ТОП 10:

КАФЕДРА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

 

 

ХЕРСОНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

 

Рег. №____________

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

 

для выполнения лабораторных работ

по дисциплине «Программирование»

для студентов направления подготовки 6050102 «Компьютерная инженерия»

отрасли знаний 0501 «Информатика и вычислительная техника»

факультета кибернетики

 

 

Херсон 2010


 

Методические указания для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Программирование» для студентов направления подготовки 6050102 «Компьютерная инженерия» /Е.А. Дроздова. – Херсон: ХНТУ, 2010. – 75 с.

 

Рецензент: Бражник А.М., к.т.н., доцент кафедры Технической кибернетики ХНТУ

 

Утверждено

на заседании кафедры ИТ

протокол № 1 от «_30_» августа 2010 г.

 

Зав. кафедрой _____________проф. В.Е.Ходаков

 


 

Целью данных методических указаний является предоставление студенту методических материалов для выполнения лабораторных работ, предусмотренных рабочей программой изучения дисциплины «Программирование».

Данный цикл лабораторных работ выполняется в ходе изучения курса с целью закрепления теоретических знаний, полученных на лекциях, и приобретения практических навыков программирования на языке С.

Лабораторные работы выполняются в отведенное для этой цели аудиторное время, в соответствии с расписанием учебных занятий, в дисплейном классе, оборудованном персональными компьютерами типа IBM PC.

Как правило, выполнение каждой лабораторной работы требует от студента следующих действий:

- тщательного изучения теоретического материала, относящегося к теме лабораторной работы (конспекта лекций, дополнительной литературы и теоретической части данных методических указаний);

- ознакомления с заданием, которое требуется выполнить в ходе выполнения работы;

- разработки алгоритма, если требуется, и написания программы на языке С, реализующей поставленную задачу (предварительный вариант программы следует написать дома во время подготовки к лабораторной работе);

- отладки написанной программы на компьютере с просчетом контрольного примера (после завершения отладки или в конце лабораторного занятия программы должны сохраняться на дискете студента, но не на жестком диске компьютера);

- оформления отчета о лабораторной работе в соответствии с требованиями настоящих методических указаний;

- защиты лабораторной работы.

Отчеты о выполнении лабораторных работ оформляются в ученической тетради или в виде сшитых листов формата А4, могут быть напечатаны или написаны от руки. Отчет о каждой работе должен содержать следующие разделы:

- номер работы, название работы;

- цель работы;

- краткие теоретические сведения. Этот раздел должен содержать краткие сведения по теме выполняемой лабораторной работы. Не допускается дословное копирование содержания настоящих методических указаний; студент должен проявить творческий подход и умение конспективно излагать основные положения изучаемой темы;

- задание на лабораторную работу;

- текст отлаженной программы, реализующей поставленную задачу. Листинг программы может быть напечатан или написан от руки.

- контрольный пример (результат выполнения программы со всеми выводимыми ею сообщениями для конкретных значений введенных пользователем данных). Если программа имеет несколько ветвей вычислений, то контрольный пример приводится для каждой из ветвей;

- ответы на контрольные вопросы (по желанию студента или в соответствии с требованиями преподавателя);

- выводы, сделанные студентом после выполнения лабораторной работы.

Защита лабораторных работ выполняется каждым студентом персонально. Для успешной защиты необходимо:

- наличие правильно оформленного отчета о лабораторной работе;

- наличие правильно работающих программ для каждой лабораторной работы;

- умение студента внятно объяснить действие разработанного алгоритма и программы;

- умение студента ответить на контрольные вопросы, приведенные в конце каждой лабораторной работы, а также дополнительные вопросы, связанные с темой лабораторной работы.

К лабораторным занятиям допускаются студенты, прошедшие инструктаж по технике безопасной работы в дисплейном классе. Студенты, нарушающие дисциплину или не соблюдающие технику безопасности, удаляются из дисплейного класса.


Лабораторная работа №1

 

Интегрированная среда разработки программ Borland C

Цель работы:Изучение интегрированной среды разработки программ Borland C.

 

Теоретические сведения

Borland C упрощает процесс программирования и делает его более эффективным. При работе в Borland C весь комплекс инструментальных средств, необходимых для написания, редактирования, компиляции, компоновки и отладки программ, оказывается под рукой у пользователя.

Весь этот комплекс возможностей заключен в Интегрированной Среде Разработки (ИСР).

Кроме того, Среда разработки программ Borland C предоставляет следующие дополнительные возможности, которые еще больше упрощают процесс написания программ:

- Возможность отображения на экране монитора значительного числа окон, которые можно перемещать по экрану и размеры которых можно изменять.

- Наличие поддержки “мыши”.

- Наличие блоков диалога.

- Наличие команд удаления и вставки (при этом допускается копирование из окна HELP и между окнами EDIT).

- Возможность быстрого вызова других программ и обратного возврата.

- Наличие в редакторе макроязыка.

ИСР содержит три визуальных компоненты: строку меню у верхнего края экрана, оконную область в средней части экрана и строку состояния у нижнего края экрана. В результате выбора некоторых элементов меню на экран будут выдаваться блоки диалога.

Строка меню и меню

Строка меню представляет собой основное средство доступа ко всем командам меню. Строка меню оказывается невидимой лишь во время просмотра информации, отображаемой программой и во время перехода к другой программе.

Окна Borland C

Большая часть того, что видно и делается в среде Borland C, происходит в окне. Окно - это область экрана, которую можно перемещать , размеры которой можно перемещать, изменять, которую можно распахивать на весь экран, ориентировать встык с другими окнами.

В Borland C может существовать произвольное число окон, но в каждый момент активно только одно окно. Активным является то окно, в котором в настоящий момент происходит работа.

Любые вводимые команды или вводимый текст, как правило, относятся только к активному окну.

Существует несколько типов окон, но большая их часть имеет следующие общие элементы:

- строку заголовка;

- маркер закрытия окна;

- полосы прокрутки;

- угол изменения размера окна;

- маркер распахивания окна на весь экран;

- номер окна.

Строка состояния

Строка состояния, расположенная у нижнего края экрана, выполняет следующие функции:

- Напоминает об основных клавишах и клавишах активизации, которые в настоящий момент могут быть применены к активному окну.

- Позволяет установить указатель мыши на обозначения клавиш и кратковременно нажать кнопку мыши для выполнения указанного действия, вместо того, чтобы выбирать команды из меню или нажимать соответствующие клавиши.

- Сообщает, какое действие выполняется программой.

- Предлагает состоящие из одной строки советы и рекомендации по любой выбранной команде меню и элементам блока диалога.

Блоки диалога

Если за элементом меню располагается многоточие, то в результате выбора данной команды будет открыт блок диалога , обеспечивающий удобный способ просмотра и задания многочисленных параметров.

При задании значения в блоке диалога работа происходит с пятью базовыми типами средств управления: указателями выбора, переключателями состояния, кнопками действия, блоками ввода и блоками списка.

Работа с экранным меню Borland C

МЕНЮ (системное)

Отображается у левого края строки меню. Для вызова следует нажать ALT -пробел. При вызове этого меню отображаются команды:

About

При выборе данной команды появляется блок диалога, в котором содержится информация по авторским правам и номер версии Borland C. Данное окно закрывается нажатием клавиши ESC или ENTER.

Clear Desktop

Закрывает все окна и стирает все списки предысторий. Эта команда полезна в тех случаях, когда начинается работа над новым проектом.

Repaint Desktop

Осуществляет регенерацию изображения на экране.

Элементы подменю Transfer

В этом подменю показаны имена всех программ, которые установлены с помощью блока диалога Transfer, вызываемого командой Options/Transfer. Для запуска программы необходимо выбрать ее имя из системного меню.

Меню File(ALT F)

Это МЕНЮ позволяет открывать в окнах EDIT и создавать исходные файлы программ, сохранять внесенные изменения, выполнять другие действия над файлами, выходить в оболочку DOS и завершать работу с Borland C.

Open(F3)

Команда FILE OPEN отображает блок диалога, в котором выбирается исходный файл программы, который будет открыт в окне EDIT.

Этот блок диалога содержит блок ввода, список файлов, и кнопки OPEN, REPLACE, CANCEL и HELP, а также информационную панель.

Здесь можно выполнить одно из действий:

1) Ввести полное имя файла и выбрать указатель REPLACE или OPEN.

В результате выбора Open файл загружается в новое окно Edit. Для выбора Replace должно иметься активное окно Edit; в результате выполнения Replace содержимое окна заменяется выбранным файлом.

2) Ввести имя файла с метасимволами. Это позволяет отфильтровать список файлов в соответствии со спецификацией.

Нажать ¯, чтобы выбрать спецификацию файла из списка предыстории, который содержит введенные ранее спецификации файлов.

3) Просмотреть содержимое других каталогов, выбрав имя каталога из списка файлов.

Блок ввода позволяет явно ввести имя файла или ввести имя файла с метасимволами DOS (* и ?). Если ввести имя полностью и нажать Enter, Borland C откроет указанный файл. (Если ввести имя файла, который система Borland C не может обнаружить, она автоматически создаст и откроет новый файл с таким именем.)

Если нажать ? , когда курсор находится в блоке ввода, то под этим блоком появляется список предыстории, содержащий последние восемь имен файлов, которые были введены ранее.

New

Команда File New позволяет открывать новое окно Edit со стандартным именем NONAMExx.С (где вместо букв хх задается число в диапазоне от 00 до 99). Файлы с именем NONAME используются в качестве временного буфера для редактирования; когда файл с подобным именем сохраняется на диске, Borland C запрашивает действительное имя файла.

Save (F2)

Команда File Save записывает на диск файл, находящийся в активном окне Edit (если активно окно Edit в настоящий момент, если нет, то данным элементом меню нельзя воспользоваться.) Если файл имеет использованное по умолчанию имя (NONAME00.C и т.п.) Borland C откроет блок диалога Save Editor File, который позволяет переименовать данный файл и сохранять его в другом каталоге или на другом дисководе.

Save As

Команда File Save As позволяет сохранить файл в активном окне Edit под другим именем, в другом каталоге или на другом дисководе.

Change Dir

Команда File Change Dir позволяет задать идентификатор и имя каталога, которые следует сделать текущими. Текущим является тот каталог, который используется в Borland C для сохранения и поиска файлов. (При использовании относительных маршрутов в Options Directories они задаются только относительно текущего каталога).

Print

Команда File Print печатает содержимое активного окна Edit Borland C "раскрывает" символы табуляции (заменяет их соответствующим числом пробелов), а затем посылает файл на устройство печати, заданное в DOS. Данная команда будет "запрещена", если содержимое активного окна не может быть выведено на печать. Для вывода на печать только выделенного текста следует использовать Ctrl-K P.

Get Info

Команда File Get Info отображает блок, в котором содержится информация относительно текущего файла.

Значения блока Get Info

Таблица 1.1

ЗНАЧЕНИЕ СМЫСЛ
Current directory Имя каталога по умолчанию
Current file Имя файла в активном окне
Extended memory usage Объем дополнительной памяти, зарезервированной для Borland C
Expanded memory usage Объем расширенной памяти, зарезервированной для Borland C
Lines compiled Число откомпилированных строк
Total warnings Число выданных системой предупреждающих сообщений
Totals errors Число сгенерированных ошибок
Total time Время последнего выполнения программы
Program loaded Статус отладки
Program exit Код возврата от последней завершившейся программы
Available memory Объем доступной памяти DOS (640 К)
Last step time Время выполнения последнего шага отладки

DOS Shell

Команда File DOS Shell позволяет временно выйти из Borland C, чтобы выполнить команду DOS или запустить программу. Для возврата в Borland C необходимо ввести с клавиатуры EXIT и нажать Enter.

Иногда можно обнаружить, что во время отладки не хватает памяти для выполнения этой команды. В этом случае необходимо завершить сеанс отладки командой Run Program Reset (Ctrl-F2).

Quit (Alt-x)

Команда File Quit осуществляет выход из системы Borland C, удаляет ее из памяти и передает управление DOS. Если внесены изменения, которые еще не были сохранены, то перед выходом Borland C выдаст запрос на их сохранение.

Меню Edit(Alt-E)

Позволяет выполнять удаления, копирование и вставку текста в окнах Edit. Можно также открыть окно текстового буфера для просмотра или редактирования его содержимого. Выбрать текст это значит выделить его цветом:

1) Нажать Shift с одновременным нажатием стрелки.

2) Нажать Ctrl-K B, чтобы пометить начало выделяемого блока.

Затем переместить курсор в конец фрагмента текста и нажать Ctrl-K K.

3)Для выбора строки необходимо нажать Ctrl-K L.

После выделения фрагмента текста становятся доступными команды, расположенные в меню Edit, и можно использовать текстовый буфер (Clipboard).Он взаимодействует с командами меню Edit:

Restore Line

Эта команда отменяет действие последней команды редактирования, примененной к какой-либо строке. Она действует только над последней отредактированной строкой.

Cut (Shift-Del)

Удаляет выделенный фрагмент текста из документа и заносит его в текстовый буфер. Затем можно вставить текст в другой документ путем выбора Paste.

Copy (Ctrl-Ins)

Эта команда не изменяет выделенный текст, но заносит в текстовый буфер его точную копию. Затем можно вставить текст в другой документ командой Paste. Можно скопировать текст из окна Help; следует использовать Shift и клавиши управления курсором.

Paste (Shift-Ins)

Эта команда вставляет текст из текстового буфера в текущее окно в позиции курсора.

Show Clipboard

Эта команда открывает окно Clipboard, в котором хранятся фрагменты текста, удаленного и скопированного из других окон.

Clear (Ctrl-Del)

Эта команда удаляет выбранный фрагмент текста, но не заносит его в текстовый буфер. Это означает, что восстановить удаленный текст нельзя.

Меню Search (Alt-S)

Меню Search выполняет поиск текста, объявлений функций, а также местоположение ошибок в файлах.

Команда Search Find отображает блок диалога Find, который позволяет ввести образец поиска и задать параметры, влияющие на процесс поиска. Эта команда может быть также вызвана с помощью (Ctrl-Q-F).

Replace (Ctrl Q A)

Команда Search Replace отображает блок диалога для ввода искомого текста и текста, на который его следует заменить.


Search Again (Ctrl L)

Команда Search Again повторяет действие последней команды Find или Replace. Все параметры, которые были заданы при последнем обращении к использованному блоку диалога(Find или Replace), остаются действительными при выборе данной команды.

Меню Run (Alt-R)

Команды этого меню выполняют программу, а также инициализируют и завершают сеанс отладки.

Run(Ctrl-F9)

Команда Run выполняет программу, используя те аргументы, которые переданы программе с помощью команды Run Arguments.

Тrace Into(F7)

Эта команда выполняет программу по операторам. По достижению вызова функции будет выполняться каждый ее оператор вместо того, чтобы выполнить эту функцию за один шаг. Этой командой следует пользоваться для перемещения выполнения в функцию, которая вызывается из отлаживаемой функции.

Program Reset(Ctrl-F2)

Команда Run Program Reset прекращает текущий сеанс отладки, освобождает память программы и закрывает все открытые файлы, которые использовались в программе.

Over

Команда Run Step Over выполняет следующий оператор в текущей функции без вхождения в функции более низкого уровня, даже если эти функции доступны отладчику. Командой Step Over следует пользоваться в случаях, когда необходимо отладить функцию в пооператорном режиме выполнения без вхождения в другие функции.

Arguments

Команда Run Arguments позволяет задать выполняемой программе аргументы командной строки точно так же, как если бы они вводились в командной строке DOS. Команды переназначения ввода/вывода DOS будут игнорироваться.

Compile (C)

Команды из меню Compile используются для компиляции программы в активном окне, а также для полной или избирательной компиляции проекта:

EXE File

Команда Compile Make EXE File вызывает Менеджер проектов для создания EXE-файла.

Меню Debug (Alt F9)

Команды меню Debug управляют всеми возможностями интегрированного отладчика.

Inspect (Alt F4)

Команда Debug Inspect открывает окно Inspector, которому позволяет проанализировать и модифицировать значения элемента данных.

Меню Options(Alt-O)

Меню Oрtions содержит команды, которые позволяют просматривать и модифицировать стандартные параметры, определяющие функционирование Borland C.

 

Задание:

1. Используя команды экранного меню File, найти, открыть и переименовать какой-либо файл из каталога примеров пакета Borland C.

2. Используя команды экранного меню Edit, отработать приемы редактирования.

Контрольные вопросы

1. Какая команда позволяет сохранить на диске файл, который находится в активном окне?

2. Какая команда отображает на экране блок диалога, позволяющий открыть файл?

3. Какая команда позволяет распахивать на весь экран активное окно?

4. Для чего служит команда Change Dir?

5. Какая команда позволяет осуществлять циклическое перемещение от одного открытого окна к следующему?

6. Какая команда позволяет выполнять программу в режиме отладки с отслеживанием внутри функции?

7. Для чего служит команда Inspect?

8. Какая команда позволяет выполнять программу в режиме отладки, выполняя функцию за один шаг?

9. Какая команда позволяет удалить текст из окна не помещая его в текстовый буфер?

10. Для чего служит команда Arguments?

11. Какая команда позволяет копировать выбранный текст в текстовый буфер?

12. Какая команда позволяет заносить выбранный текст в текстовый буфер и удалять выбранный текст из окна?

13. Для чего служит команда Trace Into?

14. Какая команда позволяет отображать на экране кадр контекстной подсказки?

15. Какая команда позволяет осуществить переход к предыдущей ошибке?

16. Какая команда позволяет инициализировать программу?

17. Какая команда позволяет компилировать в OBJ-файл?

18. Какая команда позволяет выполнять программу?

19. Какая команда позволяет выполнять программу до строки, на которой установлен курсор?

20. Для чего служит команда DOS Shell?

21. Какая команда позволяет включить или выключить полный набор меню?

22. Какая команда позволяет регенерировать изображение на экране?

23. Какая команда позволяет сохранить файл под другим именем?

24. Для чего служит команда Get Info?


Лабораторная работа №2

 

Организация размещения данных при выводе на экран.
Использование функции printf()

 

Цель работы: Научиться использовать функцию printf() для вывода на экран.

 

Теоретические сведения

Трудно себе представить программу без функций ввода/вывода. Чаще всего для вывода информации используется функция вывода printf(), одна из множества имеющихся в С. Функция printf() отвечает за форматный вывод. Её синтаксис выглядит следующим образом:

#include <stdio.h>

int printf (char *format-string [, argument...]);

Функция формирует и печатает наборы символов и значений в стандартный выводной поток, stdout, которым по умолчанию является монитор. Format-string состоит из обычных символов, escape-последовательностей, и, если за format-string следуют аргументы, спецификации форматов. Обычные символы и escape-последовательности просто копируются в stdout (на монитор) в порядке их появления. Например, строка

printf(" Первая строка\n\t\t Вторая строка\n");

выводит

Первая строка

Вторая строка

Если за format-string следуют аргументы arguments, то format-string должна содержать спецификацию форматов, определяющих выводной формат для этих аргументов. Спецификации форматов начинаются с символа процента (%) и описываются ниже. Format-string считывается слева направо. Когда первая спецификация формата (если их несколько) встречается, значение первого аргумента после format-string преобразуется и выводится согласно спецификации формата. Вторая спецификация формата преобразует и выводит второй аргумент, и таким образом продолжается до конца format-string. Если задано больше аргументов, чем спецификаций формата, лишние аргументы игнорируются. Результат будет неопределенным, если нет достаточного количества аргументов для всех спецификаций форматов.

Cпецификаторы помещаются внутри печатаемой строки. Вслед за этой строкой должны стоять нуль или более значений (констант, переменных или выражений), разделенных запятыми. Каждому спецификатору в операторе вызова функции printf должно соответствовать значение соответствующего типа.

Более формально спецификатор % можно определить следующим образом:

%[flags] [width] [.precision] [l,L] type

Обязательными являются только символы «%» и type.

Символ % означает, что в данном месте строки должно быть напечатано значение из следующего далее списка.

Символ формата type служит для указания типа выводимого значения и может принимать значения в соответствии с таблицей 2.1:

Таблица 2.1 – Символы формата

Символ type Пример выводимого значения Назначение
%c ? Одиночный символ
%d Десятичное целое число
%e 3.50000e+00 Число с плавающей точкой в экспоненциальном представлении
3.50000E+00 Число с плавающей точкой в экспоненциальном представлении
%f 3.500000 Число с плавающей точкой в десятичном представлении
%g для числа 0.00314 –вывод0.00314 для числа 0.0000314 – вывод3.14e-05 Число в форме f или e в зависимости от значения. Форма e используется, если показатель меньше чем -4 или больше либо равен заданной точности.
%G Аналогично %g То же, что и %g, но при выводе в экспоненциальной форме используется символ E.
%i Десятичное целое число со знаком
%o Восьмеричное целое число без знака
%p 5B74 Указатель (адрес памяти)
%s Str Строка символов
%u Десятичное целое число без знака
%x 1f Шестнадцатиричное целое число без знака (с цифрами a b c d e f)
%X 1F Шестнадцатиричное целое число без знака (с цифрами A B C D E F)
%% % Печать знака процента

Все прочие элементы строки формата называются модификаторами и служат для уточнения формы представления информации при выводе.

Символы l или L используются для указания целых длинных типов.

Модификатор формата width (ширина) представляется целым положительным числом и служит для указания минимального количества выводимых символов. Если количество символов выводимого значения меньше width, поле будет дополняться символами в соответствии с указанными флагами. Значение width никогда не ограничивает выводимое значение.

Варианты элемента flags представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 – Значения модификатора flags

Значение флага Пример Назначение
- %-20s Значение выравнивается по левому краю поля
+ %+d Выводится знак значения - как плюс, так и минус
Пробел % 6.2f Положительные значения печатаются без знака, но с пробелом, отрицательные со знаком "минус"
%010d %08.3f Для числовых форм поле вывода заполняется по ширине нулями вместо пробелов. Этот флаг игнорируется, если указан флаг "-" или указана точность для целочисленной формы
# %#o %#8.0f %+#10.3E Вывод первого 0 для восьмеричных, 0x или 0X для шестнадцатиричных. Для всех форм с плавающей точкой гарантируется вывод символа десятичной точки. Для форм %g и %G предотвращается удаление заключительных нулей.

 

Модификатор формата .precision (точность) используется для чисел с плавающей точкой. Точность представляется неотрицательным целым числом, следующим за точкой и задает либо количество символов, которое должно быть выведено (для строк), либо количество цифр в дробной части числа (для значения с плавающей точкой), либо количество значащих цифр (для целого). Так "%5.2f" определяет вывод вещественного числа в поле шириной пять символов с двумя цифрами после десятичной точки.

Задание:

1. Вывести на экран с использованием функции printf() целые и вещественные значения, используя полную форму записи спецификатора формата (флаг, ширину, точность).

2. Вывести на экран с использованием функции printf() два вещественных числа и их сумму.

 

Контрольные вопросы

1. Как сделать видимой в программе функцию printf()?

2. Каковы параметры функции printf()?

3. Как задать длину выводимого значения?

4. Как задать точность выводимого значения?


Лабораторная работа №3

 

Ввод данных с клавиатуры
с использованием функции scanf()

Цель работы: Научиться использовать функцию scanf() для ввода данных с клавиатуры.

 

Теоретические сведения

Функция scanf() является одной из многих функций ввода, хранящихся во внешних библиотеках. Синтаксис этой функции рассмотрим на конкретном примере. Приведём пример программы, осуществляющей ввод с клавиатуры некоторого числа и запись его в переменную с последующим выводом её значения на экран.

#include<stdio.h>

Main()

{

int a;

printf("\n Введите целое число:");

scanf("%d", &a);

printf("\n Вы ввели число %d", a);

}

В этой программе помимо известной уже функции printf() содержится функция scanf(). Каждой вводимой величине, а их может быть несколько, в строке функции scanf() должен соответствовать спецификатор типа (для целых %d, для вещественных %f, для символьных %c, для строковых %s и др.). Перед именем переменной, которой присваивается вводимое значение, в строке функции scanf() должен стоять символ & (операция взятия адреса). Спецификаторы функции scanf() полностью совпадают со спецификаторами функции printf().

При вводе нескольких значений с помощью одной функции scanf() следует помнить, что в символьной строке, являющейся параметром функции, спецификаторы вводимых переменных должны отделяться друг от друга разделителями (пробелами, запятыми и др.). Теми же разделителями должны отделяться друг от друга значения, вводимые с клавиатуры. Приведём пример программы ввода нескольких чисел.

#include<stdio.h>

Main()

{

int a, b;

float c, d;

printf("\n Введите целые числа:");

scanf("%d,%d", &a, &b);

printf("\n Введите вещественные числа:");

scanf("%f %f", &c, &d);

printf("\n Вы ввели числа %d %d %f %f", a, b, c, d);

}

В данной программе при вводе целых чисел их необходимо разделять запятыми, а при вводе вещественных чисел - пробелами.

Как правило, функция scanf() используется для ввода только числовых значений или одиночных символов. Для ввода строк она неудобна, т.к. не воспринимает символы пробела и конца строки.


Задание:

  1. Ввести при помощи одной функции scanf() следующие значения и вывести их на экран:

а) Целое, вещественное, символьное.

б) Вещественное, символьное.

в) Символьное, целое.

2. Вывести на экран с использованием функции printf() ASCII-код введенного символа.

 

Контрольные вопросы

1. Для чего служит функция scanf()?

2. Каков синтаксис функции scanf()?

3. Каковы особенности использования функции scanf()?


Лабораторная работа №4

 

Теоретические сведения

В языке С имеется четыре типа констант: целые, вещественные (с плавающей точкой), символьные и строковые.

Константы целого типа

Константы целого типа могут задаваться в десятичной, двоичной, восьмеричной или шестнадцатеричной системах счисления.

Десятичные целые константы образуются из цифр. Первой цифрой не должен быть нуль.

Восьмеричные константы всегда начинаются с цифры нуль, вслед за которой либо не стоит ни одной цифры, либо стоят несколько цифр от нуля до семерки.

Шестнадцатеричные константы всегда начинаются с цифры нуль и символа х или Х, все, за которыми может стоять одна или более шестнадцатеричных цифр.

Шестнадцатеричные цифры - это десятичные цифры от 0 до 9 и латинские буквы: a, b, c, d, e, f, или A, B, C, D, E, F.

Например: задание константы 3478 в десятичном, восьмеричном и шестнадцатеричном виде:

int a = 3478,

b = 06626,

c = 0хD96;

К любой целой константе можно справа приписать символ l или L, и это будет означать, что константа - длинная целая (long integer). Символ u или U, приписанный к константе справа, указывает на то, что константа целая без знака (unsigned long).

Считается, что значение любой целой константы всегда неотрицательно. Если константе предшествует знак минус, то он трактуется как операция смены знака, а не как часть константы.

E1 .1234 .1e3

E1 1.234 0.0035e-6

E-1 2.1e-12 .234

Cимвольные константы

Cимвольные константы заключаются в апострофы (кавычки). Все символьные константы имеют в (Турбо) С значение типа int (целое), совпадающее с кодом символа в кодировке ASCII.

Одни символьные константы соответствуют символам, которые можно вывести на печать, другие - управляющим символам, задаваемым с помощью esc - последовательности, третьи - форматирующими символами, также задаваемым с помощью esc - последовательности.

Например:

символ " апостроф " задается как '\'', переход на новую строку - как '\', а обратный слэш - как '\\'.

Каждая esc - последовательность должна быть заключена в кавычки.

Управляющие коды

\n Новая строка

\t Горизонтальная табуляция

\v Вертикальная табуляция

\b Возврат на символ

\r Возврат в начало строки

\f Прогон бумаги до конца страницы

\\ Обратный слэш

\' Одинарная кавычка

\" Двойная кавычка

\а Звуковой сигнал

\? Знал вопроса

\ddd Код символа в ASCII от одной до трех восьмеричных цифр

\xhhh Код символа в ASCII от одной до трех шестнадцатеричных цифр.

Строковые константы

Строковые константы состоят из нуля или более символов, заключенных в двойные кавычки. В строковых константах управляющие коды задаются с помощью esc - последовательности. Обратный слэш используется как символ переноса текста на новую строку.

Пример описания строковых констант:

# include <stdio.h>

Main( )

{

char *str1, *str2;

str1=“ Пример использования\n\n”;

str2=“строковых\

констант.\n\n”;

printf(str1);

printf(str2);

}

Программа выведет следующий текст:

Пример использования

Строковых констант.

 

Задание:

Написать программу, выводящую на экран строковую константу, заключенную в кавычки (символ кавычек должен быть выведен на экран) и число, состоящее из цифр вашего дня рождения, заданное в виде десятичной, восьмеричной и шестнадцатеричной константы. Каждую константу напечатать с новой строки. В начале каждой строки вывести символ горизонтальной табуляции. После этих действий вывести 3 раза звуковой сигнал.

Контрольные вопросы

1. Константы каких типов приняты в С?

2. Какие целые константы вы знаете?

3. Как формируются восьмеричные константы?

4. Как формируются шестнадцатеричные константы?

5. Чем отличаются символьные и строковые константы?

6. Для чего используются esc-последовательности?


 

Лабораторная работа № 5

 

Работа с автоматизированной
обучающей системой AOS_C

Цель работы: получить навыки в использовании основных операций и функций языка С в автоматизированной обучающей системе.

 

Теоретические сведения

Автоматизированная обучающая система (АОС) является законченным программным продуктом, предназначенным для получения студентами навыков в использовании основных функций и операторов языка С. Работа в АОС предусматривает два основных режима: самостоятельной и контрольной работы.

В режиме самостоятельной работы студент может получить исчерпывающую информацию по выбранной теме, выполнить предложенные задания и сверить полученные результаты с ответами.

Режим контрольной работы предусматривает проверку на практике полученных студентом знаний и навыков с выставлением соответствующей оценки.

В работе с АОС рекомендуется придерживаться следующей последовательности действий:

1. Установить курсор оболочки на директорию АOS_C.

2. Войти в директорию (нажав <Enter>).

3. Установить курсор оболочки на файл c.exe.

4. Запустить файл (нажав <Enter>).

5. Выйти в меню выбора темы, нажав дважды пробел.

6. Выбрать заданную преподавателем тему (темы) для самостоятельной работы, используя клавиши управления курсором (стрелки) и <Enter> на основ







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.102.38 (0.057 с.)