Вопрос 1:Понятие государство. Основыне теории возникновения гос-ва. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1:Понятие государство. Основыне теории возникновения гос-ва.



Вопрос 1:Понятие государство. Основыне теории возникновения гос-ва.

Государство — это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории. Государство обладает определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между членами общества, и вовлекает в свою деятельность всё население на установленной и экспансируемой территориях.

Признаки государства:

Наличие публичной власти

Административно-территориальная организация населения страны.

Распространение государственной власти на население, прожи­вающее в рамках определенной страны, неизбежно влечет ее деле­ние на административно-территориальные единицы (края, облас­ти, округа и т.д.). Смысл этого деления заключается в наилучшей (оптимальной) организации государственной власти и управления на занимаемой территории.

Государственный суверенитет

Государственный суверенитет — независимость государствен­ной власти от всякой иной власти (политической и идеологической) внутри страны

Государственный суверенитет имеет две стороны:

внутреннюю сторону — исключительное, монопольное право на законодательство,- на управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории;

внешнюю сторону —самостоятельность и независимость во вне­шних делах страны, недопустимость вмешательства во внутриго­сударственные дела извне, кроме ограниченного числа случаев, пре­дусмотренных международным правом, когда соответствующие действия совершаются в строго правовом порядке

4. Сбор налогов с населения является неотъемлемой чертой го­сударственной организации общества.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА:

В функциях государства выражается его назначение, главная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития. В зависимости от специфики обществен­ных отношений государственные функции подразделяются на внут­ренние и внешние.

Функции государства — это основные направления его дея­тельности, выражающие сущность и социальное назначение го­сударственного управления обществом.

1. Внутренние ф-ии:представляют собой основные на­

Правления деятельности государства, которые характеризуют

его внутреннюю политику. Внутренние функции делятся на ох­

Ранительные и регулятивные.

- охранительная

-регулятивные

-экономические

-социальные

2.Внешние ф-ии:заключаются в его дея­

Тельности на международной арене, в его взаимоотношениях с

Другими странами

-Внешнеполитическая деятельность

-Функция обороны страны от внешнего нападения

ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОС-ВА:

Теологическая теория- Фомы Аквинского. Согласно данной теории, по своей сущности государство является результатом проявления как Божественной воли, так и воли человеческой. Государственная власть по способу же приобретения и использования может быть богопротивной и тиранической в этом случае она попускается Богом. Плюсы данной теории заключаются в том, что она объясняет идеал государственной власти, которая сообразовывает свои решения с высшими религиозными принципами, что налагает на неё особую ответственность и поднимает её авторитет в глазах общества, способствует утверждению общественного порядка, духовности

Теория Жан-Жака Руссо- Трактует возникновение государства как соглашение, заключённое для попытки преодоления социального неравенства, с целью создания государственной власти и законов, которым будут подчиняться все.

Материалистическая теория происхождения государства- Согласно этой концепции, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако с уничтожением классов отмирает и государство. Плюсы данной концепции заключаются в том, что она основывается на социально-экономическом факторе общества, минусы в недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических, и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.

Расовая теория- Расовая теория исходит из тезиса о делении людей на высшую и низшую расы.

 

Вопрос 2:Понятия и общая хар-ка формы гос-ва и ее основных элементов.

Форма государственного правления (ФГП) - монархия -это механизм наследования власти - Республика -это механизм выборности власти Монархия бывает: - абсолютной (ФГП при которой верховная власть по закону принадлежит одному лицу-монарху) - Ограниченная (ФГП при которой верховная власть делится между монархом и представительными органами Республика бывает: президентская (президент голова исполнительной ветви власти) парламентская (правительство формирует парламент) смешанная (президентско-парламентская: полномочия президента, предмет и голова государство.

Фо́рма госуда́рственного устро́йства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз.

1. Унитарное государство — простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета. Выделяют централизованные и децентрализованные унитарные государства, с наличием или отсутствием автономных образований.

2. Федерация — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с определенным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.

3. Конфедерация — временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Не обладает самостоятельным суверенитетом, отсутствует единая система законодательства.

Полити́ческий режи́м (от лат. regimen — управление) — совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы;это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране

Авторитаризм (от лат. auctor - зачинатель, основатель, творец и auctoritas - мнение, решение, право) определяют как режим, смысл правления при котором заключается в концентрации власти в руках одного или нескольких лидеров, не уделяющих внимания достижению общественного согласия относительно легитимности их власти. Иногда тоталитаризм рассматривается как крайняя форма авторитарного режима.

Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах.

Деспотизм характеризуется полным бесправием подданных, жестоким подавлением любого возмущения, он характерен для абсолютной монархии

Тоталитаризм означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества.

Анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие.

Признаки гражданского общества

  • наличие в обществе свободных владельцев средств производства;
  • развитая демократия;
  • правовая защищённость граждан;
  • определённый уровень гражданской культуры;
  • наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;
  • самоуправление;
  • конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
  • свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;
  • легитимность.

Сущность разделения властей

Теория разделения властей является важным звеном в истории развития

буржуазной политической мысли и конституционной практики. Ее главное

требование, выдвинутое Джоном Локком и Шарлем Луи Монтескье в период борьбы

буржуазии с феодальным абсолютизмом, заключалось в том, что для

"утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения

злоупотребления властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения

или отдельною лица необходимо разделить государственную власть на

законодательную, исполнительную и судебную. Причем каждая из этих

«властей», являясь самостоятельной, независимой и взаимно сдерживающей друг

друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов

и в специфических правовых формах.

Эта доктрина позволяла буржуазии обосновать свой приход к политической

власти и постепенно оттеснить феодалов от определения государственной

политики. Провозглашая разделение властей, буржуазия хотела организовать

государственную власть таким образом, чтобы, взяв ее в свои руки, сделать

аппарат власти более действенным, отвечающим реальным потребностям,

повседневной практики на основе рационального распределения властных

полномочий между отельными органами государства.

Основные постулаты этой теории оказали большое влияние на разработку

учения о сущности государственной власти, способах и формах ее организации,

механизме взаимодействия органов государства, функционирования политической

системы, на исследование проблем суверенитета, демократии, народного

представительства, парламентаризма и других принципиальных вопросов

государственного права.

Лозунг разделения властей получил свое воплощение и в конституционной

практике буржуазных стран. Так, Декларация прав человека и гражданина (1789

г.) считает идею разделения властей настолько существенной, что в статье 16

подчеркивает: «Всякое общество, в котором не обеспечено пользование нравами

и не проведено разделение властей, не имеет конституции». Концепция

разделения властей служила руководящим началом при составлении ряда

буржуазных конституции и структурном оформлении государственного аппарата

(например, Конституция США 1787 г, французские конституции 1791, 1795, 1848

гг., Конституция Норвегии 1814 г. и другие).

 

Имея глубокие исторические корни, теория разделения властей как

самостоятельная и цельная политическая доктрина сформировалась в период

буржуазных революций XVII-XVIII вв. Основные постулаты «классическою»

варианта этой доктрины были выдвинуты сначала Джоном Локком, а затем Шарлем

Луи Монтескье как идеологами умеренных кругов буржуазии, стремившихся

мирным путем получить доступ к государственной власти на основе компромисса

с либеральным дворянством. Не случайно, что именно в Англии XVII в., где

буржуазная революция носила умеренный и компромиссный характер, концепция

разделения властей в трактовке известного английского философа Джона Локка

смогла отразить потребности рождающегося буржуазного строя и поэтому стала

популярной политической доктриной.

Свои политические идеи Джон Локк (1632—1704) изложил в ряде работ,

среди которых особенно выделяется «Второй трактат о государстве: О

государственном правлении», изданный в 1690 г.—через два года после так

называемой «славной революции», т. е. политического переворота 1688 г.,

установившего в Англии конституционную монархию. В отличие от некоторых

своих предшественников и современников (например, Дж. Мильтона, О. Сиднея,

Дж. Гаррингтона и др.), чьи политические взгляды отражали потребности лишь

отдельных групп восходящею класса, Дж Локк сумел возвыситься до

теоретического выражения общеклассовых интересов буржуазии, осознание

которых позволило ей объединить свои силы и одержать победу в борьбе с

феодальным абсолютизмом, хотя бы и на основе компромисса с новым,

обуржуазившимся дворянством.

Исходя из реально сложившихся в стране политических отношений, Дж. Локк

как «сын классового компромисса 1688 г» теоретически оправдал его,

поскольку в результате «славной революции» был практически реализован

локковский идеал—конституционная монархия. С либеральных и умеренных

позиции Дж. Локк сформулировал некоторые общие принципы буржуазного

государственного строя, обосновал своего рода программу сторонников тех

общественно- политических порядков, которые закрепились после того, как

английское общество было переделано на буржуазный лад. К. Маркс назвал

Локка «классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества

в противоположность феодализму.

В целях обеспечения основных прав человека Дж. Локк считал необходимым

ограничить политическую власть и ввести ее в определенные рамки. Одним из

важнейших средств достижения этого, по мнению Локка, является разделение

властей, способное предотвратить концентрацию всей полноты власти в руках

одних и тех же людей, которые, обладая возможностью создавать законы, могут

захотеть исполнять их к своей личной выгоде, в противоречии с общими

интересами. Поэтому Локк предлагает отделить, исполнительную власть от

законодательной и обязать самих законодателей подчиняться действию ими же

установленных законов.

Учитывая объективные потребности в разделении усложняющегося труда по

управлению государством, Локк различает три власти: законодательную,

исполнительную и федеративную (союзную). Такую классификацию он проводит в

соответствии со спецификой осуществляемых ими функций—создание законов для

общественного блага, их исполнение и ведение отношений с другими

государствами Законодательная власть как выражение воли народа (имущих

сословий) должна быть, по Локку, отделена от остальных властей и отдана в

руки «многих лиц, надлежащим образом соединенных в собраниях», т. е.

избираемому народом представительному органу—парламенту. Исполнительная и

союзная власти хотя и являются, по словам Локка, различными по своему

содержанию, однако эти власти трудно разделить между различными органами,

поскольку их несогласованность могла бы повлечь за собой беспорядок или

гибель общества. Исходя из этого, Локк вверяет обе эти власти одному лицу

— монарху, которому должна принадлежать и так называемая «прерогатива», т.

е. полномочия по охране «общего блага» в случаях, не терпящих промедления.

Однако, подчеркивает Локк, монарх не должен злоупотреблять своей

прерогативой, которая правомерна лишь постольку, поскольку используется в

общих интересах. Судебную власть Локк не обозначает как отдельную, а

считает ее составным элементом исполнительной власти, подчеркивая при этом,

что в отправлении правосудия должен принимать участие народ.

Посредством «правильной» организации государственной власти Локк

стремился сконструировать сложный политический механизм, способный

«уравновесить власть правительства, вложив отдельные части ее в «различные

руки», а именно—разделить ее между парламентом и королем, т. е. в конечном

счете между буржуазией и дворянством.

В основе доктрины Локка лежат социально-политические соображения, заботы

о стабильности буржуазных государственно-правовых институтов, стремление

предотвратить подлинно революционное их преобразование, не допустить новые

смуты и перевороты, которые он считает национальным бедствием.

Локк исследует основные принципы и направления взаимодействия

различных властей, способы и формы их соучастия в осуществлении

государственных дел, говорит о необходимости взаимных «сдержек и

противовесов».

Идею разделения властей развили позднее Монтескье и Руссо, что было

рассмотрено выше.

Максимилиан Робеспьер (1758—1794 гг.) как вождь якобинцев и комиссар

Конвента, выступая за «самодержавие народа» и считая равновесие властей

«химерой», заявлял, что все должностные лица являются лишь уполномоченными

народа, должны отчитываться перед ним в своей деятельности. Именно тогда

Якобинский Конвент сосредоточил в своих руках всю полноту верховной власти,

как законодательной, так исполнительной, отказавшись тем самым от

разделения властей. Обоснование неограниченного суверенитета народа и

отрицание принципа разделения властей содержалось в Якобинской Конституции

1793 г., которая, однако, не вступила в силу из-за гражданской войны и

иностранной военной интервенции.

С победой контрреволюции буржуазия, ликвидировала режим Конвента, уже

открыто выступает против демократических «эксцессов» народного

представительства. Поднимая на щит лозунг разделения властей как «первого

условия свободного правления», она стремится те самым укрепить и сделать

независимой от парламента правительственную власть. Разделение властей

трактуется как «вечный закон» и необходимая предпосылка справедливости,

общественного порядка и законности. Из этого исходит, например, Конституция

Франции 1795 г., закрепляя, что «общественный порядок не может быть

гарантирован, если не установлено разделение властей».

 

Орган государственной власти – это структурное звено государственного аппарата, наделенное государственно-властными полномочиями, и уполномоченное государством на осуществление его задач и функций и действующее в установленном порядке.

Государственная власть РФ

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

(Конституция РФ, ст. 11)

Президент Российской Федерации

Федеральное Собрание Российской Федерации:

  • Совет Федерации
  • Государственная Дума

Правительство Российской Федерации

Суды Российской Федерации:

  • Конституционный Суд Российской Федерации
  • Верховный Суд Российской Федерации

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

Вопрос:10. Система права.

Система права — это иерархически организованная совокупность отраслей права, подотраслей, правовых институтов и норм, отражающая единство правовых норм и их специализацию.

Система права включает в себя три основных компонента: нормы права, институты права, отрасли права. Могут быть также выделены субинституты и подотрасли.

Отрасль права является самым крупным элементом в системе права. Ее образует совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений, она характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования. Если правовой институт регулирует вид общественных отношений, то отрасль - род общественных отношений.

Таким образом, для деления права на отрасли используются главным образом два критерия - предмет и метод правового регулирования. По этим критериям и отличают одну отрасль права от другой.

Правовой институт представляет собой обособленную группу юридических норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения внутри одной отрасли права или на их стыке.

Несколько близких по характеру регулирования правовых институтов образуют подотрасль права. Например, в составе гражданского права выделяют авторское, жилищное, патентное право, в составе финансового права выделяется подотрасль налогового права.

 

Предметом правового регулирования принято считать общественные отношения, регулируемые данной совокупностью норм права. Каждой отрасли соответствует свой предмет регулирования, иначе говоря, каждая отрасль отличается предметным своеобразием, спецификой регулируемых общественных отношений. Предмет регулирования складывается объективно и не зависит от усмотрения законодателя. Не любые общественные отношения могут выступать предметом правового регулирования. Необходимо, чтобы эти отношения отличались, во-первых, устойчивостью и повторяемостью; во-вторых, заинтересованностью общества и государства в том, чтобы эти отношения существовали именно в правовой форме и подлежали правовой защите со стороны государства; в-третьих, способностью к внешнему контролю, например, со стороны судебных, административных органов. Так, внутренние семейные отношения, как правило, не поддаются внешнему контролю, поэтому их трудно урегулировать нормами права.

Метод правового регулирования - это обусловленный предметом способ воздействия права на общественные отношения.

Методы правового регулирования характеризуются тремя обстоятельствами: а) порядком установления субъективных прав и обязанностей субъектов общественных отношений; б) средствами их обеспечения (санкциями); в) степенью самостоятельности (усмотрения) действий субъектов. В соответствии с этими критериями в юридической науке выделяют два главных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Императивный метод (его еще называют авторитарным, властным) основан на подчиненности, субординации участников общественных отношений. Этим методом жестко регулируется поведение (действия) субъектов, они, как правило, ставятся в неравное положение, например, - гражданин и административный орган. Этот метод характерен для уголовного, административного, налогового права.

Диспозитивный метод (автономный), устанавливая права и обязанности субъектов, одновременно предоставляет им возможность выбрать вариант поведения или дополнительно своим соглашением урегулировать свои взаимоотношения. Этот метод присущ гражданскому, семейному, трудовому праву.

ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА

Норма права - правило должного, т.е. образец (модель) типового общественного отношения, которое устанавливается государством. Определяет внутреннюю (способность воли субъекта сознательно избирать тот или иной вариант поведения) и внешнюю меру (возможность действовать вовне, преследовать и осуществлять определенные цели во внешнем мире) свободы в конкретных взаимоотношениях.

Признаки правовой нормы:
• Устанавливается и санкционируется государством. Т.е. закрепляется в официальных государственных актах.
• Имеет представительно-обязывающий характер, т.е. с одной стороны предоставляет свободу действий, направленную на удовлетворение права субъекта. С другой обязывает совершать или не совершать определенные действия. Таким образом, норма права одновременно сочетает и предоставление и ограничение внешней свободы лиц во взаимных отношениях.
• Обеспечивается мерами государственного принуждения.
• Выступает государственным регулятором типовых общественных отношений (социальная роль правовых норм).

Структура правовой нормы:
• Гипотеза - элемент нормы, устанавливающий условия применения нормы, тоесть условия применения правила изложенного в норме.
• Диспозиция - элемент нормы, содержащий собственно само правило поведения, при условии наступления событий, изложенных в гипотезе.
• Санкция - элемент нормы, устанавливающий ответственность или меры государственного принуждения, применяемые к нарушителю правила, предусмотренного в диспозиции.
Правовые нормы имеют следующие признаки:

1. Регулирование поведения. Нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.

2. Общий характер. Неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.

3. Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.

4. Связь с государством. Правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.

5. Формальная определённость. Нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты.

6. Системность. Нормы права взаимосвязаны и не противоречат друг другу.

 

Толкование норм права.

Толкование норм права - это мыслительный процесс, включающий уяснение и разъяснение смысла и содержания норм права.

В толковании выделяются два аспекта - внутренний - уяснение и внешний - разъяснение.

Сначала необходимо уяснить юридическое содержание нормы права, а затем необходимо объяснить данное понимание нормы права третьим лицам. Уяснение смысла нормы права - это толкование для себя, разъяснение смысла нормы права - это толкование содержания нормы права для других лиц.

Реализация права, включая правоприменительную деятельность, всегда сопровождается толкованием норм права. Существует множество причин, обусловливающих необходимость толкования права. Как и любая целенаправленная деятельность, реализация права объективно требует его сознательно-волевого осмысления. Кроме того, законодатель и субъекты, реализующие право, не совпадают в одном лице.

Абстрактный характер норм права, наличие в законодательстве оценочных категорий, неясностей, противоречий, правовых коллизий обостряет потребность в толковании права.

Главная цель толкования заключается в обеспечении правильного и единообразного понимания и реализации права. Толкование способствует приданию праву признака формальной определенности.

Рассмотрим способы толкования норм права.

Грамматическое толкование норм права - это анализ юридического текста с использованием правил языкознания - грамматики, орфографии, морфологии, синтаксиса, пунктуации и т. п.

При данной разновидности толкования норм права выясняется значение отдельных слов, формулировок, знаков препинания, связи слов в предложениях и т.д.

Правила грамматического толкования:

· словам и формулировкам придается общеупотребительное значение, придание словам и формулировкам иного, специального значения должно быть обоснованно;

· если в законодательстве существует нормативное определение термина, следует использовать термин именно в этом значении;

· значение термина, нормативно установленное для одной отрасли права, нельзя без достаточных на то оснований применять в других отраслях. Это особенно актуально, если речь идет об отраслях публичного и частного права;

· если значение термина нормативно не определено, следует руководствоваться юридической, прежде всего судебной, практикой и правовой доктриной;

· придание разным терминам одного значения, равно как и одинаковым терминам разного значения, не допускается без достаточных на то оснований;

· ни одно слово, формулировка, суждение или знак препинания не могут толковаться как излишние.

Систематическое толкование норм права - это выявление смысла и содержания нормы путем ее сравнительного анализа с другими нормами права.

Логическое толкование норм права - это использование логического анализа, т.е. исследование внутренних связей между словами, формулировками и суждениями.

Историческое толкование норм права - это изучение конкретно-исторических условий создания нормы, причин и целей издания соответствующего нормативно-правового акта.

Функциональное толкование норм права - это изучение сложившейся практики применения правовых норм.

Рассмотрим виды толкования норм права.

Официальное - это толкование права компетентными государственными органами, носящее общеобязательный характер. Официальное толкование осуществляется в установленной процессуальной форме, его результат оформляется специальным актом. Акты официального толкования обладают юридической силой, то есть признаком общеобязательности.

Официальное толкование классифицируют по субъекту на аутентичное или авторское и делегированное. Аутентичное толкование осуществляется самим органом, издавшим толкуемую норму. В данном случае субъект правотворчества и субъект толкования права совпадают в одном лице. Делегированное толкование осуществляется специально уполномоченным субъектом. Например, Конституционный Суд уполномочен законом официально толковать нормы Конституции России.

По содержанию официальное толкование подразделяется на нормативное и правоприменительное - казуальное.

Нормативное толкование распространяется на все юридические ситуации определенного рода.

Правоприменительное или казуальное толкование распространяется на конкретную юридическую ситуацию - казус.

Процесс нормативного толкования идентичен правотворчеству. Акты нормативного толкования содержат конкретизирующие нормы, то есть имеют нормативный характер.

Неофициальное толкование - это толкование права частными субъектами. Неофициальное толкование осуществляется в произвольной форме - устной или письменной и не обладает признаком официальной обязательности для третьих лиц. В неофициальном толковании выделяют три разновидности:

· доктринальное;

· профессионально-юридическое;

· обыденное.

По объему выделяют:

· буквальное толкование;

· расширительное толкование;

· ограничительное толкование.

При буквальном толковании результаты толкования полностью совпадают с текстом толкуемой нормы.

При расширительном толковании результаты толкования шире текстового содержания нормы.

При ограничительном толковании толкование сужает текстовое содержание нормы.

Вопрос:12.Правотворчество

Правотворчество- форма гос.деят.-ти направл-я на создание изменение отмену норм права.

может выражаться в след.формах:

-применение норм права гражданами в результате референдума(крф)

-принятие законов др.норм-прав.актов органами гос.власти

-заключение договоров соглашения нормат-го характера между федеральными орг.гос.власти и орг.гос.власти субъектов с общ-ми объедин-ми с др.гос-ми.

В зависимости от субъектов данной деятельности различают виды правотворчества.

 

Непосредственное правотворчество народа — yчастие граждан в референдумах и плебисцитах, позволяет напрямую осуществлять суверенитет народа.

 

Законотворчество — oпосредованная реализация суверенитета народа высшими законодательными (представительными) органами государства (субъекта федерации). Парламенты и законодательные собрания представляют законодательную ветвь власти (в странах, признающих разделение властей): осуществляют законодательство и другие формы правотворчества.

 

Негативное правотворчество — oтмена норм или целых нормативно-правовых актов, в случае признания их противоречащими Конституции (например, Конституционным судом). Принятие не лигитимного нормативно- правового акта.

 

Чрезвычайное правотворчество — принятие законов и иных нормативно-правовых актов для урегулирования общественных отношений в каких-либо экстренных ситуациях.

 

Подзаконное правотворчество — правотворчество государственных органов исполнительной ветви власти (правительства) и отдельных должностных лиц: президента, министра и т. д.

 

Локальное правотворчество — правотворчество органов местного самоуправления: муниципалитетов, администраций городов и районов. Иногда локальным правотворчеством именуют правотворчество общественных организаций.

 

Договорное правотворчество — деятельность государственных органов по заключению нормативных договоров.

 

Субъектами правотвор-ва выступают: народ.гос.орг.(орг.власти и упр-я).должн-е лица.

 

мпр- особенности характера осуществл.-го прав-е регулир-е тех или иных общ.отношений.

2метода прав.регулир-я:

1.диспозитивный- предоставл-е с помощью норм права участникам общ.отнош.свободы повед-я в устан-х пределах.

2.императивный- предписание с помощью норм права определенного поведения для участников общ.-х отнош-ий.

Метод.

Что касается метода государственно-правового регулирования, то он представляет собой способ нормативно-организационного воздействия на соответствующие общественные отношения в целях их упорядочения, охраны и развития. Чаще всего государственно-правовое регулирование осуществляется с помощью метода централизованного, императивного регулирования - метода субординации, - при котором регулирование сверху донизу осуществляется на властно-императивных началах. Реже в государственно-правовом регулировании встречается децентрализованное, диспозитивное регулирование - метода координации, - при котором правовое регулирование определяется также снизу, на его ход и процесс оказывает влияние активность участников общественных отношений, что дает возможность государственным органам или органам местного самоуправления согласовать свои действия., преобладание жестких, властных предписаний и правил.

Систему любой отрасли права как известно образуют составляющие данную отрасль нормы права, объединенные в институты и подотрасли.

С определённой долей уголовностей в системе конституционного права РФ можно выделить две части:

1)Общие положения, куда входят следующие институты: Конституция РФ и её свойства, основы конституционного строя РФ, основы конституционно-правового статуса личности, федеративное устройство РФ.

2)Конституционная система власти в РФ включающая следующие подотрасли и институты: избирательное право и избирательный процесс в РФ, институт главы государства, институт законодательной власти и парламентское право в РФ, институт исполнительной власти и правительство РФ, конституционные основы судебной власти и прокуратуры РФ, конституционные основы местного самоуправления РФ.

Источники конституционного права РФ. Источники конституционного права, различаясь по форме, наименованию, происхождению и юридической силе образуют систему. В нее входят Конституция и законы, другие нормативные правовые акты, нормативные договоры (международные и внутрифедеральные), правовые обычаи.

Структура

Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

Непосредственно структуру Конституции России можно отобразить следующим образом:

Преамбула

Раздел первый

Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1—16)

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17—64)

Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65—79)

Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80—93)

Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94—109)

Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117)

Глава 7. Судебная власть (статьи 118—129)

Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133)

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции (статьи 134—137)

Раздел второй. Заключ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.110 (0.006 с.)