумеется, не вступая в конфликт с местным правом. Это положение подтверждается судебной практикой (в начале 80-х гг. спецслужбы США, выполняя задание, причинили ущерб имению американского гражданина в Гондурасе. Пострадавший обжаловал эти действия в судебном порядке. Апелляционный суд США в октябре 1984 г. установил свою юрисдикцию в отношении данного иска, а также право истца).

Находит все более широкое признание такой принцип экстратерриториальной юрисдикции, как принцип защиты. Согласно этому принципу государство вправе привлекать к уголовной ответственности лиц, не являющихся его гражданами, за совершенные вне его территории преступления, направленные против существенных интересов самого государства или его граждан. Закон США 1986 г., посвященный обеспечению дипломатической безопасности и борьбе с терроризмом, установил уголовную юрисдикцию США в отношении любых лиц, совершивших за рубежом убийство американского гражданина или причинивших ему тяжкие телесные повреждения (ч.3, ст. 12 УК РФ, в случаях, если преступление направлено против интересов России).

Государство по своему усмотрению определяет правовой статус своей территории. Оно может на основе специальных международных договоров предоставить определенные права по использованию отдельных частей своей территории иностранным государствам, их юридическим или физическим лицам. Это договоры относительно международных воздушных сообщений через воздушное пространство государства, аренды (например, Договор между СССР и Финляндией о передаче в аренду Финляндской Республике Советской части Сайменского канала и острова Малый Высоцкий от 27 сентября 1962 г.), транзита через территорию (например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Монголии о выходе к морю и транзитных перевозках Монголии через территорию РФ от 19 октября 1992 г.), регулирование передвижения иностранных граждан по территории государства и посещения определенных районов (Меморандум о понимании между РФ и США в отношении «открытой суши» от 17 июня 1992 г.) и др.

Потребность в транзите возникает у государства и тогда, когда принадлежащий ему регион отделен от основной территории территорией другого государства (других государств). Такой регион именуется анклавом.Примеры: Калининградская область РФ, доступ, в которую по суше возможен только через Беларусь, Литву, Польшу; штат Аляска, отдаленный от США территорией Канады; округ Кабинда, отделенный от Анголы территорией Заира. Если эта часть территории имеет выход к открытому морю, то она бывает полуанклавом.

Современное международное право запрещает насильственное изменение государственной территории. Территория государства неприкосновенна и не может быть объектом военной оккупации или других насильственных действий. Не признаются никакие территориальные приобретения или иные выгоды, полученные в результате применения силы или угрозой силой.

Территория государства может изменятьсяв результате:

разделения существующего государства, выхода части территории из состава государства, объединения двух или нескольких государств;

национально-освободительной борьбы и реализации права на самоопределение (создание новых независимых государств в результате плебисцита или референдума, т.е. народное голосование о государственной принадлежности определенной территории. Так, в 1961 г. население северного района Британского Камеруна высказалось за вхождение в состав Нигерии, а население южного района – за объединение с Республикой Камерун; в 1969 г. народ Западного Ириана проголосовал за воссоединение с Индонезией);

возвращение территории в результате восстановления исторических прав на незаконно отторгнутые ранее части территории (по соглашению между СССР, США и Англией от 11 февраля 1945 г. Советскому Союзу были возвращены Южный Сахалин и Курильские острова; по Потсдамскому соглашению Польше были возвращены исконно польские земли к востоку от Одер-Нейсе);

обмена государственными территориями по соглашению сторон (в 1954 г. СССР и Иран обменялись участками своей территории);

применение мер ответственности за агрессию (отторжение Пруссии от Германии в 1945 г. и передача Восточной Пруссии Польше и СССР);

цессии – уступки права на территорию (в настоящее время не используется);

аренда территории – это временное предоставление одним государством другому государству права пользоваться на договорных началах частью своей территории (аренда США кубинской базы в Гуантанамо сроком на 99 лет; Диего-Гарсиа – сроком на 50 лет).

30 марта 1867 г. Россия продала США Аляску (вместе с Алеутскими островами) – за 7,2 млн. долларов (около 11 млн. золотых рублей). В 1803 г. США купили у Франции Луизианну, в 1916 г. у Дании – группу Антильских островов.

Пределы территориального верховенства государства обозначены государственными границами[1].

К территориям с международным режимомотносятся лежащие за пределами государственной территории земные пространства, которые не принадлежат кому-либо в отдельности, а находятся в общем пользовании всех государств в соответствии с международным правом. Это, прежде всего открытое море, воздушное пространство над ним и глубоководное морское дно за пределами континентального шельфа.

Антарктика как пространство с особым международно-правовым режимом – это район южнее 60-й параллели южной широты, включающий материк Антарктида, шельфовые ледники и прилегающие воды.

Международно-правовой режим Антарктики регулируется Договором 1959 г. об Антарктике. В конференции участвовали 12 государств, в том числе которые выдвигали в разное время территориальные претензии на антарктические районы (Австралия, Аргентина, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, Франция и Чили), так и государства не признавшие этих претензий (СССР, Бельгия, США, ЮАР и Япония).

Договор не признает суверенитета какого-либо государства в каком-либо районе Антарктики. Вместе с тем договор не отрицает территориальных претензий, он их «заморозил», пока он находится в силе.

Важнейшим результатом Вашингтонской конференции явилась разработка и закрепление в Договоре основных правовых принципов деятельности в этом районе:

1. Принцип мирного использования Антарктики, что проявляется в запрещении любых мероприятий военного характера, включая создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия. Таким образом, Антарктика не может стать местом военных действий и вооруженных конфликтов. Однако Договор не препятствует использованию военного персонала или оснащения для научных исследований или для любых других мирных целей.

Запрещены любые ядерные взрывы и удаление в этом районе радиоактивных материалов.

2. Принцип свободы научных исследований и международного сотрудничества в этой сфере. Он означает, что указанная деятельность может осуществляться любым государством на равноправной основе с другими участниками Договора.

Процедура сотрудничества может выражаться в обмене информацией относительно планов научных работ, научным персоналом между экспедициями и полярными станциями, данными и результатами научных исследований и обеспечении свободного доступа к ним.

Договор об Антарктике отводит существенную роль механизму обеспечения соблюдения, а также совершенствования и конкретизации положений Договора. Одним из важнейших элементов этого механизма являются Консультативные совещания участников Договора, созываемые один раз в два года, не считая специальных сессий. Такие совещания созываются для обмена информацией, взаимных консультаций по вопросам Антарктики, а также разработке и рекомендации правительствам государств-участников мер, содействующих осуществлению принципов и целей Договора.

Другим важным элементом механизма обеспечения соблюдения Договора является система инспекций.

Каждое государство, имеющее статус участника Консультативных совещаний, вправе назначить из числа своих гражданнаблюдателей. Каждый наблюдатель имеет полную свободу доступа в любое время в любой или все районы Антарктики. Все районы Антарктики, включая все станции, установки и оборудования, морские и воздушные суда в пунктах разгрузки и погрузки груза или персонала, всегда открыты для инспекции.

Наблюдение с воздуха может производиться в любое время над любым районом Антарктики каждой стороной, имеющей право назначать наблюдателей.

Положения Договора об Антарктике получили развитие и дополнение в ряде других международных соглашений. Так, Конвенция о сохранении тюленей в Антарктике 1972 г. разрешила отлов только 3 из 6 видов антарктических тюленей, определив при этом допустимые уровни их добычи, лимиты вылова по полу, размеру и возрасту.

В 1980 г. была заключена Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики, представляющая собой первый международно-правовой документ, базирующийся на экосистемном подходе, т.е. исходящий из понимания необходимости комплексной защиты биоресурсов антарктических морей как единой, целостной системы. Конвенцией учреждена Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики, управомоченная выполнять научно-прикладные, информационные, организационные и контрольные функции.

Условия и порядок разработки ископаемых природных ресурсов Антарктики определяется Конвенцией по регулирования освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г. Однако она в силу не вступила в виду отрицательного отношения к ней большинства стран, особенно развивающихся.

В 1991 г. В Мадриде принят Протокол по охране окружающей среды (РФ ратифицировала 24 мая 1997 г.), которым Антарктика провозглашена международным заповедником. Ст. 7 Протокола запрещает любую деятельность в отношении минеральных ресурсов, за исключением научных исследований.

Территориис особым международным режимом - демилитаризованные зоны и зоны мира. В их состав могут входить территории 1 категории или территории первых 3 категорий одновременно: Шпицберген, Аландские острова, Панамский и Суэцкий каналы[2].

Демилитаризация – это особый договорно установленный правовой режим определения районов, территорий и космических тел, в соответствии с которым там запрещаются все виды и формы военной деятельности.

Так, в соответствии с Соглашением СССР и Финляндией об Аландских островах 1940 г. Финляндия обязалась демилитаризовать эти острова, не укреплять острова и не предоставлять их для вооруженных сил других государств. Также на архипелаге Шпицберген по Договору 1920 г. не допускается создание морской базы и строительство каких-либо укреплений.

По мирному договору с Италией 1947 г. были демилитаризованы важные в стратегическом отношении острова Средиземного моря, принадлежащие Греции (Договор о Деканезских островах), Италии (Планоза, Пантеллерия), Югославии (остров Пелагоза). Частично демилитаризованы острова Сардиния, Сицилия, но на севере Сардинии расположена морская база для американских подводных ракетоносцев и вблизи Комизо (Сицилия) – нарушение мирного договора с Италией 1947 г. Нередко демилитаризация дополняется нейтрализацией.

Нейтрализация– особый, договорно устанавливаемый правовой режим определения территории, пространственных сфер и космических тел, в соответствии с которым там запрещается ведение военных действий и использование их в качестве базы для ведения войны: архипелаг Шпицберген, Антарктика, Луна и другие тела, зоны Суэцкого и Панамского канала и безъядерные зоны.

К территориям со смешанным режимом относятся:

1 группа - континентальный шельф и экономическая зона. Эти районы не находятся под суверенитетом государств и не входят в состав государственной территории, но каждое прибрежное государство имеет суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов прилегающих к нему континентального шельфа и экономической морской зоны и на охрану природной среды (объем этих прав определяет Конвенция о континентальном шельфе 1958 г. и Конвенция по морскому праву 1982 г.);

2 группа – международные реки, проливы, перекрываемые территориальными водами прибрежных государств и международные каналы, входящие в состав территорий прибрежных государств.

 

Вопрос № 2. Понятие, виды и порядок установления государственной границы

Государственная граница –это юридически обоснованная условная линия и проходящая по этой линии условная вертикальная плоскость, определяющая пределы государственной территории.

Юридическое оформление границы является одновременно и закреплением права на расположенную на ней территорию. Границы определяют сферу территориальной юрисдикции.

Международное право обязывает воздерживаться от любых посягательств на границы других государств, от любых требований или действий, направленных на захват части или всей территории любого государства. Границы могут изменяться в соответствии с международным правом, мирным путем и по соглашению (иногда традиционная граница признается без договорного оформления, опирается на нормы обычного права).

Принято различать сухопутные, водные и воздушные границы, а также границы недр.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.240.31 (0.032 с.)