Конституционное (государственное) право 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционное (государственное) право



КОНСТИТУЦИОННОЕ (ГОСУДАРСТВЕННОЕ) ПРАВО

ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Методические рекомендации по проведению

семинарских и практических занятий

по специальности 031001–Правоохранительная деятельность

Специализация – Оперативно-розыскная деятельность

Узкая специализация – Оперативно-розыскная деятельность в УИС

Специализация – Обеспечение безопасности в УИС

Узкая специализация – Организация режима и надзора в УИС

Квалификация (степень) выпускника – «специалист»

 

Факультет: юридический
Категория обучающихся: курсанты, слушатели
Курсы: 1-й (очная, заочная формы обучения)
  3-й (заочная форма обучения)
   
    Рязань 2012

ББК 67.400(4/8) р30

К65

Рецензенты:

Н.И. Полищук, доктор юридических наук, профессор (Академия ФСИН России);

А.В. Тюменев, кандидат юридических наук, доцент (Правительство Рязанской области).

 

Автор-составитель: А.А. Орлова, кандидат юридических наук.

 

К65 Конституционное (государственное) право зарубежных стран: рабочая программа учебной дисциплины / авт.-сост. А.А. Орлова – Рязань: Академия ФСИН России, 2012. – 38 с. Методические рекомендации по проведению семинарских и практических занятий составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 031001 – Правоохранительная деятельность, утвержденного Минобрнауки России 14 января 2011 г. На основе типовой (примерной) программы по дисциплине от 22.09.2011г. Обсуждены и одобрены на заседаниях кафедры теории государства и права, международного и европейского права 26 октября 2012 г., протокол № 5

Начальник обеспечивающей кафедры

кандидат юридических наук Д.А. Толченкин

 


Учебно-методическое издание

 

Конституционное (государственное) право

Зарубежных стран

 

Методические рекомендации по проведению

семинарских и практических занятий

 

Технический редактор Л.И. Семочкина Подписано в печать. Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Times. Печ. л. 2,4. Тираж 30 экз. Заказ № _____. Редакционно-издательский отдел Академии ФСИН России 390036, г. Рязань, ул. Сенная, 1 Отпечатано: Отделение полиграфии РИО Академии ФСИН России 390036, г. Рязань, ул. Сенная, 1

 

    67.400 (4/8) р30 © Орлова А.А. 2012 © Академия ФСИН России, 2012    

1. Цели и задачи освоения дисциплины

 

Целью освоения дисциплины «Конституционное (государственное) право зарубежных стран» является приобретение обучающимися знаний, позволяющих ориентироваться в правовом материале в ходе изучения иных дисциплин профессионального цикла по специальности «Правоохранительная деятельность», а также необходимых для реализации правовых предписаний в повседневной практической правоприменительной деятельности; выработка у обучающихся способности самостоятельно получать правовые знания, необходимые для эффективного осуществления возложенных на сотрудников правоохранительных органов функций.

Основные задачи освоения учебной дисциплины:

1. ознакомить обучаемых с комплексом общетеоретических знаний о теоретических основах конституционного права зарубежных стран, его основных положений и категорий;

2. составить представление у обучаемых об основных категориях конституционно-правовых норм, их сущности и особенностях, основах ориентирования в конституционном законодательстве других государств;

3. развить специфические черты юридического мышления у обучающихся, позволяющие выявлять юридически значимые признаки реальных жизненных обстоятельств, путем соотнесения фактических явлений с их конституционной моделью;

4. показать значение общетеоретических знаний о правоохранительных органах и органах исполнения наказаний конкретных государств;

5. сформировать и развить умения определять тенденции развития конституционного процесса в различных странах, самостоятельно ориентироваться в государственно-правовых явлениях и давать им юридическую оценку.

 

2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы высшего профессионального образования

Учебная дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла основной образовательной программы. В структуре основных общеобразовательных программ указанная дисциплина изучается в 1-м, 2-м семестрах.

Требования к «входным» знаниям, умениям и навыкам обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины приобретаются в результате освоения предшествующих дисциплин, таких как, теория государства и права, история государства и права России, история государства и права зарубежных стран, политология, социология, философия.

Освоение обучающимися «Конституционного (государственного) права зарубежных стран» необходимо для последующего изучения следующих дисциплин: «Конституционное право России», «Международное право», «Обеспечение прав человека в деятельности правоохранительных органов», «Международные стандарты при исполнении уголовных наказаний», «Деятельность Европейского суда по правам человека».

До начала изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

Знать:

природу и сущность государства и права;

основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, исторические типы и формы государства и права, их сущность и функции;

систему права, механизм государства;

Уметь:

оперировать юридическими понятиями и категориями;

анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;

анализировать и правильно применять правовые нормы;

Владеть:

юридической терминологией;

приемами юридической техники;

навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;

Учебная дисциплина « Конституционное (государственное) право зарубежных стран»формирует общекультурные и профессиональные компетенции, необходимые для получения квалификации «специалист» по специальности 031001 – Правоохранительная деятельность.

 

План семинарского занятия

1. Конституционное право зарубежных стран как учебная дисциплина: понятие, основное содержание, система.

2. Конституционное право зарубежных стран как наука: понятие, предмет и методы исследования. Основные направления и школы в науке конституционного права в зарубежных странах.

3. Конституционное право как отрасль права в зарубежных странах: предмет, метод, система. Субъекты и объекты конституционно-правовых отношений.

Методические рекомендации

Программа учебного курса конституционного права зарубежных стран предусматривает учебный материал, состоящий из двух частей. В общей части изучаются основные институты конституционного права зарубежных стран, их сравнительно-правовое изучение в целом. Особенная часть включает изучение конституционного права отдельных государств. Раскрывая содержание первого вопроса, необходимо обратить внимание на значение учебной дисциплины для подготовки юристов и сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Раскрывая второй вопрос, уясните предмет науки конституционного права, методы исследования, основные направления и школы. Следует знать имена крупнейших ученых в области науки конституционного права зарубежных стран.

Отвечая на третий вопрос, следует раскрыть предмет и методы конституционного регулирования, понятие системы конституционного права, указать его общие принципы, конституционно-правовые институты. Следует выделить особенности конституционно-правовых норм, провести классификацию конституционно-правовых норм по различным основаниям. Укажите объекты и субъекты конституционно-правовых отношений, обращая при этом внимание на их политический характер.

Практическое занятие 2 часа

Терминологическое задание. Вписать в личный юридический сло­варь и усвоить содержание следующих понятий: «наука», «предмет науки», «предмет конституционного права зарубежных стран», «конституционное право зарубежных стран как наука», «конституционно-правовой институт», «конституция», «метод науки», «методология науки», «метод конституционного права зарубежных стран».

Практическое задание.

1. Начертить в рабочем блокноте схемы: 1) «Классификация наук и место конституционного права зарубежных стран в системе наук»; 2) «Классификация объектов и субъектов конституционно-правовых отношений»; 3) «Методы конституционного права зарубежных стран».

2. Согласно различных оснований классификации конституций зарубежных стран в рабочем блокноте дать подробную характеристику объектов и субъектоа конституционно-правовых отношений по Конституции РФ 1993г.

3. В рабочей тетради письменно ответить на вопрос: «Конституционного права зарубежных стран в системе высшего юридического образования сотрудников уголовно-исполнительной системы».

Темы рефератов

1. Основные направления и школы в современной науке консти­туционного права.

2. Сравнительное конституционное право.

3. Основные тенденции в развитии конституционного права в странах мира.

4. Конституции, их история и значение в современном праве.

Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 5, 6, 16, 19, 20]

План семинарского занятия

1. Понятие конституции. Конституция в материальном и формальном смысле. Юридическая и фактическая конституция. Реальность и фиктивность конституции.

2. Социально-политическая сущность конституции. Историческая обусловленность появления конституций. Функции конституции. Объекты конституционного регулирования и тенденции его развития. Юридическая сущность и действие конституции.

3. Форма и структура конституций. Значение преамбул, переходных, временных и заключительных положений. Язык и стиль конституций. Принятие, изменение и отмена конституций.

4. Классификация конституций. Цели классификации. Классификация по содержанию и форме конституций.

5. Понятие конституционного контроля (надзора). Объекты и виды. Факторы их реализации конституционного контроля. Органы конституционного контроля. Характеристика современных конституций в различных группах стран.

Методические рекомендации

Раскрывая первый вопрос необходимо учесть, что в науке используются понятия юридической и фактической, реальной и фиктивной конституции. Определите их соотношение, обратив внимание на возможную зависимость от политического режима государства. Важно иметь в виду, что сущность конституции различается в юридическом и социально-политическом смысле. Характеризуя социально-политическую сущность конституции, следует разобраться в различных трактовках и современном видении проблемы. Не следует отождествлять социально- политическую сущность конституции и ее социальные функции. Обратите внимание на различие этих понятий. Постарайтесь четко определить виды функций, охарактеризовав каждую из них. Лучше, если эта характеристика будет проиллюстрирована на примерах.

При ответе на второй вопрос необходимо указать, что один из важнейших элементов теории конституции – предмет конституционного регулирования. Необходимо уметь выявлять пределы, объем и содержание конституционного регулирования, общие и специфические черты в различных странах, а также эволюцию конституционно регулируемых общественных отношений в связи с изменениями в экономической, политической, социальной жизни общества, научно-техническим прогрессом, информатизацией общества и т.д. Постарайтесь определить различия в механизме конституционного регулирования, способах его реализации. Следует уяснить действие конституций во времени, пространстве и по кругу лиц, понимать, что означает непосредственное их действие. Проанализировав конституционные тексты, подтвердите свои выводы примерами. Необходимо уяснить понятие формы и структуры конституции. Приведите примеры различных по форме конституций. Что касается структуры конституции, то речь идет о ее составных элементах. Попробуйте сравнить структуру различных конституций, выделяя ее составные элементы, определить значение преамбулы, роль дополнительных, переходных, заключительных положений конституции.

Отвечая на следующий вопрос проанализируйте различные способы принятия конституции, обращая внимание на современные тенденции конституционного развития. Изучая способы изменения конституции, подумайте о причинах внесения таких изменений, а также о процедуре конституционного пересмотра и ограничении возможных изменений. Определите способы отмены конституции и приведите примеры.

При ответе на пятый вопрос обратите внимание на то, что в науке конституционного права высказываются различные точки зрения о соотношении терминов “контроль” и “надзор”. Обратите внимание на причины, обусловливающие необходимость существования конституционного контроля как отдельного института, а также его теоретическое обоснование (органическая теория, институциональная теория, естественно- правовая теория). Определите свой взгляд на эту проблему и попробуйте аргументировать его. Проанализируйте тексты конституций на предмет объектов конституционного контроля, его видов. Сравните по этим параметрам, например, конституции России и Германии. Важным моментом является вопрос о конституционности новых норм, включаемых в текст конституции в результате ее изменения. Здесь следует вспомнить о проблеме «надконституционных норм», т.е. норм, не подлежащих пересмотру.

В заключении необходимо проанализировать виды конституционного контроля по различным основаниям, уяснить их суть и применение в разных странах. Определяя органы, осуществляющие судебный конституционный контроль, целесообразно выделить американскую и европейскую системы права (США, Япония, с одной стороны, Германия, Италия, Франция – с другой). Сравнив системы конституционного контроля в этих странах, попробуйте определить общие и особенные черты, присущие каждой из них.

Практическое занятие 2 часа

 

Практическое задание.

1. Начертить в рабочем блокноте схемы: 1) «Классификация конституций по различным основаниям»; 2)

2. Согласно различных оснований классификации конституций зарубежных стран в рабочем блокноте дать подробную характеристику Конституции РФ 1993г.

3. Приведите содержание статей Конституций Франции, Италии, Японии, регулирующих порядок принятия и изменения основного закона каждой из названных стран. Поясните смысл терминов “учредительное собрание”, “октроирование”.

4. Проведите сравнительный анализ порядка принятия и изменения конституций США, Германии, Великобритании. Отметьте и обоснуйте:

- “жесткие” или “гибкие” данные конституции;

- какой порядок принятия и изменения конституций более демократичен.

5. Используя конституционные тексты, опишите порядок внесения дополнений и изменений в основной закон в Литве и Казахстане.

6. Используя содержание текстов статей Конституций, опишите порядок образования и сроки полномочий органов конституционного контроля в Японии, Испании и Германии.

7. Используя конституционные тексты и специальную литературу, проведите сравнительный анализ компетенции органов конституционного контроля в Болгарии, ФРГ и Франции. Каково соотношение понятий конституционный контроль и надзор?

 

Темы рефератов

1. Основные тенденции современного конституционного развития в зарубежных странах.

2. Правовая охрана конституции (на примере одной из зарубежных стран).

Используемая литература [1, 3, 4, 5, 6,16, 19, 20]

План семинарского занятия

1. Понятие и содержание конституционно-правового статуса личности.

2. Гражданство (подданство) в зарубежных странах.

3. Классификация, содержание и способы формулирования прав, свобод и личности.

4. Конституционные обязанности в зарубежных странах.

Методические рекомендации

Конституционно-правовой статус человека и гражданина - один из важнейших институтов конституционного права зарубежных стран. Обеспечение свободы и безопасности человека, защита его законных интересов - главная цель конституционного права зарубежных стран.

Для уяснения материала по этой теме необходимо разобраться в понятийном аппарате. Прежде всего, следует определить понятие, структуру и место правового статуса личности в системе основных институтов конституционного права зарубежных стран, соотнести понятие "правовой статус" и "конституционный статус". Надо определить основные элементы конституционного статуса человека и гражданина, оценить его значение.

Один из важнейших институтов конституционного (государственного) права зарубежных стран - гражданство. Являясь элементом правового статуса индивида, институт гражданства в значительной мере характеризует объем прав, свобод и обязанностей гражданина, определяет характер юридической связи гражданина и государства.

Анализируя этот институт конституционного (государственного) права зарубежных стран, следует внимательно отнестись к понятийному аппарату. Надо ориентироваться в различиях понятий "гражданство", "подданство", "иностранец", лицо без "гражданства", "гражданин", "апатриды", "бипатриды", "безгражданство", "многогражданство" и др. Особую сложность при изучении темы вызывают вопросы об основаниях приобретения и прекращения гражданства. Оговорим, что для уяснения этого вопроса следует изучить не только Основные Законы, но и специальное законодательство о гражданстве, т.к. основания возникновения прекращения гражданства определяются, как правило, ими.

На территории государства могут находиться и проживать не только граждане этого государства, но и иностранцы. Следует обратить внимание на закрепляемый конституциями зарубежных стран объем прав и свобод иностранцев, предоставляемый им режим пребывания (Конституция Мексики, Конституция Испании, Конституция Болгарии).

С этой проблемой связаны такие вопросы конституционного права, как предоставление убежища, высылка из страны, выдача иностранному государству. Для подтверждения качественной подготовки по теме сравните формулировки некоторых конституций по основным видам прав и свобод и определите свои предпочтения.

Необходимо также остановиться на понятии "права человека" и соотнести его с понятием "права гражданина", учитывая, что последнее понятие определяется юридической связью индивида и государства. Представляется, что можно говорить о некотором родовом характере "прав человека" по отношению к "правам гражданина", ибо "права человека" включают и "права иностранцев", и "права лиц без гражданства", и "права гражданина". Важно уяснить разницу в уровне правового закрепления принадлежащих субъекту прав, свобод и обязанностей. Соотношение этих категорий зачастую зависит от выбора, производимого конкретными составителями конституций, и в известной мере субъективно. Следует обратить внимание на соотношение понятий "право" и "свобода". В чисто юридическом смысле различия здесь провести достаточно сложно, но в науке конституционного права высказываются различные точки зрения, в которых курсантам надо ориентироваться. В текстах конституций попробуйте найти примеры негативного и позитивного формулирования прав и свобод.

Конституционный статус характеризуется не только наличием прав и свобод. Важным элементом являются обязанности. Целесообразно подчеркнуть обязанности, которые закрепляются многими конституциями зарубежных стран и обязанности, которые выделяются лишь некоторыми из них, обратив внимание на эволюцию развития и исторический опыт таких стран.

Кроме того, представляется важным обратить внимание на варианты классификации прав, свобод и обязанностей. Как и любая другая, классификация система прав, свобод и обязанностей зависит от положенного в основу критерия. Выделите некоторые из них и определите в соответствии с ними разновидности права, свобод и обязанностей. Важно проанализировать изменение объема перечня прав, свобод и обязанностей на различных этапах конституционного развития и государственного строительства зарубежных стран.

Уяснение темы предполагает оценку роли и значения провозглашенного многими конституциями принципа равенства прав, свобод и обязанностей, означающего равенство людей в принадлежащих им правах и свободах и обеспечение его государством и обществом независимо от существующих различий между ними. Необходимо определять гарантии равноправия, установленные конституциями зарубежных стран (Основной Закон Германии и др.). С этих позиций важно проанализировать сущность таких явлений, как трайбализм, создание резерваций и т.д.

Закрепление широкого круга прав, свобод и обязанностей предполагает установление на конституционном уровне, ряда их ограничений, без которых, пожалуй, невозможно обеспечение нормального функционирования жизни общества и государства. Следует осмыслить необходимость закрепления таких ограничений именно в конституции государства, а не в текущем законодательстве. Обратите внимание на формы конституционных ограничений, их формирование, на пределы и основные положения содержания (Основной Закон Германии, Конституция Республики Хорватия). Особое значение ограничения правил и свобод предполагается выделить в уровнях режима чрезвычайного положения и при других чрезвычайных обстоятельствах. Подумайте, не противоречит ли установление ограничений прав и свобод в конституциях зарубежных стран принципу их незыблемости?

Формальное закрепление прав и свобод в конституции не всегда означает реальное наделение ими субъектов конституционно-правовых отношений. Необходимы гарантии осуществления прав и свобод. Следует учесть при этом различия гарантий существующих и только провозглашенных, декларированных.

Практическое занятие 2 часа

 

Терминологическое задание. Выписать в личный юридический словарь и усвоить содержание следующих понятий: «правовой статус личности», «гражданство», «подданство», «филиация», «трансферт», «оптация», «урожденный гражданин», «натурализация», «регистрация», «экстрадиция», «репатриация», «экспатриация».

Практическое задание. Начертить в рабочем блокноте схемы: «Гарантии конституционно-правового статуса человека и гражданина», «Основания утраты гражданства в зарубежных странах», «Основные конституционные обязанности человека и гражданина в зарубежных странах».

Решите задачи:

1. Считается ли гражданином Великобритании ребенок, родившийся в Австралии в 1989 г.? На момент рождения мать являлась гражданкой Австралии, а отец - гражданин Великобритании, проходил военную службу на британской военной базе. Дайте ответ, основываясь на нормах Акта о гражданстве Великобритании 1981 г. (в кн.: Конституции государств Европейского Союза. М.: НОРМА - ИНФРА, 1999).

2. Ольга Иванова, являясь лицом без гражданства в 2000 г. вышла замуж за гражданина Италии. В настоящее время она постоянно проживает в Рязани и намеревается приобрести итальянское гражданство. Имеет ли Орлова право на приобретение гражданства Италии? Каков порядок приобретения гражданства в этом случае? Дайте ответ, основываясь на нормах Положения о гражданстве Италии (в кн.: Италия. Конституция и законодательные акты. М., 1988).

3. Считается ли гражданином Китайской Народной Республики ребенок, родившийся в России в 2001 г., если его мать является гражданкой России, а отец - гражданин КНР? Дайте ответ, основываясь на нормах Закона КНР о гражданстве (в кн.: КНР. Конституция и законодательные акты. М. Прогресс, 1984.)

4. Студенты юридического факультета Свободного университета г. Гамбурга решили провести в муниципальном кинотеатре собрание, на котором намереваются защищать свои особые взгляды на преступление, совершенное их студентом. Могут ли местные власти запретить проведение такого собрания? Дайте ответ, основываясь на нормах Закона ФРГ о собраниях и демонстрациях от 24 июля 1953 г. в редакции Закона от 15 сентября 1978 г. (в кн.: ФРГ: Конституция и законодательные акты. М., 1991).

 

Темы рефератов

1. Гражданство в скандинавских странах.

2. Гражданство в США.

3. Мировой опыт защиты прав и свобод человека.

Используемая литература: [1, 2, 3,4, 5, 6, 7, 8, 9, 25]

План семинарского занятия

1. Понятия формы правления и государственного режима. Отличие государственного режима от политического режима.

2. Классификация форм правления. Монархия, ее виды. Республика, ее виды. Смешанные формы правления.

3. Виды государственных режимов. Их соотношение с формами правления.

Методические рекомендации

Прежде всего следует иметь в виду, что в зарубежных странах категория “форма правления” достаточно конкретна. В основе классификации форм правления лежит порядок замещения должности главы государства. Однако любая классификационная система относительна, и в одном государстве некоторые признаки различных основных форм правления могут сочетаться. Наибольший интерес представляют разновидности основных форм правления.

Надо четко различать понятия “государственный режим” и “политический режим”.

При изучении монархии необходимо понять ее характерные черты, учесть историческое развитие, выявить особенные признаки ее разновидностей. Предполагается, что студенты обратят внимание на возможность существования выборной монархии и отметят ее отличия от республики с пожизненным президентством.

Наиболее распространенная форма монархии в современном мире - парламентарная (Япония, Соединенное Королевство, Канада, Австралия, Дания, Нидерланды и др.). Следует обратить особое внимание на порядок престолонаследия, взаимоотношения главы государства с правительством и парламентом. Надо уделить внимание институту контрасигнатуры, вытекающему из принципа “король не может быть неправ”. Отвечая на данный вопрос необходимо также уметь выявлять государственные режимы, характерные для монархии, определять различия между ними.

Переходя к изучению следующей формы правления – республики, следует начать с понятия. Представляется важным обратить внимание, что некоторые государства сразу определялись как республики (Швейцария), а часть государств приходили к республике через неоднократную реставрацию монархии (Франция). Существуют в мире и республики, характеризующиеся нелегитимностью власти. Особый интерес представляют советские республики, отличающиеся своеобразным государственным режимом.

Изучая разновидности республики, постарайтесь обнаружить те сущностные черты, которые определяют характер отношений между законодательной и исполнительной властью.

Уяснив характерные черты дуалистической монархии, вы найдете некоторые сходные черты и в дуалистических (президентских) республиках (США, многие страны Латинской Америки и др.). Самое главное - конституционные гарантии реализации принципа разделения властей, системы “сдержек и противовесов”. Важно, чтобы студенты ориентировались в текстах конституций и могли демонстрировать на их основе понимание взаимоотношений между главой государства, законодательной и исполнительной властью и связи этих взаимоотношений с партийной системой.

Необходимо выявить сходство и различие между парламентарной республикой и парламентарной монархией. Различия существуют в статусе главы государства. Изучая тексты конституций и определяя взаимоотношения органов власти, следует помнить, что в этих странах «слабый» глава государства. Уясните для себя, какие государственные режимы возможны при этих формах правления.

Сочетание признаков президентской и парламентарной республик имеет в теории название “смешанной (полупрезидентской) республики”. Возможны различные варианты такого сочетания. Очень важно студенту при рассмотрении конкретной страны с такой формой правления определить на основе конституции, какие имеются признаки от президентской, а какие - от парламентарной республики и по возможности установить, какие преобладают на практике в конкретной стране. Надо иметь в виду, что иногда конституционная характеристика формы правления с научной точки зрения бывает неточна (ч. 1 ст. 1 Конституции Болгарии, ч. 1 ст. 2 Конституции Казахстана).

 

Практическое занятие 2 часа

 

1. Проведите сравнительный анализ формы правления в следующих странах:

а) Франции, ФРГ, Великобритании;

б) Италии, Японии, Индии;

в) США, Франции, Германии;

Покажите общие и отличительные признаки, характеризующие форму правления указанных государств.

2. Проанализируйте текст конституций и определите форму правления следующих государств:

а) Украины;

б) Казахстана;

в) Болгарии.

Подтвердите Ваши суждения положениями конституций указанных государств.

3. Сравните формы правления во Франции и Румынии. Выделите общие и особенные признаки, характеризующие форму правления указанных государств.

 

Темы рефератов

1. Понятие, отличительные признаки дуалистической монархии, ее особенности в современных зарубежных государствах.

2. Понятие, отличительные признаки парламентской республики, ее особенности в современных зарубежных государствах.

3. Понятие, отличительные признаки полупрезидентской республики, ее особенности в современных зарубежных государствах.

Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 5, 31, 33, 40]

План семинарского занятия

 

1. Понятие и принципы избирательного права. Основные стадии избирательного процесса.

2. Понятие и виды избирательных систем.

3. Референдум в зарубежных странах: понятие, сущность, виды.

 

Методические рекомендации

Изучение темы следует начать с уяснения понятия выборов, выделения их сущностных черт, отличающих их от других процедур формирования государственных органов и наделения полномочиями должностных лиц. Необходимо определить социальное назначение выборов, обратив внимание на то, что они используются для формирования всех государственных органов. В зависимости от положенного в основу критерия важно определить виды выборов. Следует обратить внимание на периодичность выборов, связанную со сроком полномочий выборного органа.

Противоположным выборам является институт отзыва, присущий обычно императивному мандату. Представляется необходимым также отличать отзыв от отставки выборного лица и досрочного лишения мандата.

Избирательное право имеет два значения: в субъективном и объективном смысле. Определяя эти значения, важно выделить основные принципы, характеризующие субъективное избирательное право.

Представляется необходимым уяснить понятие избирательных цензов, их назначение и ценность в различных странах. Следует обратить внимание на такие ограничения всеобщего избирательного права, как несовместимость и не избираемость. Важное значение имеет принцип свободного участия в выборах. Внимательно надо отнестись к проблеме абсентеизма, его причинам и правовым последствиям. Нужно помнить, что в ряде стран предусмотрен обязательный вотум.

При характеристике равного избирательного права следует обратить внимание на возможность наличия у избирателя не одного, а большего числа голосов. Предполагается, что, характеризуя этот принцип избирательного права, курсант обозначит понятия "плюральный вотум", "кумулятивный вотум" и др. Следует обратить внимание на некоторые отклонения от этого принципа в развивающихся странах, осмыслить их причины.

Курсанты должны различать прямые и косвенные выборы, приводить примеры их применения в различных странах. Важно обратить внимание на различия между понятиями "избиратель" и "выборщик".

Следует обозначить смысл и значение тайного голосования и ориентироваться в способах его обеспечения в разных странах. Представляется существенным выделение стадий избирательного процесса. Обозначив их, курсантам может оказаться проще выявить его общие закономерности, а затем и особенности различных этапов в разных странах.

Следует помнить, что стадии избирательного процесса определяются законодательно. Особо предлагается обратить внимание на порядок разделения территории государства на избирательные единицы и принципы образования избирательных округов. Следует различать одномандатные и много мандатные округа, территориальный и производственный принципы представительства. Представляется необходимым различать характер и вид органов, на которые возлагается организационное руководство избирательным процессом и определять их полномочия.

Выдвижение кандидатов в зарубежных странах возможно различными способами, в некоторых странах возможно сочетание этих способов. Было бы верным обратить внимание на выдвижение кандидатов посредством первичных выборов (праймериз). Курсантам следует обратить внимание также на некоторые необходимые требования, предъявляемые к кандидатам, в том числе имущественного характера (избирательный залог).

Характеризуя избирательный процесс, целесообразно обратить внимание на цели и формы финансирования избирательной компании, правовую регламентацию роли государства на данной стадии избирательного процесса. Важно обратить внимание на роль СМИ в агитационной кампании и правовое регулирование этого вопроса в конституционном (государственном) праве зарубежных стран.

Целесообразно выделить способы голосования на избирательных участках, различные законодательные регулирование этой стадии избирательного процесса. При подсчете голосов важным является возможность вынесения решения о недействительности выборов, их результативности, а также необходимости проведения дополнительного тура голосования.

Надо иметь в виду, что в случае возникновения конфликтных ситуаций между участниками избирательного процесса, законодательство зарубежных стран устанавливает процедуры их преодоления, а также устанавливает ответственность за нарушение избирательного права (Испания, Франция).

Обычно сложность вызывает вопрос об избирательных системах и их разновидностях. Прежде всего, следует определить суть, основополагающие принципы основных избирательных систем: мажоритарной и пропорциональной. Но нельзя забывать, что существуют системы, сочетающие в себе достоинства основных систем, а также некоторые компромиссные варианты, позволяющие, не меняя кардинально избирательную систему, все же свести к минимуму ее недостатки.

Характеризуя мажоритарную избирательную систему, следует отталкиваться от основного ее принципа - принципа большинства. Существуют различные варианты большинства, каждый из которых определяет ту или иную разновидность мажоритарной системы. Для более легкого усвоения материала, рекомендуется использовать числовые характеристики. Это помогает разобраться в проблеме даже с чисто математической стороны. Представляется важным обратить внимание, что законодатель обычно уточняет, что является точкой отчета большинства (прежде всего, абсолютного).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.245.93 (0.088 с.)