Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовая информация как разновидность социальной информации.↑ Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Правовая информация как разновидность социальной информации. Прежде всего, хотелось бы дать краткую классификацию информации. Виды правовой информации. Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно - технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности. Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее "автором", то есть от кого она исходит, и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация. Официальная правовая информация - это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений. Информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, - это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений. Неофициальная правовая информация - это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм. Рассмотрим названные группы более подробно. Официальная правовая информация Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию. Законы Законы РФ - нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения. Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ - правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Законы РФ принимаются в виде: - законов РФ о поправках к Конституции РФ; - федеральных конституционных законов; - федеральных законов (в том числе кодексов). Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам. К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации. Подзаконные акты Подзаконные акты - это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм. Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ. Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов. Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений. Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ. Международные договоры Международный договор - нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией. В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Формы правовых актов Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания. НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только "в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается". Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается. Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 N 02-395 "О положении Банка России "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России" (п. 1.5 Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит Постановлению Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта. Вместе с тем, в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Минюст РФ в "Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных Приказом от 04.05.2007 N 88, подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания), не должны носить нормативный правовой характер. Ненормативные акты издаются в самых разных формах. Однако следует обратить внимание на следующее. По установившемуся положению, если акты изданы в форме законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными. Тем не менее существуют исключения из этого правила. Так, в 1994 - 1996 гг. были приняты ненормативные акты в форме, традиционно присущей только нормативным актам, а именно: было принято 9 законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются индивидуально - правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов в форме законов. Требования, предъявляемые к правовой информации. требования, предъявляемые к правовой информации: законности, своевременности, достоверности и полноты, - играют важную роль в правовом информировании субъектов правоотношений; и без них невозможно оптимальное использование правовой информации при формировании правосознания, в правовом воспитании граждан и повышении уровня их правовой культуры К информации в органах внутренних дел предъявляется ряд требований, непрерывность, достоверность, полнота, своевременность, обновляемость, систематичность, выбор оптимального объема и доступность для машинной обработки Управление представляет собой замкнутый цикл процесса упорядочения, согласования усилий различных элементов системы в целях выполнения поставленных задач. По большинству мнений специалистов, управленческий цикл включает в себя: формулирование цели, постановку задач, сбор, обработку и анализ информации с целью выработки, обоснования и принятия решения, организации его исполнения, регулирования и контроля. Все перечисленные элементы и стадии управленческого цикла информация как бы пронизывает. Буквально кажрый элемент (стадия) управленческого цикла связан с оперированием или работой с информацией. Следовательно, требование непрерывности информации является основополагающим, т.к. без постоянно поступающей информации невозможен процесс управления. Требование достоверности не нуждается в особом разъяснении. Само собой рач/меется, что при отсутствии достоверной информации невозмо/^чо осуществлять управление Кроме того, в реальной жизни, в том числе в управлении органами внутренних дел, приходится часто сталкиваться со случаями поступления ложной информации, и лицу, принимающему управленческое решение, следует ее распознавать. Например, ложные сообщения о преступлениях, поступающие по телефону в дежурную часть органа внутренних дел Эта задача весьма актуальна в связи с большой плотностью поступающих сообщений и ограниченностью сил и средств в распоряжении дежурного. Требование полноты информации в управлении в настоящее время весьма злободневно Особо остро эта проблема стоит на уровне горрайорганов внутренних дел (см. приказ МВД СССР № 100 от 13 мая 1987 г.). В низовые подразделения идет большой поток управляющей информации, в свою очередь от них требуется значительное количество информационно-аналитических материалов, не предусмотренных нормативными актами. Кроме потока циркулирующей информации по вертикали немалую долю в работе горрайлинорганов внутренних дел занимает подготовка информации по горизонтали. В связи с этим возникает проблема полноты информации на всех уровнях управления в системе органов внутренних дел. Информации должно быть столько, чтобы можно было подготовить и принять рациональное решение. Своевременность поступления информации порой решает исход дела. Органы внутренних дел организуют управление силами и средствами в условиях быстро меняющейся оперативной обстановки, следовательно, своевременность поступления информации о многом определяет успех операции. В частности, в раскрытии преступлений «по горячим следам». Систематичность поступления информации способствует непрерывности процесса управления в условиях резко меняющейся оперативной обстановки. Например, при реализации специального плана по предупреждению и пресечению групповых нарушений; по розыску скрывающихся и задержанию вооруженных преступников и др. С появлением современных электронно-вычислительных машин, математического обеспечения, а также научных методов (в том числе количественных) обработки информации существенными требованиями являются. обновляемость информации, выбор ее оптимального объема и доступность для машинной обработки. Ранее проблема обновляемое/ли была чрезвычайно сложна из-за неэффективных способов сбора, обработки, хранения и поиска необходимой информации. С появлением современных ЭВМ эта проблема значительно упростилась. Поиск и стирание устаревшей и ненужной, а также запись новой информации происходит теперь намного быстрее. Несмотря на наличие быстродействующих ЭВМ и новых методов обработки информации, проблема выбора ее оптимального уровня постоянно актуальна. На каждом уровне управления информации должно быть столько, чтобы система могла успешно осуществлять свои функции. Избыток же информации затруднит процесс выработки, обоснования и принятия управленческого решения. Информация должна быть доступной для машинной обработки Так как ЭВМ воспринимает информацию в двоичной системе исчисления, а мы пользуемся алфавитной десятичной системой, то информацию с алфавитной и цифровой мы должны преобразовать в машинный язык (двоичный) Буквы алфавита и десятичные цифры записываются на машинные носители комбинацией двух цифр 0 и 1. На выходе ЭВМ стоит ретранслятор, который автоматически преобразует машинный язык в обычную алфавитно-цифровую информацию и отпечатывает ее на АЦПУ (алфавитно-цифровом печатающем устройстве). Информационный фонд. Федеральные законы Федеральные законы принимаются для регулирования более узких групп общественных отношений. Исходя из смысла ст. 76 Конституции федеральные законы занимают следующее положение в иерархии после федеральных конституционных законов. Федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам, а законы и иные нормативные акты субъектов не должны противоречить федеральным законам. Подзаконные акты Также являются источниками права и имеют следующую иерархию по юридической силе: · Указы и распоряжения Президента Ст. 90 Конституции РФ 1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения. 2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. 3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. · Постановления и распоряжения Правительства Ст. 115 Конституции 1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. 2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации. 3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации. · Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти Постановление Правительства от 13 августа 199г. N 1009 «об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» 1. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (далее именуются - нормативные правовые акты) издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции. 2. Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Законы субъектов РФ В ст. 76 Конституции и ст. 3 ФЗ «об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» указано, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Локальные акты Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации. ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «об образовании в РФ» ТК РФ Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями не подлежат применению. Можно сделать вывод, что локальные акты издаются в соответствии с федеральными и региональными нормативными правовыми актами и актами органов местного самоуправления и не должны им противоречить, и потому локальные акты занимают низшую ступень в иерархии источников российского права.
Закон — нормативный правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным (законодательным) органом государственной власти или непосредственно народом. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения и обладают наибольшей юридической силой. Среди законов выделяют основные конституционные (принимаемые по некоторым вопросам конституционного значения), кодифицированные (сложные систематизированные акты, регулирующие комплекс общественных отношений), текущие (принимаемые для урегулирования других вопросов жизни общества). В Российской Федерации действуют федеральные законы и законы субъектов РФ. Действующие законы образуют систему законодательства, причём все законы должны соответствовать Конституции, федеральные законы — федеральным конституционным законам, а законы субъектов РФ — федеральным законам, принятым по вопросам ведения РФ или совместного ведения. Подзаконные (все остальные) нормативные правовые акты принимаются государственными органами в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам РФ относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента РФ, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства РФ, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов. Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления, издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования. Виды законов. Законы являются актами высшей юридической силы по отношению к другим правовым актам. При этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической силы. Классификация законов РФ в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом: Из истории Отрасль конституционного права является относительно молодой. Конституционное право как самостоятельная отрасль права в зарубежных государствах сформировалось раньше, чем в России. Первые в истории человечества Конституции появились еще в XVIII в.: в 1787 г. — в США, в 1791 г. — во Франции и в Польше. В нашей стране первая Конституция была утверждена V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. Однако идеи становления конституционного строя в России возникали и ранее. Несколько проектов российской Конституции были разработаны декабристами еще в XIX веке. Вторая советская Конституция была принята 31 января 1925 г.на II Съезде Советов СССР. Она основывалась на Договоре об образовании СССР от 30 декабря 1922 г. Третья советская Конституция, получившая название Конституции победившего социализма, или сталинской Конституции, была принята 5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайным съездом Советов СССР. Четвертая советская Конституция («Конституция развитого социализма») появляется только 7 октября 1977 г.на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР. Первая Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ), одобренная всенародным референдумом, появилась 12 декабря 1993 г.
Функции конституции Роль конституции в обществе реализуется в ее функциях. Существует несколько классификаций функций конституций. Рассмотрим их. Можно выделить три функции конституции: политическую, правовую и гуманистическую. Политическая функция заключается в том, что конституция определяет устройство государственной власти, закрепляет политическое многообразие. Правовая функция реализуется в том, что конституция выступает ядром правовой системы общества, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права. Гуманистическая функция состоит в том, что в конституции воплощаются общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляются составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права. Выделяют также учредительную и мировоззренческую функции конституции. Суть учредительной функции в том, что конституция устанавливает определенный порядок в государстве, создает систему институтов и органов власти, наделяет их определенными полномочиями. Мировоззренческая функция состоит в том, что конституция способствует формированию правового сознания населения.
Конституция РФ, ее структура и задачи Конституция РФ состоит из преамбулы и двух разделов. Преамбула — вступительная часть Конституции РФ, провозглашающая становление в России конституционализма. 84 слова преамбулы устанавливают исходные начала, определяют те ценности, которые занимают ведущее положение во всей иерархии общественных ценностей, и цели, которые преследует Конституция РФ. В преамбуле Конституции РФ выражены также некоторые социальные обязательства государства по отношению к народу и гражданам, по обеспечению демократического развития страны и др. Первый раздел Конституции РФ не имеет названия. Он со стоит из 9 глав: 1 глава. «Основы конституционного строя». 2 глава. «Права и свободы человека и гражданина». 3 глава. «Федеративное устройство». 4 глава. «Президент РФ». 5 глава. «Федеральное Собрание». 6 глава. «Правительство РФ». 7 глава. «Судебная власть». 8 глава. «Местное самоуправление». 9 глава. «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Второй раздел называется «Заключение и переходные положения» и состоит всего из 9 пунктов. В нем закреплены: поря док вступления конституции в действие; соотношение конституции и ранее принятых нормативных правовых актов; процесс реформирования органов государственной власти и реформирования законодательства. По сути, положения второго раздела можно было принять как конституционный закон «О введении конституции в действие», поскольку некоторые его положения были актуальны лишь на момент принятия Конституции РФ. Основными задачами Конституции РФ являются: 1. Преобразование России в демократическое правовое государство. 2. Признание и приведение института прав и свобод человека и гражданина в соответствие с международными стандартами. Под основами конституционного строя понимают совокупность закрепленных Конституцией основных положений и принципов, в соответствии с которыми должны находиться другие положения Конституции РФ и все нормативные акты, принимаемые в России. Глава 1 Конституции РФ закрепляет важнейшие принципы существующего конституционного строя, которым не могут противоречить какие-либо иные нормы, в том числе и иные положения Конституции РФ (ч. 2 ст. 16 Конституции РФ). Ни один принятый Федеральным Собранием закон, вносящий изменения в Конституцию РФ, не должен противоречить основам конституционного строя. Все нормы, содержащиеся в последующих главах Конституции РФ, должны толковаться в соответствии с положениями главы 1 Конституции РФ. Положения этой главы могут быть изменены только в ходе полного пересмотра всей Конституции. Основы конституционного строя составляют прежде всего: 1) демократизм, выражающийся в народном суверенитете, раз делении властей, идеологическом и политическом многообразии, выборности органов власти; 2) правовое государство; 3) признание государством человека, его прав и свобод высшей ценностью, 4) социальное рыночное хозяйство, В рамках которого в основном осуществляются производство и распределение товаров и благ. С этими основами, характерными для правового государства, сегодня неразрывно связаны и такие основы, как социальное государство, главной задачей которого является реализация принципов социального равенства, а также светское государство, дополняющее принцип идеологического и политического многообразия многообразием духовным. К основам конституционного строя, закрепленным Конституцией РФ, относятся и федерализм, суверенность Российского государства, и республиканская форма правления. Основы конституционного строя наиболее полно могут быть раскрыты через характеристику системы принципов конституционного устройства РФ. Локальные акты Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации. ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «об образовании в РФ» ТК РФ Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями не подлежат применению. Можно сделать вывод, что локальные акты издаются в соответствии с федеральными и региональными нормативными правовыми актами и актами органов местного самоуправления и не должны им противоречить, и потому локальные акты занимают низшую ступень в иерархии источников российского права. Приемы юридической техники Важнейшим видом юридической техники является правотворческая, которой присущи свои приемы (способы) и средства. Учитывая это, можно сказать, что правотворческая техника — это совокупность приемов (способов) и средств подготовки, рассмотрения, принятия и обнародования нормативных правовых актов. Противоречий. Юридические коллизии и правила их преодоления (а не разрешения коллизии). Юридические коллизии – противоречия между действующими нормами права, когда две или более норм предлагают неодинаковое решение одного и того же вопроса (дела), а применении подлежит только одна из них. Формально обе нормы действует. Под юридическими коллизиями следует понимать расхождение или противоречие между отдельными нормами, актами, регулирующими одни и те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления государственными органами и должностными лицами своих полномочий. Виды: · Иерархические · Хронологические · Содержательные (общие, специальные, исключительные) · пространственные Виды нормативных договоров. Выделяют следующие виды нормативных договоров: o договоры о разграничении компетенции; o договоры о сотрудничестве, взаимодействии; o договоры о разрешении вопросов, связанных с распоряжением государственной собственностью; o концессии и инвестиционные соглашения. Требования, предъявляемые к правоприменительным актам. Основные требования, предъявляемые к актам применения, заключаются в том, чтобы акты: · строго соответ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 2166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.155.142 (0.019 с.) |