Тема 8. Глава государства в зарубежных странах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Глава государства в зарубежных странах



Цель: сформировать знание о конституционно-правовом статусе монарха и президента, их сходстве и различии.

Семинарское занятие – 2 часа

План семинарского занятия

1. Конституционно-правовой статус монарха.

2. Конституционно-правовой статус президента.

 

Методические рекомендации

Главе государства конституции зарубежных стран отводят различное место в системе разделения властей, в том числе по отношению к исполнительной власти. Представляется важным обратить внимание на соотношение статуса главы государства и главы исполнительной власти при различных формах правления.

Определяя институт главы государства, надо различать его юридические формы, юридический и фактический статус. Целесообразно было бы обратиться непосредственно к текстам конституций стран с различными формами института главы государства. Определите специфические функции и полномочия главы государства. При внимательном анализе этого института нельзя не заметить определенные сходные и различные черты статуса главы государства при парламентарных формах правления.

Характеризуя статус монарха, следует выделять порядок престолонаследия, особый титул и государственные регалии. Важно помнить о возможности существования выборной монархии (Малайзия, ОАЭ).

Анализируя статус президента, сравните порядок его избрания в президентских, смешанных и парламентарных республиках. Обратите внимание на существующие способы в советских республиках, Характерными чертами статуса президента являются его привилегии, полномочия, ответственность и порядок его замещения. Целесообразно ознакомиться со вспомогательными органами и учреждениями при главе государства.

Практическое занятие 2 часа

Терминологическое задание. Выписать в личный юридический словарь и уяснить содержание следующих понятий: «кастильсткая система пристолонаследования», «салическая система пристолонаследования», «австрийская система пристолонаследования», «племенная система пристолонаследования», «мезальянс», «цивильный лист», «примогенитура», «контрассигнатура», «цесаревич», «регент», «квазисудебные полномочия».

Практическое задание. Начертить в рабочем блокноте подробные схемы: «Способы избрания президента в зарубежных странах», «Основные требования, предъявляемые к монарху», «Сходство и различия правового статуса монарха и президента в зарубежных странах».

Темы рефератов

1. Историческое развитие института президентства в мире.

2. Специфические черты института главы государства в развивающихся странах.

3. Абсолютное, безотлагательное вето и чрезвычайные полномочия главы государства.

Используемая литература: [1, 2-7, 9, 11, 14, 15, 32, 35]

Тема 9. Правительство в зарубежных странах

Цель: сформировать знания о месте правительства в системе органов государственной власти зарубежных стран, его структуре и компетенциях, видах контрольных процедур, а также статусе его членов.

Семинарское занятие – 2 часа

План семинарского занятия

1. Понятие исполнительной власти, ее роль в управлении государством и статус в системе разделения властей.

2. Правительство. Понятие и место в системе власти.

3. Территориальные органы. Независимые ведомства.

4. Публичная администрация. Принципы государственной службы.

Методические рекомендации

Начать ответ на первый вопрос следует с определения исполнительной власти и соотношения этого понятия с понятиями “административная власть”, “государственное управление” и “исполнительно-распорядительная деятельность”. Необходимо отметить, что конституции зарубежных стран отводят различное место главе государства в системе разделения властей, в том числе по отношению к исполнительной власти.

При ответе на следующий вопрос целесообразно начать с определения понятия правительства, приняв во внимание, что конституции разных стран различно его называют. Различен и его политический и партийный состав. Определяя место правительства как органа исполнительной власти при различных формах правления, выявите взаимосвязи и взаимоотношения этого органа с главой государства, парламентом, судебными органами. При этом следует иметь в виду особенности этих взаимосвязей при различных формах правления. Обратите внимание на специфику США и других президентских республик в этом контексте.

Далее необходимо уяснит значение термина “кабинет” и определите его соотношение с термином “правительство”. При изучении конституций зарубежных стран явно выделяются различные модели формирования правительства. Проанализируйте причины такого положения вещей. Проследите, как и что именно высшие законы государств называют компетенцией правительства и как определяют его ответственность. Обратите внимание на состав правительства, различный статус министров, государственных секретарей и других должностных лиц государственных органов исполнительной власти специальной компетенции. Представляется интересным сравнение правительственных и депутатских привилегий и иммунитетов, осуществление принципа несовместимости в зависимости от формы правления (Германия, Соединенное Королевство, Франция, США).

Особое значение имеет статус главы правительства. Конституции содержат различные наименования этого института и по-разному определяют его правовое положение. Достаточно подробно регламентируют порядок выбора и назначения первого министра Основной закон для Германии (ст. 63), Конституция Французской Республики (ст. 21), Конституция Японии (ст. 67) и ряд других.

Анализируя статус премьер-министра и правительства, важно помнить об их ответственности, различая политическую и чисто юридическую ответственность. Соотнесите ответственность правительства и ответственность главы государства, выявите общее и различия между ними. Обратите внимание на особенности США, Франции, Польши.

Обычно вызывает затруднения у обучающихся вопрос о публичной администрации. Прежде всего, следует уяснить различные значения этого термина. Затем определить виды и принципы комплектования публичной администрации. Проанализируйте ее законодательное оформление, обратившись к правовым нормам шведской Формы правления (гл. 11), Конституции Словении (ст. 122), Конституции Мексики (ст. 90 - 93) и др.

Практическое занятие 2 часа

Терминологическое задание. Выписать в личный юридический словарь и уяснить содержание следующих понятий: «делегированное законодательство», «внутренний кабинет», «внешний кабинет», «министр без портфеля», «вотум недоверия», «резолюция порицания».

Практическое задание. Начертить в рабочем блокноте подробные схемы: «Разграничение полномочий между внутренним и внешним кабинетами», «Соотношение полномочий главы государства и правительства при различных формах правления».

В рабочих тетрадях дайте письменные ответы на следующие вопросы:

- Чем обусловлен различный порядок формирования правительства в раз­ных странах?

- Каковы взаимоотношения правительства с законодательной и судебной властями?

- В чем заключается иммунитет членов правительства? Каково его соотно­шение с депутатским иммунитетом?

- Как соотносится ответственность правительства с ответственностью главы государства, какие здесь различия и какое сходство?

- Правительство большинства находится у власти на том основании, что оно опирается на поддержку большинства нижней палаты. На каком основании находится у власти правительство меньшинства?

- Объясните разницу между вотумом недоверия правительству и резолюцией порицания правительства.

- Определите принципы отношений между старшим и младшим министром – членами правительства.

 

Темы рефератов

1. Внешнеполитические полномочия правительства.

2. Чрезвычайные полномочия правительства.

3. Нормативные акты правительства.

Используемая литература[1, 3, 5, 7, 10-12, 14, 15, 19, 28]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 669; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.007 с.)