ТОП 10:

Демократизация и гуманизация мировой политики.



Демократизация и гуманизация мировой политики.

Современные демокр., правовые госуд.а стремятся увеличить открытость своих границ, обеспечить людям свободу передвижения и в то же время их безопасность и защищенность в любой точке планеты; признается самоценность каждого отдельного человека и приоритетность его прав и свобод по отношению к интересам и правам госуд.; более заметным становится значения этических принципов в мировой политике. Все чаще мировое сообщество коллективно осуждает и принимает совместные меры против диктаторских режимов, тоталитаризма, национализма и неофашизма; против бандитизма и террора, разного фанатизма и экстремизма,против экологической и воинской угрозы мира; углубление мирового сотрудничества, увеличение числа участников международных связей. Сегодня на мировой арене взаимодействуют не только государственные члены правительства и деловые люди, но и политические партии, общественные движения, церковные, культурные, спортивные и многие другие организации. Все более увеличивается взаимосвязанность, взаимозависимость и целостность единого в своем многообразии современного мира.

История возникновения и развития международного права.

Возн-е и развитие МП связано с возн-м государства.

два основных этапа: классический и современный..

Существует несколько точек зрения по вопросу о времени появления международного права.

1.Мп возникло вместе с возникновением гос-тв, когда гос-ва для регулирования своих взаимоотношений стали создавать правовые нормы. (лучшая точка зрения)

2.Мп возникло в средние века, когда гос-ва осознали необходимость создания общих для них норм мп и стали им подчиняться.

3.Мп возникло в новое время, когда появились крупные централизованные суверенные гос-ва и сформировались политические союзы государств.

МП возникло в период рабовлад. строя.Самыми древними междун. договорами – договор египетского фараона Рамзеса II с царем хеттов Хаттушилем. В этом соглашении восстанавл. Друж. отношения между 2 госуд. после длительной войны, предусматр. помощь в случае внутренних беспорядков и взаимная выдача перебежчиков. Он стал образцом для многих междунар. соглашений.

Знач. дипл. деятельность осуществляли греч. полисы, обменивавшиеся посольствами и заключавшие договоры о военное помощи.Получил развитие институт защиты иностранцев. Споры по нарушениям междунар. договоров рассматр. третейскими судьями, на наруш. налагался

штраф, который, в случае неуплаты, взыскивался с помощью вооруженных сил

В др.Риме (в п-д республики) послы выбирались в сенате и обязаны были давать отчет о своей деят.. В период империи происходит становление «права народов» (jus gentium) как особой прав. системы. В этот период начинает проводиться различие между справедливыми и несправедливыми войнами. Возникает принцип соблюдения договоров, при этом нарушение договора рассматривалось как нарушение божественного права

МП в средние века

На развалинах Римской империи в Европе возникло несколько феод. Госуд..Развитие МП несколько замедлилось. Война признавалась справедливой формой разрешения междунар. споров. Заключ. в основном договоры о военных союзах, мирные соглашения. Торговые города заключали союзы (Ганзейский союз) для защиты торговли и торг. граждан.

Межд. признание получили сборники,кодифиц. нормы и обычаи морского права. Отмеч. регламентация «законов и обычаев войны».Активную роль в межд. отношениях играла церковь. Соборы играли роль кодификаторов обычных норм МП – Карфагенский собор

Формир. Бурж. институтов МП.

Основы бурж. МП были заложены в 17в. В Европе сущ. большое число независимых госуд.. Их интересы требовали установить правила межд. общения, обеспечивающие минимальный правопорядок.Признав.,что: в основе МП лежат межд. договоры; госуд. договариваются между собой относительно правил поведения как в мирное, так и в военное время. Войны должны вестись только в интересах справедливости. Были обоснованы также принципы свободы морей и свободы торговли.

Великая Фр. революция привнесла в межд. отношения идею равенства, суверенитета и невмешательства во внутренние дела. Получили развитие идеи о правах человека, неотъемлемости основных прав и свобод.

В XIX столетии можно отметить четыре этапа в развитии МП. В 1815 г. на Венском конгрессе была произведена кодифик. дип. права, а также запрещена работор­говля. В 1856 г. в Париже были разработаны многие нормы права морской войны,Черное море было объявлено нейтрализованным. Берлинский конгресс 1878 г. был ознаменован призн. независ.Сербии,Румынии и Черногории.На Гаагской конф. 1899г. приняты конвенции, регламентир. правила ведения войны, запрещ. применять разрывные пули и снаряды, имеющие ед. назначением распространение удушливых или вредоносных газов, а также конвенция о межд. Арбитраже.

На 2Гаагской конф. (1906—1907 гг.) были приняты десять новых конвенций, кодифиц. правила ведения войны и регламентир. мирные способы разрешения межд. споров.

Соврем. МП.

Переломным моментом МП была 1мировая война.. Послевоенный режим, офор. Версальским мирным договоров 1919, Сен-Жерменским договором 1919 и другими соглаш., ст.основанием создания новых независимых госуд. в Европе

В 1919 учреждена– Лига Наций,

Созд. для обеспечения межд. мира и безопасности и формально просущ. до1946г. На конф. в Думбартон-Оксе (1944) и Сан-Франциско были разработаны осн. положения Устава ООН.(1945). Он закрепил 7 осн. принципов МП, механизм системы унив. Безопасности, в послед. доп. Орг. Североатлантического договора (НАТО),Орг.Варшавского договора (ОВД),Орг. амер. госуд.

70 годы были отмечены нач. процесса разрядки межд. напряженности и бурным разв. региональной (евр.) интеграции

В 1960-1970 была проведена серьезная работа по кодификации МП. Были заключ. конвенции о праве межд. договоров, правопреемстве госуд., правах человека, дип. и консульском праве, космич. Праве.

80 годы отмеч. дальнейшим смягчением межд. напряженности и совершенствованием таких отраслей МП как морское право, право меж. безопасности, гуманит. право

90 годы. Распад СССР, появление новых самост. Госуд., создание СНГ. В Европе и Азии запылали очаги серьезных межд. конфликтов. Изм. соотношение на межд. арене. Одновременно с некоторым сниж. роли ООН, нуждающейся в серьезных реформах, отм. тенденцию продол. укрепления и разв. регионального сотрудничества госуд.. Большими темпами идет процесс западноевроп-й интеграции, сплачиваются арабские и африканские госуд., совершенствуются связи стран Юго-Восточной Азии.

На 99 г. – 700 м\н договоров.

Беларусь признана более 140 странами.Около 130 дип. отношений. Около 30 посольств.В отеч. науке сложилась х-ка МП – как особой самост. системы, отличной от внутригосуд. системы права.

Систему МП нельзя отождествлять с системой науки МП. Последняя создается различными научными школами и направл. и носит субъективный характер.

Участники военных действий.

Значительное количество положений международного гуманитарного права регулируют отношения, связанные с участием в военных действиях. Термин «комбатант» является одним из ключевых в международном гуманитарном праве. Согласно смыслу пункта 2 статьи 43 Дополнительного протокола I комбатанты это «лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте (кроме медицинского и духовного персонала...)», и имеющие «право принимать непосредственное участие в военных действиях». Таким образом, из Дополнительного протокола I вытекают следующие основные признаки комбатанта:

во-первых, лицо должно входить в состав признанных вооруженных сил государства, за исключением медицинского и духовного персонала, представители которого не обладают статусом комбатантов, даже если и входят в состав вооруженных сил;

во-вторых, наличие права принимать непосредственное участие в военных действиях.

Важность статуса комбатанта заключается в том, что, с одной стороны, его нормативное закрепление позволяет проводить разграничение между лицами, правомерно принимающими участие в военных действиях, и лицами, не принимающими участие в них и в силу этого находящимися под покровительством Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним 1977 г., а, с другой стороны, при прекращении комбатантом участия в военных действиях в результате ранения, болезни, кораблекрушения или пленения позволяет ему автоматически получать статус соответствующей категории покровительствуемых лиц и защиту, предусматриваемую международным гуманитарным правом (военнопленного, раненого и больного и т.п.).

Некомбатанты - это лица, правомерно входящие в состав вооруженных сил, оказывающие помощь этим вооруженным силам, но сами непосредственно в боевых действиях не участвующие. Это - медицинский персонал, военные корреспонденты, репортеры, духовенство, гражданские лица, входящие в экипажи военных кораблей и летательных аппаратов, военные юристы, поставщики (интенданты), личный состав рабочих команд или похоронных служб, на которые возложено бытовое обслуживание вооруженных сил, госпитальные и санитарные суда, транспорты, летательные аппараты. К ним не должно применяться оружие до тех пор, пока они используют свое оружие только для самозащиты или для защиты вверенного им имущества. В случае же непосредственного их участия в боевых действиях они становятся комбатантами.

В период вооруженного конфликта часто возникает потребность в разграничении таких понятий, как военный шпион и военный разведчик, доброволец и наемник.

Военный шпион,согласно статье XXIX Приложения к IV Гаагской конвенции 1907 г. – это «такое лицо, которое, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирает или старается собрать сведения в районе действия одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне». В пункте 1 статьи 46 Дополнительного протокола I уточняется статус военного шпиона, согласно которому лицо из состава вооруженных сил, «попадающее под власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного, и с ним могут обращаться как со шпионом».

Разведчик - законный комбатант - лицо, входящее в состав вооруженных сил воюющего государства, одетое в военную форму и проникшее в район действия неприятельской армии для сбора сведений о противнике. Захваченный противником при сборе сведений, он становится военнопленным (ст. XXIX Приложения к IV Гаагской конвенции 1907 г.).

Военные советники и инструкторы - это гражданские лица или военнослужащие, находящиеся при политическом руководстве или военном командовании воюющего государства в целях предоставления политических советов руководству или обучения личного состава вооруженных сил иностранного государства обращению с поставляемой техникой, оружием. Их правовое положение определяется в двусторонних международных договорах между заинтересованными государствами. Военные советники и инструкторы не входят в состав вооруженных сил воюющих государств, и по своему правовому положению они - некомбатанты.
Парламентер - это лицо, "уполномоченное одной из воюющих сторон вступить в переговоры с другой и являющееся с белым флагом" (ст. XXXII Приложения к IV Гаагской конвенции 1907 г.). Как сам парламентер, так и сопровождающие его трубач, горнист или барабанщик, лицо, несущее белый флаг, и переводчик пользуются правом неприкосновенности. Парламентер уполномочивается вести переговоры о прекращении огня, о подборе раненых, трупов, о выводе женщин и детей из осажденной крепости, о сдаче крепости, о прекращении сопротивления. Парламентер теряет право на неприкосновенность, если будет доказано, что он воспользовался своим положением для подговора к измене.

Доброволец – это лицо, которое добровольно поступило в действующую армию одной из воюющих сторон

Добровольцев необходимо отличать от наемников. Понятие «наемник» содержится в статье 47 Дополнительного протокола I 1977 г. Согласно ему наемник не имеет права на статус комбатанта или военнопленного. Одновременно наемник – это любое лицо, которое:

а) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;

б) фактически принимает непосредственное участие в военных действиях;

в) принимает участие в военных действиях, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;

г) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

д) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;

е) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

Демократизация и гуманизация мировой политики.

Современные демокр., правовые госуд.а стремятся увеличить открытость своих границ, обеспечить людям свободу передвижения и в то же время их безопасность и защищенность в любой точке планеты; признается самоценность каждого отдельного человека и приоритетность его прав и свобод по отношению к интересам и правам госуд.; более заметным становится значения этических принципов в мировой политике. Все чаще мировое сообщество коллективно осуждает и принимает совместные меры против диктаторских режимов, тоталитаризма, национализма и неофашизма; против бандитизма и террора, разного фанатизма и экстремизма,против экологической и воинской угрозы мира; углубление мирового сотрудничества, увеличение числа участников международных связей. Сегодня на мировой арене взаимодействуют не только государственные члены правительства и деловые люди, но и политические партии, общественные движения, церковные, культурные, спортивные и многие другие организации. Все более увеличивается взаимосвязанность, взаимозависимость и целостность единого в своем многообразии современного мира.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.134.98 (0.01 с.)