Референдум в зарубежных странах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Референдум в зарубежных странах



Референдум – представляет собой голосование избирателей по средствам которого принимается государственное или самоуправленческое решение.

1439 – Первый референдум в Швейцарии.

Иногда в законодательстве зарубежных стран встречаются иные термины.

Плебисцит – это голосование избирателей по международным вопросам, по вопросам о принадлежности государственных территорий, по вопросам относящимся к личности президента или иного лица облеченного государственной властью.

Отдельные авторы рассматривают плебисцит как отдельную форму демократии (Лучин) или разновидность референдума (Маклаков В.В.).

Конституции некоторых государства (ФРГ) предусматривают возможность проведения двух видов народного голосования:

1. Референдума имеющего решающий характер

2. Народного опроса

В основных законах ряда европейский стран выделены специальные разделы или главы посвященные референдуму: Конституции Албании, Польши, Швейцарии, Словакии.

Другие Конституции содержат отдельные статьи регулирующие основные вопросы референдума и отсылающие к закону (ФРГ, Австрия). Термин референдум встречается в конституциях Греции, Италии, Франции но не раскрывается его содержание.

В конституциях зарубежных стран встречается также термин Всенародное голосование (Австрия, Латвия), Совещательный Референдум (Финляндия, Швеция), Обязательный и факультативный референдум (Швейцария).

Классификация референдумов

По масштабам:

1. Общенациональные

2. Местные (иногда выделяют региональные и местные)

В одних государствам референдумы проводятся на центральном и местном уровнях. В других (США, Чехии) референдумы проводятся только на местном уровне.

По предмету референдумы делятся на конституционные, законодательные, международно-правовые.

Данная классификация была предложена итальянским ученным Бискареци Деруфия.

Конституционный референдум предполагает вынесение на одобрение избирателей проектов конституций или поправок к ней. (Франция, Испания, Исландия).

Законодательный референдум проводится в отношении проектов или действующих законов. Законодательный референдум предусмотрен конституциями Албании, Австрии, ФРГ, Греция, Франция, Дания, Португалия и другие.

Это как правило утверждающие референдумы.

Референдумы по международно-правовым вопросам. Получили широкое распространение в последние лет 20. Возможность проведения таких референдумов прямо предусмотрена в рядке Конституций (Швейцария).

В последнее время выделяются такие виды референдумов как административно-правовые на которые выносятся вопросы касающиеся решений управленческого характера. В частности это вопросы касающиеся изменения административно – территориального деления или границ субъектов федерации. (статья 29 Основного закона ФРГ, СТАТЬЯ 132 Конституции Италии).

В последние десятилетия прослеживается тенденция вынесения на голосование граждан значимых вопросов социального, морального, религиозного или этического характера. (Развод, добровольное прерывание беременности, отказ от воинской службы по мотивам религиозного характера, употребление алкогольных напитков).

По степени необходимости:

1. Обязательные Швейцария

2. Факультативные Франция

По обязывающей силе итогов:

1. Решающие (Франция, Испания

2. Консультативные (Финляндия)

Отдельной разновидностью референдума является отменяющий референдум (народное вето) по средствам которого решается вопрос о полной или частичной отмене закона.

В Италии прошло 45 голосований с 1974 – 2002 по данному вопросу.

Субъекты инициативы проведении референдумов в зарубежных странах:

1. Президент (Франция)

2. Парламент (Испания)

3. Определенное число парламентариев (Венгрия)

4. Правительство (Франция)

5. Местные представительные органы (Италия)

6. Определенное число избирателей (Швейцария)

Общенациональные референдумы в зарубежных странах назначаются президентом (Португалия), Парламентом (Венгрия, Греция, Литва, Болгария), Парламентом и главой государства (Польша).

Формула референдума – это формулировка вопросов выносимых на референдум. Бывает 2х видов:

1. Предложение одного варианта решения

2. Предложение 2х и более вариантов

Не выносятся вопросы:

1. Чрезвычайного характера

2. Требующие специальных знаний

3. Ответ на который известен заранее

4. Вопросы бюджета

5. Амнистии

6. Кадровый вопросы и другие.

Как правило решение считается принятым если за него проголосовало большинства избирателей (Польша, Италия и другие).

В конституции Дании, Швеции, Ирландии содержат нормы определения итогов референдума на базе отрицательных голосов.

Вставить пропущенную часть

Право роспуска парламента обычно предусмотрено в странах с парламентской и смешанной формой правления. В зарубежных странах право президента на роспуск парламента обычно ограничено по основаниям и по времени. Основания для роспуска парламент могут быть:

1. Невозможность формирования правительства (Молдова)

2. 3х кратный отказ на назначение должность ПМ

3. Политический кризис в результате непреодолимых разногласий между палатами парламента или парламента и другими ветвями государственной власти

4. И другие

К распространенным ограничениям относятся запрещение роспуска парламента в течении определенного срока до или после парламентских выборов.

Может также предусматриваться ограничение общего числа роспуска парламента.

Отдельные Конституции например России, Польши запрещают роспуск во время чрезвычайного положения.

Право вето президента – это право главы государства отклонить закон принятый парламентом но не вступивший в силу.

Классификация права вето по различным основаниям.

В зависимости от того является ли вето окончательным отклонением закона главой государства:

1. Абсолютное вето

2. Отлагательное (относительное) вето – может быть преодолено парламентом в установленном законом порядке.

В зависимости от того, распространяется ли вето на весь законопроект или его часть:

1. Полное (РФ, США)

2. Выборочное вето (постатейное, частичное) Франция.

В зависимости от того на сколько усложнена процедура преодоления вето можно выделить так называемое:

1. Простое (преодолевается простым большинством голосов членов парламента)

2. Сложное (парламентов квалифицированным большинство голосов) США.

В зависимости от того каким субъектом налагается вето:

1. Индивидуальное

2. Коллективное вето Колумбия (Правительством заседающим под председательством Президента), Кипр (Президент и ВП)

В зависимости от того ограничено ли применение право отлагательного вето:

1. Неограниченное – президент имеет право вето относительно всех применяемых парламентом законов (РФ).

2. Ограниченное - в отношении конкретных или определенных видов законов принимаемых парламентом. Конституция Республики Туркменистан.

Особое разновидность представляет собой «карманное» вето президента. (США).

Полномочия:

1. Назначения на судебные или высшие судебные должности

2. Председательствование в высших консультативных учреждениях занимающихся вопросам дисциплинарного характера и продвижения по службе судей (Президент Франции возглавлял Высший Совет Магистратуры).

3. Осуществление права помилования

В области правового статуса личности:

1. Решение вопросов гражданства

2. Предоставление убежища

3. Награждение орденами и медалями

4. Присваивание почетных званий

5. И другие

Президент в зарубежных странах издает нормативные и ненормативные правовые акты.

Нормативные:

1. Указы (Россия, Молдова)

2. Регламенты (Аргентина)

3. Декреты (Во Франции)

Не нормативные:

1. Распоряжения (РФ)

В ряде государства (Греция, Исландии, Казахстане) и других Президент может издавать акты имеющие силу закона. Согласно конституции Исландии президент вправе издавать временные акты имеющие силу закона при наличии следующих условий:

1. В случае крайней необходимости

2. В промежутках между сессиями айтинга (парламент в Исландии)

Ответственность президента в зарубежных странах.

Специфика ответственности заключается в том что являясь по существу конституционной ответственностью она может наступать и при нарушении норм отраслевого законодательства в частности уголовного. Основаниями для конституционно правовой ответственности президента выступают:

1. Государственная измена (РФ)

2. Взяточничество (США)

3. Совершение тяжкого преступления (Армения, Азербайджан)

4. Иного преступления (Грузия)

5. Нарушение Конституции в Туркменистане

6. Нарушение присяги (Таджикистане)

В Узбекистане основной закон не предусматривает конституционной ответственности президента.

Можно выделить несколько форм привлечения к ответственности президента в зарубежных странах:

1. Парламентская форма (способ)

2. Вне парламентская

Парламентская

1. Импичмент (вопрос о привлечении к ответственности инициируется и решается своим парламентом) США, Грузия, Украина, Россия

2. Только парламент инициирует вопрос о смещении с должности. Решение принимает высшая судебная инстанция

3. Процедуру возбуждает парламент а вопрос по существу решает специальный созданный орган. Высокая палата правосудия во Франции. (До 2007 года)

Внепарламентская

1. Президент может быть смещен с должности путем референдума (Австрия, Исландии)

2. Помимо смещения с должности основаниями для досрочного прекращения полномочий президента является:

a. Смерть

b. Отставка – всегда добровольный акт президента

c. Прекращение полномочий по состоянию здоровья

В случае досрочного прекращения полномочий президента его обязанности осуществляет:

1. Вице президент (США)

2. Председатель правительства (РФ, Азербайджане)

3. Председатель парламента или одной из его палат (Франция)

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.081 с.)