Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2.Теория конституции. Виды конституцийСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель: сформировать понятие об особенностях конституционно-правовых норм и институтов в зарубежных странах, а так же раскрыть сущность, функции и классификацию конституций. Семинарское занятие – 2 часа План семинарского занятия 1. Понятие конституции. Конституция в материальном и формальном смысле. Юридическая и фактическая конституция. Реальность и фиктивность конституции. 2. Социально-политическая сущность конституции. Историческая обусловленность появления конституций. Функции конституции. Объекты конституционного регулирования и тенденции его развития. Юридическая сущность и действие конституции. 3. Форма и структура конституций. Значение преамбул, переходных, временных и заключительных положений. Язык и стиль конституций. Принятие, изменение и отмена конституций. 4. Классификация конституций. Цели классификации. Классификация по содержанию и форме конституций. 5. Понятие конституционного контроля (надзора). Объекты и виды. Факторы их реализации конституционного контроля. Органы конституционного контроля. Характеристика современных конституций в различных группах стран. Методические рекомендации Раскрывая первый вопрос необходимо учесть, что в науке используются понятия юридической и фактической, реальной и фиктивной конституции. Определите их соотношение, обратив внимание на возможную зависимость от политического режима государства. Важно иметь в виду, что сущность конституции различается в юридическом и социально-политическом смысле. Характеризуя социально-политическую сущность конституции, следует разобраться в различных трактовках и современном видении проблемы. Не следует отождествлять социально- политическую сущность конституции и ее социальные функции. Обратите внимание на различие этих понятий. Постарайтесь четко определить виды функций, охарактеризовав каждую из них. Лучше, если эта характеристика будет проиллюстрирована на примерах. При ответе на второй вопрос необходимо указать, что один из важнейших элементов теории конституции – предмет конституционного регулирования. Необходимо уметь выявлять пределы, объем и содержание конституционного регулирования, общие и специфические черты в различных странах, а также эволюцию конституционно регулируемых общественных отношений в связи с изменениями в экономической, политической, социальной жизни общества, научно-техническим прогрессом, информатизацией общества и т.д. Постарайтесь определить различия в механизме конституционного регулирования, способах его реализации. Следует уяснить действие конституций во времени, пространстве и по кругу лиц, понимать, что означает непосредственное их действие. Проанализировав конституционные тексты, подтвердите свои выводы примерами. Необходимо уяснить понятие формы и структуры конституции. Приведите примеры различных по форме конституций. Что касается структуры конституции, то речь идет о ее составных элементах. Попробуйте сравнить структуру различных конституций, выделяя ее составные элементы, определить значение преамбулы, роль дополнительных, переходных, заключительных положений конституции. Отвечая на следующий вопрос проанализируйте различные способы принятия конституции, обращая внимание на современные тенденции конституционного развития. Изучая способы изменения конституции, подумайте о причинах внесения таких изменений, а также о процедуре конституционного пересмотра и ограничении возможных изменений. Определите способы отмены конституции и приведите примеры. При ответе на пятый вопрос обратите внимание на то, что в науке конституционного права высказываются различные точки зрения о соотношении терминов “контроль” и “надзор”. Обратите внимание на причины, обусловливающие необходимость существования конституционного контроля как отдельного института, а также его теоретическое обоснование (органическая теория, институциональная теория, естественно- правовая теория). Определите свой взгляд на эту проблему и попробуйте аргументировать его. Проанализируйте тексты конституций на предмет объектов конституционного контроля, его видов. Сравните по этим параметрам, например, конституции России и Германии. Важным моментом является вопрос о конституционности новых норм, включаемых в текст конституции в результате ее изменения. Здесь следует вспомнить о проблеме «надконституционных норм», т.е. норм, не подлежащих пересмотру. В заключении необходимо проанализировать виды конституционного контроля по различным основаниям, уяснить их суть и применение в разных странах. Определяя органы, осуществляющие судебный конституционный контроль, целесообразно выделить американскую и европейскую системы права (США, Япония, с одной стороны, Германия, Италия, Франция – с другой). Сравнив системы конституционного контроля в этих странах, попробуйте определить общие и особенные черты, присущие каждой из них. Практическое занятие 2 часа
Практическое задание. 1. Начертить в рабочем блокноте схемы: 1) «Классификация конституций по различным основаниям»; 2) 2. Согласно различных оснований классификации конституций зарубежных стран в рабочем блокноте дать подробную характеристику Конституции РФ 1993г. 3. Приведите содержание статей Конституций Франции, Италии, Японии, регулирующих порядок принятия и изменения основного закона каждой из названных стран. Поясните смысл терминов “учредительное собрание”, “октроирование”. 4. Проведите сравнительный анализ порядка принятия и изменения конституций США, Германии, Великобритании. Отметьте и обоснуйте: - “жесткие” или “гибкие” данные конституции; - какой порядок принятия и изменения конституций более демократичен. 5. Используя конституционные тексты, опишите порядок внесения дополнений и изменений в основной закон в Литве и Казахстане. 6. Используя содержание текстов статей Конституций, опишите порядок образования и сроки полномочий органов конституционного контроля в Японии, Испании и Германии. 7. Используя конституционные тексты и специальную литературу, проведите сравнительный анализ компетенции органов конституционного контроля в Болгарии, ФРГ и Франции. Каково соотношение понятий конституционный контроль и надзор?
Темы рефератов 1. Основные тенденции современного конституционного развития в зарубежных странах. 2. Правовая охрана конституции (на примере одной из зарубежных стран). Используемая литература [1, 3, 4, 5, 6,16, 19, 20] Тема 3. Основы правового статуса человека и гражданина в зарубежных странах Цель: сформировать знание об основах и структурных элементах конституционно-правового статуса человека и гражданина в зарубежных странах, изучить основные принципы правового статуса личности, классификацию прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в зарубежных странах, а так же раскрыть различные способы о и прекращения гражданства в зарубежных странах. Семинарское занятие – 2 часа
План семинарского занятия 1. Понятие и содержание конституционно-правового статуса личности. 2. Гражданство (подданство) в зарубежных странах. 3. Классификация, содержание и способы формулирования прав, свобод и личности. 4. Конституционные обязанности в зарубежных странах. Методические рекомендации Конституционно-правовой статус человека и гражданина - один из важнейших институтов конституционного права зарубежных стран. Обеспечение свободы и безопасности человека, защита его законных интересов - главная цель конституционного права зарубежных стран. Для уяснения материала по этой теме необходимо разобраться в понятийном аппарате. Прежде всего, следует определить понятие, структуру и место правового статуса личности в системе основных институтов конституционного права зарубежных стран, соотнести понятие "правовой статус" и "конституционный статус". Надо определить основные элементы конституционного статуса человека и гражданина, оценить его значение. Один из важнейших институтов конституционного (государственного) права зарубежных стран - гражданство. Являясь элементом правового статуса индивида, институт гражданства в значительной мере характеризует объем прав, свобод и обязанностей гражданина, определяет характер юридической связи гражданина и государства. Анализируя этот институт конституционного (государственного) права зарубежных стран, следует внимательно отнестись к понятийному аппарату. Надо ориентироваться в различиях понятий "гражданство", "подданство", "иностранец", лицо без "гражданства", "гражданин", "апатриды", "бипатриды", "безгражданство", "многогражданство" и др. Особую сложность при изучении темы вызывают вопросы об основаниях приобретения и прекращения гражданства. Оговорим, что для уяснения этого вопроса следует изучить не только Основные Законы, но и специальное законодательство о гражданстве, т.к. основания возникновения прекращения гражданства определяются, как правило, ими. На территории государства могут находиться и проживать не только граждане этого государства, но и иностранцы. Следует обратить внимание на закрепляемый конституциями зарубежных стран объем прав и свобод иностранцев, предоставляемый им режим пребывания (Конституция Мексики, Конституция Испании, Конституция Болгарии). С этой проблемой связаны такие вопросы конституционного права, как предоставление убежища, высылка из страны, выдача иностранному государству. Для подтверждения качественной подготовки по теме сравните формулировки некоторых конституций по основным видам прав и свобод и определите свои предпочтения. Необходимо также остановиться на понятии "права человека" и соотнести его с понятием "права гражданина", учитывая, что последнее понятие определяется юридической связью индивида и государства. Представляется, что можно говорить о некотором родовом характере "прав человека" по отношению к "правам гражданина", ибо "права человека" включают и "права иностранцев", и "права лиц без гражданства", и "права гражданина". Важно уяснить разницу в уровне правового закрепления принадлежащих субъекту прав, свобод и обязанностей. Соотношение этих категорий зачастую зависит от выбора, производимого конкретными составителями конституций, и в известной мере субъективно. Следует обратить внимание на соотношение понятий "право" и "свобода". В чисто юридическом смысле различия здесь провести достаточно сложно, но в науке конституционного права высказываются различные точки зрения, в которых курсантам надо ориентироваться. В текстах конституций попробуйте найти примеры негативного и позитивного формулирования прав и свобод. Конституционный статус характеризуется не только наличием прав и свобод. Важным элементом являются обязанности. Целесообразно подчеркнуть обязанности, которые закрепляются многими конституциями зарубежных стран и обязанности, которые выделяются лишь некоторыми из них, обратив внимание на эволюцию развития и исторический опыт таких стран. Кроме того, представляется важным обратить внимание на варианты классификации прав, свобод и обязанностей. Как и любая другая, классификация система прав, свобод и обязанностей зависит от положенного в основу критерия. Выделите некоторые из них и определите в соответствии с ними разновидности права, свобод и обязанностей. Важно проанализировать изменение объема перечня прав, свобод и обязанностей на различных этапах конституционного развития и государственного строительства зарубежных стран. Уяснение темы предполагает оценку роли и значения провозглашенного многими конституциями принципа равенства прав, свобод и обязанностей, означающего равенство людей в принадлежащих им правах и свободах и обеспечение его государством и обществом независимо от существующих различий между ними. Необходимо определять гарантии равноправия, установленные конституциями зарубежных стран (Основной Закон Германии и др.). С этих позиций важно проанализировать сущность таких явлений, как трайбализм, создание резерваций и т.д. Закрепление широкого круга прав, свобод и обязанностей предполагает установление на конституционном уровне, ряда их ограничений, без которых, пожалуй, невозможно обеспечение нормального функционирования жизни общества и государства. Следует осмыслить необходимость закрепления таких ограничений именно в конституции государства, а не в текущем законодательстве. Обратите внимание на формы конституционных ограничений, их формирование, на пределы и основные положения содержания (Основной Закон Германии, Конституция Республики Хорватия). Особое значение ограничения правил и свобод предполагается выделить в уровнях режима чрезвычайного положения и при других чрезвычайных обстоятельствах. Подумайте, не противоречит ли установление ограничений прав и свобод в конституциях зарубежных стран принципу их незыблемости? Формальное закрепление прав и свобод в конституции не всегда означает реальное наделение ими субъектов конституционно-правовых отношений. Необходимы гарантии осуществления прав и свобод. Следует учесть при этом различия гарантий существующих и только провозглашенных, декларированных. Практическое занятие 2 часа
Терминологическое задание. Выписать в личный юридический словарь и усвоить содержание следующих понятий: «правовой статус личности», «гражданство», «подданство», «филиация», «трансферт», «оптация», «урожденный гражданин», «натурализация», «регистрация», «экстрадиция», «репатриация», «экспатриация». Практическое задание. Начертить в рабочем блокноте схемы: «Гарантии конституционно-правового статуса человека и гражданина», «Основания утраты гражданства в зарубежных странах», «Основные конституционные обязанности человека и гражданина в зарубежных странах». Решите задачи: 1. Считается ли гражданином Великобритании ребенок, родившийся в Австралии в 1989 г.? На момент рождения мать являлась гражданкой Австралии, а отец - гражданин Великобритании, проходил военную службу на британской военной базе. Дайте ответ, основываясь на нормах Акта о гражданстве Великобритании 1981 г. (в кн.: Конституции государств Европейского Союза. М.: НОРМА - ИНФРА, 1999). 2. Ольга Иванова, являясь лицом без гражданства в 2000 г. вышла замуж за гражданина Италии. В настоящее время она постоянно проживает в Рязани и намеревается приобрести итальянское гражданство. Имеет ли Орлова право на приобретение гражданства Италии? Каков порядок приобретения гражданства в этом случае? Дайте ответ, основываясь на нормах Положения о гражданстве Италии (в кн.: Италия. Конституция и законодательные акты. М., 1988). 3. Считается ли гражданином Китайской Народной Республики ребенок, родившийся в России в 2001 г., если его мать является гражданкой России, а отец - гражданин КНР? Дайте ответ, основываясь на нормах Закона КНР о гражданстве (в кн.: КНР. Конституция и законодательные акты. М. Прогресс, 1984.) 4. Студенты юридического факультета Свободного университета г. Гамбурга решили провести в муниципальном кинотеатре собрание, на котором намереваются защищать свои особые взгляды на преступление, совершенное их студентом. Могут ли местные власти запретить проведение такого собрания? Дайте ответ, основываясь на нормах Закона ФРГ о собраниях и демонстрациях от 24 июля 1953 г. в редакции Закона от 15 сентября 1978 г. (в кн.: ФРГ: Конституция и законодательные акты. М., 1991).
Темы рефератов 1. Гражданство в скандинавских странах. 2. Гражданство в США. 3. Мировой опыт защиты прав и свобод человека. Используемая литература: [1, 2, 3,4, 5, 6, 7, 8, 9, 25]
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.146 (0.009 с.) |