Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Понятие и источники права внешних сношений. Классификация органов внешних сношений государства.
Похожие статьи вашей тематики
Право внешних сношений представляет собой отрасль МП, которая состоит из принципов и норм, регулирующих отношения между государствами, а также между государствами и другими субъектами МП по поводу осуществления дипломатической деятельности. Под подобного рода деятельностью понимают официальную деятельность государства, его органов и должностных лиц по защите прав и интересов данного государства, прав и законных интересов его физических и юридических лиц, поддержанию режима международного правопорядка и законности.
Основными источниками права внешних сношений являются:
§ 1915 Венский протокол о рангах дип-х представителей;
§ Венская конвенция 1961 о дип-х сношениях;
§ Венская конвенция 1963 г. о конс-х сношениях;
§ Конвенция 1969, о специальных миссиях;
§ Венская конвенция о предст-вах гос-в в их отнош-х с международных отношений универсального характера, 1974;
§ Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946;
§ Конвенция 1947 г. о привилегиях специализ-х учреждений ООН;
§ двусторонние консульские конвенции;
§ Договоры об учреждении представительств международных орган-й в госуд-ах
§ Договоры об открытии торговых представительств.
К внутригосударственным органам внешних сношений относятся:
глава государства, парламент, правительство, министерство иностранных дел, другие ведомства и службы, в функции которых входит осуществление внешних сношений по отдельным вопросам.
Парламент:
1.осуществляет общее руков-во внешней политикой гос-ва путём принания законных актов;
2.ратифицирует международные договоры и согл-я;
3.назначает членов делег-й для участия в международных конференциях или в деятельности международных организаций;
4.представители парламента участвуют в преговорах;
5.утверждает послов.
Глава гос-ва:
1.осущ-т повседневное представительство гос-ва в международных делах;
2.принимает аккредитованных дипломатических представителей;
3.ратифицирует и денонсирует международные договоры;
4.лично представляет гос-во на преговорах и в организациях международных;
5.подпис-т договор без специальных полномочий; 6.полный дипломатический иммунитет и привилегии за рубежом.
Правительство:
1.полит-е и оперативное руков-во внешней политикой страны;
2.от имени правительства заключаются договора о займах, кредитах;
3.заключаются международные договора, а правительственные делегации участв-т в переговорах;
4.глава правит-ва вправе подписывать договор без специальных полномочий;
5.за рубежом польз-ся спец-м иммунитетом.
МИД:
1.осущ-т повседневное рук-во и ф-ции внешних сношений;
2.работает с заруб-ми представительствами в своей стране, руководит своими органами внешних сношений за рубежом;
3.ведёт переговоры с зарубежными представителями;
4.МИД подписывает договоры без специальных полномочий; за рубежом пользуется иммунитетом;
5.готовит реш-я по вопросам гос-ой внеш-ней политики;
6.рук-во внешне-экон-х вопросов.
К зарубежными органами внешних сношений являются дипломатические и консульские представительства, торговые представительства, представительства государств при международных организациях, делегации на международных совещаниях и конференциях, специальные миссии.
Зарубежные органы внешних сношений делятся на:
§ постоянные – посольства, торговые представительства, дип-е миссии, постоян-е предст-ва при международных организациях;
§ временные – делегации или отдельные представители, направляемые за границу для реш-я определенных вопросов или для участия в работе конференций.
56. Правовой статус дипломатических представительств. Дип. право как подотрасль права внешних сношений представляет собой совокупность норм, регламентирующих статус и функции государственных органов внешних сношений. . Под дипломатическим представительством Венская конвенция 1961 г. понимает постоянный зарубежный орган внешних сношений государств, учреждаемый на основе взаимного соглашения одним государством на территории другого для поддержания постоянных официальных контактов и выступающий от имени учредившего его государства по всем политическим и иным вопросам, возникающим во взаимоотношениях соответствующих государств. Существуют два вида дипломатических представительств: посольства и миссии Большинство государств предпочитает обмениваться дипломатическими представительствами - посольствами. Посольство возглавляет чрезвычайный и полномочный посол, миссию - чрезвычайный и полномочный посланник либо поверенный в делах. Дипломатические отношения, как правило, устанавливаются на основании соглашения между соответствующими государствами. Главы дипломатических представительств подразделяются на три класса: чрезвычайные и полномочные послы, аккредитуемые при главах государств; чрезвычайные и полномочные посланники, аккредитуемые при главах государств; поверенные в делах, аккредитуемые при министрах иностранных дел. От поверенного в делах следует отличать временного поверенного в делах - лицо, временно исполняющее функции главы представительства любого класса во время его отсутствия (отпуска, отзыва и т.д.). К функциям дипломатического представительства относятся: представительская функция (выступать от имени аккредитующего государства); защита интересов аккредитующего государства и его граждан; ведение переговоров с правительством государства пребывания; развитие дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания; консульская функция; функция информации своего правительства о стране пребывания. Перечень функций дипломатического представительства, приведенный в Венской конвенции, нельзя считать исчерпывающим. Этапы: § Получение агремана (согласие) на назначение конкретного лица главой представительства в данном государстве. Отказ в агремане или отсутствие ответа на запрос препятствуют назначению лица главой представительства. § Выдача главе представительства верительной грамоты - документ, адресованный властям страны пребывания, в котором просят верить тому, что данное лицо будет излагать от имени этого государства. Вручение главе гос-ва верит-ой грамоты.§ Персонал дипломатического представительства подразделяется на три группы: § дипломатический персонал образуют лица, имеющие дипломатические ранги (специальные звания). К относятся: послы и посланники, советники, торговые представители, специальные атташе (военный, военно-морской, военно-воздушный), первые, вторые, третьи секретари, атташе., административно-технический персонал и обслуживающий персонал. § Административно-технический персонал - это лица, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства (переводчики, референты, секретари и т.д.). Обслуживающий персонал включает в§ себя лиц, выполняющих обязанности по обслуживанию представ.(водители, садовники, уборщицы и т.д.). Члены дип. персонала являются гражданами представляемого ими государства, члены административно-технического и обслуживающего персонала могут быть гражданами страны пребывания. Посольство, его сотрудники и члены их семей пользуются в государстве пребывания привилегиями и иммунитетами в соответствии с международным правом и зак. гос. пребывания. Дуайен — глава дип. корпуса, старший по дипломатическому классу и по времени аккредитования в данной стране дипломатический представитель. Дуайеном может выступать только дипломатический представитель высшего класса — посол или папский нунций (в некоторых католических странах — только нунций, независимо от времени аккредитования, в Того — только посол ФРГ, а в Буркина Фасо — только один из послов стран Африки). Персона нон грата — дипломатический термин. Согласно статье 9 Венской конвенции о дипломатических сношениях (1961 год), принимающее государство может «в любое время и без необходимости объяснения причины» объявить любого члена дипломатического корпуса «персоной нон грата», даже до того, как этот человек прибыл в страну. Обычно лицо, объявленное «персоной нон грата», должно покинуть страну, в противном случае государство «может отказаться признавать это лицо членом дипломатической миссии».
Консульское представительство - один из органов внешних сношений государства, организуется в результате установления консульских отношений между двумя государствами. Его местонахождение, а в отдельных случаях и численность персонала согласуются между представляемым правительством и правительством государства пребывания. Консульский округ - определенная территория государства пребывания, на которой в соответствии с соглашением между правительствами договаривающихся государств консульское должностное лицо выполняет возложенные на него обязанности. В ряде случаев консульский округ определяется в силу применения условия о наибольшем благоприятствовании. Выполнение консульских функций вне пределов консульского округа возможно лишь с согласия государства пребывания. Различают четыре вида консульских представительств: генеральное консульство, консульство, вице-консульство, консульское агентство Статья 9 Венской конвенции 1963 г. выделяет четыре класса глав консульских учреждений: генеральный консул; консул; вице-консул; консульский агент. Консульские должностные лица имеют те же ранги, что и дипломатические должностные лица. В соответствии с Венской конвенцией о консульских сношениях 1963г. Консульское учреждение обычно определяют как постоянный государственный орган внешних сношений, находящийся на территории иностранного государства в силу соответствующего международного соглашения и выполняющий консульские функции по защите интересов своего государства, его граждан и организаций Содержание консульской деятельности: а) защита в государстве пребывания интересов представляемого государства и его граждан (физических и юридических лиц) в пределах, допускаемых международным правом; b) содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между представляемым государством и государством пребывания, а также содействие развитию дружественных отношений между ними иными путями в соответствии с положениями настоящей Конвенции; с) выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания, сообщение о них правительству представляемого государства и предоставление сведений заинтересованными лицами; d) выдача паспортов и проездных документов гражданам представляемого государства и виз или соответствующих документов лицам, желающим поехать в представляемое государство; е) оказание помощи и содействия гражданам (физическим и юридическим лицам) представляемого государства; f) исполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и других подобных обязанностей, а также выполнение некоторых функций административного характера при условии, что в этом случае ничто не противоречит законам и правилам государства пребывания; Окончание миссии консула может иметь место след случаях: Отозвание консула представляемым государством, аннулирование экзекватуры государством пребывания, истечение срока консульского патента, закрытие консульского учреждения в данном пункте, прекращение консульских отношений в целом, война, смерть консула, выход территории консульского округа из под суверенитета государства пребывания. Привилегии и иммунитеты консульских представительств следующие: 1)Неприкосновенность помещений представительства: никто не может войти на территорию представительства иначе, как с согласия главы консульского или дипломатического представительств. Государство пребывания обязано принимать все меры для защиты помещений представительства от вторжения извне и нанесения им ущерба. 2)Консульское представительство может беспрепятственно сноситься со своим правительством, дипломатическим представительством и другими консульскими представительствами. 3) Помещения консульского представительства и находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий. 4)Представительство освобождается от всех государствен
58. Дипломатические и консульские привилегии и иммунитеты. Дип.: Дипломатический иммунитет — совокупность прав и привилегий, предоставляемых дипломатическим представительствам иностранных государств и их сотрудникам: неприкосновенность личности, служебных помещений, жилища и собственности, неподсудность судам государства пребывания, освобождение от налогов, таможенного досмотра и др. Объем дипломатического иммунитета устанавливается внутренним законодательством государств, а также международными договорами, напр. Венской конвенцией 1961, и международными обычаями. Дипломатический иммунитет может иметь ограничения в связи с внутренним законодательством страны пребывания. В соответствии со ст. 22 Венской конвенции о дипломатических сношениях помещения представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства. Как сами помещения, так и находящееся в них имущество, а также средства передвижения не могут подвергаться обыску, реквизиции, аресту и исполнительным действиям. Неприкосновенны архивы, документы, официальная корреспонденция представительства. Это преимущество отличается от провозглашенного в ч. 2 ст. 23 Конституции права каждого на тайну переписки и т. п., поскольку не может быть ограничено на основании судебного решения. Согласно Конвенции государство пребывания должно разрешать и охранять свободные сношения для всех официальных целей. С этим связано право представительства использовать все подходящие средства, включая дипломатических курьеров. Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задер-жанию. Для установки и эксплуатации радиопередатчика необходимо согласие государства пребывания. Внутринациональным законодательством предусматриваются таможенные льготы для дипломати-ческих представительств при ввозе в нашу страну и вывозе из страны предназначенных для официального пользования представительств товаров с освобождением от таможенных платежей. В отношении помещений представительства — как собственных, так и наемных — предусмотрено освобождение от налогов, сборов и пошлин, кроме тех, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания. Представительству и его главе принадлежит право пользоваться флагом и эмблемой своего государства на принадлежащих им помещениях и средствах передвижения. Конвенция возлагает на государство пребывания специальную, как сказано в ч. 2 ст. 22, обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорб-ления его достоинства. Консульсике: Различают привилегии и иммунитеты консульских представительств и их сотрудников. Привилегии и иммунитеты консульских представительств следующие: 1)Неприкосновенность помещений представительства: никто не может войти на территорию представительства иначе, как с согласия главы консульского или дипломатического представительств. Государство пребывания обязано принимать все меры для защиты помещений представительства от вторжения извне и нанесения им ущерба. 2)Консульское представительство может беспрепятственно сноситься со своим правительством, дипломатическим представительством и другими консульскими представительствами. 3)Помещения консульского представительства и находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий. 4)Представительство освобождается от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания. Сборы, взимаемые представительством при выполнении своих обязанностей (например, за выдачу виз), освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин страны пребывания. 5)Архивы и документы консульского представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения. 6) Официальная корреспонденция представительства неприкосновенна. Почта представительства не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. В отличие от сотрудников дипломатических представительств, сотрудники консульских представительств пользуются несколько меньшими привилегиями и иммунитетами.
59 Правовой статус представительств государств при международных организациях. Смотри вопрос 56-59 . Под дипломатическим представительством Венская конвенция 1961 г. понимает постоянный зарубежный орган внешних сношений государств, учреждаемый на основе взаимного соглашения одним государством на территории другого для поддержания постоянных официальных контактов и выступающий от имени учредившего его государства по всем политическим и иным вопросам, возникающим во взаимоотношениях соответствующих государств. Существуют два вида дипломатических представительств: посольства и миссии Большинство государств предпочитает обмениваться дипломатическими представительствами - посольствами. Посольство возглавляет чрезвычайный и полномочный посол, миссию - чрезвычайный и полномочный посланник либо поверенный в делах. Дипломатические отношения, как правило, устанавливаются на основании соглашения между соответствующими государствами. Главы дипломатических представительств подразделяются на три класса: чрезвычайные и полномочные послы, аккредитуемые при главах государств; чрезвычайные и полномочные посланники, аккредитуемые при главах государств; поверенные в делах, аккредитуемые при министрах иностранных дел. Консульское представительство - один из органов внешних сношений государства, организуется в результате установления консульских отношений между двумя государствами. Его местонахождение, а в отдельных случаях и численность персонала согласуются между представляемым правительством и правительством государства пребывания. Консульский округ - определенная территория государства пребывания, на которой в соответствии с соглашением между правительствами договаривающихся государств консульское должностное лицо выполняет возложенные на него обязанности. В ряде случаев консульский округ определяется в силу применения условия о наибольшем благоприятствовании. Выполнение консульских функций вне пределов консульского округа возможно лишь с согласия государства пребывания. Различают четыре вида консульских представительств: генеральное консульство, консульство, вице-консульство, консульское агентство Статья 9 Венской конвенции 1963 г. выделяет четыре класса глав консульских учреждений: генеральный консул; консул; вице-консул; консульский агент. Торговые представительства. Постоянные представительства при м-ных организациях. Торговые представительства – это зарубежные органы г-ва, осущ-е внешнеторг-ю деят-ть на гос-м уровне. На деятельность ТП распр-ся действие Венской конвенции 61 г. «О дип-х пред-х» ФункцииТП: 1.проводит различные операции от имени г-ва по внешней торговле; 2.содействуетторговым отношениям с зарубежными странами; 3.выдают разрешения на совершения действий по внешней торговле; 4.утверждают внешнеторговые сделки; 5.изучают торговую конъюнктуру страны пребывания.
60. Правовой статус внутреннего моря и территориального моря.Международное морское право является одной из старейших отраслей международного права и представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, определяющих правовой режим морских пространств и регулирующих отношения между государствами, другими участниками правоотношений в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов. Внутренние воды являются частью территории соответствующего государства. Во внутренние воды входят: - водоемы, полностью окруженные берегами одного государства или все побережье которых принадлежит одному государству; - акватории портов, очерченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки портовых сооружений; - воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета территориальных вод; - морские бухты, заливы, лиманы, берега которых принадлежат одному государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль. Прибрежное государство осуществляет во внутренних водах все права, вытекающие из суверенитета. Оно регулирует судоходство и рыболовство; на этой территории запрещено заниматься каким-либо промыслом или научными исследованиями без разрешения компетентных органов прибрежного государства. На деяния, совершенные во внутренних водах на иностранных невоенных судах, распространяется юрисдикция прибрежного государства (если иное не установлено международным договором — например, соглашениями о торговом судоходстве). Иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства пользуются лишь иностранные военные корабли, находящиеся во внутренних водах с согласия прибрежного государства. Воды портов являются частью внутренних вод прибрежного государства; при этом в качестве берегов рассматриваются наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения. Прибрежное государство определяет порядок доступа в свои порты иностранных судов, устанавливает порты, закрытые для доступа, и т.д. Для посещения открытых портов, как правило, не требуется запрашивать разрешение прибрежного государства или уведомлять об этом. В закрытые порты заход допускается лишь с разрешения прибрежного государства. Иностранные невоенные суда могут заходить во внутренние воды с разрешения прибрежного государства и должны соблюдать его законы. К территориальным водам (морю) относится морской пояс, охватывающий сухопутную территорию государства шириной в 12 морских миль, отсчитываемых от прямых исходных линий, соединяющих точки наибольшего удаления сухопутной территории государства или от точки наибольшего отлива сухопутной территории государства. Боковая граница территориальных вод смежных государств, а также границы территориального моря противолежащих государств, берега которых отстоят друг от друга менее чем на 24 (12+12) мили, определяется международными договорами. Суверенитет прибрежного государства распространяется на водное пространство территориального моря, воздушное пространство над ним, а также на поверхность дна и недра в этой зоне (ст. 1, 2 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне). Территориальное море является частью территории соответствующего государства. Вместе с тем нормами международного права признается право мирного прохода иностранных невоенных судов через территориальное море (в том числе для захода в порты). Существуют три основных способа отсчета территориальных вод: 1) от линии наибольшего отлива вдоль берега прибрежного государства; 2) если береговая линия извилиста или изрезана либо вблизи от берега имеется цепь островов, может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих наиболее выдающиеся в море точки берега и островов; 3) от внутренних морских вод. Внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки прямой исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря (12 миль). Поскольку указанные выше территории являются государственными территориями, различие в их режиме заключается в праве мирного прохода, под которым поднимается плавание через территориальное море с целью: а) пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового соору-жения за пределами внутренних вод; или б) пройти во внутренние воды или выйти из них, или стать на таком рейде или у такого портового со-оружения. Проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Нарушением мирного прохода признается, если нарушаются положения ч. 2 ст. 19 Венской конвенции 1982 г. по морскому праву. Под прилежащей зоной признается пояс, расположенный на расстоянии 24 морских мили, исчисляемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый: а) для предотвращения нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных зако-нов и правил в пределах его территории или территориального моря; б) для наказания за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря.
| 61.Правовой режим исключительной экономической зоны(ЭЗ) и континентального шельфа(КШ). ЭЗ -морской район, нах-ся за пределами тер. моря и прилег. к нему, шириной не более 200 мор. миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина террит-го моря. Пр. режим ИЭЗ-права и обяз-ти как прибрежного гос., так и других гос. в отношении этой части морского пространства.Он впервые определен Конв. ООН по МП 1982 г. Прибрежное гос-во в ИЭЗ осущ. 1) суверенные права в целях разведки,разработки и сохранения прир. ресурсов в водах, покрыв. морское дно, на дне и в его недрах и управления этими ресурсами,2) юр-ю искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и сохранения мор. среды.Гос. в целях сохранения могут посредством заключ. соглашений или через меж. организации принимать необходимые меры по регулир. промысла. Прибрежные гос. в осущ. своей юрисдикции имеют право регулировать, разрешать и проводить морские научные исслед. в своей иск. ЭЗ. Такие исслед. другими гос. проводятся с согласия прибрежного гос.. Осущ. права распоряжаться прир. ресурсами ИЭЗ входит в компет. Правительства и спец. уполномоч. органов.Все гос., включая не имеющие выхода к морю, в ИЭЗ пользуются свободой судоходства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов.Использ. искл. ЭЗ в указанных целях осуществляется в соответствии с межд.-прав. нормами.Гос. при осуществлении своих прав и обязанностей в ЭЗ должны учитывать права и обязанности прибрежного гос., соблюдать принятые им законы и правила, а прибрежное гос. обязано учитывать права и обязанности других гос-в. КШ -естеств. продолжение сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или до 200 миль, если границы подводной окраины материка не достигают этого предела. Шельф включает дно и недра. Прибр г-во осущ. над шельфом суверенные права в отношении разведки и разработки прир. ресурсов, а именно, минер.ресурсов дна и недр, а также живых организмов, относящихся к «сидячим видам».Но гос. не распространяет в данном случае свой суверенитет на водное и возд. пространство над КШ. Все гос. также вправе прокладывать подводные кабели на «чужом» КШ. Разгранич. КШ между прибрежными гос. производится на основе взаимных соглашений. Морское дно и его недра являются общим достоянием человечества и открыты для эк-о и научного использования гос.. КШ и морское дно являются демилитариз-й зоной. За пределами ИЭЗ распол. простр.,наз. открытым морем. ОМ находится в общем, равном и свободном пользовании народов всех стран. Здесь нет какой-либо иной юр-и, кроме юр-и гос. над своим нац. судном. Нац. судна определяется его флагом. Порядок получения судном флага гос., установлен внутренним зак-ом последнего. В пределах открытого моря на судно и экипаж распространяются законы его флага. Арест либо задержания судна возможно только с согласия властей гос. флага судна. В территориальном море угол. юр-я прибрежного гос. распростр. на судно в случае, если действия судна или команды затрагивают интересы прибрежного гос. или его граждан. Универсальная юр-я гос. возможна в случаях преследования пиратского судна, которое любое гос. вправе преследовать и наказать.Досмотру может быть подвергнуто любое судно,если есть основание. В открытом море возможно преследование ин. судна, в случае нарушения им законов прибрежного гос.
62. Правовой режим открытого моря(ОМ).Прававой статус внутриконтинент.госуд. ОМ- водная часть Мир. океана, расположенная за пределами террит-о моря, а также прилежащей и исключ. эк-х зон, на пространства которой не распростран. суверенитет или юр-я ни прибрежных, ни каких бы то ни было других гос.: на эти пространства не распростр. также и прав-й режим архипелажных вод.Согл. Женевской конв. об открытом море 1958 г. ОМ доступно для всех наций в соответствии со спец. принципом МП - свободы ОМ в состав которого входят свобода судоходства, рыболовства.свобода проклад. подводные кабели и трубопроводы, свобода летать над ОМ.Конвенция ООН по мор. праву 1982 г.: могут возводить в ОМ. искусственные острова и другие установки, допускаемые межд. правом, и проводить научные исследования. При пользовании свободой ОМ все гос. обязаны учитывать заинтересованность друг друга, включая права всех членов межд. сообщества в отношении деятельности на мор. дне. Важнейшие элементы прав. режима ОМ определены Конвенцией 1982 г.: оно резервируется для мирных целей; каждое гос. обязано эффективно осущ. над судами, плавающими под его флагом, свою юр-ю и контроль в админ., технических и соц. вопросах; каждое гос. флага судна принимает необходимые меры для обеспечения безопасности такового в море;каждое гос. вменяет в обязанность капитанам судов его флага оказывать помощь любому судну и лицу, которым угрожает гибель в море; гос. должны принимать эффективные меры для предотвращения перевозки на судах под их флагом рабов, сотрудничать в пресечении пиратства, незаконной торговли наркотиками или психотр. веществами,несанкционированного вещания из ОМ: по отношению к своим гражданам каждое гос. обязано принимать меры в целях сохран. живых ресурсов ОМ. ПРАВО ВНУТРИК. ГОС-В НА ДОСТУП К МОРЮ-принцип, в соотв. с которым не имеющие выхода к морю гос. обладают правом свободного транзитного прохода через территорию соседнего прибрежного гос. для выхода в воды открытого моря и обратно.Порядок и условия такого транзита согласовываются между заинтерес-и неприбрежными гос. и прибрежными гос. транзита посредством заключения двустор. и многостор соглашений.Этот принцип предусм. свободный доступ к морским портам, равный режим их использования, свободный проход внутренних вод и территориальных вод прибрежного гос.. Его реализация способствует т.ж. осущ. прав неприбрежных гос-в, относящихся к свободам ОМ. Право внутриконтин-х гос. на доступ к морю и от него закреплено в Конв. об ОМ 1958 г. и в Конв. о транзитной торговле внутриконтинент. стран 1965 г. Однако наиболее полно оно кодифиц. в Конв. ООН по мор. праву 1982г.
63. Между. район морского дна и режим его использования (МРМД) В межд. морском праве дно морей и океанов и его недра за пределами нац. юр-и. Данное понятие устан. Конв. ООН по мор. праву(1982г.).Развивая Деклар. о принципах, регулирующих режим дна морей и океанов и его недр за пределами действия нац. юр-и, принятой Ген.Ассамблеей ООН 17.12.1970 г., Конв. 1982 г. объявляет М.р.м.д. и его ресурсы «общим наследием человечества», от имени которого действ. Междунар. орган по МД. Конв. 1982г. допол. Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерн. оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г., устан-я принцип использ. М.р.м.д. исключит. в мирных целях всеми гос., как прибрежными, так и не имеющими выхода к морю (ст. 141 Конв. 1982 г.). Ни одно гос. не может претендовать на суверенитет или суверенные права или осущ. их в отношении какой бы то ни было части М.р.м.д. или его ресурсов; ни одно гос., физ. Или юр. лицо не может присваивать какую-либо их часть. Никакие притязания или действия такого рода не признаются(ст. 137 Конв.1982г.). Правила деятельности гос. в отношении М.р.м.д. определяются Конв. 1982 г., Уст. ООН и др. нормами меж. права. Любая деятельность в М.р.м.д. не должна затрагивать прав-о статуса вод открытого моря, покрывающих М.р.м.д., или воздушного пространства над ними. В соотв. с Конв. 1982 г. морские научные исслед. в М.р.м.д. осуществляются исключ. в мирных целях и на благо всего человечества. Право проведения морских научных исслед. принадлежит как гос-м, так и Межд. органу по МД. Деятельн. по освоению М.р.м.д. должна осуществл. так, чтобы способствовать здоровому развитию мировой эк-и,росту междунар. торговли и всестороннему развитию всех стран,особенно развивающихся и наименее развитых в техн. отношении гос. (ст.143). Конв. 1982г. предусм. Равноправ. доступ гос. и Межд. органа к освоению ресурсов М.р.м.д., закрепляется принцип недопущения монопольного захвата этих ресурсов отдельными гос-и и частными компаниями.
|