Революция 1848 года во Франции и периоды второй республики и второй империи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Революция 1848 года во Франции и периоды второй республики и второй империи.



1. Попытка реставрации монархии во Франции (период, длившийся с 1814 г. до 1847 г.) привела к общему кризису в стране - экономическому, торгово-промышленному и финансовому.

Зимой 1848 г. население Парижа поднялось на вооруженное восстание. Толчком к восстанию послужил расстрел мирной безоружной демонстрации парижан, требовавших демократизации политического строя и принятия мер по улучшению экономического положения. Уже на следующий день восставшие овладели основными стратегическими пунктами столицы. Король Луи-Филипп отрекся от престола.

Временное правительство, сформированное из представителей либерально-демократической оппозиции, 25 февраля 1848 года провозгласило Францию республикой. Был опубликован ряд декретов:

• о введении всеобщего прямого избирательного права - для мужчин;

• о закреплении права на труд;

• о гарантиях организации труда - обеспечить всех работой, сократить продолжительность рабочего дня в Париже на один час.

Одновременно правительство укрепляло вооруженные силы. Опорой правительства в борьбе с радикальным движением стала созданная наемная мобильная гвардия. Вскоре Временное правительство повысило налоги, что сильно ударило по крестьянству.

Весной 1848 г. состоялись выборы в Учредительное собрание, которое должно было принять конституцию республики. Большинство в собрании принадлежало крупным буржуа, земельным собственникам, генералам и представителям высшего духовенства.

2. Конституция 1848 г. установила следующие принципы государственного строя.

• республиканская форма правления;

• разделение властей;

• представительное правление.

Высшим органом законодательной власти являлось Национальное собрание. Ему вручалось исключительное право принятия законов, включаябюджет, решение вопросов войны и мира, утверждение торговых договоров и некоторые другие вопросы. Депутаты собрания избирались сроком на 3 года.

Главой исполнительной власти объявлялся президент. Под его началом были армия, полиция, административный аппарат. Президент не зависел от парламента и избирался на 4 года непосредственно населением.

Президент наделялся широкими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т. д. Президент назначал и смещал министров, командующих армией и флотом, префектов, губернаторов колоний и других высших должностных лиц.

Президент не мог быть переизбран на второй срок, не имел права роспуска Национального собрания.

Конституция предусматривала учреждение Государственного совета, назначаемого на 6 лет Национальным собранием. В компетенцию Государственного совета входило предварительное рассмотрение законопроектов, исходящих от правительства и Национального собрания. К еговедению были отнесены также контроль и наблюдение за администрацией и разрешение возникающих в ходе ее деятельности административных споров.

Органы центрального и местного управления не претерпели существенных изменений. Сохранилось административно-территориальное деление на департаменты, дистрикты и коммуны.

3. Конституция вводила всеобщее и прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирателями могли быть все мужчины-французы в возрасте от 21 года, пользовавшиеся гражданскими и политическими правами. Избранными могли быть те же лица, достигшие 25-летнего возраста. Впоследствии был введен шестимесячный ценз оседлости для избирателей, увеличенный затем до трех лет.

48. Революция 18 марта 1871 года во Франции и образование Парижской Коммуны.

После падения империи Наполеона Бонапарта на протяжении длительного времени Франция пыталась оп­ределить путь развития, двигаясь из крайности в край­ность. Измученные кровопролитием республиканского периода, пытаясь установить порядок и спокойствие, фран­цузы восстанавливают монархию Хартией 1814 г. Однако политика, проводимая новой королевской властью, устраива­ла только богатые слои общества и чиновников. В результате февральской революции 1848 г. широкие слои рабочего класса добиваются провозглашения второй республики и ус­тановления новой конституции, согласно которой государство возглавляется президентом, а законодательное собрание из­бирается на три года. Однако эта система власти имела много подводных камней. Президент Луи Бонапарт с укреплением своих позиций распускает национальное собрание и устанав­ливает диктатуру. Новая конституция 1852 г. закрепила все положения его единовластия.

Объединенные французские граждане создают сек­цию I Интернационала и многочисленные революци­онные клубы уже для борьбы с властью императора Наполеона III. Их дальнейшее объединение происходит под непосредственным руководством центрального комитета. Параллельно формируется республиканская федерация в национальной гвардии Франции. Итогом этих действий ста­ло восстание в 1871 г. В итоге центральное правительство, жандармы были вынуждены укрываться в Версале.

Центральный комитет начинает подготавливать проведе­ние выборов в Совет Парижской коммуны, которой в даль­нейшем и будут переданы полномочия управления государ­ством. Входившие в состав Совета представители различных социальных слоев и партийных группировок составили в 1871 г. Декларацию «К французскому народу», провозгла­шавшую республику, отмену всех форм эксплуатации рабо­чего и крестьянского населения, привилегий чиновничьего аппарата. Декларация провозглашала федерацию автоном­ных коммун Франции.

Несмотря на благородные начала этой программы, она приводилась в действие отнюдь не на добровольных началах. Управление государством проводилось Со­ветом коммуны, а его представители были исключительно па­рижанами. Из числа парижских граждан формировались различные комитеты, управляющие разными сферами обще­ственной жизни всей страны.

Пытаясь укрепить свою власть, Коммуна заменяет париж­скую полицию на батальоны национальной гвардии. Несмот­ря на то что Декларация провозглашала свободу и защиту граждан Коммуны от беззакония, период ее правления со­провождался жестокими репрессиями и расстрелом многих тысяч граждан без всякого судебного основания.

Действия центральной власти были сосредоточены на насильственном укреплении своих позиций, прямое предназначение — приоритет социальной государственной поддержки малоимущим — Парижской коммуной было уте­ряно. Сотни безработных, приостановка производства, ос­лабление экономики — вот признаки того времени. Пыта­ясь восстановить свой авторитет, Коммуна вводит в действие программу, улучшающую положение трудящихся, не позво­ляющую работодателю безнаказанно эксплуатировать наемных рабочих. Вводится обязательное заключение трудо­вых договоров, контроль рабочих над производством. Ком­муной вводится всеобщее бесплатное обязательное обра­зование. За недолгий период своей деятельности (72 дня) Парижской коммуной были заложены основы дальнейшей де­ятельности социально-демократического движения Европы.

Образование Третьей республики во Франции. Конституционные законы 1875 года.

1. После окончания войны с Пруссией основной политической проблемой являлся будущий государственный строй страны. Новую конституцию должно было принять Учредительное собрание. Однако решение конституционных вопросов взяла в свои руки политическая реакция. Законом от 31 августа 1871 года Национальное собрание, где большинство принадлежало монархистам, присвоило себе учредительные функции. Однако во Франции уже не было достаточной социальной базы для монархии. Политика Второй империи развеяла монархические иллюзии крестьянства, составлявшего около 70% населения страны. Рабочие придерживались республиканских убеждений. Это вынудило монархическое большинство в собрании отказаться от восстановления монархии. Собранию пришлось наделить главу исполнительной власти титулом "президент Республики".

2. Конституция Третьей республики, принятая Учредительным собранием в 1875 г., не представляла собой единого документа, а складывалась из трех законов:

• Закон от 24 февраля 1875 года об организации Сената;

• Закон от 25 февраля 1875 года об организации государственной власти;

• Закон от 16 июля 1875 года об отношениях между государственными властями.

Конституционные акты определяли структуру и компетенцию высших органов государственной власти.

Отсутствие единого конституционного нормативного акта давало возможность обойти вопрос об общих принципах государственного строя. Ни одна статья прямо не утверждала республику, но в целом три конституционных закона устанавливали республиканский строй во главе с президентом, парламентом как высшим органом законодательной власти и парламентским правительством.

Главой государства являлся президент, который избирался на 7 лет абсолютным большинством голосов Сената и Палаты депутатов, соединенных для этой цели в единое Национальное собрание. Он мог быть переизбран. Ему было предоставлено право законодательной инициативы, опубликования законов, наблюдения за их исполнением. Он мог отсрочить заседания палат, потребовать повторного обсуждения законопроекта, уже согласованного палатами. С согласия Сената он распускал Палату депутатов до истечения законного срока ее полномочий. Президент являлся главой вооруженных сил. Ему предоставлялось право назначения на все высшие военные и гражданские должности.

Законодательная власть осуществлялась Палатой депутатов, избираемой на 4 года всеобщим голосованием, и Сенатом, состоявшим из 75 пожизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет.

Сенат как верхняя палата парламента был постоянно действующим учреждением. Он не мог быть распущен и каждые 3 года обновлялся на одну треть. Как и Палата депутатов, он обладал правом законодательной инициативы, разработки законов, контроля за деятельностью правительства. Лишь финансовые законы должны были в первую очередь представляться в нижнюю палату и приниматься ею. Заседания палат проходили одновременно, но каждая из них работала самостоятельно. На единое Национальное собрание они созывались в

случае избрания президента или пересмотра конституции. Конституция 1875 г. предусматривала создание Совета министров, но его правовой статус детально разработан не был.

3. Государственный строй Третьей республики, созданный в соответствии с Конституцией 1875 г., претерпел существенные изменения в связи с дальнейшим развитием французского общества и обострением борьбы консервативных и либерально-демократических сил.

В 1884 г. были приняты важные поправки и дополнения к Конституции 1875 г.:

• запрещалось пересматривать республиканскую форму правления;

• представители династий, правивших во Франции, лишались права избираться на пост президента;

• был изменен порядок комплектования сената.

Развитие государственной системы Третьей республики проявилось в существенном сокращении власти президента. Начиная с 80-х гг. президент на практике перестал использовать свои наиболее значимые конституционные полномочия (право роспуска палаты, отсрочки сессий и т. д.). Во избежание политических конфликтов по молчаливому соглашению основных политических партий на пост президента стали выбираться заведомо безынициативные и маловлиятельные политические деятели. Официальные конституционные полномочия президента оставались резервом на случай кризисной или чрезвычайной обстановки. Эволюция Третьей республики нашла свое отражение и в деятельности палат французского парламента. По мере ужесточения внутрипарламентской партийной борьбы внутренний регламент Палаты депутатов все больше ограничивал свободу прений - председатель по своему усмотрению определял порядок дня, прерывал заседания и т. д. Создавалась система комиссий Палаты депутатов и Сената, куда переносилось обсуждение наиболее важных или политически острых вопросов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.249.105 (0.016 с.)