Формы правления в зарубежных странах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы правления в зарубежных странах



Понятие формы государства

 

В отечественной и зарубежной литературе высказываются различные мнения по поводу понятия, видов, содержания и сущности формы государства. Имеют место самые различные подходы к определению понятия и содержания формы государства.

Традиционным, например, для отечественного государствоведения и правоведения 60-70х годов было представления о форме государства как институте, складывающимся из формы правления и формы государственного устройства. Позже, вплоть до настоящего времени, в научной литературе утвердилось мнение, согласно которому форма государства состоит из формы правления, формы государственного устройства и государственного режима.

В юридической науке чрезвычайно редко дается общее понятие формы государства. В советский период попытки общего определения формы государства неизменно связывались с классовой сущностью государства. Так, в юридическом словаре 1984г. под формой государства понималось внешнее выражение социально-классового и национально-территориального содержания государства, которое определяется характером взаимоотношения между основными органами власти и управления территориальных подразделений государства[1].

В современной литературе при общем определении формы государства нередко в качестве поясняющего термина либо даже синонима используют слово «устройство». Л.И. Спиридонов под формой государства понимает его устройство, выражающееся в характеристике взаимоотношений между людьми и государством, между государством и людьми в процессе управления ими (политический режим), в способах организации высших органов государственной власти (форма правления) и в административно-территориальном делении государства (форма территориального устройства).[2]

Слово «устройство» может быть и удачно отражает смысл рассматриваемого понятия, однако при его употреблении неизбежно возникает терминологическая путаница, поскольку одним из элементов формы государства, как правило, признается форма государственного устройства.

Итак, во всех существующих определениях формы государства можно выделить два основных момента. Во-первых, они все в той или иной степени указывают на те элементы, которые входят в данное понятие. Как правило, под ними понимают формы правления, формы государственного устройства и формы политического режима. С другой стороны, подчеркивается, что форма государства есть внешнее выражение сущности, содержания государства.

 

 

Формы территориально-политического устройства государства

 

Традиционно различаются три формы территориально-политического устройства государства: унитарное, федеративное и конфедеративное.

Унитарное государство - это единое государство, состоящее не из государственных образований (штатов и т. п.), а из административно-территориальных единиц (Областей, провинций, губерний), которые затем делятся на районы, уезды, а последние - на общины, коммуны. Наиболее распространено деление типа область - район - община. В каждой из административно-территориальных единиц имеются органы управления: иногда государственные (назначенные сверху губернаторы), иногда избираемые органы местного самоуправления, иногда (Франция, Украина) и те, и другие.

Унитарное государство состоит в основном из административно-территориальных единиц, но в сложном унитарном государстве имеются автономные единицы, которых нет в простом.

В широком смысле слова автономия означает предоставление какой-либо части государства (Аландские о-ва в Финляндии; Крым на Украине) внутреннего самоуправления, самостоятельности в решении местных вопросов. В большинстве случаев, однако под автономией понимаются особые политико-территориальные единицы, созданные с учетом национального состава, культуры, быта, традиций проживающего в них населения (Сев. Ирландия в Великобритании, Корсика во Франции)

В зависимости от объема полномочий существуют два вида автономий: политическая (государственная, законодательная) и административная. Политическая автономия имеет некоторые признаки государственности. Она обладает правом законодательства по местным вопросам, создается местный парламент. Законы принимаемые им, не должны противоречить интересам государства и его составных частей. Политическая автономия образует свой орган местной исполнительной власти.

Различные формы политической автономии существуют во многих странах. Это Сев. Ирландия в Великобритании, Аландские о-ва в Финляндии, населенные преимущественно шведами, Гренландия в Дании.

Административная автономия не обладает правом издавать свои местные законы, хотя ее представительные органы издают нормативные акты в пределах ее полномочий. Так, в Китае представительные органы автономных образований могут принимать акты (положения) об автономии, могут изменять или отменять акты вышестоящих органов государства, если такие акты не соответствуют местным условиям, участвовать во внешнеэкономических отношениях в соответствии с законами государства.

Наряду с двумя формами территориальной автономии в некоторых странах используется культурно-национальная автономия. Она применяется там, где национальности, этнические группы живут не компактно, а разрозненно, вперемежку с представителями других этнических групп.

В отличие от унитарного, составными частями федеративного государства являются государственные образования (штаты, земли, провинции). Обобщенно их принято называть субъектами федерации. Большинство федераций - крупные и средние государства, в которых в совокупности проживает около трети населения Земли. Создание федераций происходило по-разному. Некоторые из них были созданы на основе союза, объединения независимых государств, другие - актами государственной власти. Первые стали называться федерациями на основе союза или договорными федерациями. Вторая группа - федерации на основе автономии или конституционные федерации.

Наряду с политико-территориальными образованиями существуют и такие, которые созданы на основе международных соглашений и регулируются в основном нормами международного права. Традиционным образованием такого рода является конфедерация. В отличие от федерации это не союзное государство, а союз государств. Конфедерация может иметь свой парламент наряду с парламентами государств-членов, главу конфедерации наряду с главами государств-членов, свое правительство, но в отличие от федерации акты общих органов не действуют непосредственно на территориях государств-членов. Эти акты вступают в силу в частях конфедерации только после ратификации соответствующими органами государст-членов. Некоторые элементы конституционно-правового регулирования имеет британское Содружество, Европейский союз, СНГ.

Заключение

 

Федерализм – федерация – федеративные отношения - это форма децентрализации государственной власти федеративного государства (федерации), предполагающая разграничение компетенции между органами государственной власти России и органами власти субъектов федерации. Субъекты федерации (штаты, земли, республики, области, провинции) - это составные части федеративного государства, в которых создаются органы законодательной и исполнительной власти (реже суды), действующие в соответствии с федеральными законами с учетом разграничения компетенции между федерацией и ее субъектами.

Происходившие в последние 15 лет изменения в федерализации и опыт субъектов РФ в повышении самостоятельности, формировании адекватных особенностям новой эпохи форм взаимодействия с федеральным центром нуждаются в комплексном изучении с учетом международной практики и традиций федеративности в России. Опыт федеративных и национальных отношений в Российской Федерации, накопленный в постсоветский период, уникален и своеобразен, что не может быть поставлен в один ряд с историей развития федеративности в Российской империи или опытом федеративного строительства в СССР, которые могут рассматриваться лишь в качестве общего исторического контекста федерализма в России.

Принципы федерализма, своеобразно проявившиеся в федеративном развитии, сохраняют базовые характеристики, вытекающие из Конституции РФ, хотя имеют тенденцию видоизменяться. Именно такие изменения позволяют политической элите и научному сообществу формировать выводы и вносить предложения по дальнейшей оптимизации федеративных отношений. В последние годы субъекты РФ стали активными участниками формирования Российского федеративного государства. Речь идет о процессе выработки принципов и механизмов функционирования демократической Федерации.


Список литературы

 

1 Александров Д.В. Мы живём в Российской Федерации. М., 2005.

2 Болотин Э. Л. Боль нашего федерализма. М., 2008.

3 Викторов А. Н. Из истории российского федерализма// Российская Федерация. 2007. № 3.

4 Глигич-Золотарёва М.В. Правовые основы федерализма. М.: Юристъ, 2006.

5 Гончаров И. В. Конституционные основы федерального вмешательства при защите основных прав и свобод человека и гражданина в субъектах РФ. Дисс. д-ра юрид. наук. М., 2004.

6 Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства: Монография. М.: Изд-во НОРМА, 2005.

7 Конституции зарубежных стран / Под ред. В. В. Маклакова. М., 2004.

8 Певцова Е. А. Государство и право: теория, история, современность. М., 2001.

9 Роль федеративных округов в развитии федерализма в России // Материалы X международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» 15-18 апреля 2008 г. Государственное и муниципальное управление. Часть 1. Издательство Московского университета, 2008.

10 Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1998

11 Хэллоуэлл Дж. Моральные основы демократии. М.: Юридическая литература, 2007.

12 Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2005.

 

 


[1] Певцова Е. А. Государство и право: теория, история, современность. М., 2001. С. 23.

[2] Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1998

[3] Роль федеративных округов в развитии федерализма в России // Материалы X международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» 15-18 апреля 2008 г. Государственное и муниципальное управление. Часть 1. Издательство Московского университета, 2008. С. 201.

[4] Конституции зарубежных стран / Под ред. В. В. Маклакова. М., 2004. С. 167.

[5] Хэллоуэлл Дж. Моральные основы демократии. М.: Юридическая литература, 2007. С. 106.

[6] Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства: Монография. М.: Изд-во НОРМА, 2005. С. 109.

[7] Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства: Монография. М.: Изд-во НОРМА, 2005. С. 178.

[8] Викторов А. Н. Из истории российского федерализма// Российская Федерация. 2007. № 3. С. 52.

Понятие формы государства

 

В отечественной и зарубежной литературе высказываются различные мнения по поводу понятия, видов, содержания и сущности формы государства. Имеют место самые различные подходы к определению понятия и содержания формы государства.

Традиционным, например, для отечественного государствоведения и правоведения 60-70х годов было представления о форме государства как институте, складывающимся из формы правления и формы государственного устройства. Позже, вплоть до настоящего времени, в научной литературе утвердилось мнение, согласно которому форма государства состоит из формы правления, формы государственного устройства и государственного режима.

В юридической науке чрезвычайно редко дается общее понятие формы государства. В советский период попытки общего определения формы государства неизменно связывались с классовой сущностью государства. Так, в юридическом словаре 1984г. под формой государства понималось внешнее выражение социально-классового и национально-территориального содержания государства, которое определяется характером взаимоотношения между основными органами власти и управления территориальных подразделений государства[1].

В современной литературе при общем определении формы государства нередко в качестве поясняющего термина либо даже синонима используют слово «устройство». Л.И. Спиридонов под формой государства понимает его устройство, выражающееся в характеристике взаимоотношений между людьми и государством, между государством и людьми в процессе управления ими (политический режим), в способах организации высших органов государственной власти (форма правления) и в административно-территориальном делении государства (форма территориального устройства).[2]

Слово «устройство» может быть и удачно отражает смысл рассматриваемого понятия, однако при его употреблении неизбежно возникает терминологическая путаница, поскольку одним из элементов формы государства, как правило, признается форма государственного устройства.

Итак, во всех существующих определениях формы государства можно выделить два основных момента. Во-первых, они все в той или иной степени указывают на те элементы, которые входят в данное понятие. Как правило, под ними понимают формы правления, формы государственного устройства и формы политического режима. С другой стороны, подчеркивается, что форма государства есть внешнее выражение сущности, содержания государства.

 

 

Формы правления в зарубежных странах

 

Под формой правления понимают систему формирования и взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти. Форма правления исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего общества.

Порядком замещения должности главы государства определяются две основные формы правления - монархия и республика. Разновидности же их определяются соотношением полномочий законодательной и исполнительной власти, распределенных между главой государства, парламентом и правительством в конкретной стране, и вытекающим отсюда порядком их формирования.

Монархия была характерна для аграрного строя, однако в ряде высокоразвитых стран монархия сохранилась до настоящего времени. Примечательно, что монархия подчас восстанавливается в отдельных странах после более или менее длительного периода республиканского правления. Например, в Испании монархия пала в 1931 г., а в 1947 г. фашистский диктатор Ф. Франко объявил о ее восстановлении, однако реально король Хуан Карлос I воцарился лишь после смерти диктатора в 1975 г., причем в 1978 г. активно защитил становящуюся демократию от попытки фашистского путча[3]. Более того, ныне подчас не всегда мы можем с легкостью определить, с каким государством - монархическим или республиканским - имеем дело. Например, в Малайзии часть субъектов федерации представляют собой монархии, а другая часть - республики. Глава государства в Федерации - выборный, но избирается монархами субъекта федерации из своей среды на пятилетний срок. Похожая ситуация и в Объединенных Арабских Эмиратах. Здесь мы видим элементы и монархии (глава государства должен быть монархом), и республики (однако он избирается на срок). Такую форму правления обычно называют выборной монархией. В данной связи стоит лишний раз вспомнить о том, что любая классификация в той или иной мере условна.

В переводе с греческого данный термин означает единовластие. Однако в современном понимании монархия - не просто власть одного, но власть наследуемая. Эта власть нередко обожествляется. В Японии Император до 1945 г. считался сыном богини Солнца - Аматерасу. Ныне божественное происхождение власти монарха мало кого волнует: из истории известно, что феодалы становились монархами и добывали трон для себя и своих потомков в результате иногда выборов (разумеется, не всенародных), чаще насилия, изредка приглашения, т. е. вполне земных процедур. Из этого исходит и большинство действующих конституций монархических государств. Так, согласно ст. 1 Конституции Японии 1946 г., «Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть». Символом единства и постоянства государства называет Короля ст. 56 Конституции Испании 1978г. Главное, однако, не в том, как в конституции характеризуется монарх. Бельгийская конституция 1831 г., например, вообще такой характеристики не содержит. Главное - в полномочиях монарха. В зависимости от того, каковы они, различают монархические формы правления.

Абсолютная монархия в современных условиях - раритет. В качестве примера можно упомянуть Саудовскую Аравию, Оман. Такие государства могут сегодня иметь даже октроированные «конституции», однако эти акты не являются конституциями в полном смысле слова, поскольку не ограничивают власть монарха. Такой «конституцией» была, например, Временная конституция Катара 1970 г. Монархи в Саудовской Аравии, Омане считаются также высшими духовными лицами, что еще более усиливает их власть. Однако все же эта власть не безгранична: особая роль принадлежит правящей семье, которая на своем совете решает, в частности, вопросы престолонаследия (наследует не обязательно сын прежнего монарха), может заставить монарха отречься от престола. Для абсолютной монархии характерен авторитарный политический режим, а государственный режим именуется абсолютизмом.

Дуалистическая монархия. Например, в Иордании после роспуска парламента в 1974 г. очередные парламентские выборы состоялись лишь в 1989-м. Как и для абсолютной монархии, для монархии дуалистической типичен авторитарный политический режим.

Парламентарная монархия существует обычно в высокоразвитых государствах, где переход от аграрного строя к индустриальному сопровождался преимущественно не коренной ломкой прежних институтов власти, а постепенным их преобразованием и приспособлением к новым условиям (Великобритания, Япония, Нидерланды, Швеция, Канада, Австралия и др.). Парламентаризм действует только при условии, что в парламенте ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное правительство. Такая ситуация традиционно имеет место, например, в Дании, Нидерландах, а в 1993 г. сложилась и в Японии. Чем шире партийная коалиция, сформировавшая правительство, тем это правительство менее устойчиво, ибо тем сложнее достигать согласия между партнерами по коалиции относительно различных политических вопросов. Подчас стоит какой-либо партии отозвать своих представителей из правительства, как оно утрачивает необходимое большинство в парламенте (нижней палате) и зачастую вынуждено уйти в отставку.

Напротив, в странах, где существует двухпартийная система (Великобритания, Канада, Австралия и др.) или многопартийная система с одной доминирующей партией (Япония в 1955-1993 гг.) и правительства в принципе однопартийные, парламентарная модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль за правительством, однако на деле правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте (соответственно в его нижней палате) большинством, через эту партийную фракцию полностью контролирует работу парламента. Такой государственный режим получил название системы кабинета, или министериализма.

Из развивающихся стран к числу парламентарных монархий можно отнести Малайзию, Таиланд, Непал, однако, учитывая реальное влияние монарха, здесь приходится констатировать наличие элементов дуалистического государственного режима.

Республика - форма правления, которая характеризуется выборностью главы государства, именуемого обычно президентом. Республиканская форма правления во Франции окончательно установилась лишь с принятием Конституции 1875 г. после двухкратной реставрации монархии. Швейцария и миниатюрное государство Сан-Марино имеют эту форму правления изначально. Большинство же современных европейских республик обрели ее после военных и революционных потрясений XX века, связанных прежде всего с двумя мировыми войнами. В Америке успешная вооруженная национально-освободительная борьба бывших колоний против монархических метрополий также, как правило, порождала республиканскую форму правления. Равным образом и в Африке и в Азии распад колониальной системы в середине XX века привели, за единичными исключениями, к образованию республик[4].

Существуют извращенные разновидности республики, характеризующиеся нелегитимностью власти. Это происходит и в том случае, когда законно избранное или назначенное должностное лицо (президент, премьер-министр и т. п.) захватывает не принадлежащие ему по конституции полномочия, отказывается оставить свою должность по истечении срока полномочий, - словом, когда узурпирует власть. Так поступил Гитлер в Германии в 1933 г., Ж. Мобуту в Заире (тогда - Конго) в 1960 г., черные полковники в Греции в 1967 г., А. Пиночет в Чили в 1973 г. «Социалистические» республики служили и служат прикрытием единоличной диктатуры генерального первого секретаря компартии или групповой диктатуры политбюро ее центрального комитета.

Дуалистическая (президентская) республика несколько напоминает дуалистическую монархию, тем более, что впервые создавалась в США по ее примеру (Великобритания в то время была во многом дуалистической монархией), однако имеет существенные отличия от нее. Государственный режим при этой форме правления - только дуалистический. В зависимости от обстоятельств значение и роль конкретного парламента или президента могут быть сильнее или слабее, но качество государственного режима это не меняет.

Президентские республики распространены в Латинской Америке, встречается также в некоторых странах Азии и Африки.

К парламентарной республике относится все сказанное выше о парламентарной монархии, за исключением вопроса о главе государства. Вместо слабого короля мы наблюдаем при этой форме «слабого президента». Главный признак парламентарной республики, как и парламентарной монархии, - политическая ответственность правительства перед парламентом. Чисто парламентарных республик не так уж много

Смешанная (полупрезидентская) республика сочетает в себе признаки и президентской, и парламентарной республики. Но сочетание это бывает различным. Например, по Конституции Французской Республики 1958 г. президент избирается гражданами и руководит правительством, что характерно для президентской республики. В то же время назначаемое им правительство должно пользоваться доверием нижней палаты Парламента Национального собрания, что характерно для парламентарной республики. Вместе с тем Президент может распускать Национальное собрание по своему усмотрению, что не характерно ни для той, ни для другой разновидности республиканской формы правления.

Своеобразна форма правления в Швейцарии. Правительство назначается парламентом и подотчетно ему, однако политическая ответственность правительства перед парламентом конституционно не предусмотрена, и государственный режим, следовательно, дуалистический.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.117.57 (0.036 с.)