Юридическая техника правоприменительных актов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юридическая техника правоприменительных актов.



Под правоприменительной техникой понимается совокупность правил, приемов и способов составления и оформления правоприменительных документов, о чем отмечалось выше.

Технология подготовки и оформления указанных актов, использование приемов и способов правоприменительной техники зависит от характера регламентируемых отношений, подпадающих под правовое регулирование. Правоприменительный акт, его юридическая сила зависят от правовой нормы, на основании которой он вынесен. Правоприменительные документы есть действие права, его норм, которые призваны конкретизировать абстрактно изложенные субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности. Весьма важное место в системе правоприменительных актов занимают судебные документы (решения, приговоры, постановления и др.). Цель и задачи правоприменительных актов предопределяет технология работы по их подготовке и оформлению, а также использование конкретных приемов, комплексов правоприменительной техники.

Несмотря на огромное разнообразие правоприменительных актов и, соответственно, технологий и приемов их составления, и оформления - можно выделить следующие правила правоприменительной техники:

- правила изложения содержания; например, в случаях, если когда речь идет о решении арбитражного суда, то закон (ст. 169, 170 АПК РФ и др.) требует, чтобы в нем были изложены мотивы его принятия, краткое содержание заявленных требований и возражений, объяснений, заявлений и ходатайств лиц, участвующих в деле. В мотивировочной части должны быть указаны фактические и иные обстоятельства дела, установленные арбитражным судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятия решения; и др. В мотивировочной части должны также содержаться обоснования принятого судом решения; и др. Резолютивная часть решения должна содержать выводы об удовлетворении или отказе об удовлетворении полностью или части, каждого из заявленного требований; и др.

Каждый из правоприменительных документов предполагает соответствующее содержание, изложение или его фиксацию, а также закрепление в акте с использованием соответствующих приемов правоприменительной техники;

- логико-языковые правила - есть установления логики и языка, используемые при изложении содержания правоприменительного решения. Языковая и терминологическая основа правоприменительных актов не должна кардинально расходиться с языком нормативных правоприменительных актов. Однако стиль правоприменительных - это стиль индивидуальных актов, что предполагает реализацию иных стилевых требований. Нормативный стиль более строг, в его основе прискрептивная логика (логика норм, повелевающих правил). Индивидуальные документы, в том числе правоприменительные, основаны на нормах права, используют единую с ними терминологию, но они не повторяют, не дублируют правовые нормы, а излагают (часто достаточно свободно) фактические обстоятельства, позволяющие применять юридические предписания.

Правила построения текста индивидуального правоприменительного акта. Индивидуальный акт должен иметь строго определенный предмет регулирования, т.е. должен быть "привязан" с помощью адаптированной к фактическим обстоятельствам юридической конструкции (субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности) к конкретному фактическому обстоятельству. Этой логике должна быть подчинена соответствующая структура документа, строящаяся на логически последовательном изложении документа, отражающем специфику и цель правоприменительного документа. Безусловно, общая композиция документа предполагает заголовок, вводную часть, основную часть и заключительную. Каждая из них в тексте выделяется при помощи рубрикационных правил (абзацы, нумерация, интервалы и др.). Каждый индивидуальный акт имеет собственное содержание и, следовательно, собственную логику изложения.

К структурным правилам тесно примыкают графические; как способ (форма) выражения структуры, композиции индивидуального правового акта. Тексты индивидуальных актов нередко символизированы разного рода тематическими изображениями (например, на бланке свидетельство об отводе земли под индивидуальное жилищное строительство сверху листа изображен дом и приусадебный участок). Итак, с помощью правоприменительной графики (система правил композиционного построения текста акта правоприменения), ее реквизитов текст индивидуального акта приобретает композиционную стройность, логическую последовательность, внешнюю индивидуальность.

Каждый индивидуальный акт обязан иметь необходимые реквизиты, отражающие его юридическое предназначение, юридическую силу, регулятивные свойства и пределы действия. Речь идет о так называемых правилах легализации (реквизитных) правилах. Индивидуальный правоприменительный акт должен иметь соответствующее название (приговор суда, решение суда, постановление суда и т.д.), включая орган, его издавший, дату, место принятия, содержание (изложенное в соответствии с правилами, о чем речь шла выше). Обязательным реквизитом должна быть подпись должностного лица (лиц), например судьи.

 

Понятие и признаки интерпретационных (толкования) актов.

Термин "акты толкования" относится только к актам официального толкования норм права, т.е. имеются в виду результаты государственновластной деятельности по разъяснению норм права.
Акты официального толкования (интерпретационные акты) - это правовые акты, принятые компетентными государственными органами и должностными лицами и содержащие разъяснения норм права.
В общем признаки актов толкования и их отличия от иных правовых актов уже были рассмотрен нами выше. Обобщив сказанное, можно выделить следующие особенности актов толкования:
- не устанавливают новых норм права, не отменяют и не изменяют действующих юридических норм;
- имеют юридическую силу и практическое значение только в течение срока действия толкуемой нормы;
- содержат указания на то, как следует понимать и применять действующие юридические нормы;
- обладают государственной обязательностью, что обусловлено наличием у издающих их органов государственновластных полномочий;
- адресуются органам, применяющим право, а не субъектам, действия которых непосредственно регулируются нормой.

Действие и юридическая сила интерпретационных актов.

Требования, предъявляемые к интерпретационным актам.

Отличие интерпретационных актов от нормативных и

Правоприменительных.

Среди правовых актов-документов различают:

нормативно-правовые акты (нормативные акты);

акты толкования права (интерпретационные акты);

акты применения права (правоприменительные акты).

Нормативные акты - первичны, интерпретационные и правоприменительные акты - производны от нормативных в том смысле, что без нормативных актов их существование немыслимо. Вначале появляется (издаётся) нормативный акт, затем появляются акты его толкования и применения, т.е. он (нормативный акт) - обязательная предпосылка появления последних, поскольку невозможно толкование и применение права без самого права (представленного таким его источником как нормативный акт). Различие этих актов по субъекту выражается в том, что в соответствии с законодательством Украины только нормативные акты - результат деятельности субъектов правотворчества, т.е. нормативные акты - результат правотворческой деятельности (правотворчества). Законодательство Украины не предусматривает правотворческие полномочия для субъектов толкования и применения норм права.

Нормативные акты - разновидность источников (форм) права, акты толкования и применения права такого официального статуса не имеют.

Нормативные акты содержат нормы права. Акты толкования права содержат разъяснения содержания соответствующих норм права, т.е. в них растолковывается (объясняется) как надо правильно понимать смысл тех или иных норм права. Правоприменительный акт содержит индивидуальное (персонифицированное) властное предписание, вынесенное уполномоченным на то органом (лицом) в результате решения им конкретного юридического дела.

Правоприменительные акты применяются с учётом актов их официального толкования. Сами по себе акты толкования права юридического значения не имеют, они действуют и применяются в единстве с теми нормами, которые толкуют (в единстве с соответствующим нормативными актами).

Нормативно-правовые акты не следует отождествлять с правоприменительными и интерпретационными.

1. Норм. акт регулирует массовые отношения, а правоприменительный регулирует конкретные ситуации.

2. Норм. акт рассчитан на многократное применение, акт применения права на однократную реализацию.

3. Норм. акт не персонифицирован, адресован большему числу людей, акт применения имеет конкретного адресата.

В отличие от нормативно-правового интерпретационные акты вообще не содержат нормы права.

Выполняя вспомогательные функции, он лишь разъясняет смысл и содержание нормативных предписаний, обслуживает нормативный акт.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1039; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.88.60.5 (0.015 с.)