Тема: Конституционное право в зарубежных странах как отрасль 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Конституционное право в зарубежных странах как отрасль



Тема: Конституционное право в зарубежных странах как отрасль

Национального права. Наука и учебная дисциплина

Вопросы:

Понятие Конституционного права как отрасли права

Система Конституционного права в зарубежных странах

Источники КП в зарубежных странах

4.КП как наука и учебная дисциплина

Вопрос.

Под предметом КП понимают общественные отношения непосредственно связанные с осуществлением публичной власти. Это отношения между человеком обществом и государством и основополагающие отношения определяющие устройство государства и его функционирование.

Французский профессор определяет КП следующим образом – КП своим предметом имеет юридическое обрамление политических отношений, основное содержание которых составляет власть.

КП зарубежной страны это основная отрасль ее национальной системы права, т.е. часть публичного права представляющая собой совокупность правовых норм закрепляющих основы общественного и государственного строя, основы правового положения личности, основные принципы организации и деятельности государственных органов, избирательную систему и другие признаваемые важнейшими в данном государстве правовые институты.

Методы конституционного права: дозволения, предписания, запрет. Характерными для КП являются методы императивно властного воздействия.

КП отношения – это отношения участники которых юридически связаны правами и обязанностями установленными нормами КП.

Субъекты КПО зарубежных стран:

1. Народ

2. Государство

3. Субъекты федерации

4. Автономные образования

5. Граждане, группы граждан, иностранные граждане, апатриды или лица без гражданства, лица с множественным гражданством.

6. Общественные объединения, союзы и ассоциации, политические партии, избирательные блоки.

7. Государственные органы

8. Омбудсман – уполномоченный по правам человека.

9. Избиратели

10. Депутаты и их объединения

11. Церковь

12. СМИ

13. Трудовые коллективы

14. АТЕ

15. Органы местного самоуправления

Виды КПО по субъектному составу:

1. Отношения между государством в целом и народом.

2. Отношения между государством в целом и входящими в его состав частями, государственно подобными образованиями.

3. Отношения между государством в целом и входящими в его автономными единицами.

4. Отношения между государством и гражданами.

5. Отношения между государственными органами.

6. Отношения между государственными органами и политическими партиями, другими общественными объединениями.

7. Отношения между государственными органами и депутатами.

8. Отношения между депутатами и избирателями

9. Отношения между государством и СМИ.

10. Отношения между государством и церковью.

Вопрос

Система Конституционного права представляет собой сложную взаимосвязь взаимодействующих частей и элементов которые характеризуют внутренне строение Конституционного права.

К основным элементам системы Конституционного права как отрасли права относятся:

1. Принципы Конституционного права

2. Институты КП

3. Нормы КП

Принципы КП представляют собой основополагающие начала на основе которых осуществляется регулирование общественных отношений.

Общие принципы обычно формулируются в начальных разделах конституции. (Конституция Италии 1947 содержит первую часть под названием «Основные принципы», Конституция Болгарии 1991 содержит первую глава под названием «Основные начала». Среди общих принципов которые закреплены в конституция стран можно выделить: принцип народного суверенитета (ч.2 ст.3 Конституции Греции), народного представительства (в Преамбуле Конституции Японии 1946), принцип равноправия (ст.1 Конституции Королевства Нидерландов 1983), принцип разделения властей (Ст. 20 Основного закона ФРГ), принцип субсидиарности (ФРГ, Польша).

В социалистических странах конституционно провозглашаются следующие общие принципы (Руководящая роль Марксиско Ленинской партии, Социалистический Интернационализм, от каждого по способностям каждому по труду ст. 5, 12, 19 Конституции Кубы 1976).

К числу специальных:

1. Принцип не ответственности главы государства (Ст. 4 Конституции Люксембурга 1868 года)

2. Принцип судебной защиты конституционных прав (Ст. 53 Конституции Испании 1976 года)

3. И иные

Институты КП – совокупность норм регулирующих сходные однородные и взаимосвязанные общественные отношения. К числу крупных институтов входит институт статуса личности, парламентское право, избирательное право.

Нормы КП – это общеобязательные правила поведения установленные и санкционированные государством которые осуществляются для регулирования общественных отношений, которые обеспечиваются принудительной силой государства. Носят общий характер.

В Конституциях зарубежный стран встречаются специфические нормы которые определяют экономические, социальные и политические цели, задачи общества и государства.

В Конституциях зарубежных стран встречаются формы девизы, дефиниции, символы.

Нормы девизы: ст.2 Конституции Франции «Свобода Равенство Братство», ст.7 Конституции Марокко «Бог Родина Король».

Вопрос.

Источники КП представляют собой те формы закрепления или выражения норм КП.

Источники КП в зарубежных странам можно классифицировать по нескольким основаниям.

По содержанию:

1. Формальные, в юридическом смысле слова

2. Материальные, т.е. условия жизни общества

По форме:

1. Писанные

2. Неписанные

По уровню правового регулирования:

1. Международные

2. Национальные

Первая группа источников - Нормативные правовые акты:

1. Законы:

1.1 Конституция

1.2 Конституционные законы:

1.3 Законы которые вносят изменения или дополнения в конституцию

1.4 Законы в совокупности составляющие некодифицированную конституцию (Конституция Королевства Швеции, Некодифицированная Конституция государства Израиль)

1.5 Законы принимаемые до принятие Конституции Конституционные закон Франции от 3 июня 1958 года.

Особенности Конституционных законов:

1. Могут быть приняты по инициативе группы субъектов

2. Для принятия Конституционного закона требуется как правило квалифицированное большинство голосов

3. В федеративных государствах Конституционные законы должны быть одобрены большинством субъектов федерации.

1.3 Органические законы – это законы которые применяются по прямому предписанию конституции, уточняют условия применения конституционных норм в определенных областях. Органический закон имеет силу менее конституционной, но большую чем обычной ординарный текущий закон.

По общему правилу органические законы содержат нормы относящиеся к важным конституционно правовым институтам. Франция, Испания, Румыния.

Они принимаются по более усложненной процедуре чем обычный закон а именно: во Франции ограничен круг субъектов права законодательной инициативы а также предусмотрен обязательный предварительный конституционный контроль органических законов.

4. Ординарные законы (простые, текущие). Составляют часть текущего законодательства, принимаются парламентом большинством голосов.

5. Чрезвычайные законы. Это законы применяемые парламентом как правило в порядке той же процедуры то и обычные законы, но обладающие большей юридической силой чем иные законы включая конституцию. Это законы, нарушающие конституцию. Этот вид законов был характерен для развивающихся стран Малайзии, Шри Ланки, Папуа Новая Гвинея и другие. В некоторых развитых странах Конституции также предусматривает возможность принятия парламентом специальных законов в период чрезвычайного положения. Ст. 115 Основного закона ФРГ 1949.

По сфере действия законы:

1. Общенациональные и локальные

Локальные:

1. Законы применяемые национальным парламентом но действие которых распространяется на часть страны.

2. Законы принимаемые представительными органами субъектов федерации.

3. Местные законы применяемые представительным органами автономных образований

Следующая разновидность НПА – Акты главы государства и Исполнительной Власти.

2 группы: Имеющие силу закона и имеющие подзаконный характер.

Акты главы государства имеющие силу закона могут приниматься:

1. В силу прямого предписания Конституции (Италия, Индия)

2. В порядке делегирования парламентом законодательных полномочий.

Подзаконные акты: декреты, постановления, указы, инструкции.

Тенденции последних лет является рост объема актов применяемых исполнительной властью.

Особой разновидностью являются акты издаваемые в период чрезвычайного положения. Они обладают следующими чертами: - носят временный характер, - обладают большей юридической силой чем законы.

Следующая разновидность НПА – Регламенты палат Парламента. НПА которые содержат нормы закрепляющие внутреннюю структуру парламента, порядок его работы, законодательный процесс.

Следующая разновидность НПА – Акты органов Конституционного контроля. Решения по вопросам о конституционности законов, по толкованию конституции, о компетенции государственных органов.

Следующая разновидность НПА – Акты местного самоуправления. Местные уставы, статуты и другие акты регулирующие основы местного самоуправления.

Следующая разновидность НПА – В социалистических странах принимаются совместные постановления правительства и центрального комитета коммунистической партии Китая.

Вторая группа источников – Судебной прецедент. Решения судов высоких инстанций становящиеся основой для принятие другими судами решений по аналогичным делам. Великобритания, США, Индия.

Третья группа источников – Конституционный обычай. «Конвенсионная норма». Это сложившаяся в практике единообразной деятельности государства правило имеющая общий характер опирающаяся на согласие участников отношений и не пользующаяся судебной защитой в случае их нарушения.

Четвертая группа источников – Доктринальные источники. Это извлечения из трудов различных ученых. Дайси, Блекстан, Мей и другие.

Пятая группа источников – Религиозные источники. Редкая группа источников. Иран, Саудовская Аравия, Ватикан и другие.

Шестая группа источников – Договор. Подразделяется на:

1. Международный договор. «Маастрихтский договор 1992»

2. Внутригосударственные договоры. Это договоры заключаемые территориальными общностями с центром и между собой. Договоры между субъектами федерации…

В некоторых государствах например Австрия, ФРГ, Греция, Испания в качестве источников рассматриваются общие принципы права. Общеправовые принципы это исходные начала правовой системы лежащие в основе нормотворческой или правоприменительной деятельности.

Вопрос.

Наука КП – это система знаний о Конституционно правовых принципах, нормах и институтах а также отношениях регулируемых ими о практике реализации конституционно правовых норм и институтов о истории и закономерностях их развития, о различный конституционно правовых взглядах и теориях.

Как таковой науки КПЗС не существует. В каждой стране развивается национальная наука КП.

К методам науки можно отнести:

1. Сравнительно правовой, компротивисткий

2. Формально юридический

3. Исторический

4. Системный

5. И др.

Систему науки КП образуют следущие размеры:

1. Общие понятия о КП в ЗС.

2. Основы теорий конституций

3. Конституционно правовое регулирование статуса человека и гражданика

4. Конституционные основы конституционного строя

5. Конституционные основы организации и деятельности государственных органов

6. Территориальная организация публичной власти

КПЗС как учебная дисциплина представляет собой учебный курс имеющий своим предметом изучение зарубежного опыта, развития конституционно-правовых норм и институтов а также практики их реализации.

Правовая охрана конституции

Вопрос.

Конституция (термин) употребляется в материальном и формальном смыслах.

Конституция в материальном смысле представляет собой писанный акт или совокупность актов либо конституционных обычаев закрепляющих существующие в стране социальные экономические основы, формы правления и территориальное устройство, права и свободы граждан, основы организации и деятельности государственных органов.

Конституции в формальном смысле представляет собой документ именуемый Конституцией.

Конституция представляет собой систему правовых норм имеющих высшую юридическую силу, закрепляющих основы правового положения личности, социально экономического строя, политической системы, правовое положения государства на международной арене.

Сущность конституции выражается в том, что конституция это ограничитель власти государства. С другой стороны конституция это выражение интересов и компромисса доминирующих социальных слоев на данной ступени развития общества.

Объекты Конституционного регулирования:

1. Закрепление организации и функционирования государственной власти.

2. Закрепление правового статуса личности

3. Государственное устройство

4. Закрепление внешнеполитической функции государства

5. Порядок принятия и изменения конституции

Функции Конституции – это основные ее направления на социальную действительность. Функции:

1. Юридическая. Заключается в том что конституция создает основы правопорядка в данном обществе и государстве

2. Политическая. Устанавливает основы организации публичной власти в данной стране.

3. Идеологическая функция. Поскольку конституция закрепляет те духовные ценности на которые ориентировано государство.

Вопрос.

Во первых: в науке КП различают фактическую и юридическую конституцию.

Под юридической конституцией понимается закон применяемый и изменяемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой.

Под фактической понимаются реально существующие основы конституционного строя, действительно положение личности в той или иной стране.

Во вторых: реальной или фиктивной.

Если фактическое положение не соответствует нормам, юридическая конституция становится фиктивной.

Третья классификация (американские): живой и мертвой.

Под живой американские ученые понимают непосредственной конституцию США, 27 поправок к ней и толкование Верховного суда.

Мертвая = Фиктивная.

В зависимости от формы: писанные и неписанные.

Писанные – единый акт или совокупность правовых актов регулирующие вопросы правового характера.

Неписанные – совокупность законов, судебный прецедентов и конституционных обычаев.

Конституции с точки зрения структуры: кодифицированные, некодифицированные и комбинированные.

Кодифицированные: Конституция Бразилии 1988, Конституция Венесуэлы 99, Польши, России.

Кодифицированные можно разделить на развернутые и неразвернутые. Развёрнутые (Сербии 2006, Индии, Португалии 76)

Неразвернутые. (Японии).

Некодифицированные представляют собой совокупность законов принятых в разное время. Израиля, Швеции.

Комбинированные представляют собой совокупность законов, судебных прецедентов и конституционных обычаев. Великобритания.

Чиркин В.Е. различает конституции по юридическому содержанию:

1. Инструментальные конституции

2. Социальные конституции

Инструментальные – регулируют структуру государств, его органы, частично права человека и не содержат или почти не содержат социальных положений. 1887 Конституция США, 1814 Конституции Норвежского Королевства и другие.

Социальные –конституции которые содержат социальные положения.

По способу принятия:

1. Народные – источником принятия народной Конституции является народ. 1982 Конституция КНР, 1996 Конституция Украины, 1949 ФРГ.

2. Октроированные – Конституции дарованные монархом своему народу (Конституция Монако 1962 года). Дарованная метрополиями своим колониям. 1901 От США Кубе.

По способу изменения Конституции:

1. Гибкие – которые изменяются в обычном порядке как и законы. Великобритания.

2. Жесткие – изменяются в усложненном порядке. США.

Элементами жесткого порядка пересмотра Конституции могут быть:

1. Требования квалифицированного большинства голосов, членов парламента для изменения Конституции.

2. Пересмотра правила двойного вотума. (простой (Италия) и усложненный (второй раз поправка голосуется новым составом парламента) Греция, Финляндия)

3. Необходимость созыва учредительного собрания

4. Референдум (Франция)

5. Ратификация поправки в конституцию субъектами федерации.

По времени действия:

1. Постоянные (Бельгия 1831 в редакции 2004, Румынии 1991, 1976 Кубы)

2. Временные ограничивают срок своего действия определенным периодом или наступлением определенного развития. (ЮАР 1994, Ирак 2004, Непал 2007)

3. «Вечные» Мексика 1917 года.

По времени их принятия (по этапам конституционного развития):

1. Старые это конституции которые принимались с конца 18 века по 1918 год. Конституция США 1787, Норвежского королевства 1814.

Особенности:

- закрепление принципа разделения властей

- закрепление парламентаризма

- признание прав человека естественными и неотчуждаемыми

- регламентация личных и политических прав и свобод

- закрепление принципа равенства

- закрепление права собственности

- закрепление территориальной организации государства

2. Новые конституции принятые с 1918 по 1945. Конституция Австрии 1920 в редакции 29го, Веймарская конституция 1919 года, Конституция Испании 1931, Ирландии 1937.

Особенности:

- в предмет конституционного регулирования включается новый комплекс общественных отношений а именно появляется новая категория прав и свобод человека, социально-экономические права, зарождается тенденция социализации

- предание конституционного статуса новым институтам политической системы а именно политическим партиям, профсоюзам

3. Новейшие. С 1945 до конца 80х.

Особенности:

- в них наблюдается углубление тенденции социализации

Конституции этого периода можно разделить на 2 подгруппы:

1. Конституции приняты государствами участниками второй мировой войны. Конституция Японии 1946, Италии 1947, ФРГ 49 и др.

2. Конституции которые были приняты бывшими колониями после провозглашения независимости. Конституцию Сенегала 1963 год.

4. Сверх новейшие. С конца 80х по настоящее время. Было принято около 120 Конституций. Конституция Венесуэлы 1999, Бахрейна 2001, Катар 2003 (референдум в абсолютной монархии), Основной закон Ватикана 2000, Конституция Афганистана 2004, Ирака 2005, Конституция Мальдивской Республики 2008, Сербии 2006, Венгрии 2011, Марокко 2011.

Особенности:

- содержание современных конституций соответствует общечеловеческим ценностям выработанными мировой цивилизаций.

- появляются новые права и свободы а также гарантии связанные с научно-техническим прогрессом. Право на изменения пола ВенесуэлаJ.

По режиму:

1. Демократические

2. Не демократические

По форме государственного устройства:

1. Федеративных (федеральные или союзные конституции и конституции субъектов федерации)

2. Унитарных

 

По форме правления:

1. Монархические

2. Республиканские и другие классификации

 

Структура Конституции.

Структура включает в себя:

1. Преамбулу или введение (В Конституции Италии 1947, Монако – нет преамбул).

2. Основная часть. Состоит из нескольких глав, частей, разделов которые делятся на статьи или параграфы (Финляндия, Венгрия).

3. Заключительные положения. Устанавливают порядок вступления Конституции в силу, определяются сроки образования новых органов государственной власти и сроки издания законодательных актов на которые имеются отсылки в Конституции).

4. Дополнительные положения Конституции содержат разъясняющие положения, нормы толкования Конституции, отдельные исключения из общих правил.

5. Переходные положения. Сроки вступления в силу отдельных норм Конституции.

6. Приложения. Конституция Индии 1949 года более 10 приложений, Пакистана 1973 6 приложений.

Вопрос.

Этапы принятия Конституций:

1. Подготовительный этап. На этом этапе назначается группа для разработки Конституции. Это может быть: конституционная комиссия, учредительное собрание.

2. Разработка текста конституции

3. Окончательное принятие. 2 под этапа:

- Принятие Конституционного текса органом разработавшим Конституцию

- Окончательное принятие Конституции.

Принятие Конституции. Традиционно выделяют следующие способы принятия Конституции:

1. Принятие Конституции учредительным собранием. Учредительное собрание это как правило выборный и однопалатный орган целевого назначения который создается для принятия конституции который потом распускается (США, Италия, Португалия) либо преобразуется в парламент (Греция). УС бывает 2 видов:

- первоначальное учредительное собрание

 

Обладает первоначальной учредительной власти, принимает конституцию там где ее никогда не было или где был разрыв связей с прежней конституцией

-институционализированное учредительное собрание

Обладает производной учредительной властью, то есть властью по изменению Конституции (Болгария).

2. Принятие парламентом. Были приняты Конституции Украины 1996, Грузии 1995, Основной закон Финляндии 1995, КНР 1982.

3. Принятие Конституции референдумом. Андорра 1993, Катар 2003.

4. Комбинированный способ. Парламент или учредительное собрание + референдум. Конституция Республики Польша 1997 года

5. Октроирование. Оман 1996 года.

Изменение Конституции

Пересмотры Конституции бывают полные и частичные. Полный пересмотр возможен 2 путями:

1. Принятие новой Конституции (Конституция Швейцарии 1999, Основной Закон Финляндии 1999)

2. Принятие новой редакции Конституции при сохранении ее прежней даты. Конституция Венгрии 1949 с изменениями и дополнениями 1989 года.

Частичные. Изменяются отдельные положения Конституционные. Конституция РФ в декабре 2008 года. Когда было внесена норма об увеличении срока полномочий президента РФ с 4 до 6 лет. Увеличен срок полномочий государственной думы с 4 до 5 лет. От 30 декабря 2008 года – усилила контрольные полномочия государственной думы. Процедуру пересмотра условно можно разделить на 2 этапа:

- принятие поправок

- их ратификацию

Для полного пересмотра в некоторых конституциях, например в Испании устанавливаются более жесткие требования чем при внесении обычных поправок. Участие избирательного корпуса в процедуре внесения поправок в конституцию необходимо в Швейцарии, Австрии, Испании для полных пересмотров конституции. Во Франции для пересмотра по парламентской инициативе, факультативно в Италии, во Франции для пересмотра по президентской инициативе.

2 категории ограничений для пересмотра Конституции:

- Абсолютное ограничение (Во Франции – Республиканская форма правления, ФРГ – принципы демократии, правового государства, федерализма, в Португалии – Конституция Фиксирует 14 областей.

- Условное ограничение. В некоторых странах изменение Конституции запрещается в определенных случаях (Согласно статье 169 Конституции Испании запрещается изменять Конституцию в период чрезвычайного положения или войны). В отдельных зарубежных странах в Конституцию нельзя вносить поправки в течение определенного срока после ее принятия.

Отмена Конституции

Может быть легитимной и не легитимной.

Легитимной- в установленном порядке и уполномоченным на то органом.

Не легитимный – в результате революции, восстаний, переворотов.

Вопрос

Конституция Болгарии 1991, Румынии 1991 в 2003 новая редакция, Словакии 1992, Чехия 1992, Югославия 1990, Албании 1998, Хорватия 1990, Словения 1991, Македония 1991, Босния Герцеговины 1995, Сербия 2006, Черногория 2007, Польша 1992 был принят Конституционный Закон о взаимоотношениях между законодательной и исполнительной властью Республики Польша а также территориальном самоуправлении (Малая Конституция Республики Польша), новая 1997 году, Венгрия 1949 года с изменениями 1989 и 90 годов и в 2011 новая Конституция Венгрии).

Основные тенденции Конституционного развития стран восточной Европы:

a. Из текстов Конституций исключаются упоминания о социализме, коммунизме, марксизме-ленинизме, положения о руководящей роли коммунистической партии

b. Из официальных названий государств исключаются слова «социалистическая», «народная».

c. Были провозглашены основные характеристики государств а именно демократическое, социальное, правовое

d. Закрепляется принцип народовластия

e. Вводится положения о недопустимости узурпации власти (Болгария)

f. Закрепляется принцип идеалистического и политического плюрализма

g. Конституции отражают переход к рыночной экономике и закрепляют многообразие форм собственности.

h. В Конституциях регламентируется вопрос о соотношении международного и внутри государственного права

i. Касается прав и свобод граждан (государство исходят из признания естественных и неотъемлемых основных прав человека, из приоритетности в жизни общества, расширяется каталог личных и политических прав и свобод граждан, усиливается судебная защита прав и свобод, укрепляются иные юридические гарантии прав и свобод)

j. Закрепления принципа разделения властей

k. Возврат к государственным институтам существовавшим в стране прежним (восстановление сената и президентуры в Польше)

l. Переход от мажоритарной к пропорциональной избирательной системы

m. Учреждение постов президентов Республик и Органов Конституционного Контроля.

 

 


 

 

Вопрос

Политическая партия – это добровольное, устойчивое, самоуправляющаяся организация граждан принадлежащих к определенной группировке общества созданная на основе общности политических убеждений и целей ее членов, имеющая своей главной задачей участи в формировании и выражении политической воли народа.

Признаки:

1. Объединение дееспособных совершеннолетних граждан

2. Устойчивая организация объединяющая членов на постоянной основе на базе общности политических убеждений и целей

3. Партия это не коммерческая организация

4. Партия имеет своей целью завоевание политической власти

Функции политических партий это основные направления их деятельности для исполнения намеченных целей и задач.

Функции ПП:

1. Разработка политического курса направленного на решение имеющихся в обществе проблем

2. Рекрутирование новых членов

3. Подбор лидеров и выдвижение их на руководящие должности государственных органов

4. Участи партии в формировании и контроле за деятельностью органов в государственной власти.

5. Идеологическая функция и др.

Профессор Юдин опираясь на законодательство зарубежных стран выделил 3 группы задач и функций ПП:

1. Политические задачи и функции

2. Идеологические

3. Воспитательные

Виды ПП.

По социально экономическому критерию:

1. Консервативные (Консервативная Партия Великобритании)

2. Либеральные партии (Итальянская либеральная партия)

3. Реформистские, выступают за социальную справедливость (Институционно-революционная партия в Мексике)

4. Радикалистские – цель – коренное переустройство общества (Фашистские, Коммунистические)

5. Конфессиональные (Объединяют партии на базе общности веры) ХДС Особая под группу: клерикальные (подчинение государства определенной религии). Мусульманская лига в Пакистане.

С точки зрения организационной структуры:

1. Организационно оформленные (жесткая дисциплина и организация, фиксированное членство, членские взносы, централизованное руководство). Кокус – собрание в партии. Консервативная партия Великобритании

2. Организационно не оформленные. Республиканская партия США.

С точки зрения деятельности партии:

1. Национальную партию – действующая в масштабах государства которая систематически получает на обще-национальных выборах установленный законом процент голосов.

2. Местную партии которые действую в отдельных АТЕ. Много в Шотландии, Индии.

Вопрос

Конституционное правовое регулирование статуса политических партий обычно называют правовое институционализацией.

Правовая институционализация проверяется во первых в конституционализмами, то есть включении в конституции основных принципов статуса политических партий.

Законодательная институализация в результате которой правовое положение ПП определяется законом. И во вторых проявляется в законодательностой институализаии в результате которых правовое положение партий определяется законом.

В подходе к определению роли ПП в конституционном законодательстве существует несколько направлений:

1. В конституциях стран англо-саксонской системы права отсутствует упоминание о политических партиях а также законы комплексно регулирующие правовое положение ПП. Конституция США.

2. В конституциях стран романо-германской системы право содержатся отельные принципы организации деятельности партий которые развиваются в специальных законах о политических партиях.

3. Существовал ранее в тоталитарных государствах, в конституциях которых была провозглашена одно партийность, другие партии были запрещены. Алжир

4. Присущ странам персидского залива. В этих государствах политические партии находятся под запретом. В Саудовской Аравии за это убивают.

5. Конституции или специальные законы о партиях допускают деятельность определенного числа партий. Нигерия 1989.

Обычно законы о ПП регулируют следующие элементы статусы ПП:

1. Понятие партии. Определение места и роли ПП в политической системе и государственном механизме.

2. Условия и порядок создания и прекращения деятельности ПП.

3. Требования к идеологии и программным положениям партий.

4. Требования к организационному строению и порядку деятельности политической партии.

5. Финансовая экономическая база.

6. Взаимоотношения с органами публичной власти.

Вопрос

Партийная система – может быть охарактеризована в 3 аспектах:

Во первых: с точки зрения количества, характера и взаимоотношений существующих в государстве партий.

Во вторых: с точки зрения условий их деятельности

В третьих: с точки зрения их фактической роли руководстве делами государственным

Партийная система в первом аспекта представляет собой совокупность ПП существующих в государстве не зависимо от того, признаются ли они действующим законодательством или нет.

Во втором аспекте партийная система ограничена более узкими рамками поскольку предусматривает регламентацию деятельности ПП, а именно их легальный, полулегальный или нелегальный статус.

В третьем (государственный аспект) отражает особенности участия ПП в управлении государством.

Виды партийных систем.

С точки зрения численности партий которые реально влияют на осуществления государственной власти можно выделить следующие разновидности:

1. Многопартийная система. В борьбе за государственную власть участвуют более 2 ПП.

Разновидности Многопартийной система:

1. Без доминирующей парии

2. С доминирующей партией (Япония, РФ)

3. Блоковые. При формальном

2. Двухпартийная система. В борьбе за власть участвуют 2 ПП которые сменяю друг друга у власти.

3. Однопартийная система. Единственная партия разрешенная в стране. Квазипартийность. Китай.

4. Государство без партий. Более 20 государств без политических партий.

Вопрос

Признаки:

1. Выражают интересы

2. Обладают собственной организацией

3. Их деятельность подчинена достижению определенный целей

4. Право на объединение это международно-признанное право

5. Внутри государства объединение граждан действует на основе конституционного права на объединения. Статья 21 Конституции Японии, Статья 18 Конституции Италии 47 года.

Иногда Конституции регламентируют статус отдельных общественных объединений например профсоюзов статья 23 Конституции Греции, Статья 39 Конституции Италии, Статья 28 Конституции Японии. Иногда регламентируют…

Классификация Общественных объединений:

1. В зависимости от организационной структуры можно выделить:

a. Кадровые организации

b. Объединения на массовой основе

Объединения можно разделить:

1. Публичные Профсоюзы работников государственных предприятий. Наиболее влиятельными неполитическими общественными объединениями являются такие общественные организации как профсоюзы. Профсоюза – объединения призванные защищать интересы наёмных работников.

2. Объединение частного характера

В современном понимании профсоюза стали появляться в Европе с 1840.

В германии Германская Организация Рабочего просвещения 1840.

1850 Объеденное общество Машинистов в Британии.

В настоящее время право на объединение в профсоюз является предметов конституционно правового регулирования во Франции, ФРГ, Италии.

По своей организационной структуре профсоюзы строятся по разным принципам.

Выделяют:

1. Цеховые профсоюзы объединяют трудящихся на основе единства профессий.

2. Производственные профсоюзы – организуются на основе единства производства. На одном предприятии функционирует один профсоюз.

3. Конфессиональные профсоюзы объединяют работников на основе единства религии. Бельгия.

Объединения предпринимателей

Трех видов:

1. Торгово-промышленное палаты. Объединяют предпринимателей по территориальному принципу. США, Великобритания.

2. Отраслевые объединения предпринимателей. То есть они создаются без учета территориального принципа. Центральной союз промышленности а работодателей Финляндии.

3. Союзы работодателей. Центральный союз предпринимателей Финляндии.

Вопрос

На основе анализа законодательных актов о гражданстве можно выделить 3 подхода определению понятия гражданства:

1. Гражданство – устойчивая правовая связи человека с государством. РФ

2. Гражданство – политико-правовая связь человека и государства. Болгария

3. Гражданство – принадлежность лица государству. Туркменистан

Основные характеристики гражданства:

1. Гражданство это правовое состояние выражающееся с одной стороны в его общем правовом нормировании, с другой – в индивидуальном, документальном юридическом оформлении гражданства каждого человека

2. Устойчивый характер отношений гражданства

3. Двусторонняя связь человека с государством выражающаяся в совокупности взаимных прав, свобод, обязанностей и ответственности

4. Распространение на гражданина суверенной власти государства как внутри страны так и за ее пределами

В некоторых монархических государствах употребляется термин подданства (Бутан, Кувейт) который означает личную связь человека с монархом.

В некоторых государствах для обозначения гражданства используется два термина: одним из них характеризуется принадлежность лица к данному государству, а другим положения человека как соправителя в нем. Существует и иной подход к разграничению понятия гражданства используемый в законодательстве одной страны.

Например в Великобритании понятия «национальность» обозначается устойчивая правовая связь лица с британским содружеством а термином «гражданство» обозначается устойчивая правовая связь лица с соединённым королевством.

Правовая основа:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.24 с.)