Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Все субъекты мп не могут существовать и развиваться изолированно, без внешних связей.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Все субъекты МП не могут существовать и развиваться изолированно, без внешних связей. Каждый субъект сам определяет основные направления, методы и средства осуществления своих внешних связей, которые получили собирательное название «внешняя политика». В осуществлении внешней политики участвуют многие органы и организации. Для установления и поддержания таких связей на официальном уровне субъекты создают специальные органы - «органы внешних сношений». Официальные отношения между органами разных государств называются «дипломатические отношения». «Дипломатический» происходит от термина «дипломатия». [i] Государства осуществляют дипломатические связи в разных формах: - переговоры, - участие в конференциях и организациях, - заключение договоров, - дипломатическая переписка и т.п. Дипломатическая деятельность каждого государства регулируется нормами международного и внутреннего права данного государства. Дипломатическое право - совокупность норм и принципов МП, регулирующих дипломатическую деятельность субъектов МП. Право внешних сношений - совокупность норм и принципов внутреннего права каждого государства или другого субъекта МП, регулирующих их дипломатическую деятельность, устанавливающих систему органов внешних сношений, регламентирующих их полномочия, порядок и формы деятельности. Органы внешних сношений государств Органы внешних сношений государства подразделяются на две основные группы – внутригосударственные и заграничные (или - зарубежные). Внутригосударственные органы внешних сношений - это органы, которые определяют внешнюю политику государства и представляют его в международных отношениях. Они в свою очередь подразделяются на органы общей компетенции и органы специальной компетенции К органам общей компетенции относятся: - глава государства (коллегиальный или единоличный), - высший представительный орган (парламент), - правительство и его глава. К органам специальной компетенции относятся: - ведомство иностранных дел, - иные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством государства. Центральный орган государства по обеспечению его международных связей является ведомство иностранных дел. [ii] Заграничные органы внешних сношений – это органы одного государства, учреждаемы на территории других государств по согласованию с ними. Они в свою очередь подразделяются на постоянные и временные органы. К постоянным органам относятся: - дипломатические представительства (посольства, миссии), - консульские представительства, - торговые представительства, - представительства при международных организациях; К временным органам (органам ad hoc)относятся: – делегации на международных конференциях, – делегации на сессиях международных организаций, в международных органах, – другие специальные миссии. Правовые основы дипломатической и консульской деятельности Правовая основа дипломатических и консульских отношений - нормы МП и нормы внутреннего права самих субъектов. В течение тысячелетий эти отношения строились на сложившихся международных обычаях. И только в ХХ в., когда стала формироваться всемирная система международных отношений, возникла необходимость разработки универсальных письменных нормативных актов. Основными международными актами являются: - Венская Конвенция 1961 г. о дипломатических сношениях -Венская Конвенция 1963 г. о консульских сношениях. Эти конвенции урегулировали порядок установления, поддержания и прекращения дипломатических и консульских отношений, статус и состав штатов дипломатического и консульского представительств, иммунитеты и привилегии дипломатических и консульских представительств и их сотрудников. А также продолжающие действовать не противоречащие законодательству РФ нормы Положения о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР 1966 г. и Консульского устава 1976 г. (ведется разработка Закона о дипломатической службе и Консульского устава РФ). Между государствами заключаются двусторонние договоры, касающиеся статуса и режима деятельности зарубежных органов внешних сношений одних государств на территории других. Так, Израиль считает своей столицей город Иерусалим, где работают парламент и правительство. Однако подавляющее большинство государств мира не признают аннексию Израилем Иерусалима и размещают свои посольства в другом городе Израиля - в Тель-Авиве. Существуют два вида представительств: посольства и миссии. Миссия - это представительство низшего уровня, возглавляется чрезвычайным и полномочным посланником либо поверенным в делах. В дипломатической практике России миссий нет Дипломатический персонал включает в себя лиц, имеющих дипломатический ранг, который присваивается им согласно существующим в их стране правилам дипломатической службы (послы, посланники, советники, атташе). Члены административно-технического и обсуживающего персонала – неграждане государства пребывания, также пользуются привилегиями и иммунитетами. Однако их могут привлечь к ответственности за действия, совершенные вне службы. Обязанности представительства и его сотрудников: - уважать законы и обычаи страны, не вмешиваться в её внутренние дела; - вести все отношения через её официальные органы, - не заниматься профессиональной деятельностью в целях личной выгоды. Правоведение. -2002. - № 3 (242). - С. 186 - 200
В последние годы в политическую жизнь нашей страны и в правовую систему государства активно вошли такие явление и правовой институт, как почетные консулы России в иностранных государствах и почетные консулы иностранных государств на территории нашей страны, что является, безусловно, и свидетельством, и следствием расширяющихся и углубляющихся разнообразных связей России с внешним миром. Длительное время консульские сношения СССР с зарубежными государствами поддерживались лишь на уровне так называемых штатных консулов и возглавлявшихся ими консульских учреждений. Консул — это официальное должностное лицо одного государства, назначаемое в другое государство по согласованию с последним с целью представительства и защиты интересов своего государства, его юридических и физических лиц в экономической, социальной и культурной областях в определенном территориальном районе (консульском округе) государства его пребывания. Консул состоит на государственной службе представляемого им государства и пользуется всеми предусмотренными в его государстве гражданскими, экономическими, социальными и культурными правами человека и гражданина, включая право избирать и быть избранным, право на заработную плату, социальное обеспечение, медицинскую помощь и т. д. В то же время издавна в практике многих государств утвердился институт так называемых нештатных, или почетных, консулов. Почетные консулы назначаются аккредитующим их государством, как правило, из числа известных граждан принимающего государства — деятелей науки, культуры, бизнеса, которые по совместительству выполняют и возложенные на них консульские задачи и функции. Почетные консулы, по общему правилу, не получают за свою консульскую работу заработную плату от представляемого ими государства. Многие государства, особенно скандинавские, очень активно используют преимущества этого института, имея десятки и сотни почетных консулов в других государствах (в некоторых государствах соотношение назначаемых за границу штатных и почетных консулов составляет 1:30, 1:50 и более). Появление в практике России института почетных консулов явилось одной из правовых новелл современного этапа развития ее внешних сношений. Однако сразу следует отметить, что само почетное консульство известно истории отечественной консульской практики: до Октябрьской революции 1917 г. Россия довольно широко использовала этот институт, назначая и другие страны и принимая на своей территории почетных консулов иностранных государств. В первые годы после революции этим институтом пыталась воспользоваться и Советская Россия, но назначенные ею почетные консулы из числа профсоюзных и других общественных деятелей зарубежных стран не были признаны в качестве таковых правительствами западных государств, а в дальнейшем в результате сложившихся враждебных взаимоотношений со многими ведущими державами данная практика в СССР не закрепилась. Вернулись к этому вопросу лишь в середине 70-х годов, когда Консульский устав СССР 1976 г. в ст. 97 предусмотрел возможность поручения, по согласованию с государством пребывания, выполнения отдельных консульских функций нештатным консулам, которыми могли быть как граждане СССР, так и иностранцы.1 Однако в силу разных обстоятельств тогда эта практика не получила распространения. Положение существенно изменилось в 90-е годы, когда Российская Федерация стала назначать в зарубежные государства почетных консулов из числа своих граждан, проживающих в данных государствах, или из числа граждан этих государств. Расширение этой практики вызвало необходимость нормативно-правового регулирования их статуса и функций. 13 октября 1998 г. приказом по Министерству иностранных дел РФ было утверждено Положение о почетном консуле РФ (кстати, до сих пор так официально и не опубликованное), которое подвело российскую внутригосударственную юридическую базу под деятельность почетных консулов России за границей.2 Значительно сложнее обстоят дела с определением правового статуса почетных консулов иностранных государств на территории России. В законодательстве России нет ни одного специального нормативно-правового акта и нет специальных норм, содержащихся в других правовых актах, которые бы регулировали положение почетных консулов иностранных государств на ее территории. А это порождает в реальной жизни очень много проблем, что не может не вызывать особый практический и научный интерес. Целью данной статьи является анализ состояния правового регулирования института почетного консула иностранного государства в правовой системе России. Принимая во внимание слабую правовую урегулированность данного вопроса и противоречивую практику как в самой России, так и в других государствах, автор допускает, что ряд положений статьи, сформулированных как постановочные, могут рассматриваться и как дискуссионные. Значительный объем исследуемого материала и ограниченные рамки куриальной статьи диктуют необходимость лаконизировать изложение как исходных положений анализа, так и предлагаемых выводов и предложений. При проведении данного анализа важно иметь в виду следующее. 1. Правовой статус почетного консула может быть определен на основе нормативно-правовых источников трех правовых систем: 1) международного права (договорного и обычного), 2) внутреннего права представляемого государства, 3) внутреннего права принимающего государства. 2. Основной универсальный международно-правовой акт, регулирующий консульские взаимоотношения государств и являющийся обязательным для подписавших его государств, — Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.3 (Россия как государство — продолжатель СССР является участником Конвенции с 14 апреля 1989 г.). На двустороннем уровне консульские отношения между конкретными государствами регулируются специальными консульскими договорами (именуемыми чаще всего конвенциями). Кроме того, в соответствии со ст. 1 Конвенции 1963 г., согласие на установление дипломатических отношений между государствами предполагает, как правило, и установление консульских отношений. Международно-правовых норм-обычаев, регулирующих организацию и деятельность консульских учреждений, явно недостаточно и они касаются в основном вопросов протокола и церемониала. 3. Как уже было отмечено, в законодательстве России не урегулировано положение почетных консулов иностранных государств на ее территории. Поэтому правовой статус почетного консула, порядок взаимоотношений возглавляемого им консульства с государственными органами, юридическими и физическими лицами на территории России можно определить на основе: а) международных договоров, участником которых является Россия; б) правовых актов России по консульским вопросам общего характера; в) нормативно-правовых актов направляющего консула государства; г) фактических юридически значимых действий компетентных органов Российской Федерации. На сегодня единственным международно-правовым актом, нормы которого относительно подробно определили правовой статус почетных консулов, остается упоминавшаяся Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.4 Не способствуют выяснению вопроса об установлении объема и содержания прав и обязанностей почетных консулов на территории России и консульские договоры, заключенные ею с иностранными государствами. К 2002 г. СССР и Россия заключили консульские договоры с 77 государствами, но возможность использования института почетного консула предусмотрена лишь в 26 договорах. При этом конвенционные формулировки взаимных обязательств России и ее государств-партнеров очень общи и при этом неодинаковы. Чаще всего стороны ограничиваются следующей формулировкой: «Если обе Договаривающиеся Стороны согласятся на назначение почетного консульского должностного лица, они консультируются друг с другом по вопросу заключения соответствующих соглашений на основе положений настоящей Конвенции и норм обычного международного права в целях определения режима, который будет применяться к почетным консульским должностным лицам». Данное положение закреплено в ст. 10 (интересное совпадение!) 14 консульских конвенций России: с Кореей от 18 марта 1992 г., Литвой от 8 сентября 1992 г., Эстонией от 2 декабря 1992 г., Арменией от 22 декабря 1992 г., Грузией от 8 октября 1993 г., Кыргызстаном от 25 января 1994 г., Узбекистаном от 2 марта 1994 г., Латвией от 14 декабря 1994 г., Беларусью от 24 января 1995 г., Туркменистаном от 18 мая 1995 г., Азербайджаном от 6 июня 1995 г., Таджикистаном от 17 октября 1996 г., Пакистаном от 8 июля 1997 г., Индией от 21 декабря 1998 г. При этом в Конвенции с Латвией дополнительно определено, что соглашение о назначении почетных консулов будет оформляться путем обмена вербальными нотами. Ряд формулировок текстуально почти совпадают (с Болгарией от 7 сентября 1995 г., с Польшей от 22 мая 1992 г.) или очень близки с вышеназванной («Если обе Стороны согласятся на назначение почетного консульского должностного лица, они консультируются друг с другом по этому вопросу» — ст. 10 Конвенции с Кубой от 23 марта 1998 г.). В консульской Конвенции с Украиной от 1 5 января 1993 г. установлено: «Каждая из Договаривающихся Сторон свободна решать, будет ли она назначать и принимать почетных консульских должностных лиц. Вопросы назначения почетного консульского должностного лица, определения его статуса и круга функциональных обязанностей решаются Договаривающимися Сторонами по дипломатическим каналам». Как видим, во всех вышеприведенных положениях стороны определили в принципе возможность учреждения почетных консульств, не касаясь вопросов по существу их назначения и функционирования. В ряде других конвенций стороны чуть расширили конкретные вопросы своих возможных практических действий. Так, в конвенциях России с Венгрией от 12 января 2001 г. и Монголией от 25 марта 2002 г. использована иная формулировка, которая имеет уже более четко выраженное функциональное назначение («Консульское учреждение, возглавляемое почетным консульским должностным лицом, может быть открыто на территории государства пребывания только с согласия этого государства. Его местонахождение, класс и консульский округ определяется по согласованию с государством пребывания»), а с Йеменом от 25 апреля 2001 г. закреплено положение о том, что почетные консулы «могут быть гражданами представляемого государства, государства пребывания или третьего государства». Но относительно более полно (по сравнению с вышеприведенными формулировками) обязательства государств по исследуемому вопросу зафиксированы в консульской Конвенции с Португалией от 26 октября 2001 г.: «Статья 9. Почетные консульские должностные лица. 1. Каждая из Сторон может с согласия другой Стороны назначить для выполнения консульских функций почетное консульское должностное лицо. 2. Местонахождение консульского учреждения, которым руководит почетное консульское должностное лицо, его класс и консульский округ определяет по согласованию с государством пребывания представляемое государство. 3. Частная предпринимательская или иная деятельность почетного консульского должностного лица и его деятельность, связанная с выполнением консульских функций, ведутся отдельно. Консульские архивы учреждения, возглавляемого почетным консульским должностным лицом, хранятся отдельно от документов, не имеющих отношения к выполнению консульских функций. Статья 63. Освобождение от регистрации иностранцев и от получения разрешения на жительство. Почетные консульские должностные лица, за исключением тех, которые занимаются в государстве пребывания профессиональной или коммерческой деятельностью с целью получения личных доходов, освобождаются от всех обязанностей, налагаемых законодательством государства пребывания в связи с регистрацией иностранцев и получением разрешения на жительство». Как видно из вышеприведенных статей конвенций, они предусматривают лишь возможность использования Россией и ее государствами-партнерами института почетных консулов, не затрагивая вопросов их правового положения, оставляя тем самым решение этих вопросов на усмотрение самих государств. Специальным правовым актом России, регулирующим положение консульских учреждений иностранных государств на территории Российской Федерации, является действующее Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории Союза ССР, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР 23 мая 1966 г. № 4961-VI5 (далее — Положение СССР 1966 г.). Кроме того, для уяснения в целом правовой позиции Российского государства по данному вопросу следует принимать во внимание и Положение о почетном консуле РФ, утвержденное приказом по Министерству иностранных дел России 13 октября 1998 г. Таким образом, основными нормативно-правовыми источниками, позволяющими определить правовое положение почетных консулов на территории России, раскрыть их права и обязанности, привилегии и иммунитеты, в российской правовой системе являются два акта: Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. и Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории Союза ССР 1966 г. При этом очень важно иметь в виду, что Конституция РФ 1993 г. (п. 4 ст. 15) ввела международные договоры России в ее правовую систему и закрепила примат норм международных договоров России над внутригосударственными правовыми нормами; согласно Конституции, при противоречии между российскими и международными нормами должны применяться нормы международного договора. Проведенный анализ содержания вышеназванных нормативно-правовых актов позволяет сделать следующие выводы о правовом статусе почетных консулов в правовой системе России. 1. Почетный консул является официальным представителем иностранного государства, которое определяет его статус и полномочия, признаваемые государством пребывания самим фактом принятия в качестве почетного консульского должностного лица на своей территории. 2. Венская конвенция и законодательство государств называют лишь один вид органов, при помощи которого государства осуществляют консульские сношения, — это консульские учреждения. Согласно п. 1 ст. 1 Венской конвенции, «консульское учреждение» означает любое из четырех их видов: генеральное консульство, консульство, вице-консульство, консульское агентство. Ни Конвенция, ни законодательство государства не знают понятия института «почетного консульства». Очень важной (!) для уяснения общей позиции Российского государства по рассматриваемому вопросу является следующая норма Положения о почетом консуле РФ 1998 г., дающая определение исследуемого понятия: «Консульское учреждение Российской Федерации» (именуемое в дальнейшем «консульское учреждение») означает любое генеральное консульство, консульство, вице-консульство, консульское агентство, в том числе возглавляемое почетным консульским должностным лицом» (Преамбула). Венская конвенция, определяя общие принципы и условия открытия функционирования консульских учреждений, устанавливая содержание и объем консульских функций, закрепляя обязанности принимающего государства по обеспечению их деятельности, не проводит особого различия между какими-либо видами консульских учреждений; для всех видов консульских учреждений предусмотрен единый правовой режим. Конвенция и законодательство государств определяют и общее назначение всех видов консульств. Согласно вышеназванным документам, консульство одного государства открывается на территории другого государства для защиты в нем интересов своей страны, ее юридических и физических лиц, содействия развитию экономических, научных, культурных и прочих дружественных связей между представляемым и принимающим государствами, получения и изучения информации об экономическом положении и социально-политических процессах в районе своего пребывания и сообщения ее назначившему его правительству. 3. Венская конвенция, законодательство и практика государств проводят различия только в отношении официальных сотрудников консульств — консульских должностных лиц. «Существуют две категории консульских должностных лиц, а именно: штатные консульские должностные лица и почетные консульские должностные лица» (п. 2 ст. 1 Конвенции). Согласно п/п. d) п. 1 ст. 1, «консульское должностное лицо» означает любое лицо, включая главу консульского учреждения, которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций. 4. Консульское учреждение — это зарубежный орган одного государства, открываемый на территории другого государства по согласованию с последним. Государство само определяет необходимость и возможность учреждения консульства, его месторасположение, вид, структуру и объем функций консульства, состав и статус сотрудников (штатные или нештатные); все это — внутреннее дело аккредитующего государства, эти вопросы оно решает, исходя из своей политики, потребности и возможности. К исключительному праву аккредитующего государства относится и определение статуса главы консульства — штатный или нештатный (почетный) консул. Основное требование — непротиворечие Венской конвенции и двусторонней договоренности. 5. Анализ Венской конвенции показывает, что государства — участники Конвенции не проводят различия между консульствами, возглавляемыми штатными и нештатными (почетными) консулами, по их правовому статусу и функциональному назначению. Почетный консул — официальное должностное лицо одного государства, назначенное в какой-либо район (округ) другого государства с явно выраженного согласия последнего. Поэтому при анализе правового статуса почетного консула важно иметь в виду следующее. 5.1. Почетный консул — это глава консульского учреждения, и его функции и полномочия производны от назначения и функций самого учреждения. Согласно духу и букве Венской конвенции, консульские отношения между государствами устанавливаются и поддерживаются не консулами (штатными или почетными), а консульскими учреждениями. Это явствует из ст. 3 Конвенции: «Консульские функции выполняются консульскими учреждениями». Назначение консула — и штатного, и почетного — возглавлять консульское учреждение, осуществляя при этом руководящие и представительские функции. Поэтому при анализе статуса почетных консулов необходимо прежде всего исходить из статуса консульского учреждения, которое он возглавляет, независимо от фактической величины этого учреждения, численности персонала, уровня инфраструктуры и т. д. В принципе консульство может состоять только из консула и технического секретаря. Все это зависит от направляющего государства; консульство — это его зарубежный государственный орган, оно определяет и его структуру, и численный состав. 5.2. Своеобразие статуса почетного консула проистекает из его двойственного положения: 1) для представляемого государства он — официальное должностное лицо этого государства, но не состоящее у него на государственной службе и не получающее, как правило, от него вознаграждение за свою работу; 2) для принимающего его государства он — гражданин либо данного государства, либо представляемого им государства, либо даже третьего государства, который находится в прямой политико-правовой связи с государством своего гражданства, обязан выполнять все государственные и общественные повинности, платить налоги и т. д. Безусловно, наибольшую сложность на практике вызывает положение почетного консула, являющегося гражданином государства пребывания. Именно этим своеобразием статуса почетного консула в первую очередь и объясняется включение в Венскую конвенцию специальной главы III «Режим, применяемый к почетным консульским должностным лицам и консульским учреждениям, возглавляемым такими должностными лицами». 6. Почетный консул в соответствии со ст. 10 Венской конвенции назначается представляемым государством и допускается к выполнению своих функций государством пребывания. Все юридические формальности в отношении его назначения и допущения к работе определяются (при соблюдении положений Венской конвенции) законами, правилами и обычаями обоих государств: представляемого и принимающего. К таким обязательным и юридически важным формальностям относятся консульский патент и экзекватура. Согласно ст. 11 Венской конвенции и ст. 20 Положения СССР 1966 г., направляющее государство выдает консулу основной официальный документ — консульский патент, уполномочивающий его представлять интересы данного государства, удостоверяющий его должность и указывающий его полное имя и фамилию, консульский округ и местонахождение.консульского учреждения. Признавать или не признавать то или иное лицо в качестве почетного консула на своей территории — суверенное право каждого государства, причем при отказе в признании государство не обязано мотивировать свой отказ. Но если государство назначения принимает этот консульский патент, оно тем самым признает юридический статус данного лица как главы консульского учреждения, в подтверждение чего со своей стороны выполняет еще одну юридическую формальность — выдает ему официальный разрешающий документ в виде так называемой консульской экзекватуры. Согласно ст. 20 Положения СССР 1966 г., глава консульского представительства иностранного государства может приступить к исполнению своих обязанностей только после выдачи ему МИД РФ консульской экзекватуры. Таким образом, согласно российскому законодательству патент выдается консулу не как таковому в его личном качестве, а как главе консульского учреждения. А какой у него статус — штатный или нештатный (почетный) — это прежде всего внутреннее дело направившего его государства. Выдав экзекватуру, МИД в соответствии со ст. 14 Венской конвенции немедленно уведомляет об этом компетентные власти консульского округа. Согласно этой же статье принимающее государство обязано предпринять все необходимые меры, чтобы глава консульского учреждения мог исполнять обязанности по своей должности и пользоваться преимуществами, вытекающими из Конвенции. 7. Венская конвенция устанавливает в ст. 5 функции консульского учреждения, не дифференцируя их в зависимости от того, кто возглавляет консульство — штатный или почетный консул. Поэтому перечень и объем полномочий и функций почетного консула регулируются общими положениями ст. 5 Венской конвенции и внутренним законодательством государств (например, Раздел II Положения о почетном консуле РФ). В каждом конкретном случае объем полномочий и функций почетного консула устанавливается с учетом вышеназванных норм по согласованию направляющего и принимающего государств либо в двусторонней консульской конвенции, либо по молчаливому согласию, либо с использованием других форм. Так, например, принятием консульского патента и выдачей экзекватуры принимающее государство выражает согласие на выполнение почетным консулом его функций в том объеме, в каком он наделен направившим его государством. 8. Согласно ст. 68 Венской конвенции каждое государство свободно само решать, будет ли оно назначать или принимать почетных консульских должностных лиц. В российской консульской практике институт почетных консулов последние десять лет используется очень активно: Россия назначает почетных консулов в иностранные государства и принимает почетных консулов иностранных государств на своей территории. Россия как принимающее государство, разрешив открытие на своей территории консульского представительства, берет на себя обязательство обеспечить необходимые условия для работы самого учреждения и его сотрудников. Согласно ст. 28 Венской конвенции «государство пребывания должно предоставлять все возможности для выполнения функций консульского учреждения». 9.С целью обеспечения нормальной и эффективной работы консульских учреждений и консульских должностных лиц государство пребывания предоставляет им особые льготы, права и преимущества — так называемые консульские привилегии и иммунитеты. Важно подчеркнуть, что, как указано в Венской конвенции, «привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления консульскими учреждениями функций от имени их государств». В соответствии с Положением СССР ] 966 г., консульским учреждениям как органам иностранного государства на территории России предоставляются указанные в Положении привилегии и иммунитеты для осуществления их функций, определяемых в соответствии с нормами международного права. В Положении определены также консульские привилегии и иммунитеты и их объем, предоставляемые персоналу этих учреждений. При этом важно иметь в виду следующее: - Положение СССР 1966 г. было принято до ратификации СССР Венской конвенции; - Венская конвенция имеет приоритет перед правовыми актами Российской Федерации; - Положение СССР 1966 г. содержит очень существенную норму: «Статья 3. В тех случаях, когда международным договором СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Положении, применяются правила международного договора». В свете вышеизложенного теряет смысл ограничительная норма ст. 71 Конвенции, существенно сужающая привилегии и иммунитеты консула — гражданина принимающего государства. Таким образом, почетные консулы как главы консульских представительств в соответствии с Венской конвенцией приобретают на территории России определенный правовой статус и обладают целым рядом привилегий и иммунитетов, которые Российская Федерация обязана предоставить им и обеспечить их соблюдение. Анализ соответствующих положений Венской конвенции позволяет установить и сформулировать следующий перечень привилегий и иммунитетов, по существу и составляющий суть правового статуса почетного консула. Привилегии и иммунитеты почетных консулов иностранных государств на территории Российской Федерации, вытекающие из Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. I. Личные консульские привилегии и иммунитеты почетного консула: а) защита почетных консулов (ст. 64); Россия как государство пребывания обязана предоставлять почетному консулу такую защиту, какая может потребоваться в связи с занимаемым им официальным положением; б) личная неприкосновенность; почетный консул пользуется иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции Российской Федерации в том, что касается его служебной деятельности. Согласно ст. 43 почетный консул не подлежит юрисдикции судебных или административных органов России в отношении действий, совершаемых им при выполнении консульских функций, за исключением двух случаев: 1) когда к нему предъявляется гражданский иск, вытекающий из договора, заключенного консулом, по которому он прямо или косвенно не принял на себя обязательств в качестве агента представляемого государства; либо 2) когда к нему предъявляется гражданский иск третьей стороны (физического или юридического лица) за вред, причиненный несчастным случаем в России, вызванным транспортным средством. Почетный консул не может быть подвергнут задержанию или аресту иначе, как в случае преследования за совершение тяжкого преступления или исполнения вступившего в законную силу приговора суда; в) право на незамедлительное уведомление об аресте, предварительном заключении или судебном преследовании (ст. 42); в случае ареста или предварительного заключения какого-либо работника консульского персонала или возбуждения против него уголовного дела российские власти незамедлительно уведомляют об этом почетного консула. Если почетный консул сам подвергается таким мерам, российские власти уведомляют об этом представляемое им государство через дипломатические каналы; г) особое положение консула при привлечении его к уголовной ответственности (ст. 63); если против почетного консула возбуждается уголовное дело, он должен явиться в компетентные органы. Однако при производстве дел ему должно оказываться уважение ввиду его официального положения и - за исключением случаев, когда он арестован или задержан, - должно ставиться как можно меньше препятствий выполнению им консульских д) свобода сношений и контактов с гражданами представляемого государства (ст. 36); почетный консул может свободно сноситься с гражданами представляемого государства и иметь доступ к ним. Граждане представляемого государства имеют такую же свободу в том, что касается сношений с консулом представляемого государства и доступа к нему. Почетный консул имеет право посещать гражданина представляемого государства, который е) свобода сношений с органами государства пребывания (ст. 38); при выполнении своих функций почетный консул может обращаться: 1) в компетентные местные органы своего консульского округа; 2) в компетентные центральные государственны
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.43.244 (0.014 с.) |