Вопрос как форма познания. Виды вопросов и ответов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос как форма познания. Виды вопросов и ответов



 

Вопрос, как форма познания, есть способ выделения неизвестного, подлежащего познанию, в рамках чего-то известного.

Исходя из этого методологическая роль вопроса, которую он выполняет в процессе познания, состоит в том, что вопрос определяет цель дальнейшего научного исследования, а тем самым, и направление научного поиска.

Известное, то есть имеющееся знание, в рамках которого выделяется подлежащее выяснению, называется предпосылкой (или базисом) вопроса. Другими словами, предпосылка - это исходная информация, содержащаяся в вопросе.

Пример. Предпосылкой вопроса: «Какая кислота не содержит кислорода?» является высказывание «Существует кислота, которая не содержит кислорода».

 

Виды вопросов. По познавательной функции вопросы делятся на уточняющие и восполняющие.

Уточняющие вопросы направлены на установление истинности предпосылки. Как правило, в них присутствует частица «ли», поэтому иногда такие вопросы называют «ли-вопросы».

Пример. «Является ли чугун металлом?»

Ответами на уточняющие вопросы могут служить просто слова «да» или «нет».

Пример. «Является ли Марс звездой?» - «Нет».

Восполняющие вопросы направлены на получение нового знания. В них используются вопросительные слова «что», «когда», «как» и т.д.

Пример. «Как работает двигатель внутреннего сгорания?»; «Какая кислота не содержит кислорода?».

По характеру предпосылки выделяют корректные и некорректные вопросы. Существуют различные классификации корректных и некорректных вопросов, например, в зависимости от истинности предпосылки. В этом случае, корректным является вопрос, предпосылка которого – истинное суждение.

Пример. «Все ли теплокровные – позвоночные?» Предпосылка этого вопроса – «Существуют теплокровные животные, которые являются позвоночными» – истинна. Действительно, такие животные существуют.

Некорректным называется вопрос, предпосылка которого – ложное суждение.

Пример. «Какие существительные не спрягаются?» Предпосылку этого вопроса можно сформулировать так: «Существительные спрягаются, но какие-то из них – нет». Это ложная предпосылка (существительные вообще не спрягаются).

По логической структуре вопросы делятся на простые и сложные.

Простые не включают в качестве составных частей другие вопросы.

Пример. «Кто открыл дейтерий?»

Сложные включают в себя несколько простых вопросов, соединённых конъюнкцией («и») или дизъюнкцией («или»).

Пример. «Где и когда была Столетняя война?».

По количеству возможных ответов вопросы могут быть открытыми и закрытыми. К открытым относятся вопросы, на которые не существует определенного числа ответов.

Пример. «Как читает лекции этот преподаватель?»

Закрытые вопросы предполагают выбор ответа из конечного числа заранее предложенных вариантов (например, в анкетах, тестах и т.п.). Открытый вопрос можно «закрыть», т.е. перестроить его таким образом, чтобы получился закрытый вопрос.

Пример. «Как читает лекции этот преподаватель?»

а) хорошо; б) плохо; в) удовлетворительно.

 

Виды ответов. Прежде всего, ответы могут быть ложными и истинными.

Кроме того, различают нерелевантные и релевантные ответы.

Нерелевантный ответ не согласуется с предпосылкой вопроса, т.е. является ответом не на заданный вопрос. Такой ответ не устраняет познавательную неопределённость, вызвавшую вопрос, либо в результате заблуждения (когда человек не уловил смысл вопроса), либо вследствие сознательного стремления уйти от ответа.

Пример. На вопрос: «В каком городе родился А.С. Пушкин?» нерелевантным будет ответ: «Пушкин родился в дворянской семье».

Релевантным является ответ, согласующийся с предпосылкой вопроса. Информация, которую представляют такие ответы, включает в себя те сведения, которые являются предпосылкой самого вопроса.

Релевантные ответы устраняют познавательную неопределенность частично или полностью. По этому признаку их делят на слабые и сильные.

Сильный – это ответ, полностью устраняющий познавательную неопределенность.

Пример. На вопрос: «Кто является автором работы «Человеческое, слишком человеческое»?» сильным будет ответ: «Фридрих Ницше».

Слабым называется ответ, не полностью устраняющий познавательную неопределенность.

Пример. «Кто является автором работы «Человеческое, слишком человеческое»?» - «Какой-то немецкий философ».

Ответы могут быть полными, неполными и избыточными.

Полные ответы содержат информацию по всем частям и элементам вопроса.

Неполные ответы заключают в себе сведения лишь по некоторым элементам и составным частям вопроса. Довольно часто неполными бывают ответы на такие вопросы, которые требуют в ответе перечисления.

Пример. На вопрос: «Какие деревья растут в Орле?» неполным будет ответ: «Березы и сосны».

Неполным является и ответ на сложный вопрос, если в нем содержатся ответы только на некоторые части вопроса.

Пример. Если на вопрос: «Кто в настоящее время является президентом США и на какой срок избирается президент?» ответить: «На четыре года», такой ответ будет неполным: он не содержит ответа на первую часть вопроса.

Избыточные ответы, кроме требуемой, дают ещё и дополнительную информацию.

Пример. На вопрос: «В каком городе родился А.С. Пушкин?» избыточным будет, например, такой ответ: «А.С. Пушкин родился в Москве в семье штабс-капитана С.Л. Пушкина в 1799 году».

Кроме того, ответы могут быть прямыми и косвенными.

В прямых ответах информация выражена явно, а не через отношение к какой-либо другой информации (не имплицитно).

Пример. «В каком городе родился А.С. Пушкин?» - «А.С. Пушкин родился в Москве».

В косвенных ответах требуемая информация выражается через отношение к какой-либо другой, дополнительной информации (имплицитно). Таким образом, в случае косвенного ответа необходимые нам сведения могут быть получены исходя из данной в ответе информации только путем дополнительных рассуждений.

Пример. «В каком городе родился А.С. Пушкин?» – «А.С. Пушкин родился в городе, основанном в 1147 году князем Ю. Долгоруким».

 

 

Проблема

 

Проблема – форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. В науке существуют как теоретические, так и практические проблемы. И одни, и другие могут быть неразвитыми и развитыми.

Неразвитая проблема (или предпроблема) характеризуется следующими чертами:

1) это нестандартная задача, т.е. задача, для решения которой нет алгоритма (алгоритм неизвестен или даже невозможен). Чаще всего это трудная задача;

2) это задача, которая возникла на базе определенного знания (теории, концепции и т.д.), т.е. как закономерный результат процесса познания;

3) это задача, решение которой направлено на устранение противоречия, возникшего в познании (между отдельными положениями теории или концепции, положениями концепции и фактами, положениями теории и более фундаментальными теориями, между кажущейся завершенностью теории и наличием фактов, которые теория не может объяснить), а также на устранение несоответствия между потребностями и наличием средств для их удовлетворения;

4) это задача, путей решения которой не видно.

Задача, которая характеризуется тремя первыми из указанных выше черт, а также содержит более или менее конкретные указания на пути решения, называется развитой проблемой или собственно проблемой.

Формулировка проблемы включает в себя три части: систему утверждений (описание исходного знания – того, что дано); вопрос или побуждение (Как установить …?; Как найти …?); систему указаний на возможные пути решения. В формулировке неразвитой проблемы последняя часть отсутствует.

Проблемой называют и процесс развития знания, состоящий из следующих ступеней:

– формирование неразвитой проблемы;

– развитие проблемы – формирование развитой проблемы и постепенная конкретизация путей ее решения;

– разрешение проблемы (или установление ее неразрешимости).

 

 

Гипотеза

 

Гипотеза – форма теоретического знания, представляющая собой сформулированное на основе ряда фактов предположение, истинность которого неопределенна и нуждается в доказательстве. Таким образом, гипотетическое знание носит не достоверный, а вероятный характер.

В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся истинными теориями, другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, третьи отбрасываются как заблуждения, если проверка дает отрицательный результат.

Стадию гипотезы прошли многие известные научные открытия и теории: периодический закон Д.И. Менделеева, теория Дарвина и др. Если бы в своей работе ученые не пользовались гипотетическими предположениями, то они превратились бы лишь в собирателей фактов, регистраторов событий.

В научной литературе слово «гипотеза» (от греч. hypothesis – основание, предположение) употребляется в двух смыслах. В первом смысле, гипотеза – это не полностью обоснованное предположение о причинах явления, о ненаблюдаемых связях между явлениями и т.п.

Во втором смысле слова гипотеза – это сложный процесс познания, заключающийся в выдвижении предположения, его обосновании (неполном) и доказательстве или опровержении. В этом процессе выделяют две ступени:

- развитие предположения;

- доказательство или опровержение предположения.

Развитие предположения в свою очередь состоит из двух этапов.

1. Выдвижение предположения. Предположения выдвигаются на основе аналогии, неполной индукции, методов Бэкона – Милля и т.д. Например, по аналогии с Солнечной системой была создана планетарная модель атома. Выдвинутое таким образом предположение еще не гипотеза, а догадка, поскольку оно, как правило, не является хотя бы частично обоснованным.

2. Объяснение с помощью выдвинутого предположения всех имеющихся фактов, относящихся к предметной области гипотезы (фактов, которые гипотеза призвана объяснить, предсказать и т.д.). Так, предположение о планетарном строении атома из догадки превратилось в гипотезу лишь после того, как на его основе удалось объяснить ряд известных фактов, в частности, периодическую систему химических элементов Менделеева.

Кроме прохождения этих двух этапов в своем развитии предположение, чтобы стать гипотезой, должно удовлетворять следующим требованиям:

1) предположение не должно быть логически противоречивым и противоречить фундаментальным положениям науки;

2) предположение должно быть принципиально проверяемым. Принципиальная проверяемость подразумевает, что предположение может быть проверено, если и не в ближайшее время, то хотя бы когда-нибудь;

3) предположение не должно противоречить ранее установленным фактам, для объяснения которых оно не предназначено (не относящимся к предметной области гипотезы);

4) предположение должно быть приложимо к возможно более широкому кругу явлений.

После выдвижения предположения (первый этап), объяснения на его основе всех имеющихся фактов, относящихся к предметной области гипотезы (второй этап), а также после проверки выполнения всех перечисленных требований (если они выполнены) предположение считают обоснованным (не полностью), т.е. гипотезой.

Доказательство и опровержение гипотез. Простые гипотезы о существовании явлений и предметов опровергаются или доказываются путем обнаружения этих явлений или предметов или установлением их отсутствия.

Наиболее распространенным способом опровержения сложных гипотез является опровержение путем сведения к абсурду.

Гипотезы могут опровергаться путем доказательства утверждения, являющегося отрицанием гипотезы.

Одним из способов доказательства гипотез служит разделительное доказательство, которое заключается в опровержении всех возможных предположений, кроме одного.

Гипотеза может доказываться путем ее выведения из более общих положений.

При большом числе подтверждений следствий и многократном практическом использовании гипотезы, а также при установлении отдельных связей между следствиями гипотеза становится доказанной в том смысле, что с течением времени она может уточняться, однако основные ее положения остаются верными в существенных чертах, т.е. гипотеза становится теорией.

 

 

Теория

 

Слово «теория» употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле теорией называют мышление вообще, когда хотят разграничить мыслительную и предметно-практическую деятельность (теорию и практику).

В узком смысле теория представляет собой систему знания, относящуюся к некоторой области действительности или к некоторым аспектам той или иной области действительности. Например, экономическая теория. Предметом теории могут быть и особые классы явлений: теория теплоты, электричества, магнетизма и т.д., а также некоторые аспекты действительности вообще: теория пространства и времени. Особый класс теорий образуют теории методологического характера, изучающие методы и приемы познания. К их числу, например, относятся многие разделы математики (теория математического анализа, вариационного исчисления, теория дифференциальных уравнений) и значительная часть содержания логики.

Основными функциями теории являются:

- систематизация и объяснение изучаемых явлений;

- выявление законов изучаемой области или аспекта действительности.

Особенность теории состоит в том, что она обладает предсказательной силой, т.е. позволяет прогнозировать соответствующие явления, события, процессы и т.п.

В теориях действительность отражается посредством моделей. Здесь моделями служат системы идеализированных, идеальных, абстрактных и прочих объектов.

Состав теорий. В составе теорий выделяют эмпирический базис – совокупность фактов, устанавливаемых посредством наблюдения. Научные данные, относящиеся к эмпирическому базису, составляют исходный материал для теоретических построений. Поэтому иногда, употребляя слово «теория» в более строгом смысле, эмпирический базис отделяют от собственно теории и не включают в состав последней.

Кроме того, теория есть совокупность взаимосвязанных понятий и высказываний. Основную роль в теориях играют высказывания. Как и понятия, они могут относиться к эмпирическому базису и к собственно теоретическому уровню теории. Среди последних особо выделяются два вида:

1) высказывания, в которых выражается знание законов изучаемой действительности и которые называются законами данной теории или науки (законы физики, химии, математики и т.д.);

2) предложения соответствия – утверждения, раскрывающие сущность наблюдаемых явлений. С логической точки зрения, это реальные определения соответствующих явлений.

Истинность теорий. Важной характеристикой теории является степень ее обоснованности, ее практическая подтверждаемость.

Основным и наиболее общим критерием истинности теорий считается практика, включающая производственную деятельность, эксперименты и применение теоретических знаний в той или иной деятельности людей.

Вместе с тем практика далеко не абсолютный критерий истинности. Во-первых, этот критерий не всегда применим. Во-вторых, практика может подтверждать и некоторые ложные высказывания (до некоторых пор, например, в опыте подтверждалась теория теплорода). В-третьих, практика лишь подтверждает, но не доказывает истинность теории.

Кроме практики, существует логический критерий истинности. Самым важным логическим критерием истинности теорий является их логическая непротиворечивость, т.е. взаимная согласованность утверждений теорий между собой, последовательность в объяснении явлений.

Однако и истинные теории не есть абсолютно точное знание своего предмета. Это означает, что теория не представляет собой законченного образования. В истории познания наблюдается постоянная смена теорий, связанная с углублением нашего знания: евклидова геометрия получила дальнейшее развитие в неевклидовой, классическая механика (Галилея - Ньютона) – в релятивистской и квантовой теориях и т.д.

 

 

Вопросы для повторения

 

1. В чем состоит методологическая роль вопроса, выполняемая им в процессе познания?

2. Что называется базисом (предпосылкой) вопроса?

3. Каковы виды вопросов по познавательной функции? Охарактеризуйте их.

4. На какие виды подразделяют вопросы по характеру предпосылки?

5. Какие вопросы называют простыми, а какие – сложными?

6. Какие задачи в науке принято называть проблемами?

7. Чем различаются развитые и неразвитые проблемы? Охарактеризуйте те и другие.

8. Раскройте два смысла слова «гипотеза», используемых в научной литературе.

9. Охарактеризуйте основные этапы выдвижения гипотезы.

10. В каком случае предположение считают гипотезой?

11. Назовите основные функции теории.

12. Почему все существующие теории имеют характер относительных истин? Назовите критерии истинности теорий.


литература

1. Бартон, В.И. Логика: учебное пособие для вузов / В.И. Бартон. – 2-е изд. – Мн.: Новое знание, 2005. – 333 с.

2. Брюшинкин, В.Н. Практический курс логики для гуманитариев: учебник / В.Н. Брюшинкин. – М.: Интерпракс, 1994. – 360 с.

3. Войшвилло, Е.К. Логика: учебник для студентов высших учебных заведений / Е.К. Войшвилло, М.Г. Дегтярев. – М.: Владос-Пресс, 2001. – 528 с.

4. Гетманова, А.Д. Логика: учебник для вузов / А.Д. Гетманова. – М.: Омега-Л, 2006. – 415 с.

5. Грядовой, Д.И. Логика: практический курс основ формальной логики: учебное пособие в кратком изложении и упражнениях / Д.И. Грядовой. – М.: Щит-М, 2003. – 255 с.

6. Гусев, Д.А. Логика: учебное пособие / Д.А. Гусев. – М.: Изд-во МПСИ, 2005. – 373 с.

7. Демидов, И.В. Логика: учебник / И. В. Демидов. – М.: Дашков и К., 2004. – 345 с.

8. Демидов, И.В. Логика: учебное пособие для юридических вузов / И.В. Демидов. – М.: Юриспруденция, 2000. – 207 с.

9. Иванов, Е.А. Логика: учебник / Е.А. Иванов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: БЕК, 2001. – 368 с.

10. Ивин, А.А. Логика: учебник / А.А. Ивин. – М.: Гардарики, 2002. – 352 с.

11. Ивлев, Ю.В. Логика: учебник / Ю.В. Ивлев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2006. – 286 с.

12. Ларина, Л.Ю. Логика: учебное пособие / Л.Ю. Ларина. – Орел: ОрелГТУ, 2005. – 192 с.

13. Ларина, Л.Ю. Логика: учебное пособие. Ч. 2. / Л.Ю. Ларина. – Орел: ОрелГТУ, 2005. – 114 с.

14. Малахов, В.П. Основы формальной логики: учебное пособие для экономистов / В.П. Малахов. – М.: Щит-М, 1999. – 291 с.

15. Михалкин, Н.В. Логика и аргументация в судебной практике: учебник для вузов / Н.В. Михалкин. – СПб.: Питер, 2004. – 336 с.

16. Рузавин, Г.И. Логика: учебник для вузов / Г.И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 256 с.

17. Светлов, В.А. Современная логика: учебное пособие для вузов / В.А. Светлов. – СПб.: Питер, 2006. – 399 с.


 

 

Учебное издание

 

Ларина Лада Юрьевна

Логика

Учебное пособие

 

Редактор Т.Д. Васильева

Технический редактор Т.П. Прокудина

Орловский государственный технический университет

Лицензия ИД №00670 от 05.01.2000 г.

 

Подписано к печати. Формат 60х84 1/16.

Печать офсетная. Уч.-изд. л. 5,6. Усл. печ. л. 5,5. Тираж 500 экз.

Заказ №______

Отпечатано с готового оригинал-макета

на полиграфической базе ОрелГТУ,

302030, г. Орел, ул. Московская, 65.

 

 


[1] Брюшинкин, В. Н. Практический курс логики для гуманитариев: учебник / В. Н. Брюшинкин. – М.: Интерпракс, 1994. – С. 79.

[2] Простое умозаключение – это умозаключение, не разложимое на какие-то другие умозаключения.

[3] Кондотьеры – предводители военных наемных отрядов в XIV - XV веках в Италии. В условиях постоянных войн между итальянскими государствами приобрели большое значение. Некоторые кондотьеры захватывали власть и становились основателями династий, например, Сфорца в Милане.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.161 (0.056 с.)