Тема 4. Форма правления в зарубежных странах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Форма правления в зарубежных странах



Цель: сформировать знание о различных формах правления в зарубежных странах, а также о способах формирования высших органов государственной власти, распределения между ними полномочий и наделения их компетенциями.

Семинарское занятие – 2 часа

 

План семинарского занятия

1. Понятия формы правления и государственного режима. Отличие государственного режима от политического режима.

2. Классификация форм правления. Монархия, ее виды. Республика, ее виды. Смешанные формы правления.

3. Виды государственных режимов. Их соотношение с формами правления.

Методические рекомендации

Прежде всего следует иметь в виду, что в зарубежных странах категория “форма правления” достаточно конкретна. В основе классификации форм правления лежит порядок замещения должности главы государства. Однако любая классификационная система относительна, и в одном государстве некоторые признаки различных основных форм правления могут сочетаться. Наибольший интерес представляют разновидности основных форм правления.

Надо четко различать понятия “государственный режим” и “политический режим”.

При изучении монархии необходимо понять ее характерные черты, учесть историческое развитие, выявить особенные признаки ее разновидностей. Предполагается, что студенты обратят внимание на возможность существования выборной монархии и отметят ее отличия от республики с пожизненным президентством.

Наиболее распространенная форма монархии в современном мире - парламентарная (Япония, Соединенное Королевство, Канада, Австралия, Дания, Нидерланды и др.). Следует обратить особое внимание на порядок престолонаследия, взаимоотношения главы государства с правительством и парламентом. Надо уделить внимание институту контрасигнатуры, вытекающему из принципа “король не может быть неправ”. Отвечая на данный вопрос необходимо также уметь выявлять государственные режимы, характерные для монархии, определять различия между ними.

Переходя к изучению следующей формы правления – республики, следует начать с понятия. Представляется важным обратить внимание, что некоторые государства сразу определялись как республики (Швейцария), а часть государств приходили к республике через неоднократную реставрацию монархии (Франция). Существуют в мире и республики, характеризующиеся нелегитимностью власти. Особый интерес представляют советские республики, отличающиеся своеобразным государственным режимом.

Изучая разновидности республики, постарайтесь обнаружить те сущностные черты, которые определяют характер отношений между законодательной и исполнительной властью.

Уяснив характерные черты дуалистической монархии, вы найдете некоторые сходные черты и в дуалистических (президентских) республиках (США, многие страны Латинской Америки и др.). Самое главное - конституционные гарантии реализации принципа разделения властей, системы “сдержек и противовесов”. Важно, чтобы студенты ориентировались в текстах конституций и могли демонстрировать на их основе понимание взаимоотношений между главой государства, законодательной и исполнительной властью и связи этих взаимоотношений с партийной системой.

Необходимо выявить сходство и различие между парламентарной республикой и парламентарной монархией. Различия существуют в статусе главы государства. Изучая тексты конституций и определяя взаимоотношения органов власти, следует помнить, что в этих странах «слабый» глава государства. Уясните для себя, какие государственные режимы возможны при этих формах правления.

Сочетание признаков президентской и парламентарной республик имеет в теории название “смешанной (полупрезидентской) республики”. Возможны различные варианты такого сочетания. Очень важно студенту при рассмотрении конкретной страны с такой формой правления определить на основе конституции, какие имеются признаки от президентской, а какие - от парламентарной республики и по возможности установить, какие преобладают на практике в конкретной стране. Надо иметь в виду, что иногда конституционная характеристика формы правления с научной точки зрения бывает неточна (ч. 1 ст. 1 Конституции Болгарии, ч. 1 ст. 2 Конституции Казахстана).

 

Практическое занятие 2 часа

 

1. Проведите сравнительный анализ формы правления в следующих странах:

а) Франции, ФРГ, Великобритании;

б) Италии, Японии, Индии;

в) США, Франции, Германии;

Покажите общие и отличительные признаки, характеризующие форму правления указанных государств.

2. Проанализируйте текст конституций и определите форму правления следующих государств:

а) Украины;

б) Казахстана;

в) Болгарии.

Подтвердите Ваши суждения положениями конституций указанных государств.

3. Сравните формы правления во Франции и Румынии. Выделите общие и особенные признаки, характеризующие форму правления указанных государств.

 

Темы рефератов

1. Понятие, отличительные признаки дуалистической монархии, ее особенности в современных зарубежных государствах.

2. Понятие, отличительные признаки парламентской республики, ее особенности в современных зарубежных государствах.

3. Понятие, отличительные признаки полупрезидентской республики, ее особенности в современных зарубежных государствах.

Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 5, 31, 33, 40]

Тема 7. Избирательное право и избирательные системы в зарубежных странах

Цель: сформировать систему знаний об основных избирательных системах, принципах избирательного права, видах выборов и избирательного права в зарубежных странах.

Семинарское занятие – 2 часа

План семинарского занятия

 

1. Понятие и принципы избирательного права. Основные стадии избирательного процесса.

2. Понятие и виды избирательных систем.

3. Референдум в зарубежных странах: понятие, сущность, виды.

 

Методические рекомендации

Изучение темы следует начать с уяснения понятия выборов, выделения их сущностных черт, отличающих их от других процедур формирования государственных органов и наделения полномочиями должностных лиц. Необходимо определить социальное назначение выборов, обратив внимание на то, что они используются для формирования всех государственных органов. В зависимости от положенного в основу критерия важно определить виды выборов. Следует обратить внимание на периодичность выборов, связанную со сроком полномочий выборного органа.

Противоположным выборам является институт отзыва, присущий обычно императивному мандату. Представляется необходимым также отличать отзыв от отставки выборного лица и досрочного лишения мандата.

Избирательное право имеет два значения: в субъективном и объективном смысле. Определяя эти значения, важно выделить основные принципы, характеризующие субъективное избирательное право.

Представляется необходимым уяснить понятие избирательных цензов, их назначение и ценность в различных странах. Следует обратить внимание на такие ограничения всеобщего избирательного права, как несовместимость и не избираемость. Важное значение имеет принцип свободного участия в выборах. Внимательно надо отнестись к проблеме абсентеизма, его причинам и правовым последствиям. Нужно помнить, что в ряде стран предусмотрен обязательный вотум.

При характеристике равного избирательного права следует обратить внимание на возможность наличия у избирателя не одного, а большего числа голосов. Предполагается, что, характеризуя этот принцип избирательного права, курсант обозначит понятия "плюральный вотум", "кумулятивный вотум" и др. Следует обратить внимание на некоторые отклонения от этого принципа в развивающихся странах, осмыслить их причины.

Курсанты должны различать прямые и косвенные выборы, приводить примеры их применения в различных странах. Важно обратить внимание на различия между понятиями "избиратель" и "выборщик".

Следует обозначить смысл и значение тайного голосования и ориентироваться в способах его обеспечения в разных странах. Представляется существенным выделение стадий избирательного процесса. Обозначив их, курсантам может оказаться проще выявить его общие закономерности, а затем и особенности различных этапов в разных странах.

Следует помнить, что стадии избирательного процесса определяются законодательно. Особо предлагается обратить внимание на порядок разделения территории государства на избирательные единицы и принципы образования избирательных округов. Следует различать одномандатные и много мандатные округа, территориальный и производственный принципы представительства. Представляется необходимым различать характер и вид органов, на которые возлагается организационное руководство избирательным процессом и определять их полномочия.

Выдвижение кандидатов в зарубежных странах возможно различными способами, в некоторых странах возможно сочетание этих способов. Было бы верным обратить внимание на выдвижение кандидатов посредством первичных выборов (праймериз). Курсантам следует обратить внимание также на некоторые необходимые требования, предъявляемые к кандидатам, в том числе имущественного характера (избирательный залог).

Характеризуя избирательный процесс, целесообразно обратить внимание на цели и формы финансирования избирательной компании, правовую регламентацию роли государства на данной стадии избирательного процесса. Важно обратить внимание на роль СМИ в агитационной кампании и правовое регулирование этого вопроса в конституционном (государственном) праве зарубежных стран.

Целесообразно выделить способы голосования на избирательных участках, различные законодательные регулирование этой стадии избирательного процесса. При подсчете голосов важным является возможность вынесения решения о недействительности выборов, их результативности, а также необходимости проведения дополнительного тура голосования.

Надо иметь в виду, что в случае возникновения конфликтных ситуаций между участниками избирательного процесса, законодательство зарубежных стран устанавливает процедуры их преодоления, а также устанавливает ответственность за нарушение избирательного права (Испания, Франция).

Обычно сложность вызывает вопрос об избирательных системах и их разновидностях. Прежде всего, следует определить суть, основополагающие принципы основных избирательных систем: мажоритарной и пропорциональной. Но нельзя забывать, что существуют системы, сочетающие в себе достоинства основных систем, а также некоторые компромиссные варианты, позволяющие, не меняя кардинально избирательную систему, все же свести к минимуму ее недостатки.

Характеризуя мажоритарную избирательную систему, следует отталкиваться от основного ее принципа - принципа большинства. Существуют различные варианты большинства, каждый из которых определяет ту или иную разновидность мажоритарной системы. Для более легкого усвоения материала, рекомендуется использовать числовые характеристики. Это помогает разобраться в проблеме даже с чисто математической стороны. Представляется важным обратить внимание, что законодатель обычно уточняет, что является точкой отчета большинства (прежде всего, абсолютного).

Характеризуя систему пропорционального представительства, прежде всего, определите, между чем должна быть установлена (соблюдена) пропорция. Обратите внимание на то, в каких округах может использоваться пропорциональная избирательная система, в отличие от мажоритарной.

Очень важно обратить внимание и уметь раскрывать способы распределения мандатов внутри партийных списков. Хотелось бы, чтобы курсанты разбирались в таких понятиях как "связанные" и "свободные" списки, преференциальное голосование, панаширование и др.

Референдум имеет определенные отличительные черты от процедуры выборов. Представляется важным проанализировать этот институт непосредственной демократии, его преимущество перед представительной демократией и недостаток по сравнению с ней. Подумайте о соотношении непосредственной и представительной демократии, об их месте в механизме народовластия.

Необходимо выделять виды референдума, определять стадии его проведения. Важно различать и соотносить такие понятия, как референдум, плебисцит, всенародное голосование, выделять возможные общие и различные черты. Хотелось бы, чтобы курсанты представляли себе правовые последствия референдума, определили целесообразность его использования при принятии государственных и самоуправленческих решений.

Практическое занятие 2 часа

Терминологическое задание. Выписать в личный юридический словарь и усвоить содержание следующих понятий: «избирательная система», «выборы», «избирательный процесс», «избирательная система», «многостепенные выборы», «избирательное право», «референдум», «абсентеизм», «избирательный вотум», «кумулятивный вотум», «ограниченный вотум», «панаширование», «преференциальное голосование», «плебисцит», «избирательная квота».

Практическое задание. Начертить в рабочем блокноте схемы: «Виды выборов», «Виды референдума», «Стадии избирательного процесса в зарубежных странах».

Дайте ответы в письменной форме на следующие вопросы:

1. В чем сходство и различие таких конституционно-правовых институтов, как выборы и референдум?

2.Поясните смысл терминов «куриальные выборы», «плюральный вотум» и «избирательная геометрия».

3.По каким признакам различаются избирательные системы? Назовите их виды. Какие достоинства и недостатки присущи избирательным системам каждого вида?

4.Проанализируйте текст Федерального закона о выборах в Бундестаг и Французского избирательного кодекса. Определите какие избирательные системы здесь установлены. Какая избирательная система используется при формировании Государственной Думы в РФ?

5.Какие виды референдумов предусмотрены конституциями Испании, Франции, Италии, Германии. В чем заключается социальная ценность референдума? В чем его преимущества и недостатки как способа принятия государственных и самоуправленческих решений?

6.Используя содержание конкретных статей конституций и соответствующих законодательных актов, опишите порядок назначения общенациональных референдумов в Италии, Германии, Франции и на Украине. Кому принадлежит право инициативы референдума в указанных странах?

Темы рефератов

1. Ответственность в избирательном праве.

2. «Уполномоченные по выборам» и официальные наблюдатели.

3. Суды по избирательным делам и правила оценки избирательных бюллетеней.

 

Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 5, 31, 33, 40]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.027 с.)