ТОП 10:

Правовой статус и режим международных рек, проливов и каналов



МП — это ест. морские сужения, проход судов через которые и пролет летательных аппаратов в возд. пространстве над ними регулируются нормамиМП. По прав. режиму выд. следующие виды межд. проливов: а)проливы, к-е соединяют одну часть открытого моря (эк. зоны) с другой частью и ширина которых не перекрывается территориальными водами прибрежных гос. (Ла-Манш, Па-де-Кале, Гибралтарский, Сингапурский, Малаккский, Баб-эль-Мандебский и др.); б)проливы, исп. для межд. судоходства, но ширина которых перекрывается территориальн. водами прибрежных гос. В проливах гр проход иностр. судов, военных кораблей и пролет летательных аппаратов осущ. за пределами территориальных вод на основе принципа свободы судоходства без какой-либо дискрим. в сочетании с уважением суверенитета, террит. целостности и политич. независ. прибрежных к проливам гос.. В проливах, перекрытых территор. водами, действует режим мирного прохода, с тем отличием, что приостановление мир. прохода (как это может случаться в территор. водах гос.) в проливах не допускается. Иностр. суда, военные корабли и летательные аппараты в таких проливах “польз. правом транзитного прохода и пролета, к-м не должно чиниться препятствий”. Осущ. транзитный проход, суда и военные корабли обязаны воздерживаться от любой угрозы силой или ее применения против суверенитета, террит. целостности или полит. независимости гос., граничащих с проливом. Гос., граничащие с проливом могут устанавл. морские коридоры и предписывать схемы разделения движения для судоходства, принимать законы и правила, относящиеся к рыболовству, к безопасности движения, предотвращению загрязнения вод пролива и др. В мирное время торг. суда всех стран пользуются свободой судоходства и транзита в проливах днем и ночью, независимо от флага и груза, без каких либо формальностей, при условии соблюдения положений об обязательном сан. осмотре. Межд. каналы— это искусств. водные пути, проходящие по территории одного гос., находящиеся под его суверенитетом и использ. для межд. судоходства. В основе регулирования прав. положения таких каналов лежат следующие принципы: уважение суверенитета гос., по территории к-о проходит канал; неприменение силы или угрозы силой при решении всех вопросов, касающихся канала; свобода судоходства невоенных судов и военных кораблей без всякой дискрими.; недопустимость использ. канала во вред межд. безопасности. Режим Суэцкого канала1 опред. Константинопольской конв. 1888 г. и зак. актами Египта, согласно к-м канал открыт как в мирное, так и в военное время для невоенных судов и военных кораблей всех стран. Уведомление о прохождении военных кораблей направляется в МИД Египта не менее чем за 10 дней до даты их прибытия. Во время войны не допускаются никакие враждебные действия ни в пределах канала, ни в пределах 3миль от его входных портов; воюющим сторонам запрещается высаживать и принимать на военные корабли войска, боеприпасы и другие военные материалы. Военные корабли воюющих сторон должны проходить через канал без промедления и не задерживаться в портах более чем 24 часа. К каналу нельзя применять “право блокады”.МР— это реки, протекающие по территории двух (или более) гос. и использ. в согла­сованных целях. Особое значение имеют реки, имеющие судо­ходное сообщение с морем и используемые для мореплавания различными, в том числе и неприбр., гос.. Эти географ. и хоз-е факторы предопределяют межд.-правовой режим таких рек. Каждое госу. осуществляет суверенитет над частью реки, находящейся в пределах его границ. Оно, вместе с тем, обязано использ. свой участок реки таким образом, чтобы не причинять ущерб другим прибрежным гос.. Гос-во не вправе в одностороннем порядке изменять течение реки, поскольку это может ограничить возможности других прибрежных гос. либо повредить их природной среде. Взаимная заинтересованность гос. в рациональном и контрол. использ. межд. реки обуслов­ливает заключение двусторонних и многостор. договоров. В них опред. правила использования реки как водно­транспортного пути, а также для строительства плотин, гидро­электростанций, орошения, лесосплава, в иных хоз. целях. Свобода судоходства по основным рекам Зап. Евр. была признана Венским конгрессом в 1815 г.,к-й одновре­менно оговорил право прибрежных гос. согласованно устанавливать правила такого судоходства. Прибрежные гос. вправе ограничить или запретить проход военных судов неприбрежных гос. или иных судов, преследующих военные цели. Межд. договорами предусматривается создание спец. органов — межд. речных комиссий, к-е обязаны содействовать решению различных вопросов совместного использ. Межд. рек. Так, согласно Конв. о режиме судоходства на Дунае, из представителей Придунайских гос. была создана Дунайская комиссия, в компетенцию к-й входят наблюдение за исполнением по­ложений Конв., составление общего плана основных работ в интересах судоходства, а в некоторых случаях производство таких работ, унификация правил речного надзора, издание спра­вочников, лоций, навигационных карт.

65. Понятие, источники, принципы и объекты международного воздушного права(ВП)Нормы межд. ВП зафиксированы во многих межд. документах и, в частности, в Варшавской конв. для унификации некоторых правил, касающихся межд. возд. перевозок, 1929 г. (рат-а СССР в 1934 г.), Чикагской конв.о межд. гражд-й авиа­ции 1944 г. (СССР уч. с 1970 г.), Конв. об ущербе, прич. Иностр. воздушными судами третьим лицам на по­верхности, 1952 г. (РФ уч.), Конв. об открытом море 1958 г., двусторонних соглашениях о международном воздушном со­общении, о предотвращении инцидентов в воздушном пространстве, о налогообложении доходов от воздушных перевозок и т.д.Важнейшими принципами совр. межд. ВП явл.: уважение суверенитета гос. над ВП в пределах его территории; обеспечение безопасности межд гражд авиации; свобода поле­тов в межд ВП. В неюрид. смысле под ВП пони­мается надземное пространство, заполненное воздухом. С точки зре­ния права, ВП явл. территорией с опреде­ленным юр. статусом. МВП – часть МП, которая пред. собой совокупность общих, спец.принципов МП и норм, которые регулируют отношения между субъектами МП в области использ. воздушного пространства (воз.пр.) и определяют его правовой режим. Женевская конв. регулирует проблемы в части аэронавигации и регулирует прав. статус военно-воздушных судов. Чикагская конв. определяет какие суда относятся к гос.судам (которые состоят на гос., таможенной, военной, пожарной службе). Стокгольмская конв. Предусм. комплекс мер военного доверия. Межд.сообщество может осуществлять контроль за возд.навигацией. Источники МВП:

- конв. о межд.гражданской авиации 1944г. (установление выработки, стандартов, правил, осущ. возд.перевозок);

- варшавская конв. 1924г.;

- гагский протокол 1955г.;

- гавдалахарская конв. 1961г.;

- гватемальский протокол 1971г.;

- манреальский протокол 1974г.;

- римская конв. о возмещении вреда, прич. иностр.м судном 3-ми лицами на поверхности 1952г.;

- монреальский протокол 1978г.; (меры по осуществлению безопасности возд.перевозок):

- такийская конв. о правонарушениях и некоторых других актах на борту;

- гагская конв. о борьбе с незаконным захватом возд.судов 1978г.;

- монреальская конв. о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации:

- монреальский протокол 1988г. о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуж. межд.полеты;

- женевская конв. о признании права на возд.судно;

- соглашение о транзите 1944г.

Принципы МВП(общеприн., обяз.): 1 исключ-ного и полного суверенитета го-тв над своим возд.пр. (ст.1 Чикагской конв. + национал.зак-о. Основное содержание – гос-тво самостоятельно устанавливает правовой режим для использования своего возд.пр. Требования – возд.пр. гос. может быть использовано другим гос только в разрешительном порядке. Разрешение – в форме дог-ра (либо разовое, либо многоразовое). Гос. должно обеспечивать для этого судна равные права и опираться на межд.договор.Гос. обязано устан. полетные трассы; определять правила радиосвязи; правила обеспеч. безоп. полета); 2 свободы полета в открытом возд.пр. (открытое простр. – простр. за пределами тер.вод, т.е. пространство, находящееся над открытым морем. Подчиняются только юр. своего гос.. Все суда обязаны следовать правилам, которые закреплены в межд.соглашениях и правила, которые закреплены ИКАО. Все гос. должны придерживаться правил и не нарушать их. В интересах безопасности полетов самолеты должны следовать маршрутом, установл. службой ОВД. Система правил полетов определена в Прил.№ 2 Чикагской конв.)







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.97.49 (0.005 с.)