Тема 14. Буржуазное государство и право англии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 14. Буржуазное государство и право англии



 

Английская буржуазная революция и ее влияние на развитие государства.

Право Англии в XVII – XVIII вв.

 

Английская буржуазная революция и ее влияние на развитие государства. В XVII в. в Англии стало наиболее острым противостояние капитализма и старого феодального порядка. В 1621 - 1625 гг. произошло резкое обострение отношений парламента, стоявшего на стороне буржуазии, «нового дворянства» с королевской властью, выражавшей интересы феодального дворянства и государственной церкви.

В преддверии и в ходе революции определились два лагеря, представлявших противоположные политические и религиозные концепции, а также разные социальные интересы. Представители «старого», феодального дворянства и англиканского духовенства были опорой абсолютизма и отстаивали сохранение прежних феодальных порядков и англиканской церкви.

Лагерь оппозиции режиму объединял новое дворянство и буржуазию под общим названием «пуритане». Противники абсолютизма в Англии выступали за буржуазные преобразования под знаменем «очищения» англиканской церкви, завершения реформации и создания новой церкви, не зависимой от королевской власти.

В ходе революции пури­тане разделились на течения:

Ø пресвитерианство (крупная буржуазия, верхушка джентри);

Ø индепен­дентство (средняя и мелкая буржуазия. Лидер - О. Кромвель);

Ø левеллеры (ремесленники, свободные крестьяне).

Пресвитерианское течение, объединявшее крупную буржуазию и верхушку джентри, составляло правое крыло революции. Их максимальным требованием было ограничение королевского произвола и установление конституционной монархии с сильной властью короля. Религиозно-политическая программа просвитериан предусматривала очищение церкви от пережитков католицизма, ее реформу по шотландскому образцу и утверждение во главе церковно-административных округов пресвитеров из наиболее состоятельных граждан.

Индепенденты, политическим лидером которых стал О. Кромвель, являлись в основном представителями среднего и мелкого дворянства, средних слоев городской буржуазии. Они добивались, как минимум, установления ограниченной, конституционной монархии. Их программа предусматривала также признание и провозглашение неотъемлемых прав и свобод подданных, прежде всего свободы совести (для протестантов) и свободы слова. Индепенденты выдвигали идею упразднения централизованной церкви и создания независимых от административного аппарата местных религиозных общин. Индепендентское течение было самым пестрым и неоднородным по составу.

В ходе революции из индепендентского течения выделились так называемые левеллеры, которые стали пользоваться наибольшей поддержкой среди ремесленников и крестьян. В своем манифесте «Народное соглашение» (1647 г.) левеллеры выдвинули идеи народного суверенитета, всеобщего равенства, требовали провозглашения республики, установления всеобщего мужского избирательного права, возврата огороженных земель в руки общин, реформы сложной и громоздкой системы «общего права».

Наиболее радикальную часть левеллеров составили диггеры, представлявшие беднейшее крестьянство и пролетарские элементы города и деревни. Они выступили с требованием уничтожения частной собственности на землю и предметы потребления. Социально-политические взгляды диггеров являлись разновидностью крестьянского утопического коммунизма.

Изменения формы государства в ходе революции. В 1628 г. палата общин направляет Карлу I «Пети­цию о праве» и вынуждает короля ее утвердить. В ней был сформулирован ряд требований, облеченных в старую феодальную форму, но уже имевших новое, буржуазное содержание. Перечислив злоупотребления королевской администрации и ссылаясь на Великую хартию вольностей, парламент просил короля, чтобы:

1) никто впредь не принуждался платить налоги и сборы в королевскую казну «без общего согласия, данного актом парламента»;

2) ни один человек не заключался в тюрьму за отказ платить незаконные налоги;

3) армия не размещалась на постой в дома жителей;

4) никакие лица не наделялись особыми полномочиями, которые могут служить предлогом для предания подданных смерти «противно законам и вольностям страны».

Таким образом, в документе был отражен главный политический вопрос революции — о правах короля в отношении жизни и имущества подданных. Кроме того, был поднят и важнейший социальный вопрос — о неприкосновенности частной собственности. Охрана собственности, как говорилось в Петиции, есть истинная цель закона и правосудия.

Требования парламентской оппозиции привели к роспуску парламента и длительному беспарламентскому правлению Карла 1 (1629 - 1640 гг.). Однако угроза вторжения восставших шотландцев в Англию вынудила короля снова созвать пар­ламент. Парламент, собранный весной 1640 г., обви­няет короля в многочисленных злоупотреблениях, до­пущенных в годы беспарламентского правления. «Ко­роткий» парламент работал меньше месяца. Осенью 1640 г. король собирает новый парламент, оказавший­ся «Долгим» и просуществовавший до 1653 г. В период 1640 - 1648 гг. просвитериане захватили и удерживали в нем власть, который сопровождался вначале мирным, или «конституционным», развитием революции, а затем переходом к гражданской войне.

В течение 1640 - 1641 гг. парламент добился от короля утверждения целого ряда важных Правовых актов.

Во-первых, по инициативе палаты общин были осуждены главные советники Карла I — граф Страффорд, архиепископ Лод. Тем самым было утверждено право парламента на импичмент высших должностных лиц.

Во-вторых, согласно Трехгодичному акту от 16 февраля 1641 г., парламент должен был созываться, по крайней мере, один раз каждые три года, а при несогласии короля сделать это он мог быть созван другими лицами (пэрами, шерифами) или собраться самостоятельно. Эти положения были дополнены законом, запрещавшим прерывать, отсрочивать заседания и распускать Долгий парламент иначе, как актом самого парламента. Тем самым исключалась возможность возвращения к беспарламентскому правлению.

В-третьих, в июле 1641 г. были приняты два акта, которые ограничили полномочия Тайного совета в области судопроизводства и предусмотрели уничтожение системы чрезвычайных трибуналов, прежде всего Звездной палаты и Высокой комиссии. Серия актов, принятых летом 1641 г., провозгласила неприкосновенность имущества подданных и лишала короля права произвольно налагать различные штрафы.

В-четвертых, программным документом революции стала Великая Ремонстрация, принятая 1 декабря 1641 г. Она содержала, в частности, новое требование о том, чтобы король впредь назначал только тех должностных лиц, которым парламент имел основание доверять. Это означало, по сути, политическую ответственность должностных лиц перед парламентом и было воспринято королем как вторжение в его прерогативу, исполнительную власть. Король отказался утвердить Великую Ремонстрацию.

Акты парламента 1641 г. были направлены на ограничение абсолютной власти короля и означали переход к определенной разновидности конституционной монархии. Однако фактически эта форма буржуазного государства не успела утвердиться с началом гражданских войн между королем и парламентом (1642 - 1647 и 1648 - 1649 гг.).

Осенью 1642 г. конституционный этап рево­люции переходит в вооруженный конфликт. И уже зимой этого же года начинается гражданская война между приверженцами короля и сторонниками вождей парла­мента (кавалерами и круглоголовыми). На первом эта­пе преимущество было на стороне королевской ар­мии. О. Кромвель проводит реорганизацию парла­ментской армии («новая модель»). В 1645 г. война за­канчивается победой парламента, король бежит в Шотландию.

В 1646 г. парламент издает Ордонанс об упразднении палаты феодальных сборов, которым от­меняется рыцарское земельное держание, большин­ство феодальных платежей и повинностей, утвержда­ется частная собственность на землю. Власть сосредоточивается в руках индепендентов и их лидера – генерала О. Кромвеля.

После казни короля в 1649 г. парламент провозглашает Англию республикой и упраздняет палату лордов. Установление республики — наиболее демократической в существующих условиях формы правления — стало вершиной революции.

Однако после учреждения республики социальная борьба не ослабела, а, наоборот, приняла более острые формы. Новые конфискации земель роялистов, распродажа королевских земель (акт 1649 г.) и захватническая война в Ирландии в начале 1650-х гг. превратили значительную часть индепендентов в крупных земельных собственников, стремившихся к прекращению революции.

Напротив, для левеллеров провозглашение республики было лишь начальным этапом борьбы. В армии, состоящей в основном из среднего крестьянства и ремесленников, влияние левеллеров продолжало усиливаться. В этих условиях лидеры индепендентов, опираясь на армейскую верхушку, прибегли к установлению режима диктатуры, которая была прикрыта провозглашением “протектората”.

В конце 1653 г. Совет офицеров подготовил проект акта о новой форме правления, названного «Орудие управления». Согласно ст. 1 акта, высшая законодательная власть в Англии, Шотландии и Ирландии сосредоточивалось в лице лорда-протектора и народа, представленного в парламенте. Чтобы в однопалатный парламент попали только представители буржуазии и джентри, акт предусматривал высокий имущественный ценз для избирателей (200 ф. ст.). Кроме того, избирательных прав лишались католики и лица, участвовавшие в войне на стороне короля.

Исполнительная власть в государстве вверялась лорду-протектору и Государственному совету, число членов которого могло колебаться от 13 до 21. Лорд-протектор наделялся широкими полномочиями:

- осуществлял командование вооруженными силами,

- с согласия большинства совета мог объявлять войну и заключать мир,

- назначать новых членов высшего исполнительного органа и офицеров, поставленных во главе административных округов.

Главной опорой протектора оставалась армия. Для ее содержания и покрытия других издержек правительства вводился ежегодный налог, который не мог быть отменен или уменьшен парламентом без согласия лорда-протектора. Таким образом, финансовые прерогативы лорда-протектора практически стали бесконтрольными, как у абсолютного монарха.

В 1658 г. после смерти Кромвеля к власти приходит его сын, Ричард. В 1659 г. он отказывается от власти, управление государством захватывают высшие чины армии.

Поскольку главным противником буржуазии и джентри стала теперь не королевская власть, а движение низов, смерть О. Кромвеля ускорила соглашение этих слоев с феодальной аристократией в целях возвращения к «законной власти». Это нашло свое выражение в реставрации монархии Стюартов. В 1660 г. парламент провозглашает главой государ­ства Карла II - сына казненного в ходе революции мо­нарха. Новый король в своей «Бредской декларации» обещает не преследовать участников революции и не пересматривать ее итогов.

Однако новая расстановка политических сил в стране способствовала усилению феодальной реакции. Участники революции преследовались, организации просвитериан и индепендентов были ликвидированы. В то же время восстанавливались англиканская церковь, Тайный совет и другие дореволюционные органы государства, а также старый порядок их формирования.

Парламент раскалывается на две группы: тори ‑ приверженцев короля и вигов - сторонников буржуа­зии, среднего дворянства. Политика Стюартов, грозившая восстановлением абсолютизма и обратным перераспределением церковных земель, захваченных буржуазией и джентри, привела к кратковременному объединению вигов и тори. В 1688 г. произошла «Славная революция» с целью замены Якова II (преемника Карла II) более «удобным» монархом. В результате переворота без кровопролития королем становится штатгальтер Нидерландов Вильгельм Оранский. Революция, по существу, завершила оформление компромисса между фактически господствующей в важных сферах жизни общества буржуазией и официально правящей земельной аристократией.

Важнейшим политическим результатом такого компромисса стало утверждение в Англии конституционной монархии, получившей закрепление в двух актах парламента: Билле о правах 1689 г. и Акте об устроении 1701 г.

Билль о правах определил положение парламента в системе государственных органов. Утверждая верховенство парламента в области законодательной власти и финансовой политики, Билль провозгласил незаконным:

1) приостановление действия законов или их исполнения без согласия парламента;

2) взимание налогов и сборов в пользу короны без согласия парламента. Кроме того, содержать постоянную армию в мирное время дозволялось только с его санкции.

Билль устанавливал свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петицией к королю. Он содержал специальное указание, что парламент должен созываться достаточно часто. Впоследствии это положение было уточнено, и срок полномочий парламента был определен сначала в 3 года, а затем — 7 лет.

В 1701 г. принимается еще один важнейший консти­туционный акт - «Акт об устроении», или «Закон о престолонаследии». В нем:

Ø устанавливался порядок престо­лонаследия (ввиду бездетности В. Оранского и его жены);

Ø содержались дальнейшие уточнения полномочий законодательной и исполнительной власти;

Ø уста­навливался принцип контрасигнатуры, согласно которо­му акты, издаваемые королем, действительны только при наличии подписи соответствующего министра;

Ø вводился принцип несменяемости судей. До этого они занимали свои должности, пока это было «угодно ко­ролю» и пока они «ведут себя хорошо». Отстранение от должности производилось парламентом.

Проводи­мые меры способствовали эволюции конституционной монархии Англии от дуалистической к парламентар­ной и формированию парламентаризма.

Парламент состоял из двух палат:

Ø палаты лордов (состояла из лиц, занимающих места по наследству или по должности);

Ø палаты общин (формировалась на ос­нове избирательного права).

В 1701 г. был установлен имущественный ценз. Заседания парламента прохо­дили тайно. В XVIII в. сформировался кабинет министров. Пар­ламент стремился ограничить деятельность короля в области исполнительной власти (правило непосеще­ния королем заседаний кабинета). Провозглашался принцип неответственности монарха («король не мо­жет быть не прав»). Складывалась политическая от­ветственность кабинета перед парламентом («ответ­ственное правительство»).

Таким образом, на рубеже XVII - XVIII вв. в Англии получили оформление важнейшие институты буржуазного государственного права: верховенство парламента в области законодательной власти, признание за парламентом исключительного права вотировать бюджет и определять военный контингент, а также принцип несменяемости судей. Вместе с тем законодательство XVII - XVIII вв. не решило окончательно вопрос о взаимоотношениях властей. Дуализм власти продолжал сохраняться.

Усиление промышленной буржуазии в результате промышленного переворота середины XVIII — начала XIX в. обусловило ее стремление доминировать в политическом союзе с джентри и финансовой аристократией, следствием чего была дальнейшая модернизация политической системы английского общества. Важнейшей особенностью этих изменений стало то, что они не были, как правило, оформлены какими-либо новыми конституционными актами, а сложились в процессе политической практики как результат соперничества двух партий за право формировать «правительство его величества».

Английская конституция приобрела благодаря этому уникальную форму и не менее уникальное содержание, ибо помимо таких источников, как акты парламента и судебные прецеденты, не менее, а порой и более важное значение приобрели выходящие за рамки права и не подлежащие судебной защите конституционные обычаи (соглашения), именуемые иначе «конвенциональными нормами».

Монарх продолжал оставаться главой государства, но постепенно превращался фактически лишь в номинального главу исполнительной власти. Кабинет стал действовать от имени «Его Величества», но практически самостоятельно. Положение монарха в дальнейшем было определено максимой, гласившей, что «король царствует, но не управляет».

Первые прецеденты, способствующие этому, возникли уже в первые десятилетия XVIII в., особенно при королях Ганноверской династии (с 1714 г.). Право короля отвергать законы, принятые парламентом (абсолютное вето), перестало применяться с 1707 г. Король Георг 1 (1714 - 1727), не знавший английского языка, перестал являться на заседания кабинета, что повлекло за собой важные политические последствия. Прежде всего, такое «отчуждение» короля от кабинета способствовало сосредоточению функций по руководству кабинетом в руках его премьер-министра.

В 1708 - 1715 гг. стал утверждаться принцип формирования кабинета на однопартийной (тори или виги), а не на смешанной основе. Все более типичной становилась ситуация, когда кабинет не мог долгое время находиться у власти, не имея поддержки (доверия) большинства в палате общин, и победившая на выборах партия, имеющая такое большинство, формировала кабинет, а другая образовывала в парламенте организованную оппозицию и так называемый «теневой кабинет».

В конце XVIII в. начинают устанавливаться еще два важных правила:

1) в случае утраты кабинетом доверия парламента он либо уходил в отставку в полном составе (солидарная ответственность),

2) либо распускал палату общин и назначал новые выборы

Первый случай коллективной отставки кабинета имел место в 1782 г. из-за проигрыша Британией войны с американскими колониями, а первый роспуск нижней палаты кабинетом — в 1784 г.

Так возникла система взаимных сдержек палаты общин и кабинета, в условиях которой кабинет должен был оценивать политическую ситуацию, как в парламенте, так и в стране в целом и в случае правительственного кризиса принимать одно из двух решений.

Таким образом, в течение XVIII в. сформировались такие черты будущей системы британского парламентаризма, как «партийное правление» и регулярная смена кабинета в зависимости от одобрения его политики в палате общин.

Однако многие из этих черт еще не приобрели законченного выражения, а роль королевской власти и аристократической палаты лордов оставалась весьма значительной.

Унаследованная от эпохи феодализма и восстановленная в период реставрации монархии система представительства в парламенте позволяла многочисленным «гнилым местечкам» с незначительным числом жителей посылать в палату общин депутатов, фактически назначавшихся местным лендлордом. В то же время крупные города, выросшие в период промышленного переворота, вообще не имели своего представительства.

Активным избирательным правом со времен сословно-представительной монархии обладали в графствах только фригольдеры с 40 шиллингами годового дохода. Что же касается права быть избранным, то здесь имущественный ценз был неимоверно высоким. По Акту 1710 г. пассивным избирательным правом наделялись лица, которые имели от земельной (недвижимой) собственности доход в размере 600 ф. ст. в год в графствах и 300 ф. ст. в городах.

Изменить избирательную систему были призваны избирательные реформы XIX в. Согласно Акту о реформе 1832 г., принятому по инициативе вигов:

Ø более 50 «гнилых местечек» с населением менее 2 тыс. жителей были лишены представительства в парламенте;

Ø тридцати небольшим городам с населением менее 4 тыс. жителей разрешалось посылать одного депутата вместо двух, а некоторым городам - двух депутатов вместо четырех. В итоге высвободились 143 депутатских места, распределенные между новыми городскими и сельскими округами;

Ø были введены новые цензы для избирателей. В графствах активным избирательным правом наделялись все категории владельцев земли с годовым доходом не менее 10 ф. ст., а арендаторы — с годовой рентой не менее 50 ф. ст. В городах такое право получили все мужчины, владеющие на праве собственности или аренды недвижимым имуществом с годовым доходом в 10 ф. ст.;

Ø другими условиями участия в выборах были уплата налога для бедных и проживание не менее 6 месяцев в данном избирательном округе.

Реформа 1832 г. имела далеко идущие последствия, так как покончила со средневековой системой формирования высшего представительного органа — палаты общин. Важнейшим политическим итогом реформы стало также получение вигами стабильного большинства в парламенте.

Хотя избирательный корпус увеличился почти вдвое, правом голоса после реформы пользовалось менее 5% всего населения. Борьба за более демократическую реформу избирательной системы стала одной из важнейших черт политического развития Великобритании в 30—60-х гг. XIX в.

Реформа 1867 г. наряду с очередным перераспределением депутатских мест предусмотрела дальнейшее расширение избирательного корпуса, необходимое в новых условиях двухпартийного соперничества. Избирательное право в городах было распространено не только на собственников, но и на нанимателей (арендаторов) квартир, если стоимость найма составляла не менее 10 ф. ст. в год. Это увеличило количество избирателей в городах более чем в два раза.

В период избирательных реформ 30 - 60-х гг. XIX в произошла организационная перестройка двух главных партий. Виги окончательно стали партией промышленной буржуазии, отстаивавшей принципы либерализма. Тори выражали интересы преимущественно землевладельческой аристократии и финансовой верхушки. Партии стали теперь называться «либеральная» и «консервативная». В связи с введением порядка регистрации избирателей возникли партийные организации вне парламента «для содействия регистрации». Была централизована предвыборная деятельность партий, упорядочена процедура выдвижения кандидатов, усилена партийная дисциплина голосования в парламенте.

В 1867 - 1868 гг. был основан Национальный союз консерваторов, а в 1877 г. возникла Национальная федерация либералов. Поскольку организация выборов окончательно перешла от правительства к партиям, принцип партийного правления получил свое окончательное оформление, так как выборы вели к смене кабинета.

Результатами реформы не были удовлетворены английские рабочие, возникло политическое рабочее движение - чартизм. Чартисты выдвигали требова­ния отмены имущественного ценза, всеобщего изби­рательного права для мужчин, достигших 21 года, еже­годных выборов в парламент и др. Чартисты в форме петиции о народной хартии (чар­тер) выдвигали свои требования в 1838, 1842, 1848 гг. Проводились массовые народные демонстрации, но всякий раз парламент отвергал петиции. Против чар­тистов начались массовые репрессии. Несмотря на поражение, чартисты вынудили правительство в по­следующем пойти на изменения.

Развитие парламентарной монархии сопровождалось перестройкой аппарата управления в центре и на местах. Прежние коронные должности были преобразованы в министерские, хотя и сохранили старые названия.

Так, премьер-министр официально именовался первым лордом казначейства и руководил кабинетом и министерством финансов. Лорд-канцлер возглавлял судебную систему и председательствовал в палате лордов. В конце XVIII в. в Великобритании оформились три главных министерства: внутренних дел, иностранных дел и военное.

Реформы местного управления и суда. До 1835 г. в городах Англии сохранялась старая система местного управления, оформившаяся в средние века. В интересах промышленной буржуазии сразу же после первой избирательной реформы была проведена и реформа городского самоуправления. По закону 1835 г. управление городом переходило к выборным городским советам. В выборах могли участвовать все налогоплательщики — домохозяева и наниматели квартир обоего пола. Городской совет избирал на один год мэра города.

После оформления так называемых уний с Шотландией (1707) и Ирландией (1801) английский парламент распространил свою власть на всю территорию Британских островов. Указанные регионы получили определенное количество мест для своих депутатов в британском парламенте. Кроме того, Шотландия сохранила собственную правовую и судебную системы, а также пресвитерианскую церковь.

С 1801 г. новое государственное образование получило название Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии.

Реформа 1888 г., заложила основы той системы местного управления, которая сохранялась в Англии в течение последующего века. Были созданы однотипные представительные органы — советы — для городов и графств. При этом вся прежняя система графств была пересмотрена, а наиболее крупные города выделялись в самостоятельные графства. Советам графств были переданы административные полномочия мировых судей. Управление на уровне приходов реформа не изменила, но в 1894 г. был издан закон, который лишал церковно-приходские советы права рассматривать нецерковные дела. Для их решения в приходах создавались приходские собрания, которые могли избирать в крупных населенных пунктах приходские советы.

Созданная система органов самоуправления отличалась значительной самостоятельностью и отсутствием «административной опеки» со стороны центральной власти, что стало характерной чертой английской модели местного управления, отличающей ее от континентальной (французской).

В конце XIX в. была проведена важная реформа судебной системы. Серией актов 1873 - 1876 гг. и 1880 г. о Верховном суде и апелляционной юрисдикции было упразднено сложившееся в феодальную эпоху разделение высших судов Англии на суды «общего права» и суды «справедливости».

Новая структура высших судов предусматривала использование процессуальных норм и той, и другой из английских “ветвей» прецедентного права. Созданный вместо прежних центральных судов Верховный суд состоял из двух подразделений:

Ø Высокого суда, который в свою очередь подразделялся на отделения (канцелярское, королевской скамьи и др.);

Ø Апелляционного суда по гражданским делам.

Одновременно продолжали существовать суды ассизов, формируемые из судей Высокого суда, а также низшие суды — четвертных сессий, мировые суды и суды графств, учрежденные в середине XIX в. для рассмотрения только гражданских дел.

Особое место занимал Центральный уголовный суд в Лондоне («Олд Бейли»), который был судом ассизов для Большого Лондона. В составе этого суда числились лорд-канцлер и мэр Лондонского Сити.

Таким образом, модернизация политической системы Великобритании в XIX в. завершилась установлением доминирующего положения парламента во взаимоотношениях с правительством и превращения парламента в орган, определяющий текущую политику государства (вторая треть XIX — конец XIX в.). Система ответственного правительства стала основой “вестминстерской модели”, послужившей образцом для государственного строя многих стран мира.

Право Англии в XVII – XVIII вв. Деление на гражданское и уголовное право применительно к Англии носит условный характер. Отраслевая структура права не признается английскими юристами, как и его деление на частное и публичное.

Имущественные отношения. Даже в XIX в. продолжало сохраняться деление имущества на «реальную» и «личную» собственность. Этому делению соответствовали и формы защиты собственнических прав и интересов:

- реальные иски, регулировавшие споры по вопросам земельной собственности, родовой недвижимости и обладания титулами. При наследовании продолжало действовать правило майората;

- личные иски, защищавшие вещные и авторские права, а также патенты.

Постепенно в юридическую практику вводятся законы, ставшие легитимной основой создания различных видов капиталистических предприятий: инвестиционных кампаний, банков и акционерных обществ.

В новое время порядок заключения договоров, вопросы ответственности за нарушение обязательств регулировались, главным образом, мно­гочисленными судебными решениями.

Великобритания активно участвовала во внешней торговле, что сказывалось даже на масштабах и динамике внешней торговли России. Южноевропейские торговцы вынуждены были обращаться к английским фирмам с требованием русских товаров.

В 1724 г. был заключен русско-английский договор, обеспечивающий торговым судам обоих стран беспрепятственное плавание и наибольшее благоприятствование в сфере торговли. Соглашение также устанавливало одинаковые таможенные пошлины для большей части товаров.

Брачно-семейные отношения подверглись либерализации в конце XVIII-XIX вв. В 1836 г. официальное признание получил брак, заключенный в государст­венных органах. С 1857 г. допускается развод.

В 1882 году замужние женщины получили право распоряжаться своей собственностью в имущественном обороте. Вместе с тем, зависимость женщин от мужей сохранялась. Даже за деликты, совершенные в его присутствии, последний нес ответственность. В английском праве с давних времен сохраняются положения об ответственности мужа за долги жены и отца за действия несовершеннолетних детей. Со временем положение внебрачных детей улучшилось, за их отцами была признана обязанность платить алименты.

Уголовное право. Сохранялась средневековая трехчленная классификация преступлений:

Ø Измена;

Ø Тяжкие уголовные преступления;

Ø Мелкие уголовные преступления.

В XVIII в. разряд тяжких преступлений пополнился новыми разновидностями преступных деяний, которые традиционно карались смертной казнью. К 60-м годам XVIII в. таких преступлений насчитывалось более 50, а в начале XIX в. уже около 150. Смертная казнь назначалась за умышленное ранение скота, порубку садовых деревьев, карманную кражу. Важнейшей целью наказания являлось устрашение подсудимого и общества в целом.

Мисдиминоры наказывались штрафом, заключением в исправительные учреждения и телесными наказаниями в зависимости от тяжести совершенного преступления.

Фелонии наказывались каторгой от одного месяца до двух лет или смертной казнью.

Существенные изменения в уголовном праве про­изошли в 1830-1880 гг. Были отменены смертная казнь за малозначительные преступления (сократилось с 200 до 4-х преступлений), большинст­во членовредительских и порочащих наказаний (публичное сечение женщин и выставление у позорного столба).

Основная масса уголовных дел рассматривалась в судах Ассизов –традиционные разъездные суды «общего права». Равнозначным им стал и вновь учрежденный в 1834 году Центральный суд. Он разбирал дела лондонцев и некоторых центральных графств, а также преступления, направленные против государственных интересов. Судебной инстанцией являлась и Палата лордов, обладавшая эксклюзивной юрисдикцией в отношении пэров.

Во второй половине XIX в. английский парламент устранил несколько сот устаревших норм и законов, в т.ч. деление преступлений на фелонии и мисдиминоры. Постепенно вводилась новая классификация, отражающая возникшие в эпоху становления буржуазного общества виды преступлений. Они касались в основном нарушений прав собственности.

Прогрессивным было и введение принципа соответствия преступления степени жестокости наказания. В 1836 г. специальным законом обвиняемым, заключенным в тюрьму, предоставлялось право пользоваться услугами адвокатов.

Таким образом, важнейшей особенностью развития английского уголовного и гражданского права стал эволюционный характер его модернизации, предусматривавший переход от феодальных юридических конструкций к новым, которые соответствовали бы интересам буржуазных кругов, пришедших к власти и требовавших защиты своих имущественных прав.

 

Литература

 

Аннерс Э. История европейского права. М., 1994.

Богдановская И. Ю. Закон в английском праве. М., 1987.

Бромхэд Л. Эволюция британской конституции. М., 1980.

Буржуазное государство и право. М., 1977.

Графский В. Г. Всеобщая история права и государства. М., 2002.

История государства и права зарубежных стран / Под ред. О. А. Жидкова и Н. А. Крашенинниковой. В 2-х т. Т. 1. М., 2002.

Шервуд Е. А. От англосаксов к англичанам. М., 1989.

 

Контрольные вопросы

 

1. «Конституционный» этап английской буржуазной революции и изменения формы государства.

2. Утверждение конституционной монархии. Билль о правах 1689 г. и Акт об устроении 1701 г.

3. Избирательные реформы и их последствия.

4. Эволюция аппарата управления в центре и на местах.

5. Реформа судебной системы.

6. Особенности формирования правовой системы Великобритании.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 809; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.132.250 (0.108 с.)