Тема 15. Американское государство и право нового времени 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 15. Американское государство и право нового времени



 

Война за независимость и образование США. Государство США

в XIX – начале XX в. Становление и развитие права США

Война за независимость и образование США. В 1606 г. англичане основывают свой первый форт в Новом свете - Джеймстаун. За ним появляются коло­нии - Верджиния, Плимут, Массачусетс. К концу XVII в. число колоний достигает тринадцати. Королев­ская власть распространяет на колонистов права и свободы британских подданных. Статус колоний опре­деляется королевскими хартиями.

Соединенные штаты Америки в процессе образования прошли несколько стадий. На первой стадии существовали 13 английских колоний, которые по своему правовому положению делились на три группы:

1) Род-Айленд и Коннектикут имели хартии самоуправляющихся и избирали органы управления;

2) Пенсильвания, Делавэр и Мериленд принадлежали частным владельцам;

3) Остальные восемь являлись владениями британской короны и управлялись губернаторами и двухпалатными законодательными собраниями.

Колонисты обладали теми же правами, что и жители метрополии.

Власти метрополии искусственно сдерживали развитие производственно-рыночных отношений, ограничивали экономическую активность буржуазии, чтобы сохранить колонии в качестве рынка сбыта промышленных товаров и как источник дешевого сырья. Это привело к росту недовольства, вылившегося в национально-освободительную борьбу.

По инициативе законодательного собрания Вирджинии 5 сентября 1774 г. в Филадельфии собрался первый Континентальный конгресс, принявший решения, которые вели к разрыву с британской метрополией. В апреле 1775 г. произошло сражение при Ленсигноте, положившее начало национально-освободительной войне. Второй континентальный конгресс, собравшийся 10 мая 1775 г., принял декларацию причин и необходимости взяться за оружие, а также решение об объединении войск колоний и назначении Дж. Вашингтона главнокомандующим.

Третий континентальный конгресс принял написанную Т. Джефферсоном Декларацию независимости 1776 г. Она провозглашала бывшие английские колонии свободными и независимыми штатами, а также равенство всех людей, обладающих «определенными неотъемлемыми правами» - на жизнь, свободу, стремление к счастью. Согласно декларации государство основывается на общественном договоре между людьми. Народ имеет право изменять или свергать неугодное ему правительство.

Декларация независимости не была юридическим документом и не входит в корпус действующего американского права, но ее предписания оказали большое влияние на весь ход развития американского конституционализма, на политическое и правовое сознание американского народа.

Штаты, ставшие независимыми государствами, приняли свои конституции, в которых закреплялись основные права и свободы.

Необходимость объединения усилий в борьбе за независимость способствовала созданию конфедерации, представлявшей собой союз 13 независимых государств. Их устройство определяли Статьи Конфедерации 1777 г. В рамках конфедерации были заложены некоторые экономические, политические и психологические основы американской государственности. Во главе конфедерации стоял конгресс, состоящий из делегатов от штатов. Конгресс имел полномочия, в основном, во внешнеполитической сфере.

В 1783 г. Великобритания офици­ально признала независимость североамериканских штатов. В 1787 г. созывается Конституционный конвент. 17 сентября 1787 г. конвент принимает Конститу­цию Соединенных Штатов Америки.

Конституция США построена по принципу разделения властей. Конгресс - парламент, обладает законодательной властью. Он состоит из сената и палаты представи­телей. Главой государства и правительства являет­ся президент. Высшей судебной властью обладает Верховный суд. Первым президентом страны в 1789 г. стал Джордж Вашингтон. Вслед за приняти­ем Конституции начинается расширение территории государства.

Для предупреждения чрезмерного усиления одной из ветвей власти конституция содержит систему «сдержек и противовесов». Суть её в следующем:

1) все ветви власти имеют различные источники формирования;

2) все органы государственной власти имеют различные сроки полномочий;

3) в конституции предусмотрен механизм, в рамках которого каждая ветвь власти может нейтрализовать возможные узурпаторские поползновения другой.

В соответствии с этим, по конституции президент не имеет права досрочного роспуска конгресса. Последний имеет право отклонять любые законодательные предложения президента, принимать законы, обязательные для исполнения. Также конгресс обладает исключительным правом принятия бюджета, установления налогов, может упреждать расследовательские комитеты. Кроме того, сенат утверждает высших должностных лиц страны, назначаемых президентом, включая министров и судей Верховного Суда, разрешает президенту ратифицировать международные договоры. Конгресс может предать суду (палата представителей) и судить (сенат) президента, вице-президента и других должностных лиц США в порядке импичмента.

Юридическим средством воздействия президента на конгресс является право вето в отношении законопроектов, принятых последним. Законопроект возвращается президентом в конгресс, который может преодолеть вето двумя третями голосов в каждой из палат.

В арсенале президента есть также «карманное вето» - разновидность обычного. Свое неодобрение акта конгресса президент выражает не письменным запрещением, а, оставляя неподписанным законопроект до перерыва сессии конгресса, когда такой перерыв наступает до истечения предусмотренного конституцией 10-дневного срока подписания акта президентом. В этом случае конгресс должен снова принять законопроект на следующей сессии.

Важным средством воздействия на конгресс являются сформулированные президентом «Послания о состоянии Союза». Они содержат изложение политических целей главы исполнительной власти и рассматриваются как программа законодательной деятельности. Система «сдержек и противовесов» должна обеспечить стабильность и непрерывность функционирования государственной власти.

Конституция закрепила административно-территориальное деление государства на штаты. В настоящее время США состоят из 50 штатов и федерального округа Колумбия с особым статусом, на территории которого находится столица страны - город Вашингтон.

В конституции нет специального определения федерализма. Она определяет компетенции центральных органов, оставляя другие в ведении штатов. Конституция закрепляет принцип верховенства федерального права по отношению к правовым установлениям штатов.

Поскольку текст конституции не содержал в себе статей о правах человека, имевшихся в конституциях штатов, последние потребовали дополнить конституцию. Были внесены 10 поправок, составивших так называемый Билль о правах. В нем гарантируется недопустимость ограничения прав граждан, прямо не упомянутых в конституции, вводилась свобода совести. Граждане могли носить оружие. Закон закреплял принцип суда присяжных. Запрещались чрезмерные налоги и штрафы, жестокие и необычные наказания. Никто не мог быть арестован, подвергнут обыску без соответствующего ордера. В уголовных делах запрещалось принуждать давать показания против самого себя. Постои солдат допускались только с согласия владельцев дома. Школа отделялась от церкви, устанавливались дополнительные гарантии автономии штатов.

В Билль о правах было внесено положение о неприкосновенности частной собственности.

В конце пятой поправки записано: «Никакая частная собственность не должна отбираться для общей пользы без справедливого вознаграждения». Арест имущества не разрешалось производить без соответствующего ордера.

Принятие Билля о правах имело большое прогрессивное значение. Оно обеспечивало широкие демократические права и права американских граждан. Принятие конституции делало США самой демократичной страной своего времени. Конституция 1787 г., дополненная 27 поправками действует до настоящего времени.

После принятия конституции в США сформировался федеральный государственный аппарат. На рубеже XVIII-XIX вв. создаются прообразы политических партий - федералисты, выражающие интересы промышленного Севера, и демократические республиканцы Т. Джефферсона, опирающиеся прежде всего на рабовладельческие штаты Юга.

В 20-30 гг. XIX в. происходит изменение партийной системы. Вместо республиканских демократов образуется Демократическая партия, а вместо федералистов - партия вигов. При партиях образуются национальные партийные конвенты, возникает система ротадит (система добычи), согласно которой смена партийной принадлежности президента сопровождается заменой федерального аппарата по партийному признаку.

В этот период времени партии еще не имели своего стабильного электората. Партийная система была неустойчивой. В 1854 г. была создана республиканская партия, выступившая с критикой системы рабовладения.

Государство США в XIX – начале XX в. В первой половине XIX в. территория США увеличилась в несколько раз за счет покупок и прямой агрессии и оказалась поделенной между свободными штатами и рабовладельческими, которые вели борьбу за влияние в федерации.

Буржуазия промышленного Севера добивалась установления высоких таможенных пошлин на ввозимые промышленные товары, рабовладельцы выступали против этого. Борьба также шла за контроль над новыми территориями.

После избрания в 1860 г. на пост президента видного сторонника отмены рабства А. Линкольна, правящие круги 13 южных рабовладельческих штатов пошли на сецессию, т.е. выход из федерации и провозглашение в феврале 1861 г. Конфедеративных штатов Америки.

Стремясь распространить рабовладельческие отношения на территорию всего союза, 12 апреля 1861 г. конфедераты начали гражданскую войну. Война длилась четыре года и закончилась 26 мая 1865 г. победой Севера, что означало и окончательную победу капиталистических отношений.

Гражданская война привела к серьезным изменениям в политической и правовой системе США:

- была укреплена федерация. Штатам категорически запрещалось покидать Союз, они не могли игнорировать законы конгресса;

- были приняты поправки к конституции, которые запретили штатам ущемлять, ограничивать права граждан, лишать их жизни, свободы собственности без надлежащего судопроизводства;

- в 1865 г. была принята поправка об отмене рабства, в 1866 г. каждый, кто родился в США и был натурализован, признавался гражданином США и того штата, где он проживал. Она не распространялась только на индейцев, не уплачивающих налоги.

После периода реконструкции (1865-1877 гг.) южные штаты были интегрированы в союз. На Юге начинается бурное развитие капитализма. Социально и экономически оба региона постепенно уравниваются. К концу XIX в. США превращаются в крупнейшую промышленную державу мира. Кроме того, они захватили Гавайские и Филиппинские острова, Пуэрто-Рико, Гуам, навязали неравноправный договор Панаме, взяли под контроль зону Панамского канала, Кубу, Доминиканскую республику.

Рост экономического и политического могущества сопровождался существенными изменениями во всех подразделениях политической системы. Эти изменения не всегда находили выражение в правовой системе. Большей частью они носили фактический характер и были инкорпорированы не в юридическую, а фактическую конституцию. Изменения были направлены в целом на расширение функций центральных органов власти (и полномочий президента, в частности).

Перед первой мировой войной была совершена попытка преодоления двухпартийной системы. К существующим демократической и республиканской партиям добавилась Прогрессивная партия. Но она не стала стабильной третьей партией.

Становление и развитие права США. Становление правовой системы США в колониальный период. Само понятие «правовая система» Соединённых Штатах Америки используется условно. По сути дела единой национальной правовой системы, как ее понимают в большинстве государств мира, в США никогда не было и нет. В XVII — XVIII вв. на территории будущих Штатов одновременно складывалось 13 правовых систем (по числу английских колоний).

Таким образом, правовая система США — это совокупность всех указанных выше правовых систем, которые при всей их неповторимости и самостоятельности обладают внутренним единством. Значительная степень сходства правовых институтов федерации и штатов объясняется, прежде всего, историческими факторами.

Формирование правовой системы в США началось еще в колониальный период. Все 13 английских колоний при разнообразии их социального и политического устройства имели общие правовые корни, уходящие в дореволюционную историю Англии. В XVII в., в период английской колонизации Северной Америки, переселенцы из Старого Света принесли с собой привычные для них судебные и правовые порядки. Однако эти порядки, естественные для Англии, на новой почве приживались лишь постепенно и не без трудностей. Для многих поселенцев, бежавших в Новый Свет из-за политических и религиозных преследований, английское право долго воспринималось как нечто враждебное.

В некоторых колониях, которые основывались не англичанами, а голландцами (например, Нью-Йорк), в какой-то период действовало голландское право. Впоследствии оно было вытеснено английскими колонистами с помощью общего права и законодательства.

Для использования казуистичного и достаточно сложного английского общего права («права юристов», как его иногда называли) в колониях, особенно в XVII в., не хватало юристов-профессионалов. Тем не менее, еще до провозглашения независимости в США практически шел активный процесс трансплантации английского общего права, права справедливости и статутного права, которые имели в колониях прямое действие.

Этот процесс, сопровождавшийся введением в колониях системы судов и присяжных заседателей по типу Англии, растянулся в XVII в. на десятилетия в силу оторванности колоний от Старого Света, разбросанности поселений на большой территории и самой технико-юридической сложности английских правовых конструкций, которые предполагали подготовку сведущих специалистов из числа самих жителей колоний. Таковые появляются лишь в XVIII веке. Не случайно первоначально в колониях действовало упрощенное английское право или же просто смесь обычаев поселенцев с их морально-религиозными установками, даже с библейскими текстами.

Естественно, что в особых колониальных условиях английское общее право в его чистом виде не могло быть применимо. Колонисты не восприняли отдельные правовые институты феодального происхождения, не имеющие почву в американском обществе.

Так, постепенно в колониях отменяется принцип первородства (майората), который имел большое значение в английской правовой системе. Колониальные суды в Америке освобождали английское общее право от многих технических деталей и сложностей, видоизменяли отдельные правовые конструкции и целые институты права.

В некоторых колониях была предпринята попытка своеобразной и достаточно простой кодификации законодательства, как английского, так и принятого местными легислатурами (законодательными собраниями колоний). Так, в 1648 г. был составлен законодательный сборник «Право и свободы Массачусетса», оказавший влияние на кодификации, проведенные в некоторых других колониях. Данный сборник отразил общую для колоний тенденцию к упрощению английского права с тем, чтобы оно было более понятно самим поселенцам. Поэтому в такие сборники, созданные позднее в других колониях, включались не только правовые предписания, но и пуританские обычаи и морально-религиозные принципы, получившие признание в колониальных судах. Но в целом эти сборники восприняли не только английское законодательство, но и общий дух английского прецедентного права.

Несмотря на свое средневековое происхождение, архаичность формы и казуистичность содержания судебные прецеденты проявили достаточно высокую степень гибкости и приспособляемости к потребностям капиталистического предпринимательства, к условиям формирования нового гражданского общества.

Уже в дореволюционный период со второй половины XVIII в. в связи с нехваткой юридических знаний и литературы большим авторитетом в колониях, а затем и в штатах пользовался трактат английского юриста У. Блэкстона «Комментарии к законам Англии». Этот доктринальный источник права имел своей целью разъяснение и обоснование английского права. Популярность данного произведения в Новом Свете была даже большей, чем в самой Англии. Оно было известно и американским судьям, которые рассматривали многие положения этого трактата как руководство в судебной практике.

Эволюция общего права после завоевания независимости. После провозглашения независимости, несмотря на сильные антианглийские настроения, принцип правового континуитета взял верх и прецедентное право сохранило свое действие уже в правовых системах штатов. Свою роль здесь сыграла и сложившаяся к этому времени своего рода юридическая каста, состоявшая из профессионалов высокого класса, способных иметь дело с технически развитой системой права.

Еще во время становления американской государственности английское право получило официальное признание в каждом из штатов. Рецепция английского права осуществлялась с помощью соответствующих положений конституций штатов или иных законодательных актов, причем восприняты были только те его нормы, которые не противоречили действующему праву штатов. Технико-юридические формулы признания штатами дореволюционного права были различны, но типичным являлось положение о том, что право каждой колонии (штата) включает в себя лишь ту часть английского права, которая датируется раньше, чем 1607 г. или, по крайней мере, 1776 г.

В конституциях некоторых штатов английское право как таковое прямо не упоминалось. В них в общей форме говорилось о сохранении юридической силы права, которое было здесь до независимости. В отдельных штатах (Мэриленд, Нью-Йорк и др.) английские статуты и общее право прямо были названы в качестве источников права (с указанной выше ограничительной датой).

В первой половине XIX в. связь права США с общим правом на какое-то время стала ослабевать. Усилилось влияние передового и привлекательного для своего времени французского законодательства, которое все-таки не имело почвы в США, кроме как в бывшей французской колонии Луизиане.

В отдельных штатах (Кентукки, Нью-Джерси) даже запрещалось цитировать новые решения английских судов. Но в 20 - 30-е гг. в США сложилась собственная школа американских судей и юристов, тяготевших к английскому праву (Д. Кент, Д. Стори). Их трактаты по американскому праву сыграли важную роль в достижении единообразного понимания права в разных штатах. Авторитет общего права в США вновь вырос и оставался на высоком уровне вплоть до гражданской войны. Этот период в истории прецедентного права американские юристы называют «золотым веком». С 1820 г. не без влияния английской практики в США началась публикация решений американских судов.

Прецедентное право вводилось и в новых штатах, образованных уже в XIX в. Например, Закон Канзаса 1868 г. говорил о действии общего права, поскольку оно «не изменено Конституцией и законами, судебными решениями и условиями жизни и потребностями народа».

Рецепция общего права в XIX в. имела место даже и в тех штатах, где ранее в силу исторических обстоятельств в той или иной мере применялось испанское (Флорида) или мексиканское (Техас) законодательство. Даже в Луизиане, воспринявшей наполеоновскую кодификацию, по образцу которой был составлен Гражданский кодекс 1825 г., правовая система в XIX— XX вв. испытала заметное влияние традиций общего права.

В целом, воздействие общего права на правовые системы штатов до конца XIX в. было достаточно глубоким. В XX в. законодательство существенным образом потеснило позиции общего права. Хотя многие американские правовые институты являются производными от английских, общее право в США не выступает лишь как простая разновидность или копия права Англии. При всех генетических связях и структурном сходстве английского и американского права, в процессе исторического развития последнее приобрело своеобразные и даже уникальные черты:

- оно не восприняло некоторые английские судебные решения, имевшие чисто средневековое происхождение (в области земельной собственности, наследования и т. д.);

- в американском праве зародилось немало новых прецедентов (например, в праве корпораций, договорном праве), которые были ориентированы на саморегулирующиеся силы в экономике;

- прецедентное право США отличает как историческая связь с английским правом, так и значительная самостоятельная роль в системе общего права.

Многие западные юристы считают необходимым различать две системы общего (прецедентного) праваанглийскую и американскую. Нормы общего права в его буквальном, чисто английском понимании применяются американскими судами в последнее время в сравнительно ограниченных сферах (например, при рассмотрении обязательств из причинения вреда и т. д.).

В отличие от английского общего права, где действует жесткое правило прецедента, общее право в США не является по своей природе и характеру абсолютно застывшей, неизменной системой. Суды федерации и штатов следовали решениям, вынесенным более высокой инстанцией, но не считали себя связанными своими собственными решениями.

Общее право, в широком смысле слова, как «право, созданное судьями» (judge-made law) сохраняет важное место в современной правовой системе США. Оно выступает не столько как совокупность прецедентов, сколько как своеобразный судейский метод регулирования общественных отношений, как особый стиль юридического мышления, для которого присуща высокая степень правотворческой активности судов.

Казуальный характер права, складывающегося «от дела к делу», унаследован американским обществом еще от колониальной эпохи. Он проявился в США в XIX - XX вв., как это ни кажется парадоксальным, значительно сильнее, чем в Англии — «родоначальнице» прецедентного права. В США еще в колониальный период, т. е. раньше, чем в Англии, произошло слияние общего права с правом “справедливости”. Последнее было поглощено в подавляющем большинстве штатов и в правовой системе федерации судами общей юрисдикции. Например, американские суды широко использовали в своей практике запретительные приказы (“инджанкшн”) — одну из правовых форм, выработанных в системе “справедливости” наряду с другими процессуальными формами.

Таким образом, право справедливости и общее право составили в США единую систему казуального прецедентного права (case law).

 

Литература

 

Бельсон А. М. История государства и права США. Л., 1982.

Бэррес Р. Документы американской революции: Декларация независимости. Конституция США. Билль о правах. М., 1994.

Верховенство права: государство и право США. М., 1992.

Графский В. Г. Всеобщая история права и государства. М., 2002.

Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1999.

Конституции буржуазных государств. М., 1996.

Косарев А. И. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. М., 2002.

 

Контрольные вопросы

 

1. Декларация независимости 1776 г. Возникновение конфедеративного союза американских штатов.

2. Конституция США 1787 г., её основные принципы.

3. Государственный строй США по Конституции 1787 г.

4. Билль о правах как первые 10 поправок к Конституции.

5. Гражданская война, её политические и правовые последствия.

6. Формирование и эволюция правовой системы США.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.150.55 (0.04 с.)