Система науки и учебного курса зарубежного конституционного права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система науки и учебного курса зарубежного конституционного права.



Зарубежное конституционное право зародилось намного позже, чем основные правовые науки, такие как гражданское и уголовное право. Это имеет конкретное объяснение.

На протяжении длительного исторического периода практически не было правовой регламентации ряда основных институтов государства, поэтому и не требовалось и научных объяснений, трактовой и комментариев в отношении этих нерегламентированных институтов, относящихся к государственному управлению, государственной власти.

На протяжении почти тысячи лет, пока в Европе доминировал абсолютизм, т.е. абсолютная власть монархов, необходимости в государственно-правовой науке просто не было, потому что наука должна была претендовать на какие-то рекомендации, советы, а абсолютная власть ни в каких рекомендациях и советах никогда не нуждалась.

Потребность в конституционном праве возникла после установления индустриальных рыночных отношений, т.е. в пору становления и закрепления современного государства. Эта эпоха началась после периода буржуазных революций в конце 18 начале 19 века. Иными словами, наука конституционного права существует всего около 200 лет. По историческим масштабам эта ничтожная цифра.

Выделяют следующие основные направления в конституционном праве:

Формально-юридическое направление или «юридическая школа» конституционного права сформировалась в середине 19 века и просуществовала до начала 20 века. В данном направлении основной подход к праву и государству был формально-логическим и имел место чисто юридический анализ основных институтов государства и права. До середины 19 века в передовых зарубежных государствах экономически и политически доминировал один класс — буржуазия. Соответственно, во всех государственных структурах, на всех уровнях власти были люди одних взглядов, одного мировоззрения, преследовавшие одни цели и задачи. Соответственно складывались и нормы права в интересах данного сословия.

Критиковать формально-юридическое направление начали в конце 19 века, поскольку изменилось общество, экономика, социальная структура, взаимоотношения между государством и экономикой. Возникла необходимость применять социологические опросы, методы, анкетирование, исследовать действие норм среди различных групп и слоев населения, стало очевидным, что народ неоднороден, что действительно есть разные социальные группы и даже классы — соответственно возникает необходимость учитывать интересы всех.

Наука «конституционное право» развивалась и совершенствовалась. Так появилось новое направление — политико-социалогической школа или направление.

Данное направление имело и имеет много школ. Самая известная из них — «институционализм», суть этого направления в том, что оно отразило усиление роли таких общественных формирований как политические партии и объединения предпринимателей, профессиональные союзы. Заслуги представителей политико-социалистического направления весьма значительны: они ввели в науку ряд новых терминов, например «политическая система», дали определение политическим партиям и иным общественным организациям, благодаря их усилиям появилась новая общественная наука — политология.

Кроме вышеназванных, существовал ряд направлений, которые трудно отнести к какой-то из этих двух школ (формально-юридической или политико-социологической). Это так называемые промежуточные направления. Среди наиболее известных, можно назвать, например, психологическое направление. Представители его, считали, что суть государства, основные его характеристики и специфика права более всего зависит от психики человека и от его темперамента. Улучшая человеческие качества, воспитывая человека, можно одновременно совершенствовать государственно-правовые институты, механизмы.

Известным и любопытным было космополитическое направление. Слово «космополит» означает – гражданин мира. Представители этого направления развивали точку зрения, что ля того чтобы устранить дисгармонию в мире, конфликты, глобальные и региональные противоречия в идеале необходимо иметь всеобщее, общемировое государство – государство, которое не имело бы границ, но имело бы какой-то общий цент и всеобщее право.

Кроме промежуточных направлений в развитии конституционного права имели место и абсолютно ненаучные, мало того человеконенавистнические направления и школы.

Это расистские, фашистские направления. Они развивались в той же Германии и Японии (так называемая теория превосходства желтой расы). Наиболее известная – теория апартеида, которая довольно долгое время была не только теорией, но и практикой такого государства как Южно-Африканская Республика. Согласно этой теории, государство в котором живут две или три расы, должно строиться таким образом, чтобы граждане этой страны, относящиеся к разным расам, как можно меньше пересекались друг с другом, чтобы были зоны для белых и зоны для черных. В настоящее время данная теория не действует, в ЮАР избран парламент и строится демократическое государство.

 

3. Виды конституций. Форма и структура конституций.

Сам термин конституция можно трактовать двояко. Фактическая конституция – это объективно действующие основы общественного и политического строя, а также действительный статус личности в той или иной стране. Юридическую конституцию составляет документ (либо закон, свод законов), который применяется, а также изменяется в особом порядке, имеющий высшую, юридическую силу, способный тем самым регулировать политические системы, духовную жизнь общества, политическую элиту.

Конституция может быть нескольких видов:

1. с точки зрения социализации конституция может быть буржуазного и социалистического типа, а также бывают конституции, переходящие к буржуазному типу, например в странах капиталистической ориентации, и переходящие к социалистическому типу;

2. с точки зрения социальной сущности – это вид развитого капиталистического общества (в Японии, США, Франции), вид конституции тоталитарного социализма (в КНДР, на Кубе), а также полуфеодально-теократические конституции (в Саудовской Аравии, Брунее) и постсоциалистические конституции (в Румынии, Украине), а также демократические, авторитарные и тоталитарные конституции;

3. с точки зрения структуры виды конституции делятся на консолидированные, неконсолидированные и комбинированные;

4. в зависимости от формы существует два вида конституций: неписаные и писаные. Писаная конституция представляет собой несколько особых разновременных актов, официально провозглашенных основными законами конкретной страны. Неписаная конституция представляет собой совокупность различных законов, судебных прецедентов и обычаев;

5. существуют инструментальные и социальные конституции, которые различают по юридическому содержанию;

6. существуют конституции октоированные (дарованные), которые были приняты представительным органом (учредительным собранием или парламентом) и впоследствии одобренные на референдуме, их различают по порядку издания;

7. существуют конституции федеративных государств, унитарных государств, субъектов федерации, их различают по территориальному масштабу действия и форме государственности;

8. существуют гибкие и жесткие конституции, они различаются способом изменения. Гибкие конституции могут изменяться в том же порядке, что и другие законы. Для изменения жестких конституций необходимы особые условия и полномочия;

9. существуют конституции программного характера и констатирующие, они различаются целеполаганием. Программные конституции включают в себя все социалистические конституции, которые определяют цели строительства социализма и коммунизма. Констатирующие конституции не содержат в себе программных положений о преобразовании общества;

10. существуют конституции постоянные и временные, они различаются периодом действия.

Форма Конституции – способ организации и выражения конституционных норм: а) кодифицированные Конституции – Конституция единый писанный акт; б) не кодифицированная – Конституция представлена несколькими писанными актами.

Структура Конституции:

- Преамбула – носит декларативный характер.

- Основная часть – содержит статьи, закрепляющие государственное устройство.

- Заключительные и переходные положения – содержат нормы, касающиеся времени вступления конституционных актов в силу, а также порядок вступления в силу норм, касающихся, но в созданных органах власти.

- Положения – содержат некоторые толкования статей.

 

4. Способы принятия и изменения (пересмотра) конституций.

Порядок принятия Конституции:

─ Октроирование – дарование Конституции единоличным актом монарха.

─ Договорные Конституции – появляются в результате согласия монарха и выборного представительного органа. Данный вид принятия Конституции возникает тогда, когда монарх не был в состоянии даровать собственную Конституцию. Примером такой Конституции являются ряд писанных актов, принятых Парламентом Великобритании (Билль о правах 1689 года, Акта об управлении 1709 года). Данный характер принятия Конституции был применен в конституционной практике Балканских государств, освободившихся от Османского ига (Конституция Греции 1844 года, Конституция Румынии 1866 года, Конституция Болгарии 1879 года). Элементы договорного характера встречали и при создании Конституции после 2МВ, так была принята Конституция Кипра в 1960 году, как акт согласия между Великобританией и Турцией.

─ Народная Конституция – ее источником является избирательный корпус, который выбирает Парламент или учредительное собрание, либо одобряет Конституцию на референдуме. До 2МВ большинство таких Конституций утверждались выборным органом, после 2МВ большинство Конституций принимаются с помощью референдума.

Изменение Конституции: Каждая Конституция в связи с изменениями в общественной жизни, в соотношении политических сил, может, а порой и должна быть изменена. В основе изменений лежит народный суверенитет. Вопрос о внесении изменений в Конституцию решается в зависимости от предусмотренного ею способа ее изменения.

Виды Конституции по способу изменения:

─ Гибкие – это обычно неписанные или смешанные Конституции. Изменение в такую Конституцию достигается путем принятия обычного закона. Каждый последующий закон, содержащий конституционные нормы, заменяет предыдущий или устанавливает положения, которые ранее не регулировались, либо регулировались обычным правом.

─ Жесткие – жесткость Конституции преследует цель обеспечить ее стабильность, которая способствует укреплению господствующего строя. Жесткие Конституции подразделяются на жесткие и особо жесткие. Условно к числу жестким Конституциям относят Конституции, которые изменяются Парламентом одного и того же созыва, квалифицированным большинством. Если требуется утверждение Конституции на референдуме или Парламентом следующего созыва, или утверждение поправок субъектами федерации, то такие Конституции называют особо жесткими.

Пересмотры Конституции бывают полными и частичными.

─ Полный пересмотр Конституции возможен двумя путями:

  • Полная замена текста Конституции, т.е. принятие новой Конституции в соответствии с правилами, предусмотренными предыдущей Конституцией (например, Конституция Швейцарии 1999 года).
  • Принятие новой редакции Конституции при сохранении ее прежней даты (примером является пересмотр Нидерландской Конституции 1815 года в 1983 году).

─ Частичный пересмотр Конституции – исключение или дополнение текста Конституции статьями, которые не затрагивают ее концептуальную основу.

 

На порядок изменения Конституции влияет форма территориального устройства государства. В федеративных государствах этот порядок более сложный, поскольку в нем участвуют субъекты федерации, т.е. они должны одобрить принятие и изменение Конституции.

 

Ограничение изменения Конституции:

В большинстве Конституций нет оговорок в отношении их пересмотра. Однако в некоторых содержатся такие ограничения по существу, либо по времени осуществления.

Ограничения по существу чаще всего касаются формы правления в государстве, территориального устройства (запрещается смена формы правления).

Ограничения по времени касаются определенного периода времени, в течение которого запрещается внесение поправок. Такие условия призваны обеспечить в течение этого времени стабильность вновь установленного конституционного строя.

В ряде Конституции содержатся запрещения их пересмотра в условиях чрезвычайной ситуации страны (Конституция Франции 1958 года, Конституция Бельгии 1968 года).

В связи с ограничением пересмотра Конституции важным является вопрос отмены Конституции. Наиболее сложен способ отмены жестких Конституций. Чаще всего Конституции отменяются в результате революции, однако иногда послереволюционные акты оставляют в силе нормативные акты свергнутого режима. Конституция может отменяться в предусмотренном ею порядке ее изменения. В результате смены политической ситуации в стране, когда складывается новая расстановка политический сил. Встречаются случаи, когда в действующей Конституции указывается, что она должна быть отменена в результате какого-либо события (например, Конституция ФРГ 1949 года).

 

5. Конституционно-правовой статус человека и гражданина, правовой статус личности. Основные права и свободы личности. Гарантии и защита основных прав и свобод.

Конституционно-правовой статус человека и гражданина

Права и обязанности человека и гражданина. Начиная с французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., большинство конституций стран мира стали содержать нормы, относящиеся к правовому положению обоих этих субъектов. Лишь конституции тоталитарных социалистических стран, а также некоторых других тоталитарных режимов говорят только о правах гражданина, выдвигая их на первый план и считая их дарованными государством.

Права человека — это естественные, неотчуждаемые права, принадлежащие ему в силу рождения как личности. Под лозунгами неотчуждаемых прав человека передовые представители «третьего сословия», революционной буржуазии, выступали против произвола абсолютных монархов и закрепощения личности средневековой церковью. Требование защиты прав человека выдвигается и в настоящее время различными движениями, направленными против авторитаризма и тоталитаризма.

К числу неотчуждаемых прав человека относят обычно право на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и психическую неприкосновенность, достоинство личности, личную и семейную тайну и др. В последние годы сюда присоединяются и некоторые права «третьего» и «четвертого» поколения, например право на использование достижений культуры или чистую природную среду. Считается, что эти права государственная власть не может даровать или отчуждать своими актами и действиями.

Права гражданина, напротив, связаны с фактом гражданства, принадлежности лица к определенному государству, политическому сообществу. Это права личности как члена политического сообщества, они связаны с актами и действиями государственных органов. К их числу относятся, например, избирательные права, право на объединение в политические партии, право на участие в управлении делами государства и т.д. Сюда относятся и некоторые социально-экономические права (например, на бесплатное обучение за счет государства, на государственное медицинское обслуживание). Они предоставляются гражданам с учетом материальных возможностей государства, в зависимости от уровня развития демократии в данной стране, от ее традиций и других обстоятельств. Однако нет непреодолимой грани между правами человека и правами гражданина, не всегда между ними можно провести различия, их разделение имеет преимущественно общетеоретический характер. И те, и другие, будучи записаны в конституциях, должны обеспечиваться государством, его органами.

В странах тоталитарного социализма, где, как уже отмечалось, не принято различать права человека и права гражданина, особое значение придается другому различию — правам граждан и правам трудящихся. В некоторых конституциях (например, в китайской) отдельные социально-экономические права (право на отдых, на образование и др.) предоставляются только трудящимся гражданам. Последние могут обладать и другими преимуществами (иногда «эксплуататоры» лишались избирательных прав, государственные гарантии права на охрану здоровья закреплялись только за трудящимися).

Конституции многих стран различают также обязанности человека (например, соблюдать законы страны пребывания) и обязанности гражданина (например, обязательная воинская служба). Иногда в науке некоторые права и обязанности характеризуются как позитивные (например, избирательные права гражданина или та же обязанность любого лица соблюдать конституцию и законы). Эти права и обязанности обеспечиваются непосредственным государственным принуждением, в том числе судебным. Другие права и обязанности, хотя они и записаны в конституции, рассматриваются как моральные и непосредственно не защищаются судом; защищаются лишь производные от них, более конкретные права и обязанности. К числу моральных относят, например, право на здоровую окружающую среду или обязанность граждан-депутатов отдавать все силы служению народу (как это зафиксировано в китайской конституции).

Многие права и обязанности человека и гражданина возникают только с достижением определенного возраста, например право на труд обычно с 16 лет, воинская обязанность — с 18—19 лет. Многие права возникают с момента рождения (например, право собственности), а иногда и до рождения: наследниками могут стать дети, родившиеся после смерти наследодателя.

Правовой статус личности.

Правовой статус личности - это юридически закрепленное положение индивида в обществе, правовой статус - комплексная категория, которая отражает отношения личности, общества и государства.

Структура правового статуса личности состоит из четырех элементов.

1. Права и обязанности.

Права личности - это формально определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе.

Обязанности личности - это установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, официальная мера должного поведения.

2. Свободы личности. Свободы по сути также являются правами личности. Однако предоставляя свободы, государство делает акцент на самостоятельное определение человека в некоторых сферах общественной жизни. Поведение граждан в этом случае не регламентируется, свобода выбора обеспечивается невмешательством государства. Например, законодательство определяет свободу совести как право каждого человека исповедовать любую религию, или не исповедовать никакой. Никто не вправе указывать, какой именно выбор следует сделать человеку, никто не может ограничить его. Только сам человек решает, как реализовать принадлежащую ему свободу совести.

3. Законные интересы. Это юридически значимые и юридически оправданные притязания человека на социальные блага, не входящие в содержание прав и свобод. Законные интересы конкретно законодателем не определены. Это объясняется тем, что в правовых нормах нельзя заранее предусмотреть все возможные жизненные ситуации. При определении и защите законных интересов граждан государственные органы обычно прибегают либо к аналогии права, либо к расширенному толкованию правовых норм.

4. Юридическая ответственность. Она состоит в обязанности лица претерпевать меры государственного воздействия в случаях совершения противоправных и виновных действий, неисполнения или ненадлежащего исполнения юридических обязанностей.

Принято различать три основных вида правового статуса: общий, специальный и индивидуальный. Наряду с основными в теории различают статус физических и юридических лиц; статус иностранцев, лиц без гражданства или с двойным гражданством.

Общий правовой статус - это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции. Он является одинаковым для всех граждан. Содержание такого статуса составляют права, свободы и обязанности, предоставленные государством всем и каждому. Общий правовой статус является базовым, исходным для всех остальных. По нему можно судить о степени демократичности государства.

Специальный статус отражает особенности правового положения отдельных категорий граждан (пенсионеров, военнослужащих, депутатов, участников войны и т.д.), которые имеют дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные законодательством.

Индивидуальный статус представляет собой совокупность индивидуальных прав и обязанностей конкретного лица с учетом его пола, возраста, семейного положения, занимаемой должности, стажа работы и т.д. Индивидуальный статус динамичен, изменяется вместе с происходящими в жизни лица переменами.

Названные виды статуса в жизни неразделимы. Каждый человек одновременно обладает всеми видами статуса, поскольку является неповторимой личностью и гражданином своего государства, принадлежит к какой-либо социальной группе. Общий правовой статус у всех один, специальных статусов множество, индивидуальных - ровно столько, сколько граждан. Важно, чтобы каждый правильно представлял свое правовое положение, знал свои права и обязанности, умел ими пользоваться. В случае присвоения чужого статуса лицо подлежит юридической ответственности, вплоть до уголовной.

 

Основные права и свободы личности

Определяющее значение для правового статуса лич­ности в любом государстве имеют основные права и сво­боды человека, которые являются фундаментальными, а потому получают гарантии в конституции государства. Основные (конституционные) права - это опосредованные государственно-правовыми нормами важнейшие связи государства и личности: их взаимные права и обязанности, ответственность, гарантии и ограничения.

Субъективные права — это определенная мера возмож­ного поведения субъектов правоотношения. Субъективное право принадлежит субъекту как его носителю и открывает перед ним определенную правовую возможность, исполь­зование которой зависит лично от него. Основным средст­вом обеспечения субъективного права является возложение на другое лицо или лиц юридической обязанности.

Когда речь идет о свободе, имеется в виду запрещение эту свободу отрицать или ограничивать, обращенное к неоп­ределенному кругу субъектов, обязанных уважать эту свобо­ду, т.е. к любому возможному нарушителю свободы. Свободу иногда рассматривают как область человеческого поведения, в которую государство обязуется не вмешиваться.

Обязанности человека — это мера должного поведения как по отношению к другому человеку, так и по отноше­нию к государству и его органам. Субъект может отказаться от права, но не от обязанностей. Управомоченное лицо приобретает блага, обязанное — отчуждает, передает управомоченному лицу.

Каждое субъективное право распадается на несколько дробных частей, называемых правомочиями. Субъектив­ное право может состоять и из одного правомочия — тогда они совпадают. Причем следует обратить внимание на то, что все права граждан, которые они приобретают, вступая в разнообразные правоотношения, независимо от степени значимости, способа возникновения, форм осуществления, и иных особенностей, являются именно субъектив­ными, так как обладают главным родовым признаком — принадлежностью субъекту, наличию у него притязаний на возможность реализации данного права.

Конституция как нормативный акт высшей юридической килы закрепляет основные права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Но к основным правам относятся не только те права, которые указаны в конституции, их перечень может быть расширен законом. Кроме того, выделение особой группы основных прав вовсе не значит, что другие права в чем-то ущербны и охраняются с меньшей силой.

Основное право (свобода) — это установленная госу­дарством и закрепленная в его конституции возможность, позволяющая каждому гражданину избирать вид и меру своего поведения, пользоваться предоставленными ему благами как в личных, так и в общественных интересах.

Основная обязанность — это установленная государст­вом в интересах всех членов общества и закрепленная в конституции необходимость, предписывающая каждому гражданину определенный вид и меру поведения и ответст­венность в случае его неисполнения.

Совокупность субъективных прав, свобод и юридических обязанностей, определяющих правовой статус гражданина, образует систему. Основу ее составляют конституционные права, свободы и обязанности граждан. Хотя они и разно­образны по своему характеру и содержанию, но все выра­жают коренные связи, сложившиеся между государством и его гражданами, и в этом смысле они едины, составляют неразрывное целое. Это не исключает группировку основ­ных прав, свобод и обязанностей по одному пли несколь­ким направлениям.

Одной из первых классификаций является деление их на права человека и права гражданина. Такая классификация опирается на идеи школы естественного права, которые выделяли права и свободы, существовавшие в естественном состоянии, т.е. до государства, поэтому не зависящие от него и, напротив, провозглашавшиеся государством. Первые назывались правами человека, а вторые — правами гражданина.

В современной интерпретации права человека — это со­циальные возможности пользоваться материальными и со­циальными благами. Права человека — это такие права, ко­торые принадлежат каждому члену гражданского общества, в отличие от привилегий, распределявшихся в зависимости от занимаемого индивидом места на социальной лестнице. Современное демократическое государство обеспечивает защиту всех без исключения людей независимо от их гра­жданской принадлежности, если человек находится на его территории.

Права гражданина — это такие права человека, кото­рые оформлены юридически, признаны государством в его конституции и гарантируются государством исключитель­но своим гражданам.

Другой наиболее общей классификацией является деле­ние всех прав на негативные и позитивные. В основу дан­ной классификации положена фиксация в них негативного и позитивного аспектов свободы. В негативном значении свобода понимается как отсутствие принуждения, каких-либо ограничений по отношению к личности, а в позитив­ном — как свобода выбора, а главное, способность человека к достижению своих целей.

В соответствии с этим негативные права определяют обязанности государства и других лиц воздерживаться от тех или иных действий по отношению к индивиду. Они обеспечивают автономию личности от государственного вмешательства в некоторые наиболее значимые для чело­века сферы его жизнедеятельности. Эти права считаются основополагающими. Государство признает за личностью определенную сферу отношений, которая отдана на ус­мотрение индивида и не может быть объектом притязания государства. Негативные права — основа индивидуальной свободы. В эту группу прав входят права личной свободы (неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки и др.). Осуществление этих прав не зависит от ресурсов го­сударства.

В отличие от негативных прав, позитивные права фик­сируют обязанности государства, лиц и организаций пре­доставить гражданину те или иные блага, содействовать в практическом осуществлении индивидом принадлежащих ему прав и свобод. Это, например, право на образование, материальное обеспечение по возрасту, по болезни, в слу­чае потери кормильца, право на достойный жизненный уро­вень и др. Осуществление позитивных прав невозможно без наличия у государства достаточных ресурсов.

Принято считать, что обеспечение негативных прав и свобод малозатратно, не зависит от ресурсов государства, нуждается лишь в наличии применяемого по мере необхо­димости правозащитного механизма, тогда как реализация позитивных прав (финансовая помощь неимущим, право на бесплатное образование, здравоохранение) ложится тя­желым, а зачастую и непосильным бременем на государст­венную казну. Большинство негативных прав может осу­ществляться без прямых затрат со стороны государства, однако на самом деле государство несет косвенные расходы на содержание, например, правоохранительной и судебной системы, поддержку общественных организаций, поли­тических партий и пр. При более глубоком рассмотрении оказывается, что обеспечение негативных прав обходится государству, пожалуй, дороже, чем позитивных.

По форме осуществления выделяются коллективные и индивидуальные права и свободы. Существуют права и свободы, которые могут реализовываться только инди­видуально (право на жизнь и личную неприкосновенность, право на определение своей национальной принадлежности); выделяют также те права, которые могут быть реализованы как индивидуально, так и коллективно (свобода слова, пра­во обращаться в государственные органы); и, наконец, права и свободы, обладание и пользование которыми могут быть только коллективными (право на митинги, демонстрации).

История становления прав и свобод человека знает три поколения. Эта классификация отражает результат длитель­ного исторического становления эталонов и стандартов поведения, являющихся нормой современного общества, повышения уровня цивилизации, достижений в области культуры и благосостояния.

Первое поколение характеризуется исключительно гра­жданскими и политическими правами, поскольку они были закреплены в конституциях и законодательных ак­тах XVII—XVIII вв. Это и неприкосновенность личности с ее процессуальными гарантиями, и избирательное право, и свобода слова, печати и др.

Хотя сначала Конституция США 1787 г. не содержала перечня прав человека, впоследствии в 1789 г. были пред­ложены 10 поправок к ней, составившие Билль о правах, ратифицированный в 1791 г. В нем были закреплены такие права, как свобода совести, право ношения оружия, непри­косновенность личности и жилища, право на скорый пуб­личный суд, запрещение вторичного обвинения по одному и тому же делу и избирательное право.

Другим правовым актом данного периода была Деклара­ция прав и свобод человека и гражданина 1789 г., принятая во время Великой французской революции. Декларация закрепляла цель всякого политического союза в защите прав человека. Такой подход явился революционным по­воротом в общественном сознании: индивид, ранее всецело подчиненный государству и зависимый от него, приобретал автономию, право на невмешательство государства в сфе­ру свободы личности и получал гарантии государственной защиты в случае нарушения его прав и свобод.

К правам второго поколения относятся экономические и социальные права, которые в период ранних буржуазных революций рассматривались только как производные граж­данских и политических прав. Они стали провозглашаться в конституциях различных государств лишь в конце XIX — на­чале XX в., поскольку для их реализации требуются конкрет­ные акции государства. Это права и свободы, гарантирующие прежде всего интересы тех, кто работает по найму, — право на труд, социальное обеспечение, образование, пользование достижениями культуры и др. Данные права способствова­ли превращению государства в социально ориентированное, означали исторически иной уровень взаимоотношений госу­дарства и личности, характеризующийся в первую очередь конкретными социально-экономическими обязанностями государства перед гражданами. Эта закономерность совре­менного государственного развития нашла свое воплощение в конституциях ФРГ, Испании, Франции и др.

Обеспечивая международно-правовые гарантии осу­ществления социально-экономических прав, Всеобщая дек­ларация прав человека (1948 г.), а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) закрепили права: на труд; свободный выбор рабо­ты; социальное обеспечение; отдых и досуг; защиту мате­ринства и детства; образование; участие в культурной жиз­ни общества и другие права второго поколения.

К третьему поколению многие ученые относят «коллек­тивные» или «солидарные» права, такие как право на раз­витие, мир, здоровую окружающую среду, право на комму­никацию, право народов на самоопределение, право народа на осуществление власти, о которых стало возможным го­ворить лишь в 70-х гг. XX в.

Права народов не являются правами индивидов и не могут быть реализованы отдельной личностью, а принад­лежат коллективу людей, образующих народ или нацию. Тем не менее, это право не отрицает возможность каждого индивида, входящего в состав того или иного народа, ис­пользовать свои права и свободы (свободу слова, печати, собраний), выражать свое отношение к тому или иному во­просу. Мнение большинства, выраженное таким образом, и составляет волю всего народа. Совокупность реализуемых каждым отдельным лицом, входящим в состав народа, прав и представляет собой коллективное право — право народов В принятой в 1981 г. Организацией африканского единства Африканской хартии прав человека и народов закреплен ряд прав народов (право на самоопределение, право на сво­бодное распоряжение своими естественными богатствами и ресурсами, право на развитие и т.д.).

В последнее время группа прав третьего поколения несколько расширилась за счет включения в нее так назы­ваемых «новых» прав, которые появились в результате транс­формации традиционных прав или как ответ на новые реалии общественной жизни. К ним стали относить право на эвтана­зию, на возможность создавать семью людьми одного пола, на отказ от воинской службы, а также права различных кате­горий лиц: больных СПИДом, сексуальных меньшинств, лиц с физическими или психическими отклонениями и др. Пере­чень «новых» прав подвижен, он может расширяться за счет влияния глобализации, природных и техногенных катаклиз­мов, научно-технического прогресса. Возможно, через неко­торое время можно будет уже рассматривать права жертв тер­роризма, техногенных аварий, клонированных людей и др.

Более конкретной классификацией прав и свобод лич­ности по сравнению с предыдущими классификациями яв­ляется их подразделение в соответствии со сферами жиз­недеятельности человека. Исходя из этого, традиционным является деление прав и свобод человека и гражданина на личные (гражданские), политические, социально-эко­номические и культурные.

Личные (гражданские) права — это естественные, осново­полагающие, неотъемлемые права человека, определяющие отношение личной свободы к государственной власти. Они призваны гарантировать индивидуальную автономию и свободу, защитить человека от произвола со стороны го­сударства и других людей. К этой группе прав обычно отно­сят право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, право на защиту чести и доброго имени и др.

Политические права и свободы наиболее полно выража­ют суть взаимоотношений между государством и челове­ком. Они обеспечивают участие гражданина в институтах публичной власти, но различаются по способу привлечения личности к ее осуществлению. К ним относятся избира­тельные права, свобода союзов и ассоциаций, свобода сло­ва, мнений, печати.

Социально-экономические права и свободы обеспечива­ют удовлетворение материальных потребностей индивида и гарантируют ему свободу участия в хозяйственно-эконо­мической сфере жизни общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.168.18.209 (0.061 с.)