Референдум в зарубежных странах



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Референдум в зарубежных странах



Референдум – представляет собой голосование избирателей по средствам которого принимается государственное или самоуправленческое решение.

1439 – Первый референдум в Швейцарии.

Иногда в законодательстве зарубежных стран встречаются иные термины.

Плебисцит – это голосование избирателей по международным вопросам, по вопросам о принадлежности государственных территорий, по вопросам относящимся к личности президента или иного лица облеченного государственной властью.

Отдельные авторы рассматривают плебисцит как отдельную форму демократии ( Лучин ) или разновидность референдума (Маклаков В.В.).

Конституции некоторых государства ( ФРГ) предусматривают возможность проведения двух видов народного голосования:

1. Референдума имеющего решающий характер

2. Народного опроса

В основных законах ряда европейский стран выделены специальные разделы или главы посвященные референдуму: Конституции Албании, Польши, Швейцарии, Словакии.

Другие Конституции содержат отдельные статьи регулирующие основные вопросы референдума и отсылающие к закону ( ФРГ, Австрия). Термин референдум встречается в конституциях Греции, Италии, Франции но не раскрывается его содержание.

В конституциях зарубежных стран встречается также термин Всенародное голосование ( Австрия, Латвия), Совещательный Референдум ( Финляндия, Швеция), Обязательный и факультативный референдум (Швейцария).

Классификация референдумов

По масштабам:

1. Общенациональные

2. Местные ( иногда выделяют региональные и местные)

В одних государствам референдумы проводятся на центральном и местном уровнях. В других ( США, Чехии) референдумы проводятся только на местном уровне.

По предмету референдумы делятся на конституционные, законодательные, международно-правовые.

Данная классификация была предложена итальянским ученным Бискареци Деруфия.

Конституционный референдум предполагает вынесение на одобрение избирателей проектов конституций или поправок к ней. (Франция, Испания, Исландия).

Законодательный референдум проводится в отношении проектов или действующих законов. Законодательный референдум предусмотрен конституциями Албании, Австрии, ФРГ, Греция, Франция, Дания, Португалия и другие.

Это как правило утверждающие референдумы.

Референдумы по международно-правовым вопросам. Получили широкое распространение в последние лет 20. Возможность проведения таких референдумов прямо предусмотрена в рядке Конституций (Швейцария).

В последнее время выделяются такие виды референдумов как административно-правовые на которые выносятся вопросы касающиеся решений управленческого характера. В частности это вопросы касающиеся изменения административно – территориального деления или границ субъектов федерации. ( статья 29 Основного закона ФРГ, СТАТЬЯ 132 Конституции Италии).

В последние десятилетия прослеживается тенденция вынесения на голосование граждан значимых вопросов социального, морального, религиозного или этического характера. ( Развод, добровольное прерывание беременности, отказ от воинской службы по мотивам религиозного характера, употребление алкогольных напитков).

По степени необходимости:

1. Обязательные Швейцария

2. Факультативные Франция

По обязывающей силе итогов:

1. Решающие ( Франция, Испания

2. Консультативные ( Финляндия)

Отдельной разновидностью референдума является отменяющий референдум ( народное вето) по средствам которого решается вопрос о полной или частичной отмене закона.

В Италии прошло 45 голосований с 1974 – 2002 по данному вопросу.

Субъекты инициативы проведении референдумов в зарубежных странах:

1. Президент ( Франция)

2. Парламент (Испания)

3. Определенное число парламентариев ( Венгрия)

4. Правительство ( Франция)

5. Местные представительные органы ( Италия)

6. Определенное число избирателей ( Швейцария)

Общенациональные референдумы в зарубежных странах назначаются президентом ( Португалия), Парламентом ( Венгрия, Греция, Литва, Болгария), Парламентом и главой государства ( Польша).

Формула референдума – это формулировка вопросов выносимых на референдум. Бывает 2х видов:

1. Предложение одного варианта решения

2. Предложение 2х и более вариантов

Не выносятся вопросы:

1. Чрезвычайного характера

2. Требующие специальных знаний

3. Ответ на который известен заранее

4. Вопросы бюджета

5. Амнистии

6. Кадровый вопросы и другие.

Как правило решение считается принятым если за него проголосовало большинства избирателей ( Польша, Италия и другие).

В конституции Дании , Швеции, Ирландии содержат нормы определения итогов референдума на базе отрицательных голосов.

Вставить пропущенную часть

Право роспуска парламента обычно предусмотрено в странах с парламентской и смешанной формой правления. В зарубежных странах право президента на роспуск парламента обычно ограничено по основаниям и по времени. Основания для роспуска парламент могут быть:

1. Невозможность формирования правительства (Молдова)

2. 3х кратный отказ на назначение должность ПМ

3. Политический кризис в результате непреодолимых разногласий между палатами парламента или парламента и другими ветвями государственной власти

4. И другие

К распространенным ограничениям относятся запрещение роспуска парламента в течении определенного срока до или после парламентских выборов.

Может также предусматриваться ограничение общего числа роспуска парламента.

Отдельные Конституции например России, Польши запрещают роспуск во время чрезвычайного положения.

Право вето президента – это право главы государства отклонить закон принятый парламентом но не вступивший в силу.

Классификация права вето по различным основаниям.

В зависимости от того является ли вето окончательным отклонением закона главой государства:

1. Абсолютное вето

2. Отлагательное (относительное) вето – может быть преодолено парламентом в установленном законом порядке.

В зависимости от того, распространяется ли вето на весь законопроект или его часть:

1. Полное (РФ, США)

2. Выборочное вето ( постатейное, частичное) Франция.

В зависимости от того на сколько усложнена процедура преодоления вето можно выделить так называемое:

1. Простое (преодолевается простым большинством голосов членов парламента)

2. Сложное ( парламентов квалифицированным большинство голосов) США.

В зависимости от того каким субъектом налагается вето:

1. Индивидуальное

2. Коллективное вето Колумбия (Правительством заседающим под председательством Президента), Кипр (Президент и ВП)

В зависимости от того ограничено ли применение право отлагательного вето:

1. Неограниченное – президент имеет право вето относительно всех применяемых парламентом законов (РФ).

2. Ограниченное - в отношении конкретных или определенных видов законов принимаемых парламентом. Конституция Республики Туркменистан.

Особое разновидность представляет собой «карманное» вето президента. (США).

Полномочия:

1. Назначения на судебные или высшие судебные должности

2. Председательствование в высших консультативных учреждениях занимающихся вопросам дисциплинарного характера и продвижения по службе судей (Президент Франции возглавлял Высший Совет Магистратуры).

3. Осуществление права помилования

В области правового статуса личности:

1. Решение вопросов гражданства

2. Предоставление убежища

3. Награждение орденами и медалями

4. Присваивание почетных званий

5. И другие

Президент в зарубежных странах издает нормативные и ненормативные правовые акты.

Нормативные:

1. Указы (Россия, Молдова)

2. Регламенты ( Аргентина)

3. Декреты ( Во Франции)

Не нормативные:

1. Распоряжения (РФ)

В ряде государства ( Греция, Исландии, Казахстане) и других Президент может издавать акты имеющие силу закона. Согласно конституции Исландии президент вправе издавать временные акты имеющие силу закона при наличии следующих условий:

1. В случае крайней необходимости

2. В промежутках между сессиями айтинга (парламент в Исландии)

Ответственность президента в зарубежных странах.

Специфика ответственности заключается в том что являясь по существу конституционной ответственностью она может наступать и при нарушении норм отраслевого законодательства в частности уголовного. Основаниями для конституционно правовой ответственности президента выступают:

1. Государственная измена (РФ)

2. Взяточничество (США)

3. Совершение тяжкого преступления (Армения, Азербайджан)

4. Иного преступления ( Грузия)

5. Нарушение Конституции в Туркменистане

6. Нарушение присяги (Таджикистане)

В Узбекистане основной закон не предусматривает конституционной ответственности президента.

Можно выделить несколько форм привлечения к ответственности президента в зарубежных странах:

1. Парламентская форма (способ)

2. Вне парламентская

Парламентская

1. Импичмент (вопрос о привлечении к ответственности инициируется и решается своим парламентом) США, Грузия, Украина, Россия

2. Только парламент инициирует вопрос о смещении с должности. Решение принимает высшая судебная инстанция

3. Процедуру возбуждает парламент а вопрос по существу решает специальный созданный орган. Высокая палата правосудия во Франции. (До 2007 года)

Внепарламентская

1. Президент может быть смещен с должности путем референдума (Австрия, Исландии)

2. Помимо смещения с должности основаниями для досрочного прекращения полномочий президента является:

a. Смерть

b. Отставка – всегда добровольный акт президента

c. Прекращение полномочий по состоянию здоровья

В случае досрочного прекращения полномочий президента его обязанности осуществляет:

1. Вице президент ( США)

2. Председатель правительства ( РФ, Азербайджане)

3. Председатель парламента или одной из его палат ( Франция)

 

 




Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.204.31 (0.02 с.)