Правовой статус государственной территории и государственных границ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовой статус государственной территории и государственных границ.



Под государственной территорией в доктрине международного права понимают географические пространства, на которые распространяется суверенитет государства, ограниченные государственной границей.

Состав государственной территории сложен. В нее входит сухопутная государственная территория, т.е. поверхность земли, включая материковую часть, островные образования и анклавы, как часть территории государства, полностью охваченную территорией другого государства или государств. Водная государственная территория – это часть гидросферы, включающая внутренние воды рек, озер, искусственных водных объектов, внутренние морские воды портов, бухт, внутренних заливов, лиманов, эстуариев, проливов и территориальное море. Недра – важнейшая составляющая государственной территории. Глубинного предела распространения территориального верховенства государства в современном международном праве не существует. Воздушная государственная территория (государственное воздушное пространство) – это часть атмосферы до высоты 100–110 км. над уровнем моря, расположенная над сухопутной и водной территорией. Однако четкой нормы о границе раздела воздушного и космического пространства в действующем договорном праве не содержится.

В законодательстве иногда выделяют таможенную территорию государства. Кроме того, применительно к юрисдикции, и, в частности, при определении действия норм права данного государства в пространстве, говорят о т.н. условной территории государства или квазитерритории, к которой относятся территории дипломатических и консульских представительств государства за рубежом; курсирующие под флагом государства гражданские речные, морские и воздушные суда, если они находятся в водах и воздушном пространстве своего государства либо в открытом море и воздушном пространстве над ним; военные корабли и военные воздушные суда государства независимо от их местонахождения; космические корабли, станции и другие космические объекты государства; кабели и трубопроводы, проложенные в открытом море; технические сооружения на континентальном шельфе и в открытом море и некоторые другие объекты.

Суверенитет – наиболее широкое понятие, охватывающее полноту и независимость власти данного государства как внутри страны, так и во внешних сношениях. Одна из составляющих суверенитета – территориальное верховенство, предполагает приоритетность, господство власти государства в отношении своей территории. Территориальное верховенство проявляется в двух аспектах: осуществлении суверенной власти в отношении всех лиц и объектов на данной территории (imperium) и верховном публично-правовом владении данной территорией (dominium). Юрисдикция, как действие власти государственных органов, подразделяется на законодательную, исполнительную и судебную.

В настоящее время правомерными основаниями и способами приобретения и изменения государственной территории признаютсяосуществление права на самоопределение народов,эффективная оккупация ничейной территории, цессия, аккреция (от лат. accretio - приращение, увеличение) - в международном праве естественное приращение территории государства вновь образовавшимися сухопутными участками., адъюдикация - способ мирного разрешения территориального спора международным арбитражем или судом; является правомерным способом приобретения территории.

Послевоенная практика показывает возможность изменения (отторжения) части территории государства, совершившего международные преступления (в частности агрессию), как чрезвычайной формы ответственности.

Территории государств разделяются государственными границами – линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, опр. гос. территорию, пространственный предел государственного суверенитета. Линии государственных границ могут быть действительными или воображаемыми.

Современное международное право в качестве одного из основополагающих принципов закрепляет принцип нерушимости границ, как запрет одностороннего или, тем более, насильственного изменения границ. Помимо принципа нерушимости границ, при определении их прохождения в случае осуществления народом права на самоопределение в форме образования нового государства, применяется принцип uti possidetis [ juris ](сохраняешь то, чем владеешь), согласно которому вновь возникшие государства уважают колониальные и административные границы.

Установление границ – сложный процесс, предполагающий несколько стадий, среди основных – делимитация и демаркация. Делимитация (юридическое закрепление)то есть договорное закрепление линии прохождения границы, осуществляется на крупномасштабных картах с приложением подробного словесного описания границы. На основании договора, специально создаваемая паритетная комиссия производит демаркацию, т.е. установление на местности отличительных пограничных знаков (столбы, буи), с их подробным описанием в протоколах (на каждый знак) и отражением на карте, которые также являются неотъемлемой частью договора о границе. Периодически может возникать необходимость обновлять и восстанавливать поврежденные и утраченные знаки, т.е. осуществить редемаркацию, которая также производится паритетной комиссией.

В международно-правовой доктрине выделяют различные виды государственных границ: по географическому признаку различают сухопутные, водные и воздушные. Водные границы, в свою очередь, делятся на речные, озерные, морские, границы других водоемов. Воздушные границы – это воображаемые плоскости, восстановленные вертикально к сухопутной и водной границам до высоты 100–110 км., определяющие пределы государственного воздушного пространства.

Старейшими являются орографические границы, проходящие по наиболее заметным точкам рельефа местности (реки, горы). Геометрические границы проводятся по прямым линиям, соединяющим определенные точки, не взирая на особенности рельефа. Редко используют разновидность геометрических границ, т.н. астрономические границы, проходящие по меридианам или параллелям.

Государственная граница, как предел государственной территории, подлежит особой охране. Режим государственной границы устанавливается национальным законодательством и определяет правила содержания границы, ее пересечения лицами и транспортными средствами, перемещения грузов, товаров и животных, плавания и пребывания невоенных и военных плавсредств в части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов.

Частью режима государственной границы является определение пограничной зоны, которая устанавливается, как правило, в пределах прилегающей к государственной границе территории района, города, поселка, сельсовета. Созданию необходимых условий для ее охраны способствует пограничный режим (его следует отличать от режима государственной границы), который включает правила: въезда, временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне; производства работ в пограничной зоне; учета и содержания плавсредств в портах и иных пунктах базирования, их плавания и нахождения во внутренних водах Беларуси в пределах пограничной зоны и в принадлежащей Республике Беларусь части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов.

Пограничная полоса – это полоса местности, непосредственно прилегающая к государственной границе на ее сухопутных участках или вдоль берегов пограничных рек, озер и иных водных объектов. В пограничную полосу не включаются населенные пункты и места массового отдыха местного населения.

.
Международно-правовой статус Антарктики.

Антарктика – южная полярная область земного шара, включающая помимо материка Антарктиды, прилегающие к ней участки Атлантического, Индийского и Тихого океанов с морями, а также лежащие в субантарктических водах острова: Юж. Георгия, Юж. Сандвичевы, Юж. Оркнейские, Юж. Шетлендские и др. Граница Антарктики проходит в пределах 48–60 ю.ш.

Особый вклад в процесс изучения Антарктики внес Международный геофизический год (1957–1958 гг.), когда на побережье, ледниковом щите и островах были основаны около 60 баз и станций, принадлежащих 11-ти государствам. На 1991 г. в Антарктике работало 48 станций. Территориальные притязания на Антарктиду начали выдвигаться различными государствами параллельно с исследовательской деятельностью. Претензии были выдвинуты Австралией, Аргентиной, Великобританией, Новой Зеландией, Норвегией, Францией, Чили.

Конференция по принятию договора об Антарктике прошла в Вашингтоне в 1959 г. и закончилась подписанием бессрочного Договора об Антарктике, который вступил в силу в 1961 г. Данный договор первоначально подписали 12 государств: Аргентина, Австралия, Бельгия, Чили, Франция, Япония, Новая Зеландия, Норвегия, Южно-Африканский Союз, СССР, Великобритания и США. На 1 января 2008 г. в нем участвовали 46 государств, включая соседей Беларуси: Россию, Украину и Польшу. Беларусь присоединилась к Договору об Антарктике 27 декабря 2006 г.

Согласно Договору, Антарктика демилитаризируется, т.е. используется только в мирных целях. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера, такие как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия, включая ядерное. При этом для невоенных целей допускается использование военного персонала или оснащения. Помимо демилитаризации и нейтрализации Антарктики, она объявлена безъядерной зоной, т.е. в Антарктике запрещены любые ядерные взрывы и уничтожение в этом районе радиоактивных материалов. Режим Антарктики базируется на принципе свободы научных исследований и сотрудничестве в этих целях. В сущности, договор объявляет Антарктику международной научной лабораторией.

Достаточно оригинально была решена проблема тер.-ых претензий. Cуществовавшие на 1959 г. тер.-ые претензии «замораживаются», а вся последующая д.-ть на основе данного д.-ра не может быть основанием для новых претензий. Для контроля соблюдения положений Договора предусм.-ся возможность инспекций.

На основании договора действуют т.н. Консультативные совещания, предназначенные для обмена информацией, взаимных консультаций по вопросам Антарктики, а также разработки, рассмотрения и рекомендации своим правительствам мер, содействующих осуществлению принципов и целей Договора. С 1 сентября 2004 г. в Буэнос-Айресе (Аргентина) начал действовать Секретариат Д.-ра по Антарктике.

В рамках совещаний были разработаны и приняты Конвенция о сохранении тюленей Антарктики 1972 г. и Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г. Попытка развитых государств в 1988 г. изменить режим освоения недр Антарктики принятием Конвенции по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики, вызвала мощную волну протестов и в 1991 г. был принят Протокол об охране окружающей среды, который ввел 50-летний мораторий на любую практическую деятельность, связанную с разработкой минеральных ресурсов в Антарктике.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.214 (0.009 с.)