Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Международного морского праваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Международное морское право – совокупность принципов и норм, определяющих правовой статус и режим морских пространств, их дна и ресурсов и пользования ими. В 1958 г. были приняты четыре Женевские Конвенции по морскому праву: об открытом море, территориальном море и прилежащей зоне, континентальном шельфе, рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. Но при этом ряд актуальных вопросов остались нерешенными, что потребовало созыва новой конференции, которая работала с 1973 г. по 1982 г., когда была принята Конвенция ООН по морскому праву. В соответствии с Конвенцией вводятся новые виды пространств – исключительная экономическая зона и архипелажные воды; транзит - проход через международные проливы и др., и самое важное - установление режима исследования и эксплуатации ресурсов морского дна за пределами национальной юрисдикции. Классификация морских пространств: 1) пространства, находящиеся под суверенитетом различных государств и составляющих территорию каждого из них; 2) пространства, на которые не распространяется суверенитет ни одного из них. В состав территории страны, имеющей морское побережье, входят части моря, расположенные вдоль его берегов и именуемые внутренними морскими водами или территориальным морем (водоемы). В состав территории государств, состоящих полностью из одного и более архипелагов, входят архипелажные воды, расположенные между островами внутри архипелага. Отдельный вид морских пространств составляют проливы и каналы, используемые для международного судоходства. Внутренние (прибрежные) морские воды - находящиеся между берегом государства и прямыми исходными линиями, применяемыми для отсчета ширины территории моря, а также акватории портов, море, полностью окруженное сушей одного и того же государства, а также море, все побережье которого и оба берега принадлежат одному государству (Белое море), а также морские бухты, лиманы, губы и заливы, берега которых принадлежат одному и тому же государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль, а также «исторические заливы» (залив Петра Великого на Дальнем Востоке, Гудзонов залив считает своим заливом Канада, хотя ширина входа около 50 морских миль). Правовой режим внутренних морских вод устанавливается прибрежным государством по его усмотрению: обычно запрещается заниматься иностранцам любыми промыслами и исследовательской деятельностью без специального разрешения. Любые иностранные суда могут заходить во внутренние воды только с разрешения государства. Разрешение уголовных дел, касающихся моряков и других лиц, находящихся на борту иностранных судов при пребывании их в портах, и гражданских дел, связанных с указанными судами, их экипажами и пассажирами, относится к компетенции судебных учреждений прибрежного государства. Но на практике обычно воздерживаются от осуществления уголовной юрисдикции, когда это не вызывается интересами прибрежного государства, не затрагивают интересов лиц, не принадлежащих к составу экипажа данного судна. Территориальное море – полоса морского пространства определенной ширины, начинающаяся у берега суши или у границ внутренних морских вод, на которую распространяется суверенитет прибрежного государства. Выделяют эти воды в особую категорию в силу специфики их режима (компромисс между суверенитетом и интересами морского судоходства). От внутренних морских вод отличаются признанием права мирного прохода иностранных судов через территориальное море. Конвенция устанавливает предельную ширину территориального моря – 12 морских миль (32 государства придерживаются 3 миль). Проход судов должен быть непрерывным и быстрым, а также мирным. О проходе военных кораблей должно быть предварительное уведомление. Подводные лодки следуют на поверхности и поднимают свой флаг. Уголовная юрисдикция государства распространяется на иностранное судно, проходящее через его территориальные воды, только в том случае, если преступление затрагивает интересы этого государства, его граждан. Основанием служит также просьба капитана, дипломатического представителя либо консула об оказании помощи. Если же иностранное судно проходит через территориальное море после выхода из внутренних вод государства, то последнее может принимать любые меры для ареста или расследования на борту судна.
Архипелажные воды Архипелаг – это группа островов, включая части островов, соединяющие их воды и другие природные образования, которые настолько тесно взаимосвязаны, что такие острова, воды и другие природные образования составляют единое географическое, экономическое и политическое целое или исторически считаются таковыми (ст. 46 Конвенции 1982 г.). Государство - архипелаг - означает государство, которое состоит полностью из одного или более архипелагов и может включать другие острова. В мире более 30 государств – архипелагов: Индонезия, Филиппины, Багамские острова, Фиджи, Тонга. Архипелажные воды состоят из вод, расположенных между островами, входящими в состав государства – архипелага, которые отграничиваются от других частей моря вокруг государства - архипелага прямыми исходными линиями, соединяющими наиболее выдающиеся в море точки самых отдаленных островов и обсыхающих рифов архипелага. Длина таких линий не должна превышать 100 морских миль, и лишь 3% их общего числа могут иметь максимальную длину 125 морских миль. От этих линий в сторону моря отсчитываются территориальные воды государства - архипелага. Соотношение между площадью воды и площадью суши внутри этих линий от 1:1 до 9:1. На архипелажные воды, а также на их дно и недра, ресурсы, распространяется суверенитет государства - архипелага. Суда всех государств пользуются правом мирного прохода через архипелажные воды, как он установлен применительно к территориальному морю. Иной правовой режим устанавливается в пределах архипелажных вод морских путей, обычно используемых для международного судоходства. В этом случае осуществляется право архипелажного прохода. Архипелажный проход представляет собой осуществление права нормального судоходства и пролета единственно с целью непрерывного, быстрого и беспрепятственного транзита из одной части открытого моря или исключительной экономической зоны в другую часть открытого моря или исключительной экономической зоны. Для осуществления архипелажного прохода и пролета государство – архипелаг может устанавливать морские и воздушные коридоры шириной 50 морских миль. Если нет, то право архипелажного прохода осуществляется по путям, обычно используемым для международного судоходства. Прилежащая зона – район открытого моря, прилегающей к внешней границе территориального моря. Прилежащая зона учреждается, когда это необходимо, прибрежным государством для осуществления контроля за соблюдением иностранными судами таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных правил в его внутренних морских водах и территориальном море. Суверенитет прибрежного государства на прибрежную зону не распространяется. Согласно Конвенции 1982 г., прибрежное государство вправе осуществлять лишь контроль, необходимый для предотвращения нарушения таможенных, санитарных и других правил. Ширина прилежащей зоны не должна превышать 24 морские мили, которые отсчитываются от исходных линий, используемых для измерения ширины территориального моря (Индия, Гана), 18 миль – Саудовская Аравия, Бангладеш.[4] Прилежащая зона – полоса открытого моря, прилегающая к территориальному морю государства, в которой оно осуществляет специализированную юрисдикцию. Дело в том, что быстроходность современных судов не дает возможность обеспечить надежный контроль за ними в пределах территориальных вод. Поэтому прибрежному государству предоставляется право контроля в дополнительной полосе для предотвращения нарушений его таможенных, фискальных, иммиграционных норм в пределах его территории. Ширина прилежащей зоны определяется государством, но не может быть больше 24 миль, которые отсчитывается от тех же исходных линий, что и территориальные воды (в США – 12 миль). Континентальный шельф – по Конвенции 1958 г. о континентальном шельфе – поверхность и недра морского дна районов, примыкающих к берегу, но находящихся за пределами территориального моря до глубины 200 метров или до такой глубины, которая позволяет вести разработку природных ресурсов данных районов. Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в отношении разведки и разработки природных ресурсов. Последние включают минеральные ресурсы и его недра, а также живые организмы, относящиеся к «сидячим видам» (губка, жемчуг, кораллы). Права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ними. Все государства вправе прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе. При этом определение трассы для их прокладки осуществляется с согласия прибрежного государства. Научные исследования на континентальном шельфе в пределах 200 морских миль могут производиться с согласия прибрежного государства. Исключительная экономическая зона – представляет собой район, прилегающий к территориальному морю, шириной не свыше 200 миль, для которого международное право устанавливает особый правовой режим. Смысл особого режима в том, что права прибрежного государства и права других государств определяются международным правом. Прибрежное государство обладает суверенными правами на разведку и разработку естественных ресурсов (живых и не живых, в том числе улов рыбы, создание и использование искусственных островов, установка сооружений). Юрисдикция прибрежного государства в исключительной экономической зоне состоит в том, что в рамках осуществления предоставленных ему прав оно может производить досмотр, инспекцию, арест, судебное разбирательство, но при этом арестованное судно и его экипаж подлежат немедленному освобождению после внесения залога. Налагаемые наказания не могут включать тюремное заключение или другую форму личного наказания. Иное положение может быть установлено только договорами. В соответствии с соглашением между Россией и Японией российская сторона в случае задержания японского судна, занимающегося незаконным ловом рыбы, передает его японским властям, которые обязаны произвести судебное или административное разбирательство. В случае ареста или задержания иностранного судна прибрежное государство немедленно уведомляет государство флага судна о принятых мерах. Открытое море образуют все части моря, которые не входят в исключительную экономическую зону, в территориальное море или внутренние воды государств. Свобода открытого моря означает, что оно открыто для всех стран. Свобода полетов, судоходства. Национальность судна определяется его флагом, причем связь между государством и судном должна быть реальной, а не фиктивной. Некоторые государства за плату весьма просто предоставляет свой флаг (Либерия, Панама), не обеспечивая элементарного контроля за деятельностью судов. В таких случаях возникают трудности в решении юридических вопросов. В начале 1998 г. у берегов Великобритании сел на мель танкер «Си Экспресс», из которого вытекло около 70 тысяч тонн нефти. Утечка была отнесена к 10 наиболее тяжким катастрофам. Оказалось, танкер перевозил английскую нефть. Судно было построено в Испании, принадлежавшей норвежской компании, зарегистрирован на Кипре, управлялся шотландской компанией, действующей по соглашению с французской фирмой, укомплектовано русским экипажем и плавает под либерийским флагом. Арест либо задержание судна в открытом море возможны по распоряжению властей государства флага. Состоящие на службе государства корабли вправе подвергнуть иностранное судно досмотру, если есть основания полагать, что оно занимается работорговлей, несанкционированным вещанием, не имеет национальной принадлежности либо отказывается поднять флаг. Если подозрения оказались необоснованными, осмотренному судну возмещаются понесенные убытки. Допускается преследование по «горячим следам». Международный район морского дна – это морское дно и его недра, расположенные за пределами исключительных экономических зон и континентального шельфа прибрежных государств («дно морей и океанов и его недра за пределами действия национальной юрисдикции» - ст. 1 Конвенции 1982 г., ч. XI “Район”). Район и его ресурсы являются общим наследием человечества. Ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права либо осуществлять их в отношении какой-либо части Района или его ресурсов, ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может присваивать какую-либо их часть. Все права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Международный орган по морскому дну, включающий Совет из 36 человек избираемых Ассамблеей. Половина его членов избирается в соответствии с принципами справедливого географического представительства, другая половина – по иным основаниям: от развивающихся стран, от стран – импортеров и т.д. Место пребывания Органа и главной конторы Предприятия – Ямайка. Однако промышленно развитые страны не ратифицировали Конвенцию 1982 г. из-за неприемлемости части XI «Район». Поэтому в 1994 г. на сессии Генеральной Ассамблеи ООН было принято Соглашение об осуществлении части XI Конвенции по морскому праву, с уменьшением размера финансовых отчислений, которые индустриальные государства должны делать в пользу Органа. Проливы – естественные морские проходы, соединяющие между собой части одного и того же моря или отдельные моря и океаны. В Конвенции речь идет о международных проливах, т. е. которые используются для международного судоходства и ведут из одной части открытого моря или исключительной экономической зоны в другие. В них «все суда и летательные аппараты пользуются правом транзитного прохода, которому не должно чиниться препятствий». Конвенция не затрагивает проливов, статус которых определяется специальной Конвенцией. Режим Черноморских проливов определяется Конвенцией, подписанной в Монтре в 1936г., он предусматривает свободу невоенного судоходства для судов всех стран. Общий тоннаж военных кораблей всех нечерноморских государств, находящихся в транзите через проливы, не должен превышать 15 тысяч тонн, а их общее число не более девяти. При этом они проходят с уведомлением Правительства Турции за 15 суток и могут находиться в Черном море не более 21 суток. В случае участия Турции в войне или нахождении ее под угрозой непосредственной военной опасности ей предоставляется право по своему усмотрению разрешать или запрещать проход через проливы любых военных кораблей. Международные каналы – гидротехнические сооружения, соединяющие моря и океаны и используемые для международного судоходства (Кильский, Панамский, Суэцкий). Особенностью правового режима международных каналов является то, что они, будучи частью территории государства - владельца канала, подпадают под действие соответствующих международных договоров, существенно ограничивающих правомочия данного государства. Общие принципыправового режима международных каналов: 1) уважение суверенных прав собственника канала и невмешательство в его внутренние дела; 2) свобода судоходства по каналу для судов всех государств какой бы то ни было дискриминации; 3) обязанность пользователей соблюдать нормы международного права и национального законодательства государства – владельца канала. Такой режим фиксируется в соответствующих договорах. Панамский канал, открытый для плавания в 1914 г., соединяет Атлантический и Тихий океаны, находится на территории Панамы и подчиняется ее суверенитету. Основными международно–правовыми актами, устанавливающими режим судоходства по Панамскому каналу были Договоры между США и Панамой 1901 и 1903 гг. В соответствии с ними канал открыт для военных и невоенных судов всех стран. Зона Панамского канала находится под управлением США. В 1977 г. между США и Панамой были подписаны два Договора: о Панамском канале и о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала. С 1 января 2000 г. канал станет собственностью Панамы, которая будет эксплуатировать канал и содержать в зоне канала военные силы, оборонительные укрепления и сооружения. Кильский канал, открытый для плавания в 1895 г., соединяет Балтийское и Северное моря, находится на территории ФРГ и подчиняется ее суверенитету. Режим судоходства определяется национальным законодательством Германии. По каналу могут проходить невоенные суда всех стран в любое время. Для прохода иностранных военных кораблей необходимо разрешение. Суэцкий канал, соединяющий Средиземное море и Индийский океан, является собственностью Египта и находится под его суверенитетом, открыт для плавания в 1869 г. Международно-правовой режим судоходства по каналу регламентируется Константинопольской конвенцией относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу 1888 г. Канал в мирное и военное время всегда свободен и открыт для прохода всех военных кораблей и невоенных судов без различия флагов. Блокада канала запрещается. Военные действия не допускаются ни в канале и его входных портах; в пределах канала государства не могут высаживать или принимать на борт войска, выгружать или погружать оружие или военную технику. Египетское правительство обязано принимать меры, необходимые для осуществления свободы судоходства по каналу. Управление и эксплуатация канала осуществляется администрацией Суэцкого канала на основании Египетского закона 1957 г. О предполагаемом проходе иностранных военных кораблей в Министерство иностранных дел Египта направляется уведомление не менее, чем за 10 дней до даты прибытия в один из входных портов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.3.196 (0.008 с.) |